Грудной ребенок не какает, как помочь. Как узнать, что ребенок не наедается грудным молоком

29.08.2019

Последнее обновление статьи: 14.04.2018 г.

Неважный аппетит у новорождённого и младенца – серьёзный повод для родительской тревожности. Многие мамочки беспокоятся, поскольку крайне непросто разобраться в том, почему ребёнок плохо ест. И новорождённые малыши, и груднички в 4 месяца не могут объяснить и рассказать, что их конкретно не устраивает. Всё своё недовольство они демонстрируют с помощью криков и слёз либо просто молчаливого отказа и нежелания сосать грудь или пить смесь. Это также усложняет возможность установления причины плохого аппетита, поскольку специалисты выделяют множество негативных факторов, из-за которых маленький ребёнок может начать капризничать, плакать и отказываться кушать.

Детский психолог

Что новорождённый малыш, что ребёнок в 5 месяцев может плохо кушать по многим причинам, среди которых выделяют особенности лактации у матери, нарушения здоровья, физиологические особенности при рождении и многое-многое другое.

Если ребёнок плохо сосёт грудь, можно сделать предположение о «неполадках» в лактации. Например, у одних кормящих матерей наблюдается переизбыток молочного секрета, у других же, напротив, его катастрофически не хватает.

В первом случае ребёнок попросту захлёбывается из-за слишком мощной «струи» молока, в результате чего может отказаться от груди. В такой ситуации матери нужно перед кормлением немножко сцеживаться. А затем, когда детский аппетит повысится (например, в 2 недели), необходимость в этой процедуре отпадёт.

Обратная ситуация – когда ребёнку не хватает молочка. В этом случае матери необходимо принимать все разрешённые и одобренные педиатром меры, которые улучшают лактацию:

  • более частое прикладывание малыша к груди;
  • сцеживание после вскармливания;
  • употребление большого количества жидкостей;
  • употребление специального чая, который улучшает отделение молока.

Если все эти меры не привели к качественному улучшению лактации, остаётся единственный способ – докармливание ребёнка смесью. Но перед введением искусственного продукта в детский рацион нужно посоветоваться с педиатром.

Иногда женщины не совсем ответственно относятся к собственному рациону, употребляя те продукты, которые изменяют грудное молоко. Например, острые овощи (лук, чеснок) меняют вкус грудного секрета, в результате чего малыш отказывается от груди. Выход достаточно прост – со всей ответственностью подходить к составлению меню.

Нередки случаи, когда причиной того, что ребёнок мало ест, становится неверное прикладывание к груди. Особенно часто такое происходит с неопытными родительницами, выкармливающими первенца.

Решение достаточно простое – женщине следует обратиться за помощью к эксперту по грудному вскармливанию или же ещё в родильном доме попросить у сотрудников, чтобы те наглядно продемонстрировали способы правильного прикладывание малыша к материнской груди.

Новорождённый ребёнок иногда не берёт мамину грудь из-за неправильной формы сосков. Если они слишком плоские, впалые, малышу непросто добыть молочко.

Естественно, ребёнок остаётся голодным, что совершенно недопустимо. Обычно через день или два дети приноравливаются и адаптируются, но в редких случаях, если ситуация не улучшается, педиатр может посоветовать использовать специальные накладки для сосков.

Врождённые особенности

Нередко малыши рождаются раньше запланированного срока. В результате врождённый сосательный рефлекс не сформирован в той степени, которая бы позволяла ребёнку сосать грудь без проблем. То есть недоношенный младенец не отказывается есть, а попросту не способен добыть молоко, поскольку ему не хватает сил.

Естественно, в такой ситуации мама должна исправить проблему. В этом ей поможет кормление с помощью бутылочки (её проще сосать), шприца либо чайной ложечки. Только следует понимать, что привычка кушать из специальной ёмкости чревата полным отказом от материнской груди.

Кроме того, нарушение аппетита может быть вызвано и другими врождёнными особенностями. Обычно такие аномалии обнаруживают ещё в родильном доме, где тут же и исправляют, однако не всегда подобное возможно.

  1. Аномалии строения полости рта. Врождённые дефекты ротовой полости, которые именуются в народе «заячьей губой» или «волчьей пастью», также могут стать причиной того, что ребёнок плохо ест и мало прибавляет в весе. Обычно операцию проводят сразу же (если позволяет детское здоровье), но в случае откладывания процедуры на более поздний срок могут потребоваться специальные накладки для кормления.
  2. Короткая языковая уздечка. Если ребёнок рождается с коротковатой плёнкой, соединяющей дно ротика с корнем языка, то ему будет неудобно сосать молоко. При сосании даже слышно характерное цоканье. Обычно проблема решается легко – хирург надрезает уздечку, причём новорождённый малыш (и ребёнок до 5 месяцев) вообще не ощущает боли.

Если роды проходили с использованием наркоза, то часть обезболивающих препаратов может попасть в детский организм. В результате в первые дни новорождённые отличаются вялостью, что сказывается и на недостаточной активности при кормлении.

