Дети иногда разговаривают сами с собой в постели или в другое время. Для того чтобы понять, как ваш малыш познает мир, подслушивайте его маленькие игры и разговоры с самим собой перед сном. В этом возрасте для детей типично воспроизводить события разговоров, которые они подслушали, используя игрушки для антуража, или просто проговаривая свои мысли перед сном.
Эти монологи помогают ребенку разобраться в том, что происходило в течение дня. Это одна из теорий Кэтрин Нельсон, психолога Городского университета Нью-Йорка, и ее коллег. Они нашли доказательства того, что маленькие дети, которые это делают, на самом деле воспроизводят свой мир, пересказывая и интерпретируя основной опыт, например, пребывание в детском саду или с няней. Из этих монологов возникает определенный смысл для опыта ребенка и проявляется чувство самовосприятия.
Обратите внимание на то, что речь стала важным инструментом, помогающим ребенку справляться с жизненными трудностямми. Дети с задержкой речи, как правило, имеют больше проблем с поведением, так как они сталкиваются с большими преградами и фрустрациями. Если ваш ребенок не общается предложениями, срочно проконсультируйтесь у специалиста.
Родителям не следует проявлять беспокойство, если ребенок говорит сам с собой. Это как раз свидетельствует о нормальном развитии ребенка и в будущем поможет избежать ему многих психологических проблем.
Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной речью . Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей - на игровой площадке, в группе детского сада.
Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке и прямо в песочник..."
Ваш малыш разговаривает сам с собой ? Может быть, с ребенком что-то неладное? Бить ли родителям тревогу?
Нет, с малышом все в порядке! Практически все детки в возрасте от 4 до 8 лет ведут беседу сами с собой около 20 процентов всего времени, конечно, если мы им не мешаем. Такие разговоры появляются у детей непроизвольно.
Иногда они произносят слова нараспев или проговаривают то, что они видят или делают в данный момент, а то и вообще разыгрывают целые спектакли в лицах. Почему это происходит?
Все дело в том, что думать и фантазировать ребенок учится вслух, точно так же, как и читать, ведь так удобнее.
В возрасте 5-7 лет мозг малыша развивается с невероятной скоростью! Этот процесс предполагает участие всех органов чувств. Поэтому и приходится маленькому умнику озвучивать мысли, проговаривать все, что он видит, делает, наконец – слышать собственные сообщения. И все это происходит одновременно! Психологи установили, что разговоры с самим собой эффективно помогают ребенку развивать свой внутренний план мышления, контролировать свое поведение. Малыш дает сам себе команды, озвучивая план, в какой последовательности он будет производить действия. Например: «Сначала я нарисую кружок, теперь закрашу его желтым цветом и т. д. Ближе к 7 – 8 годам внешняя речь передает «бразды правления» внутренней, то есть внутреннему самоконтролю и самоанализу. Ну а пока - время гласных команд самому себе!
Если малыш играет с плюшевым зоопарком, куклами, воображаемыми друзьями, а иногда, и с неодушевленными предметами, как с живыми существами, то это совершенно не повод бить тревогу, полагая, что ребенку катастрофически не хватает общения!
Совсем наоборот, это сигнал, что эмоциональная сфера драгоценного чада развивается хорошо. Ведь разговор ребенка с собой – это своего рода игра, то есть возможность расслабиться, выразить свои чувства, впитать идеи и эмоции!
Если отношения с мамой, папой, друзьями, воспитательницей оговариваются в самостоятельной беседе, значит, происходит необходимое переваривание произошедшего, «примеривание» на себя разных личностных позиций. Побывав в роли папы или мамы, малышу чуть-чуть становится понятнее, почему же взрослые запрещают что-то, ругают, в общем – воспитывают.
А еще, озвучивание своих мыслей положительно влияет на формирование ораторских способностей ребенка. Он говорит и слышит, как это звучит. Может оценить громкость, тон, эмоциональность своих слов, а это очень пригодится ему в будущей более взрослой жизни!
Личная речь
Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением. Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.
1-я стадия. "Я сделал хороший гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.
На 2-й стадии речь сопровождает действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку на земле дорисую".
На 3-й стадии личная речь предшествует действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про теремок".
Исследователи считают, что эти стадии соответствуют этапам развития детского мышления. На последней стадии, когда личная речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия. Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе, вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует, что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает все свои мысли.
Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше, личная речь переходит во внутреннюю. Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.
Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль. Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя, тем содержательнее его личная речь.
Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда и в третьем классе.
Не запрещай малышу, выполняющему какое-то интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!
Ваш малыш разговаривает сам с собой ? Может быть, с ребенком что-то неладное? Бить ли родителям тревогу?
Нет, с малышом все в порядке! Практически все детки в возрасте от 4 до 8 лет ведут беседу сами с собой около 20 процентов всего времени, конечно, если мы им не мешаем. Такие разговоры появляются у детей непроизвольно.
Иногда они произносят слова нараспев или проговаривают то, что они видят или делают в данный момент, а то и вообще разыгрывают целые спектакли в лицах. Почему это происходит?
Все дело в том, что думать и фантазировать ребенок учится вслух, точно так же, как и читать, ведь так удобнее.
В возрасте 5-7 лет мозг малыша развивается с невероятной скоростью! Этот процесс предполагает участие всех органов чувств. Поэтому и приходится маленькому умнику озвучивать мысли, проговаривать все, что он видит, делает, наконец – слышать собственные сообщения. И все это происходит одновременно! Психологи установили, что разговоры с самим собой эффективно помогают ребенку развивать свой внутренний план , контролировать свое поведение. Малыш дает сам себе команды, озвучивая план, в какой последовательности он будет производить действия. Например: «Сначала я нарисую кружок, теперь закрашу его желтым цветом и т. д. Ближе к 7 – 8 годам внешняя передает «бразды правления» внутренней, то есть внутреннему самоконтролю и самоанализу. Ну а пока — время гласных команд самому себе!
Если малыш играет с плюшевым зоопарком, куклами, воображаемыми друзьями, а иногда, и с неодушевленными предметами, как с живыми существами, то это совершенно не повод бить тревогу, полагая, что ребенку катастрофически не хватает общения!
Совсем наоборот, это сигнал, что эмоциональная сфера драгоценного чада развивается хорошо. Ведь разговор ребенка с собой – это своего рода игра, то есть возможность расслабиться, выразить свои чувства, впитать идеи и эмоции!
Если отношения с мамой, папой, друзьями, воспитательницей оговариваются в самостоятельной беседе, значит, происходит необходимое переваривание произошедшего, «примеривание» на себя разных личностных позиций. Побывав в роли папы или мамы, малышу чуть-чуть становится понятнее, почему же взрослые запрещают что-то, ругают, в общем – воспитывают.
А еще, озвучивание своих мыслей положительно влияет на формирование ораторских способностей ребенка. Он говорит и слышит, как это звучит. Может оценить громкость, тон, эмоциональность своих слов, а это очень пригодится ему в будущей более взрослой жизни!
С любым из нас случались ситуации, когда о чем-то задумавшись, мы начинали разговаривать вслух сами с собой. А на вопрос удивленных друзей: «С кем это ты беседуешь?» Отшучивались всем известной фразой: «Приятно порой поговорить с умным человеком!». Так уж устроены люди, что им свойственно вести внутренние диалоги. И этот процесс вполне нормален. Во время внутреннего осмысления какой-либо проблемы, человек обрабатывает имеющуюся информацию, анализирует и принимает то или иное решение. Иногда небольшие кусочки из внутреннего диалога «вырываются» наружу. И их невольно могут услышать посторонние люди. Но в этом нет ничего не нормального. Напротив, некоторые ученые убеждены, что люди, ведущие такие диалоги, более успешны в своей работе. Конечно же, взрослые умеют контролировать свои мысли и их внутренняя речь редко прорывается наружу. С детьми дело обстоит немного по-другому.
Заметив, что их ребенок довольно часто ведет разговоры с самим собой, родители задаются вопросом – а нормально ли это? Бесспорно, разговор маленького ребенка с самим собой выглядит несколько странно, но это вполне естественный процесс. Данное поведение свойственно практически всем детям в возрасте от 4 и до 8 лет. Психологи такой разговор называют «личной речью». Личная речь развивает мышление и самодисциплину у ребенка.
Личная речь у детей: 3 стадии развития
Принято различать 3 стадии развития личной речи:
Итак, если ребенок высказывает свои мысли вслух, родителям не стоит проявлять беспокойства, так как это говорит о его нормальном развитии. Как правило, после 8 лет личная речь постепенно переходит во внутреннюю и родители уже вряд ли смогут «подслушать», что замышляет их сорванец.
