Конспект по социальному развитию в средней группе. План-конспект занятия на тему: Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Дружба" в средней группе. Задание «Сказочные герои»

03.03.2019

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе социально-коммуникативному развитию «Имя твое »

(Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС:

«Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие», «Речевое развитие»)

Цели: познакомить детей со значением имен в жизни человека, с историей их происхождения; развивать речь детей, учить формировать производные имена от своего имени; воспитывать у детей уважение к именам других.

Формировать уверенность в себе, осознание своей индивидуальности. Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу, заботливого отношения к младшим.

Предварительная работа : воспитатель беседует с родителями детей и узнает, как дома они называют своих детей (производные имени).

Мотивация: общение с детьми.

Ход занятия:

Воспитатель.

Загадывание загадок.

Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Но сегодня я вам загадаю не простую загадку. Даже не все взрослые могут отгадать её. Попробуете отгадать?

Ответы детей…

Воспитатель: Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

Ответы детей…

(при затруднении детей с ответом предлагает другой вариант)

Не отгадали. Тогда я вам предлагаю другую загадку, но отгадка у них будет одна.

Что есть у тебя, и меня,

И у кота, и у щуки в море,

И у цветка в поле,

И у дуба в лесу?

Да, это имя! Как вы думаете, для чего нужно имя человеку?

Ответы детей…

Практическое упражнение.

«Попробуйте обратиться друг- другу, не называя имени»

Воспитатель:

Рассказ воспитателя о происхождении имен.

Как вы думаете, всегда ли у людей были имена?

Ответы детей…

Имя одного человека отличается от другого. Но, оказывается, у людей не всегда были имена. Сначала они давали прозвища и так обращались по ним. Считалось, что имена обладают магическим действием и их надо скрывать от других, чтобы с человеком не случилось чего-либо опасное для его жизни.

Беседа об именах детей.

А вы знаете, почему вас назвали именно так? Я просила вас поговорить об этом с родителями.

Беседа «Твое имя»

Тебе нравится твое имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?

Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Леша (Алексей) – помощник, защитник.

Максим – величайший.

Дарья – побеждающая.

Екатерина – чистая.

Мария – высокая, превознесенная.

Ольга – святая.

Кристина - христианка, посвященная Христу.

Катя – чистая, непорочная.

Света – светлая, чистая.

Маша-святая, высокая.

Юлия - кудрявая, пушистая, нежная.

Варя – иноземка, скромна, покладиста, трудолюбива.

Семен – услышавший, надежный.

Рассказы детей…

Воспитатель:

Вы рассказали много интересного. Как вы меня называете?

Ответы детей…

Воспитатель

«Имена сказочных героев»

А знаете ли вы ребята, что у героев сказок тоже есть имена, которые отличаются от наших с вами. Вспомните и назовите их

(Несмеяна, Кощей, Айболит, Незнайка, Добрыня)

Как вы думаете, что они означают?

(Кощей- состоит из костей, Несмеяна- не смеется итд.)

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.

Это Лиза, это Даша.

Игра «Назови ласково».

Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».

(Дети называют соседа по имени в уменьшительно- ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)

Воспитатель:

Так о чем мы сегодня говорили с вами? Что такое имя? Что означает твое имя?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию "Моя семья"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально коммуникативному развитию "Один дома"

Конспект написан с целью формирования представления о безопасном поведении дома, когда ребенок остается один....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию во 2-ой младшей группе.Тема: «Девочки и мальчики»

Вашему вниманию представлен конспект занятия по гендерному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

Программное содержание:Социально-коммуникативное развитие: Вовлечь детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Страна Доброты»). Обратить внимание д...

Цель.

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

1. Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.

2. Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.

3. Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.

Программное содержание.

· Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, активизировать в речи прилагательные.

· Способствовать сплочению детского коллектива.

· Формировать благоприятный психологический климат группы.

· Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

· Учить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов.

· Воспитывать желание помочь, поддержать другого человека. Воспитание гуманного отношения к родным и близким.

· Формировать осознание моральной стороны поступков.

· Развитие чувства эмпатии, релаксация.

Виды деятельности: продуктивная, игровая.

Форма проведения: игровая

Материалы и оборудование.

· Коробка-посылка с письмом от Белоснежки и с фотоаппаратом внутри;

· Листы бумаги с изображением персонажей, фломастеры;

· Клей, персонажи для создания книжки.

Предварительная работа: чтение сказки «Белоснежка и семь гномов».

Ход занятия

1.Ритуал приветствия.

Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной.

Воспитатель и дети (вместе):

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, крепенький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

2.Основная часть.

Молодцы, ребята! А как вы думаете, мы все с вами одинаковые? Конечно нет! Хоть мы и общаемся все вместе, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями и еще много чем. Есть у нас и общие моменты, которые нас объединяют.

3.Игра «Слушайте внимательно!»

В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.

Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.

Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.

Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.

Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.

Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.

Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет!

4.Сюрпризный момент.

Раздаётся стук в дверь, младший воспитатель вносит коробку-посылку, говорит, что принёс в детский сад почтальон.

(на коробке обратный адрес: Лесная поляна, от Белоснежки)

А вы знаете кто такая Белоснежка?(да)

Из какой она сказки?(Белоснежка и семь гномов)

Интересно, а что там внутри? (дети совместно с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо с фотоаппаратом).

Что это такое? (письмо, фотоаппарат)

Садитесь на стульчики, сейчас мы его прочитаем

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Белоснежка, я живу в сказочном лесу. Все мои друзья-гномы поссорились между собой. Не хотят больше дружить. Не знаю, что делать. Помогите их помирить, пожалуйста!»

Белоснежке нужна помощь. Поможем ей ребята?(да)

Ребята, не пойму для чего нужна фотоаппарат? (чтобы записать что-то.)

А как вы думаете, что мы будем записывать? (Как мы дружно играем и не ссоримся)

Присядьте на стульчики, а я попрошу кого-нибудь из гостей помочь нам и сфотографировать нас. (Педагог отдаёт фотоаппарат).

5. Беседа на тему «Что такое дружба?»

А вы - дружные ребята? (да)

А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)

А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.)

Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)

С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.)

А вы знаете, есть даже поговорки о дружбе, интересно какие?

Один за всех, и все за одного

Человек без друзей, что дерево без корней

Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь

Дружба – самое, дорогое сокровище

Не одежда красит человека, а его добрые дела

Худо тому, кто добра не делает никому

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью

Друга ищи, а нашел -береги

Помогай другу везде, не оставляй его в беде

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Молодцы, ребята! Интересная беседа о дружбе и о друзьях у нас получилась.

Вы очень много знаете о дружбе. Мне бы очень хотелось, чтобы наш разговор слышали Гномы. Вспомните ребята, кто может помочь лесным гномам?(ответы детей).

Да, только дружные ребята смогут помочь лесным гномам. Помните об этом!

Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, какие мы дружные. (дети встают на ковре)

6.Упражнение «Друг к дружке».

В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания.

Как только я скажу фразу «друг к дружке», вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду называть. Каждый раз, как только я буду говорить «друг к дружке», вы должны будете найти себе нового партнёра.

Ухо к уху;

нос к носу;

лоб ко лбу;

колено к колену;

локоть к локтю;

спина к спине;

плечо к плечу (проиграть 3-4 раза, сесть на стулья).

Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?

Чтобы нам быть дружными ребятами, надо не забывать здороваться каждое утро, не только с детьми но и со взрослыми. Мне бы очень хотелось, чтобы нашу игру увидели лесные гномы.

7.Физминутка

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Пусть будет шире Дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои

Ты им улыбку подари.

Слева друг и справа друг

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку пожми,

Передай ему тепло твоей руки.

Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья за работу нам пора.

8.Работа в центрах активности(центр искусства, центр книги и грамоты, центр театрализованной деятельности).

Центр театрализованной деятельности

В центре перепутались все сказки, помогите им найти свои домики.

Центр искусства

На столе есть картинки с изображением персонажей, вам нужно будет нарисовать друга выбранного вами картинки, вы их докрасите и затем мы отправим их гномикам, чтобы они увидели наши картинки о дружбе.

Центр книги и грамоты

В центе книги и грамоты есть книга о дружбе, но в ней не хватает иллюстраций, давайте мы её закончим и отправим гномикам.

Дети расходятся по центрам

9. Рефлексия.

Под звон бубна дети со своими работами становятся в круг.

Ребята, покажите друг другу свои работы, которые вы сделали в центрах активности, а теперь мы их положим в посылку..

Вы не забыли еще, что то положить? Конечно фотоаппарат.

Фотоаппарат положим в посылку и отправим гномам, пусть они посмотрят какие мы дружные ребята, и тоже научатся дружить и померятся.

Стихотворение от детей

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята

Никого не обижаем

Как заботится мы знаем,

Никого в беде не бросим

Не отнимем а попросим

Пусть будет всем хорошо

Будет радостно, светло!

