«Светлый праздник Пасхи. Технологическая карта урока по орксэ (опк) 'пасха' Формы работы учащихся

23.06.2020

Разработка внеклассного занятия по ОПК в 4 классе Тема «Светлый праздник Пасхи» Учитель: Захарченко Наталья Васильевна МОУ "СОШ № 11 г. Зеленокумска"

Тема: «Светлый праздник Пасхи». Информационно ­ познавательный классный час, посвященный пасхальным обычаям и традициям Цели: ­ расширить знания учащихся о православных традициях русского народа; ­сформировать позитивное отношение к христианским нравственным ценностям, уважение к духовным традициям народа; побуждать детей к изучению духовного опыта народа, ­ воспитывать бережное отношение к его культурному наследию. Задачи:  Приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям;   Формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны; Формирование знаний о духовных истоках становления и развитии культуры российского народа. Оборудование: рисунки детей, иллюстрации, куличи, крашеные яйца, пасхальные сувениры, изделия художественно­прикладного творчества, открытки, шары, ваза с веточками вербы, ваза с цветами. План мероприятия. 1. Оргмомент. 2. Рассказ учителя о Пасхе. 3. Рассказ учителя о Пасхальном яичке. 4. Поздравления с Пасхой. 5. Игры. 6. Итог. Ход мероприятия. Учитель: Добрый день, ребята! Вы любите праздники? ­ Ученики: (ответы детей.) Учитель: А сейчас вы должны будете отгадать зашифрованное слово, и узнаете какой христианский праздник мы будем с вами очень скоро отмечать.

Ученики: Пасха! Учитель: Правильно Пасха!

Учитель: Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых, который, Своею смертью искупил людские грехи и Своим воскресением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти.(5) Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Этот праздник надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы, победа Добра над Злом. – Неделю перед Пасхой называют Страстной Седьмицей. Каждый день на Страстной неделе предназначен для определённых дел. Сейчас ученики первой группы расскажут нам, чем наши предки занимались на страстной неделе. Ученики: Страстная неделя Последнюю неделю Великого поста называют Страстной. Объясняется это тем, что на богослужении в каждый день этой недели читают отрывки из Святого Евангелия, в которых повествуется я о страданиях (страстях) Иисуса Христа. Каждый день Светлой седьмицы посвящается воспоминанию о каком­нибудь евангельском событии. Великий понедельник посвящается чуду иссохшей смоковницы. Великий вторник – последним беседам Иисуса Христа со своими учениками. Великая среда – пребыванию в доме прокажённого Симона.

По народному обычаю, в Светлую среду, люди собирали снег. Затем талую воду солили оставшейся прошлогодней четверговой солью и этим раствором обливали скотину. Считалось, что это сбережёт её от напастей и болезней. Великий четверг посвящён воспоминанию о Тайной вечере. В этот день на Руси принято было готовить соченное молоко. Делалось оно из конопляного и льняного семени. На рассвете им поили домашних животных, чтобы сберечь их от разных болезней. Допускались к этой процедуре исключительно женщины. Вообще Страстной четверг связан с множеством поверий. По старинному обычаю в этот день необходимо встать до зари и начинать чистку с себя, а потом уже приступать к уборке дома. Отсюда и название – Чистый четверг. В этот день обязательно ходили в баню, мылись и приговаривали: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка». Также ходили в Чистый четверг и на реку. Причём окунались в воду в любую погоду. По народному поверью, водица должна была принести здоровье и силу. Ещё в Чистый четверг совершали обряд омовения «с серебра». Для этого накануне в воду кидали серебряную монетку. Вернувшись домой после церковной службы, освящённой свечкой на окнах и косяках выжигали охранительный крест. Существуют поверья, связанные с четверговой солью. Эта соль считалась очищенной от всякой скверны и наделялась невероятными целебными свойствами. Хранилась она целый год. Эту соль вы можете сделать в домашних условиях. Для этого со Страстной среды на Чистый четверг), насыпьте на чугунную сковороду соль, поставьте её в духовку и прокаливайте в течение 5 часов (с 23 часов до 4 утра). При этом пользуйтесь лишь чугунной посудой (сковородкой). Потом вытащите соль из духовки и остудите. Затем отнесите эту соль в церковь и освятите вместе с пасхальными яйцами.

