Формирование личности подростка кратко. Проблемы развития личности подростка. Тренировка воли: развитие личности подростка

26.03.2019

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. С этим возрастом связаны глобальные изменения в психологических структурах личности, сложившихся в детском возрасте. Возникают зачатки сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Все эти изменения и новообразования в подростковом возрасте требуют от педагога применения целого комплекса мер, направленных на изучение индивидуальных особенностей подростка и формирования на их основе системы воспитательного процесса.

Личность подростка в этом возрасте приобретает две особые формы самосознания, которые называют чувством взрослости и я-концепцией. Осознание собственной значимости личности, осознание собственного «я» психологически способствует укреплению социальных позиций подростка среди окружающих его людей и человеческого сообщества в целом. В этом возрасте подросток требует, чтобы с его мнением считались, чтобы окружающие видели в нем серьезную, сильную и ответственную личность. У подростка возникает способность анализировать и оценивать накопленный опыт своего поведения в сравнении с поведением окружающих его людей, которая способствует формированию представлений о том, что может произойти с ним в той или иной ситуации. Благодаря этому у него появляется уверенность в собственных силах и возникает внутренне спокойствие.

Возникающее у подростка новое для него чувство взрослости психологически ставит его на один уровень с другими взрослыми людьми. Взросление ребенка в психологическом плане определяет его готовность жить в обществе взрослых людей, общаться с ними на равных и соответственно самостоятельно и независимо ни от кого принимать решения и действовать по своему усмотрению. При этом никаких значительных видимых изменений не происходит, за исключением физической перестройки всего организма. Подросток может оставаться такого же роста и с таким же детским выражением лица, поэтому и резкого изменения отношения к нему со стороны взрослых людей не происходит. Это вызывает в его сознании противоречия, ведь он уже совсем другой человек, и относиться к нему должны по-другому. К сожалению, родители, а зачастую и педагоги не понимают этого и продолжают относиться к подростку как к маленькому ребенку. Подросток в начальном периоде своего взросления достаточно уязвим, его самосознание еще недостаточно окрепло для принятия ответственных решений, однако желание попробовать себя в новой роли очень велико. Он может пристраститься к таким атрибутам взрослой жизни как табак, алкоголь и секс. Понятия о взрослой жизни у подростков почему-то всегда связываются именно с такими вот атрибутами. Между тем эти атрибуты совсем не являются атрибутами взрослой жизни, и только те подростки, которые это вовремя поймут, по-настоящему повзрослели, по крайней мере, морально.

Подражание поведению взрослых может иметь для подростка воспитательное значение, поскольку он вживается в роль взрослого человека, это для него своеобразная ролевая игра. В этом возрасте у подростка могут возникать конфликты с родителями, не позволяющими ему вольностей и старающимися постоянно держать его поведение под контролем. Такой тотальный контроль может быть расценен подростком как диктат и вызвать в нем бунтарские чувства. Контроль родителей должен быть преподнесен как совет более опытных старших товарищей. Современных подростков обвиняют в инфантильности, отсутствии социальной ответственности. Однако виноваты в их инфантильности именно взрослые, которые оберегают их от ответственности, жизненных трудностей, от самостоятельного принятия решений. Подросток, помимо подражания взрослым, часто стремится ни в чем не отличаться от своих сверстников, сливается с толпой для обеспечения собственной эмоциональной безопасности. Такое явление психологи называют социальной мимикрией.

Развитие я-концепции, которое происходит в сознании подростка чаще всего к концу подросткового возраста, ставит его самосознание на новый уровень. Самосознание, понимание подростком своих внутренних качеств и ощущение себя как личности в окружении других людей является важным психологическим этапом формирования личности. Собственная самооценка часто может не совпадать с реальностью, однако очень важно, чтобы подросток сам увидел и понял это. Очень часто у подростков возникает мнительное чувство, что все вокруг поглощены наблюдением за его поведением. Это может вызвать определенную скованность и неуверенность, а как следствие приводит к замкнутости. Побороть это чувство можно при помощи демонстрации видеозаписи его поведения, чтобы он увидел себя со стороны и понял, что он делает не так.

