Сказка про часы для детей (короткая). Ассоль - сказка о волшебных часах

26.04.2019

Сценарий концерта учащихся 1-го класса

фортепианного отделения

СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЧАСАХ

Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости. Сегодня мы вместе с нашими маленькими музыкантами расскажем вам Новогоднюю сказку о ВОЛШЕБНЫХ ЧАСАХ.

В одной необыкновенной стране жили-были замечательные жители: веселые, добрые, трудолюбивые. И все у них было хорошо. Единственное, что омрачало их существование, так это то, что у них не было часов. То есть они конечно были – старинные, сделанные руками одного умелого мастера, но стрелки этих часов не двигались, они, будто замерли, цифры покрылись инеем и уснули под снежным покрывалом.

Когда-то давным-давно одна злая, завистливая волшебница заколдовала часы, и в своем заклинании воскликнула: - Пусть эти часы замерзнут, и не будут показывать время до тех пор, пока не свершится чудо чудесное, и не разбудит стрелки.

С тех пор жители перестали следить за временем. Так и жили, не зная, когда наступит обед или ужин, или когда точно начнутся занятия в их веселой школе. Мальчики и девочки постоянно опаздывали к началу уроков, а учителя не могли вовремя закончить урок.

Но самое печальное было то, что жители не могли понять, когда наступает Новый год. Ведь они не слышали, как бьют часы и отсчитывают последние секунды уходящего года, а значит, не знали когда им загадывать желания. И поэтому эти самые желания почти никогда не сбывались.

И вот однажды в канун Нового года, маленькие жители этой необыкновенной страны решили, во что бы то ни стало завести эти упрямые часы. А знаете почему? Потому что у них было заветное желание: чтобы все девчонки и мальчишки были веселыми и счастливыми, чтобы их мамы и папы никогда не уставали на работе, чтобы учителя были добрыми и справедливыми и, чтобы каждый новый день приносил мир и радость.

Что только они не пробовали – подбирали разные ключики (один даже золотой был), приглашали разных мастеров - часовщиков, но стрелки старинных часов упорно не хотели двигаться с места.

Как-то в один морозный хмурый день, в окне раздался чуть слышный робкий стук – это была маленькая замерзшая птичка. Она постукивала клювиком, будто просила о помощи. У наших друзей были добрые сердца, они впустили птичку, отогрели ее, накормили, и осмелевшая птичка вдруг запела таким звонким и веселым голосом, а мелодия этой песенки звучала так:

1.Демидова Лиза «Мимолетное виденье»

Вдруг стрелки часов поддались, слегка скрипнули и сдвинулись с места, и показалась первая цифра. (1)

Что же случилось, что могло сдвинуть упрямые стрелки, ведь чуда никакого не произошло?

А вы как думаете, отчего проснулись часы?

Это музыка свершила настоящее чудо! Ведь музыка способна пробудить в нас самые лучшие чувства, развеять злые чары. Музыка помогает сделать нашу жизнь яркой и интересной.

Жители необыкновенной страны так обрадовались, что решили устроить самый настоящий концерт, чтобы часы больше никогда не останавливались.

(каждый музыкальный номер продвигает стрелки часов на 1 час)

С какой песни начинается каждый новогодний праздник? С песенки про елочку, при звуках этой песенки мы вспоминаем наши праздники в детском саду, запах мандаринов, ожидание подарков, а исполнит ее

2. Светлана Толстова «Маленькой елочке…»

Посмотрите, наши часы постепенно оживают. (между 1и2)

Я думаю веселая «Детская полечка» поможет нашим стрелкам двигаться еще быстрее.

3. Маша Котлярова сыграет нам «Детскую польку».

Посмотрите, на часах появилась еще одна цифра! (2)

Музыкальный язык настолько богат, что с помощью музыкальных звуков можно передать различные образы: например косолапого неуклюжего мишку, или легкую порхающую бабочку, а мы услышим деловитую заботливую курочку, которая созывает своих цыплят.

4. Виктория Звир исполнит «Курочку» композитора Н.Любарского.

Снежинок становится все меньше, значит, музыка на самом деле творит чудеса. (3)

Образ маленького пугливого зайчика нам тоже знаком с самого детства. Сколько сказок, стихов, песенок принадлежат этому милому лесному обитателю:

Зайка серый под кустом

Вертит сереньким хвостом

Серой лапкой носик трет

Свою песенку поет.

