Обратитесь за консультацией к детскому психологу и педиатру. К стоматологу - в месяц

01.03.2019

Моя знакомая бледнеет, когда при ней заводят разговоры про лечение зубов, и боится стоматологов как огня. Итог этого страха весьма печальный - ей удалили несколько зубов, включая передний. Их можно было сохранить, если бы знакомая обратилась к врачу, едва почувствовав боль. Но она не рискнула, вспомнив о своем детском опыте, - тогда ее пришлось держать всем отделением, чтобы вылечить кариес. Зуб привели в порядок, а страх перед дантистом остался на всю жизнь. Действительно, первый прием определит отношение ребенка к «зубным» процедурам, возможно, на всю жизнь. Как сделать так, чтобы он прошел легко и оставил только светлые ­воспоминания?

Наши эксперты

Дарья Приходько (Москва),

психолог, гештальтконсультант

Марина Подолина (Тольятти),

Детский стоматолог клиники «Детская и взрослая центральная стоматология»

Елена Зайцева (Петрозаводск),

специалист детского приема стоматологической клиники «Петродент»

К стоматологу - в месяц

Кариес может появиться у малышей, которые даже не научились ходить, обращает внимание специалист детского приема Елена Зайцева. Эту особенность эксперт объясняет уязвимостью молочных зубов: «Они во многом отличаются от постоянных, ведь эмаль у них слабая, в ней содержится небольшое количество минералов и микроэлементов. К тому же в молочных зубах нет «иммунных зон», то есть кариес может появиться даже на самой гладкой их поверхности. Сильно подвержены разного рода напастям центральные зубы на верхней челюсти ребенка». Именно по этой причине ребенка нужно показать врачу не после появления первого зуба, то есть в шесть месяцев, а уже через четыре недели после рождения, считает детский стоматолог Марина ­Подолина.

«Доктор должен посмотреть состояние полости рта, языка, прикрепление уздечек верхней и нижней губы. Затем ребенка нужно водить к стоматологу раз в полгода - на профилактический осмотр. Вряд ли такие ранние визиты к стоматологу помогут крохе в дальнейшем адаптироваться к лечебным процедурам. Зато можно будет отследить появление возможных проблем на ранней стадии развития», - объясняет ­специалист.

Специалист детского приема Елена Зайцева отмечает: многие родители считают, что молочные зубы можно не лечить («все равно они выпадут»), что только усугубляет проблему. «Молочные зубы лечить нужно. Ведь они, как и постоянные, имеют корни, в полости каждого находится сосудисто-нервный пучок. А последствия несвоевременного лечения или нелечения молочных зубов могут быть плачевными - вплоть до удаления. До этого лучше не доводить, поскольку раннее «избавление» от молочного зуба может негативно сказываться на развитии челюстно-лицевого аппарата. В организме сбивается своеобразная «программа» смены зубов, после чего этот процесс становится хаотичным и непредсказуемым. Тогда рано или поздно ребенка придется вести к ортодонту», - говорит эксперт. Специалист объясняет: если не обращать внимания на состояние молочных зубов, можно заранее попрощаться с постоянными. Ведь «кариозная эстафета» легко передается и им, несмотря на то что эти зубы у крохи находятся в зачаточном ­состоянии.

Подружиться со страхом

Ребенку нужно побывать у стоматолога первый раз для профилактики кариеса, а не для лечения зубов, считает психолог Дарья Приходько. Но даже и в этом случае родителям все равно придется подготовить малыша к этому событию - делать это нужно за несколько дней до приема. Эксперт отмечает: побороть волнение ребенка перед походом к врачу полностью невозможно, потому что страх перед неизвестным - защитная реакция организма, связанная с инстинктом ­самосохранения.

«Перед посещением врача родителям надо рассказать ребенку про работу стоматолога и процесс лечения зубов, ведь он не знает, что с ним будет происходить в кабинете, потому будет фантазировать на эту тему. Тревогу может усиливать и волнение самих родителей: малыш на подсознательном уровне считывает эмоциональное состояние мамы. Забудьте об успокаивающей фразе "Ты только ничего не бойся" - она выдает беспокойство родителей. Ребенок делает вывод: если мама переживает, то ему предстоит что‑то опасное», - рассказывает Дарья ­Приходько.

Как преодолеть страх перед первым походом к ­стоматологу?

