Большим грудничкам, как и маленьким, очень нужен массаж. Поэтому не стоит думать, что необходимость в таких процедурах уменьшается по мере роста вашего карапуза. Последний квартал первого года жизни ребенка очень важен для его физического развития, и массаж поможет родителям дать ребенку хорошую физическую базу для подготовки к скорой ходьбе. О том, как массировать ребенка в возрасте 9-12 месяцев и на что обратить особое внимание в этом возрасте, мы расскажем в этом материале.
К 9 месяцам ваш малыш освоил много новых движений и навыков. Он уже не является тем беспомощным комочком, который вы принесли из роддома. Обычно в 9-12 месяцев дети прекрасно меняют положение своего тела в пространстве, переворачиваются с боку на бок, со спины на бок и на живот, с живота на спинку и т. д. Дети сидят, причем садятся уже самостоятельно. Многие отлично ползают и уже пытаются вставать. Некоторые неплохо стоят в манеже или кроватке и уже пытаются делать первые шаги.
Нагрузка на опорно-двигательный аппарат подвижного и любознательного ребенка выросла в десятки раз, особенно если карапуз имеет лишний вес. Массаж в этом случае поможет скомпенсировать нагрузку, правильно распределить ее, чтобы опорно-двигательная система, все косточки, суставы и связки развивались гармонично и правильно.
У ребенка в указанном возрасте отлично развита пассивная речь. Даже если не он произносит отчетливых слов, то, поверьте, он прекрасно понимает то, что говорят взрослые. Массаж, сопровождающийся играми, общением, зарядкой и гимнастикой, способствует развитию речи, психомоторики, эмоциональной сферы ребенка.
Как и в более раннем возрасте, массаж на последних месяцах первого года жизни способствует укреплению иммунитета. Дети, которым родители продолжают делать массаж, реже болеют, интенсивнее развиваются. Массажные процедуры позволяют успокоить гиперактивного ребенка и взбодрить явного флегматика. И, конечно, массаж настоятельно показан детям, которые страдают задержкой физического развития.
Родители, которые до 9 месяцев практиковали массаж, обычно хорошо знают, что ребенку с температурой или лихорадкой проводить очередной сеанс категорически запрещено. К противопоказаниям также относятся:
Лечебный массаж, который обычно назначается детям с патологиями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями, в домашних условиях обычно не проводится, им должен заниматься профессиональный массажист. Дома родители самостоятельно проводят общие развивающие сеансы для укрепления мышц и связок.
Поскольку ваш малыш вырос, то проводить массаж в 9,10, 11 и 12 месяцев на столе или пеленальном столике будет затруднительно. Тем более что ребенок вертится, переворачивается, что чревато его падением с высоты и получением переломов и черепно-мозговых травм. В этом возрасте опытные родители обычно проводят массаж и гимнастику на полу. Для этого вам понадобится гимнастический коврик из пенополиуретана, который не пропускает холод от пола, чистая и сухая пеленка, которой можно застелить коврик на время массажа, и небольшая клеенка, которая убережет ваш ковер и коврик – «пенку», если вдруг малыш описается во время сеанса.
Также дополнительно подготовьте все, что может понадобиться для профилактической процедуры – гипоаллергенное массажное масло, детский крем, влажные салфетки. Также приготовьте игрушки, мячики, фитбол и все, что вы применяете для упражнений, которые последуют после массажа.
Не забудьте, что кожа малышей очень чувствительная. Как и при массировании грудничков, ее легко травмировать. Позаботьтесь о том, чтобы на пальцах массажиста не было колец, на руках – браслетов и наручных часов. Руки должны быть чистыми и теплыми.
Температура воздуха в помещении не должна превышать 21 градуса тепла. В комнате должно быть достаточно влажно. 50-70% – рекомендуемый показательно влажности воздуха.
Как и в более младшем возрасте, важно выбрать нужное время для проведения сеанса – не стоит массировать ребенка сразу после еды – его может стошнить, а физическая нагрузка затруднит пищеварение. Голодному малышу также не стоит навязывать развивающие занятия, он будет плакать и возмущаться, что явно на пользу не пойдет ни ребенку, ни психике мамы. За час до кормления или через час после кормления – самое удачное время для массажа и гимнастики. Если вы делаете успокаивающий массаж, проводите его вечером перед купанием и отходом ко сну. Развивающий и укрепляющий массаж лучше всего проводить в первой половине дня, поскольку он тонизирует нервную систему, заснуть после него бывает довольно сложно.
