Лексическая тема день матери в старшей группе. Наш любимый детский сад. Лексическая тема «Праздник мам, Женские профессии»

18.02.2019

«Овощи»

    Рассмотреть дома с ребенком и назвать натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капуста, фасоль, свекла, тыква, редиска, горох, лук, перец.

    Объяснить, что всё это можно назвать одним словом «овощи».

    Обратить внимание на признаки овощей: цвет, форма, вкус.

    Рассказать и показать где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет) и как их едят.

    В тетрадь вклеить или нарисовать картинки с овощами.

    Поиграйте с ребёнком в игру «Большой - маленький»

Огурец – огурчик

Помидор – помидорчик и т.д.

    Поиграйте с ребёнком в игру «Один – много»

Огурец – огурцы

Помидор – помидоры и т.д

    Составить рассказ об овоще по плану:

Что это?

    Где растёт?

    Внешний вид (цвет, форма, величина, вкус)

    Что из него готовят?

    Назовите какой бывает сок, салат, суп из овощей:

Сок из моркови (какой?) морковный

Салат из свеклы (какой?) свекольный и т.д.

    Подобрать и записать в тетрадь загадки про овощи.

«Игрушки»

    Рассмотреть с ребёнком игрушки, определить материал из которого каждая из них сделана(из дерева, из пластмассы,…). Отметить внешние признаки игрушки (форму, цвет). Выяснить для чего нужны, ввести обобщающее слово – игрушки. Наклеить в тетрадь картинки с изображением игрушек.

    Образование прилагательных от существительных:

Утка из резины, она какая? (резиновая)

Собачка из меха…..

Козлик из глины …..

Кубик из дерева……

Машина из железа…..

Кукла из пластмассы….

    Составить описательный рассказ об игрушке по плану:

  1. Какой её внешний вид? (величина, цвет, форма, из какого материала сделана), как с ней можно играть?

    Подобрать действия к предмету:

Мяч летит, прыгает, скачет, катится, падает…….

Матрешка…..

Машина……

    «Назови ласково»

мяч – мячик собака –

куб – кубик книга -

«Ягоды, грибы»

    Наклеить картинки грибов. Объяснить, показать

съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички,

подберёзовики; несъедобные: поганка, мухомор.

Рассмотреть с ребёнком ножку, шляпку гриба, обратить

внимание на строение шляпки и её окраску. Рассказать,

как можно готовить грибы: жарить, солить, мариновать,

    Объяснить, что из съедобных грибов готовят: грибной

суп, грибную запеканку, грибные пироги и т.д.

    Поиграйте с ребёнком в игру «Чего нет» (упражнение в употреблении существительных в родительном падеже ед. числа)

Взрослый ребёнок

У меня рыжик у меня нет рыжика

У меня подосиновик у меня нет подосиновика

У меня подберёзовик

(масленок, груздь, лисичка)

    Подобрать и записать в тетрадь загадки про грибы .

    Рассмотреть с ребёнком натуральные ягоды (по возможности) и объяснить, что всё это можно назвать одним словом «ягоды». Обратить внимание на характерные признаки ягод: цвет, форма, вкус, показать и рассказать как и где растут ягоды (в лесу, саду, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному)

    Составить описательный рассказ по вопросам о ягоде (черника)

    Что это? Где растёт, какой внешний вид (цвет, форма, размер), какова на вкус, что из неё готовят. Записать рассказ в тетрадь.

«Продукты питания»

    Рассмотреть продукты питания , назвать их, наклеить картинки (нарисовать)

Молочные – молоко, масло, сыр, творог, сметана.

Мясные – мясо, колбаса, котлеты, сосиски, курица.

Хлебные – батон, буханка хлеба, булочка.

Кондитерские изделия- конфеты, печенье, пряники, торт,

Рыбные продукты, овощи.

Выяснить, кто и где готовит пищу. Ввести обобщающее

слово продукты питания.

    Ответить на вопросы , ответы записать в тетрадку.

Какой суп из фасоли (гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей) фасолевый, ……

Какая каша из пшена (геркулеса, манки) пшённая,…..

Какой сок из моркови (груши, апельсина) морковный,….

3. Ответить на вопросы:

С чем ведро, если в нем молоко (вода)? –ведро с

С чем кастрюля, если в ней суп (борщ, картошка) ….

С чем чашка, если в ней чай (кисель, кофе, молоко, сок)..

С чем банка, если в ней капуста (варенье, мёд, мука)….

4. Посчитай до одного (один, одна)

Сыр, творог, сметана, колбаса, сосиска, хлеб, курица,

пряник, конфета, торт.

5. Ответить на вопросы , ответы записать: Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?

«Мебель»

    Рассмотреть предметы мебели, выделить ту, на

Которой можно сидеть (стул, скамейка, табуретка, пуфик, кресло, диван)

Ту, на которой можно спать (кровать. Тахта, диван-кровать, кресло-кровать)

Ту, в которой можно что-то хранить (шкаф, буфет, сервант)

Ту, на которой можно что-то делать.

2.Выяснить где и из чего делают мебель

3. Выделить части стула, стола, шкафа

Стол-ножки, крышка

Стул- спинка, сиденье, ножки

Шкаф-стенки, полки,дверцы

4. Поиграйте в игру «Подбери признак»

Стул (какой?)

Кресло (какое?)

Диван (какой?)

5.Назови маленький предмет одним словом:

маленький стол-столик маленькое кресло-

маленький диван-диванчик маленькая скамейка-

маленький шкаф- маленькая полка-

маленький стул- маленькая кровать-

6. «Скажи чего много в магазине?»

Дома стол,а в магазине много столов

Дома диван, а в магазине много...(кровать,полка,шкаф)

7. Отгадайте и выучите загадки про мебель:

С ногами,а без рук Под крышей 4 ножки

С сиденьем, а без живота На крыше суп, да ложки.