  1. Поиграем в доктора Чтобы подготовить малыша, начните издалека: поиграйте с ним в доктора. Для начала перевоплотиться в стоматолога придется маме или папе. «Игрушечная» процедура при этом должна быть приближена к реальной, уверена Дарья Приходько. Встретьте «пациента» у двери, проводите до кресла, разложите «приборы» - желательно, чтобы они отдаленно напоминали настоящие. Во время «осмотра» попросите его прополоскать рот, «включите» бормашину. После процедуры не забудьте поблагодарить «пациента», а затем поменяйтесь ­ролями.«Ролевая игра - отличный способ справиться с тревогой. Тогда на приеме малыш будет с интересом наблюдать за действиями реального врача, что отвлечет его от болезненных ощущений. Также важно обращать внимание ребенка на позитивные стороны профилактики и лечения зубов: расскажите ему, что стоматологи помогают детским зубкам быть здоровыми и красивыми», - говорит ­эксперт.
  2. «Плохое» слово Детский стоматолог Марина Подолина в свою очередь советует родителям исключить из лексикона слово «больно»: «Не стоит говорить малышу, что ему не будет больно, как бы ни хотелось его успокоить. Во время приема я это слово не употребляю совсем, заменяя его на фразы "Все ли у тебя в порядке?", "Что тебя беспокоит?"».
  3. Будь здоров Марина Подолина рассказывает: перед визитом к стоматологу ребенок должен быть здоровым, с хорошим настроением и выспавшимся. Если эти требования соблюдены, то неважно, утром или вечером будет назначен ­прием.
  4. Подарок от зубной феи «Ребенку за хорошее поведение у доктора можно пообещать маленький подарок, чтобы у малыша появился стимул. Перед походом в клинику напомните ему, куда вы собираетесь идти, скажите, что стоматолог хочет почистить ему зубки или пересчитать их - все ли на месте», - говорит Марина ­Подолина.

Есть ­контакт?

Итак, ребенок и родители морально готовы к лечению, самое время решить вопрос с выбором клиники. Специалист детского приема Елена Зайцева советует опираться на отзывы друзей и знакомых, но выбирать сердцем. «"Своего" стоматолога, к которому ребенок будет ходить с удовольствием, можно найти как в частной, так и в муниципальной клинике», - отмечает она. Но, по мнению специалиста, как раз для первого раза частные клиники подходят особенно: «Во-первых, можно выбрать время, удобное для посещения; во‑вторых, считается, что здесь более учтивый персонал и, как правило, для детей есть игровые зоны. Хотя некоторые муниципальные поликлиники уже тоже начали устанавливать у себя такие площадки. В-третьих, доктор во время знакомства сможет уделить ребенку достаточно времени - муниципальные клиники, к сожалению, этого лишены», - говорит Елена ­Зайцева.

Чтобы прием у стоматолога прошел без слез, психолог Дарья Приходько советует познакомить ребенка со специа-листом заранее - тогда у родителей будет возможность понять, поладят ли они. По мнению эксперта, возраст и пол врача в этой ситуации неважны, главный момент - ребенку в обществе стоматолога должно быть комфортно: «Также обратите внимание на то, насколько сам специалист готов справляться с дискомфортом, мешающим его непосредственной работе с ребенком в случае, если малыш склонен ярко и "громко" выражать эмоции», - говорит Дарья ­Приходько.

Выгоняем червячка

Стоматолог Марина Подолина советует одному из родителей обязательно сопровождать ребенка во время первого приема к стоматологу: «Идеально, если к врачу с ребенком отправится тот, кто проводит с ним дома больше всего времени. Малыш должен чувствовать поддержку близкого человека, так как он находится в незнакомом ему месте и в окружении чужих людей. Пусть он возьмет с собой в стоматологический кабинет любимую игрушку - она поможет ему ­отвлечься».По мнению Марины Подолиной, сам стоматолог должен сделать все для того, чтобы малыш просился к нему на прием. Специалист считает, что лечение должно напоминать игру. «Прием должен начаться со знакомства с малышом, далее - небольшая экскурсия с рассказом о волшебных инструментах. Я показываю их пациенту, даю подержать в руках, катаю на кресле, рассказываю историю про зубную фею, которая живет в моем кабинете. Включаю мультики и только тогда начинаю работать», - рассказывает эксперт. По мнению стоматолога, игровые моменты должны присутствовать во всем. Потому Марина Подолина, по ее словам, не говорит ребенку, что будет сверлить зуб, а объясняет, что - «выгонит из зубика червячка» и «подметет во рту ­жужжалочками».