Снижение аппетита или полное его отсутствие у грудного ребёнка в 5 месяцев может быть обусловлено вылезанием первых зубов. В такой ситуации отказ от приёма пищи становится вполне естественным и временным явлением.

У малыша не просто снижается аппетит, но и начинают набухать дёсны, повышаться температура. Ребёнок также ощущает боль, поэтому помогать ему нужно обязательно. Так, в случае температуры можно дать противовоспалительное и жаропонижающее средство.

Чтобы младенец поскорее стал кушать с аппетитом, необходимо несколько раз в день мазать ему дёсны особыми гелями с охлаждающими, успокаивающими и обезболивающими свойствами. Также в аптеке рекомендуется приобрести специальные прорезыватели, массирующие дёсны.

Боли в животике

Если месячный ребёнок плохо берёт грудь, постоянно её бросает, пытается поджать ноги к животу и громко плачет, можно сделать предположение, что его беспокоят кишечные колики. В этом случае родителям стоит запастись терпением и знаниями, как облегчить это состояние.

Специалисты советуют класть малышу на живот тёплую пелёнку, массировать область пупка, давать специальные противоколиковые препараты. Это улучшит работу пока несовершенной пищеварительной системы, а приблизительно в 4 месяца неприятные симптомы пройдут самостоятельно.

Случается и так, что ребёнок начинает сосать молоко, но затем отказывается от груди со слезами. Вероятно, плохой аппетит у грудничка и болезненное состояние вызвано дисбактериозом, обусловленным приёмом антибактериальных препаратов матерью.

Подтвердить наличие этого состояние сможет только доктор после проведения специального обследования. Родители же могут заподозрить дисбактериоз по таким признакам, как неприятный запах кала, зелёный цвет испражнений и наличие слизи.

Ребёнок что в 3 месяца, что в 11 месяцев может отказываться от грудного молока по причине недомогания. Частой проблемой малышей первого года жизни является молочница. Распознаётся она просто – по белым пятнышкам на детском язычке, дёснах и нёбе.

Возникает кандидоз полости рта у младенцев по следующим причинам:

Если новорождённый мало ест по причине молочницы, лучше обратиться за помощью к доктору, который подскажет, какие препараты или народные средства можно использовать в конкретном случае. Самый простой способ – обработка полости рта содовым или солевым раствором.

Этим же средством маме нужно обработать грудь для предупреждения рецидивов. Кроме того, нужно заботиться в дальнейшем о чистоте игрушек и приспособлений для кормления, а также укреплять детский иммунитет, особенно если ребёнок родился недоношенным.

Если реёенок, допустим, в 11 месяцев плохо ест, при кормлении тяжело дышит, сопит, бросает груди и плачет, его нормальному дыханию мешают слизистые скопления. Чтобы облегчить состояние, нужно очень аккуратно вычистить носовые проходы с помощью ватных палочек или жгутиков.

Ещё одна причина того, почему новорождённый плохо ест, – воспаление и боль в ушах. Ребёнок и хотел бы кушать, но сосание приводит к неприятным ощущениям, поэтому он может отказаться от груди. В таком случае нужно обратиться к детскому доктору для прохождения лечения.

Если ребёнок в 2 месяца или старше не хочет есть по причине больных ушек, мать может попробовать сцеживать грудное молочко и допаивать им кроху с помощью чайной ложки. Такой способ получения питания для малыша менее болезнен, чем сосание груди.

Использование бутылочки

Если ребёнок плохо ест грудное молоко, нужно задуматься, насколько часто вы используете ёмкости для кормления и пустышки. Отмечено, что дети сосут смеси из бутылочки и мамину грудь совершенно по-разному, задействуя при этом различное количество мышц.

Это происходит потому, что из ёмкости жидкость льётся свободно, так что ребёнок не прикладывает усилий для её добычи. А вот грудное молочко необходимо добывать. Если проблема именно в этом, то маме нужно заново приучать малыша брать грудь.

Ещё одна причина того, почему грудничок плохо ест, может заключаться в повышенной чувствительности к изменениям погодных условий. Резкий скачок атмосферного давления может спровоцировать у малыша головную боль, снижение аппетита и прочие негативные симптомы.

Если подобные признаки чрезмерно выражены, следует обратиться к педиатру и неврологу. Вероятно, источник проблемы кроется в высоком внутричерепном давлении. Тогда понадобится принимать определённые лекарственные средства.

Любознательность

Новорожденного малыша обычно интересует лишь кормление и сон, а вот на внешние раздражители он реагирует слабо. Другое дело – ребёнок 6 месяцев, который отличается большей активностью, любознательностью и желанием познавать окружающий мир.

Во время приёма пищи младенец может отвлекаться на любой раздражитель: громкий шум, яркая или новая игрушка, домашний питомец, вошедший человек. Переключить детское внимание на кормление довольно непросто, вот почему перед трапезой следует создавать максимально спокойную обстановку.

Кроме того, плохой аппетит у крохотного новорождённого может быть обусловлен плохим настроением. Если к рыдающему малышу не подходят сразу после первых слёз, он начинает плакать ещё сильнее. Поэтому при поднесении к груди он попросту не может захватить сосок из-за перевозбуждения.