Со спинкой, а без головы (стол)

«Олимпиада. Зимние виды спорта»

1. Обсудите с ребенком

Что такое Олимпиада (олимпийские кольца, факел, олимпийский огонь, олимпийские медали, талисманы)

Названия разных зимних видов спорта (фигурное катание, конькобежный спорт, лыжные гонки, биатлон, скоростной спуск, бобслей, саночный спорт, скелетон, прыжки с трамплина, сноуборд, керлинг, хоккей);

Как называются спортсмены разных видов спорта (хоккеист, биатлонист, фигурист и т.д);

Названия спортивных снарядов (шайба, клюшка, лыжи, коньки, сани, боб, сноуборд, камень, щетка, винтовка) .

2. «Кто что делает?»

ходит на лыжах - лыжник, лыжница;

бегает на коньках - конькобежец, конькобежка;

стреляет из винтовки - стрелок;

играет в хоккей - хоккеист, хоккеистка;

занимается фигурным катанием - фигурист, фигуристка;

катается на санках- саночник, саночница

3. «Один-много»

4. Прочитайте ребенку стихотворение, разучите его

Вся Россия рада!

У нас ОЛИМПИАДА!

Праздник спорта мировой

Ожидает нас зимой.

Приезжайте, выступайте

И, конечно, побеждайте!

Ждёт вас множество призов.

Будь готов и будь здоров!

«Моя семья»

Поговорить с ребёнком о семье:

С кем ты живёшь?

Сколько человек в твоей семье?

Назови всех членов своей семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя.)

Кто самый старший?

Кто старше всех?

Кто младше всех?

Назови ФИО каждого члена семьи, дом, адрес, профессию, место работы родителей.

Кто ты родителям?

Пусть ребёнок нарисует в тетради картину «Моя семья».

Скажи про еще большего:

старший - (ещё старше) молодой -

большой - младший –

Ответь на вопросы:

У кого глаза добрые?

У кого руки сильные?

У кого ласковые руки?

«Чья, чей, чьё, чьи?»

Шарф (чей?) - мамин, папин,

Шапка (чья?) - тетина, дядина

Пальто (чьё?) - бабушкино, дедушкино, ...

Перчатки (чьи?) - мамины, бабушкины,

«Зима. Признаки зимы»

1.Побеседуйте с ребёнком о том, какое сейчас время года, напомните какие изменения произошли в природе, что происходит с животными, птицами и растениями зимой;

понаблюдайте характерные зимние явления: снегопад, лед на реке, быстрое наступление темноты, яркие звезды на темном небе.

2.Рассмотреть снег. Какой он: черный, белый, теплый, холодный, липкий? Рассмотреть снежинку, какая она?

3.«Подбери признак»

снег (какой?)- мороз (какой?)- сосулька (какая?)- зима (какая?)-

4.Выучить загадки о зиме:

На дворе горой, а в избе водой, (снег)

Без рук, без ног, а рисовать умеет, (мороз)

С неба падают зимой и кружатся над землей

Легкие пушинки, белые (снежинки)

5. Вырезать картинки с изображением зимнего

пейзажа и вклеить в тетрадь.

«Дикие животные. Звери наших лесов»

1.Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов: зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы;

Отметить их внешние признаки;

Выделить части тела животных (заяц - длинные уши; лиса - пушистый хвост)

Рассказать о том, где они живут, чем питаются.

Поговорить об особенностях их поведения в разные сезоны года.

2.Игра «У кого - кто?»

У медведя - медвежонок

У волка - волчонок

У лисы – лисёнок

3.Подобрать нужные слова:

Медведь (какой?) косолапый, неуклюжий Заяц - косой, трусливый, длинноухий Волк - злой, жадный, зубастый.

Лиса - рыжая, хитрая, пушистая, осторожная.

Еж - колючий, маленький, умный.

4.«Про кого можно сказать...»

охотится- пугается-...

скачет- переваливается-

хитрит- выслеживает-....

5.«Кто где живет?»

В норе живет (кто?)- лиса В берлоге В дупле- ...

6.Составить описательный рассказ о диком животном (по выбору) по плану (записать):

Название

Где живет?

Внешний вид? (какой хвост, уши, шкура)

Чем питается? Детёныши.

7.Вырезать картинки с изображением зверей наших лесов и вклеить в тетрадь.

«Профессии»

1. Побеседовать с ребёнком о профессиях повара, Продавца, учителя, воспитателя, врача, почтальона, машиниста, дворника, шофера.

Объяснить ребёнку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.

2.«Кто что делает?» (подобрать действия к существительным)

повар - варит продавец-

учитель- воспитатель-

врач- шофер-

3.«Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа сущ.)

повару нужны (что?) кастрюля, поварешка, нож; учителю нужны (что?) указка, ручка, тетрадь; шоферу нужны....; врачу нужны....;

продавцу нужно....; почтальону нужно....

4. «Найди ошибку»

Врачу нужны (бинт, вата, шприц, кастрюля)

Врач варит суп

Дворник варит автобус

Шофер разносит письма и газеты

5. Выучить загадки:

Он проснется на заре,

Снег расчистит на дворе

Все дорожки подметет

И песком посыплет лед. (дворник)

Перетянут он ремнем,

Каска прочная на нем,

Он в горящий входит в дом,

Он сражается с огнем.

6. Вырезать картинки с изображением людей разных профессий, вклеить их в тетрадь.

«Транспорт»

1.Вместе с ребенком пронаблюдать на улице за движением различного транспорта. Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный. Подземный, воздушный, водный, наземный, железнодорожный.

Определить по внешнему виду назначение транспорта: для перевозки людей - пассажирский, легковой (такси, автобус, легковая машина), для перевозки грузов - грузовой.

2.«Пересчет различных видов транспорта» (согласование

числительных с существительными)

Первый автобус, второй...

Первая машина, вторая машина

Один самолет, два самолета,....

3. «Один - много»

самолет - самолеты

машина - машины

автобус- автобусы

4. «Кто чем управляет?»

Самолетом управляет летчик

Машиной-

Поездом-

Кораблем-

5. Сравнить, на каком транспорте можно ездить быстрее:

На самолете или на поезде

На велосипеде или на мотоцикле и т.д.

