Конспект на тему "Моё отечество". Проект «Мое Отечество — Россия» (подготовительная группа) Старт проекта «Моя страна. Мое Отечество»

08.06.2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Чехов -7

Проект

Тема: «Служить Отечеству!».

Выполнила: Белоусова Мария

ученица 1-а класса

Руководитель проекта: Зайченко Н.В.

учитель начальных классов

г. Чехов, 2013г.

Содержание:

Введение………………………………………………...................................................... 3

Глава 1

      Прадед - основатель военной династии……………………………..4

      "Стать офицером» - заветная мечта моего деда………………………5

      Это страшное слово - Афганистан……………………………………5

      Мой брат верен долгу и военному делу ………………………………5

Глава 2 2. Исследование…………………………………………………………….. 6 Заключение ……………………………………………………………………………………….. 7 Информационные ресурсы ………………………………………………………………..8

Введение.

Сегодня я хочу представить Вам свой проект. Тема моего проекта: «Служить Отечеству!».

Я выбрала эту тему, потому что в нашей семье гордятся защитниками Родины.

Актуальность заключается в том, что Служба Отечеству – свящ e нный долг каждого мужчины. Быть на страже Родины – не только великая честь, но и огромная ответственность. Я восхищаюсь такими людьми и считаю, что важно знать, помнить, гордиться и всегда служить отечеству.

Цель проекта : изучение военно-исторического наследия страны и своей семьи, воспитание чувства гордости за и уважения к защитникам нашей Родины.

Задачи:

    Раскрыть понятие династия семьи.

    Рассказать про нашу семью династию военных.

    Проследить связь поколений через службу отечеству

Глава 1

Сегодня я хочу рассказать о своей семье. Считаю, что о нашей семье можно говорить, как о династии военных.

И прадед, и дед, и отец, и брат выбрали нелегкую военную долю.

«Служу Отечеству!» – вот наш девиз.

Замечательно, когда существует семейная династия. Из поколения в поколение передаются семейные тайны, опыт, правила, черты, качества, умения.

Династия, это не призвание, не профессия, это имя, это имидж семьи, ее знамя.

Быть похожим на своих близких родственников, это значит взять от них все самое ценное, развивать, улучшать, совершенствовать и приумножать этот багаж, и передавать его своим детям.

      Мой прадед - основатель военной династии.

Основу военной династии заложил мой прадед.

Своего прадедушку я видела только на фотографии, но о нем мне много рассказывали мама, дедушка, бабушка,

Полищук Владимир Петрович – родился в 1914 года в Житомирской области. А в 1939 г. героически сражался в советско-финской войне. По пояс в снегу, при 40 0 морозе, пехотными путями они с товарищами пробирались к поставленной цели. Попав под обстрел, все погибли, а деда с простреленными руками и ногами подобрали финны и отвезли в военный госпиталь, а затем переправили в Россию. Долгое лечение и борьба за жизнь отличали его как мужественного сильного, стойкого, отважного человека. Он был награжден орденом Красной Звезды. Став инвалидом без одной ноги, во время Великой Отечественной войны прадедушка воевал с врагами в тылу, был партизаном и за это награжден Орденом Великой Отечественной Войны. Я горжусь своим прадедом!

      «Стать офицером» - заветная мечта моего деда.

Заветной мечтой моего дедушки было стать офицером.

Гнынюк Василий Никитович - мой любимый дедушка. О профессии военного он мечтал еще со школы. Окончив Киевское военное училище связи, дедушка поступил в Академию связи в Ленинграде и 25 лет прослужил в армии. У него много медалей за добросовестный долголетний труд он ветеран вооруженных сил. Сейчас моему дедушке 69 лет и он до сих - пор работает в Генеральном Штабе Российской Федерации, и не мыслит свою жизнь без армии. Его характеризуют такие качества как – честность, добросовестность, собранность, доброта, готовность в любую минуту прийти на помощь. Я горжусь своим дедушкой!

      Это страшное слово – Афганистан.

Мой папа в мирное время стал участником войны.

Белоусов Александр Дмитриевич выполнял интернациональный долг в республике Афганистан. Папа рассказывал, что за время службы выпало немало испытаний. Он служил в танковых войсках, водителем машины Урал. Папа перевозил снаряды в места сражений.

Однажды на Урале заехал на минное поле и подорвался. Пять дней лежал бес сознания, врачи боролись за его жизнь. Спасибо им за то, что они спасли моего отца! О службе в армии он говорит, как о деле чести, отваги и мужества. Мой папа состоит в обществе «Боевое братство». Мы с ним ездим в Чехов на мероприятия посвященные памяти павшим. Я горжусь своим отцом!

      Мой брат – Защитник Отечества!

Военная династия семьи не оборвалась, продолжил ее мой брат Саша. Сейчас он служит в армии. Мой брат - настоящий солдат!

Армия сегодня - это защита и оплот нашей Родины. Армия учит мужеству, учит отстаивать свою точку зрения, быть самостоятельным.

Саша говорит, что для того чтобы служить нужно быть крепким, выносливым, смелым, иметь хорошую память, выполнять приказы командиров, помогать товарищам. Сейчас мой брат несет боевое дежурство в секретной части. Он умеет хранить тайну, знает военное дело и любит Родину.

Я горжусь братом!

Глава 2

Исследование

Мои одноклассники будущие защитниками Отечества. Думаю, что скоро мы тоже будем гордиться ими.

Я провела социологический опрос. Хотела узнать, что знают ребята о службе Отечеству, знают ли они, кто в их семье посвятил себя военному делу и что нужно сделать, что бы из них получились настоящие защитники Родины.

Анкета

    Знаешь ли ты, что такое Отечество?

    Почему надо Родину защищать?

    Кто из твоих родственников служил в армии?

    Какой должен быть защитник Родины?

    Что ты знаешь о военной судьбе своего прадеда?

    Ты хотел бы служить в армии?

В социологическом опросе участвовало 38 учеников из 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов.

Я пришла к выводу, что ребята знают, что такое Отечество, какими должны быть защитники Родины. Многие знают о военной судьбе близких родственников и гордятся ими. Отрицательные ответы на шестой вопрос объясняю тем, что на него отвечали не только мальчики, но и девочки.

Все ребята в начальной школе гордятся тем, что в их родословной столько сильных физически и крепких духом мужчин.

Я решила продолжить свой проект и выяснить сколько же защитников Родины выпустила наша школа и я обязательно буду ими гордиться.

Заключение

На вопрос « Какие достоинства у династии нашей семьи?» могу ответить - смелость, мужественность, ответственность, честность и преданность Родине.

А я горжусь своей семьёй.

Я буду продолжать собирать материал о своей семье и школе.

Завершить свой проект я хочу стихотворением И. Бутримовой

Офицеров бывших не бывает, Настоящие они всегда! Пусть виски метелью заметают Пройденных дорог ветра.
Сколько их легло в полях сражений, Кто ведёт тяжелым жертвам счёт? Только воевавший вместе с ними Всё это оценит и поймёт.
Только эти люди знают цену Вовремя протянутой руке, Только эти люди не оставят Своего товарища в беде.
В годы самых страшных испытаний, Когда враг к столице подступал, Воинов, не ведавших о страхе, Офицер в атаку поднимал!
Сколько было их красивых, сильных, Тех, кто не вернутся никогда! Офицеров бывших не бывает, Настоящие они всегда!
Тот, кто нёс дежурство на подлодке, В море на военном корабле, Тот оценит, что такое суша, Снова оказавшись на земле.
В шахте и в военном самолёте, На границе и на корабле, Только там всё это вы поймёте Только там оцените вполне.
Кто, в Чечне своих друзей спасая, На секунды жизни вёл отсчет, Офицеров бывших не бывает, Кто прошёл всё это, тот поймёт.
Так в России исстари ведётся И сейчас, как в прежние года. Офицеров бывших не бывает, Настоящие они всегда!

