Разделы: Школьная психологическая служба
Занятие «Улыбчивый зонт» позволяет в
занимательной форме решить задачи развития
эмоционального восприятия ребят, упорядочить
имеющиеся знания о положительных и
отрицательных эмоциях. Ребятам предоставляется
возможность проанализировать собственные
эмоциональные проявления.
В результате работы у каждого ребёнка появляется
картинка-аппликация, отражающая его собственные
мысли и представления, что даёт возможность
взрослому продолжить диалог с ребёнком, если у
него имеются какие-либо проблемы в межличностном
общении. Многие ребята берут работы домой, что
позволяет родителям лучше узнать своих детей,
обсудить результаты.
Для психолога появляется материал позволяющий
отследить личностные особенности детей (наличие
эмпатии, уровень эмоциональной восприимчивости,
какие эмоциональные негативные проявления
окружающих являются тревожными для ребят).
Цель: актуализировать знания учащихся об эмоциях; развивать эмоциональное восприятие учащихся; расширять представление о мимических выражениях эмоционального состояния.
Материалы: ватман (2), цветные карточки-стикеры, бумажные заготовки «капли дождя» (по 5-7 карточек для ведущего и для каждого учащегося), карточка-зонт (для ведущего и учащихся), карточки со схематичным изображением эмоций, листы формата А4 для учащихся (с изображением фигуры человека, тучи), таблички с изображением эмоций и схемы к ним, клубок ниток (пряжа для вязания «травка»).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Разминка «Цвет моего настроения»
Ребята выбирают цвет, соответствующий
настроению (цветные карточки-стикеры) и
прикрепляют карточку на ватман, помещённый на
доске (стене). Получается цветная радуга
настроения класса.
– На наше настроение влияют эмоции. «Эмоции –
это выражение нашего отношения (чувства) к
происходящему вокруг нас или внутри нас».
– Если эмоций много или они «сильные» то
получается целый ливень разных переживаний.
Положительные эмоции можно сравнить с тёплым
летним дождиком, с лучами солнца, а если мы
испытываем сильные отрицательные эмоции,
представляете, какой холодный дождь будет.
Приятные ощущения он вызовет?
– Какие эмоции могут испортить нам настроение и
сделать его «дождливым»?
Упражнение «Сердитая капля»
Возьмите бумажные капельки дождя и напишите на
каждой название эмоций, которые вы испытываете,
когда у вас «дождливое» настроение (грусть,
злость, обида…), а теперь прикрепите их на лист
под тучей.
Ведущий демонстрирует образец выполнения на
ватмане, помещённом на доске.
– Что нас спасает от дождя, какой предмет? (Зонт)
Упражнение «Улыбчивый зонт»
Ребята берут заготовку «Улыбчивый зонт» и
прикрепляют его рядом с человечком.
– Ребята, если есть отрицательные эмоции, значит,
есть и положительные. Какие положительные эмоции
вы можете назвать.
Упражнение «Какая эмоция»
Ведущий показывает изображение эмоций, дети, стоя в кругу или у парт слушают, если называется отрицательная эмоция – присели, если положительную – хлопнули в ладоши.
Упражнение «Определи выражение лица» [ 2 ]
Ведущий предлагает ребятам рассмотреть табличку (которая есть у каждого) с рисунками мальчика испытывающего различные эмоции. Затем подобрать к каждой картинке карточку со схематичным изображением человеческих эмоций. Вместе с ведущим ребята определяют название эмоции (сожаление, радость, злость, удовольствие, разочарование, испуг, восторг, недоверие).
Упражнение «Улыбчивый зонт» (продолжение)
Подпишите на зонте, какие положительные эмоции,
чувства помогут пережить ливень «плохого
настроения».
Все мы иногда испытываем разные отрицательные
эмоции и чувства и «улыбчивый зонт» поможет нам
справиться с ними.
«Если капельки дождя огорчаются, то наш зонт
улыбается!»
Завершение занятия
Упражнение «Тёплый клубочек»
Ребята по кругу передают клубочек друг другу и желают чего-нибудь доброго и хорошего.