В этом случае первостепенной задачей становится успокоение малыша любыми доступными способами. Его можно погладить, поцеловать, предложить пустышку, немного покачать, а уже потом вновь предложить грудь. Обычно успокоившийся младенец быстро приступает к трапезе.

Нередки случаи, когда ребёнок не ест много в силу индивидуальных особенностей. Таких малышей ещё именуют «малоежками». Если доктор отмечает, что грудничок активен и жизнерадостен, развивается согласно возрастным нормам, зачем тогда беспокоиться?

Выше были представлены главные причины того, почему ребёнок плохо кушает. Если мама будет внимательно отслеживать детские реакции, то сможет понять состояние малыша и нормализовать его аппетит. А вот в случае неприятных симптомов следует обязательно обратиться к доктору.

Почему ребёнок плохо ест смесь?

Этот вопрос вынесен в отдельный раздел, хотя некоторые аспекты, касающиеся питания искусственников, совпадают с проблемами детей, находящихся на естественном вскармливании. И всё же у младенцев-искусственников имеются собственные причины для отказа от пищи.

Основная проблема – правильный выбор смеси. Подобрать заменитель материнского молока, который пришёлся бы ребёнку по вкусу и одновременно не навредил детскому пищеварению, не очень просто. Так, новорождённым подойдёт смесь адаптированная, специально разработанная для самых маленьких.

Пятый месяц жизни – уже совсем другой возрастной период, следовательно, питание также должно измениться. Ведь малыш подрос, а значит, выросли и его потребности в калораже пищи. К тому же в это время обычно вводят и первый прикорм для искусственников.

Помимо неправильно подобранной смеси, существуют и другие причины того, почему ребёнок в 3 месяца плохо ест:

  • неудобная соска. Даже у маленьких ребятишек уже имеются свои предпочтения. Кто-то любит более плотные латексные насадки, другие же предпочитают силиконовые соски. Родителям следует приобрести сразу несколько приспособлений, чтобы ребёнок смог выбрать наилучшее;
  • резкий переход на заменитель молока. Если грудничок привык питаться исключительно маминым молочком, переключение на искусственное питание может привести к негативу или временному отказу от смеси. В этом случае важно постепенное приучение к другому рациону;
  • питательность смеси. Заменитель молока отличается большей питательностью, к тому же она будет дольше усваиваться организмом. Следовательно, ребёнок-искусственник почувствует голод не через 2,5 часа, а, грубо говоря, спустя 4 часа. Этот аспект также следует учитывать, чтобы не перекормить малыша.

Таким образом, при кормлении ребёнка заменителем молока важно правильно выбрать смесь, силиконовую или латексную насадку для бутылочки, а также оптимизировать режим вскармливания. В этом случае детский аппетит вскоре должен прийти в норму.

Ребёнок появляется на свет с инстинктивно-рефлексивным типом поведения. То есть все его действия подчинены определённым инстинктам, к которым относится и сосательный рефлекс. Малыш ещё не умеет переедать, так что в норме он кушает столько, сколько необходимо. Если же мама считает, что ребёнок плохо ест, нужно проверить, прибавляет ли он в весе.

Специалисты разработали особые таблицы, в которых оговорено, сколько граммов ребёнок должен прибавлять каждые 7 дней, каждые 30 суток и каждые 12 месяцев. Сверка с нормативами позволяет родителям понять, насколько правильно организовано питание, достаточно ли молока крохе или нужно его прикармливать.

После появления на свет масса тела малыша снижается в течение 7 дней. Однако переживать не следует, поскольку это совершенно естественный процесс. Из детского организма выходит меконий (кал новорождённого), к тому же ребёнок находится в стрессовом состоянии. Через неделю вес начнёт увеличиваться.

Рассмотрим средние показатели прибавки в весе в течение первых 12 месяцев:

Меньший набор веса не означает, что у ребёнка имеются какие-либо проблемы. Подобные показатели весьма условны, поскольку всё зависит от особенностей самого грудного ребёнка.

Как уже было отмечено, слабый аппетит не всегда означает болезненность или патологию. В любом случае все беспокойства сможет развеять опытный доктор.

Исправление ситуации

Ребёнок плохо ест, что делать? С этим вопросом многие мамы обращаются к специалистам. О некоторых путях разрешения проблемы мы уже рассказывали, пришло время поговорить о более конкретных и частных случаях.

Частота кормлений

Вопрос, почему ребёнок постоянно сосёт грудь, не совсем корректен, если речь идёт о новорождённом малыше. Совсем маленькие дети питаются очень часто – по меньшей мере, через каждые 2 — 2,5 часа. Такой особенностью нужно «воспользоваться».

Если грудничок не желает кушать именно сейчас, то, возможно, в следующее кормление захочет попробовать молоко или смесь. Следует на время увеличить число приёмов пищи, чтобы поймать тот момент, когда аппетит ребёнка будет оптимальным.

Продолжительность приёма пищи

Если прежде вы высчитывали время, в течение которого малыш находился возле груди, то сейчас от этой практики стоит отказаться. Попробуйте увеличить продолжительность кормлений, пусть ребёнок сосёт молоко в том темпе, который сегодня для него характерен.