Родители: Сегодня мы представляем вашему вниманию совместный проект родителей, детей 2 «а» класса, который называется «Моё Отечество - мой город! Первое в городе в первые десять лет строительства города» Наверное, у многих возник вопрос, почему именно эту тему мы взяли для работы?

Родители: Наша группа побывала в краеведческом музее, где мы узнали о первых годах строительства нашего города. Мы побывала в Архиве города, в библиотеке семейного чтения, посмотрела фильм о нашем городе.

Родители: Наша группа провела экскурсию по старому городу, где познакомилась с первыми строениями нашего города.

Ученик : Есть такой город на карте - маленький он, небольшой. В устье Илима построен.

Ученик: 23 ноября 1962 года к створу будущего гидроузла прибыл первый десант гидростроителей во главе с бригадиром Иннокентием Перетолчиным. Первопроходцами были: бригадир Иннокентий Перетолчин, Максим Ушацкий, Анатолий Субботин, слесарь-компресорщик Михаил Ведерников, Петр Давыденко,студент-заочник Евгений Александров, водитель Григорий Притуло.
Вот как об этом историческом моменте рассказывает бригадир:
"Это было в далёком, но и близком 1962 году…Опустился наш АН-2 прямо на лёд, около деревни Невон. Вышли мои парни, смотрят по сторонам, что-то заскучали вроде…Да и то сказать, хотя мы к сибирским пейзажам привычны, но после Братска пустовато вроде. Деревня, правда, рядом, да дома добротные, крепкие, хотя и старые, почернели все от времени. Ангара тянется за горизонт, снегом ровно засыпанная, будто полотно натянуто. По берегам тайга щетинится, как серая оленья шкура. И тихо-тихо, словно во сне. Признаться, защемило в душе - когда ещё здесь, в этой глухомани, настоящая работа и жизнь начнётся…

Смотри не смотри, а надо дело делать. Стали обживаться помаленьку. А тут праздник пришёл - День Конституции, его тогда 5 декабря праздновали. И пришла кому - то в голову мысль, насколько помню, Толе Субботину: братцы, праздник ведь, опять же десант мы как - никак высадили, вроде как плацдарм захватили, а какая же победа, если флаг не подняли? И правда! Решили - должен быть флаг, да такой, чтобы его отовсюду было видно. Значит, надо поднять его над Толстым мысом, выше точки в округе нет…"

Ученик:
И пятого декабря наша «великолепная семёрка» подняла на вершине Толстого мыса государственный флаг. Над застывшей Ангарой прогремел троекратный ружейный салют- символ начала освоения Илимского края. Мы молча стояли на вершине отвесной скалы, названной нами утёсом Радищева. Над нами гордо реял красный флаг.
В тот же день из зимовья, стоявшего у подножия Толстого мыса, мы переселились в первую на Усть - Илиме палатку…».Свой первый усть - илимский Новый год бригада Иннокентия Перетолчина встречала в единственной на всю округу палатке.

Ученик:
На усть - илимскую землю молодёжь ехала по комсомольским путёвкам. Нам удалось увидеть одну из таких путёвок. Вот так она выглядела.
(Показываем одну из таких путёвок)

Ученик:
1963 год.
Из воспоминаний одного из первостроителей:«Восьмого марта 1963 года мы сдали в эксплуатацию первую на стройплощадке столовую на 45 мест. Галина Павловна Боровская (первая повар Усть - Илима) и её помощница Валя Шумкова (Генералова) накормила всех настоящим борщом и сибирскими пельменями. К 1 мая построили клуб на 85 мест, а в конце июня мы уже мылись в собственной бане. Хозяйкой палаточного городка, клуба и бани была Анна Перетолчина.

Ученик:
Анна Перетолчина и сейчас живёт в нашем городе вместе со своей дочерью на улице Ленина.

Ученик:
Интересный факт. Даже в палаточном Усть - Илимске уже серьёзно думали о культуре. Много здесь не хватало, а пианино купили и берегли как драгоценность, укрывая её брезентом от дождя и снега. Это потом уже строили Дворец культуры, библиотеку, музыкальную школу.

Ученик:
Нельзя сегодня не вспомнить и ещё одно очень важное событие. 15 июня 1963 года к нам в гости приехали Александра Пахмутова, Иосиф Кобзон, Виктор Кахно и Николай Добронравов. Тихий летний вечер. Как сейчас вижу: диск солнца коснулся вершин деревьев. На небосклоне - вечерняя заря. К берегу причалил катер. А на палубе - пианино! Строители, геологи, крестьяне из близлежащих деревень, дети (откуда только!) устроились на берегу реки. И вот над таёжной тишиной полилась мелодия. Запели Кобзон и Кахно. Мы долго стоя аплодировали гостям. Давно погасли костры, а мы всё не расходились. Это были незабываемые минуты и часы радости».
Что интересно, Николай Добронравов и Сергей Гребенников, также бывшие на этом легендарном катере, написали книгу, где тоже - но уже со своей стороны - вспоминают этот эпизод:
«..Мы плывём дальше, к посёлку строителей, туда, где живут люди. Начавшие работы по строительству Усть - Илимской ГЭС. Впереди показались три огромных острова. Лосята- так называют их здесь. Лосята выросли большие. На их скалистых «рёбрах» густая щетина сосен. «Головы» лосят задевают проплывающие облака. Почему так прозвали острова, нам выяснить не удалось. Лётчики же, летающие в этих местах, говорят, что сверху Лосята кажутся следами какого-то зверя - может быть, гигантских размеров лося.
Катер вводит нашу баржу в залив.
- Постоянный, - сказал шкипер и кивнул в сторону видневшегося вдалеке посёлка.
В глубине залива, у берега, виднелись два бревенчатых домика и несколько палаток… Не прошло и десяти минут, как мы были на месте. Кобзон и Кахно нырнули под брезент, вытащили из чемоданов свои чёрные костюмы и стали переодеваться. Фрэд Юсфин заметил:
- Стоит ли, ребята, вам переодеваться? Люди здесь простые, добрые и судить о качестве концерта будут не по костюму!

Ученик:
Мы сюда пришли к вам работать, и поэтому зрители должны видеть вас, каким увидели бы вас в Москве, на концерте во Дворце съездов.

(Клип «Девчонки танцуют на палубе». Родители-поют. Дети читают стихи, танцуют)

Ученик:
10 февраля 1964 года - смонтированы первые 60 км. Провода на ЛЭП-110 Братск – Усть - Илимск.
Май - был построен первый магазин, который в народе прозвали «синий».К сожаленью, его сейчас нет.
24 мая - первые кубометры гравия столкнул в протоку бульдозерист Николай Юдин.
И в июле 1964 года засверкали свежей краской крыши первых двухэтажных домов. К этому же времени относится любопытный отчётный документ: «Жилой фонд строителей состоит из двух зданий в два этажа, 10 палаток. 102 индивидуальных строений (проще говоря, «времянок») и двух двухквартирных домов». Численностьнаселения посёлка гидростроителей превысила в 1964 году 800 человек.

