Малыш с 4 до 5 месяцев. Развиваем речь: пальчиковые игры. Несколько слов о кормлении ребенка

18.04.2019

Каждый день малыш узнает что-то новое о себе и окружающем мире, развивает новые умения, может повторять некоторые звуки, произносимые вами. Сейчас ему всё интересно и он с удовольствием наблюдает за мамой и папой, прислушивается к новым звукам, которые ему очень нравятся.

Сейчас папы больше времени проводят с малышом, так как теперь ребенок значительно подрос и с ним не так страшно играть и брать его на руки.

Тактильный контакт с ребенком очень важен на данном этапе. Прикосновения улучшают настроение малыша, успокаивают его и веселят, помогают укрепить связь. Однако возможно беспокойное поведение среди новых людей, чтобы малыш успокоился просто подержите его на руках.

Кормление

Основным питанием малыша в 4 месяца всё так же является , а если у мамы нет молока - то молочные смеси.

Малыш в этом возрасте кушает минимум 6 раз в день. При нехватке грудного молока кроху можно начинать . Однако существуют и отдельные противопоказания. Так, например, прикорм не следует начинать, если у малыша имеется аллергическая реакция, болезнь кишечника, а также во время подготовки к вакцинации.

С этого месяца в рацион малыша можно вводить соки и пюре, приготовленные из фруктов, ягод и овощей. Первый сок, который можно дать попробовать ребенку - яблочный. Однако, как и при введении любых новых продуктов в рацион, важно внимательно наблюдать за реакцией организма ребенка: не появились ли высыпания и не изменился ли стул. Начать прикорм достаточно с пары капель такого сока, а затем, если не наблюдается аллергических реакций, за месяц довести до 50 граммов.

Если мама решит дать ребенку фруктовое пюре, то ей необходимо знать, что, в отличие от соков, пюре следует давать перед грудным вскармливанием или молочной смесью. Начинать необходимо с пары чайных ложечек, далее понемногу повышая объем до 150 г, что полностью будет замещать 1 кормление грудью.

Вот и остался позади период, когда ваш малыш просыпался каждые три-четыре часа. Теперь ребенок спит 15 часов за сутки, 10 из которых приходится на ночное время, а прочее распределено между 3 снами в дневное время (к 6 месяцам это количество уменьшится до 2х).

В 4 месяца ребенок может просыпаться за ночь примерно один или два раза для кормлений, но скоро он будет способен проспать всю ночь. Однако это в большой степени будет зависеть от того, выработаете ли вы у него правильный режим сна.

Если до этого времени у вашего малыша не выработался режим сна днем и сна ночью, то начиная с 4 месяцев можно начинать приучать его к этому. Раньше, когда малыш был еще совсем мал, он сам показывал вам, что хочет спать. Теперь же, когда он значительно подрос, необходимо определить время для сна. В этом мамам помогут не сложные ритуалы. Так, например, перед ночным сном следует сделать малышу успокаивающую ванну, поиграть в спокойные игры, прочитать пару стишков или сказок, спеть колыбельную.

Если малыш спит слишком долго (более 10-11 часов), то следует разбудить его утром, для нормализации режима дня.

Для наилучшего формирования режима всегда необходимо соблюдать распорядок сна. Ребенку во всем необходима регулярность и последовательность. Проблема, которая может возникнуть при укладывании ребенка - это его зависимость от кормления или укачивания при засыпании. Малыш должен научиться засыпать самостоятельно.

Развитие

Сейчас прибавка в весе ребенка с каждым месяцем начинает сокращаться, однако расти он продолжает с той же скоростью - около двух-трех сантиметров за месяц. Органы малыша развиваются неравномерно, что позволяет ему с этого времени выглядеть более пропорционально, происходит укрепление ножек.

Теперь вы можете заметить, что ногти и волосы вашего ребенка растут еще быстрее и требуют частого подстригания. И если пышной шевелюрой, от которой потеет кожица головы, могут похвастаться не все детки, то вот за ногтями нужен строгий контроль. Если у малыша отрастут длинные ногти, то он может поцарапать кожу или слизистую оболочку.

На четвертом месяце мамы уже могут заметить, что у ребенка появилось сильное желание общаться. Он не только хочет кушать и спать, но и активно участвовать в разговорах с родителями, энергично произнося всевозможные звуки на радость маме и папе. Не следует оставлять малыша на долго одного, даже если он не капризничает. Общайтесь с малышом.

