Методы и приемы воспитания - их классификация. Методы, средства, приемы воспитания

25.07.2019

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

Сущность воспитательного процесса

— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука , есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация , т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

В отечественной педагогике особо подчеркивается более значительная, чем в процессе обучения, роль в воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.

Воспитание — это именно процесс взаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».

Воспитательный процесс

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  • определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Методы организации воспитательного процесса

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.

Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

  • методы формирования тех или иных качеств сознания , мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
  • методы организации практической деятельности , накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования , активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым условием человеческого существования, как и сознание, а также в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  • конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание — использования методов второй группы;
  • характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
  • уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
  • личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.

Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера , обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.

При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  • Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
  • Содержание воспитания.
  • Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  • Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
  • Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
  • Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
  • Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
  • Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
  • Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  • влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  • влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности :

  • Методы формирования сознания личности.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.

Методы воспитания сознания (лекции, беседы, диспуты, личный пример и др.) сочетаются с такими средствами как научная и художественная литература, периодическая печать, другие знаковые средства мировой и национальной культуры.

Методы организации деятельности (педагогическая требование, управления и самоуправления коллектива, общественное мнение, приучение, упражнения, создание воспитательных ситуаций и др.) сочетаются с такими средствами воспитания как режим, дисциплина, коллектив, виды практической и трудовой деятельности, художественная самодеятельность и др. Взаимосвязь этих методов и средств направлены на воспитание устойчивых качеств, особенностей, навыков культуры поведения и нормативов межличностных отношений.

Методы стимулирования культуры поведения (соревнование, поощрение и наказание) связаны со средствами материальной и духовной награды за успехи, а также со средствами морального осуждения различных поступков. Оценка результатов - обязательный элемент подведение итогов деятельности, причем особенно важное значение имеет вербальная похвала положительных поступков, которая укрепляет культурные навыки и в дальнейшем в ее основой самооценки и самовоспитания в юношеском возрасте.

Реализация каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифицировать приемы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить приемы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на то конкретное воздействие, которое они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основания для классификации приемов следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учениками и отношениях с окружающими.

Можно выделить три группы приемов воспитания.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе.

«Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

«Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

«Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

«Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что мнение большинства не всегда может быть правильным. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку во время игры «Кто хочет стать миллионером?»

«Истории про себя». Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети были больше информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть эту историю как маленький спектакль.

«Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

«Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований).

«Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).

«Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки одних «гасят» инициативу и желание общаться у других. Главное здесь - добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

«Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следующие приемы в рамках проведения такого диалога.

«Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

«Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

«Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

«Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.

«Сочини конец истории». Детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.

«Любимые книги товарища». Ученику предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.

«Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.

«Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.).

«Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Вообще педагогические приемы зачастую связаны с юмором, изменением обстановки, обращением к независимым экспертам и т.п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые считает наиболее плодотворными. Прием, который применим к одному ученику, может быть неприемлемым для другого.

Эффект воспитания во многих случаях достигается, когда удается разговорить питомца, терпеливо выслушать его, поставить некоторые вопросы, навести на самостоятельное рассуждения.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.4. Методы и формы воспитания

Воспитание как целенаправленный процесс осуществляется определенными путями, то есть методами, и приобретает различные формы. Методы и формы воспитания играют важную роль в воспитании личности. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности осуществляется с помощью различных методов.

3.4.1 Метод и воспитания

Метод воспитания - способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на формирование у воспитанников определенных взглядов, убеждений, а также навыков и привычек поведения.

Воспитательное влияние методов воспитания усиливается при условии использования соответствующих приемов воспитания.

Прием воспитания - часть, элемент метода воспитания, необходимый для более эффективного применения метода в конкретной ситуации.

Кроме методов и приемов в воспитательной работе используют средства воспитания.

Средство воспитания - вид общественной деятельности, который может влиять на личность в определенном направлении.

К средствам воспитания относят труд, искусство, средства массовой информации, школьный режим и др.

Методы воспитания делят на общие (их применяют во всех направлениях воспитания) и частичные (используют преимущественно в одном из них - правовом, экономическом и т.д.).

В зависимости от функций, которые выполняют методы воспитания в формировании личности, их подразделяют на следующие группы: методы формирования сознания, методы формирования общественного поведения, методы стимулирования деятельности и поведения, методы контроля и анализа эффективности воспитания.

Методы формирования сознания.

Это методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю с целью формирования взглядов и убеждений.

К ним относятся словесные методы: беседа, лекция, диспут и метод примера.

Беседа. Особенность ее заключается в том, что педагог, опираясь на имеющиеся у учащихся, студентов знания, моральные, этические нормы, подводит их к пониманию, освоению новых.

Успешное проведение беседы обеспечивает соблюдение следующих условий:

Обоснование актуальности темы;

Формулировки вопросов, которые побуждали бы к разговору;

Направление беседы в нужном направлении;

Привлечение воспитанников к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе формирование у них соответствующего отношения к действительности, к своим общественных и моральных обязанностей;

Суммирование разговора, принятия конкретной рациональной программы действий для воплощения ее в жизнь.

Беседа бывает фронтальной или индивидуальной.