Развитие личности в подростковом возрасте

В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации : на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательного принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

"Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка" Л.С. Выготский считал проблему интересов . Он выделил две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов:

- в негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда - снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство;

- позитивная фаза характеризуется зарождением новых, более широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращенность подростка в будущее реализуется в форме мечты.

Л.С. Выготский выделил несколько групп интересов ("доминант") подростка:

- "эгоцентрическая доминанта" (интерес к собственной личности);

- "доминанта дали" (субъективная значимость отдаленных событий);

- "доминанта усилия" (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, что может проявляться и в негативных формах - в упрямстве, хулиганстве и т.п.);

- "доминанта романтики" (стремление к неизведанному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов , пик любознательности приходится на 11-12 лет. Однако проявления любознательности поверхностны. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов часто кроются в отсутствии ярких интересов у окружающих подростка взрослых, чрезмерной активности взрослых в развитии у подростка интереса, оказывают влияние и социальные условия (высокая стоимость оплаты секции и т.п.).

Доминирующие потребности подросткового возраста (Д.Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.

Конфликты и трудности подростка в общении со взрослым возникают из-за расхождения их представлений о характере прав и степени самостоятельности подростка: если взрослый не изменяет своего отношения к подростку, то он сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. По мнению Т.В. Драгуновой, конфликт - это следствие неумения или нежелания взрослого считаться с развитием личности в подростковом периоде и найти подростку новое место рядом с собой.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что с взрослением ребенка надо считаться: не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить проблемы подростка и позволяют сохранить ему чувство самоуважения. Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, поведение этих подростков и взрослые и сверстники оценивают как "взрослое".

Начало подросткового периода характеризуется качественным сдвигом в развитии самосознания : у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки.

Таким образом, по содержанию самосознание подростка есть социальное сознание , перенесенное внутрь (Л.С. Выготский).

Особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых - чувство взрослости. По определению Д.Б. Эльконина,это "новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность". Это стержневая особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру.

Виды взрослости (Т.В. Драгунова):

Подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение);

Стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о "настоящем мужчине" , воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость;

- социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку),

- интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования).

Чувство взрослости обнаруживает себя по-разному. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения).

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма (Д. Элкинд): подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей и вследствие интенсивного анализа и оценки себя у него возникает иллюзия, будто другие люди непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей, чувств. Типичная возрастная особенность - склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

Один из компонентов эгоцентризма - феномен "воображаемой аудитории" - убежденность подростка в том, что его постоянно окружают некие зрители, а он все время находится на сцене. Другой компонент эгоцентризма - личный миф ("сказка о самом себе") - вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

Постепенное преодоление подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками, которые делятся друг с другом своим аффективным опытом.

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности.

Для девочек характерны: эмоциональная восприимчивость, реактивность, гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, конформность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, к авторитетам семьи, стремление опекать младших, высокий интерес к своей внешности, сочетание кокетства с застенчивостью и стыдливостью, аккуратность, исполнительность, терпимость в повседневной деятельности, лучшая успеваемость по гуманитарным предметам.

Мальчики больше интересуются областью отвлеченного (абстрактные явления, мировоззренческие проблемы, точные науки), менее конформны, более раскованы в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неблагоприятных условиях у них легче возникает и труднее корригируется отрицательное отношение к школе, значительную роль в сознании и поведении приобретают сексуальные интересы.

Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии . Рефлексия - мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и т.д. Формирование рефлексии становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков (рефлексивная задача "Кто я?").

По данным Д.И. Фельдштейна, в 10-11 лет предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные поступки. В 12-13 лет главным становится рассмотрение черт собственного характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В 14-15 лет в структуре личностной рефлексии существенно повышается критичность подростков по отношению к себе.

Новый уровень самосознания, центральное новообразование подросткового возраста - Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Существует тенденция рассматривать Я-концепцию и какрезультат, итоговый продукт процессов самосознания.

Д.И. Фельдштейн отмечал, что в 10-11 лет около 1/3 подростков дают себе полностью отрицательные характеристики; некоторые подростки, подчеркивая свои многочисленные недостатки, выделяют единственную черту, которая им нравится, то есть самооценке присущ отрицательный эмоциональный фон.