Также в Великий четверг уже начинали украшать дом, печь куличи и красить яйца. Великая пятница посвящена страданиям Иисуса Христа. Страстная пятница является самым скорбным днём ­ днём траура. В этот день в церквях прекращался колокольный звон. В Страстную пятницу нельзя ничего есть до второй половины дня, когда будет совершён вынос плащаницы, символизирующий снятие Иисуса с креста. В этот скорбный день церковь призывает подумать, а не походим ли мы на людей, придавших Иисуса, не ищем ли еретиков и врагов в окружающих, не идём ли против своей совести для того, чтобы добиться материальных благ. Великая суббота посвящается погребению Иисуса Христа. Это день ожидания и покоя. В Великую субботу на Руси заклинали морозы, чтобы те не губили урожай. В этот день солнышко встречается с месяцем. По сему дню определяли погоду на предстоящее лето. Если денёк выдастся ясный, то будет хорошее лето, если же пасмурный, то – плохое. По народным поверьям, если не спать всю ночь со Страстной субботы на Светлое воскресенье, то это поможет уберечься от болезней, обеспечит богатый урожай, мужчинам ­ хорошую охоту, девушкам ­ удачное замужество. В Великую субботу красят яйца, являющиеся символом новой жизни и воскресения. В церквях освящаются куличи, яйца, пасхи. Есть такое поверье, если священное яйцо опустить в воду, предназначенную для умывания, то это принесёт красоту и здоровье. В Великую пятницу служба в церкви продолжается весь день, а в полночь наступает светлая радость Пасхи. Люди празднуют избавление от рабства дьяволу, начало новой жизни и дарование вечного. Страстная неделя является неделей самого строгого поста. В течение этого времени церковью не проводятся таинства венчания и крещения, не поминаются умершие не и не празднуются дни святых. Все верующие собираются в храме и уставляют для освящения припасенные куличи, паски и яйца. Служба идет всю ночь и заканчивается рано утром радостными восклицаниями "Христос Воскресе? – Воистину Воскресе!" Великий пост окончен, после утрени можно разговляться освященной снедью, поздравлять друг друга и праздновать! Ученик:

Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! С полей уже снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес.. Христос Воскрес! Христос Воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля. Весна идет полна чудес Христос Воскрес! Христос Воскрес! Учитель: Велик день – Пасха на матушке Руси. Обилен пасхальный стол – целый пир. Куличи, сдобы, крашеные яйца, пасхи. И сейчас ученики второй группы расскажут нам о главных блюдах пасхального стола. Ученик. Кулич – это традиционное блюдо пасхального стола, является одним из древнейших символов Воскресения Христа. Делается из сдобного теста с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. Может пролежать неделю и не зачерстветь. Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует Гроб Господний. Для приготовления используется специальная деревянная форма – пасочница. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Учитель: Что принято дарить в этот день? Ученики: Крашенные яйца. Учитель:А кто из вас знает, почему мы красим яйца? (ответы и предположения детей) Существует несколько легенд, для чего мы красим яйца. Вот одна из них, которую поведают нам учащиеся. На Пасху принято красить яйца разными цветами, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что смерть победил Христос – Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит любого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому Римскому императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо – сотворение мира, начало мира. Наши предки ­ славяне его так воспринимали. В некоторых местах, считалось, что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля. Вот тебе и вселенная. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде маленького желтого цыпленка. Но когда Мария стала говорить о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: « Это также

невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца. Самой главной традицией христиан на Пасху ходить в Храм на службу и на крестный ход. По возвращении со службы после окончания 49­дневного поста принято съедать яйцо. Но не просто съедать целиком одному, а обязательно поделить яйцо на части по количеству членов семьи и всем вместе его съесть. Наши предки свято верили, что этот обычай укрепляет семью, сохраняет в ней дружеские отношения и любовь друг к другу. Главный подарок на Пасху, конечно же, яйцо. Не простое, а крашенное. Крашеному пасхальному яйцу приписывались волшебные свойства. Существует такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит дом от пожара, помогает излечиться от различных болезней, добиться высокого урожая. Традиция украшать пасхальные яйца стала настоящим искусством. Люди обмениваются на пасху яичками, чтобы все худое, плохое, подстать скорлупе, отставало от нас, а наружу проклюнулось и вышло самое красивое. Учитель: Ребята, а вы знаете, как красили яйца на Пасху? (ответы детей). Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка.

Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Что же это за писанка такая? Как её делали? Интересно? Сейчас я вам расскажу… Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Все прочие считались не символами, а простым украшением яйца. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, – развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный. Но писанки не просто раскрашивали…Узоры, выписанные на яйце, обязательно несли в себе определённый смысл, т.е. были символами. Существует достаточно много символов для росписи… Например: Сосна - символ здоровья. Черный цвет - цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.

Символ души. Голубь Сеточка - символ судьбы. Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе. Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь. Дубок - символ силы. Точечки Сливы - символ любви. Хмель - символ плодородия. Любая ягодка - символ плодородия; матери. Цветочки - символ девичества. - символ плодородия. Ученик. Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе ещё готовились и специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яйца даже из драгоценных металлов – золота и серебра. В изготовлении таких подарков особо преуспела российская ювелирная фабрика знаменитого Карла Фаберже. Для российской императорской семьи было создано 71 яйцо, до наших дней сохранилось 62. Традиционно внутри каждого яйца должен был содержаться какой­либо сюрприз – живописные миниатюры с портретами членов императорской семьи, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов. В настоящее время 10 пасхальных яиц хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.

Учитель: В старину вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами. В каждой игре победитель забирал яйцо. В конце игр подсчитывалось количество у каждого игрока. И сейчас ученики 3 группы покажут нам старинные игры. 1. «Чоканье яиц» Надо стукнуть тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло. 2. «Раскручивание яиц» По команде раскручиваются яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель. 3. «Катание яиц». Учебник кладётся на пенал, таким образом, получается «горка». По команде участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель. 4. «Сталкивание яиц» По команде участники направляют крашеные яйца по дорожке навстречу друг другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику. 5. «Битва яиц» Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба конца.

Творческое задание Учитель: А сейчас каждый из вас раскрасит яйцо. «Украшение яйца в стиле декупаж». Дети раскрашивают заготовки яиц из папье­маше, используя символы и цвет. Выставка работ. Учитель: Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают, как Спасителя? Ученик: Потому что на крест он пошёл ради спасения людей. Учитель: Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? Ученик: Они верят, что воскреснут так же как и Иисус. Учитель: Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? Ученик: Христос воскрес. Воистину воскре). Учитель: Какой главный подарок преподносят православные родным и близким на Пасху? Ученик: Крашенки, писанки, крапанки. Учитель: В завершение нашего урока, я хочу напомнить вам ещё одну традицию: в пасхальную неделю любой желающий может подняться на колокольню и поупражняться в колокольном звоне. Храм Господний озарён Солнцем золотистым. Льётся колокольный звон – Звон пасхальный чистый. Зажигает лица он Радостью сердечной. Ведь поёт пасхальный звон Нам о жизни вечной.

Дорогие ребята, я вас еще раз поздравляю со Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира. Поздравьте с Пасхой своих близких. Чаще радуйте своих родителей добрыми поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?

Что означает слово воскресение?

Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.

2) Русская Пасха.

- Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

Рассказ учителя.(обобщение)

Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца.Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

4) Беседа о том, как правильно красить яйца

Ч то же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе?

Принято ли в вашей семье красить яйца? Поделитесь своими впечатлениями.

Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

Игра.

Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо (скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача- не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тема урока: Учитель начальных классовКузнецова Т.Г.МАОУ ЦО № 13 г. Тамбов Воскресение - день возобновления жизни. Иисус Христос своею смертью искупил людские грехи и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". За неделю до Пасхи в воскресенье празднуется празд-ник, иначе называемый Вербным воскресением. Освящение вербы бывает и в сам праздничный день, инакануне во время вечерней службы. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы. Освященную в этот день вербу хранят в течение целого года. Считается, что освященная верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Страстная или Великая неделя: Великий ЧетвергСтрастная ПятницаВеликая Суббота Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи. Яйца, окрашенные в один цвет, называли крашенками. Яйца, раскрашенные от руки узорами, назывались писанки. Светлое Воскресение Христово.Праздничное богослужениеПасхальная полночь В Православных храмахзвучит благовест Пасхальный гимн. «Христос воскрес из мёртвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.» На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются»- приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» Аполлон Николаевич Майков Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес…Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков,И зеленеет ближний лес...Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля,И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых! На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. - Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестьювбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию. Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым! И в тот же миг куриное яйцо - скромное подношение императору – стало ярко - красным…В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас. Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Домашнее задание: Узнать у мам и бабушек, как они готовятся к празднику. Вспомните, какие праздничные лакомства они готовили.Узнай и запиши один рецепт пасхального блюда который традиционно готовят в твоей семье.

