Как вышивать гладью без узлов. Что нужно для такой вышивки. Вышивание гладью — швы

22.05.2019

Вышивка гладью является очень трудоемкой и технически сложной техникой, требующей особых навыков. При работе требуется выдержка и сосредоточенность. Для создания красивого рисунка требуется хорошее чувство цвета и максимум усидчивости. Зато в результате Вы получите картину, похожую на живописное полотно.

В технике вышивки гладью не существует жестких правил, как нет и готовых схем и инструкций, потому начинать нужно с простых работ, осваивая все виды швов на цветочных композициях, как советуют опытные мастерицы.

Самым сложным видом вышивки гладью считается китайская техника вышивки шелком по прозрачному шелку. Работы китайских мастериц, необычайно реалистичные, скрупулезно выполненные, поражают воображение, создавая иллюзию присутствия. А двухсторонние полотна прозрачного шелка, с разными сюжетами на каждой из сторон, являются самыми дорогими предметами наследования. И это не случайно, ведь Китай является как родиной этой техники вышивки, так и родиной шелка, секреты производства которого долго скрывал от мира. Также остается непревзойденной усидчивость азиатских мастеров и мастериц.

Приобщиться к вышивке гладью – одной из самых изысканных техник рукоделия проще, чем кажется на первый взгляд. Но те, кто занимается ею всерьез, предупреждают: стоит только начать…

С чего начать?

Как обычно, с подготовки. Прежде всего следует найти материалы и инструменты.

  • Выбор иголки зависит и от типа ткани, и от ниток. Чем тоньше ткань, тем плотнее друг к другу будут расположены стежки и тем аккуратнее получится работа.
  • Нитки – могут быть разными (особенно если речь идет о декоре одежды или предметов интерьера), но новичкам для тренировки лучше взять стандартные мулине.
  • Вышивать гладью можно как на раме, так и на пяльцах. Многим удобнее кажется второй вариант, так как позволяет в нужный момент быстро ослаблять или наоборот усиливать натяжение материала.
  • Ткань должна подходить к нитям. Для мулине идеальный вариант – хлопок. Если работаете с шелковыми нитками, присмотритесь к тонкому батисту.
  • И, разумеется, вам пригодятся маленькие удобные ножницы.

Не стоит пренебрегать и подготовкой рабочего места, ведь от удобства Вашего положения при работе зависит, насколько долго Вы сможете отдаваться творчеству, не утомляясь. А хорошее освещение позволит сохранить зрение и повысить качество работы. Также может понадобиться и лупа для вышивания.

  • основа с нанесённым изображением;
  • нитки DMC, разобранные на органайзере;
  • вышивальная иголка;
  • обучающий DVD-диск;
  • жёсткая пластиковая упаковка с еврослотом.

Большинство из нас знакомятся с миром вышивки благодаря вышивке крестиком – она популярна, распространена, проста в исполнении, разнообразна и доступна всем без исключения. Но, несмотря на то, что вышивка крестиком дарит не меньшую радость творчества, нежели любой другой вид рукоделия, она ограничена своими собственными правилами, поскольку в основе ее лежит схема, а результат всегда предсказуем.

Именно поэтому многих рукодельниц, до этого вышивавших только крестиком, так интригует вышивка гладью, которая обещает не только полную свободу действий, но и фантастически прекрасные результаты работы! Но, увы, именно эта самая «свобода действий» и оказывается главным препятствием на пути к успеху – не имея ни понятной схемы, ни ключа, многие просто не знаю, что делать, с чего начать и за что браться. В худшем варианте – попробовав один раз и по неопытности получив нечто стянутое и невзрачное, навсегда отказываются от глади, твердо уверившись, что этот вид вышивки не для них. Это совершенно не так!

В этом материале мы постараемся разобраться, что нужно для того, чтобы научиться вышивать гладью и какие правила вышивки гладью для начинающих необходимо соблюдать, чтобы результат вас порадовал!

Подготовка к вышивке гладью

Если вы до этого вышивали крестиком, то большинство необходимых материалов у вас уже есть. Самый главный ваш инструмент – это, конечно же, иголка. Условно вышивальные иглы делятся на две группы – с тупым кончиком и с острым. Для вышивки крестом используются иглы с тупым концом, поэтому прежде всего вам нужно подобрать удобную остроконечную иголку для ручной вышивки. Для вышивки по легким шелковым и х/б тканям подойдут маленькие острые иглы №1-3, для тканей средней толщины (тонкая шерсть, х/б) - №4-8, по толстым тканям (сукно, драп) - №9-12.

Что касается ниток, то для начинающего адепта вышивки гладью будет вполне достаточно того мулине, которым вы вышиваете крестом. Если же это ваш первый опыт в рукоделии, просто выберите в любом рукодельном магазине необходимые цвета из ассортимента таких производителей мулине как «Гамма», DMC, ПНК им. Кирова, Anchor. Не стремитесь сразу купить дорогие нитки – от этого результат не будет лучше! По крайней мере на начальном этапе. Если это вас не убеждает, то вспомните известный пример про начинающих фотографов, которые уверены, что если купить дорогой зеркальный фотоаппарат, то сразу начнешь снимать как профессионал, хотя на самом деле талант не в технике, а в держащих ее руках. Абсолютно то же самое справедливо и для вышивки.

Далее переходим к ткани. Если вы собирались вышивать на готовом изделии, для начала убедитесь, что оно пошито не из тянущихся материалов – такие ткани не подойдут для новичка, и вы сильно рискуете разочароваться, если начнете свои гладьевые экзерсисы с такой задачи. Проще всего будет вышивать на хлопке или плотном льне.