Ребенок хорошо физически развился и пытается использовать свои силы постоянно. Ему по душе касаться ручками и ножками всевозможных предметов, так что ему понравится, если над его кроваткой прикрепить звенящую игрушку до которой он сможет дотянуться. Мышцы малыша также окрепли, и для их развития следует проводить . Так, например, выложите малыша на животик на твердой поверхности и, приложив свои ладони к его стопам, помогите ему отталкиваться - это поможет ему научиться ползать. Если ребенок не раньше, то, скорее всего, это произойдет именно в данном периоде.

К концу 4 месяца у крохи уже могут начать резаться зубки (как правило, это два нижних зуба). Понять это можно по нескольким признакам: малыш стал плаксивым и беспокойным, поднялась температура, стал жидким стул.

Приблизительно к этому времени формируется цвет глаз и качество волос. Волосики могут выпадать и отрастать новые, и через несколько месяцев можно будет понять, какими они будут в будущем. Возможна и смена цвета глаз. Например, светлые глаза легко могут стать карими.

Визит в поликлинику

В 4 месяца вам с малышом необходимо будет посетить только педиатра (если нет других специальных направлений), который взвесит и измерит рост ребенка, а так же измерит окружность грудной клетки.

В 4.5 месяца - вакцинация (при условии, что до этого вакцинация была в ). Ребенку сделают повторные прививки АКДС (против дифтерии, коклюша и столбняка) и против полиомиелита.

Купание и гигиена

После утреннего пробуждения ребенка, его необходимо умывать (вода должна быть комнатной температуры) и вытирать мягким детским полотенцем, которое предназначено только для малыша.

Теперь длительность купания составляет около 15 минут. Во время принятия ванны малыш смеется, радуется, играется с водой. После данной процедуры, пока малыш в хорошем расположении духа, раз в 5-7 дней (или чаще, если необходимо) следует постричь ногти. Необходимо делать это с особой осторожностью, чтобы малыш не нервничал.

Умения ребенка в 4 месяца

В возрасте 4 месяцев ваш малыш уже способен запоминать что-либо на короткий промежуток времени. В среднем на 6 секунд. Разглядывает себя в зеркале. Большой шаг в развитии получает речь - произносятся первые «ма» и «ба» и другие звуки. Сейчас кроха очень весело смеется и радует родителей, провоцируя улыбаться ему в ответ. Малыш начинает различать близких по голосу, радуется, когда видит знакомые лица - активно начинает дергать ручками и ножками. Также ракзвиваются тактильные ощущения. Ребенок хорошо придерживает ручками мамину грудь, бутылочку.

Режим дня и прогулки

В этот период можно начинать выходить с ребенком на улицу, когда он еще не спит, для того, чтобы он мог посмотреть по сторонам и изучить мир, окружающий его. Всё зависит от малыша - он может быстро заснуть, а может и длительное время понаблюдать за происходящим вокруг.

Не стоит бывать на улице при температуре ниже 15 градусов, а также в сильный ветер или дождь. Что касается продолжительности прогулки - это зависит от того, насколько долго готова гулять мама. Но если она решила преодолеть длинную и долгую дистанцию, ей следует помнить, что в пути необходимо будет найти место для того, чтобы переодеть и покормить малыша (на случай его пробуждения).

Возможные проблемы

1) Первая проблема: ребенок отказывается от груди

Четвертый месяц жизни ребенка, как правило, является своего рода переходным возрастом. Именно в этот период велика вероятность того, что малыш откажется от груди. Причин тому несколько:

Сейчас ребенок более чутко воспринимает то, какой уход ему обеспечивает мама и то, как она организует сам процесс кормления. Если малышу доставляет дискомфорт то состояние, в котором он находится, либо то положение, которое мама выбрала для кормления, он начинает нервничать, куксить и показывать всем своим видом, что его что-то не устраивает;

Возможно, малыш неважно себя чувствует и ему трудно сосать грудь из-за боли в горле, ухе либо из-за заложенного носа. Родовые травмы также могут усложнить процесс кормления. В таком случае, маме нужно стараться находить наиболее удобные для малыша положения для кормления;

Недостаток либо избыток материнского молока. При недостатке молока крошка не наедается и тратит много сил на сосание пустой груди, что, само собой, вызывает негативную реакцию. При избытке молока, наоборот, в ротик ребенка попадает слишком большая порция, которую он не в состоянии сразу проглотить;

Введение смесей также может способствовать преждевременному отказу от грудного вскармливания, поскольку, привыкая к бутылочке, ребенок больше не хочет тратить силы на сосание материнской груди. Во избежание этой проблемы лучше докармливать ребенка из ложечки;

Иногда причиной отказа от груди может быть неправильная организация кормления: в комнате слишком шумно, слишком душно, возможно, слишком яркий свет, либо попросту ребенок находится в неудобном положении.

