Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему«Что за чудо Весне помогло? Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна. Изменения в природе»

13.08.2019

Гулия Каримова

Цель : Обобщить представления детей о весне : назвать приметы весны , знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации. Развивать интерес к театрализованным играм.

Задачи :

Образовательные :

1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе .

Развивающие :

1. Развитие связной речи , расширение лексического запаса по теме «Весна » .

2. Развитие словесно -логического мышления.

3. Развитие умения подбирать действия и признаки.

4. Развитие общей моторики .

Воспитательные :

1. Воспитание бережного отношения к природе .

2. Формирование умения работать в коллективе.

Интеграция областей : познание , коммуникация, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.

Активизация словаря : Весна ,весенние месяцы : март, апрель, май; приметы весны : становится тепло, тает снег, набухают почки, появляются цветы; ручьи, сосулька, проталины, цветы.

Предварительная работа : наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне , рассматривание иллюстраций по теме, работа над театрализованной сказкой «Как колобок весну встречал » .

Оборудование : ватман с изображением голубого неба, дерева и снега из ваты, фигурки из бумаги (солнце, птицы, сосульки, скворечник, ручеек, травка, цветы, мячик, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, шапочки зверей : заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Здравствуйте!

Ребята, садитесь, пожалуйста, на свои места, начинаем занятие .

-Ребята, отгадайте загадку :

Приходит с добром

Веет теплом

Светом солнечным красна,

А зовут ее … (весна ) .

Да, ребята, вот и наступила весна-красна . А почему говорят «весна-красна

(Весна красивая ) .

Так в народе называли весну , потому что она очень красивая, ее приходу все радовались : и дети, и взрослые.

А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май) .

А сейчас, какой месяц,ребята?. (апрель) .

Ребята, как в народе называли март? (март- капельник)

Почему? (Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель).(снег на крышах тает, капает вода) .

А как называли апрель? (апрель-водолей) .

Почему? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются)

Как называли май? (май цветень) .

Почему? (В мае расцветают деревья и кустарники , распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы).

Ребята, а зиму с весной не перепутаете ? Давайте, проверим.

Зима ушла, а весна … (пришла) .

Зима холодная, а весна … (теплая) .

Зимой солнце морозит, а весной (греет) .

Зимой сугробы высокие, а весной (низкие) .

Зимой надевают шубы, а весной (куртки) .

Ребята, хорошо ли вы знаете приметы весны ?

Что весной бежит , журчит? (ручей) .

Что весной капает , звенит? (капель) .

Что весной греет , светит, припекает? (солнце) .

Ребята, скажите :

Весеннее солнышко какое? (Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное). – весенние облака какие? (легкие, светлые, пушистые) . – весеннее небо какое? (высокое, чистое, голубое) . – весенняя травка какая? (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная) .

Молодцы, ребята.

Работа по картине.

Посмотрите ребята, я принесла вам картину. Только не знаю, как ее можно назвать, и что в ней не хватает? (Дети рассматривают картину) .

Ребята, а сейчас какое время года? (Весна ) .

Давайте, мы станем волшебниками и превратим картину в весну . Для этого нам понадобятся фигурки, которые вы сделали сами. Подумайте, кто что хочет добавить. (Дети добавляют к картине фигурки) .

Ребята, скажите, правда или нет, что весной снег не тает ?

Правда или нет, что весной ручьи не бегут ?

Правда или нет, что весной солнце не теплое ?

А ваши ладошки какие? (теплые, дотроньтесь друг до друга вашими ладонями, подарите свое тепло друг другу.

(Пока дети касаются руками друг друга, воспитатель опрыскивает вате на картине водой).

Что происходит снегом весной ? (тает) . – Потрогайте снег на картине, каким он стал? (мокрым, липким, сырым) .

Воспитатель раздвигает вату на картине и показывает детям, что появляются первые цветы – первоцветы.

Какие весенние цветы вы знаете? (дети перечисляют ) .

Какая красивая картина у нас получилась.

Как мы ее назовем? («Встреча весны » , «Весна » ).

Физминутка.

Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания

Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.

Воспитатель : Сели спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. (Дети выполняют движения) .

Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими. ,Дети открывают глаза и вы-полняют движения.)

Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся. (Дети потягиваются.)

Опустите руки, сядьте. Молодцы!

Игра «Один и много» .

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Она в центре с мячом в руках.

Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много» . Я называю один предмет, а тот кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :

Ручей – ручьи скворец – скворцы гнездо - гнезда

Дождь – дожди сосулька – сосульки дерево – деревья

Лист – листья проталина – проталины скворечник – скворечники

Лужа – лужи река – реки

Молодцы, садитесь.

Ребята, вы все знаете сказку «Колобок?» . (Да) .

А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она «Как колобок весну встречал » . (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы) .

Инсценировка по сказке «Как колобок весну встречал » .

Бабушка : Ой, а это что такое?

Колобок : Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости ? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне .

Бабушка (обращаясь к детям) : Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц : Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок : Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

А качусь я по дорожке

Весну красную встречать

Будет мы тогда все дружно

Песни петь и танцевать

Заяц : Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку -отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам) : Ребята, вы мне поможете?

Дети : Да!

Бабушка :

Ну, слушайте загадку от зайца :

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Дети : Март!

Волк : Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок : Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк : Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка : Слушайте загадку от Волка :

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Дети : Апрель!

Медведь : Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок : Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь : Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый. Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка : Загадка от медведя :

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Дети : Май!

Медведь (удивлённо) : Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай !

Бабушка : Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса : Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок : Да что же это такое, Весну встретить не дадут ! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так : не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса : Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка : Загадка от лисы :

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

Колобок (задумчиво) :

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети : Весна !

Лиса : Верно, Весна . Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай ! (Лиса убегает)

Воспитатель : Ну, что, колобок, нашёл Весну ? А ведь весна-то уже наступила . Весна пришла ! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!

Завершение занятия .

Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? весне ) .

Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) .

Какие признаки весны вы знаете ? (Весной становится теплее , солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).

Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Мы приготовили вам угощение, после занятия всем раздадим . А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями «До свидания» .

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с

Использованием ИКТ.

Вид занятия: Развитие речи

Тема : «Весна идёт - весне дорогу».

Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде

графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: Формирование активного слухового и зрительного контроля в правильности составления пересказа.

2. Коррекционно - развивающие:

1 .Развивать связную монологическую речь.

2. Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

3. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений

4. Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание (ЗКР)

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Методы:

Словесные: беседа, вопросы, художественное слово.

Наглядно-демонстрационные: мимио, мульмедиа.

Предварительная работа: чтение рассказов о природе; составление рассказов по

опорным предметным картинкам; заучивание стихотворений; загадывание загадок

о природных явлениях; дидактические игры: «Чего не бывает весной?», «Скажи

правильно», «Подбери картинку», «Назови ласково» и т.д.

Словарная работа: новые слова: ветра-южный, северный, западный, восточный.

Индивидуальная работа: учить Сашу Р., Лизу Л. правильно строить фразу, Машу

В. правильно произносить звуки [ ш], [с]

Ход занятия

Орг. момент Логопед: дети послушайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все.. .(солнце)

Пальчиковая гимнастика: Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй миленький дружок.

Здравствуйте (наклониться руки в стороны)

Логопед: Ой, а солнышко-то без лучиков. Давайте прикрепим к нему лучики,

Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое,

улыбчивое, радостное)

Когда солнце бывает радостным? (когда согревает всех теплом, освещает

дома, делает добрые дела)

Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям,

деревьям)

Логопед: Послушайте, далеко за морями, за горами, живут ветры

Северный - холодный, колючий (у-у-у)

Южный - теплый, ласковый (и-и-и)

Восточный - пробуждающийся (а-а-а)

Западный - затихающий, спокойный, (о-о-о)

Сейчас мы с вами поиграем, вы маленькие ветерки и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра (дети выполняют задания)

Логопед: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое,

невеселое)

Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)

Логопед: давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе.

Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).

Ничего у нас с вами не получается

1 задание - какое время года сейчас? Признаки весны (улетела тучка)

2 задание - игра с мячом «Семейка весенних слов»

Давайте образуем слова от слова солнце.

Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)

Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)

«зайчик» какой? (солнечный) Образуем слова от слова весна

Какой сегодня день? (весенний)

Какое небо? (весеннее)

Одежда какая? (весенняя) Образуем слова от слова таять.

Как называется островок в снегу, где снег уже растаял? (проталина) Как назвать проталину ласково? (проталинка)

Логопед : Ребята, посмотрит, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.

Логопед : 3 задание сложнее, но интереснее. Я вам прочитаю рассказ, а вы будете пересказывать, и помогут вам в этом картинки, которые вы увидите на доске.

(пересказ рассказа всеми детьми)

Чтение и пересказ рассказа «Снежный колобок» Калининой

Гуляли ребята) на дворе.

