Сделай сам. Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет

16.10.2019

Все мы рождаемся маленькими и беспомощными, лишь потом обретаем новые навыки, необходимые для взрослой жизни. Самостоятельность приходит со временем, по мере того, как грудные малыши становятся старше, идут в школу, взрослеют. Тем не менее, многие родители застревают на начальных стадиях этого процесса и продолжают делать многие вещи за своих детей.

Нет тотальному контролю!

Конечно, вы можете следить за поведением и действиями своего ребенка, но делать это необходимо скрытно. Постарайтесь увидеть в ребенке индивидуальность, а не просто набор положительных и отрицательных качеств. Подмечайте моменты, когда вы неумышленно или сознательно начинаете давить на ребенка, чтобы пресекать подобные случаи.

Помните, что социальная среда с легкостью может манипулировать родителями, изменяя ваше мнение о ребенке в худшую сторону. Например, воспитатель или учитель может сказать вам, что малыш слишком ленив, чтобы вызвать у вас ответную реакцию. Не стоит действовать сгоряча, ведь ребенок просто мог устать или плохо себя чувствовать.

Игрушки для самостоятельных детей

  • Даже младенцев привлекают яркие рисунки в красивых книжках, ведь рассматривать их можно часами. Ознакомьте ребенка с основными природными явлениями, животными, героями сказок и другими, чтобы пробудить у него желание продолжить изучение мира литературы своими силами.
  • Цветные карандаши, краски и фломастеры всегда приносят творческим детям радость. Возможность самим воссоздавать на бумаге различные узоры вселяет в малышей уверенность, что они могут самовыражаться. Прикрепите к стене ватман, на котором ребенок будет рисовать в свободное время.
  • Все дети непременно должны иметь в своем распоряжении мягкие игрушки, кукол, роботов, а также других реальных и вымышленных существ. Их можно «кормить», переодевать в разные наряды, передвигать… Эти простые, казалось бы, действия учат малышей быть ответственными.

Ни в коем случае не смотрите на ошибки ребенка как на его неудачи. Постарайтесь увидеть в них возможность научить малыша чему-то новому. Попытайтесь привить малышу понимание того факта, что непредвиденные оплошности и досадные заблуждения являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Привычный для всех дошкольников вид деятельности — это, конечно, игровая форма обучения. Как можно чаще превращайте будничные дела в забавные развлечения. Так ребенок гораздо быстрее овладеет новыми навыками, нежели под давлением утомляющих родительских напутствий и указаний.

Устройте веселые соревнования, кто из вас с малышом быстрее оденется на прогулку или застелет кровать. Вместе с ним нарисуйте на плотной бумаге распорядок его дня и повесьте на двери в его комнате в качестве наглядного напоминания о последовательности запланированных действий. Помимо всего прочего, вы можете придумать уникальный смешной ритуал подготовки к завтрашнему дню, например, заполнение игрушечного ежедневника. Не стесняйтесь демонстрировать все возможности своей фантазии!

Что должен делать ребенок в разном возрасте?

1. От года до трех

Развитием самостоятельности необходимо заниматься еще с самых первых месяцев жизни малыша. Уже в семь-восемь месяцев позволяйте ему держать ложку в руках, пользоваться ею, пусть и не совсем аккуратно.

2. От трех до пяти лет

В этом возрасте малыш может самостоятельно выбирать себе одежду из предложенных вами вариантов, а также соблюдать элементарные правила личной гигиены наподобие умывания и чистки зубов.

3. От пяти до семи лет

Ребенок способен сам убирать свою посуду после приема пищи и разделять грязную одежду перед стиркой на белую и цветную. Кроме того, ему под силу одеваться (возможно, за исключением сложных застежек) и накрывать на стол.

4. Первый класс

Этот период для ребенка — время проб и ошибок на собственном опыте. Он должен самостоятельно собираться в школу еще до завтрака, вытирать пыль в своей комнате, складывать вещи на полках в шкафу.

5. Второй класс

В этом возрасте дети должны уметь определять время по стрелкам на механических часах, мыть посуду, готовить простые завтраки, пользоваться микроволновой печью и пылесосить в доме.

