План конспект урока по технологии пасхальное яйцо. Пасхальное яйцо как символ жизни. Учитель нач. классов

20.10.2019

Елена Шилова

Цель : Развитие у детей представления о культурных традициях русского народа.

Задачи :

1. Пробудить у детей интерес к традициям православной культуры.

2. Познакомить с историей и традициями праздника Пасха .

3. Развивать умение создавать оригинальные способы украшения пасхальных яиц .

4. Продолжать развивать творчество, эстетическое восприятие.

5. Пробуждать уважение к традициям своего народа.

Раздаточный материал :

Деревянные яйца по количеству детей.

Кисточки.

Праздничные салфетки.

Подставки под яйца.

Пасхальные наклейки .

Клей и ножницы.

Заготовки из салфеток.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребятки, сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие-путешествие в прошлое! Вы узнаете о традициях русского народа в дни особенного праздника и научитесь радовать своих родных.

В : Скажите, пожалуйста, какие народные праздники вы знаете? (ответы детей) .

В : Некоторые люди до сих пор соблюдают традиции каждого их этих праздников. Давайте вспомним, что делают

На Новый год? (ответы детей) .

На Рождество? (ответы детей) .

На Масленицу? (ответы детей) .

В : А ещё какой праздник вы знаете, который люди, особенно верующие, весной очень ждут и старательно к нему готовятся?

(ответы детей) .

В : Правильно. Я вам немножко расскажу об этом празднике.

В : Я очень люблю весну, а вы любите? (Ответы детей)

В : Почему?

Дети : Весной тает снег, бегут весёлые ручейки, распускаются на деревьях почки.

В : Поэтому кратко можно сказать, что весной всё оживает!

Наверное, потому все люди очень радуются весне и встречают такой же весёлый праздник- праздник Пасхи .

В : Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей) .

В : Праздник ПАСХА означает - торжество и победу жизни над смертью, добра над злом. На Руси он считался главным праздником.

К этому празднику готовились заранее.

Хозяйки убирались в избах и во дворах, пекли пасху и куличи , красили яйца.

В пасхальную ночь все верующие одевали только праздничную одежду и шли в церковь.

Дома оставались только малые дети, да больные старики. Около церкви люди в руках держали свечи и ждали пока священники выйдут, и тогда начинался крестных ход - обход церкви с иконами и крестами. После обхода люди говорили : «Христос Воскрес» и слышали в ответ :«Воистину Воскрес» , поздравляли друг друга.

В : Этот праздник самый длинный и наполненный весёлыми играми и развлечениями :

На Пасху готовили специальную обрядовую еду. Какую? (ответы детей)

В : Какой же главный символ этого праздника? Кто знает?

Конечно же яйцо.

В : Почему? (ответы детей, дополнение)

Яичко олицетворяет начало новой жизни. Снесла курочка яйцо и оно похоже на камешек, словно неживое, а ведь в нём есть жизнь – живой цыпленок, который потом вылупится из яйца.

В : Пасха - семейный праздник ! В каждой семье стремились наварить много яиц и обязательно покрасить или расписать их.

Ведь на Пасху люди друг к другу ходили в гости, обменивались пасхальными яичками и трижды целовались («христовались» , веселились.

В : Почему же люди обменивались именно яичками, а не другими подарками? (ответы детей)

Да, ребятки, главный подарок на Пасху - яичко . Этот обычай очень давний.

Люди дарят друг другу яички для того, чтобы только добро и свет «приставали» к людям, а всё плохое, как скорлупка отстало и ушло далеко и навсегда!

В : Видите, ребятки, перед Пасхой у людей было немало хлопот.

Сначала яйца красили просто, используя луковую шелуху

Со временем стали красить яйца в однотонные цвета (жёлтый, зелёный, синий, розовый цвет и другие)

В : Такие яички, которые покрашены одним цветом, называются? «Крашенки» .

В : Позже крашеные яички стали расписывать узорами. Рисовали на них даже церковь и различные пейзажи.

- «Писанки» .

«Писанки» на Пасху не только дарили друг другу с пожеланием благополучия, счастья и здоровья, но с ними на Руси устраивали весёлые игры.