Лепили из снега бабу,

Алеша слепил снежный колобок,

Нашел угольки - сделал глаза;

Нашел палочки - сделал нос и рот.

Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик), а в кармане шубы остался лежать снежный колобок.

Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колодок.

Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап, кап, кап, кап - вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?

Логопед: посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание

на солнышко. Дети, как вы думаете, почему

Солнышко нам улыбается?

О каком времени года мы говорили?

Давайте, вспомним, как называются все ветра, которые живут за морями, за горами"

Логопед: дети, теперь выберите для себя кораблики-

Красные - кто справился со всеми заданиями,

Зелёные - у кого что-то не получилось,

Синие - если совсем не справился.

Как вы думаете, почему я приготовила вам кораблики?

Дома, расскажите своим родителям, что нового вы сегодня узнали на занятии. А с сестренками и братишками пустите кораблики по весенним ручейкам.

Сейчас отложите все и встаньте в круг.

Возьмитесь за руки, друзья.

У друга тёплая и нежная ладошка.

Поглажу друга за руку немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе рядом,

Без друга плохо жить, запомнить это надо.

Галина Черняева
Конспект занятия «Весна, весна на улице…» (старшая группа)

Краткая аннотация : методическая разработка входит в цикл занятий по познавательному развитию старших дошкольников , раскрывает вопросы гуманного отношения к природе родного края. Может быть полезно педагогам ДОУ.

Цель : Сформировать знания детей о весенних изменениях в природе.

Задачи :

* обобщить знания детей об изменениях в природе в весенний период;

*закрепить знания о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни, среде обитания;

*развивать и активизировать речь, память, слуховое внимание, мышление, общую и мелкую моторику;

*воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к природе родного края.

Словарная работа : Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая, пернатые.

Предварительная работа : наблюдение за изменениями в природе на прогулке, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов о природе, загадывание загадок, подвижные игры, разучивание песни дидактические игры "Когда это бывает?", "Четвёртый лишний", "Скажи одним словом", "Закончи предложение" и другие.

Взаимодополнение : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- творческое развитие.

Культурные практики : познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная.

Методы и приёмы : игровой, беседа, вопросы, художественное слово, рассматривание, прослушивание, объяснение, указания, поощрение.

Материал и оборудование : картинки с изображением перелётных птиц, запись голоса птиц, мяч, коллаж природы на ватмане, ножницы. клей, салфетки, кисточки. клеёнки.

Ход занятия.

1. Вводная часть (организационный момент) .

Дети стоят полукругом.

Воспитатель читает отрывок стихотворения :

Как это приятно -

Проснуться и встать.

И синее небо

В окно увидать.

И снова узнать,

Что повсюду - весна ,

Что утро и солнце,

Прекраснее сна! (И. Мазнин)

Воспитатель : - Ребята, посмотрите какой чудесный весенний день сегодня. Солнышко заглядывает к нам в окошко, улыбается нам, давайте мы тоже улыбнёмся солнышку и друг другу.

2. Основная часть.

Воспитатель : - Ребята, вы рады весне ?

Как мы можем определить, что наступила весна ?

Правильно, по приметам.

Проводится дидактическая игра "Приметы весны " (с мячом) .

Воспитатель : - Сейчас мы будем передавать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны , которые наблюдали на прогулке, по дороге в детский сад.

Солнце светит ярко и пригревает.

Ночи стали короче, а дни длиннее.

На солнце снег тает и превращается в воду.

Появляются проталины.

Бегут весёлые ручейки.

Появляются первые весенние цветы - подснежники.

С юга возвращаются перелётные птицы.

Набухают почки на деревьях и кустарнике .

Просыпаются насекомые.

Тёплый ветер дует с юга.

Воспитатель : -Молодцы, ребята, весна у нас уже в городе наступила. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.)

Воспитатель предлагает детям рассказать стихи о весне .

1. К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны . (И. Токмакова)

2. Наконец пришла весна .

Ель, берёза и сосна,

Сбросив белые пижамы,

Пробудились ото сна. (И. Шандра)

3 По весне бухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна -

Сколько носиков зелённых (Т. Дмитриев)

4. Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла весна . (Е. Карганова)

5. Хорошо в лесу в апреле :

Пахнет лиственною прелью,

Птицы разные поют,

На деревьях гнёзда вьют. (Г. Ладонщиков)

6. Чудо-чудо-чудеса -

У лесной проталинки

Раскрываются глаза

У цветочков маленьких.