Предлагайте малышу сначала одну грудь и лишь после опорожнения прикладывайте к другой. Особой питательностью отличается заднее молоко – оно жирнее и калорийнее. При резкой смени груди младенец недополучит нужного количества калорий, употребив только жидкое переднее молоко.

Если ребёнок не хочет кушать днём или в это время его аппетит не очень хороший, попробуйте прикладывать его к груди в ночное время. Укладывайте кроху в свою постель, чтобы и вы, и малыш подошли к моменту кормления в максимально расслабленном состоянии.

Любопытно, что гормон пролактин, отвечающий за выработку молока, активнее выделяется именно в ночное время, так что подобные кормления можно считать более продуктивными. Возможно, ребёнок именно ночью будет съедать большее количество пищи.

Отказ от кутания

Если новорождённый не ест, попробуйте не кутать его при кормлении. Напротив, телесный контакт с материнской кожей позволит ему активизироваться. Такой способ особенно подходит для сонных и «заторможенных» малышей.

Кроха пассивно ведёт себя возле груди? Снимете с него распашонки (можно просто прикрыть спинку одеялом), сбросьте с себя верхнюю часть одежды и создайте тем самым тесное телесное взаимодействие.

Применение слинга

Как известно, аппетит растёт при виде или запахе любимого блюда. Точно так же обстоят дела и с новорождёнными ребятишками. Если они будут постоянно находиться рядом с материнской грудью, то будут чаще хотеть кушать.

Попробуйте носить ребёнка в так называемом слинге – тканевой перевязке, которая позволит брать с собой малыша практически повсюду и одновременно освободит ваши руки. К тому же постоянно перемещение матери не позволит грудничку заснуть во время кормления.

Мамин отдых

Ещё один полезный совет, который, к сожалению, не всегда просто осуществить, касается материнского отдыха. Однако эта рекомендация позволяет действительно улучшить качество лактации. Поэтому старайтесь больше отдыхать сами.

Попробуйте уделить себе больше времени: увеличьте длительность прогулок, старайтесь спать днём, пользуйтесь любой возможностью, чтобы хоть немного отдохнуть. Разумеется, для этого нужно заручиться поддержкой родных и близких.

Плюсы подобного отношения налицо: если мама хорошо выспится и отдохнёт, то снизится количество стрессовых гормонов, которые замедляют выделение молока. Как результат – улучшение лактации и исчезновение некоторых проблем с кормлением.

Несколько слов в заключение

Таким образом, сниженный аппетит у грудного ребёнка может быть обусловлен целым рядом причин физиологического или психологического характера.

Дневной сон жизненно необходим для новорождённых. От его продолжительности и качества зависит психическое и физическое здоровье ребенка. Он помогает нервной системе справиться с потоком информации и новых впечатлений, способствует психическому и физическому развитию. При плохом или недостаточном сне дети быстро устают, постоянно находятся в возбужденном состоянии, чаще болеют из-за ослабленного иммунитета, отстают в развитии и проявляют признаки гиперактивного поведения.

Если новорождённый не спит весь день, то кроме него страдает и молодая мама. В заботе о малыше время для нее пролетает незаметно, и не остается свободных минут на личные дела и отдых. Отсутствие таких передышек может привести к нервозности, раздражительности, что скажется и на ребенке. Самый распространенный метод решения этой проблемы – длительное и бесполезное укачивание. Гораздо продуктивнее в такой ситуации будет разобраться, почему грудничок не спит днем, и устранить причины этого явления.

А должен ли он вообще спать днем?

Норма сна для новорождённых – 18 часов в сутки. Конечно, эта цифра варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей. Для кого-то и 20 часов мало, а кому-то достаточно всего 16. Но в среднем за сутки должно получаться около 16-20 часов. По мере взросления время бодрствования увеличивается. В годик дети спят от 12 до 14 часов в сутки. Очевидно, что для полного удовлетворения потребности во сне новорожденному нужно спать не только ночью, но и днем. Если грудничок не спит днем или плохо спит ночью, необходимо выяснить причины этого явления. В некоторых случаях это может быть признаком серьезных заболеваний (повышенное внутричерепное давление, нарушение дыхания, заболевания ЦНС) и потребуется помощь врачей.

Но обычно новорождённый ребенок не спит из-за внешних факторов или легко устранимых неудобств, и с такой ситуацией родители вполне могут справиться самостоятельно

Признаки недостатка сна

Убедиться в том, что вашему грудному ребенку что-то мешает спать, можно, если в его поведении наблюдаются следующие признаки:

  • младенец бодрствует 5 часов подряд и более;
  • он перевозбужден и постоянно плачет;
  • ему трудно заснуть, сон непродолжительный с постоянными пробуждениями каждые 10 минут;
  • количество часов сна за одни сутки суммарно меньше 15.

При обнаружении хотя бы одного из этих признаков стоит незамедлительно выяснить источник беспокойства и устранить его.


