Женщины древнего египта. Почему египтяне так себя ведут

21.06.2019

Хотя, честно говоря, всех можно было бы разделить просто по экономическому признаку: женщины, пользующиеся общественным транспортом и женщины – владелицы автомобиля.

Я думаю, все прекрасно представляют, как выглядит “Гюльчатай” в черных одеждах. Черные одежды называются “абайя”, носят их либо с хиджабом (платок на голову) либо с никабом (платок, закрывающий лицо). Особо религиозные женщины даже в сорокоградусную жару носят перчатки. Я слышала разные варианты пренебрежительных прозвищ в отношении женщин в абайях: женщина-ниндзя, женщина-почтовый ящик, замоташка - это самые мягкие. В Каире их довольно много, но этих же женщин вполне реально встретить на побережье в Александрии или в Эль Сохне, в сопровождении мужчин и с кучей детей они сидят на берегу на пластиковом стульчике под зонтом в своих черных одеждах и никогда не купаются, даже в мусульманских купальных костюмах (буркини).

Но из всех правил есть исключения. Когда мы только прилетели в Каир и в первый день пошли выпить чая в ближайшее к дому кафе, я увидела женщину в черном, но в весьма открытой обуви, с ярко-красными ногтями и браслетами вокруг щиколоток. Поверьте, в сочетании с никабом открытые ступни выглядят очень привлекательно и несколько провокационно.

Мусульманки в облегченном варианте - это открытое лицо и руки, украшения, не только черный цвет. Совсем лайт-версия - это только платок, закрывающий волосы, часто на лице при этом много яркой косметики. Я живу недалеко от платной школы, девушки из старших классов, которые уже не носят форму, часто одеты в джинсы-скинни и крохотные облегающие кофточки (но обязателен длинный руках и никаких вырезов) и все это с платком на голове - выглядит скромно, но на самом деле ничего не скрывает. Те кто победнее и живут в районах, где за обтягивающие джинсы могут и побить, отрываются за счет ярких цветов, крупных рисунков и безумных синтетических материалов. Сегодня мы видели девушку в платке с изображением Губки Боба.

Копты, в свою очередь, делятся на две категории: сильно религиозные и не очень. Сильно религиозные дамы носят юбки ниже колена, кофты с длинным рукавом и избегают вырезов, предпочитают обувь без каблука и спокойные цвета из тех, что называются “немаркие”. Их мало и они в общем напоминают . Вторая категория, несмотря на маркировку “не очень религиозные”, отличается обилием аксессуаров с христианскими коннотациями: кресты на себе, четки в машине, изображение Христа (!) на заставке мобильного телефона.

Иностранцы, очень обширная категория - трудовые мигранты из Судана, Нигерии, Эфиопии, Эритреи, Филиппин, “экспатские жены” француженки, американки, англичанки и “арабские” жены из бывшего СССР. Все они сохраняют свои особенности, но и подстраиваются под “мусульманскую” реальность за окном (кроме русских туристок, приехавших из Хургады посмотреть на пирамиды в шортах и маечках). Голые руки и ноги приемлемы в очень ограниченном количестве мест (хорошие рестораны, клубы или гостиницы) и только если вы едете туда в своей машине и в сопровождении своего мужчины. Но несмотря на эти ограничения француженок, например, всегда видно издалека, они не теряют своего шарма даже в жару. Выходцев из СССР к сожалению тоже видно за версту, в основном по тем признакам, которые высмеиваются в : каблуки на детской площадке и много стразов.

Обеспеченные нерелигиозные женщины Каира - их можно встретить в роскошном торговом центре, на отдыхе в хорошем отеле, в приличном кафе. Они в меру своих сил пытаются выглядеть “по-европейски”, модно и по возможности без намека на страну проживания. Сумки “Луи Виттон” (фейк хорошего качества или привезенные из Дубая распродажные варианты), высокие кожаные сапоги, распущенные волосы, часто осветленные и выпрямленные, некоторое количество косметики, но не так много как в случае с мусульманками. Как сестры-близнецы – одна и та же гамма в одежде, очень похожие аксессуары, одинаковые прически.

В Египте до сих пор огромный процент неграмотных, огромное количество каирцев живут в “городе мертвых” и в “городе мусорщиков”, беднота и нищета - вот визитная карточка Каира. Поэтому основная масса каирских женщин делится еще на две группы: тощие из-за недоедания уличные попрошайки или женщины из “города мусорщиков” или страдающие ожирением из-за употребления в пищу картошки с рисом и макаронами и фаст-фуда с газировкой (что в общем странно, овощи тут дешевые, но видимо нет привычки к здоровому питанию) бедные “побогаче”.

Женщины из категории обеспеченных стараются следить за собой - есть фитнесс-центры, есть бьюти-центры. К сожалению, качество услуг оставляет желать лучшего, в приличном с виду центре могут напортачить хуже, чем в подвальной конторе “у дядюшки Ахмеда”.

В крупных торговых центрах есть все те же марки, что и везде: H&M, Monsoon, Karen Millen, Daniel Hechtor. Несмотря на то, что подавляющее большинство граждан проголосовали на выборах за “братьев мусульман”, коллекции завозят такие же, как и в Европе. Сейчас, правда, стало ясно, что победой Muslim Brotherhood были довольны далеко не все.