Часто бывает так, что мамы, не разобравшись в причинах отказа, решают прекратить грудное вскармливание и немедленно вводят смеси. Прежде, чем идти на такой важный шаг, обязательно проконсультируйтесь с врачом, который поможет разобраться в причинах и посоветует наиболее оптимальный выход из положения.

2) Вторая проблема: прорезывание зубов

Уже в конце четвертого месяца у малыша может начаться прорезывание зубов. Это вы сможете понять по таким симптомам как: набухание и покраснение десен, обильное слюновыделение, неспокойствие крохи, повышение температуры тела, а также понос, отек горла либо заложенность носа.

Кстати, прорезывание зубов может стать одной из причин . Но, естественно, это явление временное и прекращать вскармливание не рекомендуется.

3) Третья проблема: отит

Как показывает статистика, около половины младенцев страдали от воспаления уха на первом году жизни. Причина отита в попадании водички или бактерий за барабанную перепонку, что впоследствии вызывает воспаление и боль.

При ушной инфекции ребенок становится тревожным, плаксивым, теребит больное ушко. К симптомам относят: повышенную температуру, диарею, выделения из уха (от желтого до красноватого цвета), отказ от приема пищи. За помощью обязательно обратитесь к врачу.

Время проносится так стремительно, что скоро вы позабудете все ночные кормления и недосыпания. Наш журнал " " советует вам терпеливо принять эти неудобства и некоторые лишения, ведь они являются неотъемлемой частью роста и развития вашего малыша. И в дальнейшем вы будете с ностальгией вспоминать эти чудесные моменты, когда ребенок был таким крохотным.

Настало время открытий! Кроха овладевает своим телом все быстрее, легче учится, приобретает новые навыки. Вместе с физическим развитием идет активное социально-психологическое, все больше малышу хочется участвовать в общественной жизни.

Физиология пятого месяца

К полугодовалому возрасту вес младенца удваивается (если сравнивать с весом при рождении). А это примерно 6-7 килограммов улыбок и счастья. Старайтесь взвешивать ребенка раз в две-три недели, чтобы отслеживать прибавки. Скоро грудное вскармливание дополнится прикормом (а у деток-искусственников прикорм зачастую вводится несколько раньше), так что лучше понимать, хорошо ли набирает кроха.

Сон и еда

Сейчас малыш уделяет сну 15-16 часов в сутки, из которых 10-11 часов он спит ночью. Некоторые дети в этом возрасте постепенно переходят от трехразового сна к двухразовому. Но пока это нестабильно, каждый день проходит по-новому. Окончание пятого месяца может ознаменоваться целой спокойной ночью сна, хотя не все крохи радуют родителей подобным образом.

Если мама придерживалась кормления по требованию, то она заметит, что количество прикладываний к груди за день может сократиться с 6 до 5, с четырехчасовым интервалом.

Психология пятого месяца

Полным ходом идет социализация малыша. Он уже знает, кто населяет его небольшой мир, понимает, кому можно доверять, а кого видит впервые. Незнакомые гости способны вызвать в нем напряжение и волнение. В этот период ребенок недолго держит в памяти лица тех, кого видел единожды. Так что бабушкам и дедушкам стоит навещать внуков чаще раза в месяц, чтобы не быть «чужаками».

Хорошо воспринимаются маленьким человеком и интонации. Добрые слова сразу вызывают улыбку, а строгие или сердитые нотки в голосе расстраивают его.