Ученик:
5 июля 1964 года к берегам Ангары причалил катер с баржей, вскоре ставшей сценой. За роялем композитор Александра Пахмутова, а её песни исполняет известный певец - Иосиф Кобзон. Зрители - жители Усть – Илимска - расположились на пригорке. Над рекой неслись звуки и слова песни, ставшей родной.

(Исполняется песня, поют дети.)
Под звуки мелодии звучит стих.

Ученик:
Был здесь редок путник
и прохожий,
Где лесов необозрим
размах.
Город, на другие не
похожий,
Вырос на ангарских
берегах.
Здесь дома взбираются
на сопки,
А туманы спят на берегу,
здесь проспекты
Переходят в тропки
и уводят в чуткую тайгу.
Здесь у рек упругие
стремнины
И заливов потаённых гладь.
Зори над красавицей-
плотиной
Хороши – пером не описать!
Здесь ребята сметкою богаты,
Делают работу от души.
Ну, а усть-илимские девчата
Просто несказанно
хороши!
Над тайгой притихшей
каждый вечер
Ветер песни новые поёт,
Утром город расправляет
плечи-
Впереди забот
невпроворот.

Ученик:
1965 год.
12 января исполком Иркутского областного Совета депутатов трудящихся утвердил рабочий посёлок Усть- Илим в составе Братского района.
В декабре 1966 г . Опустела последняя палатка. Все строители переселились в благоустроенные квартиры или в собственные дома.
24 августа произведён первый взрыв на острове Лосёнок.

Дети читают стихотворение.

Лосята .

Я помню день, когда легко и свято
Весёлый флаг рванулся в синеву,-
К нему бежали белые Лосята,
Три острова, три каменные брата,
И белый снег, как первая утрата,
Летел на прошлогоднюю траву.
Доверчивые каменные звери
Обрадовались первому костру,
И облаков взъерошенные перья
На резкой грани веры и неверья
На высоте открытья и потери
Над ними шевелились на ветру.

Я помню день, когда в сиянье мая
К ним человек привёл свои дела,
И, собственный проступок понимая,
В бока живые вбил стальные сваи,
Ломалась взрывом тишина святая,
И каменная кровь в воде текла.

Уже вода по грудь, уже - по плечи,
Уже видны лишь ноздри у лосят,
Они идут на дно по-человечьи,
Что извиненья наши. Речи -
Когда горят берёзовые свечи
И сосны по лосятам голосят.

В ядро земное упершись ногами,
Они стоят. Как стража в глубине, -
Дома, что поросли над берегами.
Деревья. С медно-рыжими рогами.
Лосятами, идущими лугами
В своё бессмертье, показалось мне.

Я думаю: как жертвенна природа,
Как терпеливо может нам прощать.
Да. Ток ангарский - это для народа,
Да. Город новый - это для народа.
Но нет Лосят. Навек сомкнулись воды,
И трёх детей не досчиталась мать!

Ученик:
1966 год. Первым гражданином, появившемся в Усть-Илиме, является сын Нины Путинцевой, маляра Жилстроя, родившийся 19 января. Параметры уникума для истории остануться тайной, т. к. в родильном отделении не оказалось весов. К 24 декабря 1966 г. Акушеры приняли ещё 98 девочек и мальчиков.

Ученик:
1966 г. В деревянном посёлке открылась первая школа. Сейчас это вечерняя школа

Ученик:
Интересный факт: в январе 1967 г. Вышел первый выпуск газеты на Усть-Илиме. Называлась она «Вестник Усть-Илима». Какие же события оказались достойными внимания корреспондентов этого печатного органа?
«…В нашем молодом городе около 7 тысяч жителей, не считая командированных и журналистов. Хлеба на Усть-Илиме съедают три тонны в день…Проблемы с водой. Мало водовозок. Однажды намылившиеся клиенты бани вынуждены были прибегнуть к услугам пожарной команды…Палаточный городок- последний оплот пресловутой романтики-рушится под ножом бульдозера и навсегда прекращает своё существование на Усть-Илиме. Едва ли кто сейчас взгрустнёт по этому поводу…»

Ученик:
Зимой 1967 г. Был открыт первый благоустроенный детский садик. Работники детского сада посадили вокруг садика тополя и назвали его «Тополёк.» Заведовала первым детским садом Вера Александровна Гармидер.
К сожалению этого детсадика сейчас нет.

Ученик:
В феврале 1967 г., было произведено первое перекрытие Ангары.
4 июля начался монтаж первого крупнопанельного дома. Первую железобетонную панель установила бригада М. Шарыпова. С этого дня из Братска ежедневно стало приходить 50- 60 панелевозов с изделиями домостроения.

Ученик:
Ни к чему вспоминать, что бывало нам худо,
Может подвиг и вправду наш был невелик,
Но однажды страна вдруг увидела чудо:
Новый город на карте возник!

И задорною песнею жизнь зазвучала!
Ангару покорившие, мы говорим:
Навсегда нас с тобою судьба повенчала,
Усть - Илим, Усть - Илим, Усть - Илим!

Ученик:
25 марта 1968 г. Началось строительство моста, который должен быть соединить левый и правый берег.
22 апреля в плотину ГЭС уложил первый бетон бригада Николая Корначёва.
10 июля на Усть - Илим прибыло более 800 юношей и девушек в составе студенческих строительных отрядов.

Ученик:
12 октября вышел в свет первый номер газеты «Усть-Илимская правда».
Была построена первая кирпичная школа. Это была средняя школа №2.
Ученик:
5 июня 1969 г. на улицах посёлка уложен первый асфальт.
11 августа - начат щтурм Ангары.
13 августа - перекрытие завершено.

Ученик:
Изучив материалы о нашем городе, мы составили список фамилий тех людей, которые в чём-либо были «первыми» в нашем городе, и мы решили узнать, проживают ли они сейчас в Усть - Илимске.
К сожаленью, из нашего большого списка оказалось. Что в городе сейчас проживают:
- Юдин Николай Семёнович - это он 24 мая 1964 г. столкнул первые кубометры гравия в протоку.
- Перетолчина Анна Петровна - в 1963 г. хозяйка палаточного городка, клуба, бани, жена первопроходца Иннокентия Перетолчина.
Мы связались с ними и общались.

Ученик:
В рамках проекта у нас в классе прошёл конкурс стихов об Усть - Илимске. Мы представлем вам некоторые из них.

Ученик:
Мы с мамой сочинили это стихотворение.

Что за город, от края до края
Весь пешком ты за час прошагаешь.
Мы практически все здесь знакомы,
Здесь везде себя чувствуешь дома.

Нет ни пробок, ни суетной спешки.
Пусть в столице считают усмешкой:
Будто серость и периферия.
Мы,конечно,немного другие.

Друг для друга мы люди, не масса.
И не важно, какая в ком раса.
А с сибирской душою народа
Вряд ли может сравниться кто-то.

Нам тайга отдала свою стойкость,
Ангара-свою буйность и бойкость.
Чистый воздух-нежность и свежесть.
А морозы- сибирскую крепость.

Вот такие мы провинциалы.
И столичных тусовок нам мало.
Смысл понятий для нас един -
Россия - Сибирь - Усть-Илим!