НОД по социально-коммуникативному развитию "Серое королевство" для детей средней группы (с использованием авторской сказки "Куда исчезли краски?")

Сценарий НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе "Серое королевство"

Цели: знакомить с речевым этикетом, продолжать знакомить с "вежливыми" словами; закреплять представления о цветах; учить внимательно слушать литературное произведение, вызвать эмоциональный отклик на сказку.
Оборудование: мольберт магнитный, серые круги и круги разных цветов, рисунок с мудрой Совой, цветы из картона разных цветов, магниты, мешочек садовника, шаблоны цветов из белой бумаги.
Ход НОД:
Воспитатель читает детям сказку "Куда исчезли краски?" . "...Однажды в розовом кукольном королевстве исчезли все краски. Все стало серым и скучным. Не стало в королевстве фиолетовых фиалок (воспитатель на мольберте меняет фиолетовый круг на серый и далее по повествованию заменяются все цветные круги), зеленой травки, голубого неба, желтого солнышка, красных яблок и, даже, розовая лошадка стала серой. Что же случилось? Куда делись все краски?
А причина очень простая. Девочка Варенька, принцесса королевства, встала сегодня сердитой. Она не хотела никому улыбаться, не хотела ни с кем разговаривать. Варенька перестала замечать как красиво все вокруг, как много всего интересного, а только сидела насупившись и никому не отвечала. Ей показалось, что все вокруг стало серым. А потом так и случилось. В королевстве исчезли все краски.
"Что же делать?" - беспокоилась серая бабочка. "Как же мое красивое праздничное платье?" - плакала кукла в сером платье. "Как же я теперь буду различать цветы?" - волновался садовник королевства. И решили они все вместе отправиться за советом к мудрой Сове. Сова жила на самой крыше королевского домика и всегда видела всё вокруг и всё знала. Мудрая Сова рассказала, что за день до исчезновения всех красок, Варенька забыла все вежливые слова и обиделись на нее и мама, и бабушка, и братик. И тогда девочка решила, что раз все на нее обиделись, то и она ни с кем разговаривать не будет. Вот поэтому она такой сердитой и проснулась. И королевство ее стало серым."
Воспитатель обращается к детям: Как же нам помочь Вареньке? Может поможем ей вспомнить вежливые слова? Ребята, а какие вежливые слова вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете волшебные вежливые слова. Ну так давайте теперь поможет Вареньке и исправим все то, что она сделала неправильно.
Ситуация первая: Когда к ней пришла в гости бабушка она забыла с ней поздороваться. Что нужно было сказать бабушке?
(ответы детей) Воспитатель уточняет: взрослым людям вежливо говорить "здравствуйте", а "привет" можно сказать друзьям - мальчикам и девочкам, утром можно сказать "Доброе утро", днем "Добрый день", а вечером "Добрый вечер", а на прощание нужно говорить "До свидания".
Ситуация вторая: Вареньке захотелось взять конфету. Она подошла к маме и сказала ей: "Дай конфету". Что же сделала неправильно девочка?
(ответы детей) Воспитатель уточняет: когда просишь кого-нибудь вежливо говорить "Пожалуйста", и когда вам говорят "Спасибо", тоже можно ответить "Пожалуйста".
Ситуация третья: Братик нарисовал для Вари красивый цветок. Он очень старался. А когда он подарил свой цветочек, девочка только забрала рисунок и ничего не сказала. А что же она должны была сказать?
(ответы детей) Воспитатель уточняет: всегда нужно говорить "спасибо", и за подарки, и за помощь.
Воспитатель : Мы вспомнили вежливые слова, помогли Вареньке. А теперь давайте поможем жителям королевства и вернем им разноцветные краски. (воспитатель просит еще раз назвать вежливые слова и после каждого названного слова меняет серый кружок на мольберте на цветной)
Воспитатель : Мы вернули все краски и садовник решил нам подарить свои цветочки. (каждый ребенок достает из мешочка садовника цветок; воспитатель просит назвать цвет цветка и напоминает детям, что нужно сказать "спасибо")
Воспитатель : Молодцы! Вы сегодня помогли и Вареньке и мне. Мы вспомнили как нужно быть вежливыми. И я думаю, что ваши королевства никогда не будут серыми. А теперь я предлагаю вам самим нарисовать цветы для разноцветного королевства (воспитатель раздает шаблоны цветов из белой бумаги, дети выбирают цветные карандаши и раскрашивают цветы, затем их размещают на мольберте).

