Некоторые эффекты и законы памяти. Эффект запоминания формы и мини-энергетика

21.07.2019

Мозг человека – сложный и загадочный орган, и даже сейчас мы знаем далеко не все о том, как он работает. Почему запоминаются одни события и забываются другие? Как улучшить память и до старости сохранить интеллектуальную активность?

Сегодня мы расскажем о некоторых интересных особенностях запоминания и забывания.

Источник: depositphotos.com

Эффект ластика

Человек всегда мечтает сохранить в памяти радостные, приятные события и поскорее забыть все, что его огорчает. К сожалению, мы не всегда властны над нашей памятью. Мозг порой сам выбирает, что ему помнить, а что забыть, не слишком опираясь при этом на наши желания.

По мнению ученых, лучше всего «застревают» в памяти события яркие (вне зависимости от их эмоциональной окраски). Рутинные повседневные впечатления запоминаются плохо, хотя и повторяются гораздо чаще. Эта особенность работы мозга носит название «эффект ластика».

Запоминание с помощью проговаривания

Организм человека по мере возможности защищает себя от перегрузок, в том числе эмоциональных. Вот почему механизм запоминания снабжен своеобразным фильтром, отсекающим те события и впечатления, которые мозг считает непригодными для длительного хранения. Однако при необходимости этого «сторожа» можно обмануть, используя способ проговаривания. Он состоит в том, что человек мысленно многократно повторяет слова и фразы, описывающие событие, которое он хотел бы запомнить. Несмотря на простоту метода, он работает, и такие воспоминания действительно сохраняются годами.

Использование жизненного опыта при запоминании

Изучая проблемы памяти, ученые обнаружили, что люди, которые много читают, даже в солидном возрасте быстрее и подробнее запоминают события собственной жизни, чем их сверстники, не утруждающие себя чтением.

Как выяснилось, дело тут не столько в механической тренировке памяти (которая тоже имеет место), сколько в способности мозга фиксировать информацию, соотнося ее с жизненным опытом человека. А так как у читающих людей кроме чисто событийного опыта есть еще и опыт эмоциональный, почерпнутый из художественной литературы, их память работает эффективнее.

Запоминание с помощью визуализации

У большинства людей зрительная память развита лучше, чем слуховая или тактильная. Данное свойство можно использовать, когда нужно что-то запомнить. Немного потренировавшись, вы сможете научиться мысленно создавать своеобразный видеоряд, воображая картины, которые ассоциируются с у вас, например, с каким-либо стихотворением. Когда это войдет в привычку, запоминать то, что вам нужно, станет проще.

Неосознанное запоминание

Одним из свойств человеческого мозга является способность к непроизвольному запоминанию. Действительно, мы порой даже не знаем о том, какой информацией владеем. Многие люди, которым случалось надолго оставаться в одиночестве, впоследствии отмечали, что с легкостью вспоминали длинные стихотворения и даже целые прозаические главы – части тех книг, которые они когда-то прочитали, но не пытались заучивать наизусть. Это свидетельствует о том, что наша память может содержать сведения, которые мы не намеревались хранить, и воспроизводить их в экстремальной ситуации.

Умственный труд против возрастного снижения памяти

Уже давно известно, что люди, всю жизнь занимавшиеся научными исследованиями, до глубокой старости сохраняют хорошую память. Поддержанию интеллектуальной активности способствуют, прежде всего, постоянные поиски и усвоение новой информации.

Как же быть тем людям, профессиональная деятельность которых не связана ни с наукой, ни с преподаванием? Они тоже способны обеспечить свою память регулярными тренировками. Долгое время считалось, что в роли таких упражнений должны выступать преимущественно действия, состоящие в механическом запоминании текстов (заучивание стихов) или использовании и расширении словарного запаса (разгадывание кроссвордов). Эти занятия, бесспорно, полезны, но наиболее эффективным способом тренировки памяти является усвоение информации, принципиально новой для данного человека. Именно оно позволяет формировать свежие нейронные связи в коре головного мозга и увеличивать их количество.

