Художественное творчество в саду в средней группе. Перспективное планирование «Творческая мастерская» (средняя группа). Настольная игра «Домино»

03.03.2020

Предисловие

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.
В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.
В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.
Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.
В данной книге предлагается система занятий по рисованию, лепке и аппликации, разработанная на основе положений и задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.
Особенно важное значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими, подвижными и др.).
При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («овощи для игры в магазин», «угощение для любимых игрушечных животных» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, организация игровых ситуаций (в начале занятия в гости к ребятам приходит Мишутка, рассказывает, что игрушки хотели бы устроить праздничный обед, но у них не хватает посуды, и просит: «Ребята, помогите нам, слепите посуду, ведь вы все умеете!» и т. п.); рисование, лепка, аппликация на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).
Такая разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. Занятия по рисованию, лепке и аппликации связаны с работой по ознакомлению с окружающим миром: создавая изображения, дети отражают в них свои впечатления о предметах и явлениях социального и природного окружения. Сюжетами рисунков и лепки становятся образы произведений художественной литературы, фольклора (сказок, потешек, загадок), а также образы музыкальных произведений.
Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.
Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т. п.
В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру, силе нажима, размаху, длительности.
Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые также развиваются в этих видах деятельности.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Как и во второй младшей группе, конспекты занятий составлены по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.
В ряде случаев предлагаются варианты занятий, и воспитатель может выбрать вариант, который представляется более соответствующим его группе, условиям работы. В то же время, если у педагога есть возможность провести в том или ином месяце больше 10 занятий (а именно так спланированы занятия по каждому месяцу на год), то он может воспользоваться предложенными вариантами или провести занятия по собственному усмотрению.
В книге помещены детские рисунки и аппликации; их назначение – показать варианты изобразительного решения той или иной темы (или варианта темы занятия, например, «Рисование предметов овальной формы»). В этом случае одно занятие могут иллюстрировать 2–3 детские работы.
Надеемся, что книга окажет помощь в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, групп дополнительного образования, руководителям кружков и студий.

Программа по изобразительной деятельности

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления дошкольников об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Вызывать желание рассматривать созданные изображения.

Рисование
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Лепка
Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Поощрять проявление активности и творчества.
К концу года дети могут
Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании
Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В лепке
Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Лепка «Яблоки и ягоды»
(«Персики и абрикосы»)

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

Занятие 2. Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето»

Программное содержание. Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

Занятие 3. Лепка «Большие и маленькие морковки»

Программное содержание. Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

Занятие 4. Аппликация «Красивые флажки»

Программное содержание. Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Занятие 5. Рисование «На яблоне поспели яблоки»

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Занятие 6. Лепка «Огурец и свекла»

Программное содержание. Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Занятие 7. Аппликация «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы»

Программное содержание. Учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем.

Занятие 8. Рисование «Красивые цветы»

Программное содержание. Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Занятие 9. Лепка по замыслу
(Вариант. Лепка «Вылепите какие хотите овощи и фрукты»)

Программное содержание. Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей.

Занятие 10. Аппликация «Укрась салфеточку»

Программное содержание. Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ.

Занятие 11. Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Октябрь

Занятие 12. Рисование «Золотая осень»

Программное содержание. Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Занятие 13. Лепка «Грибы»

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

Занятие 14. Рисование «Сказочное дерево»

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности, речь.

Занятие 15. Аппликация «Украшение платочка»

Программное содержание. Учить детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Занятие 16. Декоративное рисование «Украшение фартука»

Программное содержание. Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение.

Занятие 17. Лепка «Угощение для кукол»

Программное содержание. Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

Занятие 18. Аппликация «Лодки плывут по реке»
(«Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере»)

Программное содержание. Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.

Занятие 19. Лепка «Рыбка»

Программное содержание. Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы.

Занятие 20. Рисование красками «Яички простые и золотые»

Программное содержание. Закрепить знание овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять детей в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение.