6. Третий класс

Подходя к окончанию начальной школы, ребенок обязан самостоятельно убираться на своих полках в шкафу, писать список необходимых продуктов и делать недорогие покупки с разрешения родителей.

Лучшая основа для формирования ответственности у ребенка — это теплые и доверительные отношения с родителями и другими членами семьи. Направляйте на это все свои усилия, и тогда у вас обязательно получится вырастить самостоятельного и ответственного человека!

Вы ждете второго ребенка. И пока не очень представляете, как изменится ваша жизнь с двумя детьми и сколько времени и сил вы сможете уделять старшему после рождения младшего. Опытные мамы и психологи советуют подумать об этом уже сейчас — и научить старшего ребенка всему, что он в состоянии делать сам. А также предпринять другие шаги, чтобы избежать ревности между детьми.

Развитие самостоятельности старшего ребенка

Если вы запланировали очередную беременность или уже ждете прибавления в семье, не будет лишним продумать, как новые обстоятельства (беременность, а затем и сам новорожденный) ограничат ваши возможности в помощи старшему ребенку. Большинство родителей подсознательно повышают требования к старшим еще до рождения малыша. Это весьма разумно, поскольку таким образом в течение нескольких месяцев до родов развивается их самостоятельность.

Вероятно, во время беременности и после родов вы не станете, как раньше, поднимать или носить старшего ребенка. Поэтому лучше заранее приучить дочку или сына самостоятельно подниматься по лестнице, залезать на кровать, в автомобильное кресло, на стул или унитаз . В дальнейшем это поможет ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям.

Сможет ли ваша дочка поесть, одеться, сходить в туалет, если вы не будете помогать ей как раньше ? Потребности младенца в большинстве случаев имеют приоритет, к тому же трудно предугадать, в какой конкретно момент он будет в вас нуждаться. Чем большим количеством навыков овладеет старшая сестра, тем в меньшей степени ее собственные потребности будут ограничиваться потребностями младшего брата.

Иначе говоря, вы выгодно инвестируете, когда используете период беременности для того, чтобы приучить годовалого ребенка самостоятельно есть кашу, а детей постарше — готовить себе бутерброды. Когда родится малыш, все преимущества того, что ваш старший практически без помощи справляется с одеждой и обувью , скажут сами за себя. Поэтому учите детей тому, что им должно быть доступно в их возрасте. Ваши дети уже ходят в школу? Задайтесь вопросом: может быть, вы помогаете им сверх меры, и они уже могут сами справляться, например, с уборкой или мытьем головы?

Пересмотрите привычные процедуры вечернего туалета и отхода ко сну . Если вы укладываете ребенка часами, то разумнее всего поменять такой изматывающий распорядок. Самое время также приучить ребенка к мысли, что не только мама может помочь или утешить, и именно взрослые решают, чем каждый из них будет заниматься.

Разумеется, нельзя требовать от старшего ребенка слишком многого или прекращать время от времени помогать в том, что он уже умеет делать сам. Просто следите за тем, чтобы он был достаточно самостоятельным.

Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться

Попробуйте создать позитивную атмосферу во время обучения, продемонстрируйте ребенку, что вас радуют и впечатляют его успехи, и тогда его мотивация выполнять ваши просьбы заметно возрастет.

Дочка упирается и не хочет ничего делать сама? Не стоит спекулировать тем, что она теперь большая и, следовательно, должна справляться без посторонней помощи. Иначе «быть большой» будет для нее ассоциироваться с выполнением массы скучных требований и почти полным отсутствием развлечений.

Но вы можете подбодрить ее: скажите, что она ведет себя «как большая», в тот момент, когда девочка будет стараться делать что-либо в соответствии с вашими пожеланиями: «Ого, ты сама смогла подняться по лестнице! У тебя, видимо, такие же крепкие ножки, как у Матильды, хотя ей уже четыре года!».

Не ссылайтесь на беременность

«Я не могу тебя поднять, ведь у меня в животе маленький!», «Нет, мне нельзя кататься на лыжах, ведь если я упаду, ребенок может родиться раньше, чем нужно», «Нет, я не могу кататься с горки, у меня болит спина, я же беременна».