В 12-13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего, сверстников. Речь идет о комплексе "Золушки" ("Гадкого утенка"): переживая сильную неудовлетворенность собой, подросток в душе надеется на перерождение.

В 14-15 лет возникает "оперативная самооценка", определяющая отношение подростка к себе в настоящее время (основывается на сопоставлении своих личностных особенностей с определенными нормами, выступающими для него как идеальные формы его личности).

Отрицательное отношение к собственной личности в значительной мере связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы "извне", интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно ("У него все хорошо, пожаловаться не на что" - рассуждает мать благополучного подростка), а отрицательные стороны - конкретны, разнообразны.

Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, опираться на сильные стороны своей личности.

Самооценка подростка носит противоречивый характер : во-первых, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, во-вторых, наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер.

К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке , возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию (формированию положительных качеств и преодолению отрицательных).

В нравственном развитии наблюдается противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенный максимализм требований; сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Как показали исследования Ж. Пиаже, в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашены, личностно значимы).

В переходном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения , которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка (Л.И. Божович). В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.

Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций.

Формируется нравственное мировоззрение , под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции .

Особенности развития воли : ее неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву. В то же время умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает беспокойство. Стремление "стать более волевым человеком" в этом возрасте скорее "знаемый" мотив, не подкрепленный подлинным желанием измениться.

По словам Л.С. Выготского, не слабость воли, а отсутствие или слабость цели дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений, личностно значимые для подростка.

Л.И. Божович подчеркивала, что возникновение постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются "ненасыщаемостью", делает подростков целеустремленнее и организованнее.

Эмоциональная сфера характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Исследования показали, что подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии (Р. Ларсон, М. Ричардс). Эмоции имеют тенденцию к "самоподкреплению" (неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, как позитивную, так и негативную), что свидетельствует о ригидности эмоций подростка, их инертности. В этот период повышена потребность в эмоциональном насыщении , в жажде ощущений (отсюда - любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Выражение эмоций бурное и непосредственное, подростки часто не могут сдерживать радость, гнев.

Особенность эмоционального реагирования - сравнительно легкое возникновение эмоциональной напряженности . В этот период наблюдаются достаточно частые и продолжительные аффективные реакции . Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план и происходит их разрядка в виде выброса. У подростков в кризисный период часто встречается "аффект неадекватности" - эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Оказание помощи подростку в период непосредственного протекания аффекта сводится к следующему: отвести в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение (использовать боксерскую грушу, дать возможность выплакаться и др.). После успокоения побеседовать, разобраться в том, что произошло.

Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития (К.Н. Поливанова).

Новообразования личности подростка: чувство взрослости; становление нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия); устойчивость эмоций и чувств.

«225 Глава 12. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА Краткое содержание Ситуация личностного развитая в подростковом возрасте. Особенности социально-психологической ситуации личностного развития подростка...»

Глава 12. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Ситуация личностного развитая в подростковом возрасте.

Особенности социально-психологической ситуации личностного

развития подростка Опережающее формирование интеллекта по

сравнению с личностью Особое значение подросткового возраста для

становления личности. Тяга подростков к взрослости. Несоответствие

между притязаниями на взрослость и реальным личностным

поведением подростков. Возникновение новой «внутренней позиции»,

в основе которой лежит стремление быть взрослым. Изменение роли подражания в подростковом возрасте Подчинение подражания другим людям сознательному волевому контролю, задаче интеллектуального и нравственного самосовершенствования. Этапы развития подражания взрослым. Становление самосознания.

Формирование волевых качеств личности. Подростковый возраст как сензи-тивный для развития волевых качеств личности Источники и объекты волевого подражания подростка. Пути и средства формирования волевых качеств личности. Роль занятий физической культурой и спортом в укреплении воли. Логика развития волевых качеств у подростков, последовательность появления этих качеств.

Самовоспитание волевых качеств личности. Особенности поведения мальчиков-подростков и девочек-подростков, связанные с формированием воли.

Развитие деловых качеств личности. Познавательные и творческие интересы подростка как предпосылки к занятиям различными видами деятельности и как источники для формирования у них деловых качеств личности. Особое значение самостоятельности в учении, проявление инициативы и предприимчивости в учебных делах Развитие деловитости и организаторских способностей. Использование учебно-дидактических деловых игр для развития соответствующих качеств личности у детей-подростков.



