Самый откровенный клубный бразильский карнавал. Бразильский карнавал: история и традиции, фото

04.07.2019

В Рио-де-Жанейро стартовал традиционный бразильский карнавал. Лучшие школы самбо начали соревноваться за звание лучшего танцора 2018 года. За этим красочным событием внимательно наблюдают сотни тысяч туристов со всех уголков нашей планеты, а также опытные судьи, которые по определенным критериям выбирают победителя.

В этом году в карнавале примет участие рекордное количество человек — около 6,5 млн. Организаторы красочного действа планируют в этом году рекордное количество туристов — 1,5 миллиона человек. 9 февраля 2018 года в Рио-де-Жанейро состоялось торжественное мероприятие, на котором мэр города Марселу Кривелла передал ключи от города королю карнавала и тем самым дал старт веселому ежегодному празднику.

Бразильский карнавал будет длиться неделю — до субботы 17 февраля. Несмотря на трудное экономическое положение и масштабное сокращение рабочих мест В Рио, в этом году бразильские школы самбо решили продолжить традиционные соревнования в борьбе за главный приз карнавала.

Карнавал в Рио-де-Жанейро 2018 фото, без цензуры: история проведения праздника

Традиция проводить весёлые праздники в преддверии Великого христианского поста пришла в Бразилию с португальскими первооткрывателями. Под влиянием европейских традиций в XIX веке красочное действо с масками и костюмами переросло в настоящий Карнавал. Африканские рабы привнесли в этот праздник традицию танцевальных шествий. Католическая церковь не препятствует проведению бразильского карнавала. На стадионе для всех желающих даже организовываются специальные католические мессы.

Карнавал в Рио-де-Жанейро постоянно развивается. Каждый год участники радуют зрителей новыми костюмами, танцами и традициями. В 20 веке в праздничном шествии первый раз приняли участие в школы бразильского самбо, которые украсили праздничное действо и положили начало современному бразильскому карнавалу.

Карнавал в Рио-де-Жанейро 2018 фото, без цензуры: традиционный бразильский карнавал

Красочный карнавал в Рио-де-Жанейро проходит феврале в разгар бразильского лета. Его начало свидетельствуют о скором наступлении Великого поста. Таким образом весёлые бразильцы как-бы прощаются с земными удовольствиями, которые будут запрещены до самой Пасхи.

В Книге рекордов Гиннеса бразильский карнавал зарегистрирован как самый крупный в мире. В этом ярком праздничном действе принимают участие до 5-ти миллионов человек, из них не менее 10% — туристы из разных стран.

Главным центром карнавала является «самбодром», где соревнуются мастерстве и красоте костюмов местные танцевальные школы. Кроме традиционного карнавала в Бразилии есть сказочный бал под названием Copacabana Palac, в котором принимают участие различные знаменитости. Также на улицах города веселятся обычные люди в ярких костюмах и отовсюду звучит громкая музыка.

Карнавал в Рио-де-Жанейро 2018 фото, без цензуры: бразильская школа самбо

Специально для соревнований местных школ самбо организаторами карнавала ежегодно сооружается специальной «самбодром», длина которого составляет 700 м. Его украшают разнообразными фигурами сказочных персонажей и различных животных. Наряжаясь в красивейшие карнавальные костюмы, ученики самых популярных бразильских танцевальных школ устраивают настоящий праздник. На специальных платформах обнаженные девушки в красивых костюмах танцуют традиционные бразильские танцы.

Каждая танцевальная школа заранее продумывает конкурсную тематику, которую держит в тайне. Парад возглавляют яркие винтажные автомобили с эмблемами школ самбо, которые сопровождает большой оркестр.

Очень часто для участия в карнавале приглашают популярных спортсменов, актеров, музыкантов — такая уловка значительно повышает рейтинг этого мероприятия.

Карнавал в Рио-де-Жанейро 2018 фото, без цензуры: ежегодная выгода для страны

Каждый год бразильский карнавал пополняют казну страны за счёт увеличение количества туристов. В этом году весёлый праздник не станет исключением. По прогнозам организаторов красочного действа в 2018 году Рио-де-Жанейро посетит около1,5 миллионов туристов, это на 400 тысяч человек больше, чем в прошлом году. Общее количество посетителей карнавала может превысить 6 миллионов человек.

По словам руководителя компании Riotu — Марселу Алвеса, прибыль от карнавала составит 3,5 млрд реалов, эквивалентных 1,1 млрд долларов. В прошлом году доход от бразильского карнавала составил 3 млрд реалов или 930 млн долларов США.

Утверждают, что бразильские карнавалы восхищают и завораживают. Это правда. В мире действительно сложно найти что-то похожее, такое знойное, веселое и радушное, куда хочется попадать вновь и вновь. Заводная музыка, зажигательные ритмичные танцы, разнообразие красок, яркие огни — все это переплетается с искренним смехом и безудержным весельем, создавая праздник, о котором знают в каждом уголке планеты.

Что такое карнавал?

Бразильский карнавал - это общенациональный праздник, который с 1928 года постоянно проводится в Бразилии. Его начинают отмечать в конце февраля за 7 недель до Пасхи.

Мероприятие отличается не только от европейских карнавалов, но и других праздников, которые проводятся в близких по духу латиноамериканских странах. Сегодня Рио-де-Жанейро называют столицей бразильского карнавала, каждый год в феврале Рио погружается в пучину настоящего безумия. Под звуки зажигательной самбы толпы беззаботных людей, одетых в блестки и перья, несколько дней поддаются разгульному веселью. В празднике принимают участие все жители страны, кроме того эти массовые гулянья привлекают в Рио тысячи туристов. Карнавал длится четыре дня, во всех городах закрываются магазины и государственные учреждения - вся страна погружается в феерию праздничного шоу.

Колонисты и Эдем

Карнавала уходит корнями в далекое прошлое. Считается, что начало массовым гуляньям положили древние ритуалы встречи весны, сбора урожая, начала сева. Такие праздники были необходимым элементом психологической разрядки, так как человек мог позволить себе снять все запреты традиционной морали. Когда древнее язычество сменилось христианством, карнавалы стали единственным связующим звеном, которое соединяло озабоченного спасением своей души человека и его земную сущность. И все же карнавалы в Европе не были масштабными, такими они стали только в Новом Свете.