Пяльцы подойдут самые обыкновенные, но следует помнить важное правило – гладь требует сильной натяжки. Если крестиком вы могли вышивать даже на руках, то с гладью никогда не допускайте провисания ткани. Если у ваших пялец плохой пластиковый крепеж, купите с надежным металлическим винтом.

Дизайн для вышивки

В вышивке гладью не существует схем, поскольку вышить можно абсолютно любой рисунок. Для первого раза выбирайте что-то не слишком мелкое, без обилия деталей и при этом не очень крупное – вы должны быть уверены, что доведете начатое до конца, даже если будет сложно.

Перенос рисунка на ткань для вышивки

Как закрепить нить в начале и в конце вышивки

В вышивке, как известно, не приветствуется наличие узелков, поэтому для закрепления нити существует несколько техник.

Способ 1. На изнаночной стороне делают стежок так, чтобы остался небольшой хвостик, затем делают еще один стежок поперек (рис. 1а), после чего кончик нити прячется под стежок так, чтобы рабочая нить надежно его затянула (рис. 1б).

Способ 2. Если вы вышиваете в две нити, то, продев сложенную вдвое нитку в ушко, прихватите на иголку 2-3 нити ткани, затем вытяните нить и проденьте иголку в получившуюся петельку (рис. 2а), затяните, прочно закрепляя нить (рис. 2б).

Способ 3. Если вы заканчиваете работу, то нитку можно закрепить, сделав небольшую протяжку под выполненными стежками с изнанки (рис. 3а), кончик подрезается ножницами. В том случае, если у вас просто закончилась нитка в процессе работы, можно закрепить нить с лица, сделав несколько стежков в месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой (рис. 3б).

Основные виды гладьевых стежков

Самый основной и распространенный вид глади – это простая плоская гладь . Это двусторонний (т.е. изнанка выглядит так же, как и лицо) стежок, в котором нити плотно прилегают друг к другу, не оставляя просветов. Гладь может быть прямой (рис. 4а) или косой (рис. 4б), но в любом случае стежки вы укладываете в зависимости от формы вышиваемой детали: например, в листьях - от края к середине, в лепестках- от края к центру (рис. 5).

Совет: для того, чтобы не запутаться и не забыть в процессе работы, в каком направлении и под каким углом должны ложиться стежки, нарисуйте прямо на ткани направляющие линии, как на фото выше.

Следующая техника, которая вам понадобится, это так называемые короткие и длинные стежки . С помощью этого вида глади можно создавать плавный переход цвета – главное, правильно подобрать оттенки ниток и с каждым новым рядом вводить тон светлее или темнее (именно поэтому этот вид глади иногда называют тоновой гладью ).

Гладь с настилом позволяет создавать выпуклые, более объемные детали. Для того, чтобы выполнить такую технику, нужно проложить первый слой стежков (он необязательно должен быть плотным и сплошным), а затем сверху накрыть его вторым, «лицевым» слоем.

Следует отметить, что во многих случаях, прежде чем заполнять деталь гладьевыми стежками, мастерицы вышивают ее контур – это помогает сделать края более ровными и немного добавляет объема. Для вышивки контурных линий используют либо шов «в раскол» , либо .

Для большей уверенности в своих силах обязательно посмотрите обучающие видео на Youtube!

Основные ошибки при вышивке гладью

Вы приготовили необходимые инструменты и материалы, разобрались в последовательности действий, приступили к работе и… результат не радует!

Виной тому отнюдь не отсутствие у вас таланта к вышивке гладью, а недостатки техники, которые можно и нужно поправить.

Если после завершения вышивки ваша ткань стянута и морщит вокруг вышитого, причин тому может быть три – 1. вы недостаточно хорошо натянули ткань на пяльцах (она должна быть натянута как барабан!) 2. вы слишком туго затягивали нить в процессе вышивки (стежки должны плотно прилегать к ткани, но не нужно их затягивать, как узел). 3. это особенность ткани, которая нивелируется после стирки и глажки (эта причина встречается реже первых двух, но тоже имеет место быть).

Если сквозь вышивку просвечивает ткань, то объяснение этому только одно – вы недостаточно плотно укладываете стежки. В глади стежки идут настолько близко друг к другу, что никаких просветов между ними быть не может, поэтому исправить такой дефект можно только усидчивостью и терпением.

Вышивка гладью: уроки для начинающих

Если вы готовы перейти от теории к практике, практические занятия по вышивке гладью с нуля помогут вам освоить этот вид рукоделия.

Эта техника позволяет создавать плавные переходы цвета, что приближает вышивку гладью к рисованию. Если вы всерьез задается вопросом, как научиться вышивать, без этой техники вам никак не обойтись.

Переходим к более сложной фигуре, применяя на практике навыки, полученные в предыдущем уроке.

В общем и целом, вышивка гладью для начинающих – не самая сложная наука, но если вы столкнулись с проблемами в процессе работы, оставляйте свои вопросы в комментариях, и мы обязательно на них ответим!

У всех нас есть занятие для души. На сегодняшний день значительная часть представительниц прекрасного пола занимается вышиванием. В этой статье мы поговорим о таком увлечении, как вышивание гладью. Рассмотрим, какие есть схемы, техники и рисунки этого увлекательного занятия.

Такое искусное занятие, как вышивание гладью, возникло еще до нашей эры. Сейчас в музеях сохранились вышивки, которым более двух тысяч лет. Одним из самых распространенных мнений по поводу возникновения этого ремесла, является то, что оно появилось в Древнем Китае. Тогдашние знатные дамы имели невероятные способности вышивки шелковыми нитями по шелковым тканям.