Массаж ребенку от 9 до 12 месяцев проводится по-прежнему классический, включающий в себя растирания, разминания и вибрационное воздействие. Но от младенческого классического массажа он отличается тем, что разрешается более интенсивное растирание и разминание мышц, длительность выполнения каждого приема вырастает, а сам сеанс вместе с гимнастическим комплексом теперь уже продолжается не 15 минут, как раньше, а до 40 минут.
Многие упражнения теперь будут проводиться в тесном сотрудничестве с малышом, ведь он уже умеет выполнять некоторые просьбы мамы, например, перевернуться на животик, если его о том просят. Маме придется приложить немало фантазии, чтобы сделать массаж для ребенка интересным и увлекательным – одними стишками и потешками его теперь не развлечешь. Нужны новые впечатления, новые предметы и их грамотное применение.
Делать массаж и комплекс упражнений для деток указанной возрастной категории рекомендуется по методу Ирины Красиковой – известного доктора ЛФК в педиатрии и одного из лучших преподавателей детского массажа в России. Она учитывает не только тот факт, что мышцы ребенка можно массировать в пассивном состоянии, но и рекомендует давать им одновременную физиологическую нагрузку. Более подробно давайте рассмотрим ее метод для детей 9-12 месяцев.
Приготовьтесь к тому, что массажный комплекс будет выполняться в разных исходных положениях, как лежа, так и стоя, и сидя. Начинают массаж из положения стоя (если ребенку исполнилось 10-11 месяцев) или из положения сидя, если ему менее 20 месяцев.
Первое упражнение – боксирование. Разотрите ручки ребенка теплыми руками, согрейте их, вложите в ладошки погремушки или другие интересные ему предметы, которые он может ухватить целиком. Попеременно, придерживая ручки за локотки, делайте боксирующие движения, вставляя их вперед.
Ножки массируют в исходном положении лежа на полу. Начинайте с пальчиков, переходите к пятке. Уделите внимание зоне подъема стопы – массаж ее должен быть избирательным, дифференцированным. Если малыш встает на ножки с опорой на внутреннюю часть стопы, массируйте внешнюю, если он опирается на внешнюю, массируйте внутреннюю часть свода. Это поможет укрепить мышцы стоп для правильного положения ножек. Массаж ног включает в себя также растирание и разминание голеней, боковых частей и задней части бедра. Колено и подколенную впадину не трогают.
По методу Красиковой, массирование ножек следует завершить сгибаниями и разгибаниями, как одновременными и синхронными, так и попеременными («Велосипед»).
После массажа живота и грудной клетки в положении лежа, представляющего собой мягкие растирания, попросите ребенка перевернуться на правый и левый бок, потом на живот. Перевороты следует совершить 5-6 раз. После этого можно массировать спинку, поглаживая ее, но избегая воздействия на позвонки в частности и весь позвоночный столб в целом.
Если ребенок по команде переворачиваться еще не умеет, заинтересуйте его яркой игрушкой, поставьте ее сбоку и попросите малыша дотянуться.
Массируя спинку, родители должны придерживаться определенно порядка действий: сначала растирают спинку ладонями, потом массируют длинные продольные мышцы щипками, применяют пилящие движения ребрами ладоней. Переходят от шеи к ягодицам. Когда кожа спинки станет розовой, воздействие прекращают.
После массажа спинки начинайте поднимать ребенка из горизонтального положения в вертикальное – для этого дайте ему ухватиться за ваши пальцы и сначала поставьте ребенка на колени, а потом аккуратно подтяните руки выше, чтобы малыш начал подъем с опорой на стопы.
Массаж груди проводят поглаживанием верхней и нижней части грудной клетки и небольшим вибрирующим постукиванием в области межреберья. После массажа груди переходите к хождению на руках. У Ирины Красиковой в описании курса это упражнение носит называние «Тачка». Из положения лежа на животе приподнимите ножки и продвигайтесь по коврику с малышом, который будет опираться на ручки в сторону красивой игрушки.