Достижения психического развития подростков. Успехи в развитии познавательных процессов и интеллекта в целом.

Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник конфликтов в подростковом возрасте.

Способы предупреждения и снятия конфликтов через ускоренное личностное развитие ребенка. Естественные интересы и потребности подростков, их использование в учебно-воспитательной работе Самосознание подростка. Волевые, деловые, моральные и другие качества личности подростка. Дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях. Подростковые изменения в сфере межличностного восприятия.

СИТУАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности.

В течение трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются.

Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.

Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает и в школе, и дома.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознанием и волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка.

Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п.

Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденции походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчикиподростки относятся очень внимательно, и начиная с V-VI классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т.п.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, повидимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

В VII-VIII классах школы некоторые подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков, в среде которых идеал мужественности становится одним из основных идеалов, порождающих критерии оценок окружающих людей. Подростки любят приключенческие, романтические фильмы и соответствующую литературу, так как именно в них встречаются герои, обладающие нужными качествами мужественности, смелости, характером и силой воли. Подростки пытаются подражать этим героям в жизни, воспроизводя в играх и создаваемых ими ситуациях сцены, прочитанные в книгах или увиденные в фильмах. Это особенно типично для младших подростков в возрасте от 11 до 13 лет.

В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, - юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли.

Весьма распространенным среди современных подростков способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Это - бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей. Увлекаясь многими видами спортивных занятий вначале ради развития волевых личностных качеств, некоторые подростки затем продолжают заниматься ими же для достижения высоких результатов. Благодаря этому получает дальнейшее развитие мотивация достижения успехов.

Став привычными, занятия физической культурой и спортом в зрелом возрасте иногда превращаются в эффективное средство поддержания здоровья и работоспособности, а полезные волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятельности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.

Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у подростка. Вначале развиваются в основном динамические физические качества. Это - сила, быстрота и скорость реакции. Затем вырабатываются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. Вслед за этим наступает черед формирования более сложных и тонких волевых качеств, таких, например, как концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойственно не только мальчикам-подросткам, но и девочкам-подросткам. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домоводство, а также женские виды спорта.

Девочки-подростки особенно стараются преуспеть в учебе, много занимаются теми школьными предметами, где у них что-то не получается.

Описанные полоролевые различия между мальчиками и девочками способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми им придется заниматься, став взрослыми.

РАЗВИТИЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Если ставить вопрос о том, в каком возрасте у ребенка происходят наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности, то ответ на него будет одним: в подростковом возрасте. Действительно, детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление что-то делать своими руками, повышенная любознательность и первые мечты о будущей профессии. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах; их источниками могут стать учителя, родители, сверстники, другие люди более старшего возраста.

Но чаще всего первичные профессиональные интересы -возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые подросток в основном включен.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

На основе таких интересов в подростковом возрасте зачастую формируются неформальные группы товарищей и друзей.

Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к учебе. Указанное обстоятельство определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни из них становятся более нужными и потому любимыми подростками, интерес к другим снижается.

Нередко отношение подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет. Подросткам обычно нравятся те предметы, которые преподают их любимые учителя. Успеваемость многих детей в средних классах школы временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие с учением интересы.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл.

Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра. В учении данные качества личности формируются и развиваются тогда, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него. Это происходит, например, в тех случаях, когда учитель поручает группе детей самостоятельно найти, прочесть и сообщить на уроке те или иные сведения. Особенно ценным представляется приобретаемый в подростничестве опыт самостоятельной работы в библиотеке, а также выполнение учебных поручений по подготовке и проведению занятий в классе, в том числе материалов, наглядных пособий и т.п.

Еще большие возможности для ускоренного развития деловых качеств детей-подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на равных правах со взрослыми людьми. Это могут быть школьные дела, участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т.п. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки.

Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. Такие игры необходимо включать в учебновоспитательный процесс в школе наряду с обычными занятиями школьными предметами, причем с воспитательной точки зрения подростковый возраст представляется для этого наиболее благоприятным периодом жизни.

ДОСТИЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах:

наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Подростничество имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. Возникает психолого-педагогическая дилемма, разрешить которую может только опытный взрослый: как, относясь к подростку по-серьезному, т.е. по-взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребенком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого «детского» обращения не обнаруживать.

Известно, что с возрастом интерес подростков к себе быстро меняется. Для детей, обучающихся в IV-V классах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников. Шестиклассники начинают проявлять определенный интерес к своей внешности, к детям противоположного пола и взаимоотношениям с ними. У семиклассников возникают общие увлечения делового характера, появляется особый интерес к развитию своих способностей в различных видах практической деятельности и к своей будущей профессии. Восьмиклассники высоко ценят самостоятельность, индивидуальность, качества личности, которые проявляются в отношениях дружбы и товарищества. Опираясь на эти виды друг за другом появляющихся интересов подростков, можно активно развивать у них нужные волевые, деловые и другие полезные качества.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей.

В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Отрочество - как иногда называют подростковый возраст - это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства.

Подростковый возраст - это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека.

В средних классах школы вместо одного учителя появляется несколько новых педагогов, у которых обычно весьма различны стиль поведения и манера общения, а также приемы ведения занятий. Разные учителя предъявляют различные требования к подросткам, что заставляет их индивидуально приспосабливаться к каждому новому учителю.

В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, к третьим относятся безразлично. Формируются и новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудности, обусловленные неумением подростков правильно воспринять взрослого, дать ему верную оценку.

Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснять материал, ставят справедливые оценки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых. Особенно высоко ценится подростком эрудиция учителя, а также его умение правильно строить взаимоотношения с учащимися.

В возрасте от десяти до пятнадцати лет в мотивах деятельности подростка, в его идеалах и интересах происходят существенные изменения. Их можно представить и описать следующим образом1. В начальный период этого возраста (10-11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положительными изменениями в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более высокой оценкой себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем - черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.

___________________

Описание дается по работе: Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. - № 6.

Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия. которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.

В качестве иллюстрации этой мысли А. А. Бодалев приводит следующее наблюдение. Если учащимся седьмого класса предложить, например, описать человека, которого они не знают, но отдельные черты которого им называются заранее (например, злой, добрый и т.п.), то среди ответов, которые получаются в этом опыте, можно выделить четыре разные группы. Подростки из первой группы называют только внешние признаки представленного им человека. Учащиеся из второй группы упоминают как внешние, так и некоторые внутренние черты. В третьей группе дополнительно к тому, что было сообщено о человеке, называются его дела и поступки. В четвертой группе, кроме всего сказанного, упоминаются еще мысли и чувства оцениваемого человека.

На основе этого опыта А.А. Бодалев пришел к выводу, подтверждающему существование значительной личностной дифференциации в подростковом возрасте эталонов межличностного восприятия и оценивания людей.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте

1. Общая характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка.

2. Тяга подростков к взрослости.

3. Трудности становления настоящей взрослости в подростковом возрасте (расхождение между «быть» и «казаться»).

4. Возникновение новой внутренней позиции у подростков.

5. Развитие подражания, изменение его роли и форм.

6. Особенности становления самосознания в подростковом возрасте.

Тема 2. Формирование волевых качеств

1. Сензитивность подросткового возраста к развитию волевых качеств личности.

2. Источники и объекты для подражания подростков в волевом поведении.

3. Пути и средства формирования воли у мальчиков-подростков.

4. Особенности выработки волевых качеств личности у девочекподростков.

Тема 3. Развитие деловых качеств личности

1. Условия и источники развития деловых качеств личности у подростка.

2. Развитие деловых качеств в учебной деятельности

3. Формирование инициативы, деловитости и предприимчивости в труде.

4. Организация учебно-дидактических деловых игр среди подростков.

Тема 4. Достижения психического развития подростков

1. Успехи в развитии познавательных процессов.

2. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии подростков.

3. Основные личностные новообразования подросткового возраста.

4. Межличностное восприятие в подростковом возрасте.

5. Динамика изменения положительных и отрицательных самооценок у подростков.

Темы для рефератов

1. Социально-психологическая характеристика ситуации личностного развития в подростковом возрасте.

2. Формирование волевых качеств личности у подростков.

3. Становление деловых качеств личности.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте.