Согласно современным представлениям, лучше всего память сохраняется у тех людей, которые одновременно интересуются максимальным количеством самых разнообразных дел (анализируют политические события, изучают иностранные языки, занимаются рукоделием, растениеводством и кулинарией, следят за новостями культурной жизни, читают много художественной литературы, в зрелом возрасте водят автомобиль и т. д.). Проще говоря, широта интересов – наиболее эффективный способ достижения интеллектуального долголетия.

Ученые, изучавшие особенности человеческой памяти, установили следующее:

  • чтобы в мельчайших подробностях вспомнить то, что ему нужно, человек должен остаться в очень тихом помещении в полном одиночестве. Дело в том, что мозг, избегающий перегрузок, воспринимает любой шум как помеху для воспроизведения хранящейся в памяти информации;
  • процесс запоминания облегчается, когда человек сыт. После еды мозг получает ударную дозу глюкозы, и его работоспособность увеличивается;
  • небольшой стресс тоже способствует запоминанию, так как при этом события приобретают эмоциональную окраску;
  • тяжелые и продолжительные стрессы, напротив, притупляют память.

Изучение особенностей работы мозга продолжается. Исследователям предстоит раскрыть множество секретов, знание которых поможет людям сохранять здоровье, память и интеллектуальную активность до глубокой старости.

Видео с YouTube по теме статьи:

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.Может быть произвольным и не произвольным .

Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Исследования П. И. Зинченко и Смирновой.

1 кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени(выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). Эббингауз В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.

2 Прочность запоминания во многом зависитот повторения . Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Это связано с осмыслением материала.

известны 3 способа заучивания : целостный, частичный и комбинированный. наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н.Шардакова

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное

Режим рационального повторения

Если есть два дня

первое повторение - сразу по окончании чтения;

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;

третье повторение - через 8 часов после второго;

четвертое повторение - через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить очень долго

первое повторение - сразу после запоминания;

второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение - через 1 день после второго;

четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего;

пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения

3 Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).

4. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация .

Мнемо́ника (греч.- искусство запоминания), мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

Метод последовательных ассоциаций связь при помощи воображ преды со след.

Метод связанных ассоциаций Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Сюда же МЕТОД ЦИЦЕРОНА, Рифмизация и др.

5. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучшеЭббингаузу;

6. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. Зейгарник. исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

7. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.

8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время).

9. З-н действия (практика) Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

10. З-н установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Однако Исследования П. И. Зинченко и Смирновой убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

МЕТОД Цицерона называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. (можно отнести к ассоциативному)

Техника эффективного запоминания

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, - Желание .

- Осознание . Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

- Установление связей . Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися знаниями или опытом.

- Яркие впечатления . информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

- Хорошее внимание . 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию.

    Эффект памяти, в металловедении восстановление исходной формы деформир. металлич. изделий в результате нагрева. Наблюдается в сплавах никель титан (нитинол), медь алюминий никель, медь цинк алюминий и др. Связан с образованием мартенсита в… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    эффект Раншбурга - частный случай интерференции в памяти (см. гипотеза интерференции запоминания), исследованный венгерским психологом П. Раншбургом. Характерен затруднениями запоминания, возрастающими по мере увеличения сходства заучиваемого материала с материалом …

    эффект действия незавершенного - (эффект Зейгарник) явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняемого мотивационного напряжения запоминаются… … Большая психологическая энциклопедия

    Эффект Ресторфф называемый иначе эффект изоляции, эффект человеческой памяти, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Описание Работа фон Ресторфф (1906−1962) была проведена в ряду других… … Википедия

    Закономерность, выявленная Б.В. Зейгарник, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что… … Психологический словарь

    эффект Зейгарник - Этимология. Происходит от лат. effectus действие, результат. Автор. Б.В.Зейгарник. Категория. Феномен памяти. Специфика. В соответствии с ним эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Лучше запоминается… … Большая психологическая энциклопедия

Некоторые эффекты и законы памяти

Эффект Зейгарник

Заключается в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

Эффект Смирнова

В своих исследованиях А. А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Эффект края

При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.