Собственно, это неудивительно: в то время как Европу терроризировала инквизиция, а на ее площадях пылали костры с ведьмами, далеко за океаном европейцы обнаружили настоящий рай. Бесконечные земные просторы с диковинными лесами, неизвестными цветами и плодами, яркими птицами и, конечно же, миролюбивыми, улыбчивыми людьми. Для первооткрывателей Бразилия показалась настоящим райским садом, и первые колонисты решили отпраздновать открытие этого удивительного уголка. На том месте, где проходил праздник, позже была создана первая улица города Рио-де-Жанейро. Был ли этот праздник предпосылкой для развития бразильского карнавала или нет, история не может однозначно ответить, ведь существует множество других сведений о родоначальниках знаменитого фестиваля.

Потешный день

Также считается, что история и традиции бразильского карнавала берут свое начало с так называемого Потешного дня - entrudo. В этот день было принято дурачить друг друга, обливать водой, обкидывать сырыми яйцами, кукурузой и фасолью. Девушки целились с балконов в парней, что им приглянулись, и это воспринималось как заигрывание.

В такой день на улицах устраивался настоящий балаган: велась яростная битва между горожанами. Те, кто не успевал вклиниться в толпу, обливали участников мероприятия водой из балконов. И все это безумие сопровождалось веселыми песнями и танцами.

С миру по нитке

Вскоре к народной забаве присоединились африканские рабы, принеся с собой традиции «черного континента». Позже переселенцы из Италии и Франции привезли в Бразилию мотивы венецианских карнавалов. В ХІХ веке бразильский карнавал уже впитал в себя некоторые европейские традиции. Тогда впервые на празднике появились парады украшенных автомобилей, сказочные персонажи, яркие костюмы и маски.

В 1840 году в Бразилии был проведен первый костюмированный бал, а в 1928-м появились первые школы самбы, вскоре этот танец распространился по всей стране и стал незаменимым атрибутом карнавала. В 1852 году возникла традиция «зе-перейра», когда по улице идет группа людей, и каждый из них колотит в барабан. Это шумное шествие тоже стало обязательным элементом карнавала.

В 70-х годах прошлого века бывшие чернокожие рабы внесли еще немного изменений в карнавал. Праздник приобрел черты «Ранчос» — шествие людей, танцующих самбу. В 1889 году была написана первая песня-марш специально для карнавала. В дословном переводе она называлась «Посторонитесь, я хочу пройти», для зажигательной самбы невозможно придумать названия лучше. С ходом времени этот праздник впитал в себя множество разнообразных традиций, превратившись в самый масштабный и зажигательный праздник современности.

Место проведения

В начале ХХ века карнавал дополнился кортежами «корсо», из них молодежь осыпает зрителей конфетти и серпантином. В 1907 году в Рио была специально создана «Авенида Сентраль» - арена, на которой теперь ежегодно проводят основное праздничное действие. Первый официальный парад состоялся в 1935 году на Площади 11-го Июня.

В 1984 году было закончено строительство уникального трехэтажного сооружения «Самбадрома», на котором 70 тысяч зрителей могут насладиться карнавальным зрелищем.

Бразильский карнавал: описание основных традиций

Церемония открытия карнавала начинается в 7 часов вечера. Мер Рио торжественно вручает ключи от города шутовскому персонажу - хозяину праздника, Королю Рею-Момо. Его роль исполняет самый упитанный мужчина в городе. Согласно традициям, карнавал начинается в пятницу и заканчивается в среду. На эти четыре дня шут-король становится полноправным хозяином города и на него возложено множество обязанностей, таких как посещение всевозможных балов и конкурсов, а также он должен побывать на «Самбадроме» и участвовать в танцах вместе со всеми. Король Рей-Момо имеет право отменять или издавать приказы, которым население с готовностью повинуется.

Хотя официально карнавал длится всего четыре дня, неофициально его празднуют неделю, а то и больше. Толпы полураздетых людей наводняют улицы, так что в праздничные дни автомобили абсолютно бесполезны.

Немного обнаженки

Еще один закон бразильского фестиваля: обнажаться! Конечно, правилами запрещена полная нагота, поэтому зрители довольствуются пикантными костюмами. Некоторые из них сводят с ума не только туристов из скромной Европы, но и местных жителей, которых, казалось бы, уже ничем не удивишь.

Заканчивается карнавал парадом школ самбы. Он длится 3 ночи подряд, зрители восторженно встречают движущиеся платформы, на которых под зажигательные звуки самбы танцуют полуобнаженные красавицы. Это действие сопровождается ревом барабанов и взрывами фейерверков.

Церковь и судьи

Каждый житель Бразилии считает себя ревностным католиком, но раз в году все они принимают активное участие в карнавале. Церковь не считает этот праздник богоугодным делом, но не запрещает, поскольку даже в дни карнавала на стадионах проходят многотысячные мессы.

Стоит отметить, что в шоу задействованы не только участники, но и судьи, которые должны беспристрастно оценивать выступления. В состав жюри входит 40 человек, каждый из них должен оценить оформление платформы, полноту раскрытия темы, костюмы и макияж танцоров, а также сам танец и подобранную музыку. Максимальный бал, который может поставить судья - 10.

От детей взрослым

В первый карнавальный день парад открывают группы из детских школ самбы. Мероприятие начинается под карнавальный марш «Расправь крылья», написанный в 1899 году. Каждая школа выступает полтора часа. Первой показывает свои умения та, что на протяжении года набрала больше всех наград. Сначала выступают лучшие танцоры школ (то есть ее наставники, учителя), после них идут ученики и музыканты.

Кульминационный момент праздника наступает в воскресенье и понедельник, когда выступают школы самбы для взрослых. Каждая колонна шествия состоит из 305 тысяч участников, и все они шествуют органично и слаженно. Очевидно, долгие месяцы тренировок не проходят напрасно.

Во время главных карнавальных событий, которые происходят на «Самбадроме», по всему городу проводятся балы и тематические вечеринки. Особой популярностью пользуются конкурсы костюмов. Тем, кто хочет покрасоваться в своем костюме на параде, можно заплатить 600 долларов и стать полноправным участником шествия.

Фото бразильского карнавала свидетельствуют о том, что этот праздник проходит не только в Рио: все города страны охвачены безумным весельем.