Анализ занятия
Ведущий задает вопросы для обсуждения:
Почему мы испытываем разные эмоции?
Какой была бы наша жизнь, если бы у нас не было
чувств?
Что для вас было новым, интересным на занятии?
Литература :
Тема: «Волшебные зонтики!»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Виды детской деятельности : продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Форма организации : подгрупповая.
Цель: создание цветного изображения «зонта» на плоскости в полуобъеме в технике пластилинографии.
Задачи:
-закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок.
-активизировать речь, развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук.
-воспитывать доброжелательное отношение к гостям, интерес к пластилинографии.
Предварительная работа : рассматривание картины О. Ренуара «Зонтики», наблюдение за дождем, за одеждой людей в дождливую погоду, беседа о признаках осени.
Материалы и оборудование:
- картон с изображением зонта, размер 1\2 А-4 см;
- набор пластилина;
- доска для лепки, влажная салфетка для рук;
- большой настоящий зонт;
- проектор, презентация.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
- Ребята, какое время года сейчас? (Осень)
- Назовите признаки осени. (Ответы детей.)
- А о каком природном явлении эта загадка:
Он пришел, наполнил кадки.
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)
- Да, осенью часто идут холодные, неприятные дожди.
- Послушайте пословицу: «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется»
- Как, вы, понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
2. Основная часть.
- А какие предметы нужны человеку в дождливую погоду подскажет игра
«Найди нужный предмет»
.
На проекторной доске появляется первый слайд с картинками предметов
, дети должны выбрать и назвать предмет, необходимый человеку в дождь.
Резиновые сапоги – сандалии – валенки;
Свитер – шуба – плащ;
Сумка – зонт – солнцезащитные очки.
- Какой из названных предметов самый необходимый в дождь? Почему? (Ответы детей).
Появляется слайд с изображением «Лесовика»
- Ой, кто это к нам пришёл, поздоровайтесь, ребята!
Педагог читает:
- Добрый день, мои друзья,
К вам пришел из леса я.
Целый день идет там дождь,
Вы должны скорей помочь!
Просят жители лесные,
Подарить зонты цветные.
Нам без них никак нельзя,
Заболеем ведь, друзья!
- Поможем лесным жителям и слепим для них яркие зонты в технике – пластилинография.
- Ребята, посмотрите на мой зонтик. Какой он, опишите? (Яркий, разноцветный, пестрый, у него полукруглая крыша).
Педагог показывает зонт, дети рассматривают.
Практическая часть.
- Я раздам картон с изображение зонта, а вы придумаете свой узор и выберите цвет.
- Можно украсить зонт разноцветными полукругами, полосками, располагая их по длине зонта или в ширину. Можно закрасить крышу зонта одним цветом, а потом украсить тонкими колбасками или маленькими шариками.
Педагог напоминает алгоритм действий и показывает приемы лепки. Помогает детям в выборе цвета, узора. Напоминает, что после использования одного цвета пластилина, надо вытирать руки влажной салфеткой.
-Ручку зонта можно сделать из длинной колбаски, загнув конец полукругом или выложить из маленьких шариков.
3. Подвижная игра «Зонтики»
.
На полянке мы гуляем, Дети свободно двигаются по площадке,
Землянику собираем. в центре которой лежат зонтики - на
Только туча набежала, один меньше, чем детей.
Вдруг темно и страшно стало.
Начал крупный дождик капать,
Над лесной полянкой плакать. Последние две строки произносит
педагог.
Раз, два, три, четыре, пять, На слово «взять» дети берут зонтики.
Нужно быстро зонтик взять. Ребенок, которому не хватило зонтика,
выбывает из игры.
4. Рефлексия.
- Посмотри, Лесовичок, какие чудесные зонтики мы слепили!
- А вам, ребята понравилось занятие?
- Что особенно понравилось?
- Какие узоры, вы, нарисовали на своих зонтах?
- А хотите подарить зонтики лесным друзьям? (Индивидуальные ответы детей). Почему?
Приложение №6
Упражнения для развития внимания и речи
Зарядка для пальчиков.
1. Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки на счёт)
Вышел пальчик погулять. (Указательный палец правой руки движется по кругу, по центру левой ладошки)
Только вышел из ворот-глядь, другой к нему идёт. (К указательному пальчику, присоединяется средний пальчик)
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий выходи (Затем присоединяется безымянный пальчик)
Вместе станем в хоровод-
Вот. (Хлопок. затем руки меняются местами) .
2. Чищу овощи для щей. (хлопаем в ладоши)
Сколько нужно овощей? (Разводим руки в стороны)
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок. (Массируем пальцы левой руки)
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо (Массируем пальцы правой руки)
Раз! Два! Три! (Хлопаем в ладоши)
Огонь зажжён. (Потираем ладони)
Кочерыжка, выйди вон!
3. Вот помощники мои, (Хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (Вращение рук в кистях)
По дороге ровной, гладкой (Ладошка "моет"другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцы "бегают" по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (Постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (Хлопки в ладоши)
4.(Пальцы обеих рук сложены пальчиками вместе)
Кто приехал? (Хлопаем большими пальчиками)
Мы, мы, мы! (Большие пальчики прижаты, а остальные хлопают)
Мама, мама, это ты? (Хлопаем большими пальчиками)
Да, да, да! (Хлопаем указательными пальчиками.)
Папа, папа, это ты? (Хлопаем большими пальчиками.)
Да, да, да! (Хлопаем средними пальчиками.)
Братец, братец, это ты? (Хлопаем большими пальчиками)
Да, да, да! (Хлопаем безымянными пальчиками.)
Ах, сестричка, это ты? (Хлопаем большими пальчиками.)
Да, да, да! (Хлопаем мизинцами)
Все мы вместе, да, да, да! (Хлопают все пальцы) .
5. В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный и последний.
сам мизинчик- малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья-
Друг без друга нам нельзя.
6. Без пальто гулял глупышка,
И замёрз он как ледышка. (Хлопки в ладоши)
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть. (Массаж пальцев правой руки.)
7. Пальцы в гости приходили. (Хлопки в ладоши)
Тук-тук-тук- стучали в дверь.
(Постукивание по столу подушечками пальцев)
Только дверь им не открыли.
Думали, там страшный зверь.
(Постукивание в кулаки)
8. Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
(Постучать в кулачки)
А теперь пошёл сильней
И по крыше бьёт быстрей.
(Удары подушечками пальцев по столу)
9. Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят-
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Руки - в кулачок. Кулачок положить на стол. Резко выпрямить пальцы, на стол положить ладони.)
10. Пара ножниц есть у нас.
Пригодятся нам не раз.
(Массируем подушечки пальцев)
Кто из нас такой отважный?
Развитие мышления и памяти
«Короткие истории»
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности предлагалось детям:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному. (Приложение 6)
При выполнении этих упражнений детьми, педагог следил за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений (ритмопластика)
Упражнение 1. “ Бабушка Маланья”.
Цели: развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого – водящий; дети поют потешку, и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, | (Идут по кругу и поют) |
Жили в маленькой избушке | |
Семь дочерей, семь сыновей, | |
Все без бровей! | (Останавливаются и с помощью мимики и |
С такими глазами, | Жестов изображают то, о чем говорится |
С такими ушами, | в тексте.) |
С такими носами, | |
С такими усами, | |
С такой головой, | |
С такой бородой… | |
Ничего не ели, | (Присаживаются на корточки и одной |
Целый день сидели. | Рукой подпирают подбородок.) |
На нее глядели, | |
Делали вот так… | (Повторяют за ведущим любой жест) |
Упражнение 2. “Пальма”
Цель: напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры:
“Выросла пальма большая – пребольшая”: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
“Завяли листочки”: уронить кисть.
“Ветви”: уронить руку от локтя.
“И вся пальма”: уронить руку вниз.
Упражнение повторить левой рукой.
Упражнение 3. “Зеркало”
Цель:
Встаньте парами. Повернитесь лицом друг к другу. Сейчас один из вас будет “зеркалом”: надо повторять все движения того, кто стоит перед “зеркалом”. Старайтесь движения повторять точно.