Завершает массаж общее нежное поглаживание и похвала, после чего можно попробовать ходить. Поставьте ребенка спиной к себе, чтобы его стопы находились на ваших сверху. Предложите ему походить. Сделайте вместе несколько шагов в медленном темпе. Придерживайте руками ребенка за туловище.
Если ребенку 9 месяцев и он еще не стоит и ползает с трудом, такие упражнения следует заменить на упражнения на четвереньках, стимулирующие более активное ползание. Если не учесть индивидуальных особенностей малыша (слабая спинка, слабые мышцы живота и т. д.), можно навредить крохе.
Делая расслабляющий массаж, избегайте активных упражнений совсем. Это должны быть только пассивные приемы без интенсивных растираний и разминаний. Лучше всего ограничиваться мягкими успокаивающими поглаживаниями сначала рук и ног, потом животика по часовой стрелке, груди, спинки, попы, стоп и ног.
У детей в этом возрасте появляются активные и согласованные движения, которые подготавливают ребенка к навыку самостоятельного стояния и ходьбе. В движениях рук преобладает правая рука, в особенности указательный палец; мелкие предметы берет двумя пальцами, пытается снять чулок.
Ближе к году уже можно не делать основные приемы массажа, остается только массаж живота и спины.
А вот — 12 месяцев ребенку будет очень полезны.
Для игр ребенка надо отгородить специальное место , где есть предметы, за которые он может ухватиться и встать или ходить. Часть времени бодрствования ребенок может проводить в манеже, где эти условия есть, но ограниченная площадь индивидуального манежа все же не даёт ребенку 11 -12 месяцев жизни двигаться должным образом и столько, сколько он может.
В 10-11 месяцев дети уже могут влезать на невысокий диванчик, перевернутый ящик, подлезать под стол или стул. Они много ползают, в особенности когда стремятся быстро до чего-либо добраться, с удовольствием делают свои первые шаги, ходят, придерживаясь за предмет, за руку взрослого.
С 10-11 месяцев малыша надо учить ходить, держа его сначала за ручки, потом можно отойти на маленькое расстояние либо просто подозвать ребенка к себе, либо показать ему что-то интересное.
При обучении ребенка навыку ходить не следует водить его за одну руку; в этом случае развивается неправильное положение туловища, ребенок выгибается в одну сторону. Что в свою очередь может повлиять на искривление позвоночника, возможен и вывих в локтевом суставе, если руку ребенка резко потянуть вверх (это происходит рефлекторно, когда малыш падает).
В этот возрастной период не рекомендуется использовать каталки, « » или вожжи. Ребенок вынужден приспосабливаться к движению каталки. Если каталка по инерции катится быстро, малыш не успевает за ней и падает, к тому же здесь центр тяжести больше направлен на ручки малыша, его движения в большей степени требуются на движения этой каталки, а не ни координацию движения ног. А на счет «ходунков» и вожжей, при их использовании сам ребенок не прилагает своих усилий для того чтобы овладеть умением ходить. Он двигает ногами, пассивно следуя за движением этих ходунков или вожжей. А может и просто напросто провиснуть на поддерживающих трусиках.
Вожжи используют тогда, когда ребенок научится ходить без опоры. Они помогают предотвратить его падение и избавляют от необходимости держать малыша за одну руку.
Для , как и в предыдущие месяцы, проводятся воздушные ванны, обтирания, обнажение стоп, сон на воздухе, купание с последующим обливанием более прохладной водой, прогулки, продолжается плавание в бассейне.
Итак, детский массаж и гимнастика по методике Ирины Красиковой для здорового ребенка в возрасте 9-12 месяцев.
Перед этим Вам будет полезно прочесть , « », а также , автор периодически ссылается на него.
1. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.
2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.
3. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.
4. Массаж спины и ягодиц.
5. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.
6. Массаж живота.
7. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.
8. Наклоны, 2-3 раза.
9. Приседания, 4-6 раз.
10. Массаж груди.
11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно, 1-2 раза.
12. Круговые движения руками, 4-6 раз.
13. «Тачка» (ходьба на руках).