Есть у них и имя нежное -

Называются - "Подснежники".(В. Алфёров)

7. Листики проснулись

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна :

Неужели это…

Неужели лето?

Нет, еще не лето,

Но уже – весна (В. Данько)

Воспитатель : -Молодцы, ребята, а сейчас поиграем.

Речедвигательная игра "На лужайке по утру"

На лужайке поутру (дети встают в круг, берутся за руки)

Мы затеяли игру.

Я - подснежник, ты - вьюнок,

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре, (делают 4 шага назад)

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки. (бегут по кругу)

Прямо к озеру спешим, (раздвигают круг)

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять - (смыкают круг)

Будем в солнышко играть.

Мы – весёлые лучи, - (тянутся на носочках, руки вверх)

Мы – резвы и горячи. - (прыгают на носочках)

Воспитатель : - Ребята, весна - полна чудес , она пробуждает природу ото сна, все вокруг зеленеет. Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях .

Скажите, дети, а какие птицы первыми прилетают с юга?

Правильно, грачи.

Воспитатель : - Какие ёще птицы прилетают в марте?

Воспитатель : - Правильно, скворцы, жаворонки, чижи и зяблики.

Дети : - Затем прилетают журавли, трясогузки, дрозды, ласточки, стрижи, соловьи.

Воспитатель : - Ребята, а когда к нам возвращаются утки и гуси?

Воспитатель : - Правильно, как только сходит лёд на реках и озёрах прилетают утки, гуси.

Воспитатель : - Как мы называем этих птиц?

Воспитатель : - Правильно, водоплавающие.

Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.

Посмотрите, как много перелётных птиц вернулось в наш край. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные. Давайте сравним. (дети рассказывают о птицах)

Воспитатель : - Правильно, они большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.

Воспитатель : - Что общего у всех птиц?

Воспитатель : - Правильно, у всех птиц есть крылья, хвост, туловище, голова, клюв, лапы, перья.

Воспитатель : -Что происходит нового в жизни птиц весной ?

Воспитатель : -Правильно, птицы заняты важным делом . они вьют гнездо.

Воспитатель : -А где строят, вьют гнезда птицы? (на деревьях, на кустах, под деревьями, в камышах на пруду, под крышами домов, в скворечнике и т. д.).

Воспитатель : -Птенцы появляются на свет беспомощными. Как родители заботятся о них? (согревают своим теплом; прячут под крыло, защищая от непогоды; кормят их и т. д.)

Какую пользу приносят птицы выкармливая своих птенцов?

Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т. д.)

Воспитатель :- Ребята, сейчас, я предлагаю вам угадать птиц по их голосам.

Воспитатель : Молодцы, ребята, а сейчас я приготовила для вас новое задание. Каждый из вас возьмёт любую понравившуюся птичку, вырежет её и разместит там, где она строит себе гнездо. но прежде чем приступить к работе проведём пальчиковую гимнастику : "Птицы"

Тили-тели, тили-тели, (Скрестить большие пальцы,

С юга птицы прилетели. Помахать ладошками)

Прилетал к нам скворушка

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей, (Загибать поочередно пальцы на руках)

Торопились кто быстрей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все вернулись прилетели, (Сложить указательный и большой

Песни громкие запели. Палец «открывать-закрывать клюв)

Воспитатель- А сейчас приступаем к работе.

Дети выбирают себе птичку, вырезают её по контуру. Наносят клёй и размещают птичку там, где она строит своё гнездо. Ребёнок может кратко рассказать, почему он именно здесь поселил птичку. По окончанию самостоятельной деятельности, дети исполняют хороводную песню "Веснянка " сл. и муз.

Заключение.

Воспитатель : -Ребята, вот и подошло наше занятие к концу . Что вам понравилось на нашем занятии ? Что вам запомнилось?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Все ребята сегодня получают призы.

Список использованных источников :

1. Рыжова Н. А. Программа "Наш дом природа" М. "Карапуз- дидактика"-2005г.

2. Бондаренко А. К. "Дидактические игры в детском саду" М. -1995г.

3. Стихи о весне : http://www.vsezagadki.ru

4. Фотографии птиц для создания презентации : http://images.yandex.ru

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие:

3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.

Воспитательные:

Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Предшествующая работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные нитки (голубые, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, серые, белые); 2 фланелеграфа.

Ход занятия:

I часть.







Старую Ягу, ведьму Зиму?

От красной бежала,
В мешке стужу несла,
В мешке холод несла,
Холод на землю трясла!






Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.

II часть.











Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?







Физкультминутка.

Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся –
Взвился вверх и полетел. (Повторить 4 раза).

III часть.


Ручей – ручьи
Дождь – дожди
Солнце – солнце
Скворец – скворцы
Гнездо – гнёзда
Сосулька – сосульки
Проталина – проталины
Лист – листья
Капель – капель
Насекомое – насекомые
Дерево – деревья и т.д.

IV часть.



Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих “картинок”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:»Весна»

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной.

Задачи:

Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.

Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Предшествующая работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные нитки (голубые, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, серые, белые); 2 фланелеграфа.

Ход занятия:

I часть.

Воспитатель читает народные припевки:
Выгляни, солнышко, из-за гор-горы,
Выгляни, солнышко, с утренней поры.
Видело ль ты, солнышко, Красную Весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую Ягу,
Старую Ягу, ведьму Зиму?
Как она, лютая, от Весны ушла?
От красной бежала,
В мешке стужу несла,
В мешке холод несла,
Холод на землю трясла!

– Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).
- А как вы думаете, почему автор называет зиму “ведьма, старая Яга”, а весну - “Красная”?
- Подумайте, а почему ушла “лютая зима”? (Пригрело солнышко, стало теплее).
- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.
- Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?
Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.

II часть.

На доске расположены иллюстрации, изображающие весенние явления в разные периоды, животных и растений весной. По мере необходимости обращаемся к ним вместе с детьми.
- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.
- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).
- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).
- Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение.
- Догадайтесь, что такое сокодвижение?
Выслушиваю детские предположения и обобщаю:
- От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
- А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки).
- А что же еще веселит наш глаз? В молодую дымку зелени одеваются не только деревья и кустарники. (Земля покрывается травкой).
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
- Конечно, весной. А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче.)
- Влияет ли это как-то на состояние природы, погоды? (Когда много солнца, погода становится теплее).
- Теплее становится еще и оттого, что солнышко все выше и выше поднимается на небосклоне, согревая все вокруг своим теплом.
- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
- Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? (Подкармливали: в кормушки подсыпали различный корм.)
- А весной чем они питаются, ведь прилетели насекомоядные птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.
- А что происходит с теми животными, которые еще с поздней осени впали в спячку? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).
- Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д.)

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся –
Взвился вверх и полетел.
(Повторить 4 раза).

III часть.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель – в центре с мячом в руках.
- Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:
Ручей – ручьи
Дождь – дожди
Солнце – солнце
Скворец – скворцы
Гнездо – гнёзда
Сосулька – сосульки
Проталина – проталины
Лист – листья
Капель – капель
Насекомое – насекомые
Дерево – деревья и т.д.

IV часть.

Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья, трава – зеленые; небо, сосульки - голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов ярких окрасок и т.д.).
- Я вам предлагаю заняться необычным делом: из этих цветных шнурков на фланелеграфе нужно выложить весенние картинки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы они получились интересными? У нас только два фланелеграфа. (Подвожу детей к выводу о том, что надо объединиться по нескольку человек, чтобы получилось две группки детей, и договориться о том, кто и что будет выкладывать из шнурков.)
Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих “картинок”.


Образовательные цели : обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение составлению рассказа с помощью моделей; закрепление пословиц о труде; дифференцирование свистящих и шипящих звуков; образование родственных слов; отгадывание загадок о весне; звуковой анализ слова РАДУГА;

Развивающие цели : развитие мелкой моторики, фонематического слуха, восприятия,памяти;

Воспитательные цели : воспитание у детей интереса и любви к природе; уважительного отношения друг к другу.

Оборудование : модели (солнце, трава, цветы,дерево, птицы,грабли, лопата), семена (подсолнуха, кукурузы,гороха,огурца, картофеля, риса) ,цветы на них слова с пропущенными буквами, воздушные шары.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗИЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Ребята,какой сегодня чудесный день. Я улыбаюсь вам,а вы улыбнитесь мне и друг другу.Как хорошо, что мы сегодня вместе.Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, радость этого дня. А выдохните через ротик все невзгоды (3р).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я вам покажу карточку, в ней спрятано слово, вы должны будете отгадать его и тогда узнаете,о чем мы сегодня будем говорить на занятии. Даю вам подсказку, вы должны с каждой картинки определить первый звук и у вас получиться слово.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!Итак мы сегодня поговорим о весне.

Игра « Весенние слова».