5.Дима Литвиненко «Заинька»

По- моему песенка про зайку тоже понравилась волшебным часам. (4)

Ребята, вы слышите чьи-то шаги?.. (отвечают – нет, Новосельцев говорит: «Я услышал»)

6. Дима Новосельцев услышал « Шаги в тишине», давайте, и мы послушаем вместе с ним эту необычную пьесу.

Дима, не забывай продвигать стрелки вперед! (5)

А знаете, чьи шаги звучали только что? Это северный олень пришел к нам в гости:

Пойду за тридевять земель -

Подумал северный олень –

Где встречу добрых я друзей,

И сразу станет веселей.

7. «У оленя дом большой», исполняет Светлана Попова.

Время движется вперед навстречу Новому году! (6)

Музыка сопровождает нас всю жизнь, с самого рождения мы слушали ласковые мамины песни, от которых нам становилось спокойно и тепло. Это - колыбельные песни. Одну из них мы сейчас и услышим:

8. Мещерякова Катя «Колыбельная сказочка»

Катя, посмотри, не уснули наши часы? (7)

Детство – чудесная пора, когда мы верим в сказки, когда наши любимые игрушки мы наделяем различными характерами, и они оживают в нашем воображении.

Давайте и теперь попытаемся представить, что игрушки на елке вдруг ожили и вышагивают бодрым шагом:

Мы идем походкой бравой

Ножкой левой, ножкой правой,

Далеко – далеко,

Дружно, весело, легко.

День чудесный – красота

Впереди ждут чудеса.

9. «Марш», исполнит Жуковская Виктория.

Вика, попробуй и ты продвинуть стрелку часов. (8)

Музыка способна передавать различное настроение: радость, грусть, безмятежность, тревогу…

Зима – трудная пора для лесных обитателей. Им и холодно и голодно, послушайте, какую грустную песенку принес нам из леса

10. Шапошников Саша «Чешская песенка».

Давайте не будем забывать про наших братьев меньших, и обязательно жалеть и подкармливать их.

Тем временем стрелки часов приближаются к следующей цифре. (между8и9)

С каким нетерпением мы ждем наступления Нового года: пахнущей смолой зеленую елку, сюрпризов, подарков. И вот представьте себе нарядную витрину магазина, в ней стоит необыкновенной красоты кукла, как прекрасная заколдованная принцесса, которая оживает по ночам и поет свою песенку на французском языке. А песенка о том, чтобы под Новый год ее обязательно подарили какой-нибудь хорошей девочке, и у нее появилась настоящая подружка.

11.Данилова Александра «Старинная французская песенка»

Время движет стрелки вперед, и скоро наши часы окончательно оттают. (9)

Жители нашей необыкновенной страны решили пригласить нас на бал, где будет звучать танцевальная музыка.

Шотландский танец Экосез

Услышим мы сейчас,

Как- будто на старинный бал

Мы попадем тот час…

И платьев зашуршит атлас,

Ритмично вступит бас,

На дивный танец Экосез

Я приглашаю вас.

12. Мария Халяпина «Экосез».

Маша, помоги и ты волшебным часам. (10)

Продолжает бал король танцев -

13. «Вальс» в исполнении Светланы Проценко.

Света, не забудь снять снежинку с часов. (11)

Любим разные танцы бальные

Есть в них строгость, а есть и смех…

Только полечку карнавальную

Все же любим мы больше всех!

14.Нелли Затямина, «Новогодняя полька».

Нелли, посмотри, какая цифра осталась спрятана под снегом? (1из12)

И завершает наш праздник Новогодний хоровод. Он соберет всех, и под веселую музыку закружит вокруг елки.

15.Лиза Новикова сыграет пьесу,которая так и называется: «Вокруг елки».

Осталась последняя снежинка на наших волшебных часах. (12)

Музыка свершила самое настоящее чудо. И так будет всегда, пока наши сердца открыты для добра, пока мы верим в мечту – мы будем счастливы!

Пройдет еще совсем немного времени, и под бой настоящих курантов мы все будем загадывать свои самые заветные желания. И давайте будем помнить, что может кто-то нуждается в нашей помощи, и от нашего желания творить добро, кому-то станет лучше, кто-то обретет надежду, и мир будет светлее и радостнее. (музыка про часы).