Бывает и наоборот: ребенок спит чуть ли не целыми днями

По поведению крохи можно оценить, на пользу такой сон или во вред. Если наблюдается недобор веса, слабость, гипогликемия, продолжительная желтуха, то грудничка необходимо будить и кормить по часам. Если же с весом все в порядке, малыш развивается нормально, то нет необходимости прерывать длительный сон. Такого ребенка можно продолжать кормить по требованию.

Почему малыш не спит в дневное время суток?

Если вы не знаете, почему грудничок плохо спит днем, то в первую очередь проверьте, не влияют ли на него следующие факторы:

  • Голод. Новорождённые обычно легко засыпают именно после приема пищи. Убедитесь, что малыш сыт, прежде чем укачивать его.
  • Грязный подгузник. За редким исключением детям трудно уснуть в мокром или грязном подгузнике. Если ваш малыш относится к большинству, то перед сном он будет плакать, чтобы сообщить вам о необходимости сменить подгузник.
  • Посторонние звуки. В первые недели жизни грудной ребенок не восприимчив к громким звукам, и они практически не мешают ему. Но даже такого кроху могут побеспокоить резкие стуки, грохот, шум и громкая музыка.
  • Температура воздуха. Если днем и ночью ваш новорождённый ребенок капризничает и почти не спит, то причиной может быть не соответствующая нормам температура воздуха в помещении. Оптимальной считается температура около 20˚С. Важен и выбор домашней одежды – не стоит слишком укутывать, но и оставлять раздетым тоже не надо. Определить, холодно малышу или жарко, можно по его поведению. Если грудничок чихает и активно двигает ручками и ножками, то, скорее всего, он замерз. Розовые щеки, наоборот, свидетельствуют о том, что в комнате слишком жарко.
  • Яркий свет. Если ребенок не спит целый день, но при этом быстро засыпает ночью, возможно, причина в дневном свете, он раздражает и мешает погрузиться в глубокий сон.
  • Неудобная одежда или постель. Тесное бельё, давящие резинки, грубые швы и синтетические ткани также могут доставлять дискомфорт.
  • Боли в животе. Такая распространенная проблема, как кишечные колики, всегда влечет за собой трудности при укладывании малыша. Можно понять, что младенец не спит именно по этой причине, если он сучит ножками, а его живот твердый и напряженный. Грудничку станет легче, если вы сделаете ему массаж животика или положите теплую пеленку. Полностью справиться с коликами и другими проблемами пищеварения поможет подходящее питание и лекарственные препараты, предназначенные для новорождённых. Перед их применением лучше проконсультироваться с педиатром.
  • Эмоциональные перегрузки. При обилии впечатлений и большой активности малышу может быть трудно успокоиться и заснуть. Это объясняется несовершенством нервной системы новорождённого. А может он просто слишком увлекся познаванием нового и не хочет ложиться спать прямо сейчас. Если это единичный случай, то можно и уступить любознательному малышу.


Все эти причины актуальны и тогда, когда дело касается ночного сна новорождённых

К ним также относятся:

  • Режим дня. Ненормированный сон может привести к тому, что младенец перепутает день с ночью. Плохой ночной сон может существенно осложнить жизнь молодых родителей. Чтобы этого не произошло, важно как можно раньше начать соблюдать режим. Уже со второго месяца жизни ребенка увеличиваются промежутки бодрствования, появляются систематические прогулки, устанавливается привычный график кормления. В таком возрасте можно . Кормление, прогулки и отход ко сну в одно и то же время облегчат процесс засыпания.
  • Одиночество. Недостаток контактов с родителями также может влиять на сон грудничка. В этом случае одному ребенку будет достаточно поглаживаний перед сном, а другого придется поносить на ручках, пока он не заснет достаточно крепко. Хорошим подспорьем для мамы может стать слинг – он освободит руки, уменьшит нагрузку, но при этом позволит малышу заснуть в тесном контакте с родным человеком.
  • Физиологические вздрагивания, естественный ночной плач. Во время сна младенец может всхлипывать, хныкать и вздрагивать – это абсолютно нормально для новорождённых. Не спешите брать его на руки и окончательно этим будить. Практически всегда достаточно погладить кроху или взять его за ручку, и он тут же снова крепко заснет.
  • Узнав, почему новорожденный плохо спит днем или ночью, и разобравшись в причинах его поведения, вы легко сможете наладить его сон.

Интересно: Чтобы режимные моменты воспринимались малышом легче и были для него приятны, их можно сопровождать ритуалами. Например, перед сном можно каждый раз включать музыку или читать стихи.