«Дубль третий, кадр второй…»

Во время приема у стоматолога родителю, сопровождающему малыша, отводится роль второго плана. Как правило, он садится рядом с ребенком у стоматологического кресла - при этом держит чадо за руку. Такой контакт позволяет крохе чувствовать себя как дома. Тем не менее, ребенок может испугаться или просто закапризничать. В этом случае нужно его успокоить, то есть отвлечь от процесса лечения. «В таких ситуациях я задаю малышу много вопросов: про садик, увлечения, друзей, любимые мультики. И ребенок моментально забывает, что он у доктора, и вступает в диалог», - говорит Марина ­Подолина.

По ее словам, после такой хитрости стоматолог может вновь начать лечение. И прервать его через несколько минут, чтобы вновь «заговорить» ребенка. «Не стоит прекращать прием после первой неудачи, потому что ребенок поймет - достаточно заплакать, чтобы лечение прекратилось, и в следующий раз повторит этот "фокус". Однако если спустя несколько попыток контакт с малышом наладить не удается, стоит прекратить какие‑либо вмешательства. Лучше забыть о лечении и просто поиграть с ребенком в кабинете. Повторить поход к стоматологу можно будет через неделю», - советует ­эксперт.

Буквально на прошлой неделе мы обсуждали эту проблему. Она оказалась одной из животрепещущих.

Отчасти это сезонное явление: увести ребёнка домой из прогретой солнцем песочницы значительно труднее, чем из промокшего насквозь парка.

Ситуация осложняется, если детей двое: один в слинге или коляске, а второй скачет повсюду, как бандерлог. Иди – поймай!

В общем, разные бывают ситуации. В этой статьей давайте обсудим возможную тактику родителей.

Сразу оговорюсь, у некоторых родителей есть прямо противоположная проблема: как уговорить ребёнка выйти на прогулку)) Возможно, как-нибудь и об этом поговорим. Это у меня так, лирическое отступление))

Так что же делать, если ребёнок отказывается идти домой?

«Так устал, что не могу остановиться!»

Для взрослых это звучит парадоксально: устал – иди домой отдыхать, какие проблемы-то? А не тут-то было! Детский организм порой играет с ребёнком злую шутку. Вот малыш бегал, играл, веселился. Мама радовалась: активный отдых, физическое развитие, свежий воздух – красота! И не разглядеть сразу тот момент, когда весёлая беготня превращается просто в беготню по инерции. Ребёнок устал, перевозбудился от активностей и теперь никак не может «выключиться». Любые попытки со стороны родителей приводят к капризам, а то и полноценной истерике.

Что происходит? Перегулял!

Что делать? Постараться регламентировать время прогулки в соответствии с возможностями ребёнка, или как-то чередовать активную и спокойную стадии игры. Сколько именно и как гулять зависит от возраста ребёнка, его физических и психических возможностей. Определить наверняка сможете только вы сами исключительно опытным путём. Просто надо учитывать такую вероятность, и если чувствуете, что дело идёт к перевозбуждению, лучше не догулять. Если же наступила истерика, стоит просто её переждать, успокоить, приласкать ребёнка и уже почти совсем обессилевшего отвести домой.

«Ну, ещё пять минут!»

Ага, это вы сейчас с кем разговариваете? С ребёнком до 5-6 лет? Ну, так ему, что 5 минут, что 50 – без разницы. Ощущение времени ещё не сформировано, соответствующие участки мозга не созрели. И такая абстракция как минуты и часы для ребёнка всё равно, что квантовая физика. Что же делать?

Лучше обозначать временную границу конкретным действием: ещё один куличек слепим, ещё два раза с горки съедешь и т.д. Если со счётом пока тоже рановато, значит ещё больше упрощаем: по куличику с каждой формочки, съезжаешь с горки – и побежали скорей. И т.д.

Идти домой – это же скукотища!

Съехали с горки – и побежали… Куда? Домой? Ооох, с горки-то кататься куда веселее было. Ребёнок уже понимает, что закончились его весёлые игры, впереди ничего не светит.

Исправляем ситуацию!

Представьте дорогу до дома: что там есть интересного? Клумба с цветами, дырка в заборе, высокий бордюр, по которому можно ходить, интересная вывеска и т.д. Что угодно, что может заинтересовать вашего ребёнка. И поехали: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция – дырка в заборе!» Ну, кто тут устоит?