Катали их на столе (так можно делать только на Пасху ) .

«Чокались» , т. е. стукали любым концом своё яйцо о яйцо соперника. Чьё яйцо не разбилось, тот и победил.

Игра «Горка» : спускали яйцо по доске. Чем больше оно собьёт чужих яиц, тем лучше. Эта игра и сейчас самая любимая.

В : В эти игры мы обязательно поиграем на праздничной неделе, а сейчас немножко отдохнём, а потом потрудимся . Давайте порадуем Курочку, которая несет нам яички - весёлым танцем.

Физминутка.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней – ребятки,

Жёлтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, Ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зёрнышко ищите».

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы

Полное корытце. (Повторяем 2 раза)

В : А теперь, ребятки, я и вам предлагаю сделать для ваших родных пасхальный подарок-сувенир . Какой сувенир вы хотели бы сделать сегодня? (Ответы детей) .

В : Я советую деткам средней подгруппы украсить яйца готовыми заготовками из салфеток,а деткам младшей подгруппы- украсить яички пасхальными наклейками . Получится замечательный подарок! Хотите порадовать своих родных? (Ответы детей)

Для этого я принесла вам вот такие деревянные яички. (Выношу корзинку с деревянными яйцами разного цвета) .

В : Получились, действительно, чудесные сувениры! Ставьте их на красивую подставочку, которую мы сейчас поставим на праздничный стол.

В : Спасибо вам, ребятки, за работу, творчество и фантазию.

Публикации по теме:

Вот такие красивые зайчики - яички мы сделали в этом году с детками. И оформили мини пасхальную выставку на окне. У нас даже.

Самый главный и самый древний праздник у христиан- Пасха (всех направлений). Название праздника взято от еврейского праздника Пасхи, но.

Накануне праздника светлой Пасхи в нашей группе было решено провести конкурс семейных поделок. Потихоньку-понемногу детки с родителями приносили.

Цель: учить детей делать поделки из ниток путём наматывания на картон - основу, скреплять детали между собой, развивать творческое воображение,.

Сегодня я хочу предложить Вам украсить яйца вместе с детьми техникой - Декупаж. Для справки: Декупаж (Слово decoupage французского происхождения,.

Тема урока: Пасхальное яйцо как символ жизни.

Тип урока: урок-конкурс

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная.

Материальное обеспечение урока:

Раздаточныйматериал: заготовки яиц, салфетки с рисунком, клей ПВА-М

Инструменты и приспособления для выполнения работы:

ножницы, кисти, акриловый грунт, поролоновые валики и губки

Образцы яиц, оформленных в разных техниках

Инструкционные карты

Презентация «Символ Пасхи»

Видеоролик «Праздник светлой Пасхи»

Межпредметные связи:

Математика, изобразительное искусство, история, география.

Цель урока : ознакомление учащихся с новыми видами декоративно-прикладного искусства

Задачи урока:

Обучающие:

формирование умений и навыков в изготовлении пасхального яйца

Развивающие :

развитие внимания, творческих способностей и эстетического вкуса, мелкой моторики и глазомера.

Воспитательные :

воспитание бережливого отношения к труду, толерантного отношения друг к другу.

Ход урока.

I. Организационная часть

Приветствие учащихся

Прозвенел уже звонок, начинается урок, подровнялись, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Учитель берет в руки шкатулку и предлагает ученикам угадать, что находится в ней?

Хотелось бы вам разгадать тайну «Волшебной шкатулки»? Тогда в путь, к открытию тайны. То, что находится в шкатулке, является символом зарождения жизни на Земле, ее плодородия у многих народов мира с давних времен. Так, среди предметов быта, обнаруженных археологами на раскопках в Египте, найдены их раскрашенные остатки. Ученые установили их возраст - более четырех тысяч лет (2000 год до н.э.). Как вы думаете, о чём идёт речь?

Ответ учеников - Это яйцо

Правильно. Скажите, пожалуйста, какой праздник отмечает весь православный мир весной?