Фронтальную беседу проводят со всем классом (группой) на любую тему: политическую, моральную, правовую, половое, эстетическое и др. Однако особые трудности вы блуждают тогда, когда приходится убеждать людей в ошибочности их взглядов и убеждений, неправильности поведения. Для этого необходимо владеть различными приемами, способствующими повышению эффективности фронтальной беседы. Например, в определенной степени соглашаясь с мнением подопечных, выясняют слабые и спорные места в их позиции, что на самом деле является опровержением ее. Разговор при этом может происходить по такой логике: «Я с вами согласен, но как быть, когда...». Следует продумать вопросы, которыми можно побудить личность к самостоятельным поискам ответа на противоречивые суждения. Аргументы педагога должны быть неопровержимыми.

Особенно сложной для педагога является индивидуальная беседа, цель которой состоит в том, чтобы вызвать собеседника на откровенность. Педагог должен заботиться о том, чтобы провозглашаемые им моральные сентенции не только осознанные, но и пропущены через внутренний мир личности, то есть пережитые. Без использования убедительных примеров этого не достичь. Одновременно воспитанник должен почувствовать, что педагог является союзником, искренне стремится помочь ему и знает, как этого достичь.

Если в беседе речь пойдет о нарушении правил поведения, ее не начинают с упреков, сообщение о наказании. Целесообразно сначала выяснить причины нарушения, мотивы негативного поступка, чтобы правильно определить меру педагогического воздействия.

Неопытные педагоги очень часто индивидуальную беседу сводят к развенчанию негативных поступков. Больше пользы приносит беседа, если ее начинают с аргументированного раскрытия сути поступка, чтобы личность, которая осуществила его, сама осознала его аморальность.

Лекция. Как последовательное, систематическое изложение определенной проблемы она может иметь эпизодический характер или принадлежать к определенному тематического цикла, кинолектория. Используют ее в средних и старших классах, студенческих коллективах.

Для успеха лекции важно продумать ее композиционное построение, подобрать убедительные аргументы, необходимые для оценки событий и фактов. Речь лектора должна быть яркой, эмоциональной. Для поддержания внимания слушателей используют специальные психологические приемы. Теоретические положения лекции раскрывают в тесной взаимосвязи с практикой, с жизнью коллектива, что дает возможность установить доверительный контакт лектора с аудиторией. Самым сложным моментом лекции есть ответы на вопросы студентов. Характер последних может быть различным: в отношении уточнения фактов, оценки лектором определенного явления, его мысли по поводу какой-то проблемы, острые вопросы полемического характера. Лектор не должен уклоняться от ответов на вопросы, поскольку это может быть основанием превратного толкования определенного факта или непонимание его вообще.

Диспут. Как метод формирования сознания личности предполагает свободный, непринужденный обмен мнениями, коллективное обсуждение вопросов, которые волнуют.

Во время диспута его участники отстаивают свою позицию, убеждаются в правильности или ошибочности своих взглядов. Здесь раскрываются их эрудиция, культура речи, развивается логическое мышление.

Тематику диспута подбирают с таким расчетом, чтобы побудить его участников к размышлениям над серьезными мировоззренческими вопросами - о цели жизни, настоящее счастье, долг человека перед обществом. На диспуте можно обсуждать и факт из жизни группы, класса, производственного коллектива, литературное произведение, газетную или журнальную статью, определенную актуальную проблему. Выбирая тему диспута, необходимо предварительно выяснить, насколько его участники знакомы с ней.

Вопрос диспута должны вызывать интерес, заставлять задумываться над сутью проблемы, способствовать формированию собственного отношения к ней. При этом создают атмосферу непринужденности: все должны чувствовать себя равными, никто не имеет права поучать и обижаться, выступления должны быть откровенными и аргументированными. Целью диспута является не принятие окончательных решений, а создание возможностей для самостоятельного анализа его участниками проблемы, аргументация собственных взглядов, опровержение ложных аргументов других.

Пример. Его используют для конкретизации определенного теоретического утверждения, доказательство истинности определенной моральной нормы. Он является убедительным аргументом и часто побуждает к подражанию. Интенсивность воспитательного воздействия примера обусловлена его наглядностью и конкретностью. Чем ближе и понятнее он, тем больше его воспитательная сила.

Использование примера в воспитании требует учитывать возрастные и индивидуальные особенности молодежи. Так, подростки и ученики старших классов уже не следуют слепо пример, а критически относятся к нему. Однако за нехваткой жизненного опыта иногда примером считают совсем не то, что достойно подражания.

Воспитание на положительном примере нельзя своды ты к называнию положительных героев художественных произведений, кино фильмов, лучших учащихся (студентов) и т.д. Необходимо образно показать положительные качества конкретной личности, чтобы вызвать восхищение ими, стремление их подражать.

Негативные примеры используют, в частности, в правовом, антинаркогенному воспитании, пытаясь продемонстрировать нецелесообразности подражания определенных явлений. К приемам воспитание на отрицательном примере относятся:

Общественное порицание негативных проявлений;

Объяснение сущности негативного;

Противопоставление аморальным поступкам лучших образцов высоконравственного поведения;

Показ на конкретных примерах последствий аморального (асоциального) поведения;

Привлечение воспитанников к борьбе с проявлениями зла.

Заботясь о формировании сознания личности, необходимо во время формулировки конкретных мировоззренческих понятий, обсуждение взглядов и убеждений учитывать имеющиеся взгляды воспитанников на жизнь. Пытаясь убедить их, следует воздействовать не только на разум, но и на эмоциональную сферу, наводить близкие и понятные примеры, добиваться, чтобы молодой человек не только понимала услышанное, но и соглашалась с ним. Чрезвычайно важным фактором при этом является убежденность, такт, мастерство самого педагога.