6. Поговорить о правилах по ведения в общественном транспорте, на дорогах города.

8.Выучить загадку

Летит птица -небылица

А внутри народ сидит

Между собой говорит, (самолет)

Бежит конь вороной,

Много тащит за собой, (паровоз)

«Наша армия»

1. Рассказать детям, какой праздник отмечают 23 февраля (день защитника Отечества). Кто охраняет границы, почему границы нужно охранять? Какое оружие нужно, что бы охранять границы?

Рассмотреть вместе с ребенком иллюстрации и фотографии, имеющиеся отношение к Российской армии.

Почему в этот день поздравляют мужчин, дарят им подарки?

2. Знать основные рода войск (танкисты, связисты, ракетчики, моряки, пехота, и т.д.)

3. Выучить стихотворение:

Танк в воде не ищет броду

Он бесстрашно лезет в воду,

Переваливает ямы,

Под себя деревья мнет,

Если надо ехать прямо-

Едет прямо - не свернет.

4. «Кто служит в армии?»

на танке- танкист в артиллерии - артиллерист со связью- связист с минометом – минометчик

5. «Подбери признак»

- защитник Отечества (какой?) сильный, смелый, мужественный, храбрый, самоотверженный и т.д.

5. «Посчитай от 1 до 10 и обратно»

СОЛДАТ, ЗАЩИТНИК

«Стройка»

1.Рассмотреть картинки, иллюстрации в книгах с изображением строительных машин, орудий труда строителей, для чего они предназначены.

Рассказать детям о строительных специальностях: каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, плотник, инженер.

Рассказать ребенку о том, как строится дом: котлован, фундамент, возведение стен, крыши, вставление рам, застекление, покраска внутри дома.

2.«Подбери признак»

дом (какой?)

экскаватор (какой?)

строитель (какой?)

молоток (какой) и т.д.

3.«Подбери действие»

строитель - трудится, сооружает, строит и т.д. плотник –

маляр - экскаваторщик-

4.«Посчитай предметы» от 1 до 10 и обратно

подъемный кран, строительное сооружение, электрический подвод

5.Выучить загадки:

Начинает он копать, Перед тем, как в стену лечь,

Заменяет сто лопат. В печь полез бока обжечь.

(экскаватор) (кирпич)

Толстый тонкого побьет, Жираф железный за окном

Тонкий что - нибудь прибьет. Многоэтажный строит дом.

(молоток и гвоздь) (кран)

«Перелетные птицы»

1.Познакомить детей с перелетными птицами (скворец, грач,

журавль, утка, соловей, ласточка, стриж) Рассмотреть изображения этих птиц на картинках, обсудить их внешний вид и отличительные признаки, рассказать, откуда эти птицы к нам прилетели. Рассказать о том, чем занимаются все птицы весной (строят, вьют гнезда, выводят птенцов) Послушать весенние голоса птиц, их радостные крики, песни. Вспомнить, кто как кричит.

2.Рассмотреть грача. Выделить отличные особенности птицы. Рассказать почему грачи прилетают первыми (у них сильный клюв, они могут долбить мерзлую землю, добывать из неё личинок насекомых, червяков.

3.«Узнай но описанию»

(взрослый описывает внешний вид, какой - ни будь перелетной птицы, а ребенок её узнает и называет)

4.«Улетает, не улетает»

(взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: улетает птица на зиму или не улетает)

5.«Четвертый лишний»

Жаворонок, воробей, грач, скворец

Снегирь, грач, ласточка, стриж

Ворона, журавль, жаворонок, скворец (объяснить свой ответ)

6.Пересказ рассказа «Предвестники весны»

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели детей и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

1) Какая была зима?

2) Что наступает после зимы?

3) Как греет солнце весной?

4) Кто прилетел?

5) Кого увидели дети?

6) Что они закричали?

Объяснить выражение «предвестники весны»

7.Выучить загадки:

На шесте - дворец Стали братья на ходули,

Во дворе - певец Ищут корму на пути

А зовут его - ..(скворец) На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти (журавль)

Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться

Что за весенняя птица черная

Прямо на трактор чуть не садится (грач)

8.Вырезать картинки с изображением птиц и вклеить их в

Таиса Евтушенко

Цель: повышение социальной значимости материнства; развитие лексико- грамматического строя речи и связной речи детей, развитие познавательных способностей.

Задачи: образовательные : формировать у детей представления об общественном празднике нашей страны-День Матери; расширять и активизировать словарь прилагательных; продолжать упражнять в использовании в речи местоимений мою, моя; закреплять умение отвечать на вопросы; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; продолжать учить составлять описательный рассказ о маме по опорной схеме.

воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме, желание ей помочь.

Предварительная работа: беседы о маме; чтение художественных произведений о маме; рассматривание иллюстраций; репродукций картин известных художников; слушание песен о маме; конкурс собирателей пословиц и поговорок о маме, совместное обсуждение смысла и заучивание их; рисование «Как я помогаю маме».

Материал: игрушка-сердечко, сюжетные картинки с изображением действий женщин, опорная схема для рассказывания.

Ход НОД: Организационный момент: -

Я рада всех вас видеть сегодня!

Как один мы дружно встанем,

Утра доброго всем пожелаем.

Все друг другу улыбнёмся,

И на стульчики вернёмся!

Ребята, послушайте стихотворение:

Сколько звёзд на небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только мама одна на свете!

Ребята, кто у нас одна на свете? (мама)

Правильно, мама у всех на свете одна. Мама делает всё для того, чтобы её дети были счастливы. К ней мы идём со своими радостями и бедами. Она всегда поймёт, утешит и обнадёжит.

А какой праздник приближается? (День Матери)

Да, правильно День Мам. Сегодня мы будем говорить о наших любимых мамах.

Давайте вспомним имя и отчество наших мам. Мою маму зовут Любовь Петровна. (Ответы детей)

Игра «Передай сердечко».