Ответ учеников - «Пасха»

Да, верно. А с чем у вас ассоциируется этот праздник?

Ответ учеников - крашеные яйца, куличи, пасхи и много всего вкусного, но самое главное, конечно, пасхальные яйца и приветствие «Христос воскрес!»

Учитель совместно с учениками называет тему урока «Пасхальное яйцо как символ жизни».

А какую цель мы поставим перед собой?

Ответы учеников: - узнать об истории праздника Пасхи

Узнать, как раньше украшали яйца

Научиться самим украшать пасхальные яйца

2.Изложение нового материала .

Учитель предлагает просмотреть видеоролик «Праздник светлой Пасхи»

и рассказывает об истории праздника Пасхи

Скажите как же украшают пасхальные яйца и почему их называют «писанки» и «крашанки»?

Ответы учеников.

Сегодня на уроке мы приобщимся к этому прекрасному празднику и приготовим пасхальное яйцо в удивительной технике «декупаж».

Что же нам понадобится для работы?

Инструменты и приспособления для работы

Учитель демонстрирует ученикам материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы

Технология изготовления техники «Декупаж»

Учитель объясняет и показывает технологию выполнения, используя инструкционные карты и презентацию.

Учитель показывает ученикам наглядные пособия и кратко рассказывает технологию изготовления и их применение.

3.Закрепление нового материала

Работа в парах. Ученикам предлагается ответить на вопросы карточки-задания и самим оценить себя. Ответы выводятся на слайде

1.Назвать главный символ Пасхи (пасхальное яйцо)

2.Перечислить способы украшения яиц назвать не менее 5. (бисером, луковой шелухой, красками, блёстками, в технике «декупаж)

3.Почему яйца называли «крашанки» (потому что их окрашивали в красный цвет, символизирующий пролитую кровь Христа)

4.Что обозначает техника «декупаж»? (Слово «декупаж» происходит от французкого decouper, что дословно означает «вырезать».

5.Где впервые возникла техника «декупаж»? (в Китае в 16 веке)

4.Физкультминутка.

Видеоролик Ученики под музыку выполняют гимнастические упражнения.

5. Вводный инструктаж

Учитель знакомит учащихся с инструкционными картами, соблюдением правил безопасности труда, организацией рабочего места.

Показ учителем способа обработки пасхального яйца в технике «декупаж»

6.Практическая работа учащихся.

Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе на лучшее пасхальное яйцо, которое мы выберем вместе с вами. Ну, а для начала, мы составим план действий.

Что надо сделать сначала?

Сначала надо вырезать фрагмент рисунка.

Что надо сделать потом?

Отделить верхний слой салфетки.

Приклеить фрагмента рисунка к поверхности.

Что мы делали?

Мы составляли план.

Ученики совместно с учителем составляют план работы. Итак, вперёд, к свершениям!

Обход рабочих мест учителем: проверка организации работы учащимися, соблюдения правил техники безопасности, помощь в изготовлении слабым учащимся.

Требования к выполнению: аккуратность и качество изготовления, оригинальность и эстетический вкус.

7. Рефлексия

Учитель - Итак, мы сегодня славно потрудились, но нам надо выбрать самые лучшие пасхальные яйца, они должны быть аккуратными, красивыми и оригинальными.

Дети выбирают лучшие работы.

Учитель - Дети, скажите, вам понравился наш урок? На столе вы видите ленточки красного, жёлтого и синего цветов. Давайте украсим букет из верб этими лентами. Если понравилось - красная лента, если не совсем-жёлтая, не понравилось - синяя лента. Дети украшают вербу.

Скажите, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, и будете ли вы применять их? Добились ли мы поставленных целей?

Ученики – Да. Мы узнали о празднике «Пасха», о том, как его праздновали на Руси и о главном символе Пасхи - яйце, а также как его украшать. Мы познакомились с техникой «декупаж» и будем её применять в декорировании разных изделий.

В заключении я хотела бы вам рассказать притчу.

“Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

А в наших руках – творить, мастерить и приносить людям радость!

9. Домашнее задание. Украсить пасхальное яйцо в любой другой технике.