Эффект реминисценции

Улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 - 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

Эффекты Рибо

Известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий – временных потерь памяти, выявил две закономерности:

Память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Динамика забывания

Динамика забывания не носит прямолинейный характер. Запомнив что-то, человек за первые восемь часов забывает столько же, сколько за последующие тридцать дней.

Эффект мотивированного забывания

Фрейд открыл закономерность, согласно которой человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Связь между точностью припоминания и уверенностью в этой точности

Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не сознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.

Человек помнит больше, чем способен припомнить

Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает гипноз. Под его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.

Процессы запоминания и воспроизведения информации несовместимы и противоположно направлены

Можно утверждать, что обширный поток новой информации препятствует припоминанию, в то время, как воспроизведение даже большого объема сведений значительно меньше влияет на процесс восприятия. Так, в состоянии информационного вакуума человек ощущает некоторое прояснение памяти, да и ума в целом.

«Что-то с памятью моей стало…», - мы напеваем эти строчки из великой песни, когда не можем вспомнить что-то до смешного банальное или, напротив, крайне важное и необходимое прямо сейчас (вроде пин-кода банковской карты). Возможно, вы не знаете, что всего лишь пересмотр подхода к запоминанию поможет вам если не , то, по крайней мере, быстрее и качественнее запоминать ключевые моменты чего бы то ни было.

Речь идет об эффекте незавершенного действия, также известном как «эффект Зейгарник». Он заключается в том, что перерывы во время задачи, направленной на запоминание и требующей повышенной концентрации, могут увеличить эффективность ее выполнения.

Открытие «эффекта Зейгарник»

Литовский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые наблюдала этот эффект в 1927 году. На одной из лекций в Берлинском университете (Humboldt University of Berlin) ее преподаватель Курт Левин отметил, что официанты в кафе всегда помнят о неоплаченных заказах, но часто забывают о тех, что были оплачены заранее. То есть, психолог говорил о том, что незавершенные задачи мы запоминаем лучше, чем завершенные.

Зейгарник решила проверить гипотезу в экспериментальной обстановке, попросив добровольцев выполнить ряд несложных отдельных задач, таких как решение головоломки или сборка плоской коробки. Примерно на половине одного из заданий участники были прерваны, в то время как остальные им позволили спокойно закончить.

После Зейгарник предложила каждому участнику вспомнить детали каждой задачи, которую они выполняли. Результаты оказались впечатляющими: участники описывали подробности незавершенных задач на 90% лучше, чем завершенных. Это свидетельствует о том, что желание довести что-то до конца приводит к сохранению задачи в памяти до тех пор, пока она все-таки не будет завершена.

Как пишет Psychologist World, в 1963 году существование «эффекта Зейгарник» подтвердил британецг Джон Баддели (John Baddeley), использовавший в эксперименте наборы анаграмм. А чуть раньше, в 1953 году, это сделал американский психолог Джон Аткинсон (John Atkinson), отметив, впрочем, что на эффективность запоминания влияют и индивидуальные различия между людьми. В частности, Аткинсон писал о том, что люди с будут больше переживать о задачах, которые не смогли завершить, в то время как для людей с низкой мотивацией даже незавершенная задача окажется менее запоминающейся.

Как улучшить запоминание информации

Хотя исследований, в которых изучалась скорость запоминания информации с помощью эффекта незавершенного действия, не так уж много, его все-таки можно использовать в обычной жизни. Например, если вам нужно запомнить длинную последовательность цифр или выучить большой кусок текста, не пытайтесь сделать это за один присест. Дробите информацию на удобные кусочки и запоминайте по частям, обязательно делая перерывы. На самом деле, отдыхать 15 или 20 минут совсем не обязательно. Психологи замечают, что «эффект Зейгарник» будет работать и в том случае, если вы отвлечетесь всего на минуту, чтобы немного или составить список покупок.