2. Пути и средства ускоренного формирования волевых качеств личности у подростка.

3. Психолого-педагогические основы развития современных деловых качеств личности у подростков.

4. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.

Литература Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.

(Передача ребенку ответственности за его собственную жизнь: 27- 48.) Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979. (Подросток: 101-145.) Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 25-38.

Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986.

(Конфликты в подростковом возрасте:

26-48, 92-99.) Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983. (Акцентуации характера в подростковом возрасте: 26-30.) Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие.

М.„ 1991. (Развитие моральных суждений в отрочестве:

99-103. Политическое мировоззрение: 103-108. Процесс социализации (особенности родительских отношений, половых ролей и дружеских привязанностей): 109-132. Становление идентичности в отрочестве: 133-157.) Мир детства: подросток. - М., 1989. (Самосознание и самовоспитание у подростков: 96-114.) II Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск, 1989. (Подросток: 119-153.) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. (Формирование личности в подростковом возрасте: 292Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М., 1977. (Подросток и юноша: 21-64.) Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969. (Становление характера в подростковом возрасте: 394-405.) Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966.

(Подростковый возраст (эмоции и чувства): 114-141.) III Маркова А.К. Психология обучения подростка. - М., 1975.

(Отношение подростка к школе и учению: 3-16.) Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989. (Самоконтроль у подростков: 94-98.) Особенности обучения и психического развития школьников 13- 17 лет. - М., 1988. (Психические особенности старшего подросткового возраста: 34-36.) Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987. (Подростковый возраст: 122-133.) Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. - М., 1987. (Психология ребенка и подростка: 163-185.) Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984. Т. 4.

(Педология подростка: 5-243.) Кузнецова Г.И., Харченков В.Д. Психологические особенности недисциплинированных подростков // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 138-144.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983, (Типы акцентуации характера у подростков: 78- 185.) Глава 13. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ Краткое содержание Формирование и развитие морали. Проблема нравственного выбора («каким быть?»). Открытость к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов в юности. Обращение к источникам морали, которыми пользуются взрослые Основные нравственные проблемы юности Нравственные категории добра и па Честность, справедливость и порядочность, обсуждение этих личностных качеств в юности.

Особенности отношения к нравственным категориям и решение нравственных проблем старшими школьниками. Характерные черты нравственного самоопределения современных юношей и девушек Становление мировоззрения. Ранний юношеский возраст - начальный период становления социальных, политических, религиозных, культурных, экономических и других позиций человека.

Особенности формирования мировоззрения у старших школьников в современных условиях. Отсутствие социально-политических ориентиров, плюрализм и противоречивость мнений, изменчивость экономической ситуации, необходимость и трудности в осуществлении мировоззренческого выбора в этих условиях. Формирование в юности разных аспектов мировоззрения. Проблема соединения религии и науки.

Нравственное самоопределение. Ранняя юность - начало практической реализации серьезных жизненных планов Мучительность поисков ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть""» Соотношение между реальным и идеальным «Я» в юности. Представление стершеклассников о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика ранней юности. Акцентуации характера у старшеклассников. Относительная стабилизация внутренней и внешней жизни, нормализация отношений ко времени окончания школы.

Основные черты психологии старшего школьника.

Интеллектуальная зрелость. Оформление морально-нравственных принципов. Полоролевая дифференциация. Профессиональное самоопределение. Формирование системы социальных установок Характерологические противоречия. Пора первой любви, романтических и интимных отношений. Значение психологических новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРАЛИ

Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются, как мы уже видели, в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало чисто

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,- это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Эмоциональная сфера.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Главная особенность подросткового возраста - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Личностные особенности.

Одним из личностных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.

Подражание внешним формам поведения. Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения.

Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина», обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливости, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам.

Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

К своему физическому развитию мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V-VI классов многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике врослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п.

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки - такой же, как у всех в его компании, - как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Чувство взрослости. Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста.

Как проявляется чувство взрослости подростка? Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от сферы самоутверждения подростка. Это могут быть отношения со сверстниками, использование свободного времени, различные занятия, домашние дела. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная.

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные для личностного развития подростка. Это включение во взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается - младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

Я-концепция. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я- концепцию». «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае - это важнейший этап в развитии самосознания.

Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».