Сделаем сердечко необычным, спрячем в него много добрых и нежных слов о маме. Передавайте сердечко друг другу, произнося волшебные слова, (умная, заботливая, добрая, ласковая, нежная, весёлая, любимая, ненаглядная красивая, единственная, родная, интересная, надёжная, трудолюбивая, чудесная, замечательная.)

Ребята, почему про мамины руки говорят золотые? (трудовые,умеющие делать всё).

Демонстрация сюжетных картинок.

Вспомните, что ваши мамы делают дома по хозяйству? (Моя мама готовит обед, стирает, моет посуду и т. д.)

А чем они любят заниматься в свободное время? (Моя мама любит вязать, шить, вышивать и т. д.)

У мамы много дел, помимо этого она ходит ещё на работу. Она очень устаёт. А вы ей помогаете?

Физкульт. минутка «Помощники».

Раз,2, 3,4,5,

Мамам надо помогать,

Чтобы чистым был наш дом,

Веником мы пол метём.

А теперь без суеты

Моем тряпкою полы.

Всю посуду перемоем,

Стол к обеду мы накроем.

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз,2 ,3,4 - потянулись,

Наклонились,

Хорошо мы потрудились! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Мама - это первое слово, которое говорит малыш. Мама - это защита, опора от разных невзгод. Мама - самая добрая на свете,

Без мамы не могут жить дети.

Давайте вспомним пословицы и поговорки о маме:

Материнская забота и на дне моря спасает;

У ребёнка заболит пальчик, а у мамы сердце;

При солнышке тепло,а при матери - добро;

Лучше друга не найти, чем родная мама;

Для матери ребёнок до ста лет ребёнок;

Материнская ласка конца не знает;

Птица рада весне, а младенец матери.

Много пословиц и поговорок о маме знаете. Молодцы! Ребята, а как свою любовь и уважение к матери выражали поэты, художники, композиторы? (Поэты в стихах, художники в своих картинах, композиторы в своих песнях.)

Вот так умники. На все вопросы ответили правильно. Значит вас не затруднит составить рассказ о маме, опираясь на опорную схему.

Как зовут маму (имя, отчество?

Как выглядит (внешность мамы) ?

Что она делает по дому и как вы ей помогаете?

За что любишь маму? Какая она?

Что ты ей пожелаешь в праздник?

Ребята, о ком мы с вами сегодня говорили? (о мамах)

Как вы думаете какой подарок для мам самый желанный? (наша любовь, забота, уважительное отношение)

Кого надо не забыть поздравить в этот день? (бабушек)

Вам понравилось занятие? Что больше всего? (Ответы детей.)

Мне тоже. Вы просто молодцы! Я надеюсь, вы не забудете про нашу беседу и будете любить свою маму всегда-всегда. Не забывайте заботиться о ней, помогать и никогда не огорчать!

Публикации по теме:

Цель: формировать у детей знания о празднике День папы. Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих.

Разработала и провела: Новикова Татьяна Витальевна, воспитатель группы № 6 МБДОУ №13 Центр развития ребенка – детский сад г. Тула Образовательные.

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы МКДОУ №424 д/с “Умка” города Новосибирска. Цели: Развивать навыки доказательной,.

Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Цель: 1. Познакомить детей (2-3 года) со сказкой, помочь.

1) Утро – встреча детей и родителей. Игра «Родители» (Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?).

2) Подготовка к завтраку. Комплекс утренней гимнастики. Артикуляционная гимнастика «» (картотека артикул. гимнастика).

3) Завтрак. Беседа «Даёт силы нам всегда витаминная еда» (Закрепить знания детей о рациональном питании. Закрепить соблюдение детьми правил питания).

4) Подготовка к прогулке. Беседа с детьми: о том, что делали вчера; какие планы на сегодня, пожелания детей. Картинки, иллюстрации «Помощь маме». Иллюстрации с изображением различных профессий. Д/и «Куриное семейство» (упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей) Работа в книжном уголке «Закладка для книги».

5) Прогулка. Наблюдение за снегопадом (формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде) Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые) Труд - уборка участка от снега (учить собирать снег, ссыпать в определенное место) П/и «Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?» (продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать.

6) Подготовка к обеду. Чтение Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».

7) Обед. Беседа «Для чего мы едим?» (человек питается, чтобы жить) Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека, но и материал для роста и развития.

8) Подготовка ко сну. Полоскание рта после приема пищи.

9) Дневной сон.

10) Подъем детей. Босохождение по коврикам. Корригирующая гимнастика «Готовимся к рисованию (с использованием самомассажа рук) Закреплять умение самостоятельно одеваться, помогать друг другу. Дыхательное упражнение «Снежинки» (картотека артикул. гимнастика) Расставлять стулья в определенном порядке.

11) Полдник. Игра «Да, нет» (А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила питания. Я вам буду сейчас читать правила, и если вы согласны со мной, то показываете мне зеленый сигнал карточки. Если нет – красный.)

12) Подготовка к ужину. Д/и «Какая музыка?» (развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки) Мыть и протирать игрушки, строительный материал. Мыть расчески, раскладывать мыло. Конструирование «Постройка башенки и забора для птички, домика для собачки» (научить использовать полученные навыки и умения при постройке башенки и забора для птички, домика для собачки) Театрализация «На приеме у врача».

3) Ужин. Сюжетно - ролевая игра «Салон красоты» - мама собирается на праздник в детский сад. (Расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.)


ГБОУ СОШ пос. Комсомольский СПДС «Колосок»

Окружной конкурс практических материалов для учителей-логопедов ДОУ

Лексическая тема: «Мамин праздник»

Составители: учитель - логопед Атаманова Л.Г.

педагог - психолог Канухина Н.А.

2012 год


Атаманова Людмила Геннадьевна

Канухина Наталья Александровна

Место работы (наименование ОУ в соответствии с Уставом)


Структурное подразделение - детский сад общеразвивающего вида «Колосок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области.

Учитель - логопед,

педагог - психолог.

Контактная информация:

Телефон


89272969608 – Атаманова Л.Г.