Карнавал в Бразилии — общенациональный праздник, в котором участвуют все жители страны, увлекательное и зажигательное действие привлекает тысячи туристов. Равнодушным здесь не остается никто. Бразильцы заражают своим темпераментом, искрящимся весельем и праздником жизни. Карнавал, так же как и футбол, символизирует национальную идеологию. Красочное шествие с танцами и безудержным весельем продолжается 4 дня в конце февраля. Во время проведения карнавала закрываются все учреждения и магазины не только в крупных городах страны, но и в маленьких городках и поселках. Вся Бразилия погружается в атмосферу самбы, флирта, блеска нарядов, сияния глаз и улыбок миллионов людей, от души предающихся главному празднику страны.

(24 фото с Бразильского карнавала + видео)

История карнавала

Свои истоки бразильский карнавал берет еще от древнегреческих Вакханалий и римских празднеств. Черты Средневековья и Эпохи Возрождения также нашли свое отражение в традициях праздника. Португальские переселенцы, прибывшие с островов Зеленого Мыса и Азорских островов привнесли обычай «entrudo». С тех пор во время карнавала принято веселиться, кидаясь в друг друга яйцами, бомбочками и другими, порой небезопасными, предметами, поливать друг друга водой, посыпать мукой и мелом, кукурузой и фасолью.

В дальнейшем различные обычаи и традиции праздника привносились представителями разных народов, что-то со временем забывалось, что-то запрещалось, некоторые особенности праздника, появившись однажды, сохранились и до настоящего времени. Безудержные обычаи «entrudo» вызывали недовольство среди горожан, указом короля праздник был запрещен, постепенно переместившись в салоны и дома знати. Первый костюмированный бал, был устроен в Рио в 1840 году. Еще одна европейская традиция — уличные парады с военными оркестрами и движущимися платформами появилась чуть позже, и сохранилась в современном карнавальном шествии.

После запрета на праздник португальцев народ не отказался от шумных уличных празднеств. «Сordoes» — это альтернативный вид карнавала, в котором принимали участие только мужчины. Праздничная колонна из мужчин двигалась по городу с танцами и музыкой и порой вела себя очень буйно. С 1852 года идет традиция, ставшая непременным атрибутом бразильского карнавала — «зе-перейра» — так называется группа людей, идущих по улице с разнокалиберными барабанами. Впервые в 1852 году некий сапожник Жозе Ногейра собрал своих друзей и ударные инструменты и вышел на улицы города в дни карнавала.

Прибывшие в Рио в 1870-х годах бывшие чернокожие рабы с кофейных плантаций привнесли в страну африканскую культуру, отныне карнавал приобрел черты «Ranchos» — шествие танцующих мужчин и женщин, объединенных общей идеей. Это был прообраз современных школ самбы. «Ranchos» существовали постоянно, не только в дни празднеств и карнавала.

Карнавал в Бразилии невозможно представить без зажигательных ритмов самбы. Жизнерадостная музыка звучит в Бразилии, и не только, круглый год. Музыка самба несет в себе характер и темперамент африканцев и бразильцев, это синтез афро-бразильской культуры. Первую песню-марш («marcha»), написанную специально для карнавального шествия, создала Чикинья Гонзага в 1889 году по заказу одной танцевальной группы. В переводе название марша звучало как «Посторонитесь, я хочу пройти». Так постепенно, бразильский карнавал впитывал в себя все новые и новые оттенки, благодаря которым он по-праву называется самым красочным, ярким и зажигательным праздником современности.

В начале 20 века карнавальное действие украсилось кортежами разукрашенных автомобилей — «корсо», в которых находились развеселые молодые люди, цель которых — осыпать зрителей конфетти и серпантином. Предоставить свой автомобиль для «корсо» было очень престижно в 20-30-е годы прошлого века. В 1907 году в Рио была построена Авенида Сентраль, на которой стало проходить основное действие карнавала.

Из многочисленных танцевальных групп и праздничных колонн постепенно складывались основные действующие процессии современного бразильского карнавала — «школы самбы». Самая первая из них была основана в квартале Эстасио в 1928 году. Зажигательный латиноамериканский стиль самбы становился стилем жизни и с поразительной скоростью завоевывал все новых и новых поклонников. Уже в 1935 году впервые состоялся официальный карнавальный парад на площади Одиннадцатого Июня. Место проведения карнавала — парада школ самбы менялось с тех пор несколько раз. С 1984 года на проспекте Маркиза Сапукаи красуется Самбадром. Это уникальное трехэтажное сооружение построено по проекту Оскара Нимейры. Длина площадки для праздничных шествий составляет 700 метров, а ширина — 13, трибуны рассчитаны на 70 тысяч человек — зрителей, пришедших полюбоваться удивительным карнавальным действием.

Правила проведения карнавала

Бразильский карнавал торжественно открывается. Мэр Рио-де-Жанейро передает ключи от города «хозяину» праздника — королю Момо. Этим персонажем становится самый толстый мужчина города, весом не менее 110 кг. Официально карнавал начинается в пятницу и длится до среды («пепельная» среда). До вторника, ровно на 4 дня, король Момо становится владыкой города. У него много обязанностей — королю нужно посетить почти 200 балов и конкурсов и присутствовать на Самбадроме. Непременное условие присутствия короля — он должен танцевать и веселиться.

Кульминация карнавала — это, конечно, парад школ самбы, который длится три ночи подряд. Неистовствующая от восторга публика встречает шествие верениц фантастически оформленных платформ, на которых непрерывно танцуют знойные красавицы, чьи тела украшены лишь перьями и блестками. Не менее красочно и экзотически одета многочисленная свита танцующих. Под непрерывные звуки афро-бразильских зажигательных ритмов, грохот барабанов, блеск фейерверков, ликующие крики «групп поддержки» многотысячная пестрая толпа танцует и танцует самбу, самбу и еще раз самбу!

Самбадром — это настоящий сказочный мир, созданный талантом и фантазией сотен дизайнеров и тысяч бразильцев. Подготовка к карнавалу длится несколько месяцев подряд. Создаются огнедышащие драконы, загадочные сфинксы, пиратские корабли и подводные царства, среди гигантских двигающихся фигур карнавала можно увидеть слонов и неандертальцев, римских легионеров и персонажей сказок народов мира. Неисчерпаемая фантазия создателей праздника воплотилась и в «самодвижущейся» голове медузы Горгоны, каждый «волосок» которой двигается с помощью красочно одетых персонажей. Удивительные сооружения двигаются в непременном сопровождении полуобнаженных мулаток, танцующих самбу.