Следом из Китая эта фантастическая вышивка перекочевала к японским мастерам, а в Европу она попала по Великому Шелковому Пути и завоевала Древний Рим и Грецию. Так это невероятное искусство распространилось по всему миру.

Во многих произведениях Гомера упоминается об этом ремесле, а также существуют легенды о богине Афине, которая имела необыкновенные способности в вышивании.

Прорыв в мастерстве вышивания гладью наступил, когда Александр Македонский, покорив Азию, привез оттуда невероятной красоты вещи, украшенные вышивкой.

Русские красавицы умело пользуются этими способами украшения, как одежды, так и предметов обихода, и по сей день вкладывают в свои работы большую энергетическую силу.

Выбор набора, нитей и ткани для вышивания гладью

Останавливая свой выбор на той или иной ткани, необходимо точно знать ее состав и быть уверенным в ее качестве, ведь основа под вышивку не должна иметь в своем уходе специальных или дополнительных процедур. Выбирать ткань, нужно отталкиваясь от того, что вы будете вышивать:

  • сатин, бязь и шелк используют для вышивания постельного белья
  • плотный лен, чистый или с добавками, используют для вышивания скатертей или салфеток
  • тонкий драп или любую другую ткань используют для вышивания гладью на одежде
  • льняную ткань применяют для вышивки картин

Тщательно выбирайте ткань, ведь из-за некачественной основы вышитый рисунок может деформироваться.

При выборе нитей для вышивания гладью соблюдайте простое правило, что толщина нити должна соответствовать толщине ткани. Для вышивки гладью подойдут все виды ниток, все зависит от вашего финансового состояния и фантазии.

На сегодняшний день есть масса магазинов для рукодельниц, в которых можно приобрести стартовый набор для вышивания гладью, если вы — новичок в этом деле. В этом наборе предложено все необходимое для мастериц, которые начинают осваивать данный способ вышивания:

  • нитки
  • ткань
  • иголка
  • схема
  • инструкция

Для полного набора останется купить пяльцы, наперсток, не пораниться и соблюдать технику безопасности при вышивании гладью , ножницы и линейку для измерения изделия.

Техника вышивания гладью

Вышивка гладью представляет собой вышивание стежками, заполняющими полностью всю плоскость узора, что создает поверхность неповторимой, атласной и гладкой. Применяя разнообразную технику (виды) глади, вы сможете придать узору различную форму и цветовую наполненность.

Техника вышивания гладью незамысловата, но требует большого внимания и терпения. Существуют такие техники вышивания гладью, от которых отталкиваются другие разновидности:

  • Простая гладь – обработка стежками ровных параллельных, плотно прилегающих один к другому, это основа данной техники. Она используется для рисунков круглой и островатой формы.

  • Гладь «враскол» — используется эта техника для вышивки больших деталей рисунка стежками ступенчатых рядов, которые находят один на другой, что создает минимальный визуальный эффект перехода рядов от одного к другому.

  • Гладь по настилу – эта техника оформляется используя основу других видов швов.

Вышивание гладью — швы

Существуют такие разновидности швов в выполнении вышивания гладью:

  • «Вперед иголкой» — этот шов выполняется равными стежками по контуру рисунка, длина которых равна длине между двух рабочих отрезков.

  • «Назад иголкой» — этот шов выполняется с обратной (изнаночной) стороны рисунка, отводя иглу назад на расстояние, которое равно двум стежкам на лицевой стороне, а после, делая один шов, концы иголки выводятся на лицевую сторону.

  • «Петельный стежок» — это шов сверху вниз. Вышивая лицевую сторону, игла остается под нитью.

  • «Стебельчатый шов» — этот шов выполняется, выводя иглу в центре предыдущего стежка с лицевой стороны, а вводят на изнаночную сторону под наклоном.

Узоры вышивания гладью

Вышивать гладью можно узорами двух типов:

  1. Двойные:
  • «Длинный стежок вприкреп» — данным узором пользуются для вышивания лепестков и листьев. Для этого узора сразу делают стежки по длине листочка, а потом длинную нить фиксируют короткими стежками. Так полотно не будет просвечиваться.

  • «Узкий валик» — начинается такой узор со стежка «игла вперед», а после делаются маленькие стежки, расположенные вертикально.


  1. Одинарные:
  • «Верхшов» — этот узор начинается с прокладывания стежков сверху вниз. Делается на одном конце стежок вертикальный, иглу вынимаем на лицевой стороне впритык с местом ввода и далее делаем стежок в обратном направлении, повторяя принцип.
  • «Узелок» — выполните начало узора, проткнув с изнаночной стороны ткань; оказавшись на лицевой стороне, выполните несколько навивов нити, плотно располагая их друг к другу, и одновременно придерживая, и протягивая нить назад на изнаночную сторону, затяните образовавшийся рельефный узел.
  • «Цепочка» — этот узор выполняется накидом нити петлей на рабочую иглу.
  • «Петля вприкреп» — зачастую данным видом узора вышивают цветочные лепестки. Узор выполняется по принципу узора «цепочка», только маленькими стежками, расположенными вертикально, за счет этого его можно будет удобно зафиксировать посредине.

Вышивание гладью пошагово для начинающих

Разобравшись в техниках, вариациях швов и узоров, можно приступить к практическому освоению этого труда. Самым главным для начинающих – это не выбирать сложные рисунки и схемы для вышивания гладью . Необходимо начать с простых и не трудоемких узоров, которые помогут вам овладеть всеми нюансами данной работы.