Что касается серьезного ухода за собой: в Египте такие вещи как лазерная эпиляция, воск, инъекции ботокса, отбеливание зубов и пластическая хирургия в разы дешевле, чем в России, но все равно остаются недоступными для большинства женщин. Удаления волос для местного населения - больная тема. Даже неполовозрелые девушки отличаются шерстью в непонятных местах типа предплечий, спины и лица, что уж говорить о достигших подросткового возраста. Кроме того, в любом супермаркете можно найти множество средств для отбеливания кожи и любой салон предлагает распрямление волос. А вопрос о солярии или завивке волос ставит местных специалистов в тупик. Моя попытка сделать к Новому году завивку на мои мягкие европейские волосы с треском провалилась, так же как и попытки моих подруг подстричься в местных салонах - работать с нашими тонкими и мягкими волосами каирские парикмахеры (почему-то в основном ливанцы) не умеют, так что наши соотечественницы пользуются услугами своих же - на ФБ очень популярны объявления о парикмахерах-косметологах-педикюршах из стран бывшего СССР.

Дополнение от Lilit

Женщины-египтянки ходят (те, кто ходят - хотя это недорого, вполне доступно и среднему классу) к парикмахеру после каждого мытья головы - чтобы сделать укладку. Обязательно вытягивают волосы. Осветляют волосы даже бедные девушки, которые носят платки - всем хочется себя приукрасить, хотя с черными волосами они несомненно красивее.

Девушки на выданье часто носят цветные контактные линзы - серые, голубые, зеленые. Хотя есть и от природы голубоглазые, зеленоглазые, особенно на севере. Очень придирчиво относятся к мельчайшим недостаткам на лице - родители все деньги потратят на операцию, чтобы удачно выдать дочь замуж. Кожу тщательно защищают солнцезащитными кремами (те, кто может это себе позволить), потому что белизна - практически главный признак красоты. Девушка с прекрасными чертами лица и смуглой кожей красавицей считаться не будет.

Почти все египтянки усердно худеют, сидят на диетах. Но, на мой взгляд, у них природная склонность к полноте (ну и, конечно, много еды на масле и восточные сладкие-пресладкие сладости). Даже у худенькой девушки обычно широкие бедра. А худеньким, с узкими бедрами, тоже приходится тяжело - родственники причитают, что те не едят и надо бы их откормить. В общем, и так плохо, и эдак нехорошо.

С чем египтянкам повезло - это с кожей. Ни разу не видела девушек с прыщиками, акне или следами акне.

Украшения. Закрыто одетые египтянки носят крупные украшения. Открыто одетые - небольшие, тоненькие. Золото (особенно браслеты – много тоненьких) постоянно носят в основном небогатые женщины. Обеспеченные с удовольствием носят не только бриллианты, но и бижутерию - в зависимости от ситуации.

Девушки из семей со старыми деньгами, - чьи матери и бабушки воспитывались в пансионах католическими монахинями, - в основном одеваются открыто. Нувориши есть двух видов: те, кто разбогатели в Египте, пытаются подражать «старым деньгам» (но выходит не всегда, и не очень), а те, кто разбогател в странах Залива, наоборот переняли их религиозность и одеваются очень закрыто. Бедные девушки, выезжая за пределы своего городка (деревни) в Каир или курортный город, часто скидывают платок и закрытые одежды.

Кроме того, коптки и мусульманки отличаются друг от друга внешне (я не имею в виду одежду, а именно черты лица). Сначала этого не замечаешь, но потом… начинаешь их отличать. Даже не могу объяснить, чем - просто видно, и все.

+ (0 ) – (0 )

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ ИМЕНИ П.Н. ЯБЛОЧКОВА

Доклад на тему:

«Социальная роль женщины в Египте»

сделала студентка

группы ЗО-21

Михеева Оксана


Социальная роль женщины в Древнем Египте

Роли женщин в истории Древнего Египта учёные уделяют мало внимания. Даже о таких великих царицах, как Нефертити, Нефертари или женщина-фараон Хатшепсут практически невозможно найти достаточно полную и объёмную информацию. Мы рассмотрим жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству.

Основной функцией женщины, несомненно, было продолжение рода. Каждый египтянин, глава семьи, должен был иметь свой собственный дом, будь то дворец или жалкая лачуга. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. До нас дошли свидетельства того, что нередко браки заключались по воле родителей или господ, однако лирические стихи, донесённые до нас папирусами из музеев Турина и Лондона показывают, что молодые люди пользовались значительной свободой и могли жениться по любви. Кроме того, в египетских любовных сказках нередко часто описываются ситуации, когда влюблённому юноше приходилось проходить испытания, чтобы добиться руки возлюбленной. Интересно, что сюжет сказки о Золушке, написанной Ш. Перро в 17 веке, был известен египтянам. Расшифровка папирусов показала, что эта сказка была очень популярна, её героиню звали Родопис, а вместо хрустального башмачка у неё была золочёная сандалия.

В любовных песнях юноша называет свою невесту «моя сестра», а та его – «мой брат». После свадьбы муж продолжал называть жену «сенет» – «сестра», а не «хемет» – «супруга», правда, на судебных процессах на подобные тонкости не обращали внимания. Эта игра слов вызвала недоразумения у некоторых египтологов, которые утверждали, что у древних египтян браки заключались между родными братьями и сёстрами. Конечно, некоторые фараоны женились на своих сёстрах и даже на дочерях, но «закон дозволяет фараону делать всё, что он хочет».