Верные католики бразильцы раз в год самозабвенно празднуют и ликуют во время проведения карнавала. Церковь хотя и не считает карнавал богоугодным делом, но и не препятствует празднику никоим образом. В дни карнавала проводятся многотысячные мессы на стадионах. Накал страстей во время праздника таков, что со стороны государства во время карнавала проводится акция бесплатной раздачи более 10 миллионов презервативов.

На празднике есть не только участники, но и взыскательные судьи. Строгое жюри в составе сорока человек призвано объективно оценить выступления участников по 10-балльной шкале. Учитывается буквально все: проработка темы, соответствие костюмов, оформление платформ, гармония движения в танце, выступление основной пары — знаменосицы и ее партнера, музыка и т.д. Школы самбы выбирают тему за год вперед, разрабатывает сценарий и готовятся к выступлению, втайне от остальных участников. Выбранной теме должно соответствовать все: оформление карнавальных платформ (каросс), костюмы, тексты песен, движения, музыка и макияж участников.

В карнавале с удовольствием принимают участие звезды футбола, кино и эстрады, это плюс их популярности. Часто они помогают участникам в раскрытии заданной темы. Тематика шествий может быть самая разная, задача участников — воплотить за 65-80 минут пребывания на Самбадроме в художественной форме смысл и идею темы. Это весьма непросто. Темы могут звучать как: охрана окружающей среды, ледниковый период, Дарвин и теория эволюции, история кинематографа, развитие сельского хозяйства, «Мама Африка», а может быть карьера певца Роберто Карлоса, тогда во главе процессии, скорее всего, будет шествовать сам певец.

Каждая колонна состоит из 305 тысяч участников, каждый шаг и жест которых тщательно отрепетирован в течение многих месяцев. Шоу выглядит поразительно слаженно и органично. Зрители «болеют» за любимые команды также азартно, как футбольные болельщики. Система отбора среди участников выглядит так же, как в футболе. В премьер-лигу попадают победители, выбранные в субботу. 14 команд премьер-лиги выступают в воскресенье и понедельник, занявшие последние 2 места, выбывают из премьер-лиги. Все как в футболе.

Главные события карнавала происходят на Самбадроме, а по всему городу проходят костюмированные вечеринки и балы. На сказочный бал в отеле Copacabana Palace приезжают знаменитости со всего мира. Большой популярностью пользуются конкурс костюмов в отеле Gloria, а также костюмированный гей-бал в ночном клубе Rio Scala. Детские школы самбы шествуют на параде в пятницу, в первый день карнавала. Во время проведения карнавала вся Бразилия ликует и танцует, становится сплошным огромным Самбадромом.

Места на Самбадроме стоят от 50 до 1500 долларов. Самые лучшие в «туристическом», 9-ос секторе. Здесь повышенный уровень безопасности, полный сервис, можно комфортно провести время за столиком, где еда и напитки подаются без ограничений. Услуги охраны и трансфер могут быть крайне необходимы. Жизнерадостные красотки могут очаровать ничего не подозревающего туриста и оставить его без кошелька, телефона или фотоаппарата.

Места в открытых ложах недорогие, по 50 долларов, но выкупать нужно сразу всю ложу — 12 мест. Бесплатные места занимает местное население заранее, здесь нет особых удобств, теснота и никаких гарантий безопасности. Зато есть прекрасная возможность увидеть всю прелесть карнавала глазами бразильцев. При желании, за определенную плату (500 или 600 долларов), можно стать участником пляшущей колонны, для этого нужно облачиться в специальный наряд и двигаться, подражая танцующим по 700-метровой аллее.

По данным опроса журнала «Форбс» бразильцы считают себя самыми счастливыми жителями на земле, несмотря на то, что половина населения живет за чертой бедности, а одна треть неграмотна. Смешение европейско-африкано-индейских кровей населения Бразилии объясняет удивительную беззаботность, дружелюбие и жизнерадостность народа, который раз в год избавляется в фейерверке страстей карнавала от накопленных за год комплексов и неврозов. Добрые католики, бразильцы, начиная с «пепельной» среды, снова мечтают о новом, следующем карнавале.

HD Видео Карнавал в Рио-де-Жанейро / Carnival in Rio de Janeiro

Февраль — это не только месяц сердечек-«валентинок» и дежурных носков и пенок для бритья на 23 февраля. Это ещё и бразильский Карнавал: в 2017 году он будет проходить 25 – 28 февраля. Мечтаете хоть раз увидеть это феерическое зрелище? Готовьте кругленькую сумму денег.

Впрочем, есть способ прикоснуться к этому священнодействию за более скромную сумму: летите в Бразилию не на сам Карнавал, а перед его началом. И тогда вы сможете полюбоваться Генеральной Репетицией этого праздника. А может — даже поучаствовать в ней. Все подробности — у Виктора Баскакова !

Рио-Де-Жанейро: в гостях у внуков Остапа Бендера

Великий Комбинатор» всю свою бурную жизнь мечтал только о Городе, где все ходят в белых штанах — Рио-де-Жанейро!..

Обычно, описывая своё путешествие в заморскую страну, я ссылался читателям блога на свои новогодние «дедоморозовские» финансовые вливания»… В данном случае, мечта попасть в Рио тоже сбылась, но другим способом.

Я там был, но только не во время Карнавала. Поездка на карнавал в Бразилии — удовольствие не из дешевых! К этим дням цены на всё взлетают до неприличия очень резко. Билетик в ложе – ПОЛТОРЫ тысячи долларов! Зато можешь до посинения щёлкать фотоаппаратом на красавиц, въезжающих на самбодром (колесницы, диковинные экипажи, блёстки, огни и салюты).

Вот до февраля, пожалуйста! Моему спутнику по давней лондонской поездке – Михаилу, срочно понадобилось дополнить группу фотографов и журналистов, задача которых была осветить именно ПОДГОТОВКУ бразильского Карнавала.

– Съезди, увидишь Генеральную Репетицию! На пляже позагораете, а вечерами посмотрите, как красотки полураздетые маршируют!