Григорьева Т. М.
Харченко Вика

Представляются участники проекта.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АБАКАНА
ГОРОДКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

МБОУ «СОШ № 20» г. Абакана

Абакан 2016г.

Вы говорите:
Дети меня утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от этого мы устаем.
А от того, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться
Чтобы не обидеть.

Януш Корчак

Пояснительная записка.
Проблемы внеклассной воспитательной работы никогда не были просты! В сегодняшнее время они непросты вдвойне в связи с процессом обновления во всех сферах жизни. В МБОУ «СОШ №20» идет поиск новых подходов к вопросам воспитания и развития личности. Он относится и к детям, и к взрослым.
В данной методической продукции представлены некоторые шаги в этом направлении.
Самым главным в этом движении для нас являются вопросы взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, когда мы стремимся «вслушиваться» в происходящее в ребенке и в нас самих.
Цель данного проекта: развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Стратегические цели:
Прожить идею проекта;
Реализовать идею через поисковую работу;
Скоординировать и сорганизовать все заинтересованные стороны в организации работы проекта.
Тактические задачи:
формировать у учащихся высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей;
формировать у школьников знания о войнах России, их подвигах, понимание того, что надо чтить память людей мужественно выполнявших свой долг в мирное и военное время;
развивать представление о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека;
знакомить с профессиями людей, стоящих на страже Отечества;
воспитывать любовь к людям, живущим вокруг нас;
воспитывать активную гражданскую позицию личности школьника.

Формы и методы: поисковая работа, соревнование, групповая работа, мозговой штурм, выполнение проектов, тренинг, опрос, элементы французской мастерской, беседа, рассказ, декламация стихов, демонстрация экспонатов, книг, слайдов на мультимедиа.
Целевая группа:
учащиеся школы и их родители
учителя школы
жители микрорайона

Теория стратегии патриотического воспитания

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, сто он знает и умеет, в чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. В классных часах, проектах, уроках мужества, где рассказывается о героических личностях необходимо подчеркнуть их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Создание системы патриотической работы предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, поэтапным и одним из приоритетных в области воспитательной деятельности.
Система патриотической работы в классе

Система патриотической работы включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся:
«День армейской жизни», выпуск «Боевых листков»;
Вахта Памяти;
Операция «Память» (возложение цветов к памятникам);
Поздравление ветеранов на дому, в Доме ветеранов;
Конкурс рисунков «Нам мир завещано беречь»;
Компьютерная презентация «Их именами названы улицы города Абакана»;
Уроки героико-патриотической тематики («Хакасия. Афганистан. Боль. Память», «Афганский капкан. По страницам книги Г. Синельникова»);
Уроки-размышления («Да свеча бы не угасла»);
Работа лекторских групп (выступления перед учащимися класса);
Шефство над местами захоронения воинов-интернационалистов города Абакана.

Проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации жизненного самоопределения и становления личности.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Это обусловлено как достижениями первоочередных задач патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой патриотического воспитания.

Управление системой патриотической работы в классе

В соответствии с выше изложенным, сформирован
Стратегический план проекта

Этапы стратегии
Конкретное событие

1. Организационно-подготовительный
выбор темы проекта, его обоснование, формирование мотивации деятельности по выполнению проекта;
создание команды проекта;
составление плана работы по выполнению проекта.

2. Конструкционный этап
формирование идей по направлениям реализации проекта;
выявление лучшей идеи проведения мероприятия;
создание сценария;
рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального варианта;
изучение материалов проекта.

3. Технологический этап

изготовление проекта;
оформление (мультимедийное)

4. Заключительный этап

защита проекта (проведение мероприятия, самооценка, рефлексия).

Критерии защиты проекта:
Актуальность проекта
Новизна идеи проекта
Реализация целей и задач проекта
Оценка эффективности собственных педагогических действий.

Практический выход стратегии патриотического воспитания

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет поисковая работа, в результате которой собирается материал о ветеранах ВОВ, о выпускниках школ – участниках локальных войн. Отражением этой огромной работы становятся различные мероприятия, которые помогают на конкретных примерах патриотических поступков воспитать ответственность, чувство гражданского долга, готовности к защите людей, Родины.

Презентация мини-проекта «Потребность в безопасности»,
«Хакасия. Афганистан. Боль. Память»

В процессе работы над проектом нам удалось заинтересовать детей в реализации проекта. Мотивацией для всех послужило желание показать результаты своего труда, стремление всех участников проекта сблизиться, полнее понять проблемы современного общества. Заметно повысилось чувство комфортности учащихся в школе, стремление быть активными участниками образовательного процесса.

У учащихся были сформированы компетенции:
Изучать:
Умение извлекать пользу из опыта;
Организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
Умение решать проблемы;
Самостоятельно заниматься исследованием и поиском.
Искать:
Запрашивать различные базы данных;
Опрашивать окружение;
Консультироваться у специалистов;
Получать информацию;
Уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
Определять взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
Уметь противостоять неуверенности и сложности;
Занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение.
Сотрудничать:
Уметь сотрудничать и работать в группе;
Принимать решение;
Улаживать разногласия и конфликты;
Уметь договариваться.
5. Приниматься за дело:
Включаться в проект;
Нести ответственность,
Войти в группу и внести вой вклад;
Уметь организовать свою работу.

Ценность проекта:
появилась возможность использовать проект, как составляющую патриотического воспитания при разработке других мероприятий.
повысилась значимость патриотического направления в воспитательной системе класса.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры, спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Поэтому патриотическое воспитание, являясь составляющей частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высоко патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

во внеурочное
время

на уроках гуманитарного цикла

поисковая работа

долгосрочный проект

мини-проекты (уроки памяти, конкурсы, фестивали и т.д.)

уроки:
литературы,
истории,
географии,
иностранного языка,
граждановедения

Функции управления

Состав и структура системы управления

целеполагание

педагогический анализ

методическое обеспечение

внедрение нового содержания, форм и методов патриотического воспитания

классный руководитель, целевая группа

родители

учащиеся

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шараповская средняя школа

ПРОЕКТ

ОТЕЧЕСТВО

Подготовили:

учащиеся 6 класса

Учитель:

Шишкина Н.Б .

с. Шарапово

2015г.

Оглавление

Введение

Глава I . История села Шарапово.

    1. Почему село так называется?

      Опрос жителей села

      Посещение музеев

      Выставка из бабушкиного сундука

Глава II . Мероприятия.

    1. Праздник «Масленица»

Глава III . Создание альбома о своём селе.

Заключение.

Литература.

Введение.

Актуальность проекта:

события последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальное расслоение общества, падение духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание. Стала все более заметной утрата нашим обществом традиционного российского самосознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения интереса к государственной и военной службе. Решением данной проблемы является реализация проекта: «Отечество»

Цель: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; бережного отношения к народной памяти, уважение к историческому прошлому страны; воспитание у детей патриотизма, формирование гражданской позиции.

Задачи проекта :

    Изучить дополнительную литературу о родном крае;

    Провести опрос среди жителей села;

    Посетить музеи родного края;

    Воспитывать любовь к родной природе; формировать представление о русской культуре;

    Создать альбом о селе Шарапово

Основные направления реализации проекта:

    Познавательная образовательная деятельность.

    Беседы о родной природе, известных людях родного края.

    Оформление фотоальбома .