14. Обучение ходьбе.
15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.
Сгибайте и разгибайте руки ребенка, вложив ему в кисти кольца или другие удобные для захвата игрушки.
Во время выполнения этого упражнения малыш сидит или стоит.
попеременно делаются в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (см. IV комплекс № 2). Ребенок выполняет эти упражнения самостоятельно или с помощью взрослого.
В возрасте 9-10 месяцев ребенок поворачивается самостоятельно по просьбе взрослого: «Повернись на живот», и в ту сторону, где лежит интересующая его игрушка.
Напомним план массажа спины и ягодичной области:
Поглаживание по всей спине ребенка, 2-3 раза,
Растирание подушечками пальцев и пиление по всей спине и ягодицам (до легкого порозовения кожи),
Поглаживание, 2-3 раза,
Разминание длинных мышц спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание,
Разминание ягодичных мышц, поочередно 5-6 раз каждую,
Поглаживание, 2-3 раза,
Стимуляция ягодичных мышц поколачиванием или пощипыванием.
Вложив в кисти ребенка кольца, отведите руки ребенка в стороны и вверх к голове на уровень ушей (см. IV комплекс № 12). Ребенок поднимает голову, затем встает на колени, а потом, опираясь на одну согнутую ногу, встает во весь рост.
Напоминаем план массажа:
Поглаживание: круговое, встречное, по косым мышцам живота, по 2-3 раза каждый прием,
Растирание подушечками пальцев,
Стимулирующее пощипывание вокруг пупка,
Поглаживание: все приемы по 2-3 раза каждый.
И. п.: ребенок лежит на спине.
Держите палочку (или игрушку) на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: «Подними ноги».
Вначале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут. В таком случае прикоснитесь палочкой к ступням ребенка, побуждая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем (рис. 76). Упражнение становится активным и повторяется 3-4 раза в медленном темпе.
И. п.: ребенок стоит спиной к взрослому.
Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот - для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите: «Наклонись, достань игрушку» и т. п., побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая (рис. 77), затем выпрямиться (рис. 78).
Это упражнение повторяется 2-3 раза детьми, которые могут стоять без опоры, и является активной тренировкой для мышц спины ребенка.
Если ребенок хорошо стоит без опоры, то возьмите его за руки и побуждайте присесть на корточки (рис. 79), разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая: «Присядь, встань». Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки. Повторите 4-6 раз.
Поглаживание верхней части груди, 2-3 раза.
Поглаживание но межреберьям, 2-3 раза.
Ребенок легко присаживается с поддержкой за одну руку (рис. 80). После 10 месяцев ребенок присаживается самостоятельно.
Зафиксируйте колени ребенка руками, не давая им сгибаться. Попросите малыша: «Сядь, возьми игрушку» (рис. 81). Если ребенок свободно садится, то упражнение делается один раз. Если же малыш помогает себе, опираясь на локоть, то повторите движение с опорой на локоть другой руки.
И. п.: ребенок сидит.
Это хорошо знакомое вам упражнение делайте с игрушками в медленном темпе под ритмичный счет. Затем попросите малыша сделать эти движения самостоятельно.
И. п.: ребенок лежит на животе.
Приподнимите малыша в горизонтальном положении, поддерживая его под бедра, гак чтобы он опирался на ручки. Положите впереди привлекательную игрушку и побуждайте ребенка переставлять руки, приближаясь к ней. Повторите это упражнение 2-3 раза. Это упражнение укрепляет почти всю мускулатуру тела, тренирует опорность рук.
Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите: «Давай, походим» и пройдите короткое расстояние (рис. 82).
Ваш малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия. Предложите подлезть под невысокий столик, стул и т. п., заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребенка забираться на диван, кресло и т. д., спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки.
Обучение ходьбе и лазанию лучше проводить вне занятий, в любое удобное время. Это игра, игра веселая и увлекательная. Активно участвуйте в ней, придумывая новые задания. Станьте сами ребенком - хоть ненадолго!
Мы рассмотрели комплекс упражнений детского массажа и гимнастики в 6-9 месяцев по методике Ирины Красиковой .
Будьте здоровы!
В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д.
Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.