Последним доводом он меня, 65-летнего старика, конечно, сразил.

Бразилия — это Пеле


У пацанов моего социалистического поколения название страны -БРАЗИЛИЯ с детства отзывалось только одним, коротким именем Кумира всех футбольных болельщиков – ПЕЛЕ!.. Знаменитого нападающего мы уважительно называли «по паспорту» – Эдсон Арантис ду Насименту. Единственный игрок, три раза ставший чемпионом мира по футболу. По решению Международного Олимпийского комитета – Лучший Спортсмен ХХ века… Почему я начал с футбола?.. Потому что (по бразильской статистике) им увлечено 75 % населения Бразилии.

(А-а, скажут читатели, так вот почему наши всё время в футбол проигрывают!) …Итак, лечу на родину Пеле!

Попутчик с клешнёй

Аэропорт… Самолёт авиакомпании « Azul Brazilian Airlines »… Объявление на незнакомом языке (для меня и испанский незнакомый, но… этот – незнакомый ещё больше). Я, как подавляющее большинство соотечественников (даже с высшим образованием), забываю, что в Бразилии говорят на ПОРТУГАЛЬСКОМ.

Рядом со мной, у окна, сидел мужчина моих лет. Познакомились с Гошей. Пожимая его руку, я ощутил что-то необычное. У него не было безымянного и мизинца, причём, даже и в суставной их части. Узкая ладонь с тремя пальцами. На коже остался шрам. Я видел похожий у деда Григория, в селе Анненково, на Волге. Известного раколова, достававшего из подводных нор раков и рыбу, прячущуюся там в жаркое время. Поэтому сразу спросил: «Ондатра?.. Раков доставал?» Гоша, удивился: « Первый человек, кто угадал!.. Да, в детстве. Я из-под Ростова. Так это пацаном – на Дону. Сунул руку в нору, думал, плотву крупную схвачу или рака, а чувствую – широковат вход. И – удар!.. Может, ондатра, а, может, выдра или бобёр. Кто их знает. А с детства, естественно, кликуха – «Клешня».

Меня что-то «зацепило» в памяти, но я просто поинтересовался:
– Гоша, Вы без фотоаппарата?
– Я не корреспондент, всего на неделю. Потом мы с ассистенткой летим в Сан Паулу. Я – фокусник. У нас три выступления в Рио, потом улетаем.

…И вот аэропорт Галеан, где Гошу тут же подцепила за руку его сногсшибательная ассистентка-красотка Люси. Оказывается, мы поселились рядышком, в микрорайоне Санта-Тереза, недалеко от самбадрома. Люси здесь была уже несколько раз: «Местные сравнивают Санта-Терезу с Парижским Монмартром. Здесь полным-полно арт-галерей, дизайнерских студий. Кафешки и ресторанчики.


Правда, недалеко — «фавелы», районы трущоб, так что место небезопасное. Мне подумалось: «Хорошо хоть самбадром рядом!»

СамбОдром (так ставят ударение в слове сами жители) – это стадион для проведения ежегодного парада школ самбы. (Мне, как учителю русского языка, кажется, что лучше писать самбАдром, чтобы не путать с российской борьбой самбо). Самбадром построили в 1983 году. Это 700-метровая улица, по сторонам которой – трибуны, где размещаются около 80 тысяч зрителей. Ширина прохода – 13 метров («Как арена в цирке,- добавил Гоша). Каждая школа самбы должна пройти эту улицу за 1 час 20 минут. Участников: от 3 – до 6 тысяч, десяток движущихся площадок.

И проходит не просто танцевальное действо, а инсценировка исторического события или красивой легенды.

Где много-много диких обезьян

Утром я с особым вниманием прислушался к шуму улицы… Но ни мексиканских носух, ни индийских макак вроде не было слышно. Хотя, как объяснил наш гид Константин, тётушка Чарли была права: обезьян в Бразилии – 77 видов. Гид нагнал на нас страху, рассказав, что ровно год назад, в городе Тейшейра, обезьяна-капуцин, выпив ром из стаканов посетителей (самец!), схватил нож и начал гонять мужиков по всему бару. Причём, женщин он вообще не трогал! Пожарные скрутили смутьяна, а их начальник, подполковник Саул Лаурентино, заявил для прессы: «Инцидент произошёл по недосмотру персонала бара, который ПОЗВОЛИЛ обезьяне ДОПИТЬ АЛКОГОЛЬ и схватить нож».

Константин наклонился к нам и конфиденциально прошептал: «А чего вы хотите от этих бразильцев? У них даже в названиях видов обезьян угадывается, чего от каждой ждать. Есть, например, ПЬЯНАЯ Желтогрудая, Пахучая, Пузатая, Паукообразная, Лысый Уакари, Угольщик… А Императорский Тамарин, посмотрите в Поисковике – усищи, как у запорожского казака с картины Репина!»


Но в Рио-де-Жанейро, на воле, я не увидел НИ ОДНОЙ! Это ведь всё-таки город, а не джунгли. Хотя, возле турбюро, где нам активно «впаривали» экскурсию на комплекс водопадов Игуасу, что на границе Бразилии и Аргентины, один симпатичный «обезьянёнок» был. Фотографируясь с туристами, он добывал корм для единственной служащей этой почтенной экскурсионной организации.

Ловкость рук — и никакого мошенничества или Карманники в Рио

Гоша прогуливался возле отеля, обмотав правую ладонь платком. Конечно, подумал я, кому приятно, когда глазеют на твоё увечье. Так что «клешню» приходится прикрывать платком. И вдруг именно эта фраза про клешню и платок меня буквально оглушила. Я вспомнил…

В армии, когда приходилось стоять на городском посту возле КПП нашей воинской части, мы, молодые солдаты, развлекались разглядыванием фотографий на доске «Их разыскивает милиция». Всё старались найти лица, похожие на наших прапорщиков и ржали весь день. За год моей службы поменялись по десятку раз все фотографии, кроме одной. Она уже выцвела, но внимание к ней привлекал дополнительный рисунок ладони одного карманника, по кличке «Клешня». Всего три пальца. У него больше не было никаких особых примет, даже типичных для уголовной братвы наколок.