В магазинах для мастериц предлагают массу вариантов схем для начинающих, чтобы осваивать вышивание гладью . Также возможен вариант перенесения рисунка на ткань при помощи копирки, которая также легко приобретается в магазине, или же нарисовать свой выдуманный узор на ткани своими руками при помощи обычной ручки или карандаша.

Давайте попробуем вышить гладью цветок – это самый простой и легко усваиваемый узор с разными вариантами применений техник. Итак, что нам понадобится:

  • нитки шелковые — выбирайте цвета, которые сочетаются между собой, для цветочка
  • ткань шифон, можно лен или батист
  • игла для вышивания
  • пяльцы
  • ножницы
  • копирка или калька

Этапы вышивания пошагово:


Использовав вышивку гладью, можно украсить и сделать неповторимой и эксклюзивной любую вещь: начиная от кухонных принадлежностей, штор, постельного белья, и заканчивая одеждой и аксессуарами. Вкладывая в вышивку свою душу и сердце, вы наполняете изделие хорошей и позитивной энергетикой. Поэтому подарок с элементами вышивки, если вы надумаете такой смастерить, будет непременно приятным и незабываемым. Пробуйте, осваивайте и радуйте себя и близких изделиями с вышивкой гладью.

Видео: «Урок вышивки гладью. Листочек двумя тонами»

Вышивать гладью — значит делать ровные стежки, вплотную прилегающие к друг другу. На первый взгляд нет ничего трудного в вышивке гладью, но на самом деле нужна практика что бы освоить стежки и научится выполнять их качественно. Существует большое разнообразие видов швов применяемых при вышивке гладью. Давайте поподробней ознакомимся с ними.

Владимирский шов (“верхошов”) . Этот шов выполняется на платных тканях — льне, сукне, шерсти. Шов выполняется в 6-8 ниток мулине. В начале нить крепят в нижней части обшиваемого контура (на рисунках А-Г контур узоров изображен пунктиром). После того как нитка закреплена, необходимо сделать первый небольшой стежок поверх контура и затянуть нитку до образования гладьевого стежка. Все остальные стежки необходимо выполнять так, что бы они лежали плотно друг к другу и не было видно просветов. Стежки выполняются на небольшом расстоянии друг от друга.Направление стежков выбирают в зависимости от схемы и формы узора. На лицевой стороне стежки выполнять от центра контура к краю, как показано на рисунках А-Г. С изнаночной стороны это будут ряды мелких стежков в виде пунктира по краю узора. При вышивке цветка таким швом, стежки выполняются от центра к краю (рисунок В), а листики — от края к центру (рисунок Б). Также стежки можно выполнять от центра узора к краю. Если внутри узора остается незаполненная поверхность, она заполняется стежками разных видов, все зависит от схемы узора.

Шов «шнурок» и «Выпуклый» шнурок. Эти швы выполняют в 2 - 3 приёма. Сначала прошивают по линии рисунка швом «вперёд иголку», потом меняют цвет нитки, закрепляют её у начала строчки и поддевают иглой под каждый стежок, не задевая ткань. Если прошить параллельно друг другу швом «вперёд иголку», расположив один стежок над другим, затем поддев иглой и протянув нитку сразу под двумя стежками, то сверху и снизу образуются дуги (рисунок 1). Если иглу с ниткой провести змейкой, поддевая стежок то снизу вверх, то сверху вниз, получается шов с перевивом, а когда иглу двигать спирально и поддерживать стежки, то получается новый шов (рисунок 2). Если этот шов ещё раз уложить ниткой в другом направлении (в обратную сторону), получается выпуклый шнурок, который очень подходит для вышивания контурных рисунков.

Следующий шов применяемый в вышивке гладью это Двусторонняя строчка . Этот шов выполняется стежками «вперед иголку» одинаковой длинны. Стежки вышивать наискосок рядами вперед-назад в четыре хода. Пройдя наискосок первый ряд, заполняют стежками оставшиеся при первом ходе промежутки. При выполнении двусторонней строчки у четырех стежков, расходящихся в разные стороны, должно быть одно общее отверстие. Выполняя стежки нужно следить за их последовательностью: нельзя выполнять наклонные и двойные стежки ни с лицевой ни с изнаночной стороны. Ведь этот вид стежков применяется при вышивании изделий, у которых на виду обе стороны. Двусторонняя строчка хорошо сочетается с крестиком и мережками.

Навивной шов («спираль «рококо») . На выходящий на лицевую сторону конец иглы навивают 10-15 витков нитки (чем больше витков, тем эффектнее смотрится спираль). Затем протягивают иглу через спираль и выводят иголку на изнаночную сторону. Причем, чем ближе место ввода иголки на изнанку от места, где была выведена иголка на лицевую сторону, тем больше будет изогнута спираль. При выполнении спирали рококо иголку лучше брать тонкую и длинную, чтобы иголка свободно проходила через накрученные на нее витки нитки. Более подробно узнать об этом виде шва используемого при вышивке, Вы можете в этой статье .

Почтовый шов. Этот шов часто применяется при вышивании цветов и листьев. Выполняется этот шов следующим образом: в точке А (вершина нового листочка) иголку выводят на изнанку, оставляя ушко на лицевой стороне, кончик иголки выводят на лицевую сторону в точке Б. Ушко иголки нужно придерживают большим пальцем левой руки, а правой рукой навивают на кончик иглы нитку. Нужно сделать столько витков нитки на иголку, чтобы в результате получился целый листочек. Далее большим пальцем левой руки придерживают навитую на иголку нить, через которую продевается иголка с ниткой. Кончик иголки проводят к вершине листочка (точка А), и выводят на изнанку. Остальные листочки вышивать аналогично. Выполнение этого шва показано на рисунке.