[email protected]

Введение................................................................................................................................. 3

Компелексно - тематическое планирование образовательной работы с детьми разновозрастной группы............................................................................................................4

Взаимодействие с воспитателем..............................................................................................12

Конспекты занятия в средней группе.......................................................................................15

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию «Моя мама лучше всех»............................................................................................20

Конспект занятия в старшей группе..........................................................................................24

Конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе........................................26

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста.....................................36

Конспект занятия в старшей группе тема: «Мама»..................................................................48

Конспект занятия для детей средней группы по теме «Я и моя семья»..............................52

Приложение...........................................................................................................................52

Современной маме. Развивающие игры на кухне....................................................................58

Логопедическая зарядка по теме: «8 марта»...............................................................................62

Изготовление открытки с цветами................................................................................................63

Картинный план на тему «Мамин праздник»............................................................................66

Дидактические игры и упражнения.............................................................................................67

Пальчиковая гимнастика.................................................................................................................71

Подвижные игры ….........................................................................................................................72

Досуг................................................................................................................................75

Советы родителям для детей 4-5 лет..............................................................................................76

Советы родителям для детей 5-7 лет..............................................................................................78

Загадки, потешки, считалки, стихотворения про маму..............................................................80

Сценарий группового занятия с родителями младшей группы...............................................94

ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию представлены материалы по лексической теме «Мамин праздник». Данная тема является составной частью совместной образовательной деятельности тематической недели, посвященной международному женскому дню.

Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Я заметила, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не только в словесной форме, но и подкрепляется возможностью самим практически действовать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Поэтому в совместной деятельности с детьми я стараюсь давать возможность детям самим действовать.

Моя задача – поддержать интерес детей к близким родственникам – маме, бабушке, вызвать желание радовать их, заботиться о них, радоваться тому, что можно самим сделать для них подарки к празднику.

Цель совместной деятельности: обобщить знания детей о маме, бабушке, их значении в жизни детей.

1. Образовательная: формировать представления детей о маме и бабушке как о значимых и любимых людях в окружении ребёнка, о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей (дорогая, родная, любящая, единственная, заботливая).

2. Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию действий в системе «глаз – рука» через изготовление поделок.

3. Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к мамам и бабушкам через желание отблагодарить их за любовь , через стремление выполнить подарки своими руками.

Предполагаемый результат: обобщение знаний о близких, которые значимы в жизни ребёнка, о женском празднике, изготовление подарков.


Взаимодействие с воспитателем

Цели взаимодействия

Вид занятия

Закрепляемый словарь

Коррекционная работа вне занятий

Развитие психических процессов

1 половина дня

2 половина дня

  • Активизировать словарь по теме.

  • Различать женский и мужской род существительных ("мой", "моя")

  • Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

  • Развитие речи и ознакомление с окружающим и природой : дифференциация предлогов "под", "за"(куда?); творительный падеж (-ом) существительных мужского рода единственного числа без ударения; дифференциация творительного падежа мужского и женского рода существительных (ом, -ей) под ударением во фразе, потешках, коротких рассказах.

  • Математика : закрепить квадратную форму; представление о независимости числа предметов от интервалов между ними; закрепить ориентировку в пространстве: называть правую и левую руку (ногу) - игра "Угадай, какая рука, щека, ухо".

  • Рисование "Украсим платочек для мамы": учить строить рисунок на квадрате, начиная с центра проводить вертикальные и горизонтальные равные полосы, не поворачивая лист бумаги; закрепить изученные (основные) цвета; воспитывать эстетический вкус.

  • Лепка (по замыслу) "Праздничное угощение для мамы": закрепить навыки раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями (пряники, бублики, конфетки).

  • Аппликация "Подарок маме": учить вырезать круглые формы , срезая и закругляя углы у квадрата, составлять из вырезанных частей цветочек.
Музыкальное :

игра "Ну-ка, угадай"(узнавать песни по мелодии); разучивание песни "Мы запели песенку"; "Танец парами"(учимся танцевать парами, ставить ногу на носок и кружиться).


  • Физкультура : ходьба по кругу, взявшись за руки, с переменой направлений; бег врассыпную; учить ходить и бегать по наклонной дорожке и доске, сохранять равновесие; воспитывать смелость и решительность, упражнять в перепрыгивании через шнуры с использованием взмаха руками; подвижная игра "Найди, где спрятано"(ориентировка в пространстве).

  • Ритмика : выполнять ритмичные движения в соответствии с музыкой с использованием предметов (погремушек) и словами: "Маму я свою люблю".

Мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка;

Старый, молодой, маленький, младший, большой, добрый, ласковый;

Отдыхает, готовит


  • Пальчиковая гимнастика "Моя семья".

  • Игра "Маму я свою люблю".

  • Чтение стихов и рассказов о маме.

  • Изготовление поздравительной открытки маме.

  • Игра "Запомни, повтори"(3-4 предмета).

  • Игра "Узнай, кто это"(по набору слов - действий отгадывать объект).

  • Игра "Помоги Оле"(дифференциация предметов по форме: круг, квадрат, прямоугольник).

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию: "Моя мама лучше всех"
Программное содержание :

воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;

учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме;

познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»;

развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов, передавать ее в аппликации.
Предварительная работа:

рисование портретов мамы;

чтение художественной литературы;

заучивание стихотворений и пословиц о маме;

предварительная беседа в кругу семьи (ребенка с мамой) о ее труде.
Материалы и оборудование: игрушечный микрофон, мяч, рисунки детей с портретами мам (фотографии мам), творческие работы мам; оборудование для аппликации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед: Ребята, давайте представим, что нас пригласили в телевизионную студию на детскую передачу « Моя мама – лучше всех». Хотите быть участниками этой передачи? А кем буду я?
Дети: Телеведущей.
Логопед: А те, кто в зале?
Дети: Телезрителями.
Логопед: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали!