Занятие в средней группе « Дружба-это здорово!»

Социально-коммуникативное развитие

Цель : развитие дружеских взаимоотношений в группе сверстников.

Задачи:

Развивающие: Формировать интерес к сверстнику, как к самоценной личности, потребность в близком друге, желание реализовать потребность в признании в обществе сверстников

Содействовать нормализации отношений замкнутых и «непопулярных» детей со сверстниками, повышению их активности в общении и уверенности в себе.

Воспитательные : Стимулировать, поддерживать стремления проявлять доброту, сочувствие, принятие к окружающим осознанно, по собственному убеждению.

Материалы:

Образная игрушка Ежик, бумажные заготовки – облака, трафареты звездочек (по количеству детей), цветная бумага для вырезания звездочек, музыкальное сопровождение, подарки» по количеству детей, ватман для «звездного неба».

Ход занятия:

Занятие проходит в групповой комнате, педагог-психолог приходит к ребятам с большой мягкой игрушкой ежика в руках. Дети рассаживаются на стульчиках, расставленных по кругу.

Здравствуйте ребята, рада вновь оказаться у вас в гостях, но сегодня я пришла к вам не одна, со мной вместе пришел симпатичный ежик, зовут его Витя, только он немного стесняется, это иногда случается, когда оказываешься в незнакомой обстановке. Но вы, как гостеприимные хозяева можете помочь ежику Вите, почувствовать себя более уверенно. Как мы можем показать Вите, что мы рады его видеть, и очень хотим подружиться? (дети высказываются по собственному желанию). Я согласна с вашими предложениями, а сейчас давайте все это скажем Вите.

Игра «Любимая игрушка».

Цель: расширение вербального, тактильного опыта эмоциональной демонстрации безусловного принятия.

Мы будем передавать ежика Витю по кругу. Пусть каждый возьмет его, подарит ему свою ласку, свои объятья и скажет что-нибудь нежное и приятное. Затем он должен передать игрушку своему соседу. Пройдя по всему кругу, Витя получит всё ваше тепло и нежность.

Дети выполняют игровое задание, при затруднениях, взрослый приходит на помощь, подсказывая возможные варианты формулировок, действий с игрушкой. Самостоятельные, оригинальные формулировки эмоционально поощряются.

Спасибо. Много замечательных, очень добрых, ласковых слов вы сказали ежику Вите, и его настроение заметно улучшилось. Как вы думаете, почему? (рефлексия – высказывания детей по желанию; взрослый обобщает ответы детей: когда нам говорят ласковые, добрые слова, когда к нам нежно прикасаются, гладят, обнимают, мы понимаем, что нас ЛЮБЯТ, и это делает нас СЧАСТЛИВЫМИ).

Ребята, ежик Витя впервые у нас в гостях, и вас он еще совсем не знает, а для того, чтобы ближе познакомиться и подружиться я предлагаю вам сыграть в веселую игру «Менялки».

Игра «Менялки»

Цель: актуализация и представление каждым ребенком собственных интересов, приоритетов, привязанностей; безусловное принятие сходства и различия сверстников; создание позитивной эмоциональной атмосферы.

Играющие сидят на стулья в кружок, водящий становится в центре и говорит: «Меняются местами те, кто любит (например, мороженое)».

Любители мороженого, в том числе водящий, меняются местами (перебе­гают на свободные стулья). Водящим становится тот, кому не хватило места. Далее все остальные водящие повторяют ключевую фразу, меняя последнее слово, в зависимости от своих привязанностей и вкусов.

Последним водящим становится взрослый, который говорит: «Меняются местами те, кто любит сказки».

Вы все поменялись местами, это значит, что вы все любите сказки? Замечательно! Значит, ежик Витя не случайно пришел именно в вашу группу, ведь он принес вам свою сказочную историю. Хотите с ней познакомиться? Тогда давайте устроимся поудобнее и приготовимся слушать «Сказку про ежика Витю». (Дети свободно располагаются на ковре вокруг взрослого).

Чтение (возможны элементы драматизации с использование атрибутов настольного театра, или театра Петрушки) сказки. Обсуждение – дискуссия по предложенным вопросам

Спасибо, тебе Ежик, за такую поучительную историю. Мы очень рады, что ты наконец-то нашел настоящего друга. Дружить – это замечательно! А у вас, ребята есть настоящие друзья? (высказывания детей по желанию).