Новые навыки

    Отрывает плечи и голову, когда лежит на спинке. Желание сесть обуревает маленького первооткрывателя. Некоторые детки к этому возрасту становятся такими крепкими, что сидят при поддержке долгое время, но самостоятельно принять это положение они еще не могут. И торопиться нагрузить неокрепший позвоночник не стоит;

    Выбирает игрушку. Если еще недавно малыш концентрировался только на одном предмете, то теперь он уже рассматривает несколько и берет понравившийся. Чтобы развитие мышц происходило равномернее, можно положить куклы и погремушки с разных сторон от него, подталкивая к переворотам на разные бока;

    И с руками кроха уже отлично управляется. Большой палец противопоставляется четырем остальным, облегчая захват вещей. Прибавляется осмысленности к действиям;

    Одним из любимых занятий становится распевное гуление. Такая «песня» ребенка приводит всех окружающих в восторг, да он и сам радуется не меньше, чем взрослые. Этот «монолог» — подготовка к будущей связной речи.

Как проводить время с малышом

Прогулки становятся разнообразнее. Ребенок не всегда засыпает на свежем воздухе. Ему нравится смотреть по сторонам.

Некоторое беспокойство могут доставлять режущиеся зубки. Появиться они могут еще нескоро. Но лучше заранее снабдить малыша специальными прорезывателями, которые приятно грызть.

Растущая кроха все разнообразнее доносит до близких свои желания и чувства. Родителям остается учиться новому вместе с ней, обеспечивая безопасность и комфортные условия для познания мира.

В первые три месяца жизни самочувствие и настроение ребенка сильно зависят от особенностей пищеварительной системы: в этот период многие малыши страдают от коликов и других нарушений пищеварения, так как их желудочно-кишечный тракт еще недостаточно окреп. Но с четвертого месяца начинается новый этап в развитии ребенка, когда он проявляет больше интереса к окружающему миру. Родители замечают, что к этому моменту малыш становится более спокойным, а его поведение и эмоции приобретают осмысленность.

Развитие ребенка в 4–5 месяцев

Одной из важных особенностей развития ребенка в 4 месяца является изменение окружности головы. У новорожденного окружность головы заметно превышает окружность груди. К концу 4 месяца это соотношение изменяется: длина окружности головы и груди становится примерно одинаковой. Величина окружности грудной клетки является важным показателем развития ребенка в 4 месяца: если она увеличивается и по обхвату достигает или несколько «обгоняет» окружность головы, это свидетельствует о нормальном физическом развитии малыша.

В 4 месяца здоровый ребенок должен уметь приподнимать голову, лежа на животе, а также свободно поворачивать ее, если что-то привлекает его внимание. Лежа на спине, малыш поднимает руки и ноги, играет с ними. Главным органом познания, задействованным в процессе развития ребенка в 4–5 месяцев, является рот: любые удобные для захватывания предметы и игрушки он стремится «попробовать на вкус».

Время бодрствования четырехмесячного ребенка достигает полутора часов. Около 15–20 минут малыш способен находиться один, развлекаясь с помощью подвешенных над кроваткой игрушек. Однако большую часть времени он требует внимания взрослых. Ребенок активно гулит, узнает лица и голоса родителей, а также хорошо реагирует на интонации: положительные эмоции при общении с близкими радуют и успокаивают его, а сердитый или резкий возглас может легко напугать. Четырехмесячный малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи, а также начинает проявлять личные предпочтения – у него появляются любимые игрушки. Игрушки для пятимесячного ребенка можно не только подвешивать над кроваткой, но и класть рядом. Малыш будет пытаться захватывать их, стремясь испытать новые тактильные ощущения.

Основной упор в этот период необходимо делать на укрепление мышц с помощью гимнастических упражнений. На четвертом месяце ребенок обычно пытается перевернуться на бок, но его движения пока тренировочные. К началу пятого месяца многие дети умеют самостоятельно переворачиваться на бок, лежа на животе, а затем учатся поворачиваться на бок и на живот из положения лежа на спине.

В развитии ребенка в 5 месяцев наступает непростой период – прорезывание первого зуба. Уже за несколько недель до этого события малыш может стать беспокойным и капризным, так как будет испытывать неприятные болезненные ощущения в области десен.

К началу пятого месяца некоторые дети уже пытаются сидеть, но только опираясь на вытянутые вперед руки. Также в этот период повышается двигательная активность ребенка: поворачиваясь, он способен самостоятельно перемещаться в кроватке, чтобы дотянуться до расположенных на небольшом расстоянии игрушек.

Развитие ребенка в 5–6 месяцев

К концу пятого месяца наиболее важной познавательной деятельностью ребенка является хватание. Он уже умеет брать, притягивать к себе и удерживать интересующие предметы, причем способен хватать их одной рукой, а не двумя, как в 4 месяца. Для полноценного развития ребенку в 5 месяцев необходимо предлагать как можно больше разнообразных предметов, отличающихся текстурой и формой – он будет активно исследовать их. Также пятимесячный малыш может неотрывно следить за каким-либо предметом около 10–15 минут, самостоятельно выбирая объекты.