Затем поменяйтесь: зеркало станет ребенком, а ребенок – зеркалом.
Упражнение 4. “Зонтик”
Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.
Представьте себе, что пошел дождь. Нужно открыть зонтик, а он никак не открывается – вы сосредоточенны и огорчены.
Но вот зонтик открылся, и вы стоите под зонтиком. Вдруг налетел сильный ветер и стал вырывать у вас из рук зонтик. Еще чуть-чуть – и зонт улетит. Вы сопротивляетесь, тянете зонт к себе.
Ветер стих, дождь кончился, вы складываете зонт и улыбаетесь.
Упражнения для развития выразительной мимики:
1. Солёный чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Показать, как кошка выпрашивает колбасу, и т.д. (Приложение 7)
Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком. (Приложение15)
Введение в тему, создание эмоционального настроения;
Театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, автор старался так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого были использованы разнообразные приёмы:
Выбор детьми роли по желанию;
Назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
Распределение ролей по карточкам;
Проигрывание ролей в пара.
Актуальность : Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.
Д.Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)
Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.
Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне. Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Высотского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.
Руководствуясь этими убеждениями, я работала над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста.
В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь.
Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету.
При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
На развивающих занятиях этот принцип взаимодействия с предметами и их свойствами учитывался. В связи, с чем к каждому занятию подбирался и изготавливался наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.
Актуальна данная работа с малышами еще и по другой причине: в дошкольных учреждениях города значительный процент педагогических работников (воспитателей) – это учителя начальных классов.
Специфика начальной школы и детского сада серьезно отличаются друг от друга, педагоги испытывают затруднения, работая с малышами тем самым упускается сенситивный период развития восприятия.
Мною были подобраны диагностические методики для данной возрастной категории детей – это «Лови шарик», «Коробка форм», «Конструирование по образцу», «Разборка и складывание матрешки», «Разборка и складывание пирамидки», «Парные картинки», «Конструирование из палочек», «Нарисуй».
Проанализировав содержание и требование программы, по которой работает детский сад, уровень подготовленности воспитателей, результаты диагностических обследований, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности детей, была составлена программа развивающих занятий во второй младшей группе.
Обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.
Учитывая своеобразие развития психики детей этого возраста, особенности восприятия, непроизвольность развития психических процессов, в частности, внимания, мною использована следующая общая структура каждого занятия.
В предложенной программе цели игр, развивающих восприятие формы, цвета, величины – не указываются, т.к. на всех занятиях, учитывая возраст, данные цели схожи. В дополнительных играх описывается цель каждой из них.
Для каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана, подобрана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствие с уровнем развития перцептивных действий.
Занятия проводятся в игровой форме, иногда игры объединяются единым сюжетом: «Зайка пришел в гости», «Путешествие», «Мы в гостях» и т.д.
Длительность занятий 15-35 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.
Программа включает в себя 20 занятий, для лучшего усвоения наиболее понравившиеся детям занятия можно повторять.
Диагностические обследования проводились на входе и выходе из программы. Результаты заключительной диагностики были положительными.
Цель : создание эмоционального благополучного микроклимата в группе, закрепление умения детей представиться незнакомому человеку, продолжение ознакомления с геометрическими фигурами.
Цель : закреплять умение становиться в круг, создавать эмоциональный комфорт для общения взрослого с детьми, учить в процессе общения называть свое имя и фамилию. Вызывать чувство радости и собственной значимости.
Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: «Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный. Он умеет разговаривать. Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я знаю, как вас зовут, а мячик не знает. Мы сейчас с ним познакомимся. Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут». Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.
Пальчиковая гимнастика, сидя в круге на паласе.
Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Игровая ситуация : «В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?»
Дети : «Под зонтики».
Взрослый : «Верно, но посмотрите, под красным зонтиком спрячем только круги, под зеленым – квадраты, под синим – треугольники».
Дети по одному выполняют действия.
Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек». На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.
На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок. Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.
Итог занятия : Ёжик благодарит детей за помощь, называя их по именам.
Цель : создание благоприятного эмоционального фона; формирование восприятия отдельных свойств предметов: формы, цвета и величины.