Мы ещё шутили: «Смотри, всех переловили, а этого, видимо, никак не могут». Известно было, что Клешня не использовал отточенную монетку («писку»), чтобы подрезать сумки или карманы, ему хватало малейшего отверстия, чтобы просунуть туда узкую, как у ребёнка ладонь. Потерпевшие НИ РАЗУ не почувствовали, когда к ним просто залезали в карман. В трамвае или автобусе Клешня появлялся с платком на руке. Уж слишком заметной была примета, и он не рисковал. Да, решил я, никакой Гоша не фокусник. Он и есть тот неуловимый Клешня!

Гоша увидел меня и громко позвал: «Виктор, смотри, как нас бразильцы разделали!» Возле отеля, на старинной тумбе, сияла золотом афиша. На нескольких языках выделялось название шоу — «Ловкость рук». Гоша и Люси, лучезарно улыбаясь зрителям, тащили из шляпы-цилиндра ушастого кролика. Над ареной кружились карты и разноцветные ленты.

Фух! – облегчённо вздохнул я. Чуть не возвёл напраслину на человека.

Пляж Копакабана


Мы зашагали на известнейший во всём мире пляж Копакабана. Многие туристы шли только в плавках и купальниках с полотенцами через руку. – «Вещи брать нежелательно,- пояснила Люси. Шпана вырывает сумочки, срывает фотоаппараты. Порядок на Олимпиаде только войска навели. Сразу четверых бандюков пристрелили. И маленько здесь поутихло. Но главное – карманники, мошенники, мелкие воришки».

Мы остановилась у киоска, попивая через соломинку апельсиновый сок. Апельсины – это основа Бразильского сельского хозяйства. «Смотрите,- протянула руку Люси.- Русские туристы!» Женщина в футболке с надписью «РОССИЯ» покупала дочке мороженое. Она положила кошелёк в сумку и помогла ребёнку снять обёртку с эскимо. В этот момент красивый мулат протянул ей карту с планом города и, видимо, спросил дорогу.

— Смотрите на его правую руку! — вдруг прошипел Гоша.

Мулат левой рукой закрыл от женщины её сумку и под прикрытием карты ловко вытащил кошелёк. Он извинился, улыбнулся и нырнул в толпу. Женщина всё ещё отвлекалась на мороженое, а Гоша уже тащил нас за мулатом. Тот спокойно удалялся, никуда не торопясь.

— Люси, сейчас я подойду к нему сзади, а ты постарайся как бы споткнуться и упади, спереди, к нему в руки. Такие же тебе нравятся!


– С удовольствием! — улыбнулась Люси. Она сбоку обогнала толпу и подождала мулата. Гоша шёл уже за спиной воришки. Он кивнул головой, Люси выскочила из-за поворота и, споткнувшись, уцепилась за шею мулата. Тот чуть не упал от такого напора, но разглядев извиняющуюся красотку, заулыбался. Гоша прикоснулся к нему сзади на долю секунды. Девушка помахала рукой и повернула назад. Гоша успел вовремя. Обворованная женщина уже подняла крик, когда он указал ей на траву за бордюром: « Это не Ваш кошелёк валяется?»

— Ой, спасибо, а то я подумала, вытащили. Там и деньги, и паспорт!..
–Дамочка, никогда больше не носите на пляж документы. Оставляйте в сейфе гостиницы»…

Мы, радостные, продолжили путь. А женщина объясняла подошедшему полицейскому, что зря подняла крик. Что ей помогли найти кошелёк ВО-О-О-Н те туристы! Полицейский проследил за рукой женщины и что-то сказал…подбежавшему «обворованному» мулату. Мы только ступили на белоснежный песок Копакабаны, как к Гоше с обеих сторон подошли два грузных негра, профессионально взяли под руки и повели наверх, по ступеням ресторана, ведущим на веранду. А нас с Люси туда же сопровождал мулат с тремя крепышами.

– Куда вы нас?

Мулат понял без перевода и ответил: «Дон Педро!»

В гостях у Дона Петро

Что творил Гоша, пока его вели наверх, в ресторан — не изобразит никакой актёр! На ступеньках притворился хромым, затем, как пьяный, повис на руках конвоиров.
Он то обнимал их, то хлопал по широченным, как у бегемотов, спинам.

– Люси, зачем он так?
— Сама не знаю, Виктор!

На тенистой веранде ресторана с прекрасным видом на бухту, сидела за столом компания мрачных мужчин. «Наверное, так выглядит «стрелка» у «Крёстного Отца», — не вовремя подумал я.


Нас с Люси усадили у одного торца продолговатого стола, а Гошу подвели в «красный угол», где сидел их местный Пахан. Гоша заметил старую, но хорошо заметную наколку на фалангах пальцев левой руки Крёстного Отца: «ПЕТЯ». В свою очередь, и Шеф «пляжной группировки Копакабана» присмотрелся к его «клешне» и спросил у своих: «Инглиш? Дойч?»

Телохранитель отрицательно кивнул: «Ноу!.. РУСИ!». «Дон ПеТро» расцвёл и осведомился на чистейшем русском: «Щипач» ? (Карманник)… Одесса-Мама?..» Гоша улыбнулся: «Нет, ПЕТЯ, Ростов-Папа» и выложил из карманов на стол два кошелька, наручные часы и… маленький пистолет. Увидев браунинг, Петя оглянулся на своих телохранителей, доставивших сюда Гошу, а теперь недоумённо хлопающих себя по пустым пиджакам…

А я только теперь понял смысл объятий и ужимок Гоши, когда он, при доставке, буквально висел на своих «конвоирах». Таких аплодисментов, мне кажется, Гоша не удостаивался никогда, ни в каком цирке. Карлос — необъятной ширины толстяк, начальник охраны Дона Петро, просто повизгивал от удовольствия. «Дон» восхищённо зацокал языком: «Класс! У меня таких нет! Так – гопники, шпана!.. А чтобы красиво, интеллигентно взять «лопатник» у фраера ушастого… Кто тебя обучал в Ростове, «Хлястик» или «Дирижёр»?» — «Да, Дедушка!» — «Оно и видно! Школу Дирижёра ни с чьей не спутаешь… Дерзко, всегда по-новому… Он, даже во время задержания, тоже любил у конвоиров карманы обшманать».