Продолжительность массажа и гимнастики должна составлять около 30 минут.
. Ваши руки должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.
. Во время упражнений пойте, разговаривайте, играйте с ребенком - тем самым вызывая у него положительные эмоции.
. Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему, в ласковой форме, можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др.
Приемы массажа и гимнастические упражнения должны постепенно усложняться. Но, обязательно, с учетом индивидуальных и физических особенностей малыша. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобразноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.
. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
. Гимнастика и массаж должны проводиться не менее чем через полчаса после приема пищи малышом.
. Скользящие шаги (с вибрацией)
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка.
Возьмите в руки голень ребенка так, чтобы большой палец Вашей руки находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней.
Выпрямите левую ногу ребенка и слегка ее встряхните. Затем снова ее согните так, чтобы его пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности (см. рис.). Повторите это и с правой ногой.
Повтор 6 раз каждой ногой.
Описанное выше упражнение усложняется тем, что ребенок должен самостоятельно сгибать и разгибать ноги по команде взрослого.
Повтор 6 раз сначала медленно, а затем в более быстром темпе.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног.
Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд — деревянную палочку.
Приподнимите палочку на высоту прямых ног ребенка и предложите ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней (см. рис.). Повтор 7 раз.
Исходное положение: сидя или стоя.
Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с Вашей помощью поочередно сгибает и разгибает руки.
Повтор 6 раз (по 3 раза каждой рукой).
И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук.
Вложите в ладони ребенка большие пальцы рук и осторожно сожмите кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за Ваши пальцы.
Осторожно разведите руки ребенка в стороны и плавно поднимите их вверх. Затем вытяните руки вперед и осторожно опустить.
Теперь повторите эти движения в обратной последовательности.
Повтор 6 раз.
Исходное положение: стоя спиной к Вам.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног.
Правой рукой придерживайте колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левой - под его животиком.
Положите любимую игрушку ребенка у его ног. Затем попросите ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук.
Следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми (см. рис.).
Повтор 3 раза.
В силу того что ребенок уже может осознанно двигаться, пусть он выполнит это задание самостоятельно по Вашей просьбе.
Повтор 2 раза: 1 раз в правую сторону и 1 раз в левую сторону.
И. п.: лёжа на животе, ногами к Вам..
Упражнение способствует развитию мышц спины и живота.
Вложите большие пальцы в ладони ребенка и осторожно сожмите их в кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.
Поднимите руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка рефлекторно будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться Вам в живот.
Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (см. рис.). Можно усложнить упражнение, используя кольца.
Повтор 2 раза.
Исходное положение: лежа на животе.
. Начните массаж с нескольких поглаживаний.
. Затем приступите к растиранию. Его следует делать ладонями и кончиками пальцев.
. Выполнив растирание, вернитесь к поглаживанию.
. Перейдите к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть.
. Опять погладьте.
. Пощипайте ягодицы и длинных мышцы спины.
. И снова погладьте.
Повтор по 3 раза.
Исходное положение: лежа на спине.
. В начале процедуры следует сделать несколько круговых поглаживаний.
. Затем перейдите к встречным поглаживаниям и лишь после этого к поглаживаниям по косым мышцам живота.
. Осторожно разотрите животик кончиками пальцев.
. И снова погладьте.
. Пощипайте вокруг пупка,
. Завершите массаж несколькими поглаживающими движениями.
Повтор по 3 раза.
Данное упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук.
Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка.
Исходное положение: лежа на животе.
. Положите ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками (как на рис.).
Ноги малыша при этом необходимо придерживать.
. Затем переложите ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положите игрушку на пол и попросите малыша достать ее или дотронуться до нее руками.
Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.
Исходное положение: стоя на твердой поверхности.
Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца.
Дайте ребенку в руки кольца, слегка потяните за них вниз, в результате чего малыш должен присесть.
Затем подержите ребенка в таком положении 1-2 секунды и, снова потянув за кольца, помогите ему подняться.
Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять.
Повтор 2 раза.
Просто позвольте ребенку побольше ползать, за игрушкой или просто так.
Ходьба с поддержкой за руки
Исходное положение: стоя на полу.
Для выполнения упражнения возьмите ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.