Следующий шов, предназначенный для вышивки гладью называется Румынский шов. Этот шов получается из длинных стежков (на рисунке стежок 1-2), прикрепленных к ткани посередине с помощью коротких стежков (на рисунке стежки 3-4). Стежки можно вышивать слева направо или поворачивая. Последовательность выполнения стежков показана на рисунке. Используется для вышивания контуров и заполнения поверхностей.

Стебельчатый шов. При выполнении этого шва стежки ложатся слева направо. Выполняя каждый новый стежок иголку с ниткой следует выводить на лицевую сторону, отступов примерно половину длины предыдущего стежка. На изнанке должен получится шов напоминающий «строчку». Таким швом обычно выполняются стебельки и жилки листьев, цветов, так же обшивается контур узора. Так же стебельчатым швом можно заполнить всю поверхность узора, если это предусмотрено схемой вышивки, меняя угол наклона.

Тамбурный шов (цепочка) и с навивкой. Тамбурный шов имеет много разновидностей. Название его происходит от специальных круглых пялец «тамбур», которые использовались при вышивании больших изделий, например ковров и покрывал. В данном разделе мы рассмотрим пример тамбурного шва «цепочка». Этот вид шва применяемого в вышивке гладью можно выполнять как на пяльцах, так и без них. В готовом виде представляет собой непрерывный ряд петель, в котором каждая последующая петля выходит из середины предыдущей. Стежки выполняются движением иглы к себе. Для начала закрепите нить с изнанки. Затем на лицевой стороне сделайте петлю. Не забывайте, что каждую новую петлю необходимо выполнять из середины предыдущей. При выполнении петли иголка с ниткой должна находится над этой петлей. Таким образом образуется ряд. Тамбурный шов с навивкой. Это одна из разновидностей тамбурного шва. В начале выполняется обычный тамбурный шов, как описано выше. Затем выполненный ряд «обвивают» , не захватывая ткань, через каждую петлю нитью такого же или другого цвета. Готовый шов похож на шнур. Стежками тамбурного шва можно вышивать цветы, листья, стебли растений, так же его можно использовать в сочетании с другими швами.

«Французский» узелок. Маленький декоративный стежок, который используется не только в вышивкегладью, но и в вышивке крестом. Выполняется этот стежок как с одним навивом нитки на иголку, так и с несколькими. В начале работы необходимо закрепить нить на изнанке вышивки. Затем вывести иголку на лицевую сторону в точке будущего узелка. Далее на иголку нужно навить несколько витков нити. Навивая нить следите за тем, чтобы острие иголки было направленно к ткани, и навивайте нитку по часовой стрелке. Затем необходимо вывести иголку на изнанку, отступив от точки ввода на 1-2 нити ткани. Сдвинув аккуратно навивы протянуть нить на изнаночную сторону. Получившийся узелок не сможет проскочить на изнаночную сторону.

Шов “вперед иголку”. Этот шов применяется не только в вышивке гладью, но и в шитье для сметывания различных частей изделия. Шов «вперед иголку» необходим в вышивании. С его помощью можно вышить цветы и листья по контуру, украсить одежду зашив всю площадь рисунка. Шов представляет собой ряд стежков и пропусков между стежками одинаковой длинны. Выполнять его очень просто. Иголка должна всегда находится впереди выполненных стежков. Длинна стежка и расстояние между стежками зависят от назначения шва. Чем мельче стежки, тем прочнее шов.Меняя длину стежка, расстояние между стежками, расположение стежков, выполнение стежков нитями разного цвета можно создать множество вариантов шва.

Шов «елочка». Этот вид шва применяемый при вышивке гладью рекомендуется выполнять толстыми нитками. При вышивании швом «елочка» лучше использовать ровно тканное полотно. Применяется этот шов при вышивке отделки одежды и предметов интерьера. На рисунке цифрами обозначен порядок выполнения шва. Более подробно о технике выполнения шва «елочка» , и других свободных швов вы можете прочитать в этой статье .

Шов “назад иголку” выполняется справа налево. Техника выполнения этого шва такая: движением иглы справа налево делают стежок и пропуск одной длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону левее второго стяжка. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводят в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Все стежки шва «назад иголку» должны быть одинаковой длины. Этот шов применяется не только при вышивке гладью, но и в качестве декоративного шва при вышивке крестом и соединительного шва при шитье.

Шов “петля вприкреп”. Этот шов является одной из разновидностью тамбурного шва, применяемого при вышивке гладью. Шов выполняется в два приема. Вначале делается петля как в тамбурном шве, а затем закрепляют ее стежком «вперед иголку». При этом иголку выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка. Закреплять петли можно двумя и тремя стежками. при закрепке петли двумя стежками, рабочую нить не затягивают сильно, и делают сначала один, а потом второй прекрепительный стежок. петлю свободной нити делают еще свободней, когда делают три прикрепа: сначала средний, а потом крайние. Петли можно располагать по кругу и с наклоном. Группирование отдельных петель в розетки позволяет делать красивые узоры.

Еще одной разновидностью швов, применяемых при вышивке гладью, является шов «петельный» . Этот шов выполняется слева на право, сверху вниз. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иголкой в направлении сверху вниз, при этом нить должна оставаться по иголкой, затягивают рабочую нить до образования петли (рис. а). На рисунке б) стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга. Стежки «петельного» шва могут так же располагаться и очень плотно друг к другу. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнить его по заранее проложенному настилу (рис. б). Кроме того стежки могут быть разной длинны и лежать в разном направлении (рис в, г).