Задачи:

  • первичное знакомство с произведением методом поэтапного чтения отрывков детьми про себя, с постановкой проблемных вопросов;
  • пробудить к сопоставлению образов произведения с прочитанным ранее, а также со своим личным опытом жизни, с тем, что он наблюдал в окружающей действительности;
  • задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над непростыми отношениями между Матерью и Ребенком; идейно-нравственное воздействие на личность младшего школьника, воспитание уважения и любви к Матери.

Оборудование:

  • 6 блоков произведения на каждого ученика;
  • дерево предсказаний;
  • набор листьев для мнений-предсказаний на каждую группу учащихся;
  • плакаты – заготовки для пословиц;
  • 4 “корзины с желудями” для рефлексии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

На столах лежат листья дуба четырех цветов. Детям предлагается выбрать 1 листок, затем они рассаживаются по группам, по цвету листочков. На партах разные часы.

У. Рассмотрите, потрогайте, послушайте.Какие ассоциации вызвали у вас эти наблюдения?

II. Построение кластера. Создание эмоционального настроя

Предлагается еще одно слово и ставлю “”

У. Что обозначают “”? это литературное произведение. Объедините эти два слова предлогом. Форма слов может меняться. Предлагается итоговый вариант “Сказка о часах”. Это произведение написала Людмила Стефановна Петрушевская. Она родилась в Москве в мае 1938 года. Окончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Работала на радио, телевидении. Она написала много пьес для спектаклей, в которых очень правдиво рассказывала о жизни семьи. А несколько лет тому назад, в 90-е годы она обратилась к жанру “сказки для всей семьи”, где Добро всегда побеждает Зло. Она автор необыкновенной сказки из выдуманных слов “Пусоки бятые”. Сегодня вашему вниманию предлагаю “Сказку о часах”. Читать ее мы будем с остановками.

III. Чтение произведения

I блок.

Остановка.

У. Как вы думаете, что оказалось в той коробочке? Ваши предположения напишите на дубовых листочках. Издавна дуб считается деревом мудрости. Оно живет многие века, много событий видело. Мы назовем дуб – деревом предсказаний. Каждое ваше предсказание прикрепите иголочками на ветку.

II блок.

Остановка.

У. Помогите девочке завести часы.

III блок.

Остановка.

У. Как вы думаете, что могла сказать старушка девочке? Предскажите.

IV блок.

Остановка.

У. Что стало с героями этой сказки спустя много лет?

V блок.

Остановка. Инсценирование забытого конца сказки.

У. Ребята, давайте допишем сказку сами. Придумайте конец сказки. (заслушивание версий).

VI блок.

Зачитывание настоящего конца сказки.

IV. Проверка восприятия текста

У. У каждого дерева есть плоды. У нашего дуба тоже созрели желуди. Сорвите, узнайте, что в нем есть?

Вопросы на желудях:

  • Назови всех персонажей сказки. Что ты о них думаешь?
  • Что было сказочного в этой сказке?
  • Что имела в виду старушка, когда сказала: “Ну что же, пока что мир остался жив”.
  • Вспомни пословицу, которая подойдет к этой сказке. Напиши ее на листке.

Пословицы вывешиваются вокруг дуба.

V. Рефлексия

У. Каждый из вас испытал на уроке определенное эмоциональное состояние: интерес, радость от благополучного конца сказки, от дружной работы, а, возможно, и грусть. Возьмите желудь и положите в корзину “настроения”. Если испытываете другое эмоциональное состояние, напишите на желуде с другой стороны и положите в 4-ую корзину.

Приложение

Л. Петрушевская

СКАЗКА О ЧАСАХ

Жила-была одна бедная женщина. Муж у неё давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у неё росла красивая и умная и всё вокруг себя замечала: кто во что одет, и кто что носит.

Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.

Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да всё не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку,

Остановка № 1

А в той коробочке часики.

Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:

Девочка, сколько времени? А девочка отвечает:

Без пяти минут пять,

Спасибо, - говорит старушка. Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.

Сколько времени, девочка? Она и отвечает:

Без пяти пять, бабушка.

Твои часы стоят, - говорит старушка. - Из-за тебя я чуть не пропустила время!

Тут старушка убежала, и сразу стемнело.

Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается.

Остановка № 2

Вечером она спросила у матери:

Скажи, а как часы заводятся?