Разделы: Начальная школа

Цель урока: изготовить поделку - сувенир.

Задачи урока: развивать мелкие мышцы рук; учить культуре труда; воспитывать любовь к прекрасному; аккуратность в работе.

Оборудование: Яйцо. Разноцветный бумажный материал, клей, кисточка, салфетка. Подставка для яйца, подставка для кисточки, картины, магнитофон, кассета, образцы поделки - сувенира.

Ход урока

1. Вводная беседа.

Ребята, скажите, какой у нас скоро будет религиозный праздник? (Светлый праздник Пасхи).

А что является традиционными пасхальными блюдами? (Пасха, кулич, крашеные яйца).

Ваши родители готовят эти блюда на Пасху?

2. Сообщение о Святом празднике Пасхе.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. На Руси существует примета, что на Пасху солнце "играет", и люди старались подкараулить это мгновение. В этот день в церкви звонили в колокола. Звонили по особенному, торжественно. А для детей большой радостью было красное пасхальное яйцо. Перед праздником в магазинах продавались, и по сей день продаются, специальные краски для раскрашивания яиц. Ими можно было не только покрасить яйцо в какой - либо один цвет, но и расписать цветами, орнаментами, нарисовать затейливую картину. Многие мамы и бабушки красят яйца луковой шелухой. Это самый экологически чистый способ покраски яиц.

Декоративное украшение яйц.

Яйцо - главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. При пасхальном целовании и приветствии верующие издревле дарили друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, обязан своим происхождением Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием "Христос воскрес!" и с этих слов начала свою проповедь. Красный цвет - это цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

Яйцо - символ жизни.

Красное - радость жизни, любовь.

Жёлтое - богатый урожай, месяц и заря.

Зелёное - весна, обновление природы.

Голубое - небо, воздух, здоровье.

В царских семьях было принято дарить друг другу на Пасху очень дорогие яйца: из серебра, золота, драгоценных камней. Так поступали все богатые люди.

Все это относится к истории раскрашивания пасхального яйца.

3. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадки:

В одном бочонке два разных пива. И не смешиваются. (Яйцо)

Правильно. На сегодняшнем уроке мы с вами будем украшать яйцо. Оно у вас на партах.

- (На парте у каждого ученика сваренное яйцо на подставке).

Рассказ и показ различных картин и образцов раскраски яиц при помощи бумаги (аппликации).

Проверим, все ли у вас есть на партах, чтобы сделать такое яйцо:

Подставка для яйца,

Клей и кисточка, подставка для клея,

Салфетки,

Разноцветный бумажный материал.

4. Физкультминутка.

Разминка пальчиков перед работой.

Побежали пальчики по парте, поздоровались друг с другом, полетали пальчиками.

5. Составление, обсуждение вариантов выполнения декора на поверхности скорлупы.

Нам нужно вспомнить главное правило рабочего человека. (Работаем дружно).

Узоры могут быть самыми разными. Каждый из вас хотя бы приблизительно должен представить себе какое именно оформление он сделает. Материала у вас много, отберите нужный, пофантазируйте, выложите на парте предполагаемый узор.

6. Работа над созданием пасхального яйца.

Звучит плавная классическая музыка. Дети работают самостоятельно.

7. Физкультминутка по окончанию работы.

8. Выставка поделок. Обсуждение.

Готовые поделки - сувениры выставляются на выставку. Дети рассматривают изделия своих товарищей.

Можно выбрать самое красивое яйцо? (Нет, все красивые).

9. Итог урока.

Чему научились сегодня на уроке?

А что больше всего понравилось?

ГБС(К)ОУ школа-интернат I-II вида Краснодарского края

Г. Краснодар

Конспект открытого урока по художественному труду

В 5 классе II вида.

Учитель трудового обучения: Голдобина О.А.

2014 г.

Урок по теме: «Декорирование пасхального яйца в технике декупаж» представлен в блоке «Декоративное искусство в современном мире» тематического планирования Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства.

Блок тем «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства» дает возможность использовать учащимся все многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности.

Конспект открытого урока по художественному труду в 5 классе.