У кого-то много друзей, а у кого-то только один, но самый верный! Ежик Витя принес вам сегодня показать свою волшебную картинку, которая называется «Я и мои друзья».

Взрослый от лица Ежика: - Это облачко, на котором горят разноцветные звездочки. Вот это звездочка – это Я, Ежик, а эта оранжевая звезда – мой друг Лисенок. На этом облачке еще есть место, и может быть, скоро здесь появятся и другие звездочки – мои новые друзья. А вам в подарок, я принес голубые облака, на которых вы можете поселить всех своих друзей, а если вы соберете все облака вместе, у вас получится настоящее, волшебное звездное небо.

Индивидуальная работа. Аппликация «Я и мои друзья»

Ребята рассаживаются за столы и получают заготовки облака, трафареты звездочек и цветную бумагу. Ребята вырезают звездочки, по количеству друзей и наклеивают их на облака. В ходе работы «Ежик Витя» ведет индивидуальные беседы с детьми, о том, кого они называют своими друзьями, чем они любят вместе заниматься (особое внимание уделяется детям с неблагоприятным социальным статусом). Во время работы негромко звучит запись песни «Если с другом вышел в путь…»

В ходе работы многие дети испытывают затруднения при вырезании фигур сложной формы – звездочек – необходимо поддержать их:

Действительно, это не просто красиво вырезать звездочку, нужно очень постараться, но дружить тоже не просто: нужно научиться думать о других, научиться уступать, делиться, заботиться, защищать; учиться вместе радоваться и веселиться, а может быть и вместе погрустить.

По окончании индивидуальной работы дети собирают свои облака в общее звездное небо.

Коллективная аппликация «Звездное небо».

Замечательное небо дружбы у нас получилось. Оно навсегда поселится в нашей группе, и очень может быть, что на нем будут зажигаться новые звезды. Ну, а если черная тучка ссоры, закроет какое-то облако, надо подойти к звездному небу, положить ладошки на облака, взяться другими ладошками за руки и сказать волшебные слова:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

(сцепляются мизинцами)

Раз-два, раз-два

Навсегда с тобой друзья.

Сидя в кругу, ребята соединяют между собой мизинцы, и вместе заучивают стихотворение.

Упражнение «Я дарю тебе дружок»

Цель: рефлексия своих впечатлений от занятия, актуализация потребности в близких друзьях, демонстрация принятия всех ребят группы.

Дети по степени внутренней готовности дарят друг другу заранее подготовленные подарки. Одними из первых подарки получают ребята с неблагоприятным социальным статусом от лица персонажа, от педагога-психолога, воспитателя. Взрослые задают образец преподнесения подарка со словами принятия. (Например: «Я дарю тебе дружок …Я очень люблю с тобой играть и скучаю когда тебя нет в группе»).

Ну, что же, ребята, ежику Вите пора возвращаться в свой лес, наверняка его друг Лисенок, уже без него заскучал.

Ежик: Я обязательно расскажу Лисенку о вас, о такой дружной и веселой группе. А может, вы захотите написать нам письмо и пришлете рисунки о ваших любимых играх и занятиях. Лисенок будет рад, с вами познакомится. До свидания ребята!

Домашнее задание: рисование - рефлексия на темы «Я и мои друзья», «Наши дружные дела».

Цель: полоролевая социализация детей.

Задачи:

— формировать у детей элементарные представления о мужском и женском труде, показать его специфику (результат трудового процесса, личные качества);

— раскрывать значение труда людей разного пола для удовлетворения разнообразных потребностей;

— воспитывать бережное, уважительное отношение к разному груду взрослых.

Оборудование : игрушка мишка, мяч, куклы (мужчина и женщина) из картона, картонные предметы туалета, бумажный цветок, на лепестках которого изображены дела мужчин и женщин, карточки с изображением представителей различных профессий и результатов их труда.

Мишка сидит возле фланелеграфа, на котором неправильно разложены картинки к дидактической игре «Кому что нужно для труда?». Если дети сами не обратят внимания на ошибку, воспитатель обращается к Мишке.

Воспитатель . Миша, почему напротив картинки с изображением повара — гаечный ключ, а напротив картинки с изображением врача — жезл полицейского? Это неправильно!

Мишка. Ребята, помогите мне, пожалуйста, правильно разложить картинки в игре «Кому что нужно для труда».

Воспитатель . Миша, наши дети не только помогут тебе разложить картинки, но и расскажут все, что они знают о профессиях взрослых.