    Чтение дополнительной литературы.

    Проведение ряд мероприятий, воспитывающих патриотизм.

Предполагаемые результаты:

    Приобретение знаний об истории родного села.

    Проявление интереса к событиям родного края.

    Научиться выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.

Глава I . История села Шарапово.

    1. Почему село так называется?

Территория, где расположено Шарапово, составляет часть Русской равнины, которая местами всхолмлена, изрезана оврагами и балками. В прошлом местность была покрыта дремучими лесами. Свидетельства того, что здесь были леса, сохранились в названии природных объектов, например: Липовая, Осинов дол.

Шарапово расположилось на так называемых Емелевых вершинах, которые были началом Большого дола (оврага). В верней части этих вершин располагались родники. Здесь были прорыты пруды. Рек вблизи нет. Ближайшая река Пьяна находится в 8 метрах от села.

В документах, хранящихся в Центральном Государственном архиве древних актов, был найден ответ на вопрос о времени возникновения и происхождения села. Документы о нашей местности конца 16 начала 17 века собраны в книге «Арзамасские поместные акты».

Документы свидетельствуют о том, что наиболее ранние сведения об истории с.Шарапово относятся к временам правления Ивана Грозного. После похода на Казань и Астрахань, присоединенные земли Среднего Поволжья, царь раздавал своим стрельцам за хорошую службу. Угодья будущего Шарапова были выделены стрельцу Шарапу Кашину. В писцовых книгах об этом упоминается под 1585 годом. Из этого следует, что название села произошло от имени первого помещика Шарапа. И было в то время в Шарапове 6 дворов, в том числе и помещичий.

В 1613 году на Шарапово напали ногайские татары, село разгромили, крестьян взяли в плен, а оставшихся посекли. Но село было вновь заселено, росло медленно, но развивалось. Как свидетельствует история, крестьяне помещичьих имений подвергались жесточайшей эксплуатации вплоть до того, что их положение в 17 – 18 веке было сведено к положению рабов. Именно это было причиной, что шараповские крестьяне принимали активное участие в борьбе против крепостнических порядков.

Документы донесли до нас сведения, что шараповские крестьяне вместе с крестьянами соседних сел, таких как Большая Арать, Гагино, участвовали в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. Более подробно сохранились сведения об участии шараповских крестьян в войне под предводительством Е.И. Пугачева. Тогда они отказались выполнять указания властей о выставлении караула на случай появления отрядов Пугачева. Вместо этого они сами создали отряд и учинили нападение на свою помещицу Анненкову.

В 1905 году в зимнее время крестьяне под руководством Сергея Артешова устроили забастовку и прекратили выходить на работу в помещичье хозяйство, организовали раздачу помещичьего хлеба и рубку помещичьего леса. В 1916 году учинили расправу над управляющим помещичьим имением.

В 1917 году в селе насчитывалось 330 хозяйств и 2000 человек.

Земли шараповским крестьянам не хватало.

В 1917 году приходилось по 3-4 десятины на крестьянский двор. Родила земля в то время скудно. Поэтому жители Шарапова издавна занимались табаководством. Однако положение населения оставалось тяжелым, крестьяне влачили нищенское существование, ютились в хибарах с двумя окнами под соломенной крышей вместе со скотиной, перебивались с хлеба на квас.

Были в селе зажиточные хозяева, имевшие мельницы, маслобойки и крупорушки.

После революции усилился процесс дробления крестьянских хозяйств. В 1921 году в селе проживало 2640 человек, хозяйств было 429.

В послеоктябрьские годы село продолжало расти вплоть до конца 50-х годов. После этого начинается интенсивный отток населения главным образом в города. В 1961 год было 523 хозяйства с населением 2057 человек, а уже в 1979 год осталось 465 дворов с числом жителей 1375 человек.

Октябрь круто изменил жизнь сельчан. Земельные наделы удвоились, люди втягивались в коллективное хозяйство. Был создан ТОЗ, внедрялась техника. Ее покупали или брали напрокат. В Шарапове существовал прокатный пункт сельхозмашин. Колхоз был создан 15 января 1931 года. В первый год в него входило 46 хозяйств. Производственный фонд – 13 лошадей, 2 ветряных мельницы, конфискованных у кулаков. Постепенно многие виды труда были механизированы, земля приносит хорошие урожаи. Раньше в колхозе было 4636 га земли. В настоящее время колхоза в селе не существует.

Облик села изменился. Сейчас уже не найдешь дом – хибару под соломенной крышей. Начали строиться новые квартиры со всеми удобствами.

    1. Опрос жителей.

В ходе своего проекта мы провели опрос среди жителей нашего села. Они нам немного рассказали об истории возникновения села, об обычаях и традициях:

«… в Шарапове выращивали табак и ездили его продавать, поэтому наше село славилось табаком. Название села произошло от помещика Шарапа…»; «…наш край очень красивый! В каждом селе есть свои традиции. Наша традиция – выращивать табак. Раньше люди ходили с обозом в Нижний Новгород и продавали его там...»; «…наше село назвали по имени помещика Шарапа. Лес Пекшать- это мордовское название, Касть -тоже мордовское название. На Рождество мальчики ходили славить, а родным мальчикам давали денег больше остальных. Дорогих гостей сажали на шубу. Когда дома были не крашены, люди собирались и мыли у всех дома, а потом вместе кушали. На свадьбы было принято наряжать репей всякими лентами и ходить с ним по селу. Кладбище было раньше с правой стороны Чапары, и улицу прозвали "Мёртвый посёлок". Ходили продавать табак в Нижний Новгород…».

В результате, мы сделали вывод о том, что жители нашего села знают об истории его происхождения, об обычаях и традициях. А мы, в свою очередь, узнали много новых и интересных фактах, которые до этого нам были не известны.

    1. Посещение музеев.

Выполняя свой проект, наш класс посетил три музея нашего района:

1.Шатковский историко-краеведческий музей

2.Музей «Тани Савичевой»

3.Краеведческий музей с.Шарапово

В историко-краеведческом музее нам рассказали очень много полезной и интересной информации: когда было первое упоминание села Шарапово, откуда произошло его название, какие народы жили на территории села. Так же нам показали предметы старины, которые хранятся в этом музее; мы подробно познакомились с картой нашей местности.

В музее «Тани Савичевой» нам рассказали об этой девочке и о жизни во время блокады. Очень тяжело и невыносимо было пережить это время. Находясь в этом музее, мы как будто сами побывали в том страшном городе…

В краеведческом музее села Шарапово мы бываем часто. И во время выполнения проекта, мы тоже не оставили его без внимания. Но на этот раз мы туда ходили не только для экскурсии, но еще и для того, чтобы помочь в уборке музея. Мы провели там влажную уборку, помогли аккуратно разложить старинные вещи по своим местам. Нам это доставило большое удовольствие!

В нашем музее мы так же нашли одежду, которые носили наши предки. Мы этим заинтересовались, и дома решили найти что-нибудь из одежды в бабушкином сундуке. Нашли мы немного, так как времени уже прошло немало, и вещи не сохранились.

Глава II . Мероприятия.

    1. Масленица.

В нашей школе часто проходят праздники, в которых наш класс активно участвует. Проходят они очень интересно и весело. Некоторые из них в нашем селе принято праздновать обязательно. Так и в этом году не обошлось без празднования «Масленицы». На этом мероприятии прозвучало много веселых песен, частушек; были танцы, конкурсы. Конечно же, в завершении мероприятия, се учащиеся вышли на улицу, чтобы сжечь чучело Масленицы и проводить уходящий год. После этого по традиции всех угостили вкусными блинами.