В 5 месяцев можно обучать ребенка ползанию. Для этого перед лежащим на животе ребенком необходимо положить любимые игрушки: он попытается дотянуться до них. Родителям нужно всячески стимулировать любые попытки малыша сделать какое-либо новое движение.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев становится более активным: малыш все чаще и дольше лепечет, тренируя свой речевой аппарат и подготавливая его к осмысленному произношению звуков. Одним из признаков нормального развития ребенка в 5–6 месяцев является его способность реагировать на издаваемые вблизи звуки. Но сам он пока способен только неосознанно складывать звуки в простые слоги.

Важным этапом в развитии ребенка в 5 месяцев является формирование особенного отношения к посторонним людям. В этом возрасте малыш умеет не просто узнавать близких, но и воспринимать лицо человека в целом, поэтому у него просыпается интерес ко всем находящимся вблизи людям. Вместе с тем пятимесячный ребенок проявляет настороженность по отношению к чужакам, и это является огромным шагом в его социальном развитии.

Шестимесячный малыш начинает внимательно вслушиваться в речь, а также продолжает исследовать окружающий мир с помощью тактильных контактов. Поэтому для полноценного развития ребенка в 6 месяцев очень важно совмещать манипуляции с предметами и речевое общение. Теперь родителям во время игр с малышом нужно обязательно проговаривать названия предметов и игрушек. Вскоре можно заметить, что он быстро учится находить взглядом называемые объекты. Шестимесячный ребенок по-прежнему лепечет, используя ограниченное количество звуков, однако он уже начинает делать попытки осознанной речи, то есть имитировать некоторые звуки.

Примечательной особенностью развития ребенка в 6 месяцев является стремление к повторениям. Ребенок может повторять одни и те же действия по многу раз: бросать и подбирать игрушки, стучать ими друг о друга, закрывать и открывать коробки, класть в них предметы. Так он делает первые попытки понимания связей между действиями, предметами и явлениями.

Большинство детей в 6 месяцев могут вставать, держась за опору. Также многие малыши в этом возрасте стараются ползать, опираясь на руки и отталкиваясь ножками. Шестимесячный ребенок может сидеть с опорой на подушку. Однако следует помнить, что физическое развитие детей до года очень индивидуально: одни дети умеют сидеть уже в полгода, а другие начинают садиться, уверенно держа головку, только в 8 месяцев. Признаки задержки развития в 6 месяцев другие. Родителям следует беспокоиться, если ребенок не может взять в руку игрушку или не реагирует на звуки, а также самостоятельно не просится на руки.

Выбираем игрушки

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы . С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2 . Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).

Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3 , шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч . Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.

По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики , которые прикрепляются к кроватке 4 . Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).

Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки , приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке .

Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

Части речи

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п . Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба . Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5 . Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

Готовимся ползать и ходить

    В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом - на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.

    Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.

    Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

Знакомство с окружающим миром

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!

  • Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
  • Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

"Уроки анатомии"

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
- Чей нос?
- Мокеев.
- Куда едешь?
- В Киев.
- Что продашь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
- Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки - ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток - говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку - разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.

Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.

Те варианты игр, которые мы предлагаем, - пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому - кашки,
Этому - бражки,
Этому - пивца,
А этому - не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

Конечно же, предлагаемые нами варианты потешек и сопровождающих их движений не единственные. В том и прелесть народных песенок и игр, что вы можете сочинять и импровизировать сколько угодно - лишь бы игра оставляла удовольствие вам и вашему малышу. Может быть, вы знаете другие игры для самых маленьких или не всем известные «вариации на тему» «Сороки-вороны» или «Мальчика-пальчика»? Пришлите их нам. Самые интересные игры и потешки будут опубликованы в журнале «9 МЕСЯЦЕВ» (разумеется, с указанием фамилий тех читателей, которые их прислали).

Физическое развитие
Малыш прибавит в весе около 650 граммов, подрастает со дня рождения приблизительно на 14 см.

