Наряду с постоянной заботой о соматическом здоровье малыша, не меньших усилий требует от родителей и интеллектуальное развитие ребенка. Интеллект - это не только накопление суммы знаний, а в первую очередь умение применить эти знания на практике.
Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимости от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление - это две стороны одного процесса, а вернее - своеобразный замкнутый круг. Развивая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.
Есть много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, что, пожалуй, далеко не всем известно, - массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного и школьного возраста, влияющие как на развитие у ребенка речи, так и на развитие его мышления.
Массируя определенную микросхему тела (ухо, рука), мы заставляем четко и слаженно работать все системы организма. Именно слаженная работа всех систем подготавливает почву для лучшего развития памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также способствует более полному восприятию информации и умению ее логически преобразовать.
Массаж можно применять с самого раннего возраста. Лучше не гадать на кофейной гуще - вырастет из вашего ребенка интеллектуал или нет, а целенаправленно способствовать этому, помогая малышу самому осваивать азы массажа. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения самостоятельно. Если массаж делается регулярно (каждый день), ребенок привыкает к этому ритуалу, выполняет его не тяготясь, как нечто само собой разумеющееся - как, к примеру, ежедневное умывание или чистку зубов. Эта процедура неутомительна, занимает не более 10 минут. Время, потраченное сегодня, в будущем поможет вашему сыну или дочери.
Аурикулярный массаж для детей
Этот массаж помогает лучше работать и развиваться различным системам организма, нормализует состояние нервной системы, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности и т. д.
Аурикула - это ушная раковина. Лечение путем воздействия на ушную раковину известно с древних времен. В Европе же аурикулотерапия начала применяться только в XX веке. Несложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в детскую практику. Такой массаж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни.
По утверждению восточных целителей, ушная раковина является пультом управления всего тела. Некоторые ученые представляют аурикулу как эмбрион (зародыш человека) в перевернутом виде: мочка уха соответствует голове, а по мере продвижения вверх (к верхушке уха) расположены зоны, представляющие туловище, органы туловища и конечности.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют 18 зон. Каждая зона «контролирует» определенную систему организма человека. Так, определены зоны для повышения силы концентрации внимания и улучшения памяти.
Самый простой вариант целенаправленного влияния на зоны внимания и памяти приводится ниже.
Массаж аурикул можно проводить несколько раз в день, но не чаще чем через 5 часов. Не рекомендуют выполнять его перед сном. Полезно растереть уши сразу после сна, можно не вставая с постели. Безусловно, это полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм.
Аурикулярный массаж целесообразно начинать с области мочки и завитка, продвигаясь в направлении вершины ушной раковины и далее - ножки завитка, повторяя прием 2-3 раза. Затем 2-3 раза массируется противозавиток: сначала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее указательным пальцем 2-3 раза выполняется поглаживание по краю границы противозавитка и раковины в направлении от противозавитка до внутренней стороны завитка.
После массажа самой ушной раковины надо хорошо отмассировать козелок и прилегающую к нему область. (Считается, что ежедневный массаж козелка улучшает работу иммунной системы организма.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание кожи перед козелком сверху вниз. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной раковины и чувства тепла в ней. В среднем это 3-5 минут.
Массаж ушных раковин нужно делать одноименными руками: левое ухо - левой рукой, правое ухо - правой рукой. Удобнее всего выполнять массаж, посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе, или положив его на живот. Скрещенные руки ребенка в таком положении остаются под головой. Массаж нужно делать мягко, но чувствительно, без остановок, потому что прерывание массажа даже на 30 секунд отменяет весь предыдущий эффект. Желательно при массаже придерживаться одного ритма (медленного или быстрого). Как правило, выбор ритма происходит инстинктивно.
Эффект от массажа ушной раковины усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук.
Кисти рук - еще один «экран» состояния систем и органов человека.
Знаете ли вы, что пальчики вашего малыша, еще такие неловкие и неумелые, помогают ему учиться мыслить? Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем лучше их координация, тем быстрее у него развивается речь, а следовательно, и мышление.
Считается, что если ребенок в 7-месячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится речевых расстройств, сложностей в развитии мышления.
Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в возрасте, когда ребенок еще лежит (4-5 месяцев).
Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев.
Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладошка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев к запястью, как если бы вы надевали перчатку. Ладонь надо растирать и разминать интенсивнее, с большими усилиями, чем тыльную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладошки. Там находится так называемая «Точка труда», или «Дворец труда». Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ребенка в кулачок, и безымянный палец будет указывать место расположения этой точки.
Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со стороны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон. Сначала необходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом растираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввинчивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж заканчивается поглаживанием пальчика, его растягиванием.
Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдающихся частей ладони у основания этого пальца. Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик на правой руке, а затем на левой, безымянный на правой - на левой и т. д.
Общий массаж кисти заканчивается растиранием запястий, что улучшает лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета.
Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!
Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференцированнее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться мыслительная деятельность, речь.
Обращайте внимание на ведущую руку ребенка. У людей с доминантным (ведущим) левым полушарием лучше работает правая рука (их большинство), с доминантным правым полушарием - левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой и левой рукой - это так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, напоминаем родителям, что нет необходимости заставлять ребенка работать только правой рукой. Это чревато довольно серьезными последствиями: могут выявиться негативные проявления психики ребенка.
Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите. Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальцев раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потрясите руками и повторите упражнение. Движения большого пальца к себе и от себя - очень хорошее и полезное упражнение.
А теперь попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее - расслабьте кисти. Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно упасть вниз. Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы - упругими, пальцы - гибкими.
Своеобразные «занятия» вы можете проводить чуть ли не ежечасно, в процессе бытовых действий.
Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спешите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробовать застегнуть еще более мелкие пуговицы.
Очень полезна для развития координации движений рук шнуровка ботинок. Если ботинок нет, то дыроколом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и показать малышу, как туда продевается шнурок. Затем он сможет по дырочкам составлять рисунки, орнаменты, после выполнения узора завязать бантик. Эти занятия развивают зрительную память, учат концентрировать внимание.
Дайте в руки ребенку тонкие счетные палочки. Их надо удержать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может усложниться. Более старшим детям можно предложить выложить из палочек «колодец». Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом заданными. Если ребенок сможет выполнить такое упражнение, предложите ему выстроить такой же колодец при следующем условии: палочки можно брать только одноименными пальцами обеих
рук: сначала выстроить колодец мизинцами, затем только безымянными, средними, указательными и, наконец, большими пальцами.
Задания эти трудные, но выполнимые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выполнять это задание, внося в игру соревновательный элемент, у ребенка будут формироваться только положительные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителем, потребует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться.
Чтобы ребенок не скучал, а одновременно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще предлагайте краски с кисточками, карандаши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фигурок пальчиками.
Хорошо бы научить ребенка играть на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округлой, пальцы немного согнутыми. Ударять сильно, уверенно о твердую поверхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с большого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Большой палец отрывается от поверхности только тогда, когда следующий палец уверенно ударяется о стол, и т. д.
Много других упражнений вам подскажет ваша фантазия, ведь взрослые любят играть не меньше детей.
Обращаем ваше внимание на то, что во время этих игр-занятий ваш ребенок получает определенные знания, и в первую очередь речевые, с того самого момента, когда происходит первое общение родителей со своим ребенком. Не ждите, когда ребенок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он, тем не менее, накапливает пассивный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осознанные периоды его развития.
Мелкая моторика играет ведущую роль в развитии ребенка. Но не все знают, как кроме игр развить умение пальчиков двигаться, чтобы ребенок, и речью вовремя овладел, и развитием не отставая от сверстников. Для этого оптимально подойдет массаж ручек и пальчиков.
Поскольку кончики пальцев напрямую связаны с мозгом, это объясняет прямое влияние пальчикового массажа на развитие речи и мыслительных процессов у ребенка.
Делать пальчиковый массаж можно с первых суток жизни маленького человека. Логопедическиймассаж не толькоразвивает речь, но и расслабляеторганизм, а также повышает настроение. Используется в комплексе с лечебным и некоторых других патологиях. При соблюдении основных правил массирования такая процедурабудет иметь следующие результаты:
Прежде, чем приступить к упражнениям пальчиковой гимнастики, необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, а также логопедом. Последний реально оценит необходимость логопедической гимнастикипальцев для конкретного ребенка. Время массирования согласно медицинским исследованиям составляет около 15 минут в день. Упражнения пальчиковой гимнастики сочетаются с играми для развития мелкой моторики.