Никогда не заводи часы, которые ты найдёшь случайно, - сказала мать. - Может произойти большое несчастье, запомни это. Ночью мать прятала часики. А девочка не спала и все видела. Днем она гуляла с часиками и встречала любопытную старушку. Старушка спрашивала, сколько времени и даже сказала что не настоящие.

Вечером она спросила у матери: - Мамочка, а у нас есть часы?

Когда-то были часы у моей мамы, - ответила дочке мать. - Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.

О, как бы мне их хотелось иметь! - вздохнула девочка.

На них слишком печально смотреть, - ответила мать.

Мне нисколько! - воскликнула девочка. Но однажды вечером девочка не успела, часики спрятать и просто положила их под подушку.

На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.

Вот, - закричала девочка, - ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!

Не дам! - сказала мать.

Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдёт от неё, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у неё ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдёт жить к одной старушке, та её приглашала.

Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.

Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперёд.

Здравствуй! - сказала, появившись, старушка. - Ну, сколько времени?

Сейчас половина шестого, - ответила девочка.

Тут старушка вся как-то передёрнулась и закричала:

Ой, ой, ой, кто же завёл часы?! - закричала старушка. - Ой, ой, что же делать?! Может быть, они пошли сами собой?

Может быть, - сказала девочка и побежала, испуганная, домой.

Стой! - закричала ещё громче старушка. - Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье! Лучше отдай их сразу мне!

Не отдам, - сказала девочка и хотела убежать, но старушка её задержала:

Остановка № 3

Погоди. Тот, кто завёл эти часы, тот завёл время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время её жизни, и ей придётся каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрёт. Но это ещё полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.

А мне какое дело? - сказала девочка. - Это не ваши часы, а мои.

Если я умру, то умрёт день, ты что! - закричала старушка. - Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если моё время остановится, то всему конец!

И старушка заплакала, не выпуская девочку.

Я отдам тебе всё, что пожелаешь, - говорила она. - Счастье, богатого мужа, всё! Но только узнай, кто завёл часы.

Мне нужен принц, - сказала девочка.

Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завёл часы! Будет тебе принц! - закричала старушка и подтолкнула девочку к двери.

Девочка нехотя поплелась домой. Её мама лежала на кровати, закрыв глаза и крепко вцепившись в одеяло.

Мамуля! - сказала девочка. - Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завёл часы? Мама сказала:

Это я завела часы.

Девочка высунулась в окно и закричала старушке:

Это мама завела часы, успокойтесь! Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть.

Мать сказала девочке:

Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.

Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:

Что же. Теперь, ты каждый час будешь у меня /просить мои часы?

Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.

Девочка сказала:

Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?

Сможешь, но тогда я умру, - ответила мать. Девочка сказала:

Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придётся тебе всюду ходить за мной.

Мать сказала:

Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла.

Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя.

И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.

С тех пор прошло много лет.

Остановка № 4

Девочка выросла, вышла замуж за принца. У неё теперь было всё, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама её жила, как прежде.

Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала ей:

Время моей жизни кончается. Часы идут всё быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. И ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдёт ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со мной, и пусть больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнает про них.

Хорошо, - сказала дочь, - а ты не пробовала их завести?

Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.

Давай я попробую, - сказала дочь.

Что ты, не прикасайся к ним! - закричала мать. - Иначе они начнут отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!

Прошло три минуты, и мать стала умирать.

Остановка № 5

Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела. Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на её руке и заплакала.

Зачем? Зачем ты завела эти часы? Что будет теперь с твоей дочерью?

Ничего, мама, я научилась теперь не спать. Ребёнок плачет по ночам, я привыкла просыпаться. Я не просплю свою жизнь. Ты жива, и это главное.

Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:

Ну что же, пока что мир остался жив.

Волшебные часы

Золкина Евгения

Однажды в одной школе произошел такой случай. В классе на 1 этаже висели волшебные часы. Они весело отсчитывали время и даже иногода помогали опоздавшим ребятам - приостанавливали свои стрелки, чтобы все успели на урок. И все бы было хорошо, но эти ребята поняли, что часы никогда не дадут им опоздать и стали приходить почти к концу урока. Разозлились волшебные часы и тоже решили отсчитывать свое время как им хочется. Что же тут началось! Никто не мог понять, когда начнется урок и когда он закончится. Опоздавших с каждым днем становилось все больше и замечаний тоже. В общем, полная неразбериха!

Тогда поняли ребята, что волшебные часы обиделись на них за их проделки. Всем классом дети попросили прощение у часов и пообещали никогда не опаздывать и не нарушать естестественный ход времени.