Занятие 21. Лепка «Слепи какую хочешь игрушку в подарок другу (братишке, сестренке)»

Программное содержание. Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них.

Ноябрь

Занятие 22. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка. Развивать творческие способности, воображение.

Занятие 23. Аппликация «В нашем селе построен большой дом»

Программное содержание. Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций, ритма. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассматривании работ видеть образ.

Занятие 24. Лепка «Сливы и лимоны»

Программное содержание. Продолжать обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие.

Занятие 25. Декоративное рисование «Украшение свитера»
(Вариант. Рисование «Укрась юбку дымковской барышни»)

Программное содержание. Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Занятие 26. Аппликация «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»
(Коллективная композиция)

Программное содержание. Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.

НОД «Художественное творчество» (рисование) средняя группа.

Тема: «Сказочное волшебство».

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение », «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Физическая культура».
Цель: обучение нетрадиционным способам рисования,развитие творческих способностей.
Задачи:
Развивать умение видеть, вглядываться, узнавать того, кто «прячется в пятне; познакомить с кляксографией; закреплять знание об основных и составных цветах- теплой и холодной гамме цветов; воспитывать любовь к рисованию.
Материал:
Бумага, акварель, кисточки, салфетки, баночки с водой, подставки, цветные карандаши, ватные тампоны, тарелочки, маски-красные, желтая, синяя, оранжевая, зелёная.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня мы поиграем в волшебников, добрых, умных и весёлых. Представьте, что всё вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за окошком проплывают облака волшебные. Они наверное, плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли, воздушные шары, часы, на рыб, слонов. Пока мы волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.
-Лист бумаги давайте смочим водой с помощью ватного тампона, надо начинать водить им сверху по горизонтали слева направо и справа налево, постепенно спускаясь в низ.
-Теперь надо бумаге чуть-чуть подсохнуть, что бы лист стал слегка влажным. А пока можно «напоить» краски водой, капнуть по капельке кисточкой в каждую краску.
Не забывайте о том, что кисточку нужно тщательно промывать в воде, иначе краски будут грязными.
-У меня меня лист стал влажным, я наберу краску на кисть и с помощью кисточки капну краской на бумагу. Посмотрите, как мои капли растекаются в одно яркое, «колючее» пятно.
-Давайте вместе внимательно рассмотрим пятно.
-Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?(Ответы детей)
-Я вижу в ней нос, даю, выглянуть глазкам-бусинкам, короткие лапки я дорисую карандашами.
-Кто у меня получился? (Ёжик)
-Правильно ёжик.
-А теперь, дети, с чего вы начнете рисовать?(Ответы детей)
- Правильно, мы наберем краску и капнем на свои листочки.
-Подберите нужную краску и внимательно, пристально смотрите на свою кляксу(Выполняют)
-Кого или что вы видите в кляксе? (Ответы детей)
-Посмотри Лена что получилось у Юли в кляксе?(ответ ребенка)
-Правильно Лена отгадала, что к тебя получилось в кляксе?(ответ ребенка)
-А посмотрите, что у Тани получилось?(предполагаемые ответы детей)
-Молодцы, ребята, вы - настоящие волшебники. Вы в пятнах увидели много предметов.
-Отодвинули в стороны свои рисунки. Слушайте внимательно.
-А еще можно ставить кляксы на сухом листе бумаги. Я капну несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложу лист пополам, а затем разложу его.
-Посмотрите, у меня получилось пятно и оно напоминает мне крылья бабочки. Мне нужно только дорисовать к ним глазки, усики и ножки.
-С чего вы начнете работать? (ответы детей)
-Правильно, нужно капнуть краску и сложить лист пополам.
-Начинайте работать.
-А теперь посмотрите на лист, что напоминает Тани клякса?
-Что ты должна дорисовать в эту кляксу?(Ответ ребенка)
-А теперь постарайтесь увидеть разные предметы в кляксе, чтобы у всех были разные предметы.
-Женя, что ты видишь в кляксе у Тани? (Ответ ребенка)
-Молодцы, у Тани красивый цветок, у Жени тучки и идёт дождь.
-Молодцы, ребята, вы хорошо фантазируете и рисунки у вас получились хорошие.
-А сейчас хотите поиграть в игру « Краски-маски» ? (Выходят)
-Я даю вам маски,каждая маска-определенная краска. (раздаю маски)
-Начинается игра:
Я хотела рисовать, но не знаю, с чего начать.
Маски-краски где вы?(Дети переходят в маски - одевают «очки»)
-Мы здесь!
-Я возьму три краски основные,
Эти краски не простые:
Из них состоят все другие.
Где эти краски основные?(выбегают ребята 3 основные краски: красная, желтая, синяя)
-Если красная и желтая подружатся, какая новая краска получится?
-Ведите свою подружку!(красная и жёлтая выводят оранжевую)
-А если желтая с синей подружится, какая новая краска получится?(желтая и синя выводят зелёную)
-А теперь теплые краски-
Дружно за руки взялись,
Поклонились,
Улыбнулись,
Повернулись,
Разошлись.(Садятся на места)
-Холодные краски
Дружно за руки взялись,
Поклонились,
Повернулись,
Разошлись.
-Как хорошо вы знаете все основные цвета и гамму цветов, и правила общения с красками.
Молодцы дети!Занятие окончено.