Если ребенку меньше 3-х месяцев, то необходимо проконсультироваться с невропатологом. Младенец может иметь или пониженный мышечный тонус. Если таких проблем нет, то достаточно простых поглаживающих и растирающих движений. Можно слегка разминать пальчики и ладони.
После трех месяцев родителииспользуютподсобные предметы, которые при массаже катают на ладошках и ручках малыша. Как оптимальныйвариант, в таком случае пригодится грецкий орех или шишка. Это предмет с выступами, но округлой формы.
После года ребенку назначается полноценный массаж, который включает в себякомплекс движений для развития моторики и речи.
Основные принципы проведения массажа для ребенка:
Это далеко не все приемы, которые включены в полноценную пальчиковую гимнастику. Важно, что в финале последними движениями считаетсяспокойное поглаживание пальчиков и ладоней ребенка.
После того, как малышу исполнится год, можно вовлечь его в процедуру массирования. Основные упражнения, которые можно предложить ребенку:
В таких видах упражнения огромная ценностьв том, что ребенок сам их проводит, а взрослые только немного помогают.
Для грудничка применяется следующая последовательность действий:еголадонь необходимо положить на свою руку и поглаживать все пальчики сначала вместе, а потом каждый по отдельности. Разминающие движения выполняются круговыми воздействиями, очень мягко. Обязательно нажимать на подушечки пальцев, но при этом не переусердствовать. Следующее воздействие на младенца – разжимать и зажимать кулачок. Главное, чтобы время массажа для маленького крохи не превышало 3-х минут.
Если ребенку больше года, то техника массажа становится другой. В первую очередь воздействие происходит на всю руку. Ее нужно погладить от локтя и до кончиков пальцев. Потом размять все запястье от ноготков, до самого верха, чтобыположительно воздействовать на суставы. Затем следует пощипать кисти рук по бокам,и размять бугорки под всеми пальцами. Согнуть и разогнуть каждый палец, а потом потрясти всю руку. Важно при этом произносить разные скороговорки и стихи. Так ребенку будет легче и веселее, к тому активируются речевые центры головного мозга.
Массаж для рук ребенку с ДЦПсостоит из аналогичных методов воздействия, но передприменениемпроцедуры обязательно проконсультироваться с лечащим врачом. Если не хватает знаний, можно обратиться к видеоурокам , на которых вся техника массажа изложена подробно и профессионально.
Игровая форма логопедического массажапоможет не только активизировать речевые центры в мозгу ребенка, но и развить воображение, мышление, а также просто поднимет настроение. Все родители знают об играх, которые развивают мелкую моторику. В сочетании с пальчиковой гимнастикой они благотворно повлияют и на мышление, и на речь.
Для развития детей можно использовать игры с комками бумаги, отлично подходит независимо от возраста. Ребенок будет комкать листы бумаги, и придавать им шарообразную форму. В итоге, из получившихся шаров получится любая игрушка. Достаточно склеить шары или сделать из них аппликацию.
Оптимальным вариантом игры для развития мелкой моторике являются игры с мелкими предметами. Ребенку смешивают детали красного и синего цвета, их простят разделить по разным стаканчикам. Важно, чтобы детали были небольшого размера. Используется для этого смесь изфасоли и гороха. Предложите отпрыскурольне стандартногохудожника. Пусть нарисует картину из крупы. Закреплять их можно при помощи пластилина.
Кроме этогопомогают развлекающие игры, в которых массирование можно совместить с развлечением, например, рыбалка. Малыш сидит в ванной и при помощи рук изображает плавающих рыбок. В это время мама их ловит, а затем массирует и отпускает. Все это сопровождаетсяшутками, стихами или скороговорками. В таком случае у ребенка еще и память будет развиваться.
Также специалисты советуютупражнение «Снегопад». В мешочек укладываются бумажные шарики разных размеров, а также разной фактуры. Их должно быть столько, чтобы ребенок, просунув руку, ощущал плотное прикосновение. Таким образом, шарики будут играть роль массажеров . В конце игры малышсделает крупный снегопад, разбросав все шарики вокруг, а потом их с мамой ждет уборка.