    1. Классный час «Моя малая Родина»

Недавно у нас прошел классный час, посвященный нашей малой Родине –Шарапову. В начале учитель нам рассказал немного о нашей стране – России, о её символах, мы спели гимн. Затем мы узнали о происхождении названия села Шарапово, о его населении, традициях и обычаях. В конце классного часа мы сами придумали герб нашего села и нарисовали его.

Глава III . Создание альбома.

Результатом нашего проекта стало создание альбома о родном крае. В этот альбом мы поместили фотографии нашего села и написали немного информации о нём. В память о нашей работе этот альбом мы хотели бы подарить краеведческому музею нашего села.

Заключение.

Работая над проектом, мы изучили дополнительную литературу о родном крае. Из различных источников мы выяснили историю возникновения села Шарапово, о его обычаях и традициях. Нами были посещены музеи родного края, в которых было интересно и познавательно. Нам удалось посмотреть на одежду, которую носили наши предки, а некоторые вещи мы смогли даже примерить. На праздниках и классных часах, которые проводились в нашей школе, мы смогли сформировать представление о русской культуре, воспитать в себе чувство патриотизма.

Мы считаем, что достигли поставленной перед нами цели и решили все задачи, которые запланировали.

Работать над проектом нам очень понравилось, так как мы узнавали много интересной информации о родном крае, которой до этого не владели.

Сегодня мы много узнали о нашем родном крае. А свой проект мы хотели бы закончить стихотворением:

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое -

Это всё моё родное.

Интернет-ресурсы:

МОЁ ОТЕЧЕСТВО - РОССИЯ

Оформление: книжные выставки «Моё отечество - Россия», «России доблесть, честь и слава»; выставка - стенд «Азов делает свой выбор»; выставка - рисунок «Государство - это мы!».

Ведущий:

Июнь! Каникулы! Ура!!!

И летних праздников пора.

Спеши отпраздновать скорей

Международный день детей.

А следом, через восемь дней -

Международный день друзей!...

Ведущий: А какой праздник скоро будет отмечать наша страна?

Совершенно верно. День России!

Правда, праздник этот появился совсем недавно.

Долгое время наша страна входила в состав Советского Союза — огромного государства, объединявшего 15 республик. Потом народы этих республик решили жить самостоятельно, и на месте Советского Союза образовались независимые государства. Декларация о независимости России была подписана 12 июня 1990 года. С 1992 года этот день является государственным праздником в нашей стране, а с 2002 года называется Днём России.

Страна, в которой мы живём, - самая большая в мире. На восточной её оконечности, обращенной к Тихому океану, только-только начинается утро, а на западе день уже клонится к вечеру. Северные берега нашей Родины выходят на студёный Северный Ледовитый океан, а на юге страны чуть ли не круглый год жарко светит солнце. В России есть высокие горы, широкие реки, огромные озёра, бескрайние густые леса, а недра содержат все полезные ископаемые, необходимые людям. Но славится Россия, конечно, не только своей огромной территорией и неисчерпаемыми природными богатствами.

У нашей страны долгая и интересная история, в ней чередуются счастливые и нерадостные страницы. В мирные времена народы, населяющие Россию, строили города и собирали урожаи, в лихие - сражались с врагами, побеждая на суше и на море. Учёные России делали великие открытия, книги её писателей переведены на все языки мира, а музыка композиторов звучит в самых знаменитых концертных залах планеты. Имена наших мореплавателей и путешественников носят моря, острова, горы и города. У нас в России родился и тот, кто первым отправился в самое необыкновенное путешествие - в космос. Совершив его, Юрий Гагарин, первый в мире космонавт, рассказывал, какими прекрасными кажутся просторы нашей Родины с космической высоты, и назвал это важнейшим своим открытием, сделанным во время полёта вокруг Земли.

Все мы, живущие в нашей великой стране, тоже открываем её для себя. Начинаются эти открытия с детства и не кончаются никогда, настолько многогранна и необъятна Россия.

Официальное название нашей страны — Российская Федерация (сокращённо — РФ). Что значит «федерация»? Это добровольное объединение равноправных территорий и народов.

Как вы думаете, сколько народов проживает в России? А чем народы отличаются друг от друга? (ответы детей).

Ведущий: Правильно, ребята, они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России - русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой. Двадцать одна республика входит в состав России. Вот их названия в алфавитном порядке:

Адыгея; Алтай; Башкирия (Башкортостан); Бурятия; Дагестан; Ингушетия; Кабардино-Балкария; Калмыкия; Карачаево-Черкесия; Карелия; Коми; Марий Эл; Мордовия; Северная Осетия — Алания; Татарстан; Тува (Тыва); Удмуртия; Хакасия; Чечня; Чувашия; Саха (Якутия).

Ведущий: Наше государство - правовое. Это означает, что у всех нас, граждан России, есть права, свободы и обязанности. И вам предстоит идти по жизни и выполнять Основной Закон - Конституцию Российской Федерации. Какой будет ваша жизнь и судьба Родины? Это зависит не только от того, научитесь ли Вы жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

Одно из прав - право участвовать в выборах и быть избранным. Когда вам исполнится 18 лет, вы тоже сможете принимать участие в выборах.

Гость нашего сегодняшнего мероприятия - секретарь территориальной избирательной комиссии города Азова - Михалева Татьяна Павловна. Я предоставляю ей слово.

(Выступление Т.П. Михалевой. Что такое демократия, когда и где она зародилась? Как раньше проходили выборы на Дону?).

Ведущий: А сейчас предлагаем вам принять участие в выборах достойного персонажа Сказочной страны. Представляем вам первого кандидата.

Разбойник:

Я — разбойник и злодей.

Граблю, видишь ли, людей.

Но под влияньем критики

Peшил пойти в политики!

У меня, ребята, к вам

Дельце очень выгодное!

Это очень прибыльно!

Ведущий: Теперь предоставим слово второму кандидату.

Баба - Яга:

Вдруг, как в сказке, выборы тут.

Верю Я! меня изберут.

Буду всеми руководить,

Люди будут дань мне платить.

Всё мне на дом будут носить.

Получить хочу я власть

И заживу тогда я всласть!

Ведущий: Вот наш третий кандидат.

Волшебник:

Не хочу обещаний напрасных давать.

Только одно хочу вам сказать:

Что всеобщий выражу я интерес:

Сказочному царству - достаток, внимание, мир и прогресс!

Ведущий: Ребята! Сейчас вам раздадут листочки. Они называются бюллетени. В них будут вписаны 3 кандидатуры. Вы должны поставить галочку рядом с той кандидатурой, которую считаете самой достойной. Затем свой бюллетень вы опускаете в урну для голосования.

Выбрать надо одного

Самого достойного.

Предлагаю ручки взять,

Ведущий: Ребята, большинство своих голосов вы отдали Волшебнику. Молодцы, вы сделали правильный выбор.

В этом мире тебе жить,

И тебе его вершить.

Это вовсе не игра,

Выбор твой - твоя судьба.

Ведущий: Поэт Владимир Орлов написал такие замечательные строки:

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Каждая страна мира имеет свои символы, которые отражают историю народа. С государственными символами связаны такие понятия, как честь, достоинство, сила и благородство.