Дон Петро подозвал мулата и познакомил с Гошей: «Это –Карлито, нас «мэпщик».» — Гоша улыбнулся: «Мэп – по-английски карта. Он ей прикрывается, и достаёт кошелёк. Верно?»

Мне надоело просто присутствовать. Поэтому, проанализировав диалект Пети и вспомнив советы Натальи-Экстрасенса (Прочитайте в блоге ), я со всем уважением обратился к Шефу:

— Дон Петро, а Ваша бабушка никогда не звала Вас в детстве «Солёные уши»?

Сказать, что «Дон» был поражён, это ничего не сказать! Он побурел и медленно привстал… Но вот тут поразился я: под левой ключицей пахана была красная татуировка куполов «наших» Кижей.

– Гоша, смотри, у Него наколка, как у «Прораба». (Гоша про Прораба не слышал и тоже недоуменно застыл).
Дон Петро обрёл голос:

— Ты про какого Прораба?
— Про Федю… Знаете?
— Конечно…Мы с ним с одной зоны.
— А я с одного отеля… В Шарм-эль-Шейхе. (Рассказ ).
— А про мою бабушку?
— Так Вы же из Перми!.. «Пермяк – солёны уши».
(ПРИМЕЧАНИЕ: В Перми Солеварение было промыслом. Работников, переносящих на плечах мешки с солью, так и прозвали. Дескать, уши солью пропитались. Лет десять назад в Перми и памятник открыли).

— А ты не из ментов?
— Дон Петро, я несколько лет изучал диалектологию и в пединституте, и в экспедициях. Со мной в армии служили сержанты-пермяки… В Уральском хоре у меня был приятель-балалаечник из Перми. Уж Ваш говор я отличу… Я не какой-то Лёся Кунгурский («странный человек» по-пермски»). У меня всё по науке: Вы говорите, окая, как и я — волжанин. «Проглатываете» гласные звуки.. . Ну, а теперь, как говорят пермяки, пойдём «заточим кульбиков». («Пойдём грибков поедим!»)

…И тут Дон стал не бразильским паханом, а нашим, расейским мужиком. Чего нам только не натащили на стол только по мановению бровей Пермского бразильца!Люси тыкала пальцем в каждое блюдо: «Фейджоада» — мясо, фасоль, фарофа (маниоковая мука). Солёная треска. Шашлык-шаруско. Десяток горшков, с разного вида гуляшом – мясом на гриле. Мясо (уже копчёное), сыры. Ну, и куда же без оливок, чеснока! Сладости (да, ведь Бразилия – крупнейший производитель сахара в мире). Айва, миндаль. Конечно же, КИНДИН – десерт из яиц и кокосовой стружки. Мусс из маракуйи. Апельсиновые пироги! Пудинг с кокосовым молоком!



(Всё, я больше не могу! Ни есть, ни рассказывать!)
Назавтра Дон Петро ЛИЧНО обещал показать самбАдром и репетицию первых школ самбы.

Карнавальный костюм: без штанов, но в шляпе

Итак, подумал я, на карнавал мы, по бедности, не попадаем, но репетицию-то увидеть сможем. Школы самбы отличаются своим цветом: мы подошли к 4-ой школе: красавицам и красавцам в красных юбках, брюках и с красно-белыми шапочками.
– Дон Петро, а как бы мне «изнутри» всю колонну посмотреть и рядом помаршировать? Я бы в своём цыганском костюме – рубашка красная, штаны, красные сапоги! Я в «гримёрке» примерял – им понравилось.
— О-о, этого и я сделать не могу. В костюмах там никого не пропустят, даже журналистов. И на репетиции строго: у мужчин – обязательно голый торс, да и ноги лучше голые. На голове что-то красное или белое.
– Да-да… — пробормотал я. – Красное и белое, как в гражданскую…

И меня осенило: «Люсенька, достань мне папаху из сумки, я захватил, чтобы Карлоса в ней сфотографировать на память». А далее, помню только, что за двадцать секунд до гонга, на виду Совета «Дона Петро» и всей площади, снимаю брюки и футболку, протянув их Гоше: «Всё –голый торс, белая шапочка. Я пошёл!.. » Юридически я был прав, и внутренняя охрана даже не пикнула. Им и в голову не пришло, что этот белый – просто посторонний человек. А мне-то нужен был для газеты только один единственный фотоснимок: я – в середине карнавальной колонны. Наш фотокор «Комсомолки» Лёша Жданов успел щёлкнуть.


Я ПРОМАРШИРОВАЛ по Самбадрому!.. Внукам расскажу! Во время парада, кстати, наслушался много непонятных слов от танцоров-мужчин в адрес своих партнёрш. Тема у парней была одна – бюстгальтеры их красавиц были из половинок кокосовых орехов.

Затем я фотографировал толстяка Карлоса в папахе. Он сразу стал похож на Тараса Бульбу и в ответ по-отечески шлёпнул меня пониже спины. Дон Петро окликнул меня: «Виктор, посмотри!» В руках Карлоса, после «шлепка», оказалась… моя записная книжка с «Туристическим Разговорником». Довольный толстяк что-то пытался мне объяснить по-португальски. Дон Петро перевёл: «Задний карман брюк карманники называют «чужим». Никогда ничего в нём больше не носи! Совет Карлоса!»
– Спасибо, Дон Петро! А как бы ещё Ваши трущобы посмотреть?
– А-а, фавелы? Поезжайте в нашу… Лукас и Карлито вас проводят.

Прогулка в фавелы


В «нашу» фавелу (вотчину Дона Петро) ходил печально известный в полицейских сводках автобус 413-маршрута: «MUDA – Copakabana». (См. фото ниже). Для русского уха – MUDA звучит как-то тревожно. Но поскольку я не могу обойтись без этого названия, то буду называть обитателей микрорайона живописных трущоб, ну… хотя бы — Чудаки…


Вообще-то, самые большие фавелы в Сан-Паулу. Просто в Рио фавелы очень близко расположились к фешенебельным районам, поэтому о них больше знают. Кто-то удачно сказал: фавелы — это стихийный самострой на склонах горы. Многие из нас видели фото наших кавказских горных аулов, когда потолок нижней сакли представляет собой пол верхней. Такие вот «ласточкины гнёзда». Но там всё одинаково – из камней. Один цвет и стиль. А здесь: старые доски, бамбук, проржавевшие листы железа…

Название трущоб произошло от горы Морра да Фавела. Здесь говорят так: «Закон в Бразилии есть, но в фавелах — Закон свой!» Там столько оружия, что сбивают полицейские вертолёты и взрывают полицейские броневики. На экскурсию можно привести только на определённые улицы по договорённости с местной мафией. Сами бразильцы — люди открытые, улыбающиеся. Кстати, чудаки, увидев, что их фотографируют, любили попозировать (за исключением армии ДонПетровской шпаны). Нам с фотографом Алексеем Ждановым шеф разрешил сделать на память всего два снимка (Он и Карлос на пляже; трое его гопников в автобусе).