Организация сна

Что делать, чтобы организовать своему ребенку здоровый отдых? Следующие рекомендации помогут молодым родителям наладить крепкий и регулярный сон у младенца:

  • Обеспечьте комфортную атмосферу в комнате. Влажность и температура воздуха должны соответствовать нормам. Помещение лучше проветривать, особенно перед длительным ночным сном.
  • Позаботьтесь об одежде и постельном белье. Предпочтение стоит отдать натуральным тканям, аккуратно обработанным швам, свободному крою. Избегайте завязок и крупных, грубых застежек. Матрас в детской кроватке должен быть жестким.
  • Четкое соблюдение режима в течение всего дня и сопутствующие приятные для малыша ритуалы также поспособствуют легкому отходу ко сну. Младенцу гораздо проще заснуть, если каждый вечер вы будете делать ему массаж или петь колыбельную. Привычный алгоритм действий настроит его на спокойный отдых. Таким же успокаивающим действием может обладать специальная игрушка для сна. Приучите грудничка к тому, что она всегда рядом, пока он спит. Даже если он проснется среди ночи, то почувствует, что плюшевый друг рядом, и продолжит спать дальше. Такой предмет должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к игрушкам для новорождённых: мягкие материалы, отсутствие грубых и острых деталей, возможность стирки.
  • Перед сном избегайте повышенной активности и шума. Лучше погуляйте с ребенком. После прогулки или даже во время нее грудные дети хорошо засыпают.
  • Укладывать лучше сразу после кормления. Сытый малыш быстрее заснет.
  • Если кроха устал и трет глазки, не ждите положенного времени, уложите его пораньше.
  • Смените подгузник перед сном.
  • При купании в ванночку можно добавить сборы трав. Лучшими успокаивающими свойствами обладает лаванда.
  • Чтобы грудничок крепко спал, обеспечьте ему достаточную физическую активность в течение дня.
  • Проконсультируйтесь с педиатром по поводу успокаивающих напитков для детей с рождения. Возможно, вашему ребенку они придутся по вкусу.
  • Совместный сон мамы и малыша вызывает разногласия в среде детских врачей, и все же для многих семей это действенное средство при расстройствах сна у новорождённых.

Если принятые меры не дают результата и вы чувствуете, что с ребенком что-то не в порядке, обратитесь к наблюдающему вас доктору, чтобы убедиться в отсутствии серьезных заболеваний.

В большинстве случаев причины плохого дневного сна у младенцев не столь серьезны и легко устраняются. Проявите терпение и настойчивость, четко соблюдайте распорядок дня, и все придет в норму. Организовать для малыша полноценный дневной отдых совсем несложно, но очень важно, ведь это залог его здоровья и редкая возможность отдохнуть для мамы.

Такие проблемы, как плохой сон, маленький набор веса и плохой аппетит часто заставляют мам и пап волноваться в первые месяцы жизни младенца.

Но молодые родители не должны пугаться и впадать в панику! Ответственные взрослые должны найти причину проблем и устранить ее.

11 причин плохого аппетита у грудничка – почему новорожденный плохо ест?

Малыш может плохо есть по многим причинам , самые серьезные из которых — проблемы со здоровьем. Уже при легком недомогании аппетит пропадает даже у взрослых — что уж говорить о неокрепших детских организмах!

Чтобы определить, что кроху беспокоит, нужно знать основные симптомы самых частых детских недугов .

  1. При отите малыш плачет, трясет головой и не позволяет дотрагиваться до основания ушей. Если вы подозреваете именно это заболевание, то обязательно обратитесь за помощью к врачу-специалисту, а при постоянном плаче и беспокойстве ребенка вызывайте скорую помощь.
  2. , то он дергает ножками, изгибается и постоянно, монотонно плачет. Чтобы помочь крохе справиться с газообразованием, нужно:
  3. Если у ребенка сопли — это сразу понятно. Малыш хлюпает носиком и из ноздрей вытекает слизь. При насморке врачи рекомендуют увлажнять и проветривать помещение, чтобы сухой и жаркий воздух не высушивал слизистую носа. Так же полезно закапывать физраствор в каждый носовой проход. А вот сосудосужающие капли новорожденным запрещены, их можно использовать только после года.

  4. При заболеваниях ротовой полости слизистая оболочка рта покрыта или творожистым налетом, или белыми пятнами. При этом крохе тяжело глотать и сосать, поэтому он и отказывается от еды. Народная медицина рекомендует смазывать поврежденную слизистую содовым раствором. Но для назначения адекватного лечения нужно обратиться к врачу – педиатру.
  5. Причиной плохого аппетита может быть изменение питания кормящей мамы. Дело в том, что от некоторых продуктов может меняться вкус молока. Так, после чеснока, специй, алкоголя или курения дети чаще всего бросают грудь. Придерживайтесь диеты, и с аппетитом вашего малыша не будет проблем.

  6. Косметика тоже может стать причиной. Ведь детям нравится, как махнет мамина кожа, а не дезодоранты, духи и косметические масла. Поэтому не переусердствуйте с парфюмом в погоне за красотой.