С XIX века складывается триединство символов нашего государства - герб, флаг, гимн.

«Государственные символы России»

1. Что такое герб? (Эмблема государства, города, сословия, рода; изображается на флагах, монетах, печатях, документах и т. д. ).

2. Как называется раздел истории, изучающий гербы и их происхождение? (Геральдика ).

3. Какая птица изображалась на гербе Российской империи? (Двуглавый орёл ).

4. Головы орла, изображённого на современном российском гербе, увенчаны:

одной короной;

двумя коронами;

тремя коронами.

5. Что означает корона, скипетр, держава? (Корона, скипетр, держава — регалии, знаки царской, королевской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует ).

6. Что означают три короны над головами двуглавого орла в современном гербе России? (Три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная ).

7. Где можно увидеть герб России? (На монетах, печатях, вывесках государственных учреждений, на фасаде школы, на официальных документах, знаках военной формы ).

8. Как называется наука, занимающаяся изучением флагов и знамён? (Вексиллология. Вексиллум — четырёхугольное полотнище с рисунками и надписями, прикреплённое к горизонтальному древку, которое в свою очередь крепится к длинному вертикальному древку; использовался в качестве флага в Древнем Риме. В отечественной литературе употребляются также понятия «знаменоведение» и «флаговедение» ).

9. Вспомните древнерусское название воинского знамени. (Стяг, хоругвь ).

10. Что такое штандарт? (Флаг главы государства. Поднимается над местом пребывания последнего: над дворцом, на корабле и т. д.).

11. Что такое флаг? (Полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски; является официальным отличительным знаком государства).

12. Порядок расположения цветов на современном российском флаге (сверху вниз): (белый, синий, красный ).

13. Что означают цвета Российского флага? (Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий — честность, красный — смелость и великодушие ).

14. Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников… )

15. Что такое гимн?

(Гимн — славящая Родину, Отечество, Отчизну торжественная песня ).

КРОССВОРД «СИМВОЛЫ РОССИИ»

Ведущий: Живем мы в России. Любим, почитаем свою Родину. А хорошо ли мы ее знаем?

В этом нам поможет разобраться очень интересная викторина.

«ВО ВРЕМЕНА БЫЛЫЕ»

1. Предками русского народа являются:

Западные славяне;

. восточные славяне;

Северные славяне.

Масленица;

. Святки;

Троица.

3. Русской армией в Бородинском сражении командовал:

Александр Васильевич Суворов;

. Михаил Илларионович Кутузов;

Дмитрий Михайлович Пожарский.

4. Первый российский университет основал:

. Михаил Васильевич Ломоносов;

Николай Иванович Пирогов;

Дмитрий Иванович Менделеев.

5. Александр Сергеевич Пушкин родился:

В 1699 г.;

. в 1799 г.;

В 1899 г.

6. Картину «Утро в сосновом лесу» написал:

. Иван Иванович Шишкин;

Илья Ефимович Репин;

Василий Иванович Суриков.

7. Балет «Лебединое озеро» написал:

Модест Петрович Мусоргский;

Сергей Васильевич Рахманинов;

. Пётр Ильич Чайковский.

8. 1861 год — это год...

Куликовской битвы;

. отмены крепостного права;

Освобождения от монголотатарского ига.

9. Петр I был...

Книгопечатником;

Полководцем;

. императором России.

10. М. И. Кутузов был...

. полководцем;

Адмиралом;

Царем.

11. А. В. Суворов был...

Князем;

Флотоводцем;

. генералиссимусом.

12. Бородинская битва была в...

. 1812 г.;

1613 г.;

1912 г.

13. Кирилл и Мефодий были...

Русскими богатырями;

Великими полководцами;

. создателями азбуки для славян.

14. Ледовое побоище было...

На Волге;

. на Чудском озере;

На Балтийском море.

15. Александр Невский воевал...

С монголо-татарами;

. с крестоносцами;

С немецко-фашистскими захватчиками.

10. 988 год - год...

. принятия христианства;

Начала войны с половцами;

Образования Золотой Орды.

Ведущий: Ребята, давайте вспомним, как в народе называли исторических деятелей, какие у них были прозвища.

Олег Вещий . Правитель древнерусского государства, который погиб от коня своего.

Александр Невский . Разгромил шведов на Неве и за эту победу получил такое прозвище.

Ярослав Мудрый . Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью, много заботился о нуждах страны, строил города, воздвигал церкви (например, церкви Св. Софии в Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал распространению письменности на Руси.

Всеволод III Большое Гнездо . У этого правителя Древней Руси было 12 детей.

Иван I Калита . Прозван за свою бережливость Калитою («калита» — кошель для денег).

Юрий Долгорукий . Основатель Москвы. Начиная с 1132 г. он отстаивал на юге интересы свои и братьев, борясь за Переславль, затем за Клев (за что, вероятно, и получил прозвище Долгорукого).

Дмитрий Донской . Так он прозван за победу в Куликовской битве, которая происходила близ реки Дон 8 сентября 1380 г.

Владимир I Красное Солнышко . Сделал христианство официальной религией.

Царь Иван IV Грозный . Проводил жестокую политику опричнины.

«Кому принадлежат эти слова?»

. «Кто на Русскую землю с мечом придет, тот от меча и погибнет». (Александр Невский )

. «Воюют не числом, а умением». (А. В. Суворов )

. «Не сразу Москва строилась». (Иван Калита )

. «Честная смерть лучше позорной жизни». (Дмитрий Донской )

. «Дерзайте отчизну мужеством прославить!» (М. В. Ломоносов )

. «Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

(А. С. Пушкин ).

Ведущий: Живая разговорная речь русского народа необычайно богата разнообразными выражениями. В них он раскрывал своё отношение к окружающему миру, к своей жизни, быту, труду, использовал в песнях, сказках и пословицах.

Для 1 команды

У кого глаза велики? (У страха )

Чем горю не поможешь? (Слезами )

К чему ума не пришьешь? (К шубе )

Что красит человека? (Скромность )

Чем не кормят соловья? (Баснями )

На какой роток не накинешь платок? (На чужой )

В какие сани не следует садиться? (Не в свои )

Что надо беречь смолоду? (Честь )

В какое время приходит аппетит? (Во время еды )

Без чего и медом сыт не будешь? (Без хлеба )

Для 2 команды Продолжи пословицу

Дурная голова... (ногам покоя не дает ).

Рано пташечка запела... (кабы кошечка не съела ).

Хороша веревка длинная... (а речь короткая ).

За твоим языком... (не поспеешь босиком ).

Делу время... (потехе час ).

Хочешь есть калачи... (не сиди на печи ).

Чего себе не хочешь... (того и другим не твори ).

Кто сам плут... (тот другим не верит ).

Не быть бы счастью... (да несчастье помогло ).

Двум смертям не бывать... (а одной не миновать )

(Командам поочередно задаются вопросы. Команды отвечают пословицами. За каждый правильный ответ команда получат по 1 баллу )

1. Какую пословицу учитель скажет тому, кто первым сделал самостоятельную работу, но допустил ошибки? (Поспешишь — людей насмешишь ).

2. В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в неизвестной местности? (Язык до Киева доведет )

3. Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу? (Дело мастера боится ).

4. Что говорят о чрезмерно любопытном человек, который постоянно вмешивается в разговоры других? (Много будешь знать — скоро состаришься ).