Тема: «Декорирование пасхального яйца в технике декупаж».

Цель: 1. Дать представление о роли народных художественных традиций в жизни современного человека.

2. Развивать творческие способности, трудовые навыки.

3. А ктивизировать речь учащихся.

4 . Формировать навыки аккуратной работы.

5 . Воспитывать эстетический вкус.

Словарь : Декорировать, украшать, декупаж, пасхальное яйцо, трехслойная салфетка, верхний слой салфетки, выбрать фрагмент рисунка, расположить фрагмент на поверхности.

Материалы и оборудование: Декорированные пасхальные яйца, деревянные яйца, подставки под яйца, салфетки для декупажа, акриловый грунт, клей ПВА, кисти, ножницы, акриловые краски, салфетки.

Ход урока:

I. Организационный момент

Ребята, проверьте все ли готово к уроку. Разместите на столе оборудование.

II. Речевая работа

Какой сейчас урок?

Сейчас урок художественного труда.

III. Беседа по теме

- Совсем скоро наступает светлый праздник Пасхи.

В преддверии пасхальных дней так хочется украсить дом, подготовить подарки для родных и друзей. Очень многое можно сделать самостоятельно.

Ведь процесс подготовки к празднику подарит вам столько радости, что вы ощутите его еще задолго до его наступления.

Сделать подарок своими руками очень просто. Что принято дарить друг другу на Пасху? Что является символом этого праздника? Правильно, яйцо.

С древних времен люди красили яйца, и сегодня эта традиция жива. Однако современный человек придумал много разнообразных способов декорирования.

Что означает слово «декорирование»?

Декорирование – это украшение предмета.

- Сегодня мы будем декорировать деревянные яйца с помощью техники декупаж.

Декупаж – невероятно красивая и при этом несложная в освоении техника,

позволяющая в считанные минуты превратить обычную вещь в произведение

искусства.

С какими материалами мы будем работать?

Мы будем работать:

С салфеткой,

Клеем,

Акриловыми красками.

IV. Составление плана работы

Будем составлять план работы.

Что надо сделать сначала?

Сначала надо вырезать фрагмент рисунка.

Что надо сделать потом?

Отделить верхний слой салфетки.

Приклеить фрагмента рисунка к поверхности.

Дорисовать детали рисунка.

Что мы делали?

Мы составляли план.

V. Практическая деятельность учащихся

- А теперь приступаем к выполнению работы.

  • Сначала мы покроем деревянное яйцо тонким слоем акрилового грунта. Это делается для того, чтобы рисунок приклеенной салфетки казался ярче, красивее.
  • Затем, пока грунт на яйце подсыхает, мы выберем понравившийся фрагмент рисунка на салфетке и аккуратно его вырежем.
  • Далее, мы прикладываем нужный фрагмент салфетки к поверхности яйца и аккуратно его расправляем. При необходимости его можно подвинуть выше или ниже.
  • Теперь, когда мы убедились что в правильном расположении рисунка на поверхности яйца, мы приступаем к его приклеиванию. Делать это надо быстро и аккуратно, стараясь разглаживать кисточкой возникающие морщинки.
  • Давайте проверим, все ли края салфетки приклеились? Нет ли морщинок на получившемся изображении? Дадим высохнуть несколько минут, а пока выберем нужный цвет для фона. Фон должен гармонировать с цветовой гаммой рисунка на салфетке.
  • Покрываем акриловой краской пустое пространство на деревянном яйце, обходя приклеенный мотив. Даем высохнуть.

- Ну вот, теперь наша работа завершена.

VI. Итог урока.

(Выставка и анализ работ)

Вам нравится?

Какая работа вам нравится?

Мне нравится …

VII. Обобщение темы урока

С каким материалом мы сегодня работали?

Мы работали:

С салфеткой,

Клеем,

Акриловыми красками.

Вам нравится такой вид работы?

Мне нравится (не нравится) вид работы.

А какие прекрасные работы у вас получились! Посмотрите, какая красота. Теперь вы можете сами декорировать не только пасхальные яйца, но и другие предметы.

Уборка рабочего места