. Этот шов состоит из двух стежков, из которых один выполняется влево, а другой вправо. Затем выполняют вертикальные короткие стежки, которые образуют почти вертикальную жилку. Этот шов особенно хорошо подходит для заполнения листьев. Похож на шов «елочка».

Шов «строчка». Этот шов используется как декоративный не только в вышивке гладью, но и в вышивке крестиком. Так же он служит соединительным швом при шитье изделий. Шов «строчка» похож на шов «назад иголку» стой лишь разницей, что в этом шве на лицевой стороне нет промежутков между стежками. Готовый ряд представляет собой плотно прилегающие стежки, напоминает машинную строчку. Шов выполняется справа налево маленькими стежками одинаковой длинны.

Шов “узкий гладьевой валик” . Шов выполняется в 2 приема: сначала швом «вперед иголку» справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Таким же методом выполняется широкий гладьевой валик, разница лишь в том, что швом вперед иголку намечается не одна, а несколько параллельных линий, поверх которых укладываются стежки валика. Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.

Видов швом применяемых при вышивке гладью достаточно много и сочетая их между собой можно получать необыкновенно красивые и замысловатые узоры.

К простейшим швам для вышивания относятся контурные — вперед иголку, за иголку, стебельчатый, расщепленный, «козлик», тамбурный, петельный, петельки и полупетельки, узелки. Эти швы выполняются в вышивках как вспомогательные, они не сложные и не требуют усиленных знаний в вышивании. С их помощью в основном обводят контуры и выполняют отдельные детали. Вышивая гладью, стежки располагают в разных направлениях, чтобы уловить верный цвет, создать тонкие оттенки и сложные узоры.

В древности самыми выдающимися мастерами в искусстве вышивания гладью были китайцы, использовавшие эту технику в живописных вышивках. Большинство простейших швов и гладь присутствуют на самых ранних из известных в мире образцов вышивки. Стебельчатым швом, например, вышивали в Египте и в Перу еще в 900 г. до н. э.

Деталь вышивки на чепце, Англия, начало XVII в.

Самый простой из всех швов для вышивания — шов вперед иголку является основным ручным швом. В вышивании используется для создания линий и контуров как основа для других вышивальных швов. Кроме того, он используется для простегивания. Для выполнения иглу вкалывают в ткань и выводят обратно через равные расстояния.

Деталь итальянской вышивки, начало XVII в.

В вышивании используется для обозначения линий и контуров. Выполняется мелкими стежками одной длины. Получается более рельефным, чем шов вперед иголку. При выполнении сначала делают стежок вперед, затем назад.

Деталь вышивки на сумке, Англия, начало XVIII в.

Известен также как «стебелек». Один из главных вышивальных швов. Используется для вышивания контурных узоров, заполнения фона, а также для затенения. При выполнении нить находится с той же стороны иглы. Если нужно заполнить фон или отдельные фрагменты узора, стежки прокладывают как можно ближе друг к другу. Чтобы «стебелек» получался более широким, иглу вкалывают в ткань под небольшим углом.

Важный шов для пейзажной и сюжетной вышивки, также используется для прорисовывания контуров и их заполнения. Как подсказывает название, при выполнении стежков нить расщепляют на 2 части, в результате стежок получается незаметным и напоминает мазок кисти. Поверхность вышивки получается ровной и гладкой. Выполняется аналогично стебельчатому шву, только при выведении иглы из короткого стежка за иголку расщепляют нить.

Деталь вышивки на медальоне, Китай, начало XVIII в.

Основной вышивальный шов. Несмотря на то, что кажется простым, при выполнении трудно добиться того, чтобы стежки ложились, ровно и вплотную друг к другу, а край рисунка получался четким. Используется для заполнения контуров, при выполнении живописных узоров, для затенения.

Фрагмент вышивки на обуви, начало XVIII в.

Выполняется по счету нитей ткани-основы и по рисунку. Стежки делаются в различных направлениях. Используется для оформления краев, контуров, для заполнения фона и фрагментов узора. В 1-м ряду чередуют длинные и короткие стежки. В последующих рядах прокладывают стежки одинаковой длины.

Деталь вышивки на портьере, XVIII в.

Известен также как дамасский шов. Это тот же шов вперед иголку, выполненный длинными стежками по всему узору. Если стежки прокладывать близко друг к другу, шов можно использовать для заполнения фрагментов узора, но чаще с его помощью создают геометрические орнаменты, меняя длину отдельных стежков.

Фрагмент вышивки свадебного покрывала невесты, Турция, XIX в.

Известен также как гобеленовый, или романский, шов. Применяется для вышивания контуров и заполнения фрагментов узора. Для выполнения с обеих сторон ткани делают стежки одинаковой длины и с одинаковыми интервалами между ними.

Этим швом можно обводить контуры и заполнять фрагменты узора. Вышивка, выполненная простыми точками, получается более рельефной, чем вышивка швом вперед иголку. Этим швом создают имитацию крапинок, бисера, узелков. При выполнении делают по 2 стежка за иголку в один и тот же прокол. Между очередной парой стежков оставляют равные интервалы.

Фрагмент вышивки на шкатулке, Япония, XIX в.

Используется для создания разнообразных тональных эффектов. При выполнении нового ряда стежки располагают между основаниями стежков предыдущего ряда.

Узор выполнен швом «рыбка» шелковой нитью по шерстяной ткани

Чаще используется для вышивания листьев и лепестков, хорошо подходит и для обведения контуров (все стежки должны быть одной длины). При выполнении начинают с маленького стежка в верхней точке мотива и затем прокладывают наклонные стежки правее и левее основания предыдущих стежков. Если работать двумя иглами поочередно, можно сделать этот шов как минимум двухцветным.