Методы формирования общественного поведения.

Эти методы предусматривают организацию деятельности воспитанников и формирования опыта общественного поведения. К ним относятся требование, общественное мнение, упражнения, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций.

Требование. Требование не только влияет на сознание, она активизирует волевые качества, перестраивает мотивационную и чувственную сферу деятельности в положительном направлении, способствует формированию положительных навыков поведения.

Педагогическое требование - педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или тормозить его действия и поступки, имеющие негативный характер.

Требование должно быть мотивированным, понятным и посильным. Для этого разъясняют ее суть, убеждают в ее необходимости, пользы от ее выполнения. Одновременно необходимо добиться положительной реакции на требование, чтобы быть уверенным: коллектив поддержит педагога, позитивно повлияет на ученика (студента), если он почему-то не захочет ее выполнять. Если педагоги игнорируют мнение коллектива, коллектив может не обращать внимания на то, что кто-то не выполняет требование.

Уровень воспитанности все время меняется. Соответственно должны расти требования. Если личность поощрять за те же показатели в учебе, труде и поведении, не повышая к ней требованиям, она может остановиться на достигнутом. Педагогическое требование должно опережать развитие личности.

Требование должно быть справедливой. Осознание личностью ее справедливости является основанием для ее реализации. Мелочная, формальное требование или такая, что воспринимается как личная прихоть педагога, теряет свое воспитательное значение, оценивается как несправедливость.

Эффективность требования зависит и от ее четкости, лаконичности, когда хорошо понятно, где, в каком объеме, к какому времени, какими средствами и кому именно надо ее выполнить. Такое требование воспитывает персональную ответственность, дисциплинирует. Если же требование поставлена нечетко, неубедительно, не конкретно, то и выполнение ее будет безответственным.

Требования могут касаться всех сфер жизни и деятельности личности. Нельзя, например, распространять требование чистоты и порядка только на класс, а про мастерскую забывать. Поэтому необходимо выработать единые требования, что способствует формированию единых навыков и привычек поведения. Ежедневное соблюдение следующих требований всеми членами коллектива создает благоприятную морально-психологическую атмосферу, повышает эффективность воспитательного процесса.

Требование приносит воспитательную пользу, если она является систематической и последовательной. Это побуждает к постоянному соблюдению правил поведения независимо от наличия или отсутствия контроля за ней.

Требование может быть сформулирована прямо и косвенно.

В начале работы педагога с коллективом, когда к нему еще не привыкли, а также не известна еще стимулированная требованием деятельность, наиболее эффективной является прямое требование. Она должна быть четко сформулирована и высказана спокойным, уверенным тоном, который не вызывает возражений.

С развитием коллектива, углублением отношений педагога с воспитанниками, появлением в них негативного или позитивного отношения к организации педагогической деятельности используют различные формы косвенного требования.

Косвенные требования разделяют на позитивные, нейтральные, негативные.

Положительная требование. Она выражает положительное отношение педагога к воспитаннику (просьба, доверие, одобрение).

Требование в форме просьбы ставят хороших взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. В таких условиях воспитаннику кажется, что он исполняет просьбу по собственному желанию. Такое требование приучает к вежливости, взаимопомощи, заботы о других.

Требование, которое выражает доверие, применяют в форме различных поручений, что дают воспитаннику возможность почувствовать уважение к нему со стороны педагога, мнением которого он дорожит. Ценя это уважение, воспитанник сам проникается уважением к педагогу, ему становится неудобно не выполнить это поручение - требование.

Требование в форме одобрения используют в тех случаях, когда воспитанник добился определенных успехов. Похвала же педагога побуждает его к улучшению деятельности, способствует появлению чувства удовлетворения от результатов этой деятельности, чувство собственного достоинства.

Нейтральная требование. Она не обнаруживает четкого отношения воспитателя к подопечным, но базируется на отношении воспитанника к стимулированной деятельности (намек, условное требование, требование в игровой форме и др.).

Требование в форме намека применяют в основном тогда, когда для получения желаемого результата требуется незначительное воспитательное влияние. Им может быть шутку, упрек, взгляд или жест, обращенный к одного или нескольких членов коллектива.

Требование в форме условия ставят воспитанникам тогда, когда для выполнения желаемой для них деятельности им необходимо сначала сделать что-то другое. При этом виды деятельности так совмещают, чтобы они вытекали друг из друга, чтобы между ними был понятен связь («и улучшишь обучения - будешь игра ты в оркестре»). Используя эту форму требования, не следует интересную для воспитанников дело превращать в подкупе.

Требование в игровой форме. П используют при необходимости вы умирать не очень привлекательное задание (сбор металлолома, макулатуры и др.). Педагог организует эту работу как соревнование между группами или классами, которое захватывает само по себе.

Негативная требование. Своим содержанием и формой выражения она демонстрирует негативное отношение педагога к деятельности воспитанника, проявления его негативных качеств (недоверие, осуждение, угрозы).

Требование в форме недоверия заключается в том, что педагог устраняет подопечного от определенного вида деятельности, потому что он проигнорировал или неудовлетворительно выполнил свои обязанности. Эффективность такого требования зависит от авторитета педагога и от того, насколько воспитанник дорожит его доверием, этим видом деятельности.