Лукина Татьяна Николаевна
Перспективное планирование художественно-творческой деятельности в средней группе

В процессе работы над экологической тематикой я использовала проблему детского творчества и эстетического развития детей при ознакомлении детей с природой Кубани. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Наша Кубань прекрасна во все времена года. На прогулках обращаю внимание, на то, что колорит каждого времени года разный и отражения находят отражение в детском творчестве.

занятий по изобразительной деятельности : использование представлений о многообразии признаков и явлений мира природы в обогащении художественного замысла и творческой реализации художественных умений ребенка . Воспитывать любовь к родному краю, передавать красоту его природы в своих творческих работах.

В процессе наблюдений решаются программные задачи :

Развивать умение анализировать и выделять признаки явлений и объектов природы.

Учиться сравнивать и находить отличительные особенности с точки зрения сенсорных признаков.

Развивать умение отмечать наличие теплых и холодных цветов и оттенков в природе в процессе наблюдений.

Вносить в процесс наблюдений образные сравнения, формирующие художественный замысел .

В процессе творчества решаются программные задачи :

Создавать эмоциональный настрой на художественную деятельность .

Побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя доступные средства выразительности .

Способствовать развитию изобразительного и художественного творчества , воображения, мышления у детей посредством нетрадиционных техник и материалов.

Создавать условия для завершения рисунка каждым ребенком.

Зима :

Декабрь :

1. Тема : «Хвойные сестрички» . (Различные техники рисования ели) .

2. Тема : «Прилетели, прилетели, стайку встретили метели» . (Рисование синичек на ветке рябины) .

3. Тема : «Новогодняя гостья» . (Елочка в праздничном уборе) .

4. Тема : «Следы Деда Мороза в лесу на снегу» . Л. В. Компанцева.

Январь :

1. Тема : «Вот зима – кругом бело» . (Зима в городе) .

2. Тема : «Снежинки – звездочки» (Рисование на темной бумаге) .

3. Тема : «Птицы на кормушке» . (Коллективная) .

4. Тема : «Белая береза под моим окном…» . (Техника рисования акварелью с воском) .

Февраль :

1. Тема : «Следы на снегу» . (Печатание) .

2. Тема : «Мой друг – Снеговичок» . (На тонированном фоне) .

3. Тема : «Рисование метели, вьюги» . (Солью на темной поверхности стола, или завитками на тонированной бумаге).

4. Тема : «Гвоздика для папы» . (Праздничная открытка) .

Март :

1. Тема : «Подснежник на проталинке» . (В технике витража) .

2. Тема : «Сосульки плачут» . (Капель) .