Узор выполнен стрелочками шелковой нитью по шелковой ткани

Используется для неплотного заполнения фрагментов узора и вышивания прерывистых линий. Иногда стежки прокладывают вдвойне, чтобы создать эффект напыления. Выполняется как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Состоит из прямых стежков, проложенных под прямым углом друг к другу.

Техники вышивания. Часть 3: вышивка гладью (основные виды и швы)

Вышивка гладью (гладь, дамасский стежок) - представляет собой серию плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора. Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов. Вот основные из них:

Виды швов


Шов «узкий гладьевой валик» выполняется в 2 приема: сначала швом "вперед иголку" справа налево намечается линия гладьевого валика (прямой или криволинейная), а затем в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка или отделывать край изделия.


Плоская гладь является двусторонней и используется в растительных орнаментах для вышивания широких и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. а). Гладь может быть прямой (рис. а) или косой (рис. б). В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру (см. рис. ниже).

Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров.
Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва "назад иголку", но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков - или слева, или справа от них. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом "назад иголку".

Петельный шов Выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху вниз.
Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз (нить при этом остается под иглой) и затягивают рабочую нить до образования петли.
Стежки шва могут быть расположены очень плотно или на некотором расстоянии друг от друга. При обшивке края, для достижения его большей рельефности и прочности, под него предварительно прокладывают настил (рис. б). Стежки шва могут быть различной длины (рис. в) и лежать в различных направлениях. Петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы - например, листики или цветочки.


Гладь вприкреп используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных - прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а прикрепляющий - слева направо так, чтобы он, обвивая длинный стежок, захватывал несколько нитей ткани под ним(рис. б). Также можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.


Гладь с настилом выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками(а), благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Последовательность: контуры рисунка обшивают швом "вперед иголку", затем прокладывают настил (а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (в).
При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.
В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т. е. выпуклые кружочки.


Шов «узелок». Нить выводят на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 витка нити (а) на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом (б). При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок. Этим швом выполняют тычинки и серединки цветов и т.п.


Владимирский шов («верхошов») Шьется большими стежками, идущими от края к центру контура и обратно. Последовательность: закрепите нить на лицевой стороне, в нижней части контура. Сделайте небольшой стежок вверху контура (а) и затяните нить до образования гладьевого стежка. Аналогичным образом сделайте маленький стежок внизу контура (б) и т. д. Т.о. стежки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга по лицевой стороне, при этом на изнанке образуется пунктир из мелких стежков по контуру узора. Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки располагают по форме узора: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине и т. д.

Шов «цепочка» - это глухой односторонний шов из ряда петель, выходящих одна из другой, напоминающий цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность: нить выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 движением иглы сверху вниз делают стежок (а) и затягивают нить, образуя 1-ю петлю. Последующие петли выполняются аналогично (б), образуя шов "цепочка" (в). Им можно вышивать любые контуры.

Шов «петля вприкреп» состоит из ряда отдельных петель, расположенных по узору. Чтобы выполнить петлю, нитку закрепляют на изнаночной стороне, выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят вниз, придерживая большим пальцем левой руки.

Затем из точки 2 в точку 3 делают стежок, равный длине петли (а). Полученную петлю закрепляют небольшим стежком в точке 4 (б).

На рисунке показана последовательность выполнения цветка швом "петля вприкреп".

Прорезная гладь - это обшитые гладьевым валиком или петельным швом прорезанные (проколотые) в ткани отверстия разной формы и размера. Последовательность: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами. Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток. На рисунке показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (а), затем в его центре делают разрез крест накрест (б).
Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (в). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.
Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (а) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (в).

Теневая гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов без четкой границы между ними. Теневой эффект достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Последовательность: перевести на ткань узор, указав изогнутой линией, границу перехода тонов. При этом иголку нужно вкалывать не точно по линии, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно, располагая их в нужном направлении. Если это лепесток цветка - в направлении центра, если листик - в направлении центральной жилки и т. д. Для упрощения работы, можно нанести на ткань линии с направлением стежков. Вышивка лепестка: разделить лепесток на 3-4 части и начать вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, провести иголку с ниткой по лицевой стороне лепестка к левому краю лепестка и вышить левую половинку (а). Закончив вышивку верхней части, обрезают нить. Вышить вторую часть лепестка нитью другого цвета (б), начав работу от середины. Для обеспечения плавности перехода, вышивку выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой. Аналогично выполняют все остальные части. Переход цветов в лепестке идет от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).
На рисунке показана последовательность выполнения листика с жилкой посередине. Каждую половинку листика разделить на 2-4 части (по кол-ву цветов) и вышить косой гладью по направлению к жилке. Начинать следует с крайней самой светлой части в направлении сверху вниз (а). Стежки по краям более короткие, к центру более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (б), только цвет ниток берется темнее. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. При этом вышивать следует в направлении снизу вверх и от центральной темной части к наружной более светлой (в).
В одноцветной теневой глади цветовой эффект достигается за счет разного направления стежков и различного отражения света от гладьевой поверхности. Поэтому для этого вида глади используются блестящие нитки.Выполняется одноцветная теневая гладь косой или прямой гладью с «настилом» или без него.

Шов «вперёд иголку». Состоит из последовательных стежков по линии контура любой конфигурации. Шов выполняется справа налево, иглой вперед. Как стежки, так и промежутки между ними должны быть одинаковы по величине. При размер стежков может быть больше или меньшее размера промежутков.
Шов “вперед иголку” можно разнообразить. Так, если под стежками шва пропустить нить (того же или другого цвета), как показано на рис. А, Б, В, то получится так называемая “волна”. Если другую нить протягивать все время в одном направлении, то получится “шнурочек”. Этот шов также применяется для настила других швов (рельефной или высокой глади).