Дети работают на фланелеграфе: раскладывают картинки к игре «Кому что нужно для труда».

Расскажите Мишке о том, люди каких профессий изображены на этих картинках? Объясните, нужен ли их труд и зачем.

Дети . Люди хотят много знать и уметь, поэтому есть учителя; люди хотят быть красивыми, поэтому есть парикмахеры, портные; лечат людей врачи; перевозят водители, летчики.

Воспитатель. Мишенька, ты хочешь узнать, что делают люди разных профессий? Тогда поиграй с нами в игру.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Воспитатель раздает детям карточки с изображением различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением результата их деятельности.

Воспитатель. Кто строит дома?, «Кто шьет платья?, Кто продает молоко? и т.д.

Дети. Строитель строит дома, портной шьет платья, продавец продает молоко и т.д.

Воспитатель. Представьте, что никто не будет работать, что тогда случится?

Дети . Всем будет плохо, некому будет учить детей, лечить их, если заболеют; нечего будет есть и т.д.

Воспитатель. Дети, работать можно по-разному. Если люди добросовестно и хорошо относятся к своему делу, они радуют других. О таких людях говорят: мастер своего дела, у него золотые руки. Какие пословицы о труде вы знаете?

Дети. Без труда не выловишь и рыбки из пруда; труд человека кормит, а лень портит; долог день до вечера, коли делать нечего; всякое дело мастера боится.

Воспитатель. Кем чаще всего работают мужчины?

Дети. Военными, летчиками, моряками, пограничниками, строителями...

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением военных, летчиков, моряков, пожарных, спасателей, полицейских, сталеваров, строителей и др.

Воспитатель. Почему мужчины выбирают такие профессии?

Дети. Мужчины ловкие, сильные, смелые.

Воспитатель . Мужчины любят те занятия, в которых нужны сила, выносливость, смелость.

Игра «Профессия папы»

Воспитатель бросает мяч ребенку, а тот бросает его обратно, называя профессию папы.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. К настоящей мужской работе мальчикам нужно готовиться с детства. Как это лучше делать?

Дети . Заниматься гимнастикой, закаливанием, спортом.

Воспитатель. Кем чаще всего работают женщины?

Дети . Воспитателями, медицинскими сестрами, парикмахерами, учителями.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением учителей, воспитателей, медсестер, парикмахеров.

Воспитатель . Почему женщины выбирают такие профессии?

Дети . Женщины добрые, нежные, аккуратные, заботливые.

Воспитатель . Женщины больше любят дела, которые требуют проявления доброты, нежности, аккуратности, заботы.

Игра «Профессия мамы»

Воспитатель бросает мяч ребенку, а тот бросает его обратно, называя профессию мамы.

Воспитатель. Чему нужно учиться девочкам с детства, чтобы подготовиться к настоящей женской работе?

Дети . Научиться играть с детьми, знать разные песенки, стихи; уметь успокоить расстроенного человека, приласкать испуганного малыша.

Дидактическая игра «Куклы идут работать»

Используются картонные куклы — кукла-мужчина и кукла- женщина, на которые можно надевать различную одежду. Куклам даются имена и отчества. Педагог на столе раскладывает предметы туалета. Дети подбирают одежду и головной убор так, чтобы получились комплекты форменной одежды для людей разных профессий. Каждый ребенок должен прокомментировать свои действия (например: «Василий Петрович работает строителем. Он сильный, закаленный»; «Ольга Ивановна работает врачом. Она добрая, внимательная, заботливая»).

Дидактическая игра «Цветок радостных дел»

Воспитатель предлагает детям сложить из лепестков два цветка. На лепестках первого цветка представлено, как мальчики должны готовиться с детства к настоящей мужской работе. На первом лепестке изображен мальчик, занимающийся зарядкой, на втором лепестке — закаливанием, на третьем — спортом, на четвертом — переносящий тяжести и т.д. На лепестках второго цветка представлена подготовка девочек к настоящей женской работе: на первом лепестке изображена девочка, успокаивающая испуганного малыша, на втором — поющая песенку, на третьем — играющая с малышом и т.д.

Воспитатель предлагает детям вспомнить другие дела, которые помогут мальчикам подготовиться к настоящей мужской работе, а девочкам — к настоящей женской работе. Каждый ответ прибавляет к цветкам новый лепесток.

Воспитатель. Если человек с детства приучил себя все выполнять добросовестно, с радостью, то, став взрослым, он будет радовать людей своими хорошими делами.