Мозг человека – сложный и загадочный орган, и даже сейчас мы знаем далеко не все о том, как он работает. Почему запоминаются одни события и забываются другие? Как улучшить память и до старости сохранить интеллектуальную активность?
Сегодня мы расскажем о некоторых интересных особенностях запоминания и забывания.
Источник: depositphotos.com
Человек всегда мечтает сохранить в памяти радостные, приятные события и поскорее забыть все, что его огорчает. К сожалению, мы не всегда властны над нашей памятью. Мозг порой сам выбирает, что ему помнить, а что забыть, не слишком опираясь при этом на наши желания.
По мнению ученых, лучше всего «застревают» в памяти события яркие (вне зависимости от их эмоциональной окраски). Рутинные повседневные впечатления запоминаются плохо, хотя и повторяются гораздо чаще. Эта особенность работы мозга носит название «эффект ластика».
Организм человека по мере возможности защищает себя от перегрузок, в том числе эмоциональных. Вот почему механизм запоминания снабжен своеобразным фильтром, отсекающим те события и впечатления, которые мозг считает непригодными для длительного хранения. Однако при необходимости этого «сторожа» можно обмануть, используя способ проговаривания. Он состоит в том, что человек мысленно многократно повторяет слова и фразы, описывающие событие, которое он хотел бы запомнить. Несмотря на простоту метода, он работает, и такие воспоминания действительно сохраняются годами.
Изучая проблемы памяти, ученые обнаружили, что люди, которые много читают, даже в солидном возрасте быстрее и подробнее запоминают события собственной жизни, чем их сверстники, не утруждающие себя чтением.
Как выяснилось, дело тут не столько в механической тренировке памяти (которая тоже имеет место), сколько в способности мозга фиксировать информацию, соотнося ее с жизненным опытом человека. А так как у читающих людей кроме чисто событийного опыта есть еще и опыт эмоциональный, почерпнутый из художественной литературы, их память работает эффективнее.
У большинства людей зрительная память развита лучше, чем слуховая или тактильная. Данное свойство можно использовать, когда нужно что-то запомнить. Немного потренировавшись, вы сможете научиться мысленно создавать своеобразный видеоряд, воображая картины, которые ассоциируются с у вас, например, с каким-либо стихотворением. Когда это войдет в привычку, запоминать то, что вам нужно, станет проще.
Одним из свойств человеческого мозга является способность к непроизвольному запоминанию. Действительно, мы порой даже не знаем о том, какой информацией владеем. Многие люди, которым случалось надолго оставаться в одиночестве, впоследствии отмечали, что с легкостью вспоминали длинные стихотворения и даже целые прозаические главы – части тех книг, которые они когда-то прочитали, но не пытались заучивать наизусть. Это свидетельствует о том, что наша память может содержать сведения, которые мы не намеревались хранить, и воспроизводить их в экстремальной ситуации.
Уже давно известно, что люди, всю жизнь занимавшиеся научными исследованиями, до глубокой старости сохраняют хорошую память. Поддержанию интеллектуальной активности способствуют, прежде всего, постоянные поиски и усвоение новой информации.
Как же быть тем людям, профессиональная деятельность которых не связана ни с наукой, ни с преподаванием? Они тоже способны обеспечить свою память регулярными тренировками. Долгое время считалось, что в роли таких упражнений должны выступать преимущественно действия, состоящие в механическом запоминании текстов (заучивание стихов) или использовании и расширении словарного запаса (разгадывание кроссвордов). Эти занятия, бесспорно, полезны, но наиболее эффективным способом тренировки памяти является усвоение информации, принципиально новой для данного человека. Именно оно позволяет формировать свежие нейронные связи в коре головного мозга и увеличивать их количество.
Согласно современным представлениям, лучше всего память сохраняется у тех людей, которые одновременно интересуются максимальным количеством самых разнообразных дел (анализируют политические события, изучают иностранные языки, занимаются рукоделием, растениеводством и кулинарией, следят за новостями культурной жизни, читают много художественной литературы, в зрелом возрасте водят автомобиль и т. д.). Проще говоря, широта интересов – наиболее эффективный способ достижения интеллектуального долголетия.
Ученые, изучавшие особенности человеческой памяти, установили следующее:
Изучение особенностей работы мозга продолжается. Исследователям предстоит раскрыть множество секретов, знание которых поможет людям сохранять здоровье, память и интеллектуальную активность до глубокой старости.
Видео с YouTube по теме статьи:
Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.Может быть произвольным и не произвольным .
Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Исследования П. И. Зинченко и Смирновой.
1 кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени(выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). Эббингауз В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.
Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.
2 Прочность запоминания во многом зависитот повторения . Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Это связано с осмыслением материала.
известны 3 способа заучивания : целостный, частичный и комбинированный. наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н.Шардакова
Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.
распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное
Режим рационального повторения
Если есть два дня
первое повторение - сразу по окончании чтения;
второе повторение - через 20 минут после первого повторения;
третье повторение - через 8 часов после второго;
четвертое повторение - через 24 часа после третьего.