Родители знают, что развитие мелкой моторики положительно влияет на нормальную работуосновныхцентров мозга. Поэтому массаж ручек давно назначается детям от 0 лет и до школьного возраста. Медики рекомендуют логопедический массаж пальцев и рук при ДЦП, задержках умственного и , а также для расслабления мышечного тонуса. Важно, перед началом внимательно изучить технику проведения процедуры, посмотретьвидеоуроки и проконсультироваться с врачами.
Появление в семье маленькой копии мамы или папы вызывает радость и умиление. Сначала вы разглядываете каждую его складочку и черточку, а потом с нетерпением ждете, когда он скажет первое слово. Пока кроха лишь агукает, нет причин для волнения. Взрослея, малыш начинает осваивать речевые навыки, однако развитие ребенка всегда индивидуально. Может сложиться так, что ваше сокровище столкнется с определенными затруднениями, осваивая речь. Явная задержка или различные дефекты требуют своевременной корректировки. Последние десять лет в логопедии прибегают к массажу языка ребенка - этот массаж направлен на устранение у детей различных нарушений артикуляции и дефектов речи.
Логопедический массаж - очень действенная процедура, которая направлена на разработку проблемных зон языка и улучшение артикуляцииМассаж – древнейший метод лечения различных недугов. Изучая тело человека, лекари многих стран находили особые точки, при нажатии на которые можно было вылечить многие заболевания. По тому же принципу работает и логопедический вариант массажа для детей. Мануальному воздействию подвергают определенные точки языка, губ, ушных мочек, щек и рук. Назначается такой массаж детям тогда, когда у них диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Логопедический массаж представлен несколькими видами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Приходько, Краузе. Используя различные методики и приемы, все они выполняют следующие задачи:
Безусловно, наибольший эффект достигается тогда, когда логопедический массаж проводит обученный специалист. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, некоторые из приемов логопедического массажа вы можете освоить самостоятельно.
Мы подготовили для вас описание несложных упражнений, которые вы сможете выполнять в домашних условиях.
Научные доказательства связи мелкой моторики и навыков речи были получены медиками еще в XIV веке. Предпринятые исследования показали, что мелкая моторика пальцев находится в прямой связи с функциями головного мозга. Ученые выявили и зоны ответственности для каждого пальчика кистей:
Мы начнем наше обучение с пальчиковых упражнений, тем более что логопедический массаж пальчиков безопасен и полезен для всех, его можно проводить и новорожденному ребенку (см. также: ). Он параллельно способствует развитию у детей мелкой моторики. Перед тем как приступить к массажу рук малыша, позаботимся о гигиене собственных рук - обязательно продезинфицируйте их спиртом или используйте стерилиум, смажьте ладони детским маслом. Приступаем к массажу кистей:
Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата. Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений. Полезно посмотреть видео в конце статьи.
В домашних условиях упражнения с языком можно проводить зубной электрической щеткой или с набором детских зубных щеток компании Кампол (подробнее в статье: ). Они почти полностью заменят специальные логопедические инструменты.
При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз. Примеры упражнений:
Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице - особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание. Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа. Выполняйте такие упражнения:
Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками. Выполняются 50 круговых движений - сначала в левом направлении, потом в правом. Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка». Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха. Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой. Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его.
В этой статье:
Кончики пальцев имеют прямую связь с мозгом. Неудивительно, что массаж рук положительно влияет на развитие речи детей, способствует появлению хорошего настроения, налаживает кровообращение и в целом расслабляет. Дело в том, что ладони ребенка имеют особые зоны, напрямую взаимодействующие с органами и отдельными частями мозга, поэтому правильно подобранный массаж и игры с пальчиками малыша позволят избавиться от речевых проблем.
Массажирование рук детей позволяет обеспечить:
Чтобы ощутить все плюсы такого массажа для детей, достаточно будет работать и играть с детскими пальчиками не более 15 минут в день.
Чтобы массаж рук не имел негативного эффекта, необходимо придерживаться определенных правил. Алгоритм проведения массажа сводится к следующим этапам:
Кроме того, массаж рук детей может включать растирания (синхронными движениями), сгибания и разгибания пальцев и некоторые другие манипуляции. Завершением обязательно должно быть ласковое поглаживание пальчиков и ладошек ребенка.