  • Добрый день, дорогие телезрители! Сегодня в нашей студии дети подготовительной логопедической группы. Они пришли на передачу, чтобы рассказать о своих мамах, самых лучших мамах на свете. В нашей стране в конце ноября отмечается общественный праздник «День Матери». Поэтому тема телепередачи очень важна. Дети, как
вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? (Выслушиваются ответы детей, положительно оцениваются такие слова, как «мир», «Родина»)
Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.
Как ласково можно назвать маму?
Дети: Мамочка, мамуля, маменька, мамуся….
Логопед: Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!
Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!

Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!

Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!

Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!

Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
Логопед: Дети, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?
Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет!
Логопед: Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова о маме. Какая она?
Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная, …
Логопед: Молодцы дети, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. Давайте поподробнее расскажем о своих мамах: как ее зовут? Где она работает? Любит ли свою работу? Устает ли? Важен ли ее труд? (Заслушиваются три - четыре рассказа)
Послушайте стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».

Дети читают стихотворение Е. Благининой.
Логопед: А сейчас в нашей передаче рекламная пауза. Прошу вас пройти на ковер и поиграть со мной в игру «Чьи детки?» (Игра с мячом)
У котенка – кошка.

У козленка - коза.

У цыпленка - курица.

У теленка - корова.

У жеребенка – лошадь.

У ягненка – овца.

У тигренка – тигрица.

У львенка – львица.
Да, дети, каждому нужна его мама: и ребенку, и котенку, и птенцу.
А сейчас попрошу участников передачи вернуться на свои места в «телестудию». Мы продолжаем наши рассказы о мамах.
Логопед: У мам добрые, золотые руки! Что делают ваши мамы дома? Что особенно любит твоя мама делать? Помогаешь ли ты ей? (Заслушиваются три – четыре рассказа детей)
Логопед: Давайте вспомним пословицы о маме.
Дети рассказывают пословицы.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Материнская ласка не знает конца.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Логопед: Молодцы, дети, много пословиц про маму знаете.
Вам нужно чаще радовать своих мам вниманием, заботой, подарками, которые вы можете сделать своими руками. Давайте подумаем, что мы можем подарить маме в этот пасмурный осенний день? (Дети высказывают свои предположения)
Логопед: Предлагаю вам сделать открытки с цветами для наших мам. И тогда мама будет уверена , что в семье растет внимательный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостью. Эти открытки вы подарите своим мамам в «День Матери». (Дети изготавливают открытки)
В конце занятия все работы выставляются и рассматриваются. Дети любуются открытками, которые они подарят своим мамам.
Логопед: Время нашей передачи закончилось. Я благодарю вас, дети, за участие в телепередаче «Моя мама – лучше всех!». До новых встреч!

Тема «Мамин праздник» (1 год обучения, ОНР 2-3 уровень)
Цель:
- расширение словаря прилагательных;

Составление простого предложения;

Заучивание стихотворения: развитие памяти, внимания;

Развитие связной речи: пересказ рассказа.
Оборудование: предметные картинки, мячи, рассказ А.В. Митяева «За что люблю я маму» (Хрестоматия по детской литературе, стр. 311).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Скажи самое хорошее слово о своей маме. - Моя мама самая... добрая, красивая, умная, ласковая, заботливая, нежная, трудолюбивая, любимая...».
2. Развитие мелкой моторики.
Мама, мама? Ладошки вместе, постукивают друг друга два мизинца.

Что, что, что? Постукивают друг друга два больших пальца.

Гости едут. Так же мизинцы.

Ну, и что? Так же большие пальцы.

Здравствуйте! Мизинцы прижаты друг к другу, большие пальцы тоже,

остальные, переплетаясь, шевелятся.
3. Составление простого предложения. «Гости приехали на праздник. На какой? - 8 Марта, мамин... - Гости приехали с подарками. Вы, наверное, тоже готовили маме подарок». Далее детям предлагается выбрать на доске картинки, сказать, что бы ты хотел подарить. Картинки на доске не все подходят для подарка. Есть и такие, как «завод», «ящик», «забор», «кирпич». «Я подарю маме красивую вазу (яркие тюльпаны, вкусные конфеты, торт, розы, заколку для волос...)».
4. Развитие памяти. «Когда дарят подарок, говорят хорошие, добрые слова». Предлагается детям выучить небольшое стихотворение. Милая, добрая мамочка моя. На тебя похожей... (имя) Так хочу быть я.
5. Физкультминутка,
Я дома маме помогаю, стоят по кругу

Пол мету, носки стираю, имитируют движения

Время зря я не теряю, берут мяч, ударяют им о пол одной рукой

Я с собакой погуляю, (это собака)

Перемою всю посуду, имитируют движение

Отдыхать потом я буду. присели
6. Развитие связной речи. Чтение рассказа А.В. Митяева «За что люблю маму».
Воспитательница в детском саду спросила: «За что вы любите свою маму?». У Пети мама строитель. Он хотел сказать: «За то, что мама дома строит». Но промолчал. Разве не любил бы он ее, если бы она была доктором. Зина хотела сказать: «За то, что мама вкусные кушанья готовит». И тоже промолчала. Мама однажды уезжала , вкусную еду готовил папа, но девочка и тогда не разлюбила маму. Тут со стульчика встала Галя: «Когда мне было больно, мама меня жалела, и мне сразу стало легче. Я люблю маму за это. - И я за это! - И я». Оказалось, все дети любят своих мам за это.
«О чем спросила воспитательница детей? О чем хотел рассказать Петя? О чем подумала Зина? Что сказала Галя? Что решили дети? А вы за что любите своих мам?» Читаем еще раз рассказ. Слушаем пересказ 2-3 детей.


  • Итог занятия.

Конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе

Цели:

Развитие познавательной сферы :


  • слухового , зрительного и тактильного восприятия;

  • целенаправленного внимания (концентрации) и наблюдательности;

  • слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной;

  • наглядно - образного, схематического, логического мышления и мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

  • пространственной ориентировки.
Развитие эмоционально - волевой сферы:

  • активизация произвольной экспрессии, механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний;

  • развитие элементарных навыков невербального общения.
Развитие речи - активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Нравственное воспитание - совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к противоположному полу.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мяч, ноутбук; две куклы - мальчика и девочки; три ладошки - красного, жёлтого и синего цветов; плакат к заданию "Лабиринт"; мешочек, предметы для него - помада , расчёска, зеркало, галстук, заколка, пистолет; демонстрационный набор из 6 пиктограмм; 6 сюжетных картинок к игре "Узнай лицо".

Раздаточный материал: индивидуальные карточки с человечками из геометрических фигур к заданию "Лабиринт"; бланки к заданию "Лабиринт" для самостоятельной работы; карточки к упражнению "Раздай игрушки", маркеры; набор из 6 пиктограмм для каждого ребенка.

Ход занятия

Введение.

Игра "Снежный ком"

Здравствуйте, ребята! (здравствуйте, Елена Анатольевна и гости)

Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.

Давайте поиграем в игру "Снежный ком". Сейчас будем называть ваши имена. Как? (Каждый повторяет предыдущие имена и называет своё имя)

А теперь, вспомните и назовите, как вас ласково называет ваша мама. А мы запоминаем.

Ласково мама вас называет, когда у неё какое настроение?

"Азбука настроения"

(с использованием ноутбука и слайд презентации - см. Приложение 1 )

А в стихотворении "Азбука настроения" мы узнаем каким вообще бывает настроение.

Подойдите, пожалуйста, ко мне. (дети подходят к ноутбуку)

Слушайте стихотворение "Азбука настроения"

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, какое настроение у девочки?

А теперь вспомним, какая пиктограмма подходит к такому настроению.

Правильно?

Изобразите такое же выражение лица.

Таким образом просматриваются все слайды.

Последние слайды - радость и удивление.

Основная часть.

Появляются две куклы - мальчик и девочка.

Вот, с таким же настроением к нам пришли в гости две куклы - мальчик и девочка.

Девочку зовут Василиса, мальчика - Руслан. Поздоровайтесь с ними.

Куклы Василиса и Руслан здороваются с ребятами.

А куда это мы попали? - говорит кукла Руслан (в детский сад)

Как у вас здесь хорошо, красиво. Вы, наверное, любите это место? - говорит кукла Василиса. (да)

А давайте расскажем Василисе и Руслану стихотворение про наш детский сад.

Динамическая пауза "Девочки и мальчики"

(с использованием опорных символов: "кричалки" - красная ладонь, "шепталки" - жёлтая, "молчалки" - синяя)

Чтение стихотворения сопровождается соответствующими движениями. Перед произнесением каждого ответа детей и последних двух строк, психолог демонстрирует красную, жёлтую или синюю ладошку (Рис.1), детские ответы звучат в соответствии с показанной ладошкой - громко, тихо или показывается жестом, молча. Затем игра продолжается. В конце игры психолог показывает синюю ладонь.

Упражнение "Найди сходства и отличия"

Значит, здесь живут мальчики и девочки? - спрашивают куклы.

А кто из нас мальчик, а кто девочка, мы не знаем, а вы нам поможете разобраться? Почему?

(дети по очереди объясняют, чем отличаются мальчики от девочек)

Игра "Лабиринт"

- Ой, ребята, кажется, кто - то плачет. У нас потерялись человечки. Они не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им. Мы будем их друзьями. Игра называется "Лабиринт".

А как вы думаете, это мальчики или девочка? (есть и мальчики, и девочки)

Я сейчас раздам каждому карточку с изображением человечка. Вы, по очереди, сначала находите такую же геометрическую фигуру, как голова у вашего человечка, потом проведёте человечка по дорожке, находя геометрическую фигуру, такую же, как туловище у него. Затем поселите вашего человечка в тот домик, куда привела вас дорожка.

Первые двое детей, которые уже "поселили" своих человечков в домик, получают индивидуальное задание - бланк, на котором изображен подобный лабиринт.

Ребенку нужно расселить всех человечков, нарисовав их маркером в домике.

Игра "Волшебный мешочек"

В мешочке спрятаны разные предметы - помада, заколка, расчёска, галстук, пистолет, зеркало. Дети, по очереди, нащюпывают какой - либо предмет, отгадывают его, вытаскивают и дарят либо мальчику , либо девочке. Есть два предмета - расчёска и зеркало, которые подойдут обоим.

Ой, посмотрите, что эту тут висит? У вас человечки, а у меня - мешочек! И в нём что - то есть. Сейчас мы узнаем, что там.

Каждый, по очереди, опускает руку в мешочек, находит там что - то, узнаёт, называет что это. И только потом вытаскивает из мешочка.

Первый ребенок вытаскивает какой - либо предмет.

А как вы думаете, кому эту вещь можно подарить: мальчику или девочке?

Ребенок кладёт свой предмет какой - либо из кукол. Игра продолжается.

Последним психолог достаёт апельсин.

Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

Что это? (апельсин)

Все ли знают стихотворение про апельсин?

Очищаем апельсин, (изобразить)
На тарелке он один, ("тарелка")
Апельсин я разломлю, (изобразить)
Всех знакомых наделю: (движения кистями от груди вперед)
Эту дольку Ване, эту дольку Тане, (загибаем пальчики, начиная с большого пальца, на обеих руках одновременно)
Эту дольку Толе, эту дольку Коле,
Ну, а что останется, только мне достанется (движения кистями вперед, к груди)

Упражнение "Раздай игрушки"

Упражнение выполняется сидя за столами, индивидуально.

Ребята, а вы делитесь конфетами, игрушками?

Посмотрите, на этих карточках ребята никак не могут разделить между собой игрушки. Нужно им помочь. Догадайтесь, как нужно правильно раздать игрушки. Мальчики будут помогать мальчиками, а девочки - девочкам. Вам нужно маркером провести линию от хозяина к его игрушке. Посмотрите внимательно.

Вадим, кому ты отдашь первый кораблик?

Всем понятно?

На карточках изображены мальчики и кораблики, девочки и куклы.