И с того самого дня часы снова спокойно и весело тикали в классе, а ребята всегда вовремя приходили на занятия.

Шеламаова Станислава

Когда мне было 7 лет, мама подарила мне волшебные часы. Вместо цифр у них красивые цветы, а стрелочки - две волшебные палочки. Циферблат необычного перламутрового оттенка, и даже ночью он весь светится и переливается изнутри.

Но главный их секрет в том, что в цветочках живет прекрасная фея. Мы с ней сразу подружились. Она мне помогает во всех моих делах: напоминает, когда надо просыпаться, делать уроки, идти в школу. Не забывает фея и про мой отдых: мы вместе рисуем, читаем, гуляем. Вот такая замечательная подружка есть у меня. И я никогда не расстаюсь ни с ней, ни со своими волшебными часами.

Сказка о волшебных часах

Грешников Борис

Когда-то я гостил у дедушки. Однажды я увидел, как дедушка разглядывает старинные часы. Они были очень красивые - все в завитках и блестели. Часы мне очень понравились, и я попросил дедушку подарить мне их. Дедушка сказал:

Хорошо, но знай, что это - волшебные часы. И стоит перевести стрелки - поменяются времена года местами. Но всему свое время, поэтому нужно строго следить за ними.

Я долго рассматривал часы, но мне стало скучно, потому что за окном стояла осень, шел дождь, и мне нельзя было играть на улице. Я захотел, чтобы наступила весна, и сделал несколько оборотов стрелками. Вдруг засветило солнце, запели птицы, зацвели цветы. Я выбежал во двор и стал играть с мячиком.

Потом мне надоела весна и захотелось увидеть зиму. Я опять перевел стрелки. И вдруг пошел снег, намел сугробы, цветы и деревья завяли, птички замерзли, но я схватил санки и побежал кататься с горки.

Вдруг все это увидел мой дедушка и стал ругать меня:

Что же ты наделал?! Теперь все в природе сбилось - птицы не успели улететь на юг, деревья больше не будут давать плодов, а травка не будет расти! Я же предупреждал тебя, что все должно идти своим чередом!

Я очень расстроился и навсегда запомнил дедушкины слова. Мы повернули стрелки назад, за окном снова стал моросить дождик, и осень вернулась в свои права.

Теперь я берегу эти часы и всегда знаю: всему свое время!