Можно и не поездом, а просто так. Но я обожаю играть с сыном в паровозик: мы хватаем длинную палочку. Я – паровозик, Максим – вагончик. Ту-ту! Отправляемся! Тут ему уже не важны станции, мы можем до самого дома просто перечислять, что мы такого интересного везём в своих вагончиках, кому мы это везём и т.д. Бывало, что минут на 15 хватало))

Мама превращается…

А во что угодно. В самолёт, например. Раскинула руки, и кричит: «Я – самолёт, я лечу в Бразилию, кто со мной?» Угадайте, где у нас Бразилия? Дома, конечно. А может, Африка или другая планета, или всё, что угодно, лишь бы интересно.

Превращаться можно в самолёт, лошадку, машину, трактор… Во всё, что движется. Хоть, в фею Винкс! Да на здоровье! Лишь бы ребёнку было интересно.

Смысл в том, чтобы дорога перестала казаться ребёнку чем-то скучным, а превратилась в захватывающее приключение. Гораздо лучше, чем на детской площадке! Такой подход требует от мамы некоторых усилий и креативности, но зато работает почти безотказно.

Когда мне надоедало в кого-нибудь превращаться, мы просто устраивали соревнования с Максимом: бежим скорее до первой трещины в асфальте. Добежали? Стоп! Ни в коем случае не заступаем! Раз-два-три перепрыгиваем! Теперь можно бежать дальше, до следующей трещины. Мы таким образом пропрыгивали дорогу в несколько автобусных остановок)) Конечно, если у вас на руках или в коляске младший ребёнок, то метод не подойдёт.

Миссия выполнима

Чтобы домой идти захотелось, можно поставить перед ребёнком интересную и достижимую цель. Например: «Вот тебе волшебный ключ от домофона, теперь только ты сможешь открыть нашу заколдованную дверь». А может быть, у подъезда вас ожидает оголодавшая кошка, которую надо срочно покормить? Или почтовый ящик вот-вот лопнет от рекламных буклетов?

Запрещённый приём

Это как подножка или удар ниже пояса. Вы может, уже догадались, о чём я? Мама говорит: «Ну, и оставайся! А я пошла!». И уходит. Может, даже углом прячется, чтоб страшнее было.

Работает? Ещё бы! Ребёнок больше всего на свете боится остаться без значимого для него взрослого. Это же просто катастрофа! Ужас невероятный, потому что в голове срабатывает программа: если мой взрослый меня покинет, я погибну. Это на уровне подсознания, рефлекс, заложенный эволюцией. Он призван включать поведение следования, чтобы ребёнок не остался один в этом опасном мире.

И спекулировать на этой программе никак нельзя! Зачем лишний раз расшатывать доверие ребёнка к вам, а заодно и ко всему миру в вашем лице? Зачем делать шаг назад в процессе укрепления взаимоотношений с ребёнком? Я не говорю уже про неокрепшую нервную систему.

Поведение следования включается само, автоматически. Пользоваться этим можно, только очень аккуратно. Уходит медленно, чтобы ребёнок успел завершить свои дела и догнать вас. Говорить о своём уходе доброжелательно, мягко, без ультиматума. Тогда он сам соберёт свои игрушки и пойдёт за вами. Возможно, немножко покапризничает. Ведь дорога-то впереди скучная. Но мы уже знаем, что с этим делать, не так ли?

А какие у вас есть приёмчики, чтобы увести ребёнка домой с прогулки?

Июль 8, 2016 07:32

Рано или поздно перед каждым родителем встаёт проблема, называемая поход к стоматологу. Процесс - это довольно проблематичный, особенно если ребёнок идёт туда не первый раз - уже знакомый со всеми процедурами.

Ведь честно признаться, особой симпатии стерильные комнаты или довольно болезненные операции не вызывают. У детей уж тем более.

Плюс к тому, некоторые родители часто пугают своё чадо байками вроде: «не будешь кушать - придёт злая тётенька врач» или «будешь много есть сладкого, то придёт тётя-стоматолог». И в итоге у ребёнка будет стойко в голове вбита мысль, что врачи - это плохо.

И потому, даже не входя в кабинет стоматолога, он паникует. Так что же нужно делать, чтобы ребёнок не боялся похода к стоматологу?

Для начала, с двух лет, или около того, ребёнка нужно приучить к чистке зубов. Если не два раза в день, то перед сном уж точно. Первое время, пока зубки ещё маленькие или их мало, то можно не покупать зубной щётки, используя палец для гигиены зубиков. Ещё продаются специальные щёточки для малышей, они мягкие и удобные. Когда ребёнок уже поймёт, для чего нужно чистить зубы, можно доверить ему такую ответственную миссию выполнять самостоятельно. Таким образом, ребёнок теряет страх к стоматологу.