  7. Новорожденный может не только мало есть, но и вовсе отказываться от груди . Это — целая катастрофа для грудного вскармливания, ведь в такой ситуации малыш стремительно теряет вес и постоянно плачет от голода. Отказ может случиться из-за использования бутылочки , когда ребенок понимает, что из нее сосать молоко намного легче, и выбирает простой путь питания. Так же отказу от груди способствует соска. Как и в ситуации с бутылочкой, малыш считает, что сосать соску ему легче и отказывается питаться естественным способом. Разрешить эту проблему далеко не просто, поэтому лучше обратиться за помощью к консультантам по грудному вскармливанию , которые обладают достаточными знаниями и опытом для налаживания кормления таких своенравных детишек.
  8. Плохой аппетит может быть следствием напряженной психологической обстановки внутри семьи. Если у вас есть разлады в отношениях с домочадцами, или вашу семью одолели неприятности, то все, что нужно — это успокоиться и больше времени уделять малышу. Так ребенок будет чувствовать себя спокойнее, и к нему вернется аппетит.
  9. А может быть ребенок — просто малоежка? Многие родители и врачи основываются на табличных нормах прибавки веса и количества съеденного молока по возрасту, но каждый малыш индивидуален. Поэтому стоит отпустить свои сомнения и не кормить ребенка насильно. Тем более, если видимых причин для беспокойства нет — малыш весел и игрив, хорошо спит и у него регулярный стул.
  10. Еще одной причиной может быть неудобство кормления . При правильном положении тела мама должна сидеть или лежать предельно расслаблено, а ребенок при этом соприкасаться животиком с животом мамы.

  11. Также многие детишки мешают себе кушать, размахивая руками. В этом случае нужно спеленать ребенка перед кормлением.
  • Главная рекомендация — больше гулять. Потому что свежий воздух и кислород стимулируют появление голода.
  • Не перевозбуждайте ребенка. Если к вам часто приходят гости, чтобы понянчить новорожденного (а такое случается в первые месяцы жизни), то стоит запретить навещать вас, пока проблемы с кормлением не будут решены.

  • Больше внимания уделяйте ребенку , носите его на руках, качайте. После родов младенец чувствует себя одиноким. Ведь его старый мирок разрушился, а к новому он еще не привык. При контакте кожи младенца с кожей матери, малыш как будто возвращается во внутриутробное состояние. Он снова слышит стук сердца, ощущает тепло маминого тела и от этого успокаивается.
  • При купании добавляйте в воду отвары череды и ромашки. Они успокаивающе действуют на нервную систему ребенка, и потому у малыша быстрее появляется аппетит. Читайте также:

Если причина отказа от еды вам непонятна, то обязательно обратитесь к педиатру! Вместе вы сможете помочь своему малышу и вернуть ему долгожданный аппетит.

Почему грудничок не какает

Прежде чем грудной ребёнок захочет покакать, он испытывает целую череду своеобразных ощущений. Само по себе желание покакать возникает в том случае, когда сфинктер, находящийся в кишечном просвете, начинает испытывать на себе давление каловых масс. После этого следует расслабиться и способствовать выделению кала.

На данном этапе жизни малыш обладает ещё неокрепшим кишечником, и привыкнуть к самостоятельной работе ему помогает материнское молоко. Таким образом, кишечник проходит своеобразный период становления, в результате которого он окончательно сформировывается. Поэтому и получается так, что ребёнок может не какать по нескольку дней, после чего делает это довольно часто.

Ни в коем случае не следует делать вывод о запоре, если грудной ребёнок не какает больше одного дня. О его наличии можно делать вывод только в том случае, если малыш когда какает, начинает сильно напрягаться, поскольку даётся это ему с трудом и при этом кал оказывается сформировавшимся и твёрдым. Лишь в этом случае можно делать вывод о том, что у грудного ребёнка запор, но не тогда, когда он не какает некоторое время.

Если стул у него редкий, но имеющий нормальную, привычную консистенцию, видимо речь идёт о проявлении какого-либо физиологического качества грудного ребёнка.

В самом начале жизни у малыша происходит лишь начало формирования общеизвестных естественных реакций организма. Испускание мочи и кала являются непроизвольными и происходит в том случае, когда имеет место крайняя степень давления выделительных веществ на стенки мочевого пузыря и кишечника. Желудочно-кишечный тракт грудного ребёнка имеет своё специфическое функционирование, и его жизнедеятельность значительно отличается от работы организма взрослого человека.

Организм грудничка ещё не способен самостоятельно вырабатывать определённые ферменты, необходимые для переваривания пищи, которые продуцирует организм взрослого человека. Нормальным состоянием грудничка считается его стул в количестве 2-4 раз в сутки. Его желудок ещё плохо реагирует на присутствие еды, её состав и количество. Основной пищей грудного ребёнка является материнское молоко, химический состав которого варьируется в зависимости от тех продуктов, которыми питается мать. В первые месяцы жизни малыша его организм учится выработке адекватных реакций на все воздействия окружающей среды.

Если произошла задержка дефекации на сутки, следует внимательно рассмотреть состояние каловой массы. Кишечное заболевание можно определить по наличию вкраплений твёрдых густых шариков в жидкую субстанцию. В таком случае следует как можно быстрее обратиться к детскому врачу.

В том случае, если после суточной задержки кал имеет нормальное состояние, то ничего страшного не произошло и сама задержка значения не имеет.