Действительно, сама по себе беременность и особенно связанные с ней болевые ощущения или какие-либо осложнения могут сильно ограничить ваше взаимодействие со старшим ребенком. Однако, отказывая ему в чем-либо, серьезно подходите к аргументации. Разумеется, вы должны себя беречь, но попробуйте не выставлять младшего брата занудой еще до его рождения. Говорите правду, но не упоминайте маленького.

Например: «Я не могу тебя поднять потому, что у меня заболит спина. Папа тебя поднимет, он же у нас силач!», «Нет, сегодня я не пойду с вами кататься на лыжах, но когда вы вернетесь, мы с тобой можем поиграть!» или «Я не могу покататься с тобой, у меня болит поясница, но я буду смотреть, как быстро ты мчишься с горки!».

Собственная комната и другие изменения

Все запланированные серьезные изменения в жизни старшего следует производить задолго до родов — минимум за несколько месяцев, чтобы потом ему не пришлось привыкать к массе нововведений одновременно. Так ребенок избежит шока, а вы — его слишком бурных, порою просто невыносимых, реакций.

К таким важным изменениям относятся, к примеру, переезд или . С другими эмоционально тяжелыми решениями — вроде отказа от использования — также не следует тянуть до последнего, не предпринимайте ничего подобного накануне рождения малыша.

Если старшему ребенку предстоит уступить свое место младенцу, скажем, в родительской спальне, важно организовать процесс перемещения задолго до появления малыша. При дневном свете новая комната, большая кровать и постельное белье с классным рисунком выглядят, конечно, привлекательно, однако, когда сгущается ночная мгла, ребенок может решить, что лучше все-таки спать рядышком с мамой и папой. И если вдруг окажется, что они его совсем не ждут, в то время как младшая сестра, напротив, спокойно почивает под родительским крылом, в душу старшего может закрасться болезненная ревность.

И как же обидно, когда на твоих глазах кто-то другой использует любимую тобою вещь! Если эти переживания окажутся напрямую связаны с новорожденным, старший ребенок может обозлиться на маленького наследника. Поэтому целесообразно на какое-то время убрать с глаз долой игрушки, детскую одежду и другие вещи, прежде чем они перейдут к новому владельцу. Таким образом у старшего не возникнет ощущения, что его имущество было отобрано у него против воли в пользу младшего братика или сестренки.

Обсуждение

Комментировать статью "Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности"

Как приучить ребенка к самостоятельности, если без помощи родителей он сделать уроки не может? Раздел: Развитие самостоятельности (Самостоятельный ребенок?) Самостоятельность - это прежде всего уверенность в своем "тыле".

Самостоятельность. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового У меня похожая ситуация, только у меня сын. Стал меняться, когда поступил в ВУЗ. Не делайте резких движений в отношении того, чтобы приучить к самостоятельности.

Что делать в ситуации, если сын 20 лет ничем не занят. Он бросил ВУЗ, неудачно пробовал работать, сейчас как будто ищет другую работу У нас полная семья, и старались приучить к самостоятельности, гоняли, заставляли, но это отчасти у человека в крови, и это видно даже...

Как научить самостоятельности????. Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. Вы как оцениваете внутреннее состояние своего сына, когда он сидит перед чистым листом бумаги и ничего не делает? И не только что мы начали приучать к самостоятельности.

Отселение взрослого сына. Сын 22 года планирует жить отдельно. Отношения в семье нормальные, просто хочет самостоятельности. Согласны, время пришло, да к тому же есть такая возможность. Только вот думаю, что же будет в этой квартире.

Приучать ребёнка к самостоятельности надо с младенчества. Пусть он остаётся в кроватке или Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Развитие самостоятельности старшего ребенка. Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться.

Раздел: Образование, развитие (как приучить ребенка к самостоятельности в 8 лет). приучение к самостоятельности. привет, девочки, очень ребко пишу сейчас, ноан конференции с Колиного рождения уже В августе ребенку будет 10 лет.

Деточке 17,5 лет, и вот уже год он учится в оооочень облегченном режиме, почитай, что совсем не учится, а только балду гоняет. И весь год я слушаю песенку про то, что работу он ищет, вот скоро уже найдет. Через месяц и той какбыучебы не станет, и будет он свободен 24 часа в сутки.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться. Не ссылайтесь на беременность. Свобода выбора ребенка. зависит от ребенка. мой ребенок (6.5 лет) довольно не решительный и сам выбрать не может...

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Тоже раздумываю о том, что надо бы приучать к самостоятельности. И дальше спокойно сидела. Ей очень понравилось, до сих пор вспоминает, как летала с папой, мамой и пилотом.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как научить детей читать. Как преучить ребенка к чтению. Добрый день, уважаемые читатели моего бебиблога о семье, дому, беремености. выдаю лекарства, в зубы - портфель, и мы мчимся, в 7.45 он...

Самостоятельность получила в 8 лет во втором классе. Стала одна ездить на автобусе в школу Лучше все-таки понемногу приучать, а то в один прекрасный день выпорхнет без царя в Советы родителям детей всех возрастов. Как воспитать в ребенке самостоятельность.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Чтобы приучить к самостоятельному засыпанию грудного ребенка, нужно с В этом случае вы знаете заранее, когда "внутренние часы" ребенка переключатся на сон.

Сыну 4,7 года. Решили отдать его в сад (без большой необходимости). Первые 3 дня приходила за ним в обед, он говорил: "мама, я бы здесь еще побыл", но забирала, т.к. положено. Как приучить ребенка к самостоятельности.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Самостоятельный ребенок – до рождения брата или сестры: потом будет некогда. Как приучить ребенку лежать на животе? Чтобы научить ребенка спать нужны не пеленки, а знание особенностей сна...

Самостоятельность в 4 года. Развитие самостоятельности. Приучаем 4-хлетнего сына к самостоятельности. В детском саду, вроде, проблем нет. Ест сам.

Как учить ребенка самостоятельности?. Нужна консультация психолога. Детская психология. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться. Не ссылайтесь на беременность.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как приучить ребенка спать отдельно. Спящий ребенок? это не только мило, но и наконец-то. И порой маме намного проще положить ребенка рядом с собой, чем настаивать на том, чтобы малыш...

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Когда родится малыш, все преимущества того, что ваш старший как приучить ребенка к обуви?. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и...

Развлеки себя сам: 6 подсказок для родителей, как приучить ребенка к самостоятельным играм

Бывает, что подросший ребенок не может играть сам - все время требует внимания родителей. Если оставляешь его хоть на минуту - начинает капризничать . Но ведь невозможно его развлекать целый день! Можно ли приучить малыша играть самостоятельно?

Игра чрезвычайно важна для ребенка. Посредством игры он знакомится с окружающим миром и со своими возможностями. Игра развивает фантазию, сообразительность, внимательность, память. В игре формируется характер человека и закладываются нормы поведения. Самостоятельная игра имеет для ребенка особое значение. Это и умение найти себе занятие, и увлеченно заняться чем-то, и возможность для развития инициативы. Но самое главное, во время самостоятельной игры происходит закрепление воспитательного влияния взрослых .

Почему он не играет сам?

Проблемы с самостоятельной игрой у ребенка часто возникают по вине взрослых. Это результат чрезмерной опеки - нежелания предоставить ребенку хоть какую-то самостоятельность и запрета инициативы. Окружая малыша такой «заботой», постоянно опекая его, родители неизбежно сталкиваются с ситуацией, когда ребенок уже не может обходиться без постоянного внимания , совместных игр и развлечений. Даже если малыш и играет самостоятельно, то недолгое время и в довольно примитивные игры.

4. Я сам!

Поручайте ребенку маленькие задания, с которыми он может справиться без вас. Например, можно попросить его помыть груши к обеду или уложить всех кукол спать. Главное, чтобы ребенок выполнял это сам и чувствовал свою значимость. Не торопите ребенка, не давите на него, пусть он сделает все сам.

5. Хобби-тайм

Сейчас очень много разных видов наборов для детского творчества. Небольшой совет - берите наборы, которые подходят по возрасту именно вашему ребенку. В такой игре важно довести дело до конца и получить результат - бусы, глиняная посуда, мягкая игрушка и т.п. У ребенка есть стимул - сделать что-то самому, получить наглядный итог труда и заслужить похвалу взрослого.

6. Набор на выбор

Классический вариант для развития способностей ребенка к самостоятельной игре - это конструкторы, пазлы и мозаики.

Совет первый - берите наборы, которые удобные вашему ребенку. Если для сборки требуются физические усилия, то ребенок должен самостоятельно соединять или разъединять фигурки.

Совет второй - берите наборы, в которые можно «переигрывать» много раз. Для взрослых важен результат, а для малыша важен сам процесс.

Ваш малыш, кажется, еще только недавно научился говорить, а уже гордо заявляет: «Я сам!» В ребенке просыпается личность, и стремление к самостоятельности совершенно оправданно. Бывают и противоположные ситуации. Например, вы торопитесь отвести малыша в садик и на ходу ему бросаете: «Застегивайся сам!» Ребенок, оскорбленный маминым невниманием, требует: «Помоги мне!» Тут важно соблюсти золотую середину, не оказывая давления и помогая собственным примером.

Что малыш умеет к трем годам?

Развитие ребенка от одного года до трех лет специалисты считают необычайно важным этапом в его жизни, а возраст три года называют серединой пути "психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста".

Всего лишь за два года ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Он овладевает навыками приема пищи, личной гигиены, опрятности.

Еще вчера он был беспомощным младенцем, а к полутора годам уже уверенно ходит, переступая через барьеры, старается есть ложкой, пить из чашки, которую держит сам одной рукой. Малыш умеет снимать ботинки, стягивать носки, активно участвует в мытье и вытирании рук.

В два года ребенок уже ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку, сам снимает расстегнутую куртку, шапку. Самостоятельно моет руки и лицо, вытирает нос, когда ему дают платок.

А в три года ребенок ест вилкой, помогает накрывать на стол и убирать со стола. Надевает самостоятельно одежду и обувь. Умеет застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы. Моет руки с мылом, с помощью взрослого чистит зубы, под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, сам надевает штанишки).

Освоение окружающего мира

Все эти навыки не возникают сами по себе, ребенок усваивает их, взаимодействуя со взрослым. Ошибочным является мнение, что, достигнув определенного возраста, ребенок всему научится сам. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с незнакомыми вещами. Взрослый для малыша - это человек, умеющий творить чудеса с зубной щеткой и полотенцем, ложкой и чашкой, а значит, он - пример для подражания.

Очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, участником совместных дел. Ребенок нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.

На пути к самостоятельности ребенка будут подстерегать различные трудности. Так как общая и мелкая моторика малыша еще несовершенна, движения недостаточно координированы, будут и опрокинутые тарелки, и разбитые чашки, и мокрые рукава. Надо постараться не допускать вспышек гнева в адрес ребенка, лучше успокоить его и сказать, что в следующий раз обязательно получится. Поддержка мамы или папы необходима, чтобы ребенок поверил в свои силы.

Часто родители задают вопрос: "Как поступить если ребенок уже умеет сам одеваться, кушать, но не хочет этого делать?" Для начала необходимо запомнить золотое правило - ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не делает в данный момент, значит, у него есть на это веские причины. Может быть, эта одежда ему не нравится, может быть, он устал и не в состоянии есть сам, а может, ему просто хочется вашего внимания. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-то насильно. Надо встать на его позицию, понять, в чем дело, и помочь ему. Пройдет совсем немного времени, и он все будет делать сам.

Родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами, демонстрировать им назначение различных предметов и комментировать собственные действия. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может сказать следующее: "Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло и вытрем руки полотенцем. Молодец!" И так должны объясняться любые действия, совершаемые вместе с ребенком, и не один раз, а постоянно, пока ребенок не запомнит. Ведь для того, чтобы ребенок научился делать что-то самостоятельно, он должен усвоить алгоритм выполнения каждого действия.

Вместе наводим порядок

Для удобства ребенка необходимо определить территорию, на которой он будет полноправным хозяином. Лучше, если это будет отдельная комната. Необходимо дать ему понять, что играть в игрушки надо в детской, что нельзя разбрасывать их по квартире.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Пусть уборка не превращается в наказание, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Хорошо, если мама начнет убирать игрушки вместе с ребенком, обязательно проговаривая, что именно они убирают, куда и зачем: "Смотри, эту книжку мы положим на стол - там уже лежат другие книжки, а машинки пусть спят в коробке. Как чисто теперь в комнате! Молодец!"

Если подобная совместная работа будет проводиться систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно. Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т.д.

Если у родителей есть необходимый запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Например, уборка может быть укладыванием игрушек спать и стать необходимым вечерним ритуалом для малыша.

Если мама считает, что чистота и порядок в доме необходимы, надо ввести правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок уяснит себе, что ему будут читать книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но малыш должен знать, что это правило для всех членов семьи.

Если же родители предъявляет ребенку ультиматум: уберешь игрушки - буду тебе читать, не уберешь - не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно "зарабатывать".

Существует другая грань этой проблемы. Многие родители, стремясь освободить для себя большее количество времени, идут по пути наименьшего сопротивления и быстро убирают игрушки сами. Этого делать не следует, так как ребенок быстро сообразит, что у папы или мамы уборка получается намного лучше, чем у него, и будет стремиться переложить ее на ваши плечи. Когда малыша приучают аккуратно складывать игрушки, книжки к книжкам, куклы к куклам, машинки к машинкам, таким образом, автоматически определяется место для каждой вещи. Ребенок этот порядок запоминает и старается следовать ему.

Приучаем ребенка есть самостоятельно

Как только ребенок научился держать ложку, ему необходимо давать ее каждый раз, как только он садится есть.

Кушать аккуратно малыш сможет не сразу. Сначала он будет переворачивать ложку, не донося до рта, промахиваться, пачкать лицо, одежду. Ничего страшного в этом нет. Надо просто набраться терпения и купить фартучек.

Родители обычно переживают, что ребенок останется голодным после такого кормления. Чтобы этого не произошло, мама должна помочь малышу. Пусть она кормит кроху одной ложкой, а другой ребенок ест сам. При этом надо говорить: "Посмотри, как мама кладет кашку на ложечку. Теперь попробуй сам. А теперь ложечку в ротик. Вот умница!" На этом этапе главное - сдерживать свои эмоции, не ругать ребенка за неизбежные промахи.

Некоторые родители дают малышу ложку не для того, чтобы он ел, а для того, чтобы его отвлечь, чтобы он "играл в еду". Это неверно. Позволив ребенку несколько раз баловаться таким образом, в дальнейшем будет очень сложно приучить его есть самостоятельно.

Если родители будут относиться к тому, как ребенок ест, несерьезно, то он подумает, что с ним играют и радуются тому, что часть каши оказалась на полу. И в следующий раз малыш несознанно повторит то движение, которое так развеселило маму и папу.

Обычно дети осваивают навык есть самостоятельно уже к двум годам.

Приучаем ребенка к горшку

Необходимо правильно выбрать горшок. Он не должен быть похож на игрушку. В противном случае ребенок, садясь на него, забудет о его прямом назначении и отвлечется на игру. А если горшок будет неудобным, то у малыша возникнут неприятные ощущения и он от него откажется.

Приучать ребенка к горшку надо постепенно. Необходимо заметить, через какие промежутки малыш писает и стараться вовремя его сажать на горшок. Ни в коем случае нельзя делать это насильно, иначе у малыша будут связаны с этим предметом неприятные ассоциации, надо постараться уговорить ребенка.

Малыш может просидеть на горшке какое-то время, встать и написать рядом. Не надо раздражаться, ведь крохе пока еще не понятно, чего от него хотят.

Следует каждый раз, замечая мокрые штанишки, объяснять ребенку, что писать надо в горшок. Когда малыш поймет, для чего нужен этот предмет, он может садиться на него, не снимая штанишек, что естественно, потому что ребенку сложно запомнить последовательность выполнения действий.

Как уже говорилось, необходимо комментировать все, что вы делаете: "Принеси горшочек. Давай снимем колготки, снимем трусики, сядем на горшок, пописаем. Теперь вставай, надевай трусики, колготки. Вот какой умница!" И так каждый раз, пока ребенок не будет правильно садиться на горшок самостоятельно.

К трем годам малыша уже можно начинать приучать садиться на унитаз, используя при этом специальное детское сиденье.

Учим одеваться

Во время одевания мама должна показывать ребенку, как правильно надевать вещи, в какой последовательности. Необходимо говорить при этом: "Давай сначала наденем трусики, потом колготки. Затем маячку, рубашку. Покажи мне, как ты сам умеешь одеваться. Молодец!"

При одевании следует соблюдать основное условие: надо учить ребенка надевать все вещи правильно с самого начала и обращать на это его внимание. Переучивать всегда сложнее, лучше изначально формировать верный навык.

Можно заметить, какие вещи ребенок носит с особенным удовольствием. У него наверняка есть любимые рубашки или платья. Когда вы только начинаете учить ребенка одеваться, лучше давать ему сначала то, что ему очень нравится. Тогда малыш будет получать положительные эмоции от этого процесса.

Одевание занимает много времени. Поэтому когда мама торопится, например, отвести ребенка перед работой в детский сад, лучше, если она оденет ребенка сама. Иначе, постоянно подгоняя его, она испортит настроение и малышу, и себе. Приучать ребенка одеваться необходимо в спокойной обстановке. При этом обязательно нужно находиться рядом и помогать ребенку.

Приучая ребенка к самостоятельности, родители должны учитывать все "подводные камни" этого процесса. С одной стороны, нельзя подавлять стремления малыша, даже когда он что-то делает не так. Если ребенка будут ругать за неудачи, у него может пропасть желание овладевать новым для него навыком. С другой стороны, надо мягко, но настойчиво объяснять, что он делает неправильно и почему. Лучший учитель - всегда друг. Ребенок - это еще не сформировавшаяся личность, но уже личность. Многое в его будущей жизни зависит от тех близких людей, которые поддерживают малыша с первых шагов.

И, может быть, главное правило - последовательность во всем. Не следует быстро сдаваться, если ваш малыш не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Шаг за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда- то не умели делать.

Из личного опыта

Анастасия: Моя дочка начала самостоятельно одеваться, когда мы купили шкаф-купе с большим зеркалом. Ей нравилось смотреть на себя в разных одеяниях. Так, постепенно она привыкла одеваться сама.

Диана: Мы с мужем обожаем вечера, когда всей семьей можно посидеть за столом, поужинать и поговорить. Когда нашему малышу исполнилось два года, мы стали сажать его рядом с нами, и вместе ужинали всей семьей.

Сначала я кормила его сама, но настал момент, когда сын забрал вилку из моей тарелки и попытался есть самостоятельно. Пришлось купить ему набор: детскую ложку, вилку и нож. С этих пор сын начал пользоваться своим набором и ест сам.

Наталья: Моему сыну два с половиной года. Он любит играть в машинки, и перед сном обычно оставлял их разбросанными по всей квартире. Однажды папа ему рассказал, что дом для машин называется гараж. Сын очень заинтересовался, мы вместе нашли коробку и назвали ее "Гараж". Теперь он охотно складывает все машинки туда.

Татьяна: Мы решили научить нашу трехлетнюю дочку причесываться. Но она говорила, что расческа "царапается". Мы купили ей деревянную расческу, посадили куклу и сказали: "Смотри, какая она растрепанная, может быть, ты ее причешешь?"

Когда дочка выполнила нашу просьбу, мы объяснили, как кукле нравится быть красивой. Через неделю я заметила, что дочка стоит перед зеркалом и причесывается, я похвалила ее. Теперь проблема решена.

Несколько полезных советов

* Не отказывайте малышу в своей помощи, даже если вы очень заняты. Помните, что дети очень ценят свою самостоятельность, и если ребенок все же обратился к вам, значит решить данный вопрос он не в состоянии.

* Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он слушается, убирает игрушки, съедает кашу и т.д.

* Чаще хвалите малыша, называйте его своим помощником, просите о помощи и не забывайте говорить спасибо. Давайте понять, что без него вы не справились бы с этой сложной задачей.

Приучение ребенка к самостоятельности - это долгий процесс, требующий терпения. Одно из главных правил - последовательность во всем. Если родители начали прививать ребенку определенный навык, то необходимо, не раздражаясь, объяснять малышу, что у него уже получилось, а что еще нет. Не следует быстро сдаваться, если ваш малыш не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Шаг за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда-то не умели делать!