3. Тема : «Солнышко лучистое» (Кистью, ладошкой, пальчиками) .

4. Тема : «Сказочный цветок для мамы» . (Открытка для мамы) .

Апрель :

1. Тема : «Птицы прилетели» (Коллективная) .

2. Тема : «Букет нарциссов» .

3. Тема : «Цветущий сад» . (Различные техники) .

4. Тема : «Распустились листочки» . (Примакивание различными материалами) .

1. Тема : «Носит одуванчик желтый сарафанчик» . (Примакивание мятой бумагой) .

2. Тема : «Веточка сирени» . (Рисуем манкой) .

3. Тема : «Праздничный салют» . (Мазки по сырому фону) .

4. Тема : «Божья коровка» . (Точки рисуем пальчиками или ватными палочками) .

Июнь :

1. Тема : «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» . (Аквариум) .

2. Тема : «Муравьишки» . (Примакивание пальчиками) .

3. Тема : «Цветочная поляна» .(Метод центрического вливания на влажный лист) .

4. Тема : «Летняя фантазия» . (Изонить.)

Июль :

1. Тема : «Ромашки» . (На полянке) .

2. Тема : «Черепашки в водоеме» . (Зарисовки с натуры) .

3. Тема : «Бабочки» . (Кляксография) .

4. Тема : «Наша знакомая елочка – зеленая иголочка» . (Шишки рисуем пальчиками) .

Август :

1. Тема : «Веселый грибной дождик» . (Рисуем струйки пальчиками, получилась лужица) .

2. Тема : «Очаровательный сорняк» . (Букет рисуем примакиванием мятой бумагой) .

3. Тема : «Консервируем фрукты» . (Рисуем пальчиками) .

4. Тема : «Что тут выросло на грядке?» . (Рисуем урожай) .

Сентябрь :

1. Тема : «Радуга на клумбе» . (Прием центрического вливания) .

2. Тема : «Где -то спрятались зайчата» . (Воск, печатание) .

3. Тема : «Натюрморт с фруктами» . (В технике по - сырому) .

4. Тема : «В саду созрели яблоки» . (Ствол – техника выдувания) .

Октябрь :

1. Тема : «Деревья – наши друзья» . (Рисование кроны ладошками) .

2. Тема : «Гроздья рябины» . (Ягодки рисуем ватными палочками) .

3. Тема : «Осень вновь пришла в наш край» . (Листопад примакиванием) .

4. Тема : «Шишкой, маком, колосочком мы рисуем по листочкам» . (Печатание природным материалом) .

Ноябрь :

1. Тема : «Осенний дождь» . (С помощью расчески) .

2. Тема : «Кленовые листочки» . (Печатание засушенными листьями) .

3. Тема : «Стоит Антошка на одной ножке…» (Коллективная, рисуем подберезовики) .

4. Тема : «Уж небо осенью дышало» . (Тучи рисуем штриховкой или кляксографией) .

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Цель занятия: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им; закреплять представление о космосе, планетах нашей вселенной.

Задачи занятия:

  1. Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему.
  2. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек.

Образовательные области — речевое развитие, познание — окружающий мир, ручной труд, экспериментирование.

Оборудование : набор иллюстраций о космосе, тазик с рисом, 2 камня разной величины; кубики Никитина, контур ракеты на бумаге, письмо от Инопланетянина Ку, диски CD по количеству детей, пластилин, пластиковые бутылки, обрезанные на треть по количеству детей, игрушки с киндер сюрприза, тюбики с едой.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Воспитатель предлагает встать детям в круг:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа).
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: «Привет!»
Солнцу: «Привет!»
Гостям всем: «Привет!»

2. Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Давайте его откроем и прочтем (читает письмо, в котором инопланетянин приглашает детей в гости на Альфа-Центавру). Мы принимаем приглашение? (Ответы детей).