Цель урока: формирование представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника.

Задачи урока:

1) познакомить с историей возникновения праздника;

2) способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями;

3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию России.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся совместно с родителями дома составляют сообщения о праздновании Пасхи в семье; изготавливают поздравительные открытки к этому дню.

Оборудование урока: компьютер, диск с презентацией, СМАРТ доска, карточки, словарь, поздравительные открытки.

План урока.

Организационный момент 1 мин.

Актуализация знаний 5 мин.

Самостоятельная работа 7 мин.

Работа в парах 3 мин.

Физкультурная минутка 2 мин.

Фронтальная работа 10 мин.

Групповая работа 8 мин.

Рефлексия 9 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, тему урока вы определите сами, послушав стихотворение Лидии Чарской.

Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы –
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!
Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!

Учитель: Какому празднику посвящены строки стихотворения? Назовите тему урока. (Строки посвящены празднику Пасха. Тема урока “Пасха”). Cлайд 1. (Презентация)

Учитель: Правильно, Пасха – Светлое Воскресение Христово – главный праздник Православной Церкви. Каждый год, празднуя Пасху, христиане торжествуют избавление от смерти и дарование им жизни вечной.

После Входа Господня в Иерусалим Христа предал один из учеников – Иуда. Враги схватили Иисуса и распяли Его на Кресте. Великая Пятница – день смерти Спасителя на Кресте – самый печальный день в году. За ней идет великая Суббота – самый тихий день в году, когда тело Христа покоилось в пещере – Гробе Господнем. Утром следующего дня несколько женщин пришли к этой пещере. Гроб был пуст, а рядом сидел Ангел.

Ангел сказал женщинам: “Вы ищете Иисуса Распятого? Его здесь нет. Он воскрес!”

Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово “воскрес”?

Дети работают со словарем (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова), зачитывают толкование слова.

Учитель: Отсюда и название праздника – Воскресение Христово. Слайд 2

Самостоятельная работа.

Учитель: Ребята, вы узнали о происхождении праздника, а сейчас вы будете работать с текстом учебника со страницы 28 по страницу 31. Вам нужно найти в тексте ответы на вопросы учебника 1 и 2.

  1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
  2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Работа в парах.

Дети в парах отвечают на вопросы учебника 1, 2.

Физкультурная минутка.

Фронтальная работа.

Учитель: Ребята, прочитайте вопрос 4 учебника. Расскажите, как вы семьей празднуете Пасху; это сообщение вы готовили дома совместно с родителями.

Учащиеся рассказывают о праздновании Пасхи в семье.

Учитель: Ребята, подведем итог всему сказанному. Какие традиции праздника? (яйца, кулич, пасха, христосование). Слайд 3.

Учитель: Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить. Для этого чаще всего используют луковую шелуху, цветные бумажки, нитки, тряпочки. Яйца получаются темно–красные, желтые, мраморные. Кулич, пасха, яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить. С утра обязательно первым едят яйцо. Их дарят родным, соседям. Приходя в гости, приветствуют словами “Христос воскресе” и слышат в ответ: “Воистину воскресе”, трижды целуются и обмениваются яйцами. Раньше одаривали друг друга яйцами-подарками: фарфоровые, хрустальные, стеклянные, деревянные, костяные, шоколадные, сахарные, большие и маленькие – каких только не было пасхальных яиц!

Учитель: А кто из вас, ребята, может назвать символы Пасхи? (яйца, корзина, птички, зайчики, гнездо). Слайд 4

Групповая работа.

Учитель: Ребята, давайте попробуем в группах из 4 человек составить кластер по теме урока “ Пасха”. Объединитесь в группы.

Учащиеся составляют кластеры и демонстрируют на классной доске. Обсуждение кластеров.

Учитель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой кластер составила я. Слайд 5.

Рефлексия.

Учитель: Когда-то праздник Пасхи был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях. Ребята, все люди в этот день поздравляют друг друга. Вы вместе с родителями изготовили дома праздничные открытки. Давайте организуем выставку открыток.

Дети выставляют открытки.

Учитель: Рассмотрите нашу выставку и выберите открытки с символами праздника. Объясните свой выбор.

Дети объясняют свой выбор.

Учитель: Какие новые сведения о Воскресении Христовом вы узнали на сегодняшнем уроке? Какое задание было самым интересным?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Домашнее задание будет следующим: в семье запишите любую пасхальную игру, чтобы в классе можно было составить книжечку с пасхальными играми и поиграть. Слайд 6.

Литература

1. А.В. Кураев. Основы православной культуры. Москва “ Просвещение”. 2012 год.

2. Д.В. Пушкина. Православные праздники. Москва “Даръ”. 2010 год.

3. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Москва “Азбуковник”. 1999 год.

4. Федеральный центр электронно-образовательных ресурсов.

Технологическая карта

Ф.И.О.

Ерик Алла Александровна

Должность

Учитель начальных классов

Модуль

Основы православной культуры

УМК

А.В. Кураев «Основы православной культуры». Издательство «Просвещение»

Тип урока

Урок введения в новые знания.

Технология построения урока

Системно - деятельностный подход.

Тема урока

Пасха

Цель, задачи

В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.

В области формирования УУД:

    познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

    регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

    коммуникативные - выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

    В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.

Основные термины, понятия

Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы

Оборудование и инструментарий

Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация

Планируемые результаты урока

Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

    Предметные умения :

Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.

    Метапредметные умения

Познавательные УУД

Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

Личностные УУД

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

Регулятивные УУД

Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Коммуникативные УУД

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание

Формы работы :

Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.

Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)
1. Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Каков порядок на столе,

Таков порядок в голове.

А мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Приветствие учителя .

Доклад дежурных о готовности класса к уроку.

Личностные :

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Актуализация знаний.

Отрывок из стихотворения К. Роше : Слайд 2 .

Христос Воскрес! Он, Царь миров,
Царей могучих Повелитель,
Он – весь смиренье, весь – любовь,
За грешный мир святую кровь
Пролил как ангел – искупитель!

Учебные вопросы:

1. Какова главная мысль стихотворения?

2. Иисус Христос – кто он?

3.Каков Его поступок для человечества?

Дети отвечают на вопросы учителя

Ответы:

1.Христос воскрес.

2. Сын Божий.

3. Был распят не кресте, принял смерть за грехи человеческие.

Метапредметные :

внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью; оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

Предметны е: умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос».

3. Формулирова-ние темы и планирование деятельности

Рассмотрите, пожалуйста, данные фотографии и картины, они позволят вам сформулировать тему нашего урока. Слайд 3

Итак, тема нашего урока? ... (дети - «Пасха» )

Верно – тема нашего урока: « Пасха»

Слайд 4

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Что вы знаете об этом празднике?

Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике?

Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке?

- А также на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели, что такое пасха и как её празднуют .

Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем, формулируют тему урока.

Метапредметные:

Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания.

Регулятивные:

Прогнозирование предстоящей работы.

Учиться выдвигать версию ответа;

Уметь выслушивать и анализировать ответы одноклассников.

4. Открытие новых знаний.

Ребята! Кто может мне ответить, какого числа в этом году будет отмечаться этот праздник? (1 мая ) Верно!

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью . Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение.

( Прослушивание колокольного звона ) Слайд 5.

История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату – это римский префект (судебный и военный администратор) Иудеи с 26 по 36 год Н.Э. , что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.

Я подготовила для вас несколько вопросов, ребята. Но чтобы вы смогли на них ответить, вам необходимо распределиться по 6 человек в группы. Выбрать капитана, для чёткости организации работы. И проведя небольшое исследование, вы сможете найти на все остальные вопросы ответы в текстах.

( По группам раздаются тексты с вопросами. Учащиеся работают с текстами и формулируют ответы на вопросы. )

Слайд 6

Внимательно слушают.

Работа в группах.

Выступления.

Заполнение таблицы.

Удерживать учебную задачу в процессе работы.

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

Извлекать информацию из текстов.

5. Физкульт -минутка

Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и битьё, прятание пасхальных яиц. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

Все встали. Ребята, вы любите сюрпризы и подарки? - (Конечно!) Тогда, я предлагаю, внимательно осмотрите своё рабочее место и найдите свой сюрприз. (У детей, под крышкой стола или сиденьем стула, наклеены конвертики, в которых лежат закладки или маленькие поздравительные открытки с символикой Пасхи.)

Всех с праздником! Христос Воскрес! (-Воистину Воскрес!)

Коллективное выполнение

Эмоциональный настрой

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником.

2.Работа по вопросам: слайд 7

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей).

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут, так же как и Иисус).

4. В чем состоит христианский пост? (В помощи ещё более голодным людям и принятии в свои дома беженцев)

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»? В чём его смысл? (Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть , и прежде умершим даровал жизнь).

Слайд. 8 - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.

Крестный ход, открытие Царских Ворот

    Пасхальное приветствие :

«Христос воскресе!» «Воистину воскресе!»

    Приветствие друг друга:

Три поцелуя в щёки.

    Пасхальное угощение:

Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?)

    7 дней каждый может…

Звонить в колокола.

Молодцы, теперь сравните ваши ответы с моими по слайду 9.

Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на стр.28-31

Ребята заполняют правую колонку, посовещавшись с соседом по парте.

Познавательные:

выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;

Предметные:

Личностные:

проявлять

Коммуникативные :

Слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Понимать информацию, представленную в виде таблицы.

7.Самостоятельная работа

Слайд 10 - 13 . Тест « Найди верный вариант»

    С каким событием связан праздник Пасхи?

    • Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо

      Христос воскрес из мертвых

      С весенним праздником мая.

    Почему Христа называют Спасителем?

    • Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа

      Он спас израильтян от власти римлян

      Он спас людей от глобальных катастроф

    Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»

    • Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти

      Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью

      Люди поняли, что о смерти не нужно думать

    Какой день недели называют малой Пасхой?

    Субботу

    Понедельник

    Воскресенье

Слайд 14

Ребята самостоятельно находят правильный вариант ответа

Группировать предметы по существенным признакам.

Оценивать правильность выполнения задания,

Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

Умение выделять существенную информацию из различных источников.

формирование умения работать в индивидуально, группе; определять правила работы в группах

ориентироваться на развороте учебника

8. Итог урока

О чём узнали на уроке?

На какие вопросы вы получили ответы?

Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

Что вам было не понятно? Какие трудности вы ощутили?

Отвечают на вопросы учителя .

Личностные :

- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные

Уметь аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.

Предметные:

актуализировать имеющиеся знания по теме.

9.Рефлексия учебной деятельности .

Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой вариант ответа: Слайд 15.

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Оценивают своё участие в уроке.

Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;

Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

10. Домашнее задание

Слайд 16 .

1.Подготовить рассказ о традициях празднования православного праздника Пасха в семье.

2.Творческое задание.

На выбор:

1. Нарисуй или изготовь из подручных материалов пасхальную открытку.

2. Записать рецепт праздничных блюд: «Пасхи» или «кулича».

3. Пасхальные игры и развлечения.

4. Пасхальное яйцо – способы украшения и росписи.

17 слайд.

Всем спасибо за работу на уроке! Хорошего дня!

Записывают домашнее задание в рабочую тетрадь, в дневнике отмечаем, что задание в тетради.

Список использованной литературы:

    Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.

    Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.

    Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: , свободный.

    Сайт праздника Пасха светлое Христово Воскресение (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.paskhaday.ru

    1 группа.

    Пасха наступила –

    Радость охватила:

    Иисус любимый,

    Отстрадав, воскрес!

    Поздравляю с праздником,

    Чудом из чудес!

    Праздник Пасхи является переходящим . Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

    1.-Что значит «переходящий» праздник?

    2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?

    2 группа.

    После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

    Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.

    Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло – миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение Христово.

    1.-Кого называют «жёны- мироносицы»?

    2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?

    3.-Кому первому явился Иисус Христос?

    3 группа

    По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.

    В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес.И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.

    После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» .Эта песнь была изображением того, что в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего.

    Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми дверями,как бы при входе в пещеру Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!».

    1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?

    2.-Что символизирует крестный ход?

    4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?

    5.-Что отвечает народ?

    4 группа

    Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.

    Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.

    Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему только с благословения священника.

    На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная пословица.

    Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.

    1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?

    2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?

    3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?

    5 группа

    Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.

    Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника.Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и близким.

    1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?.

    2.В чём заключается пост?

    3.Назовите блюда пасхального стола.