«Я-концепция» включает три компонента: когнитивный, оценочный и поведенческий.

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-конпеппии». Оценочный компонент связан с тем, что для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.

Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записывается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным - начинает читать художественную и научную литературу.

Характер.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

Соответственно этой логике совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. С этим возрастом связаны глобальные изменения в психологических структурах личности, сложившихся в детском возрасте. Возникают зачатки сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Все эти изменения и новообразования в подростковом возрасте требуют от педагога применения целого комплекса мер, направленных на изучение индивидуальных особенностей подростка и формирования на их основе системы воспитательного процесса.

Личность подростка в этом возрасте приобретает две особые формы самосознания, которые называют чувством взрослости и я-концепцией. Осознание собственной значимости личности, осознание собственного «я» психологически способствует укреплению социальных позиций подростка среди окружающих его людей и человеческого сообщества в целом. В этом возрасте подросток требует, чтобы с его мнением считались, чтобы окружающие видели в нем серьезную, сильную и ответственную личность. У подростка возникает способность анализировать и оценивать накопленный опыт своего поведения в сравнении с поведением окружающих его людей, которая способствует формированию представлений о том, что может произойти с ним в той или иной ситуации. Благодаря этому у него появляется уверенность в собственных силах и возникает внутренне спокойствие.

Возникающее у подростка новое для него чувство взрослости психологически ставит его на один уровень с другими взрослыми людьми. Взросление ребенка в психологическом плане определяет его готовность жить в обществе взрослых людей, общаться с ними на равных и соответственно самостоятельно и независимо ни от кого принимать решения и действовать по своему усмотрению. При этом никаких значительных видимых изменений не происходит, за исключением физической перестройки всего организма. Подросток может оставаться такого же роста и с таким же детским выражением лица, поэтому и резкого изменения отношения к нему со стороны взрослых людей не происходит. Это вызывает в его сознании противоречия, ведь он уже совсем другой человек, и относиться к нему должны по-другому. К сожалению, родители, а зачастую и педагоги не понимают этого и продолжают относиться к подростку как к маленькому ребенку. Подросток в начальном периоде своего взросления достаточно уязвим, его самосознание еще недостаточно окрепло для принятия ответственных решений, однако желание попробовать себя в новой роли очень велико. Он может пристраститься к таким атрибутам взрослой жизни как табак, алкоголь и секс. Понятия о взрослой жизни у подростков почему-то всегда связываются именно с такими вот атрибутами. Между тем эти атрибуты совсем не являются атрибутами взрослой жизни, и только те подростки, которые это вовремя поймут, по-настоящему повзрослели, по крайней мере, морально.

Подражание поведению взрослых может иметь для подростка воспитательное значение, поскольку он вживается в роль взрослого человека, это для него своеобразная ролевая игра. В этом возрасте у подростка могут возникать конфликты с родителями, не позволяющими ему вольностей и старающимися постоянно держать его поведение под контролем. Такой тотальный контроль может быть расценен подростком как диктат и вызвать в нем бунтарские чувства. Контроль родителей должен быть преподнесен как совет более опытных старших товарищей. Современных подростков обвиняют в инфантильности, отсутствии социальной ответственности. Однако виноваты в их инфантильности именно взрослые, которые оберегают их от ответственности, жизненных трудностей, от самостоятельного принятия решений. Подросток, помимо подражания взрослым, часто стремится ни в чем не отличаться от своих сверстников, сливается с толпой для обеспечения собственной эмоциональной безопасности. Такое явление психологи называют социальной мимикрией.

Развитие я-концепции, которое происходит в сознании подростка чаще всего к концу подросткового возраста, ставит его самосознание на новый уровень. Самосознание, понимание подростком своих внутренних качеств и ощущение себя как личности в окружении других людей является важным психологическим этапом формирования личности. Собственная самооценка часто может не совпадать с реальностью, однако очень важно, чтобы подросток сам увидел и понял это. Очень часто у подростков возникает мнительное чувство, что все вокруг поглощены наблюдением за его поведением. Это может вызвать определенную скованность и неуверенность, а как следствие приводит к замкнутости. Побороть это чувство можно при помощи демонстрации видеозаписи его поведения, чтобы он увидел себя со стороны и понял, что он делает не так.