Если обычный массаж рук малыша не увлекает, то можно предложить девочке поиграть в Золушку (например, перекладывая фасоль и кукурузу, смешанные в одной посуде, в разные чаши), а мальчику - разложить перемешанные гайки и шурупы по разным контейнерам.
Можно научить
детей строить фигурки из счетных палочек, зубочисток или спичек, клеить их на цветной картон. Интересный вариант - аппликации из разных видов круп с использованием пластилина в качестве скрепляющего материала.
Конечно же, отличный массаж для развития речи - это собирание мозаики и паззлов, а также ежедневные манипуляции с расстегиванием и застегиванием пуговиц, плетением косичек куклам или завязыванием шнурков.
Регулярное проведение дома гимнастики пальцев рук для детей в игровой форме поможет положительным образом повлиять на развитие речи.
Предложите
ребенку рассказать сказку с помощью пальцев рук. Например, это может быть самая простая сказка про «Курочку Рябу». Рассказывая, нужно будет показывать пальчиками особенности героев и события. Например, можно начать с изображения бороды деда и завязанных узелков платка бабы, а в момент, когда яйцо покатилось, «пробежаться» пальчиками по столу. Такая сказочная гимнастика не только станет отличным массажем рук малышей, но и поможет развитию их воображения.
Можно поиграть с детками на бумаге. Например, отличное занятие для малышей любого возраста, способствующее развитию речи – поделки из бумажных комков. Делать бумажные шарики нужно разного размера. Для этого достаточно будет просто мять листы бумаги, придавая им форму шара.
Из готовых шариков можно склеить снеговика, выполнить аппликацию или просто сложить их в пластиковый стаканчик и вообразить, что это мороженое! Такая простая игра увлечет малыша и будет способствовать развитию пальчиков не хуже дорогостоящих игрушек для мелкой моторики.
Простой способ
развития мелкой моторики детей - массаж пальцев с помощью рисования на подносе с мелкой крупой. Покажите ребенку, как это просто, и предложите попробовать себя в роли необычного художника. Вместе нарисуйте солнце, папу, маму или первый снег.
Используя разноцветные пуговицы разного размера, предложите крохе выложить из них фигурки, которые впоследствии можно будет приклеить на картон с помощью пластилина.
Можно предложить ребенку поиграть с ковриком для раковины. Пусть малыш попробует «шагать» указательными пальцами по клеткам, каждой рукой по очереди. Сопровождать действия лучше веселыми песенками, стишками или прибаутками.
Девочкам и мальчикам - любителям помогать маме на кухне можно предложить помесить, словно тесто, горох и фасоль, смешанные в большой кастрюле. Помимо развития моторики, малыш будет рад осознать себя маминым помощником.
Очень интересная
игра «Хожу в гости». Для начала вам нужно будет нарисовать два домика. Возле каждого домика можно поместить любимых персонажей ребенка, после чего предложить ему провести карандашом линию (дорожку) от одного домика к другому, чтобы персонажи смогли сходить в гости друг к дружке.
Со временем можно будет добавить несколько домиков и сказочных героев, которых малыш будет водить друг к дружке по дорожкам – как широким, так и узким, как прямым, так и извилистым.
«Соединялки». Отличный вариант для массажа рук и улучшения речи - рисование коротких и длинных полосочек. Принимая во внимания интерес ребенка, разработайте необычный сюжет игры.
Массаж для развития речи детей необходимо проводить в форме игры, сопровождая действия веселыми стишками. Начинайте массаж рук с большого пальца и постепенно переходите к мизинцу, растирая сначала подушечки, затем передвигаясь к основанию.
Продолжайте массировать
руки поглаживанием ладоней с помощью шариков из разных материалов:
Предложите ребенку сделать себе массаж самостоятельно, например, покатать шарики в ладошках и сделать им легкие «щелбаны» с помощью указательного и большого пальчиков.
Помассируйте малышу руки обычным шестигранным карандашом. Зажмите его между пальчиками ребенка и предложите покатать, показывая, что пальчики могут быть послушными, если их немного потренировать.
Удачные приемы в массаже для развития речи - это использование орехов или четок. Лесные орехи (или небольшие грецкие) ребенок может катать в ладошках, а четки можно перебирать пальчиками на скорость в виде соревнования с кем-то из членов семьи или сверстниками в детском саду.