Воспитатель: А вы знаете, как до него добраться? (Ответы детей). А где он живет? (Ответы детей) . А кто такой Инопланетянин? (Ответы детей) . Ну, если вы знаете куда лететь, тогда готовимся к полету в космос. И не забыли, что нас Ку предупреждал об опасности в космосе.

Воспитатель: А на чем мы полетим в космос? Правильно, на ракете. Я вам предлагаю построить ракету из кубиков.

Воспитатель: Молодцы ребята, ракета готова. Теперь нам надо взять с собой то, что мы будем кушать в космосе. А что мы будем кушать в космосе? (Ответы детей).

Воспитатель: все, что вы назвали, с собой брать нельзя. Космонавты берут с собой еду в тюбиках (показывает ). В них находятся и борщи, и компоты, и котлеты, и мясо, и фрукты. И все это делают специальные люди.

Воспитатель: С едой разобрались, теперь можно лететь? Нет. Ребята, еще нельзя лететь. Ведь мы еще не прошли тренировку. А это обязательно надо делать, потому что только тренированный, смелый космонавт может полететь в космос.

Чтобы сильным стать и ловким начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)

Руки вверх, руки вниз,
Вправо - влево наклонись,
Головою покрути,
И лопатки разведи.
Вправо - шаг и влево - шаг,
А теперь прыжком вот так.

Молодцы, ребята.

Опыт с вестибулярным аппаратом. По команде дети начинают крутиться вокруг себя, в течение 10 сек. Воспитатель интересуется, у кого закружилась голова и отклоняет в сторону?

Воспитатель: Итак, ракету мы построили, специальную подготовку прошли, надеваем космические плащи и можно отправляться в путь!

(Звучит музыка, и дети движутся по группе, изображая полёт).

Физминутка.

Мы пойдём на космодром, (шагают )
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (руки над головой, продолжают шагать )
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (руки в сторону ),
Звёзды неба, ждите нас.

Воспитатель: ребята, смотрите в подзорную трубу. Что вы видите? (Ответы детей) . Правильно, это планеты солнечной системы. Давайте подлетим поближе и посмотрим.

Подходят к макету солнечной системы и рассматривают ее.

Воспитатель: Самая близко расположенная к солнцу планета - Меркурий, затем - Венера, на третьем месте от солнца находится наша планета Земля, затем - Марс, потом - Юпитер, следующая планета - Сатурн, потом - Уран, Нептун и самая дальняя от солнца планета - Плутон.

Рассказываем стишок про планеты:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

(Рассматривают макет с кометами и проводят эксперимент полета кометы).

Из пластилина делаем комету - хвост из спагетти.

(Воспитатель предлагает провести опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком и оставляющими ямки на поверхности от удара).

Воспитатель: Посмотрите, летающая тарелка! Мы добрались до инопланетянина Ку.

(Появляется игрушка-инопланетянин).

Ку: Здравствуйте, ребята! Раз вас видеть. Много интересного увидели на своем пути? (Дети рассказывают) .

Ку: Вы молодцы! Много увидели. А еще в космосе есть и Млечный путь, и созвездия и многое другое. Я вам предлагаю, когда будете дома с родителями, найти и узнать еще больше о космосе.

Воспитатель: Ку, ты почему погрустнел? (Ку говорит, что мы скоро улетим на свою планету, а он останется один).

Воспитатель: Не грусти, Ку, дети сделают небольшие сувениры (обращается к детям с предложением сделать сувениры для Ку).

Дети изготавливают сувениры, дарят и улетают домой.

А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

Игра - это работа ребенка, а игрушки - его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и занятиями. Важно также чтобы у ребенка было свое пространство, где он смог бы играть самостоятельно, складывать пирамидку, укладывать

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

«Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

«Распиши платок для мамы»

Цель:

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель:

«Дорисуй узор»

Цель:

Ход игры:

«Найди друзей среди красок »

Цель:

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель:

Ход игры:

«Закончи картинку»

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

«Подготовим стол к празднику»

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

«Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

«Художественные промыслы»

Цель : Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель : Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди среди красок друзей»

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.