Шов «назад иголку» - шов удобнее выполнять сверху вниз или справа налево. Стежки шва прокладываются движением иглы назад: иголка с ниткой все время входит в ткань назад от прокола, а выходит впереди. По изнаночной стороне получается шов, который называют стебельчатым.


Накладные сетки. Сердцевины крупных цветков и детали мотивов можно заполнить накладными сетками, которые вышиваются нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку. Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: например, сначала выполняются все стежки в вертикальном, а затем в горизонтальном направлении. При этом каждый новый стежок последовательно закрепляется в местах пересечения. Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении

Виды глади:

Белая гладь с настилом чаще всего выполняется белыми тонкими нитками (мулине, шелк) на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) . Вот самые необходимые приемы этой вышивки: контур узора вышивается швом "вперед иглу" и зашивается плотно прилегающими друг к друг гладьевыми стежками. Узор может быть вышит с настилом (контур прошивается швом "вперед иглу"; внутренняя часть рисунка заполняется настилом из х/б катушечных ниток. Сверху узор зашивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила). Она применяется в основном для создания узоров растительного характера (букетов цветов, гирлянд, листочков, травинок и т.п.) и монограмм. Разновидность белой глади - ирландская белая гладь mountmellick embroidery .

Мстерская гладь представляет собой изысканный вид белой глади, который сочетает различные рельефные элементы белой глади с настилом и простой без настила, редкую гладь штрихами, петельки и полупетельки, стебельчатый шов. Узор дополняется ажурными решетками, сетками и стягами. Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) мулине или шелком, а также на крепдешине крученым шелком. Мстерской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветков и листочков. Мстерской гладью вышивают скатерти, покрывала, белье, блузки, и т.д.


Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, швом "плоская гладь". Начинать вышивку лучше с крупных деталей рисунка, например с цветов, если вы вышиваете букет. Это позволит при необходимости, изменив оттенок листьев, откорректировать общее цветовое восприятие готовой работы. Для придания объема рисунку фигура на конце или по краям делается более светлой, а к основанию или к середине - более темной. Если у листьев и лепестков цветка края отогнуты, то их надо вышивать в другом направлении и другими тонами: более светлым тоном (если они освещены), и более темным (если они лежат в тени). Примеры художественной глади.

Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.
Русская гладь . Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Китайская гладь отличается от других видов художественной вышивки техникой исполнения. Вышивка чаще всего имеет декоративный характер. Рисунки, отражающие растительный или животный мир, стилизованы, цветовая гамма может отличаться от естественной окраски изображаемых предметов. Фоном служит однотонная гладкая атласная ткань темных цветов (черный, темно-синий, темно-зеленый, бордовый, коричневый). Для вышивки лучше всего использовать шелковые нитки ярких цветов. Вышивка выполняется прямой или косой гладью с «настилом» или без него цветными нитками, причем на каждый цвет ниток необходимо иметь 3-4 переходных тона. Стежки ниток одного тона не должны входить в нитки другого тона, а укладываются как бы рядами.

Японская гладь - это сочетание в одном орнаменте элементов, выполненных нарочито стилизованно и элементов, выполненных «рисовальным швом» (разновидность теневой глади, требующая живописной точности изображения).

Узелковая гладь чаще всего встречается
в китайских и японских вышивках.
Контуры вышивки обшиваются нитью выбранного цвета (контрастного по отношению к цвету ниток, которыми будет заполнен контур), затем заполните фигуру узелками. Все узелки делаются в одну сторону. Там, где сливаются два оттенка, вышейте попеременно один светлый узелок, другой темный. Вышивка, исполненная в технике узелковой глади, лучше всего смотрится натянутой на жесткую основу (плотный картон, дерево и т.д.).


Александровская гладь - э то гладь без настила, которой вышиваются узоры с растительными мотивами: обобщенные, переработанные в условные формы ветки полевых цветов, малины, рябины, крыжовника и т. д. Условно, как правило, и цветовое решение этих узоров. Например, красные ягоды и коричневые листья, синие цветы и золотисто-желтые листья. Иногда узор выполняются только в одном цвете, но форма растения всегда сохраняется. Могут быть узоры, составленные из веток, на которых и цветы распустились, и ягоды созрели.

Другие техники вышивания

Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью, надо познакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом «вперед иглу» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом «вперед иглу», затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила.

Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.

Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.

Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Плоская гладь

Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.

Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. а). Гладь может быть прямой (рис. а) или косой (рис. б).

В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру (см. рис. ниже).

Гладь в прикреп

Используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.

Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а короткий прикрепляющий стежок - в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани (рис. б).

Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

Гладь с настилом

Выполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие (см. рис. слева, а).

Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил (рис. а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (рис. в). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.

В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т.е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. ниже.

Теневая гладь

Эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект.

Последовательность выполнения теневой глади.

Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводим изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже.

Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка-то в направлении центра цветка, если листик - в направлении центральной жилки и т.д. Поэтому для упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков.

На рис. слева показана последовательность выполнения лепестка цветка. Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки (рис. а).

Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета (рис. б). Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Готовый лепесток показан на рис. в. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

На рис. ниже показана последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине. Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).

Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз (рис. а). Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (рис. б), только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой) (рис. в).

Прорезная гладь

Прорезная гладь - это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами.

Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток. На рис. показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (рис. а), затем в его центре ножницами делают разрез крест накрест (рис. б). Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (рис. в). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.

Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (рис. а) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (рис. в).

Удлиненные дырочки выполняют аналогично.