Цель : учить детей группировать предметы по форме.
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
На фланелеграфе – море, большие рыбки – мамы трёх цветов (желтого, красного, синего) и много маленьких рыбок тех же цветов. Взрослый рассказывает детям, что мамы выплыли с детками на прогулку, вдруг на море поднялся ветер, море зашумело, заволновалось, маленькие рыбки запутались в водораслях и потерялись. «Ребята, давайте поможем малькам найти своих мамочек. Какого цвета мама рыбка, такого цвета и мальки».
Цель : развивать восприятие величины, учить сравнивать.
Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)
Цель : развитие мелкой моторики рук.
Цель : расширять знания детей об окружающим мире, активизировать речь и внимание детей, развитие эмоционального мира детей.
Итог занятия : словесное поощрение каждого ребенка, слова благодарности.
Цель : закрепление знаний о признаках осени, полученных на речевых занятиях; учить называть цвета, закреплять умение сравнивать предметы по цвету.
Взрослый:
Расправив широкие крылья,
Над желтым простором полей.
Плывет в небесах эскадрилья
Спешащих на юг журавлей.
Осенний старательный ветер
Листву по дороге разнос.
И серые тучи на небе
Прольются осенним дождем.
Педагог: «Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона). А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу».
Заранее приготовленные геометрические фигуры и скамеечки из картона (на столе).
Педагог: Дети, пока мы вами украшали группу, кто-то тут у нас расшумелся. Давайте подойдем поближе и посмотрим, что здесь происходит. А-а, мне все стало понятно. Это геометрические фигурки вышли на прогулку, бегают, прыгают, резвятся. Кажется они уже устали, давайте мы им предложим отдохнуть на скамеечках. Треугольники посадим на эту скамеечку, кружочки – на другую скамеечку, квадраты – на третью. А теперь каждый возьмет по фигурке и «посадит» на ту, на которой сидят точно такие же геометрические фигуры.
Игра «Выбери пуговки» (величина)
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
Рассказываем стихи руками./p>
Цель : снятие напряжения, монотонности речи, соблюдение речевых пауз; формирование правильного произношения; развивать воображение; активизировать мыслительную деятельность детей.
Для современных педагогов направление моей работы по развитию познавательных процессов покажется очень простым занятием, кто-то подумает, что изобретается «велосипед», давно изобретенный. Мне же хочется процитировать слова известного ученого Циолковского: Сначала мы «открываем» то, что знаем сами, затем мы «открываем» то, что знают все, и только потом мы «открываем» то, чего никто не знает».
Период с трех до шести (семи) лет в возрастной периодизации называют периодом дошкольного детства.
Дошкольное детство - один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.
В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.
В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.
Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.
Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.
Сенсорное восприятие у детей младшего возраста
Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может - еще не умеет.
Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.
Возраст характеризуется:
Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.
Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.
Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.
Обратите внимание: На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра, она и должна стать основой развивающей работы.
Игра способствует:
Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.
Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.
Игра развивает:
Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.
Создание игровой ситуации:
Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.
Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:
К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».
Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.
По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.
В течение дошкольного периода все дети - творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество - способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.
Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.
В 5 лет для ребенка мама самая красивая и самая молодая
Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.
Совет: Проявляйте похвалу за достижения вашего чада дома. Таким образом, уже с раннего детства можно заложить важную основу уверенности в себе, что станет хорошим подспорьем при общении в группе.
Игра способствует развитию:
Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.
Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.
Игра развивает:
Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.
Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.
Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.
Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.
Задачи игры:
Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.
Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.
Обратите внимание: Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, игру «Угадай по запаху» можно завершить, предложив детям выбрать понравившийся запах и изобразить его на бумаге с помощью карандашей или красок.
Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.
Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.
Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.
Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.
Оценка результатов:
Количество баллов | Затраченное время | Вывод
об уровне развития восприятия |
|
10 | менее 20 | Очень высокий | |
8-9 | 21-30 | Высокий | |
6-7 | 31-40 | Средний* (верхняя граница нормы) | |
4-5 | 41-50 | Средний (нижняя граница номы) | |
2-3 | 51-60 | Низкий | |
*Средний уровень соответствует возрастной норме.
Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.
Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.