Требование в форме осуждения проявляется в отрицательной оценке педагогом конкретных действий подопечного и рассчитана на предупреждение нежелательных поступков и стимулирования положительных. Осуждать можно наедине или в присутствии коллектива. Это может быть упрек, упрек, гнев или возмущение.

Наиболее резкой форме требования есть угроза. Подопечному сообщают, что при невыполнении распоряжения к нему будут приняты серьезных воспитательных мероприятий. Угроза должна быть обоснованной, в случае невыполнения требования угрозу следует выполнить.

Общественная мысль. Как метод воспитания по своей сути она является коллективным требованием. Ведь, обсуждая поступок конкретной личности, коллектив стремится, чтобы и осознала свою вину. При этом анализировать или критиковать надо не личность, а поступок, его вредность для коллектива, общества и самого нарушителя. Разговор должен быть такой, чтобы человек самостоятельно указала причину допущенного ошибку. Во время обсуждения обязательно определяют пути преодоления недостатков. С помощью общественного мнения человека легче убедить в ошибочности взглядов или в неподобающем поведении, чем в индивидуальной беседе: она видит, как реагируют товарищи, коллеги на советы педагога, руководителя и членов коллектива, убеждается, что ее взгляды никто не поддерживает, и начинает прислушиваться к советам. Поэтому, организовав обсуждение поведения, опытный педагог избегает чрезмерного вмешательства в разговор. Когда коллектив сам дает оценку и принимает решение, человек воспринимает это серьезнее, поскольку убеждается, что никто не настраивал коллектив против нее, ее товарищи имеют собственное мнение.

Воспитатель должен формировать общественное мнение заранее, а не тогда, когда надо обсудить определенный поступок. Успешности этого процесса способствуют единство педагогических требований, четкая система самоуправления, систематическая работа с ученическим активом. Важную роль играют и стимулирование учащихся к высказыванию собственного мнения, коллективный анализ конфликтных ситуаций и их решения, приучение критически оценивать мнения и явления, аргументировано отстаивать собственную думку.Вправляння. По своей сути упражнения предусматривает создание условий для формирования и закрепления положительных форм поведения личности.

К этому методу формирования общественного поведения человека приходится прибегать в течение всей жизни, чаще всего, конечно, в молодом возрасте. В школе, например, ученику ежедневно приходится упражняться в выполнении распорядка дня, соблюдение школьного режима, в учебной и трудовой деятельности. Если в каждой сфере жизни личности требования будут достаточно строгими, заставлять ее четко выполнять свои обязанности, она ежедневно будет вправляться в положительном поведении, у нее появятся соответствующие навыки и привычки.

Трудно придумать заранее упражнения, которые можно было бы рекомендовать педагогу на все случаи жизни. Подбор их должен быть вдумчивым, творческим. При этом педагог должен обосновывать подопечному необходимость вправления, заботиться о его доступность, систематичность, оптимальность для формирования определенных навыков и умений.

Приучение. Этот метод воспитания особенно эффективен в воспитательной работе со школьной молодежью. Ведь не всегда есть возможность и потребность ожидать момента, когда ученик сознательно выполнять требования школьного режима. Он должен это делать с первого дня пребывания в школе. Лишь со временем ребенок осознает их правильность, справедливость и необходимость. Следовательно, правильное поведение ученика будет формироваться в конкретных ситуациях школьной жизни.

Поручение. Как метод воспитания также имеет своей целью вправления ребенка в положительных действиях и поступках. Для этого педагог или ученический коллектив дает учащемуся задание, выполнение которого требует определенных действий или поступков.

Использование этого метода требует учета индивидуальных особенностей личности. Прежде всего поручение подбирают с таким расчетом, чтобы его выполнение способствовало развитию еще не сформированных качеств. Например, неорганизованным полезно давать задание подготовить и провести мероприятие, которое требует самостоятельности, инициативы, собранности.

Получив поручение, подопечный должен осознать его важность, значение для коллектива и для себя. Именно это и способствует формированию серьезного отношения к нему, а также необходимых умений, навыков.

Поручение должно быть посильным: несложное воспитывает самоуверенность, непосильная - подрывает веру в свои силы. Педагог должен не только определить само поручение, но и помочь его выполнить. Поручения могут иметь постоянный или эпизодический характер. Постоянные поручения целесообразно давать людям, которые уже имеют необходимый опыт их выполнения, а также развитое чувство ответственности. Поручения со временем целесообразно усложнять с содержанием и методикой его выполнения.

Эффективность поручение как метод воспитания в значительной степени зависит от организации контроля за его выполнением. Отсутствие контроля порождает безответственность. Контроль может иметь индивидуальный характер (со стороны педагога) или осуществляться в форме отчета на собрании коллектива или заседании его актива. Выполнение поручений следует оценивать.

Создание воспитывающих ситуаций. Принимая за критерий особенность влияния на поведение подопечных, приемы создания воспитывающих ситуаций разделяют на две группы: творческие и тормозные.

В творческих приемов относятся проявление доброты, внимания и заботы; проявление умений и предпочтений учителя; активизация скрытых мыслей и чувств; укрепление веры в собственные силы; доверие; привлечение к интересной деятельности.

Положительные последствия в индивидуальной воспитательной работе дает проявление воспитанников доброты, внимания и заботы. Он вызывает чувство благодарности, создает атмосферу взаимного уважения и доверия. Теплые чувства к педагога или товарищей впоследствии распространяются и на других людей.