Грудничок не какает 3 дня

Если грудной ребёнок не какает более двух дней, необходимо обратить внимание на то, чем он питается, что составляет основу его ежедневного рациона, материнское молоко либо смесь. Вполне нормальным явлением считается отсутствие стула у ребёнка на протяжении нескольких дней, если он находится на чистом кормлении грудью, нормально, даже если этот срок растягивается до недели. Материнское молоко является абсолютно уникальным, полностью усваиваемым продуктом, если организм малыша достаточно здоров. Данная ситуация применима по отношению к тем детям, которые питаются только грудью.

В том случае, если кормление производится из бутылки, отсутствие стула на протяжении трёх дней является поводом всерьёз задуматься и принять меры. Всё дело в том, что кал ребёнка, находящегося на искусственном вскармливании, отличается специфическим запахом и консистенцией, полностью смесь не усваивается, поэтому организм нуждается в регулярном освобождении от излишков органических веществ.

Нельзя однозначно сказать сколько раз в день должен какать грудной ребёнок. Его кишечник ещё только налаживает свои функции и при такой ситуации возможны различные сбои в его работе. Полуторамесячные дети, как правило, какают 5-6 раз в сутки жидким, после чего кал густеет, но какает ребёнок реже.

Опорожнение кишечника обуславливается следующими факторами:

  • употребляемой смесью или молоком матери;
  • приёмом медицинских препаратов матерью ребёнка, либо им самим;
  • психологическим дискомфортом либо комфортом ребёнка;
  • имеющимися кишечными расстройствами.

В том случае, если на протяжении трёх дней ребёнок не какает, излишне нервничать не стоит. Если он нормально себя чувствует и регулярно пукает - значит надо просто подождать. Действительно тревожными признаками, требующими срочного вмешательства, являются:

  • появившаяся твёрдость в животике малыша;
  • постоянный плач ребёнка и его возбудимость;
  • сучение ножками;
  • застой газов.

Средства разрешения данной ситуации индивидуальны. Помочь может массаж животика грудничка, выполняемый по часовой стрелке всей ладонью, тёплая ванна, грелка на животик, упражнения из серии “велосипед”. Очень большое значение имеет рацион питания матери, возможно, его следует пересмотреть. Для ребёнка, находящегося на искусственном кормлении, возможно, следует сменить смесь, либо приобрести такую, которая помогает при запорах.

Грудничок пукает, но не какает

Если грудной ребёнок пукает, но не какает и при этом остаётся спокойным, значит, особо нервничать не следует, в целом всё нормально. Если у ребёнка много газов, значит, он нуждается в помощи, поскольку у него запор.

Самое простое, что можно сделать - помассировать животик малыша. Производить нажим пальцами на животик следует аккуратно по часовой стрелке, в области пупка, совершая круговые движения вокруг него. Затем малыша можно уложить на живот - он может поиграть или просто полежать. После этого полезно дать пропить плантекс - это способствует выводу газов и оказывает действие слабого слабительного, возможно, после этого никаких мер более и не потребуется. Ещё одним полезным способом устранения газов являются свечи из глицерина. Для грудного ребёнка достаточно будет вставить половину свечи. Эффективным средством может стать газоотводная трубка, стимулирующая к опорожнению прямую кишку и интенсифицирующая отвод газов. Приобрести такую трубку можно в любой аптеке, вставлять её следует, смазав предварительно, вазелином или подсолнечным маслом. Клизму следует применять только в самом крайнем случае, когда все способы перепробованы и не один себя не оправдал. Однако нельзя забывать о том, что применение клизмы нарушает микрофлору кишечника, что может грозить дальнейшими ухудшениями.

Сколько может не какать грудничок?

Детей не следует сравнивать друг с другом, поскольку каждый ребёнок индивидуален, и то, что нормально для одного малыша, другому может не подойти. Однако один и тот же малыш может сначала какать по десять раз в сутки, а затеи не какать по несколько дней.

Частота стула у ребёнка во многом зависит от типа вскармливания. Грудные дети, находящиеся на естественном кормлении, расстройством кишечника страдают реже, чем дети-искусственники. У первых частота стула достигает семи раз в день, вторые делают это реже - примерно четырежды в день.

Если ребёнок какает мало - беспокоиться не следует, поскольку даже для малыша, пребывающего на естественном, кормлении один стул в сутки считается нормальным явлением. Другое дело, если ребёнок излишне тужится, плачет, это может свидетельствовать о том, что у него запор и необходимо применение слабительных препаратов, чтобы эту проблему решить.

Таким образом, единого ответа на вопрос о том, сколько может не какать грудничок, попросту не существует - всё зависит от его индивидуальных особенностей и режима питания.

Грудничок не какает, что делать?

Самое главное, что следует делать в ситуации когда грудничок не какает, это не поддаваться панике. Если ребёнок ведёт себя нормально и не плачет, следует только подождать, вполне возможно, что ничего плохого не происходит. Если же малыш начинает проявлять беспокойство, значит это сигнал родителям к принятию мер. Однако в любом случае следует избегать механических средств, раздражающих кишечник. Допускается провоцирование его опорожнения посредством применения гигиенической палочки, которая смазывается вазелином или кремом для детей. Если данная мера результата не даёт, можно применять глицериновую свечку либо микроклизму. Ну и последним средством являются бифитобактерии и слабительное.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.