Моногамия была у египтян основной формой брачных отношений. Однако, в отличие от женщины, неверность которой каралась смертью, мужу разрешалось иметь в своём доме наложниц. Известны случаи полигамии, но они довольно немногочисленны среди простых смертных. Фараоны же обладали огромными гаремами. Например, у Рамзеса II было около 160 детей. Нетрудно представить, сколько женщин обитало в его дворце! Впрочем, за редким исключением, жёны прекрасно ладили между собой.

О свадебных обрядах нам практически ничего не известно. Как правило, за невестой давалось приданное. Ритуал «сватовства» был прост: когда фараон из «романа» о Сатни-Хаэмуасе решает поженить своих детей, он просто говорит: «Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары!» Судя по всему, именно пышная процессия, сопровождавшая переход невесты в новый дом и была египетской «свадьбой». После перехода породнившиеся семьи пировали и гуляли в меру своих возможностей.

Вполне вероятно, что брак в Египте регистрировался в так называемых «Домах жизни» – центрах духовной жизни египтян, в которых писцы и жрецы составляли и хранили записи и документы. После свадьбы женщина получала имя своего мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона». Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю.

В стране, где палка играла такую значительную роль, муж имел право бить свою жену, а брат – сестру, однако, в разумных пределах: увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.

Огромное значение египтяне придавали тому, чтобы выкормить и вырастить всех родившихся детей. Благодаря плодородию земли и жаркому климату дети практически ничего родителям не стоили: до определённого возраста они бегали нагишом (мальчики носили только ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок). Типичная египетская семья была многодетной. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни» составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт.

Несмотря на «счастливость» или «несчастливость» дня рождения, предсказаний богини Хатхор, родители торопились дать своему ребёнку имя, которое могло бы защитить младенца и помочь ему в жизни. Оно выбиралось в соответствии с особо почитаемыми богами, поэтому некоторые древнеегипетские имена подлежат расшифровке: «Амон впереди», «Мут сладостна», «Птах доволен» и т.д. Ребёнок регистрировался в «Доме жизни».

Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Очевидно, царицы и другие знатные дамы не так обременяли себя: детей воспитывали как кормилицы, так и воины, жрецы. Известно, например,что дочь женщины-фараона Хатшепсут, Нефрура, воспитывалась одним из величайших зодчих тех времён – Сененмутом, и между ними существовала нежнейшая привязанность, нашедшая отражение в нескольких статуях.

Первые одежды в жизни ребёнка были большим событием. Наступало время, когда мальчику давали пояс и набедренную повязку, а девочке – платье. Этот день, скорее всего, совпадал с первым днём обучения в школе (для знатных детей). Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, до девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались они становиться профессиональными танцовщицами или нет. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. В комнатах гарема почти всегда хранились арфы, лютни, цитры и барабаны. Предположительно, обитательницы гарема развлекались по вечерам тем, что играли на музыкальных инструментах и танцевали.

Древние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте своего тела и одежды: мылись несколько раз в день, натирались благовониями и носили одежду из тонких тканей. В одежде предпочтение отдавалось белому цвету – «символу чистых помыслов». Кроме того, белая одежда была очень практична в условиях жаркого климата, защищала тело от перегрева. Наиболее популярным материалом был белый лён.

Древние египтянки активно пользовались косметикой, мазями, предотвращающими появление морщин, молодящими кожу, придающими ей красивый ровный цвет. Египтянам нравились удлинённые глаза, поэтому женщины накладывали на веки специальный грим: зелёный порошок малахита и чёрный галенит или свинцовый блеск. Это спасало глаза от воспалений, вызываемых ярким солнцем, ветром, пылью и насекомыми. На губы наносилось некоторое подобие современной помады: вещество, в состав которого входила медь и натуральные красители.

Женщины, равно как и мужчины, следили за своими причёсками, правда, голову они не брили. Простые женщины предпочитали укладывать волосы самостоятельно, одной из наиболее популярных причёсок был всем знакомый «конский хвост». К помощи парикмахеров прибегали лишь изредка, в особых случаях. Знатные же дамы вверяли свои волосы ловким рукам служанок. Нередко они носили парики. В замысловаты причёски вплетались разнообразные украшения, одно из которых, наиболее распространённое, имело форму конуса и сильно благоухало. К сожалению, нам неизвестно, из чего оно изготовлялось. Волосы требовали постоянных забот: седые волосы просто вырывали, а чтобы не седели брови, существовали специальные мази. Кроме того, египтянки знали составы, которые могли способствовать облысению соперницы и нередко их использовали.

Многочисленные свидетельства говорят о том, что во времена фараонов женщины старались одеваться изящно и в то же время практично, отдавая предпочтение платьям, облегающим фигуру, без излишеств в отделке. В более поздний период стали популярны двойные платья: нижнее из тонкого плотного материала и верхнее – широкое, полупрозрачное. Для придания большей стройности фигуре платье затягивалось одним поясом на талии и другим – выше груди. Иногда надевалось и третье платье поверх первых двух: что-то вроде короткого плаща, украшенного вышивкой.

В отличие от простолюдинов, одежда которых часто была украшена вышивкой, наряды аристократов выдерживались в строгом белом цвете. Пёстрые расцветки в одежде египтян появились намного позже, в результате смешения культуры Древнего Египта с культурами других цивилизаций – Кипра, Крита, Греции, стран Средиземноморья.

Манера одеваться, разумеется, разнилась в зависимости от социального положения. Профессиональные певицы и танцовщицы носили такие же одежды, что и знатные дамы, а зачастую выступали обнажёнными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и серёжек. Служанки и рабыни носили короткие платья, не сковывавшие движений, совсем юные служанки ходили и вовсе обнажёнными.

Дорогие друзья! Я много пишу о Египте и египтянах, но в основном о мужчинах, а не о женщинах. Египтянки — это отдельный мир, и думаю, многим было бы интересно узнать о характере и положении в обществе арабских женщин. Сегодня я решила, наконец-то, рассказать о том, какие они — женщины Египта.

Дом

В европейском обществе существует стереотип, что на востоке женщин угнетают с самого рождения. На самом деле это совершенно не так! В египетских семьях дочек любят нисколько не меньше, чем мальчиков, а иногда даже и больше. В детстве их наряжают, как куколок, затем дают им образование, помогают устроиться в жизни.

Чем отличается жизнь девочки в арабской семье? Тем, что с детства ее воспитывают хозяйкой дома, а не добытчицей. Египтянки не стремятся самореализоваться через работу. Если у женщины есть возможность вообще не работать, она с удовольствием ее использует.

Зато дома египтянка нередко становится настоящей главой семьи. Часто бывает, что на людях жена ведет себя как покорная лань, преданная своему мужчине, а дома вертит этим мужчиной, как ей заблагорассудится! Египтянки в совершенстве изучили искусство управления мужем — они умеют врать, льстить, плакать в нужный момент, жаловаться на здоровье! Каждая вторая жена через день падает с приступами, чтобы получить то, что она хочет.

Кстати, однажды я читала статистику, согласно которой более 30% египетских мужчин подвергаются насилию в семье — жены их бьют!

Работа

Как я уже говорила, для египтянки на первом месте всегда стоит семья. В Египте работают ради денег и карьеры либо незамужние женщины, либо бедные.

Если же говорить о семьях среднего достатка и выше, то идеальной женской работой здесь считается учитель, воспитатель, медсестра или секретарь. Чаще всего это работа на пол дня, чтобы как-то себя занять, пока дети в школе, или чтобы заработать себе на булавки.

Кстати, по законам ислама, то что заработал муж — это деньги семьи, а то, что заработала жена — это ее личные деньги, которые она совершенно не обязана вкладывать в общую копилку.

Так или иначе, мало какой египетской женщине придет в голову пойти работать на целый день, чтобы что-то доказать окружающим, а после работы заниматься домашним хозяйством, чтобы угодить мужу и детям. Как только женщина выходит замуж, и у нее появляются семейные обязанности, она либо совсем бросает работу, либо меняет ее на работу на пол дня. Ну или муж должен обеспечить ей тыл: няню и домработницу.

При этом для меня остается открытым вопрос, зачем вообще женщины в Египте получают высшее образование? Я не раз встречала очень образованных египтянок-домохозяек. Одна из двоюродных сестер мужа, например, по образованию инженер! И все-таки выйдя замуж, она предпочла посвятить свою жизнь заботе о семье, а не строительству мостов.

Именно поэтому на курортах мы везде видим мужчин-египтян и почти не сталкиваемся с прекрасной половиной Египта. А вы заметили, что даже на должностях, которые у нас считаются исключительно женскими (уборщики в номерах или кассиры в магазинах), в Египте работают мужчины?

Ну и еще хочу добавить, что как работницы, египтянки обычно безответственные и непунктуальные. Видимо, они вообще не рассматривают работу как явление, к которому стоит относится серьезно. Не исключаю, что где-то есть добросовестные египетские женщины-сотрудницы, но лично я с такими не сталкивалась.

Внешний вид

Законы ислама обязывают арабских женщин носить закрытую одежду. Традиционно закрыто должно быть все тело кроме кистей рук, ног до щиколоток и лица. Кое-где мусульмане дошли до абсурда и закутали своих женщин в черные бурки с головы до ног. Но Египет — страна вольных нравов, поэтому женщины здесь одеваются почти как заблагорассудится.

Стиль женщины очень зависит от ее материального достатка. Если говорить о бедных слоях населения (их здесь большинство), то женщины больше придерживаются традиций и носят длинные платья-балахоны (галабеи) и обязательно покрывают голову платком.

Богатые египтянки часто одеваются совершенно на европейский манер — короткие юбки, майки, джинсы, непокрытая голова, туфли на каблуках, яркий макияж. Они носят дорогую брендовую одежду, любят одеваться за границей.

Женщины среднего достатка могут носить и традиционную одежду, и европейскую, но при этом они стараются придерживаться принципов ислама. Иногда это выглядит довольно странно. Например, многие молодые девчонки носят облегающие джинсы, футболки с длинными рукавами и покрывают голову. То есть теоретически — закрыто все, что надо, но фактически — выглядит это очень даже сексуально и не «благоразумно».

Мода в Египте очень быстротечна и ярче всего она проявляется в манере повязывать платок у девушек и в стрижках у парней. Пару лет назад девчонки накручивали на голове настоящие ульи — считалось, чем многослойней и объемней платок, тем красивее. В этом году я заметила, что платки стали однотонными и повязанными в один слой.:) Зато у каждой второй сегодня сзади разрез на кофточке снизу до лопаток, увенчанный бантиком.

Многие мои русские знакомые отмечают, что египтянки не отличаются хорошим вкусом в одежде. Может быть сказывается общая бедность населения, а может быть просто им так красиво, не знаю, но часто образы местных женщин вызывают у русских улыбку:)

Характер

Египетское общество в целом очень консервативно, и египтянки трепетно из поколения в поколение передают народные обычаи, традиции и ценности. Они очень уважительно относятся к старшим и очень любят детей. Семейные праздники всегда проходят шумно, с участием всех поколений от новорожденных до древних стариков, и с соблюдением всех традиций.

От того, что большую часть времени женщины проводят дома, основным развлечением для египтянок стали просмотры бесконечных сериалов и разговоры с подругами по телефону. Египтянки жуткие сплетницы и готовы часами обсуждать всех родственников и друзей.

Второе место после сплетен в разговорах египтянок занимают кулинарные рецепты — иногда мне кажется, что они бесконечно готовят и едят! Что, в общем-то, недалеко от истины:).

Так же я заметила, что многие египтянки любят поскандалить. Некоторые по любому поводу готовы разразиться ором на всю округу. Однажды на меня накричала продавщица в бутике за то, что я хотела вернуть товар! Еще они запросто могут выйти на балкон и поругаться с соседкой из дома напротив — вот так через всю улицу кричать, что соседка дура страшная.

С другой стороны египтянки гостеприимны, и если придешь к ним в дом, тебя обязательно накормят, напоят, посадят на почетное место и расспросят обо всем на свете. Правда, как только ты выйдешь за порог, хозяйка позвонит подруге и перескажет ей весь ваш разговор слово в слово со своими комментариями.

Честно говоря, лично мне всегда было сложно найти общий язык с египетскими женщинами. Может быть потому, что я не люблю сплетничать, ругаться и готовить. За все 10 лет жизни в Египте я близко сошлась лишь с двумя египтянками — с одной из сестер мужа и коллегой по работе. Они просто дали мне надежду на то, что пропасть между нашими менталитетами не бездонная.:)

Права в обществе

Законы ислама всегда обособленно выделяют женские права на что бы то ни было. В Египте женщина имеет право получить образование, работать, развестись с мужем, голосовать на выборах. Она может водить машину и путешествовать одна (в некоторых исламских странах это непозволительная роскошь). Кроме того, женщины запросто могут отстаивать свои права и ругаться с мужчинами (не уверена, что это закреплено законом, но на практике применяется часто.:)

Что же касается египетских законов наследования, то некоторым они могут показаться несправедливыми по отношению к женщинам, хотя это не совсем так.

Например, в Египте нет такого понятия, как совместно нажитое супругами имущество. Все, что было куплено во время брака, должно быть записано либо на жену, либо на мужа, и при разводе каждый забирает свое.

С другой стороны, при заключении брака муж выплачивает жене определенную сумму (чаще всего золотом), которая является собственностью жены и ее гарантией на случай развода. Размер суммы оговаривается родителями жениха и невесты до свадьбы, и чем богаче семья, тем дороже стоит жениться.

Так же, если в семье есть дети, а муж требует развода, то после расторжения брака он обязан содержать свою жену и детей. Период содержания жены определяет суд, и часто он длится до тех пор, пока женщина снова не выйдет замуж.

При наследовании за родителями женщине достается 1/2 часть от доли мужчины. Например, если родители умерли, и остались брат и сестра, то имущество делится на три части — 1/3 для сестры и 2/3 для брата. Несправедливо?

Но по законам ислама муж обязан содержать семью, а доход жены — это излишек денег, который она может положить в свою собственную копилку. То есть, у любой женщины есть либо отец, либо муж, который ее содержит, а брат в свою очередь должен содержать собственную семью. При этом закон ислама изначально подразумевает, что все женщины не работают.

Я не буду рассуждать о том, насколько в реальной жизни бывают честными братья и мужья, но в идеальной картине мира этот принцип наследования вполне справедлив.

Заключение

Женщины в Египте живут ради мужа и детей. Они добровольно «кладут себя на алтарь» семейной жизни и ни в коем случае не считают это жертвой со своей стороны. Если вы предложите любой египтянке променять ее спокойную и уютную семейную жизнь на карьеру и возможность управлять мужчинами, она совершенно не поймет, о чем вы толкуете. Она и так замечательно управляет своим мужем и получает все, что ей надо от жизни.

При том, что до сих пор многие особенности характера и менталитета египтянок кажутся мне странными, я считаю что их семейная мудрость — это то, чему нам, русским женщинам, стоит поучиться.

Непонятно, кто внушил нам, что мы должны бороться и искать, найти и не сдаваться взваливать на себя обязанности наших мужчин, работать с утра до ночи, а потом еще быть достойной матерью и хозяйкой? Почему мы стремимся покорять карьерные вершины, в то время как мы можем просто ждать, когда мужчины принесут нам все на блюдечке? С возрастом и с появлением детей я все больше убеждаюсь в том, что своей семье я нужнее, чем начальнику на работе. Он без меня сможет, а дети и муж — нет.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога!


Население Египта составляет более 77 миллионов человек, причем демографических проблем эта страна не знает: рождаемость превышает смертность почти в пять раз. Правда, это заслуга отнюдь не совершенной системы здравоохранения (она формально бесплатная, но лечиться лучше в коммерческих клиниках, в государственных же хирурги, например, получили прозвище «мясники») и уж тем более не высоких доходов египтян, секрет заключается в обычной для арабских стран многодетности семей. Однако справедливости ради надо отметить довольно высокую среднюю продолжительность жизни: 68 лет для мужчин и 73 - для женщин.

Некоторый лоск влияния международной культуры, а, возможно, и колониального прошлого заметен в одежде служащих.

Вероятно, галстуки и пиджаки обязательны для разного рода офисных работников, а также сотрудников туристических компаний, по роду службы сталкивающихся с иностранцами. Впрочем, водителей автобусов или гидов это правило обычно не касается.

Обычные жители крупных городов, если говорить о представителях сильного пола, одеваются в целом привычно западному глазу: джинсы, рубашки, пиджаки, легкие куртки…

Кстати, действительно больших городов с населением более миллиона человек в Египте только три: столичный Каир, вплотную примыкающая к нему Эль-Гиза, а также имеющая неофициальный статус культурной столицы Александрия.

Школьное образование является бесплатным, хотя имеющие такую возможность родители стараются пристроить своих чад в платные учебные заведения. Система высшего образования отличается от привычной нам, обучение в вузах в среднем занимает три-четыре года, хотя у врачей, если ничего не путаю, больше.

Гордостью современных египтян является родословная, при случае они любят подчеркнуть, что происходят от великих строителей грандиозных пирамид и величественных храмов, государство которых достигло рассвета задолго до того, как в Европе появились первые города. На деле, конечно, прямыми потомками (насколько этот термин вообще позволителен в правильном котле множества народностей) жителей Древнего Египта являются разве что некоторые копты, составляющие лишь небольшую долю в общем населении страны. Предками же остальных являются арабские завоеватели, хлынувшие в Египет в VII веке. Справедливости ради надо отметить, что византийские императоры в предшествующей борьбе с арианской ересью оказались столь усердны, что средиземноморское побережье Африки изрядно обезлюдело; тем самым были созданы самые благоприятные условия для вторжения из Аравии.
Национальные меньшинства сейчас включают в себя также бедуинов, берберов, нубийцев и черкесов, численность которых в общей сложности не превышает 2% от населения страны. Насколько я знаю, каких-либо столкновений на этой почве в Египте нет, если кто и доставляет проблемы, так это радикальные исламисты.

То, что Египет - государство мусульманское (исповедуется ислам суннитского толка) и не вполне светское (хотя в основе законодательства лежит многое еще от кодекса Наполеона, в него инкорпорированы также и шариатские нормы), сразу видно уже хотя бы по тому, что подавляющее большинство женщин носят хиджабы - легкие головные платки.

Один из гидов толкнул целую речь про преимущества положения прекрасного пола в Египте. Мол, никакой эмансипации, женщин холят и лелеют, буквально на руках носят. Ну, а если какая-то особа вдруг не хочет жить по законам шариата, она всегда вольна снять хиджаб и начать жить по светским законам. При этом гид перечислял имена женщин, занимающих видные посты в государственном аппарате Египта, и даже оказался настолько подкован, что назвал российских министров слабого пола. Сравнение, разумеется, оказалось в пользу исламской страны.

Платки носят и совсем юные особы, исключение тут составляют разве что маленькие девочки.

По существующим каноном требуется не только носить хиджаб, но и закрывать плечи, руки и, разумеется, ноги. Думаю, в жару это не слишком удобно. Впрочем, и египетские мужчины, как видно на снимках, шорты не носят.

Однако юность и кокетливость берут свое - девушки пытаются одеваться модно. Сейчас, как мне показалось, популярны чуть расклешенные джинсы, поверх которых носят длинные кофты или короткие платья.

Школьная экскурсия. Это совсем малыши, и девочки платки еще не надевают.

В то время как легко одетые европейки и русские фотографировали Сфинкса и пирамиды, эти девушки-старшеклассницы когда украдкой, а когда и вполне открыто как значительно большую экзотику снимали туристок.

А это уже чадра, - если можно так выразиться, радикальная форма исламской женской одежды. Упомянутый выше гид, к слову, отзывался об этом явлении резко отрицательно, напирая на то, что по-настоящему твердая в вере женщина так не оденется, лишь увлеченная ложными течениями ислама.
Кстати, в Каире или Гизе подобные картины мне встречались сравнительно редко, этот снимок, например, я сделал в Луксоре.

По отсутствию чадры и крестам на груди стоящие слева пожилая женщина и девушка безошибочно идентифицируются как христианки. Доля православных среди населения страны составляет около 5% (еще есть немного католиков). Вообще же женщин без головных платков в Египте я видел крайне редко.

Тему доходов населения гиды обсуждали весьма неохотно. Ответы их сводились в основном к звучащей подобно заклинанию формуле «Египет - страна богатая, только правители у нас воры». Ей-богу, аналогии тут говорят сами за себя. :)
Наиболее патриотично настроенный гид (Махмуд-Азиз, о котором я уже рассказывал в альбоме об ) предпочитал толкать речи про то, как хорошо живется тут ученым: и зарплата в три тысячи долларов в месяц, и льгот куча, включая ежегодный недельный отдых на курортах Хургады или Шарм-эль-Шейха. Другой гид нехотя признал, что многие зарабатывают менее ста долларов в месяц, особенно это касается жителей сельской местности и маленьких городов.

Откровенно говоря, у меня создалось впечатление, что для многих и озвученная стодолларовая планка является более чем желанной. Впрочем, достоверную статистику на этот счет мне видеть не доводилось.

Любопытно, что все гиды весьма презрительно отзывались о крестьянах-феллахах, часто приезжающих в города на заработки и ходящих в архаичного вида национальных длинных рубахах (галабеях).

Этого уличного торговца я даже было принял за европейца. И хотя цвет кожи у него непривычно светлый, черты лица скорее местные. Как мне подсказали, это скорее всего альбинос.

В египетской провинции в галабеях ходят очень многие мужчины, совсем необязательно одни только крестьяне.

Часто подобные одеяния используются как униформа мелкими служителями вроде вахтеров на экскурсионных объектах. Заодно они часто пытаются подзаработать, предлагая туристам пофотографировать себя за деньги на фоне старых храмов или усыпальниц. Вероятно, они тешат себя надеждой, что в антураже способны недурно заменить собою древних египтян.

Бедуины, которых не пускают на территорию православного монастыря Св. Екатерины близ , через ограду пытаются продать туристам путеводители и какие-то сувениры.

Подавляющая доля египтян проживают в долине Нила, где плотность населения превышает 1700 человек на квадратный километр.

В этом же время в покрывающих большую часть территории страны пустынях живет не более 2% от населения Египта, а на квадратный километр там приходится менее одного человека.

Веранда кафе на западном берегу Нила близ Луксора. В целом я бы не стал называть египтян народом бездельников (многие вынуждены работать в нескольких местах), но то, что напряженно работать они не любят, - факт налицо. И сильнее всего, на мой взгляд, им мешает невнимание к мелочам, что проявляется буквально во всем: в одежде, домах, качестве работы…

Однако даже бедные феллахи вовсю пользуются мобильной телефонией.

Главными источниками государственного дохода Египта являются поступления от судоходства в Суэцком канале, продажи за рубеж сырья (в основном нефти) и туризма. Тем не менее сельское хозяйство по-прежнему играет в экономике страны огромную роль, и за владение плодородной землей идет нешуточная борьба.

Невинные детские забавы на деревенской улочке.

Пусть Египет импортирует пшеницу, овощи и фрукты он, напротив, экспортирует. Цены на местную сельхозпродукцию даже в туристических местах совсем невелики. Скажем, килограмм хорошей клубники стоит 10 фунтов, то есть меньше двух долларов. Вместе с тем цены в магазинах на всякого рода шоколадки, конфеты и прочие мелочи способны поразить даже иностранца, причем речь не идет о лавках Шарм-эль-Шейха или Хургады, где давно всякий стыд позабыли, а о минимаркетах при АЗС по главным магистралям страны. Подозреваю, что ценники там спешат за платежеспособным спросом, ведь феллахи на личных автомобилях между городами не разъезжают.

Между тем в глубинке и в магазинах только для местного населения, уверен, все стоит очень дешево. Египет является дорогой страной разве что для туристов и то в местах массового скопления последних.

Багажники: и у машины на крыше, у женщины на голове… Впрочем, для позвоночника вертикальная осевая нагрузка наверняка предпочтительнее асимметичной.

Уличный продавец лепешек. Поджаристые, они выглядели столь заманчиво, что я едва сдержался купить. Главным образом меня остановили не думы об антисанитарии, а почти стопроцентная вероятность того, что торговец при виде туриста загнет цену раз так в десять.

Продавец сувениров. С этими товарищами ухо надо держать остро, так как обманывать здесь любят, в частности продавать под видом серебряных украшений бижутерию и т.п. Вообще обилие клиентов-туристов, как мне кажется, портит представителей любого народа. Даже в Китае чем дальше от границы с Россией, тем лучше отношение к русским (взять тот же близ Хабаровска - весьма показательный пример). В туристических же местах Египта туристов воспринимают исключительно как бумажники на ножках. Это явление носит столь масштабный характер, что вызывает у многих иностранцев острую неприязнь ко всему местному населению без разбора.

Между тем мне доводилось слышать, что в египетской глубинке люди совсем другие: куда более дружелюбные, причем приветливость их обычно лишена вошедшей в туристическй фольклор корыстной составляющей. Там и подвезти путешественника могут бесплатно и даже накормить обедом, довольные уже самим фактом знакомства с иностранцем.
Довелось мне наблюдать подобный альтруизм и в Шарм-эль-Шейхе, когда садовник (кстати, интеллигентного вида юноша в очках) на улице подарил красивой девушке цветок (сначала она даже отнекивалась, полагая, что это попытка получить деньги).
К слову, объясниться в Египте, не зная арабского, легко в свете упомянутого выше колониального прошлого. В образованных кругах распространен французский язык, еще больше людей, причем из разных слоев общества, в той или иной степени владеют английским. Вроде бы оба этих языка даже входят в обязательную школьную программу. В туристических местах легко встретить и египтян, разговаривающих на русском: там давно уже усвоили законы конкуренции и странное нежелание многих туристов из России осваивать иноземные наречия.

Уличный уборщик. Впрочем, о ситуации с мусором на улицах египетских городов и об экологии я лучше поговорю в другой раз, когда буду показывать Каир и Эль-Гизу. В про египтян я затрону преимущественно вопросы транспорта, включая общественный, и охраны правопорядка.

Михаил Берсенев, Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру»

Египетские женщины невольно приковывают к себе взгляд иностранцев. Да, наверное, нам намного привычнее иная внешность, чем у египтянок. Судя по описаниям историков, Клеопатра была удивительно красива, а лично мне именно такая красота не совсем понятна.

Мы, русские, больше привыкли к дородности, к румяности, к душевной привлекательности русских женщин. Египтянки же в обычных городах, даже в столице страны Каире, всегда обильно укутаны-упрятаны в одежды.

Лица их очень своеобразны, но назвать их красавицами в нашем европейском понимании мне трудно. Но вообще их внешний вид весьма колоритен. На египтянках невольно задерживаешь взгляд, такие они миниатюрные, даже немного игрушечные, карманные. Но, несмотря на кажущуюся хрупкость, они начинают позволять себе все больше и больше…

Знакомый египтянин рассказал мне, что у них в маленьких городках появилась большая проблема: девушки уже не стремятся остаться на селе, так сказать, а хотят к неоновым огням. В мегаполисы типа Каира и Александрии. Цивилизация девушек развратила. Уже не очень-то стремятся они занавешивать лицо паранджой и носить черные длинные одежды ниже щиколоток. У рассказчика в поселке отец и братья жестоко побили девушку, которая рискнула пройти в короткой юбке по улице. А она все равно потом снова пошла, несмотря на синяки и страх. Она шествовала, как я понял, в ярком розовом платье выше колен, с умело подобранным макияжем, с сотовым телефоном и с западной музыкой в наушниках.

Сам он, несмотря на высшее образование, полученное в Каире, великолепное владение английским языком и прогрессивные взгляды на соотношение религий в мире (ислам, по его мнению, первая религия), все равно осудил девушку. Я даже спросил: «А если бы ты мог участвовать в телесном наказании бунтарки против тысячелетних традиций, то присоединился бы к отцу и братьям?» Он подумал и честно сказал «да».

Я не могу влезть в мышление молодой египтянки, но то, что я видел и слышал, говорит о том, что «поколение фейсбук» женского пола неуклонно стремится освободиться от строжайших рамок поведения женщины в исламском мире. Они хотят больше западности, свободы, эмансипации, если хотите. Но общество - против. Хотя всеобщая волна жасминовых революций на севере Африканского континента показывает, что не только женщинам уже «душно в диктаторском колодце», а и весь арабский мир ищет либеральных перемен.

Уже сейчас городские красавицы в Каире, Александрии позволяют себе нестрогую одежду, косметику от известных западных фирм и вообще стремятся быть моднее, раскрепощеннее. А это не приветствуется основной частью населения. Женщинам в Египте еще предстоит пройти долгий путь до равноправия.

Некоторые современные девушки в крупных городах Египта творят совсем неприемлемые вещи. В частности, не спешат нарожать кучу ребятишек, а стремятся сначала получить достойное образование, развиться как личность, повеселиться на дискотеках и в клубах, вместо того чтобы с юности стирать пеленки. Они не спешат рожать! Да и замуж - тоже. Но пока это - только тенденция.

Детей и рожают в Египте очень много. По статистике, в египетском городе в семье в среднем 5 детей, а в деревенских территориальных образованиях и вовсе «семеро по лавках». Семь-восемь-девять детей - норма. Да, в стране бесплатное образование, медицина, которая традиционно сильна, но все равно это поразительно: иметь столько галдящих детишек! Семьи в стране отличаются прочностью, что говорит скорее о клановости семьи как союза, нежели о полной многолетней идиллии в отношениях. Разводы официальной властью, которую давеча сместили в результате революции, да и общественным мнением не приветствуются. Женился, вышла замуж - терпите, растите детишек. Слюбится-стерпится.

Египтянин в одном из ресторанов Шарм-Эль-Шейха все жаловался мне, что давно его жена уже огрузнела, одряхлела, у нее даже появились усы. Детей ему пятерых нарожала. А он ее уже не любит. Рядом ходят молоденькие девушки, а его отец и мать категорически против развода мужа. Родители, родственники усатой жены тоже против развода. Дети их и подавно.

Я хотел ему напомнить, что существуют противозачаточные средства, и что надо было бы ими пользоваться, если он так недоволен своим семейным статусом! Но делать этого я не стал. Никогда не знаешь, что у араба на самом деле на уме. Но как я понял, он мучается с женой и детьми, а развестись не может, так как очень любит своих родителей, и ни за что не пойдет против их воли. Может быть, поэтому он так часто курит местную травку, от которой балдеет. Травка та действительно забористая!

А что же египетские мужчины? Не могу не сказать пару слов по этому поводу. Мне показалось, что местные представители сильного пола все сплошь и рядом тоже стремятся походить на европейских мачо. Неизменная сигарета в зубах, яркие клетчатые штаны, длинноносые штиблеты. Правда, если присмотреться, то у штиблет часто подошва отваливается. Или они настолько древние, поношенные, что сотни трещин покрывают поверхность обуви. Задник ботинка вихляется. Не раз и не два я подмечал сию странную особенность. Вообще, все же очень трудно быть мачо. Особенно в мусульманской стране.

«Восток - дело тонкое», - говорил товарищ Сухов. Египетская женщина для меня - сущая загадка, и никакой особой возможности познакомиться с ней близко у меня не выпало. Но, судя по всему, дочери земли фараонов все больше стремятся к европейским ценностям при стальном сопротивлении властей и всего уклада жизни египетского общества.