Создание воспитывающих ситуаций, в которых проявляются умения и достоинства учителя, возможно в работе с людьми разных возрастных категорий. Лучше всего их можно проанализировать, прибегая к школьной практики. Каждый ученик, как правило, увлекается определенной отраслью знаний. Если педагог не только выявляет умения и знания в этой области, но и привлекает к ее освоению питомца, то это вызывает у него восторг, поднимает в его глазах авторитет педагога.

Ни один человек не равнодушный к своему месту в коллективе. Однако каждый переживает свое положение по-своему, нередко скрывая свои мысли и чувства. Наблюдения за ее поведением, беседы с ней дают возможность обнаружить, чем она особенно дорожит. Создана в соответствии педагогическая ситуация, что активизирует скрытые мысли и чувства, дает возможность формировать положительные черты личности.

Иногда молодой человек теряет веру в собственные силы, заявляет, что у нее ничего не получится, она неспособна. Особенно распространены эти настроения в раннем детстве. Такие дети часто равнодушны к замечаний, оценок учителей. Они чувствуют себя неполноценными, становятся пассивными. В этих случаях очень важно мобилизовать их способности, укрепить веру в собственные силы. Для этого создают такую педагогическую ситуацию, в которой личность могла бы в чем-нибудь проявить себя, убедиться, что она на что-то способна. Опытные педагоги так стараются организовать процесс обучения, чтобы ученик мог справиться с задачей, а товарищи заметили его первые успехи. Уверившись в своих силах, заметив интерес к себе и почувствовав уважение товарищей, он начинает верить в свои силы, стремится вести себя лучше. У него также пробуждается чувство собственного достоинства.

Прием доверие базируется на вере в то, что в каждом человеке есть что-то хорошее, на что можно опереться и достичь весомых успехов.

В индивидуальной работе используют и прием привлечения к интересной деятельности. Она захватывает питомца, в ней он «забывает» свои плохие поезда, у него рождаются хорошие стремления, проявляются положительные качества.

К тормозных приемов создания воспитывающих ситуаций относят параллельное педагогическое действие, кажущееся безразличие, осуждение, приказ, предупреждение, возмущение, ласковый упрек, намек, иронию, взрыв.

А. Макаренко часто пользовался приемом параллельного педагогического действия, который он истолковал как косвенное влияние на воспитанника через коллектив. При этом преодоление негативной черты характера или поведения осуществляется не путем непосредственного обращения к ученику, а через воздействие на него коллектива. Педагог выступает в таком случае с претензиями к коллективу и требует от него отвечать за поведение его членов. После этого коллектив должен осудить недостойный поступок одного из учеников, который, в свою очередь, должен отреагировать на требования коллектива.

Суть приема ложной безразличия заключается в том, что педагог благодаря своей выдержке делает вид, что ничего не заметил, и продолжает начатую работу. Воспитанник удивлен, что на его выходки не реагируют, его замысел проваливается, и осознает неуместность такого поведения. При таких обстоятельствах не остается ничего, как отказаться от замысла умышленно нарушать дисциплину.

Одним из действенных приемов реагирования является осуждение отрицательных поступков, взглядов и убеждений. Педагоги или члены коллектива на собрании или наедине критикуют лиц, которые ведут себя недостойно. Переживаемое при этом чувство стыда побуждает их в будущем сдерживать себя и не допускать подобных поступков, воспитывает чувство ответственности за свое поведение. Прием приказа выражается категорическим требованием учителя, который рассчитывает на безусловное его выполнение. Приказывая, учитель подчиняет своей воле волю питомца, поэтому приказ должен быть четко сформулированным и безальтернативным. Приказ часто используют, когда нужно не только организовать, но и скорректировать поведение ученика.

С помощью приема уведомления воспитатель раскрывает неприятные последствия определенных действий, которые обязательно проявляются, если не исправить поведения. Суть его заключается в том, что воспитатель вызывает у ученика волнение и желание избежать таких последствий. В предупреждении, кроме содержания слов, обращенных к питомцу, важную роль играет тон воспитателя - серьезный, убедительный, иногда угрожающий. Воспитатель должен хорошо знать, что может повлиять на ученика: вызов родителей в школу, обсуждение поведения на собрании учащихся класса.

Прием возмущение целесообразен, если подопечный допустил негативный поступок. Возмущаясь, воспитатель одновременно раскрывает недостойности поступка, вызывая стыд и желание исправиться. Проявление возмущения должен содержать и элементы убеждения: аргументы педагога, его взволнованность заставляют подопечного критически взглянуть на свое поведение.

Педагогический прием ласкового упрека характеризуется тем, что разговор с виновником ведется приветливо. Такой тон дает возможность воспитаннику быть откровеннее, доверчивее относиться к педагогу, вызывает желание исправиться.

В определенных случаях воспитатель не наказывает питомца, который поступил неправильно, и относится к нему так, будто ничего не случилось. Прибегая к намека, он создает условия, при которых подопечный сам осознает свою вину. Применение этого приема предполагает рассказ в присутствии виновника о хороший поступок самого воспитателя, других лиц, то есть контрастный по смыслу с его собственным. Такой рассказ и служит намеком на его вину.

Прием иронии заключается в благожелательном высмеивании недостатков виновников без унижения их достоинства. Его особенностью является создание педагогической обстановки, в которой нарушителя ставят в смешное положение перед товарищами. Чувство неловкости и стыда, которые его переполняют, побуждают преодолевать недостатки, за которые он стал смешным.