Если нужно помнить очень долго
первое повторение - сразу после запоминания;
второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;
третье повторение - через 1 день после второго;
четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего;
пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения
3 Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).
4. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация .
Мнемо́ника (греч.- искусство запоминания), мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.
Метод последовательных ассоциаций связь при помощи воображ преды со след.
Метод связанных ассоциаций Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Сюда же МЕТОД ЦИЦЕРОНА, Рифмизация и др.
5. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучшеЭббингаузу;
6. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. Зейгарник. исследования в этой области были темой дипломной работы автора.
7. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.
8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время).
9. З-н действия (практика) Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
10. З-н установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Однако Исследования П. И. Зинченко и Смирновой убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.
МЕТОД Цицерона называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. (можно отнести к ассоциативному)
Техника эффективного запоминания
Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, - Желание .
- Осознание . Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.
- Установление связей . Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися знаниями или опытом.
- Яркие впечатления . информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.
- Хорошее внимание . 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию.
Эффект памяти, в металловедении восстановление исходной формы деформир. металлич. изделий в результате нагрева. Наблюдается в сплавах никель титан (нитинол), медь алюминий никель, медь цинк алюминий и др. Связан с образованием мартенсита в… … Большой энциклопедический политехнический словарь
эффект Раншбурга - частный случай интерференции в памяти (см. гипотеза интерференции запоминания), исследованный венгерским психологом П. Раншбургом. Характерен затруднениями запоминания, возрастающими по мере увеличения сходства заучиваемого материала с материалом …
эффект действия незавершенного - (эффект Зейгарник) явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняемого мотивационного напряжения запоминаются… … Большая психологическая энциклопедия
Эффект Ресторфф называемый иначе эффект изоляции, эффект человеческой памяти, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Описание Работа фон Ресторфф (1906−1962) была проведена в ряду других… … Википедия
Закономерность, выявленная Б.В. Зейгарник, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что… … Психологический словарь
эффект Зейгарник - Этимология. Происходит от лат. effectus действие, результат. Автор. Б.В.Зейгарник. Категория. Феномен памяти. Специфика. В соответствии с ним эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Лучше запоминается… … Большая психологическая энциклопедия
Память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.
«Что-то с памятью моей стало…», - мы напеваем эти строчки из великой песни, когда не можем вспомнить что-то до смешного банальное или, напротив, крайне важное и необходимое прямо сейчас (вроде пин-кода банковской карты). Возможно, вы не знаете, что всего лишь пересмотр подхода к запоминанию поможет вам если не , то, по крайней мере, быстрее и качественнее запоминать ключевые моменты чего бы то ни было.
Речь идет об эффекте незавершенного действия, также известном как «эффект Зейгарник». Он заключается в том, что перерывы во время задачи, направленной на запоминание и требующей повышенной концентрации, могут увеличить эффективность ее выполнения.
Литовский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые наблюдала этот эффект в 1927 году. На одной из лекций в Берлинском университете (Humboldt University of Berlin) ее преподаватель Курт Левин отметил, что официанты в кафе всегда помнят о неоплаченных заказах, но часто забывают о тех, что были оплачены заранее. То есть, психолог говорил о том, что незавершенные задачи мы запоминаем лучше, чем завершенные.
Зейгарник решила проверить гипотезу в экспериментальной обстановке, попросив добровольцев выполнить ряд несложных отдельных задач, таких как решение головоломки или сборка плоской коробки. Примерно на половине одного из заданий участники были прерваны, в то время как остальные им позволили спокойно закончить.
После Зейгарник предложила каждому участнику вспомнить детали каждой задачи, которую они выполняли. Результаты оказались впечатляющими: участники описывали подробности незавершенных задач на 90% лучше, чем завершенных. Это свидетельствует о том, что желание довести что-то до конца приводит к сохранению задачи в памяти до тех пор, пока она все-таки не будет завершена.
Как пишет Psychologist World, в 1963 году существование «эффекта Зейгарник» подтвердил британецг Джон Баддели (John Baddeley), использовавший в эксперименте наборы анаграмм. А чуть раньше, в 1953 году, это сделал американский психолог Джон Аткинсон (John Atkinson), отметив, впрочем, что на эффективность запоминания влияют и индивидуальные различия между людьми. В частности, Аткинсон писал о том, что люди с будут больше переживать о задачах, которые не смогли завершить, в то время как для людей с низкой мотивацией даже незавершенная задача окажется менее запоминающейся.
Хотя исследований, в которых изучалась скорость запоминания информации с помощью эффекта незавершенного действия, не так уж много, его все-таки можно использовать в обычной жизни. Например, если вам нужно запомнить длинную последовательность цифр или выучить большой кусок текста, не пытайтесь сделать это за один присест. Дробите информацию на удобные кусочки и запоминайте по частям, обязательно делая перерывы. На самом деле, отдыхать 15 или 20 минут совсем не обязательно. Психологи замечают, что «эффект Зейгарник» будет работать и в том случае, если вы отвлечетесь всего на минуту, чтобы немного или составить список покупок.