После посещения врача лучше всего ребёнка похвалить. Ведь он такой молодец, почти не плакал, выдержал. Тогда у него появится ассоциация: я не побоялся, мне купили игрушку; значит, в следующий раз я тоже не буду бояться.

Ребёнок считает родителей крепостью, защитой. Они не будут делать плохое. Значит, всё, что делают мама с папой, - безопасно. Потому все вместе с семьёй можно поиграть в доктора. Пусть пациентом будет какая-нибудь игрушка или барби. Также можно почитать сказки, в которых доктор показан героической персоной, а не тем дядей, что приносит боль и пугает. Врач всех лечит, всем помогает.

Регулярное посещение стоматолога тоже приубавит страх перед ним. Вскоре малыш перестанет бояться вовсе. И что самое главное, никогда не нужно откладывать поход к стоматологу. С каждым днём зубик начинает болеть всё сильнее, и ребёнок даже через неделю будет панически бояться всех тех, кто хоть немного прикоснётся к его зубам. И потом сложится неправильное представление о больницах.

Как известно, ребёнок видит, что делает и говорит родитель, кумир, а после повторяет эти действия. Если мама читает, то малыш тоже будет это делать с большой вероятностью. Папа играет в футбол и любит какого-то футболиста? Ребёнок тоже будет любить и футбол, и этого спортсмена. Таким же способом можно показать, что бояться стоматологов нечего. Потому лучше пусть с ребёнком пойдёт тот родитель, который совсем не боится или боится меньше его. Или же дать малышу выполнять привычное для него действие: рисовать, петь песенки или играться с любимым мишкой.

1. Первым делом нужно начать все с себя. Научитесь вставать с утра пораньше, хотя бы на час, чтобы не спешить потом на работу сломя голову, и успеть некоторое время уделить своему непоседливому малышу. Также стоит будить пораньше своего малыша. Однако при этом нужно говорить не: «Вставай быстро, а то опоздаем», а что-нибудь ласковое, к примеру: «Солнышко, пора просыпаться. Нам с тобой сегодня предстоит большое и длинное путешествие». Будить малыша стоит не ярким и бьющим по глазам светом, а тихой и спокойной музыкой.

2. Проявляйте изобретательность по отношению к малышу. При этом старайтесь каждый новый день начинать с необычного пробуждения ребенка. Старайтесь включать в пробуждение ребенка его любимые игрушки. Представьте, что с утра пораньше любимый зайка поднимает малыша с кровати. Пусть ребенок просыпается именно таким способом. Тогда эта процедура станет чуточку приятнее.

3. При всем при этом не стоит торопить малыша и силой поднимать его с кровати. Поймите, что это очень тяжело ему дается. Подойдите к нему и сделайте маленький недолгий массаж, но он не должен быть успокаивающим, а наоборот – направлен на пробуждения ребенка. Примером такого массажа является знакомая каждому родителю процедура «Рельсы – рельсы, шпалы – шпалы». Даже от небольших щекоток ваш ребенок проснется, взбодрится и сон совершенно покинет его.

4. Вместе с малышом примите водные процедуры. Хотя бы порадуйте его своим присутствием. Не нужно оставлять ребенка одного в ванной, ведь он может увлечься этой процедурой и начать играть с водой. Сделайте так, чтобы процедура с умыванием ребенка стала очень интересной. Умывайте каждую часть тельца ребенка, приговаривая при этом какие-либо ласковые слова. Таковых примеров при желании можно найти массу.

5. По дороге в детский садик поговорите с малышом о предстоящих делах. Причем обсудите и его дела, и свои. Обратите взор малыша на окружающий мир, как он прекрасен. Уделите внимание пению птичек, шуршанию листьев под ногами или хрусту снега. Не нужно плохо настраивать ребенка против его воспитательницы или детишек из группы. Вам нужно сделать так, чтобы каждое возвращение ребенка в детсад оборачивалось не скандалом, а неким праздником. Постарайтесь всеми силами настроить малыша на позитивный лад.

6. Прощаясь с ребенком, не забудьте его обнять и поцеловать напоследок. Пусть ребенок видит, что Вы ему совсем не безразличны. Скажите ему, как сильно вы его любите. После этих слов сразу же уходите из садика, ведь долгое прощание вызовет сильнейшие слезы и истерику у малыша. В тех случаях, если у вашего ребенка ни с того, ни с сего пропало желание ходить в детсад, то задумайтесь! Может быть, его обижает какой-то ребенок из группы, или воспитатель не очень хорошо с ним общается. Будьте внимательны к своему малышу! Помогите справиться ему с возникшими проблемами.