А. Макаренко использовал педагогический прием взрыва. Суть его заключается в создании такой педагогической обстановки, при которой быстро и коренным образом перестраивается личность. При этом важную роль играет то, что подопечный попадает в такую искусственно созданную ситуацию внезапно. Интенсивные психологические изменения могут произойти только в педагогической обстановке, что может вызвать новые сильные чувства. Педагогу необходимо хорошо знать питомца, чтобы повлиять на его чувства (радость, грусть, стыд, гнев и т.д.), чтобы он по-новому оценил себя, убедился в необходимости вести себя иначе.

Методы стимулирования деятельности и поведения.

Эти методы выполняют функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. К ним относятся соревнования, поощрения и наказания.

Состязания. Возникая как конкуренция, борьба за существование, оно является движущей силой развития. Соревнования отмечается гласностью, объективным сравнением итогов, организует, сплачивает коллектив, направляет на достижение успехов, учит побеждать. В его результатах отражается вся многогранность жизни школы, вуза. Соревнования заставляет тех, кто отстает, подниматься до уровня передовых, а передовых вдохновляет на новые успехи.

Эффективность соревнования зависит от того, насколько оно соответствует стремлению личности к здоровому соперничеству, самоутверждению, от осведомленности участников с его условиями, контролируемости и гласности результатов. Не менее важно использование материальных и моральных стимулов.

Поощрения. В основе его одобрение позитивных действий и поступков с целью побуждения воспитанников к их повторения.

Чаще всего с целью поощрения используют благодарность, размещение портрета на доске почета, награждение грамотой, ценным подарком и др.

Опыт показывает, что не всякое поощрение активизирует процесс воспитания. Оно имеет воспитательную силу только при определенных условиях. Прежде всего важно своевременно заметить появление позитивных сдвигов в поведении личности, в отношении к учебе, труду. Полезно похвалить подопечного, когда он еще не достиг серьезных успехов, но уже проявляет стремление к этому. Отмечая хотя бы едва заметные изменения к лучшему, небольшие победы ученика над собой, педагог пробуждает в нем желание и дальше совершенствоваться, стимулирует повторение подобных поступков. Если же воспитатель пройдет мимо первых побед подопечного, не увидит его стараний, это может негативно отразиться на всем процессе его воспитания.

Воспитательная сила поощрения «авансом» особенно проявляется в отношении тех, кого вообще редко или никогда не поощряют, кто не переживал ощущение радости от похвалы. Однако поощрением «авансом» злоупотреблять нельзя. Оно тоже должно быть заслуженным. При этом учитывают не только результаты деятельности, но и добросовестность, время, затраченное на работу, количество усилий. Учитывается и то, что одному человеку определенное дело дается легко, другому - гораздо труднее.

Наказания. По своей сути - это неодобрение, осуждение негативных действий и поступков с целью их прекращения и недопущения в будущем.

Наказание, как и поощрение, следует использовать только как воспитательное средство. К нарушителям правил поведения, дисциплины, режима труда применяют следующие наказания: выговор, устное замечание, замечание в дневнике, снижение оценки за поведение. Самое большое наказание - исключение нарушителя из школы - осуществляется за систематические аморальные поступки или правонарушения (воровство, хулиганство и т.д.).

Наказание может быть связано с наложением дополнительных обязанностей, с лишением или ограничением определенных прав, а также моральным порицанием.

Оно должно вызывать переживания, чувство вины, возбуждать угрызения совести и стремление изменить поведение; укреплять чувство ответственности за свое поведение, дисциплинированность, невосприимчивость к негативному, способность противостоять недостойным желанием.

Воспитательная эффективность поощрения и наказания повышается, когда они воспринимаются как справедливые, что обязывает педагога учитывать степень вины. К ним не следует прибегать часто, при необходимости можно постепенно усиливать их. Но обязательно наказание должны иметь гуманный характер.

Методы контроля и анализа эффективности воспитания.

Задача их заключается в выяснении результативности конкретных воспитательных мероприятий, воспитательной работы в конкретном коллективе в целом. К ним относятся такие методы научно-педагогического исследования, как педагогическое наблюдение, беседа, опрос (анкетный, устное), педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности ученика.

Какой бы метод педагог не использовал, он должен быть элементом конкретной программы изучения подопечного или коллектива.

Личность формируется и проявляет свои черты в различных видах деятельности. При этом чем свідомішою, более активной и целенаправленной будет ее деятельность, тем полнее и достовернее будут выявляться ее качества.

Поведение человека зависит не только от его личностных качеств, но и от характера отношений с коллективом, особенностей жизни коллектива. Поэтому педагог должен знать специфику его влияния на личность подопечного и его возможные реакции на это влияние.

Личность воспитанника и сам коллектив постоянно развиваются. Исследование этих изменений имеет практическое значение для дальнейшей воспитательной работы, в частности для правильного прогнозирования ее содержания и отбора методов, форм воспитательного воздействия. Например, в течение лет обучения ученик может побывать в разных классах и школах. Однако процесс его изучение должно продолжаться везде. И каждый новый воспитатель, прежде чем продолжить изучение и воспитание такого ученика, должен установить, что было сделано до него.

Сведения об ученике или коллектив, полученные с помощью одного метода, для достоверности и объективности требуют проверки другими методами. Всем участникам воспитательного процесса важно также обмениваться данными.