На пятом месяце ребенок становится более гибким и подвижным. Кроха лежит на животе, опираясь на предплечья и держа голову прямо. При этом с интересом рассматривает лежащие перед ним игрушки, иногда пытается дотянуться к ним рукой. Лежа на животе, переворачивается с живота на спину, норовит ползать вперед и назад. Помогите малышу освоить этот навык. Положите перед малюткой игрушку, хвалите за попытки дотянуться к ней. Для начала сделайте так, чтобы он мог ножками во что-то упираться или подставьте свою руку, немного помогите ему. Обязательно похвалите его за успех.

Лежа на спине, кроха хватает свою ножку, подтягивает пальчики ног ко рту, сосет их. Неплохо переворачивается со спины на живот, пытается сесть. Недолго может сидеть, прислонившись к опоре – в подушках или детском креслице, при этом хорошо удерживает голову. Малютка тщательно изучает игрушки, затем тянет их в рот. Трясет погремушкой, слушая ее звучание, выронив, ищет ее глазами. Умеет держать одной или двумя руками бутылочку.

Кожа ребенка еще подвержена раздражению, потнице. Чаще меняйте малышу подгузники, купайте его каждый день, обрабатывайте раздраженные места присыпкой.

Психологическое развитие
В этом возрасте ребенок продолжает изучать мир, очень стремится к общению. Сидячее положение дает ему новые возможности для исследования окружающих предметов и игры. Стремится активно участвовать в происходящем вокруг, привлекает к себе внимание различными звуками. Малютка гулит, агукает, громко произносит многие гласные и согласные звуки, пытается соединить их в слоги. Находясь в одиночестве, внимательно прислушивается к произносимым звукам. При появлении взрослых лепет усиливается. Повторяйте язык малыша, он поддержит «диалог».

Ребенок начинает отличать цвета. Замечает перемены в окружающей обстановке и эмоционально реагирует на них. С увлечением осматривает родителей, ощупывает лицо руками, дергает за волосы, сует пальцы в рот. Рассматривает лица на картинках. Малыш прислушивается к звукам, пытается найти источник звука, реагирует на удаленные звуки - до 3 метров.

Ребенок с радостью играет, если с ним что-то делают – щекочут, поднимают и опускают его, громко смеется. Лепечет в такт потешкам, играет в «ку-ку».Прислоните ручки малыша к своим губам или щекам и произносите с разными интонациями и мимикой простые слоги, это вызовет радость и смех крохи.

Поиграйте с малышом: поднесите к зеркалу, помашите своей рукой своему отражению, скажите: «привет!», обхватите ручку малютки и помашите ею. Выполняйте перед зеркалом простые действия: качайте головой, хлопайте в ладоши, покажите язык.
Повесьте перед малюткой игрушки разного размера, чтобы он мог к ним дотянуться, положите несколько игрушек, он будет учиться брать их самостоятельно. Взяв игрушку, малыш учится стучать ею, перекладывать в другую руку, или бросать ее перед собой. Обязательно похвалите кроху за успехи!

Давайте чаду слушать разную музыку, говорите с ним, какая это музыка - грустная или веселая. Не оставляйте музыку на долгое время, постоянный звук быстро утомляет кроху. Возьмите малютку на руки и потанцуйте с ним, улыбаясь и поощряя смех малыша.

Исследуя окружающий мир, кроха тянет все предметы в рот: изучая их, кусает, облизывает, пытаясь ощутить их. Следите за чистотой вещей, окружающих ребенка, но не мешайте ему брать игрушки в рот. Когда он подрастет, научится изучать предметы по-другому. Главное, чтобы игрушки были изготовлены из безопасных материалов, не были слишком мелкими. В будущем можно дать в руку малютке сушку или крекер – он будет учиться кусать и разжевывать пищу.

Вопросы мам про развитие ребенка от 4 до 5 месяцев

Ребенок до года

У малыша тонус, что это такое и что делать?

17 0

Нашему ребенку всего 5 месяцев и уже мне сказали, что у него повышенный тонус, хотя до меня до сих пор не доходит, что это такое. Вроде мышцы как - то напряжены и не расслабляются правильно, я так поняла. Но, оказывается, еще бывает пониженный тонус, у нашего этого нет. Что теперь делать? Массаж поможет? Или нужно к какому - то врачу обращаться, к невропатологу например? И стоит ли вообще паниковать? Я паникерша по натуре, поэтому немного страшно, главное, чтобы ребенку было хорошо и сейчас, и в будущем. Если массаж поможет, сколько нужно будет пройти процедур? Что скажите?