Дети могут разговаривать сами с собой по следующим причинам:
Ребенку 5-7 лет
Если ребенок в этом возрасте разговаривает сам с собой, в этом нет ничего противоестественного. Скорее всего, у него богатое воображение и он творческая натура. Как мы уже писали, у детей должна развиться внутренняя речь. У одних она развивается до пяти лет, у других немного позже.
Возможно, ребенок, разговаривая сам с собой, компенсирует недостаток общения с окружающими его людьми . В этом случае родители должны больше общаться с ребенком, рассказывать ему, как прошел их день, интересоваться, чем занимался он. Задавая вопросы, взрослые смогут научить ребенка вести диалог.
Довольно часто дети в этом возрасте не могут наладить контакт со значимыми для них людьми, возможно, . Родители его не слушают, они заняты своими делами и им не до историй маленького фантазера. Поняв это, ребенок реального взрослого заменяет вымышленным и активно контактирует с ним. Вымышленный собеседник не перебивает малыша и не игнорирует его рассказы. В некоторых случаях, чтобы откорректировать данную ситуацию, родителям не помешает обратиться за помощью к детскому психологу. Хотя, как правило, чуть больше внимания, и проблема разрешится сама собой.
Другое дело, если ребенок постоянно слышит голоса, которые не только разговаривают с ним, но и пытаются руководить его действиями и поступками. В этом случае, родители должны срочно обратиться за помощью к психиатру.
Ребенку 7-9 лет
К 7-9 годам «личная речь» отходит на второй план и передает власть «внутренней». Ребенок учится внутреннему самоконтролю и начинает пытаться заниматься самоанализом. Психологи отмечают, что в многодетных семьях дети значительно реже разговаривают сами с собой. У них и так всегда найдется внимательный слушатель и собеседник. Детей в семье много и поболтать есть с кем.
Если ребенок 7-9 лет беспокойно спит, разговаривает во сне, плачет, днем постоянно беседует сам с собой, родители должны обратиться за помощью к школьному психологу.
Ребенку 10-15 лет
Мысли вслух в этом возрасте довольно распространенное явление. Так называемый, «подростковый возраст» оказывает свое влияние. Это, действительно, очень сложный период в жизни ребенка. У подростка масса проблем, над которыми позже он возможно и сам будет смеяться. Но это будет потом. А пока: неразделенная первая любовь, сложные взаимоотношения со сверстниками или учителями, недопонимание родителей, поиск себя и своего места в этом мире, первые разочарования и т.д. Чаще всего, разговоры вслух с самим собой ведут дети с узким кругом общения, замкнутые и не коммуникабельные. Выход здесь один – попытаться стать другом своему ребенку. Вместе с ним размышлять, спорить, обсуждать любые ситуации. Можно уговорить ребенка записаться в спортивную секцию или театральный кружок, в художественную студию или бассейн. Главное, чтобы он смог найти близких себе по духу людей.
Мы рассмотрели лишь примеры, которые входят в пределы нормы. Однако если разговоры вслух сопровождаются галлюцинациями, истериками, психозами, желанием спрятаться от всех – ребенка срочно необходимо показать специалисту. В данном случае – психотерапевту.
Как правило, воображаемые друзья появляются у эмоциональных детей с бурной фантазией. Как правило, психологи связывают появление такого персонажа с нехваткой реальных друзей . Ребенку явно не хватает общения со сверстниками, родителями.
Как правило, вымышленные друзья покидают «свой пост», когда ребенку исполняется 6-8 лет. Расстаться с подобным героем можно и раньше, подарив ребенку настоящего живого друга – кошечку, собачку, хомячка и т.п. Рождение в семье второго ребенка также позволяет полностью закрыть тему одиночества, сменив его на чувство ответственности.
Когда может потребоваться помощь в борьбе с вымышленными друзьями?
При любом из вышеперечисленных проявлений родители должны насторожиться и срочно обратиться за помощь к психотерапевту или психологу.