Изучение и воспитание осуществляются одновременно, взаємодоповнюючи друг друга. Прием или метод изучения личности может быть одновременно приемом или методом воспитания (беседа, поручение). Анализ реагирования личности (коллектива) на определенное воспитательное воздействие помогает подобрать адекватные способы его.


На личностный опыт ребенка. Но его освоение осуществляется в ходе работы, организуемой учителем, то есть в ходе претворения в жизнь педагогического взаимодействия. Всевозможные приемы организации педагогического взаимодействия выступают как организационные формы освоения содержания воспитания.

В качестве главных форм организации педагогического взаимодействия в педагогике выделяют методы и приемы воспитания. Они являются определенными способами педагогического воспитательного взаимодействия, обеспечивающими преимущественно реализацию целей и задач воспитания через освоение учеником содержания воспитания.

Определение

Приемы воспитания - это приемы педагогического взаимодействия, которые используются для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию выбранного метода воспитания.

Базу приемов воспитания образуют действия преподавателей, нацеленные на стимулирование работы обучающихся.

Приемы воспитания существуют как часть совокупного метода, отдельного воздействия, конкретного совершенствования воспитательного процесса. В то же время при некоторых условиях прием можно воспринимать и как самостоятельный способ педагогического взаимодействия, если решаемые при помощи него задачи обеспечивают условия успешной реализации педагогической деятельности.

Классификация приемов воспитания

Для педагогической системы безусловно важной является классификация приемов воспитания. Она позволяет упорядочить их и обозначить педагогический потенциал как каждого конкретного приема, так их совокупности в целостном виде. Так это предоставляет возможность выявить между ними общие элементы и черты отличия, определить роль и место приема в ходе формирования личности, указать на конкретные результаты, проявляющиеся при действии того или приема.

При выборе основания для такой классификации надлежит принять во внимание и то, каким образом воспитатель достигает перемен в отношениях с воспитанником и в его отношениях с окружающими. Прежде всего, следует знать о коммуникативных приемах, то есть приемах взаимообщения учителя и учащихся. К этой группе относятся следующие методы:

Прием «ролевая маска» . Детям предлагается войти в некую роль и выступить от лица соответствующего персонажа.

Прием «непрерывная эстафета мнений» . Учащиеся по очереди высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают и дополняют и так далее. Затем от несложных суждений можно перейти к аналитическим, а потом к проблемным высказываниям.

Прием «самостимулирование» . Учащиеся делятся на группы и готовят друг другу определенное число встречных вопросов, которые впоследствии подвергаются коллективной дискуссии.

Прием «импровизация на вольную тему» . Важно сказать, что здесь выбор детьми тем не ограничен. Они подбирают ту тему, в которой наиболее сильны или которая вызывает у них неподдельный интерес. После этого творчески развивают главные сюжетные полосы, переносят действия в другие условия, со своей точки зрения интерпретируют смысл происходящего.

Прием «импровизация на заданную тему» . Учащиеся непринужденно импровизируют на обозначенную учителем тему. В отличие от «импровизации на вольную тему» тут воспитанники имеют все шансы показать более трудные креативные характеристики. При этом наставник может со временем усложнять задания.

Прием «обнажение противоречий» . В данном случае ситуация сводится к разграничению позиций учащихся по тому либо иному вопросу в ходе исполнения креативного задания с некоторым конфликтом противоречивых суждений или разных точек зрения. Прием представляет точное обозначение расхождений во воззрении, которые необходимо тщательно рассмотреть и проанализировать.

Другая группа приемов связана с организаторской работой учителя, направленной на создание необходимого пространства ученика.

Прием «инструктирование» позволяет на период исполнения того или иного креативного задания создать правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований возможно вносить собственные предложения, дополнять, осуждать, отрицать воззрения друзей.

Прием «распределение ролей» . Он подразумевает конкретное распределение функций и ролей учащихся согласно с уровнем владения теми познаниями, умениями и умениями, что требуются для исполнения задания.

Прием «коррекция позиций» . Тут наблюдается корректное изменение воззрений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих исполнению креативных заданий.

Прием «самоотстранение учителя» . После того, как внесены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в процессе его исполнения, наставник словно самоустраняется от прямого начальства или берет на себя обещания рядового соучастника. Это позволяет детям еще более раскрыть свои внутренние качества и способности, но в то же время почувствовать самостоятельность и ответственность при выполнении задания.

Прием «распределение инициативы» предполагает равные условия для проявления инициативы всеми учащимися. Особенно важно достигнуть сбалансированного распределения инициативы по всей программе исполнения задания.

Прием «обмен ролями» . Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые имели при исполнении заданий. Другой вариант этого приема состоит в передаче учителем собственных функций группе учащихся или же отдельному ученику.

Из множества педагогических приемов отдельное место занимают юмор, собственный пример учителя, изменение обстановки, обращение к самостоятельным специалистам и некоторые другие.

Педагогических приемов может быть очень много. Любая обстановка рождает новые приемы, а каждый наставник из большого количества приемов применяет те, что отвечают его персональному стилю. При этом нужно учитывать, что прием, подходящий к одному ученику, может быть неприемлем для иного.