Воспитатель: Давайте с вами сыграем в игру « Весенние слова» , Вставайте в кружок, передеете по очереди друг другу солнышко,называете весеннее слово и определяете первый и последний звук в вашем слове.

Ребенок: Солнце с-э

Ребенок: почки п-и

Ребенок: проталина п -а

Ребенок: травка т-а

Ребенок: подснежник п-к

Ребенок: прилетают п-т

Логопед:Умнички вы у меня.

Составление рассказа о весне с.помощью моделей.

Давайте с вами составим рассказ о весне с помощью моделей. И каждый начинает свое Воспитатель: предложение со слова весна.

Ребенок: Весной ярко светит солнце. (выставляет на фланелеграф модель солнца).

Ребенок: Весной на деревьях набухают почки (дерево с почками).

Ребенок: Весной растет трава (трава).

Ребенок:Весной распускаются цветы (цветы).

Ребенок: Весной из теплых стран прилетают перелетные птицы(птицы).

Ребенок: Весной люди сажают огороды (грабля, лопата).

Воспитатель: Молодцы ребята.

Закрепление пословиц о труде.

Воспитатель: Вот вы сказали, что люди весной сажают огороды. А что они сажают?

Дети: семена.

Воспитатель: Правильно. Вот у меня в руках как раз семена, они не простые на них написаны начало пословиц о труде,вы должны их будете закончить.

Воспитатель: Сделал дело ……..

Дети: гуляй смело.

Воспитатель: Любишь кататься……….

Дети: люби и саночки возить.

У Воспитатель: мение и труд………..

Дети: все перетрут.

Воспитатель: Делу время………

Дети: потехе час………..

Воспитатель: Лучше поздно ……….

Дети: чем никогда.

Воспитатель: Поспешишь ………..

Дети: людей насмешишь.

Воспитатель: Какие труды………

Дети: такие и плоды.

Воспитатель: Хорошо, ребята,вы справились с заданием.

Игра: « Помогите цветам».

Воспитатель: Дети, а какая весна в нашем крае?

Дети: Солнечная, теплая, зеленя,журчащая.

Воспитатель: А еще она бывает непредсказуемой. Помните в марте какой был снег, казалось,что настоящая зима вернулась.Она вернулась на надолго, а с цветами произошла беда Они замерзли. А ведь цветы были не простые: на их цветках написаны слова, мороз так напугал своим холодом, что первые буквы убежали в середину, чтобы согреться. Они оживут, если мы найдем эти буквы.

Дети: с-з – суп, салат, замок; ш-ж — жаба,школа, жираф,шапка;

Воспитатель: Молодцы.

Пальчиковая гимнастика: « Цветок».

Воспитатель: давайте сделаем пальчиковую гимнастику « Цветок».

Вырос цветок на весенней полянке,

Нежную голову робко поднял

Ветер подул –он качнулся неловко,

Он испугался, затрепетал.

Ветер бутоны качает упрямо

Вперед и назад, налево, направо.

Этюд « Что такое счастье?»

Воспитатель: Вы согрели их своей заботой, теплом своих сердец. Если бы цветы были живыми существами, то испытали бы какие-то чувсва. Давайте я загаю вам чувство, а вы должны будете отгадать и показать это чувство.

Воспитатель: Веселый клоун, вас сильно в цирке рассмешил.

Дети: Веселье.

Воспитатель: Ваш друг заболел и не пришел в детский сад.

Дети: Грусть.

Воспитатель: Вас 5 раз похвали в детском саду и 10 раз дома.

Дети: Радость.

Воспитатель: А что еще нужно цветам, кроме солнечного и душевного тепла?

Дети: Вода, дождь.

Воспитатель: расскажите мне стихотворение про дождь.

Ребенок: Дождик днем с веселым звоном

Прыгал с неба на карниз.

Громко, бойко,озорно

Барабанил к нам в окно.

Воспитатель: После дождя появляется радуга. Давайте с вами сейчас сделаем звуковой анализ слова радуга с помощью разноцветных шаров.

Ребенок: Я взяла синий шар т.к. р-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Синий шар т.к. д-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. у- гласный.

Ребенок: Синий шар т.к. г-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. а- гласный.

Итог. Воспитатель:Вот, ребята и подошло к концу наше занятие. Сегодня,когда выйдете на улицу обязательно посмотрите вокруг, точно пришла весна или она ещё задерживается?

Название: Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников «Весна пришла»

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МДОУ №10 «Радуга»
Месторасположение: Приднестровье, город Тирасполь