Психолог Е. С. Шендерова : В том, что ребёнок разговаривает сам с собой нет ничего противоестественного — это игра его воображения, самовыражение и это нормально (конечно есть различные вариации на эту тему — совершенно другое дело если например ребёнок слышит голоса и разговаривает с ними) — у детей развивается внутренняя речь (которая есть у всех взрослых) только дети могут выражать это вслух
Психолог Е.Б. Галочкина : Разговор с самим собой у ребёнка может быть следствием того, что его контакт со значимыми взрослыми нарушен или недостаточен для него (особенно, если ребёнок любит фантазировать, сочинять, а его никто не слушает). Ребёнок заменяет реального взрослого каким-то внутренним образом (реальным или вымышленным) и безопасно и эффективно контактирует с ним. В этом диалоге его не унижают, не игнорируют, не отвергают, а в жизни это, к сожалению, случается чаще, чем хотелось бы.
А Вы замечали, что детки часто разговаривают сами с собой? Нормально ли это или нужно что-то менять? На самом деле не нужно беспокоиться, когда ребенок говорит сам с собой. Когда малыш чем-то увлечен, то непроизвольно он начинает говорить вслух. Такое явление наблюдается практически у всех детей в возрасте от 4 до 8 лет.
Разговор, обращенный к себе, называется личной речью. Все люди разговаривают сами с собой, у каждого человека есть речь для себя. Но дети используют эту речь вслух, когда играют самостоятельно, например, на детской площадке, дома или в группе детского сада. Они могут пропевать слова, проговаривать действия, которые выполняют в данный момент времени.
Когда ребенок говорит сам с собой, он развивает свое мышление, а также учится регулировать свое поведение.
Существует 3 стадии развития речи:
На третьем этапе развития ребенок уже способен планировать свои действия. Речь для ребенка – это возможность лучше понять окружающий мир, она развивает мышление и самоконтроль.
Если с куклами и животными, как с живыми существами это говорит о том, что эмоциональная сфера ребенка хорошо развивается. Кроме того, когда ребенок проговаривает слова и предложения вслух, он развивает свои ораторские способности. Он слышит, как звучат слова, он может влиять на интенсивность звука и говорить громко или тихо, он может менять интонации во время произношения, а все это обязательно пригодится ему во взрослой жизни.
Краткое содержание: Ребенок учится говорить. Эгоцентрическая речь. Почему дети разговаривают сами с собой? Упражнения и игры для развития речи у детей.
Нашему внуку Артему скоро четыре года. Когда он играет или рисует, все время разговаривает, обращаясь к себе. Может, ребенку грустно одному и нужно отвести его в детский сад, чтобы мог разговаривать с другими детьми?"
Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут диалог - с другим малышом, со взрослым и даже сами с собой. Разговор с другим человеком необходим для налаживания общения. Малыш, только начавший постигать искусство беседы, может дергать другого человека за одежду или спрашивать: "Ты знаешь?", "Ты слышишь?"
Со временем дети замечают, что, беседуя, люди произносят реплики по очереди, говорят на одну и ту же тему, смотрят, как слушает собеседник, а если понимают, о чем идет речь, то поддакивают или кивают головой.
Возникает вопрос: почему дети разговаривают сами с собой, ведь при этом собеседника нет рядом, так к кому обращена речь?
Собирая головоломку, четырехлетний малыш говорит, обращаясь к себе. "А здесь как? Нужно красный и круглый. Нет, не такой, этот не подходит... Желтый тоже не подходит. Ага, это большой, а надо маленький, где же он?.."
Если детям не мешать и не запрещать, то в 4-8 лет они разговаривают 20% того времени, которое они проводят в детском саду или в школе (там, где всегда рядом есть другой ребенок-собеседник). Но почему дети разговаривают сами с собой?
Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной речью . Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей - на игровой площадке, в группе детского сада.
Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке и прямо в песочник..."
Знаменитый психолог Ж. Пиаже предположил, что речь, обращенная к самому себе, является признаком незрелости, и назвал разговор с собой эгоцентрической речью .
Личная речь
Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением. Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.
1-я стадия. "Я сделал хороший гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.
На 2-й стадии речь сопровождает действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку на земле дорисую".
На 3-й стадии личная речь предшествует действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про теремок".
Исследователи считают, что эти стадии соответствуют этапам развития детского мышления . На последней стадии, когда личная речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия. Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе, вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует, что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает все свои мысли.
Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше, личная речь переходит во внутреннюю . Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.
Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль. Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя, тем содержательнее его личная речь.
Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда и в третьем классе.
Не запрещайте малышу, выполняющему какое-то интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!
|