Пётр милостиво утвердил фото для последующей печати в российской прессе, убедившись, что он сам сфотографирован СО СПИНЫ, под зонтиком, а красные шорты и необъятное брюхо Карлоса так и так видят абсолютно все туристы, загорающие на пляже Копакабаны. Ах, да, на этом же снимке – парнишка Лукас, сопровождавший нас по всем злачным местам. На пляже даже свои изношенные кроссовки он всегда носил с собой, ибо лучше нас знал проворство местных гопников.


Мы – за справедливость!

Наша «Газель» стояла на светофоре, возле указателя « Airport», когда Гоша, выглянув в окно, заметил: «Смотрите, «мэпщик» работает!» Возле газетного киоска, к толстому туристу, обвешанному фотоаппаратами и сумочками, подошёл симпатичный парень с развёрнутой (как показывал нам Карлито) картой… В принципе, мы могли ещё как-то предупредить гостя столицы, но вовремя увидели по вышитому флагу на его панаме, что он – из страны, объявившей России экономические санкции. А «мэпщик», в конце концов, ведь просто зарабатывал на хлеб, как умеет… К тому же, он был не из «нашей» фавелы.


И, напоследок, информация для жаждущих прогуляться по Рио в белых штанах: для краткосрочных поездок в Бразилию с 2010 года был введён безвизовый режим. Поторопитесь, успеете на Карнавал!

И не забудьте совет Дона Петро и Карлоса про задний «чужой» карман!

Виктор Баскаков

Карнавал имеет историческое значение для страны. На протяжении многих лет его проводят за сорок дней до Пасхи. Сам Карнавал является началом Великого поста. Для римо-католиков Великий пост - это время воздержания от плотских удовольствий, Карнавал же символизирует прощание с ними.

Как возник знаменитый Карнавал

Историки выдвигают свои версии возникновения Карнавала. Одна из версий гласит, что в XVII столетии из Португалии был завезен праздник «Потешный день». Торжество проходило шумно, участники пытались разыграть друг друга, обкидывались едой и обливались водой, при этом, праздник сопровождался танцами и песнями.

Участие рабов в празднестве позволило привнести в него обычаи африканского народа, а уже в XX костюмированные карнавалы Франции и Италии стали неотъемлемой частью Бразильского Карнавала, который становился в мире все популярнее.

Парады школ самбы стали традиционными на этом празднике с момента появление их в Рио в начале 20-го века. Именно парады школ самбы принесли известность Рио и Сан-Паулу, хотя конечно, Рио-де-Жанейро получил мировую известность благодаря своему Карнавалу. Выступают школы самбы на специальных самбадромах, посещение которых платное, однако в дни проведения карнавала, танец демонстрируется бесплатно.

Общенациональный праздник

В современной Бразилии осталась традиция, которая предполагает участие в уличных карнавалах всех желающих. В северо-восточных городах страны в карнавалах принимают участие все желающие. Здесь жители городов высыпают на улицу и в многотысячном шествии поют, танцуют, веселятся и празднуют.

Здесь можно услышать традиционные ритмы самбы, а также ритмы фреву, афоши, маракату.

Карнавал в Бразилии парализует традиционный уклад жизни , заставляя людей веселиться и радоваться. Это крупнейший праздник на территории страны. Жители страны и многочисленные туристы празднуют Карнавал днем и ночью.

За время проведения торжества употребляется более 50% годового количества пива, а также страну посещает более 70% туристов. Напомним, что начинается Бразильский Карнавал в феврале.

Карнавал в Рио-де-Жанейро

Карнавал в Рио начинают отмечать летом, его празднуют в течении четырех дней и ночей. Трансляции торжества показывают все центральные телеканалы. Хозяином города на период Карнавала становится его «король», которому сам мэр вручает ключи от города.

Особенности Карнавала

На Карнавале в Рио участвуют только профессиональные школы самбы. Одна школа может выставить до четырех тысяч участников. К Карнавалу, как к любому грандиозному событию, готовятся загодя. Участники продумывают каждую деталь своей постановки, готовят костюмы и декорации, подбирают музыку, разучивают хореографию. В день Карнавала все участники от одной школы должны действовать как слаженный механизм, только это может принести успех.

За ходом соревнований следит строгое жюри, в состав которого входит 40 человек. Они выставляют оценки школам, и пристально следят за выполнением каждого элемента.

Основной персоной во время выступления школы является женщина, которая несет знамя школы. Она находится во главе танцевальной площадки, и ее выступление тоже оценивается жюри.

Основные события торжества разворачиваются на улице - Самбадром.

На этой улице, длина которой 700 метров, есть места для зрителей, она вмещает до 90 тысяч человек. Более 2-х миллионов людей принимают участие в Карнавале, ежедневно они стекаются к Самбадрому в предвкушении начала главного действия - торжественного шествия школ, которое порой может продолжаться более десяти часов.

Как определяют победителя

В начале Карнавала выступает школа, победившая в прошлом году. Затем школы начинают проходить по Самбадрому по списку. Участники торжества шествуют в праздничных костюмах, сопровождаемые танцорами и музыкантами, окружающими декорированные площадки-машины.

После того, как жюри выберет лучшие школы самбы, они продемонстрируют Парад Чемпионов. Определяют школу-триумфатора в конце праздника, в качестве приза вручают денежное вознаграждение.

Побывать на бразильском Карнавале - мечта многих туристов. Это абсолютно непередаваемое впечатление, когда страна на протяжении нескольких дней становится единым организмом, который жаждет лишь одного - праздника.

Это невозможно передать словами, Карнавал необходимо прочувствовать, стать с ним одним целым и тогда он останется в сердце на всю жизнь.