Каждая игрушка сочетается по цвету и рисунку на одежде со своим хозяином (Рис. 3, 4).

Рис. 3

Рис. 4

Динамическая пауза "Как живёшь?"

И мальчики, и девочки получили свои подарки. Они вам благодарны за помощь.

Все любят подарки, не только получать, но и дарить, правда?

Весело мы живём! А настроение у вас какое? (веселое)

Как и в игре "Как живёшь?"

Как живёшь? - Вот так!

А плывёшь?

А бежишь?

Вдаль глядишь:

Ждёшь обед:

Машешь вслед:

Утром спишь:

А шалишь:

(дети отвечают любыми жестами на вопросы психолога)

А мама вошла в комнату и посмотрела как? (дети изображают мимикой)

Вот так. Что она сделала? (удивилась или рассердилась. Демонстрируются пиктограммы удивления и злости)

Подойдите к столу, там ещё есть пиктограммы.

Игра "Узнай лицо"

Перед каждым ребенком набор из 6 пиктограмм:

радость, страх, гнев, удивление, обида, грусть (Рис. 6).

Психолог предлагает каждому ребенку, по очереди, вытащить сюжетную картинку, на которой изображено какое - то эмоциональное состояние (Рис. 5), не показывая её, изобразить это состояние мимикой. Дети должны молча, показать ту пиктограмму , которой соответствует это выражение лица. Затем ребенок демонстрирует сюжетную карточку. Игра продолжается.

Рис. 5

Рис. 6

Сейчас каждый, по цепочке, будет вытаскивать сюжетную картинку, и изображать нам своим лицом, мимикой, настроение ребенка, который на ней нарисован. А все остальные ребята, молча, будут отгадывать и показывать пиктограмму, которая подходит к этому выражению лица.

Итог.

Как мы интересно, весело поиграли. Давайте поможем нашим куклам вспомнить в какие игры мы играли.

Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты. Рассказывают, какие игры им понравились.

Всё это происходит сидя на ковре, передавая мяч по кругу.

Помните, в начале занятия, каждый сказал, как его ласково зовёт мама. Давайте, прощаясь, назовём друг друга ласково.

Каждый ребенок прощается с остальными ребятами, называя их ласково по имени.

А затем дети прощаются с психологом, куклами и гостями.

Список литературы:


  • Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.

  • Игра "Наши чувства и эмоции" (Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально). - "Весна Дизайн", 2005 г.

  • Соколова Ю.А.

  • Игры и задания на готовность к школе ребенка 6 - 7 лет. - м.: Эксмо. 2009. - 64с.

  • Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.

  • Психологические занятия с дошкольниками "Цветик - семицветик". - СПб.: Речь, 2004. - 96с.

  • Катаева. Л.И.

  • Работа психолога с застенчивыми детьми. - М.: Книголюб, 2005. - 56 с.

  • Ткаченко Т.А.

  • Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2010. - 64 с.

  • Салмина Н.Г.

  • Учимся думать. Что это такое?: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Вента - Граф, 2005. - 80 с.

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для детей 4-5 лет
1. Расскажите ребенку о празднике 8-е марта: кого поздравляют в этот день, почему его называют "Мамин день". Помогите запомнить информацию.

2. Научите ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день сестре, бабушке, маме и т.д.

3. Попросите ребенка рассказать, как он помогает бабушке, маме (рассказ из личного опыта).

4. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными и на активизацию словаря.
Мама (какая?) - ...
Сестренка (какая?) - ...
Бабушка (какая?) - ...

5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мама - мамочка, мамулечка, мамуля, мамуленька, матушка...
Бабушка - ...
Сестра - ...
Тетя - ...

6. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

Как у нас семья большая да веселая,
(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,
(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,
(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются,
(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются,
(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.
(загнуть мизинцы)

7. Развитие слуховой памяти, внимания.
Выучить стихотворение (любое на выбор).

Мамин день
Г. Виеру

Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник мама,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.

Мама
Я. Аким

Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье "МАМА"!

Мамин день
Е. Благинина

Все хожу, все думаю, смотрю:
"Что я завтра маме подарю?
Может, куклу? Может быть, конфет?"
Нет!
Вот тебе, родная, в твой денек
Аленький цветочек-огонек.

Для детей 5-7 лет
Восьмое марта - Международный женский день

1. Побеседовать с ребенком о празднике, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день.

2. Рассказть историю зарождения традиции праздновать 8-е марта. Помочь запомнить информацию.

3. Научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и т.д.

4. Упражнение "Назови слова-родственники" - учимся подбирать однокоренные слова.
Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.
Бабушка - ...
Тетя - ...
Сестра - ...

5. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д.
Бабушка (какая?) - ...
Сестра (какая?) - ...
Тетя (какая?) - ...

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек, ...
Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестер, ...
Одна тетя, две тети, три тети, ...

7. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.
Бабушка старенькая, а мама - ...
Мама высокая, а ты - ...

8. Упражнение "Помощник" на умение изменять глаголы по временам.
Я мою сегодня пол - завтра я пол... (вымою) - вчера я пол... (вымыл).
Я стираю снйчас белье - завтра я белье... - вчера я бельё ...

9. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать портрет мамы, бабушки.
Сделать поздравительную открытку для бабушки (тети, сестры) в виде аппликации.

10. Развитие слуховой памяти, выразительности речи.
Выучить стихотворение (не менее 2-3, по выбору ребенка).

В. Нестеренко

А) Мама, бабушка, сестра - все нарядные с утра.
Принимают поздравления, хоть у них и не день рожденья.
Каждой праздничный подарок и букет - он очень ярок.
А еще сюрприз их ждет - испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду, навели порядок всюду.
Мы забыли слово "лень", вот, что значит "Женский день"!
А сестра спросила нас: "Это будет каждый раз?"

Б) Бабушка наша очень добра,
Бабушка наша очень стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она еще лучше и краше.
Бабушка теплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать ее мы готовы часами,
Что позабудет, подскажем ей сами.

В) Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
И ни разу,
И ни разу,
Ни словечка не скажу.