Время - драгоценный подарок

Самофалов Павел

Жили - были два друга Миша и Гриша, и было им по девять лет. Они были настолько близки, что все кто на них смотрел, думали, что они родные братья. В школу они ходили вместе, в магазин за покупками тоже вместе и играли они всегда вдвоем. Даже мечта у них была одна на двоих, они хотели быстрее повзрослеть. Как-то раз решили друзья пойти погулять в парк, который находился рядом с их домом. В парке было очень много разных деревьев это и сосна, и липа, и береза, травка там была словно ковер, ярко-зеленого цвета. А в том парке была поляна, где ребята любили поиграть в мяч. Прибежали друзья на поляну, только начали играть, вдруг, слышат какой-то писк. Посмотрели вокруг, ничего нет, никого не видно. Продолжили играть в свою игру, гоняя мяч, на солнечной поляне, и снова услышали писк, только он был уже громче. Огляделись Миша и Гриша, присмотрелись и увидели: лежит под березкой маленький птенчик, а мама его над ним летает и не может в гнездо его снова вернуть. Жалко мальчишкам стало птенца и его маму, решили они помочь. Гриша птенчика поднял и подал его Мише, который уже ловко влез на дерево и протягивал руки к Грише, чтобы забрать у него птенца и посадить в гнездышко. Только ребята отошли от дерева, как птица громко зачирикала и заговорила человеческим голосом: «Спасибо, мальчики, за помощь. Вы спасли моего птенца, и я хочу отблагодарить вас. Вы можете загадывать любое желание и я его обязательно выполню». Загорелись глаза у мальчишек. Вот оно! Их желание может исполниться! И перебивая друг друга, они заговорили: «Мы очень хотим встать взрослыми». Подумала чудо-птица и сказала: «Что ж вы помогли мне, а я помогу вам. Вот вам часы, но часы это волшебные. Если повернуть стрелки вперед на один час, вы станете старше на один год, на два часа, будете взрослее на два года. Берите эти часы и пусть ваше желание исполнится». Взяли Миша и Гриша часы, перевели сразу время на 5часов, стало им сразу по 14 лет. Довольные решили пойти во двор и похвалиться всем, как быстро они повзрослели. Но только вошли они во двор, как их оттуда начали прогонять ребята, которые были их старше. Они пытались объяснить, что они те самые неразлучные друзья, но над ними только посмеялись. Разозлились Миша и Гриша, решили еще повернуть стрелки на 6 часов вперед. И вот они уже совсем взрослые, стремительно направились к себе во двор, чтобы похвалиться всем как они смогли быстро повзрослеть. но никто из детей их даже не стал слушать, потому что Гришу и Мишу никто не узнал. Уже близился вечер, взрослые мальчишки сидели и качались на качелях, ожидая с работы своих родителей. И вот из-за угла дома показалась мама Миши, которая спешила домой, потому что её там ждал любимый сын. Миши вскочил с качелей и бросился на встречу к маме. И конечно же мама его не узнала, она с удивлением посмотрела на взрослого парня и еще быстрее зашагала домой, ведь там ждал её любимый сын. А Гриша сидел на качелях и наблюдал за тем, как его друга не узнала мама. Он понял, что его родители тоже не узнают, и громко заплакал. Прохожие, которые шли мимо, удивленно смотрели на мальчика, который выглядел взрослым, а ревел как ребенок. Мальчики поняли, какую серьезную ошибку они совершили, их не узнают родители, ребята с их двора даже не хотят их выслушать их удивительную историю, потому что не узнают в них тех самых неразлучных друзей, и даже в школу они не могут пойти, потому что выглядят очень взросло. Подумали мальчики и решили вернуться на поляну, разыскать чудо-птицу и попросить её вернуть им их детство. Побежали мальчишки, прибежали к тому дереву, где было гнездо той птички и, перебивая друг друга, стали просить они её о помощи. Зачирикала птичка довольно, обрадовалась она тому, что осознали ребята, каким глупым оказалось их желание, и просто перевела стрелки часов на столько назад, на сколько ребята их повернули вперед. И вот Миша с Гришей снова мальчишки, которым только по девять лет. Счастливые ребята поблагодарили птицу и попросили исполнить еще одно их желание: чтобы на земле всегда был мир, чтобы дети росли здоровыми и их родители долго оставались молодыми. Чудо-птица исполнила желание ребят и напоследок им сказала: « Время - это драгоценный подарок, не стоит его торопить!»