Значение приемов воспитания в педагогике

Приемы воспитания весьма значимы как для целостной системы учебно-воспитательного процесса, так и для отдельного педагога в частности. Именно благодаря использованию нужных воспитательных приемов, педагог может косвенно воздействовать на ученика через предметы либо произведения материальной и духовной культуры, которые классифицируются как средства воспитания. Впрочем самостоятельно создать новый уникальный прием воспитания – задача скорее непостижимая. Это ни одному педагогу не под силу, хотя вопрос улучшения и расширения системы приемов постоянно развивается. Каждый педагог в меру собственных сил решает этот вопрос на основе собственного практического опыта, внося в разработку единой системы приемов свои коррективы и дополнения, подходящие к конкретным условиям воспитательного процесса.

Приемы в образном смысле могут быть представлены как неизвестные ранее тропинки, что пролагает педагог совместно со собственными воспитанниками, чтобы достичь заданной цели. В том случае, если ими начинают пользоваться и прочие педагоги в своей практике, тогда со временем эти приемы имеют все шансы перевоплотиться в распространенные и известные всем пути - методы.

Важная заслуга приемов также заключается в том, что они, как педагогически оформленные действия, помогают педагогу воздействовать на поведение и позиции обучаемого, изменять его взгляды и мотивы действий. А в результате это происходит заметная активизация имеющегося потенциала личности, открываются резервные возможности человека и он начинает действовать явным образом.

Следует отметить, что к позитивным сменам в процессе воспитания ведет далеко не всякое педагогическое действие, а только такое, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно ценным.

- 106.00 Кб

Методы и приемы воспитания

  1. Понятие методов воспитания.

Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.

Каждый метод реализуется различно, в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные у коллег приемы.

Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. В основном эти изменения и представляют собой новые или впервые применяемые данным педагогом приемы воспитания. В связи с этим иногда метод определяют как систему приемов, используемых для достижения поставленной цели.

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать любых целей.

2. Классификации методов воспитания

Методов и особенно их различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогают лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку их система. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.

Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации.

Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание ситуации, организацию деятельности, в которые включается ребенок, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и другие). В данном случае общий признак «характер метода» включает направленность, применимость, особенность и некоторые другие его стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация И. Г. Щукиной на основе характеристики, включающей в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

По нашему мнению, в педагогической литературе произошла подмена понятий. Методами называют часто формы воспитания (рассказ, беседа) или совокупность методов (формирование общественного мнения).

Методов на самом деле значительно меньше, чем-то количество, которое сегодня перечисляется в литературе. Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот, все зависит от таланта композитора.

Воздействия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующее действие ученика, направленное на самовоспитание. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные . Бинарные методы предполагают выделение пар методов «воспитания-самовоспитания». Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличается один от другого тем, на какую именно сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу : для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Примером использования метода убеждения может быть бе-седа с детьми о сказке СТ. Аксакова «Аленький цветочек».

Предметом обсуждения может стать отношение девушки дочери купца к страшному чудищу.

«Втапоры, не мешкая ни минуточки, пошла она во зеленый сад дожидатися часу урочного и, когда пришли сумерки серые, опустилося за лес солнышко красное, проговорила она: «Покажись мне, мой верный друг!» - и показался ей издали зверь лесной, чудо морское; он прошел только поперек дороги и пропал в частых кустах, и невзвидела света молода дочь купецкая, красавица писаная, всплеснула руками белыми, закричала неточным голосом и упала на дорогу без памяти. Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. Полежавши долго ли, мало ли времени, опамятовалась молода дочь купецкая, красавица писаная, и слышит: плачет кто-то возле нее, горючьми слезами обливается и говорит голосом жалостным: «Погубила ты меня, моя красавица возлюбленная, не видать мне больше твоего лица распрекрасного, не захочешь ты меня даже слышати, и пришло мне умереть смертью безвременною». И стало ей жалко и совестно, и совладала она с своим страхом великим и с своим сердцем робким девичьим, и заговорила она го лосом твердыим: «Нет, не бойся ничего, мой господин добрый и ласковый, не испугаюсь я больше твоего вида страшного, не разлучусь я с тобой, не забуду твоих ми лостей» покажись мне теперь же в своем виде давишнем; я только впервые испугалася». Показался ей лесной зверь, чудо морское, в своем виде страшным, противным, безобразным, только близко подойти к ней не осмелился, сколько она ни звала его; гуляли они до ночи темныя и вели беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха молодая дочь купецкая, красавица писаная. На другой день увидала она зверя лесного, чудо морское, при свете солнышка красного, и хотя сначала, разглядя его, испугалася, а виду не показала, и скоро страх ее совсем прошел. Тут пошли у них беседы пуще прежнего: день-деньской, почитай, не разлучалися, за обедом и ужином яствами сахарными насыщалися, питьями медвяными прохлаждал ися, гуляли по зеленым садам, без коней катали-ся по темным лесам» Ь

После повтора этого эпизода сказки можно провести беседу по следующим вопросам.

1. Почему девушка, испугавшись чудища, все-таки стала с ним встречаться, несмотря на то что ей это было вначале неприятно?

2. Всегда ли первое впечатление о человеке помогает прайм льно воспринимать его?

3. Какой вывод мы можем сделать из нашего разговора? Детей надо логически подвести к выводу о том, что на

кете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят необычно, ведут себя не так, как все. На самом деле внешнее впечатление часто обманчиво. При помощи сказок и других бесед можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям.

Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе и ого формирования лежат логические выводы, сделанные пмим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование - метод, в основе которого лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненгты метода стимулирования, как поощрение и накатине .

Поощрением может быть выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания : наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

Описание работы

Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.