5. Какую пословицу можно применить к человеку, который не знает, куда себя деть от безделья? (Скучен день до вечера, коли делать нечего ).

6. Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а кто-то вам помог? (Ум — хорошо, а два — лучше )

7. Если в какой-то трудной ситуации ваш друг не пришел вам на помощь, какую пословицу вы вспомните? (Друг познается в беде ).

8. Что скажут родители, если сын или дочь взялись за несколько дел сразу и ни одно не довели до конца? (За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь )

Ведущий: О русских богатырях - героях, действительно существовавших, подвиги которых сохранились навсегда в памяти нашего народа, мы узнаём из былин.

«Былины»

Разгадав правильно кроссворд, в выделенных клетках вы прочитаете название героев русских былин.


1. Короткая палка с шарообразным утолщением на конце, служащая оружием.

2. Рубашка из металлических колец.

3. Старинный музыкальный инструмент.

4. Кто помог встать на ноги богатырю, пролежавшему 30 лет и 3 года?

5. Предмет ручного вооружения в виде округлой или прямоугольной формы.

6. В старину металлические доспехи.

7. Богатырь, прославившийся в борьбе со Змеем Горынычем.

8. Имя богатыря родом из Мурома.

(1. Булава. 2. Кольчуга. 3. Гусли. 4. Калики. 5. Щит. 6. Латы. 7. Добрыня. 8. Илья )

(Калики - пешие странники, побывавшие в святых местах и много повидавшие на своем веку ).

Ведущий: Сказки - чудесные сны человечества. Давно привиделись. Навеки запомнились. Волшебство и мудрость сказок очаровывают, а их герои учат нас трудолюбию, смекалке и доброте.


СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ

1. С парой скоростных сапог без труда посланец смог пробежать три королевства и добраться в срок до места (САПОГИ - СКОРОХОДЫ)

2. До чего же быстр и скор этот сказочный ковер! И царевич, словно птица, выручать невесту мчится. (КОВЕР - САМОЛЕТ)

3. Взмах волшебного предмета - тыква сделалась каретой, шесть малюсеньких мышей превратились в лошадей. (ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА)

4. Как радушная хозяйка ты нам, скатерть, подавай - кА щей, солененьких грибков да румяных пирожков! (СКАТЕРТЬ - САМОБРАНКА)

5. Чтобы незаметно скрыться, эта шапка пригодиться. Вот так чудо из чудес: взял, надел - и ты исчез! (ШАПКА - НЕВИДИМКА)

6. Отражая молодицу, говорит стекло царице: - Я не знаю в царстве нашем никого милей и краше! (ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ)

7. Ночью страшная старушка стартовала вверх с опушки. Аппарат летит стрелой, а пилот рулит метлой. (СТУПА БАБЫ - ЯГИ)

8. Нет, не хочет покидать Емельян свою кровать. Я вам правду говорю: лежа едет он к царю! (ПЕЧКА ЕМЕЛИ)

ИГРА « ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ?»

Ведущий: Я буду называть героев и предметы из какой - нибудь сказки, а вы отгадайте ее название.

1. Тесто, бабка, дед, заяц, лиса, волк, медведь (КОЛОБОК)

2. Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, теремок (ТЕРЕМОК)

3. Семена, грядка, бабка, дед, внучка, Жучка, кошка, мышка (РЕПКА)

4. Яичко, скалка, дед, баба, мышка (КУРОЧКА РЯБА)

5. Корыто, берег моря, столбовая дворянка, царица, старик, золотая рыбка (СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ)

Ведущий: Мы с вами сегодня уже называли Сергея Владимировича Михалкова как автора Гимна России. Талант С.В. Михалкова многогранен: он поэт и баснописец, публицист и драматург, сценарист и переводчик, исследователь детского чтения.

Несмотря на многообразие творческих интересов, сам Михалков главным делом своей жизни считал поэзию для детей. «Популярность детской книги — вещь очень загадочная говорит поэт. — Прогнозировать её невозможно. Но факт остаётся фактом: если в доме у ребёнка много книг, а он требует, чтобы ему читали одну и ту же, — значит, это и есть настоящая детская книга. Так что не я выбрал детей, а дети выбрали меня. Почему? Для меня это тайна».

А книги Сергея Владимировича — весёлые, умные, добрые — по-прежнему помогают людям жить.

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА»

2. Как называлось его первое стихотворение? («Дорога» )

3. В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам? «А что у вас?»

4. Из какого стихотворения эти строки?

Ты в дальнюю дорогу

Бери с собой друзей:

Они тебе помогут,

И с ними веселей. («Песенка друзей» )

5. Кого ребята взяли с собой в дорогу в известной песенке?

(Мы везём с собой Кота, Чижика, Собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, Попугая — Вот компания какая! )

6. Какое предложение писал герой стихотворения «Чистописание»? («Даёт корова молоко» )

7. К какому выводу он пришёл? («Да, стать учёным нелегко» )

8. Какая фамилия была у Дяди Стёпы? (Степанов )

9. Какая температура была у героя одного из стихотворений? (Тридцать шесть и пять )

10. Что за каша была у Саши? (Каша из слов )

11. Сколько человек сидело и стояло в трамвае № 10? (Сто пятнадцать человек )

12. Какое слово ненавидел герой одного из стихотворений? (Спать ).

«ПРОДОЛЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ»

1. Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили... (синий-синий, презелёный красный шар )

2. В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил... (высокий гражданин по прозванью «каланча»)

3. В одном переулке

Стояли дома.

В одном из домов

Жил... (упрямый Фома )

4. На прививку! Первый класс! —

Вы слыхали? Это нас...

Почему я встал у стенки? ... (У меня дрожат коленки ).

5. Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали: ... (Раз, Два, Три, Четыре, Пять )

6. Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал... (щенок ).

7. У меня печальный вид —

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое? Это... (грипп ).

8. Ах, ты моя душечка,

Белая... (подушечка ).

Ведущий: Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

О нашей великой стране вам, друзья, в школьные годы предстоит узнать куда больше, чем из сегодняшнего мероприятия. Впрочем, продолжать открывать свою страну, узнавая о ней всё больше и больше, вы, друзья, будете и всю дальнейшую жизнь, уже окончив школу и даже институт, а может быть, и не один.

Будете открывать её, читая и перечитывая книги наших великих писателей и поэтов. Слушая её музыку и рассматривая в музейных залах картины её художников. Путешествуя по её железным дорогам и плавая по рекам, встречаясь с людьми, живущими в самых разных местах.

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Александр Прокофьев .

Список литературы:

1. Балязин, В.Н. Символы, святыни и награды Российской державы/В.Н. Балязин. - М.: ОЛМА - Пресс, 2004.

2. Бегунова, А.И. От кольчуги до мундира: книга для учащихся/А.И. Бегунова. - М.: Просвещение, 1993.

3. Игонина, Г.С. Наша Родина - Россия: кроссворды, ребусы, головоломки. - М.: Просвещение. - 2007.

4. Михалков, С.В. Товарищи - дети: стихи и сказки/С.В. - Михалков. - М.: Дет. лит.,1985.

5. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь/Авт. В.И. Зимин, С.Д. Ашурова и др. - М.: Школа - Пресс, 1994.

6. http://www.wisdoms.ru

Составитель: Мишахина Л.А., библиотекарь библиотеки им. А. Штанько