В большом деревянном доме, в одной из небольших комнат, на стене висели часы.
Часы эти были не простые. Они были старинные и сколько им было лет, никто не знал. Корпус часов был сделан из тёмного дерева, покрытого лаком. Форма напоминала прямоугольник. По бокам, чьей-то умелой рукой мастера были вырезаны стойки похожие на колонны и узоры в виде замысловатых завитков и листьев. Верхнюю часть корпуса обрамляло стеклянное окошко, за которым и жили наши часы. И, наконец, самый верх копруса венчал треугольник, очень похожий на крышу дома, под которой также красовалились узоры ручной резьбы по дереву точь в точь таких же какие были на самом корпусе. Одним словом, часы эти были очень красивые и необыкновенные. Таких часов в наше вемя встретить можно нечасто, а потому все, кто приходил к хозяину дома в гости любовались ими и говорили: " Какие красивые часы!"
За дверцей корпуса, как я уже говорила, жили сами часы. На большом, слегка позолочёном циферблате, аккуратно черной краской были нанесены римкие цифры от единицы до двенадцати. В самом центре циферблата крепились три стрелки, маленькая, средняя и большая. Все стрелки были фигурные и очень изящные. Они бегали по циферблату по очереди одна за другой, как бы догоняя друг друга. Всё это сооружение завершал маятник раскачивающийся то влево, то вправо. В его круглом пяточке, старательно натёртом до блеска рукой хозяина, отражалось всё, что попадалось ему на пути, во время его раскачивания.
Заводились часы большим ключом, который вставлялся в отверстие, ноходившимся рядом со стрелками на циферблате. Когда ключ проворачивался, часы издавали звук: " Кра, кра, кра..."
Наши часы были не просто часы, они были с боем и били только тогда, когда большая стрелка своим кончиком указывала на цифру шесть и когда она прибегала к цифре двенадцать, а маленькая стрелка указывала на любую другую из цифер и только один раз, когда большая стрелка становилась против цифры шесть. Это означало, что прошло ровно половина часа с той минуты, когда часы пробили время, которое указывала маленькая стрелочка. От их гомкого боя, вздрагивали все кто их слышал, но потом привыкли и не обращали на него никакого внимания, а часы продолжали бить своим громким боем: "Бом, бом, боом..." У них был, надо сказать, особый бой со своим тембором звука и каким-то затяжным скрежетом.
Когда суетливый день заканчивался и приближалась ночь, часы начинали как-то оживать. В тёмной комнате, над диваном, где висели часы, можно было услышать, как стрелки часов разговаривают между собой. Самая маленькая стрелка говорила: " -
разрешите предствавиться, меня зовут час.
-Очень приятно, а меня минута" Отвечала ей большая стрелка и обращаясь к средней, спрашивала: "А Вас? " Средняя стрелка отвечала: " А меня зовут секунда." Познакомившись они продолжали беседу. Средняя стрелка, которая бегала по кругу циферблата быстрее всех всё волновалась и спрашивала: " Что не так?, что не так? " Большая стрелка, которая двигалась по кругу медленнее, чем средняя, вторила её в ответ: " Так, так, так..." И, наконец, самая маленькая стрелка, которая начинала свой путь только после того как секундная пробежить по кругу триста шестьдесят раз, а большая шестьдесят, всё время пыхтя отвечала: " Да всё так, тик так, тик так..."
Так стрелки часов шептались и переговаривались всю ночь. Днём, они тоже переговаривались, но их не было так слышно из-за дневного шума и суеты, а вот когда наступала ночь, тогда и прислушивался хозяин дома к их болтавне и каждый раз задавался вопросом, о чём же они говорят? Но не поняв их шёпота, засыпал крепко и спал сладко до утра под их разговоры и равномерное: " Тик так, тик так, тик так..." Иногда, по привычки он, просыпался и вздрагивал от боя часов в ночи, но вспоминая о них, снова засыпал.
Вот так и по сей день живут эти старинные часы в большом деревянном доме, где они усердно и аккуратно отсчитывают секунды, минуты и часы уходящего от нас навсегда времени.

История часов для детей. Беседы о времени.

Давайте поговорим о разновидностях часов.

Скажите, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток? - Такой прибор называется часами.

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, — солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы? - Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными, часы, висящие на стене, — настенными.

Как вы думаете, где стоят напольные часы? - Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.

Послушайте стихотворение "Часы с боем".

Жила-была старушка
(Давно уж на покое),
И были у старушки
Часы резные с боем.
"Динь-дон, динь-дон!" —
Отбивали каждый час,
Гулом наполняли дом
И будили ночью нас.
Мы, конечно, не молчали,
В дверь старушки мы стучали:
"Наши уши пощадите,
Бой в часах остановите!"
Но старушка нам в ответ
Отвечала: "Нет и нет!
Говорят часы со мной,
Я люблю их нежный бой.

Динь-дон! Динь-дон!
Как красив их перезвон!
Хоть немного он печальный,
Но прозрачный и хрустальный!
Пробежали дни, недели.
Но часы вдруг захрипели,
Стрелки вздрогнули и встали,
И часы бить перестали.
Стало тихо. Даже жутко!
Мы давно привыкли к бою,
(А ведь это же не шутка!)
Было что-то в нем живое!
Мы, конечно, не смолчали,
В дверь к старушке постучали:
"Почему не слышен бой?
Нужен мастер часовой!"
Вот приехал часовщик —
Мудрый, опытный старик,
И сказал: "Такое дело!
Здесь пружинка ослабела,
Механизм получит смазку,
А часы — любовь и ласку!"
Поменял пружинку он.
И опять раздался звон,
Серебристый перезвон:
"Динь-дон! Динь-дон!",
Ожививший целый дом!

Какие часы "умеют куковать"? - Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный).

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени.

Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.

Во втором десятилетии XX в. появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы — атомные.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?

В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра.

Послушайте об этом стихотворение "Петушок".

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики — это часы луговые.. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Вопросы и задания:

  1. Что такое часы?
  2. Какие старинные часы вы знаете?
  3. Какие виды часов вам знакомы?
  4. Какие виды часов относятся к домашним?
  5. Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?
  6. Расскажите о Кремлевских курантах.
  7. Какие "природные" часы вы знаете?

Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие