Стадии психосексуального развития по зигмунду фрейду. Теория полового развития по зигмунду фрейду. Вырос в религиозной среде

06.03.2019

Что представляет собой личность человека? Ответы на этот вопрос не одно десятилетние искали многие ведущие психологи мира. В течение долгого времени все предположения и гипотезы о механизмах и природе развития личности сформировались в несколько основных теорий. Самые популярные среди них: аналитическая теория К. Г. Юнга, гуманистическая теория, авторами которой являются К. Роджерс и А. Маслоу, когнитивная теория личности Дж. Келли, деятельностная теория С. Л. Рубенштейна и ряда прочих исследователей, поведенческая и диспозитивная теории, и наконец, психодинамическая теория, известная как классический психоанализ, автором которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд. О последнем пункте в этом списке и наиболее ярком среди прочих примере исследования структуры личности мы и поговорим более подробно.

Зигмунд Фрейд – структура личности

До появления фрейдовской теории, изучение структуры личности сводилось к самому феномену сознания человека. Скрытые мотивы поведения и его особенности не рассматривались в глубинном разрезе. Фрейд же считал что психика это не только «сознательное». Она многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Таким образом, психическая структура личности по Фрейду представляет собой три взаимосвязанных элемента – бессознательное, предсознание и сознание. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны.

В тот период, когда Фрейд активно развивал свою гипотезу, достаточно распространенным было применение в психологической практике метода гипноза. Однако, по мнению отца психоанализа введение человека в состояние гипноза делает невозможной попытку вывести бессознательный опыт в осознанное состояние. Именно поэтому психолог создал свои методы работы с пациентами. Ими стали знаменитая и сегодня интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций.

Таким образом, структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго.

  1. «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.
  2. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.
  3. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.

Отдельное место в психологической структуре личности по Фрейду занимают стадии развития, которые прежде чем повзрослеть проходит ребенок.

  • оральная – характеризуется с получением удовольствия через ротовую полость. Любое ощущение дефицита этих удовольствий в детстве может во взрослой жизни привести к проявлению алкоголизма, курения или обжорства;
  • анальная – связана с контролем над испражнениями. Возможно возникновение специальной задержки вывода кала из организма ради получения удовольствия от последующего облегчения. В старшем возрасте это может иметь последствия в виде жадности или частых запоров;
  • генитальная – стадия, которая проявляется в личной половой идентификации. Особенностью здесь является то, что ребенок, осознавая свой пол, рассматривает родителя как потенциального полового партнера. С этим явлением связаны такие введенные Фрейдом понятия как комплекс Эдипа и комплекс Электры. То есть мальчики рассматривают мать как полового партнера и ревнуют к ней отца как соперника, а у девочек то же самое проявляется по отношению к отцам с ревностью к матери.

Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий.

Также не стоит забывать и о защитных механизмах, которые вырабатываются благодаря взаимодействию всех трех составляющих личности. Они позволяют человеку адаптироваться в окружающем мире и адекватно с ним взаимодействовать. Основные защитные механизмы человека следующие:

Структура личности по Фрейду имеет множество граней. Недаром психоанализ до сих пор является одним из ведущих направлений в психологии. Хотя многие десятилетия труды Фрейда не издавались и всячески подвергались критике, они дошли до наших дней, и служат прекрасным примером того, как развить в себе гармоничную личность, работая не только над своим сознанием, но и над неизведанными уголками подсознания.

Зигмунд Фрейд – это довольно известный психоаналитик, который в свое время предложил теорию психосексуального развития. В данной теории речь идет о том, как индивидуальность начинает развиваться еще в период детства. Эта теория довольно известна и распространена в психологии, но наряду с этим, она является предметом многих споров. По размышлениям Фрейда, индивидуальность начинает развиваться еще в детстве и проходит несколько разнообразных этапов. На этих стадиях, энергия, которая ищет удовольствия, в итоге является сосредоточенной на конкретных эрогенных блоках. Именно описанная психосексуальная энергия и является главной поведенческим стимулом для человека.

Рассмотрим стадии психосексуального развития

Зигмунд Фрейд рассматривал ниже идущие стадии психосексуального развития как основные:

Оральная стадия

Данная стадия наблюдается в период от рождения и до одного года.
Рот самая важная эрогенная зона на этой стадии.
Несомненно, рот невероятно важен, ведь он необходим чтобы поесть, также младенец получает некое удовлетворение от орального поощрения и до удовлетворительных актов, среди которых можно отметить всасывание или дегустацию. Так как ребенок в этом возрасте полностью независим от того человека, который за ним ухаживает, у ребенка развивается и чувство доверия, а также он получает комфорт.
Основным конфликтом, который возникает на этом этапе, является отнимание младенца от груди, именно на этом этапе ребенок обязан становиться чуть менее зависящим от человека, который за ним ухаживает. Фиксация на указанном этапе привела бы к зависимостям или же к враждебности. Также эта фиксация приведет трудностям связанным с питием и употреблением пищи, а также это могут быть трудности с табакокурением или нехорошей манере грызть ногти.

Анальная стадия развития

Данная стадия наблюдается с одного года до 3-х лет.
Эрогенная зона: работа живота и управление мочевым пузырем.
В указанном этапе, главный акцент либидо привлечено к процессу контроля мочевым пузырем и, конечно же, испражнениями. Вполне понятно, что на этом этапе развитя от детей требуется научиться контролировать эти процессы, что, в итоге, сделает его еще более независимым и самостоятельным.
Фрейд читал, что на данном этапе успех ребенка полностью зависит от того, насколько родители помогают ребенку в преодолении данного задания. Родители должны на этом этапе всячески использовать похвалу за успехи, и помогают своим детям чувствовать себя не только способным, но наряду с этим и производительным. Положительные результаты, полученные на данной стадии, являются основательными, чтобы личность развивалась гармонично и стала, как выше писалось сведущей, работоспособной и креативной.

К сожалению, мало кто из взрослых оказывают ребенку поддержку, которая так необходима ребенку. Некоторые считают, что правильным будет наказать ребенка, или даже высмеять. Фрейд считал. Что не стоит проводить сильно ранее обучение туалету, ведь тогда личность будет формироваться строгой, твердой, при этом чистоплотной и помешанной. Также если обучение происходило чрезмерно снисходительно, это могло привести к тому, что личность начинала развиваться так, что в ней будет место для грязной и расточительной индивидуальности.

Фаллическая стадия

Данная стадия наблюдается в возрасте от 3-х и до 6-ти лет.
Эрогенная зона: половые органы.
На данной стадии, главный акцент сконцентрирован на гениталиях ребенка. Именно данные годы, ребенок начинает понимать, что между полами есть некие различия. Что интересно, по теории Фрейда, мальчик рассматривает отца как конкурента с отношениях с матерью. Данные чувства описаны в Эдиповом комплексе. Также ребенок имеет страх, который назван беспокойство кастрации, а именно мальчик боится быть наказанным отцом.
Термин известный как комплекс Электры, описывал набор ощущений, который испытывали девочки, но Зигмунд тоже считал, что девочки на этом этапе и на протяжении жизни могут переживать отсутствие члена.

Латентный период

Данная стадия наблюдается в возрасте от 6-ти лет и заканчивается в период половой зрелости.
Эрогенная зона: затишье в либидо.
На этапе неявного развития либидо неактивно. Данная стадия считается начатой, когда ребенок идет в школу. Именно на этом этапе, они приобретают интерес к отношению со сверстниками, у них проявляется интерес к различного рода хобби и другим занятиям.
Данный период можно охарактеризовать как время, когда происходит исследование, в этом периоде либидо все еще есть, но оно обращено в прочие направления, среди которых стоит отметить сексуальное преследование, т.е. некоторый социальный интерактив. Этот этап психосексуального развития невероятно главенствует в продвижении не только общественных способностей и способностей к общению, но также и в формировании самоуверенности.

Генитальная стадия

Данная стадия наблюдается от периода половой зрелости и до конца жизни.
Эрогенная зона: пробуждение активного либидо.
На заключительном этапе, личность получает повышенное либидо к другому полу. Данные чувства начинают развиваться на этапе половой зрелости и увеличиваются в соответствии с взрослением человека.
Как описано выше, акцент ранее прописанных стадий был сделан на потребностях личности, заинтересованность же в состоянию окружающих развивается именно на данной стадии. В случае если вышеописанные стадии прошли успешно и были благополучно завершены, личность вырастает нордической, душевной и заботливой. Главной целью этой стадии является установление равновесие между всеми проявлениями жизни.

Другие статьи по этой теме:

Законы психического развития Выготского Секс во время месячных Гуманизм в психологии Эдипов комплекс Теории сна и сновидений Психологическая характеристика личности Нужно ли покупать ребенку много игрушек Механизмы психологической защиты

Зигмунд Фрейд был одним из первых ученых, осознающих, что сексуальность – это свойство человека, присущее ему на протяжении всей жизни. Фрейд считал, что половое влечение, или либидо (инстинктивное стремление к чувственному наслаждению), является ключевой силой, мотивирующей поведение. Утверждая, что либидо существует с младенческого возраста, Фрейд был, однако, далек от мысли об идентичности сексуальности в младенчестве и детстве и сексуальности взрослых людей. Напротив, он полагал, что ранние, не направленные на определенный объект сексуальные ощущения претерпевают в процессе развития ряд прогнозируемых изменений, которые необходимы для формирования личности взрослого человека и его поведения. Он подразделил этот процесс на 5 стадий.

В первый год жизни, названный оральной стадией , главным центром концентрации сексуальной энергии и чувственного удовлетворения служит рот. Младенцы не только получают видимое удовольствие от процесса сосания, но используют рот в качестве инструмента исследований, помещая в него предметы (любые предметы), чтобы понять, что они из себя представляют.

Анальная стадия занимает период от 1го до 3х лет. В это время сферой чувственного удовольствия становится анальная область. В процессе обучения отправлению естественных потребностей ребенок впервые получает возможность ощутить известную независимость от родительской опеки. Намеренно задерживая движения кишечника или, наоборот, давая им полную свободу, ребенок получает физическое и психологическое удовольствие, но постепенно приучается следовать общепринятым правилам гигиены.

На протяжении фаллической стадии в возрасте от 3х до 5ти лет эротический интерес переключается на наружные половые органы. На этой стадии Фрейд выделил два разных пути развития: для мальчиков и для девочек. При получении эротического наслаждения во время мастурбации у мальчика появляются фантазии полового сближения с матерью (что вполне естественно, поскольку он уже любит мать, так же как она его).

Такие фантастические желания ведут к развитию эдипова комплекса (по имени героя древнегреческой трагедии, который по незнанию убил отца и женился на собственной матери). Мальчик ревнует мать к отцу, считая последнего соперником в борьбе за ее любовь. В то же время мальчик боится гнева могущественного отца и особенно опасается, что тот накажет его, лишив пениса. Страх перед возможной кастрацией поддерживается в уме мальчика двумя логическими соображениями: он считает, что пенис будет «наказан» как источник удовольствия и вины, он уже знает, что у девочек не бывает пениса и, следовательно, его можно отнять.

Проблема решается достижением продуктивного компромисса. Мальчик отказывается от сексуальных желаний в отношении матери и враждебного отношения к отцу, взамен идентифицируя себя с последним. Таким способом он пытается как можно больше походить на отца, чтобы однажды стать столь же могущественным и быть в состоянии удовлетворить свои сексуальные устремления.

У женщин аналогом эдипова комплекса служит комплекс Электры, названный так по имени персонажа древнегреческой легенды о принцессе, содействовавшей убийству собственной матери. Комплекс Электры сложнее эдипова комплекса. Он основан на том, что девочка чувствует себя обманутой и завидует мальчикам, когда обнаруживает, что у тех есть пенис. Эта так называемая зависть к обладателям пениса приводит к развитию у девочки желания быть с отцом и избавиться от матери, которую она считает виновницей вставшей перед ней дилеммы.

По мнению Фрейда, эта ситуация решается не столь адекватно, как случаи эдипова комплекса, поскольку девочка не столь сильно мотивирована страхом: в конце концов, она все равно уже «потеряла свой пенис». Фрейд считал, что это менее успешное разрешение конфликта в детском возраст является причиной того, что степень психологической зрелости женщин меньше, чем у мужчин, поскольку зависть к обладателям пениса сохраняется на протяжении всей жизни.

После исчезновения эдипова комплекса или комплекса Электры (обычно к шести годам) начинается латентная стадия , на протяжении которой сексуальные позывы, по-видимому, теряют свою актуальность. У ребенка пробуждаются иные интересы, появляются интеллектуальные и социальные цели. Эта стадия завершается к пубертатному периоду, когда внутренние биологические силы обусловливают наступление генитальной стадии.

Подростки постепенно привыкают концентрировать свои интересы на гетеросексуальных отношениях в целом и половых контактах в частности. Стадия завершается формированием сексуальности , свойственной взрослым людям.

Краткий очерк фрейдовской теории полового развития не отражает всего ее богатства и сложности постулатов. Достаточно сказать, что учение Фрейда лежит в основе современной сексологии. Однако в контексте данной публикации уместно высказать несколько критических замечаний в отношении этой теории.

Прежде всего, следует признать, что Фрейд недооценивал влияние культурной среды на половое развитие. В частности, высказано предположение, что анальная стадия на самом деле обусловлена не столько стремлением к получению эротического удовлетворения, сколько выработанными в ходе развития культуры навыками контроля за деятельностью кишечника. Точно так же, культурно-антропологические исследования показали, что эдипов комплекс не является универсальным явлением, а латентная фаза служит прежде всего отражением жизни в обществе, накладывающем ограничения на проявления сексуальности, а не определяется исключительно действием внутренних психических сил. Кроме того, многие критики считают, что Фрейд имел искаженные представления о женской сексуальности.
Наконец, сам Фрейд признавал неполноту многих своих выводов и отмечал необходимость их пересмотра по мере появления новых данных.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский врач и психолог, профессор.

Структура личности по З. Фрейду.

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики.

Главенствующая сфера личности - «Оно» .

Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что «психическое » и «сознательное» - понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличест­вуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Характеризуя бессознательное, как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятель­ность», Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

1) оно - несловесное (невербальное);

2) «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической

силы и энергии;

3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;

4) по динамике своего образования бессознательное, есть вытесненное(Verdrangung), формирующееся на протяжении всей Жизни человека без всякого участия сознания;

5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обраща­ет внимание» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «всевременно», - сразу прошлым, настоящим и будущим.

Решающую роль в образовании комплексов играют влечения(Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознатель­ного. Представляя собой психические элементы внутренних раз­дражении организма, имеющих соматический (телесный) харак­тер, влечения подразделяются на две группы:

· влечения «Я», цель которых - самосохранение индивида;

· сексуальные влечения(libido), цель которых - продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут нико­гда не угасающую жизнь в его психике.

На основе влечений, и в особенности инфантильных влече­ний сексуального характера, происходит формирование ком­плекса Эдипа .

Комплекс Эдипа восходит к античному мифу о царе Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В учении Фрейда он означает вытесненное из детской жизни половое влечение к матери и связанное с ним агрессивное отношение к отцу.

Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого пер­вого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа(или эдипова комплекса).

Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психо­терапевтической практики подверглась им существенной корректи­ровке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более рас­ширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет со­бой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями «Я») и Танантосом (влечениями к смерти).

Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохране­нию во что бы то ни стало, или в форме сексуальной - продолже­ние рода - или в виде целостности организма. Весь физиологиче­ский процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.

Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Вторая сфера личности - «Я» , по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессозна­тельном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действо­вать новый принцип психической жизни - принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».

Пройдя цензуру, психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что нахо­дится в сознании или может войти в него, - строго процензуровано.

Третья сфера личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Важнейшим является и то, что система «Сверх-Я» формирует­ся под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла».

К проявлениям «Сверх-Я» можно отнести внезапное пробуж­дение совести" у человека, возникновение «безотчетного чувства вины», строгости и презрения к себе.

Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психиче­ским механизмом -идентификацией (отождествлением). В жиз­ни человека идентификация возникает довольно часто, особен­но, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом. В дальней­шем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая их трех, рассмотренных выше систем, мо­жет быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессоз­нательного, «Сверх-Я» и предсознательного предстает более образно.

Схема наглядно показывает, что бессознательное («Оно») может взаимодействовать одновременно с двумя системами - «Сверх-Я» и «Я» и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в соз­нании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре лич­ности протекает на предсознательном и подсознательном уров­нях.

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестаби­лизировать личность, если «Я» будет неспособно восстановить между ними равновесие.

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давление со стороны «Сверх-Я». Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, - раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают «Я» снимать на­пряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его доче­рью Анной механизмы психологической защиты.

механизмы психологической защиты

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека.

Сублимация , как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначаль­но, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели при­носит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. Поэтому в диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совме­стного решения в согласительной фазе главным является смяг­чение и возможное устранение противоречий между отобранны­ми вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом проис­ходит взаимное блокирование определенных психических побу­ждений партнеров, взамен которых появляются новые, прино­сящие удовлетворение большей своей результативностью.

Проекция , состоящая в наделении других людей собственны­ми чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх-Я», мо­жет найти проявление в контактной фазе делового общения.

Какрационализа­ция - поиск удобных причин для оправдания невозможности со­вершить те или иные действия. Встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только пси­хологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его.

Вытеснение - невозможность:
- либо вспомнить какое-либо событие;
- либо воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации.

Вытеснение является защитным механизмом, сохраняющим психику человека неповрежденной. Вместе с тем травмирующая информация, вытесняясь в бессознательное, продолжает влиять на поведение и психологическое состояние человека.

Десублимация (от лат.Sublimo) - возвышаю

В психоаналитической теории - обратное перенесение сублимированной инстинктивной энергии на первоначальные сексуальные объекты.

Идеализация - психологический механизм защиты индивида; психический процесс сверхоценки объекта или субъекта.

Идентификация (от лат.Identifico – отождествляю) - по Фрейду - механизм психологической защиты заключающийся в отождествлении индивидом себя с другим человеком или группой людей. Идентификация помогает человеку овладевать различными видами деятельности, усваивать нормы поведения и социальные ценности.

Изоляция - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в уходе от общества, от других людей; погружение вглубь себя.

Интроекция - в глубинной психологии - противоставляемый проекции психический процесс; замещение внешних объектов их внутренними образами, играющими важную роль в формировании «сверх-Я», совести и пр.

Конверсия - механизм перехода вытесненных психологических желаний, идей, чувств в физиологические симптомы.

Отказ - защитный механизм, заключающийся в бессознательном игнорировании событий во внешнем и внутреннем мире.

Отрицание реальности - психологический механизм защиты, проявляющийся в том, что различные явления, факты и т.д., содержащие в себе угрозу для того или иного индивида, отрицаются и не воспринимаются им.

Рационализация - защитный механизм, заключающийся в поиске разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам. Посредством рационализации от сознания субъекта скрываются истинные мотивы его действий, мыслей, чувств.

Регрессия (от лат.Regressus - обратное движение) - защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Репрессия ( от лат.Repressio – подавлении - в психоаналитической теории - защитный механизм, специфика которого заключается в подавлении, изгнании из памяти неприятных, вызывающих боль и неудовольствие воспоминаний, образов, мыслей.

Модель психической структуры личности сложилась в пси­хоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотера­певтической практики. На ее сущностное и мировозренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности 2 .

2 См.:Волошинов. В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 285-286.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области - системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем -соз­нательного и бессознательного - характерна постоянная напря­женная борьба, определяющая функционирование всей психи­ческой жизни человека. Результатом этой борьбы выступает ка­ждый душевный акт и человеческий поступок.

При этом необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного.

Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье "Некоторые за­мечания относительно понятия бессознательного в психоанали­зе" Фрейд предложил для обозначения этой системы использо­вать сочетание "Ubw"(начальные буквы немецкого Unbewust - бессознательное) ".

" См.: Зигмунд Фрейд, Психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 34.

Позднее в работе "Я и Оно" эта система по­лучила обозначение "Оно".

Что же представляет собой бессознательное?

Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что "психическое " и "сознательное" - понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличест­вуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие Которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Для практики делового общения это замечание Фрейда пред­ставляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед не­которыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут Свидетельствовать о некоторой неискренности его вербальных суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

Характеризуя бессознательное, как "закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятель­ность" 2 ,

2 См.:Фрейд 3. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. – М.:Республика, 1994. - С. 32

Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

1) оно - несловесное (невербальное);

2) "оно никогда не умирает", не теряет своей динамической

силы и энергии;

3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;

4) по динамике своего образования бессознательное, есть вытесненное (Verdrangung),формирующееся на протяжении всей Жизни человека без всякого участия сознания;

5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное "как бы не обраща­ет внимание" на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет "все всевременно", - сразу прошлым, настоящим и будущим.

Решающую роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe).Именно они составляют основной фонд бессознатель­ного. Представляя собой психические элементы внутренних раз­дражении организма, имеющих соматический (телесный) харак­тер, влечения подразделяются на две группы:

влечения "Я" цель которых - самосохранение индивида;

сексуальные влечения (libido),цель которых - продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут нико­гда не угасающую жизнь в его психике. На основе влечений, и в особенности инфантильных влече­ний сексуального характера, происходит формирование ком­плекса Эдипа 1 ,

1 Комплекс Эдипа восходит к античному мифу о царе Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В учении Фрейда он означает вытесненное из детской жизни половое влечение к матери и связанное с ним агрессивное отношение к отцу.

учение Фрейда о котором - одно из важнейших в психоанализе. Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого пер­вого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа (или эдипова комплекса).

Положение Фрейда о ведущей роли эдипова комплекса в пси­хической структуре личности не является бесспорным. Но важно отметить то обстоятельство, что в ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифферен­циация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер - мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эф­фекты ореола, идентификации и стереотипизации.

Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психо­терапевтической практики подверглась им существенной корректи­ровке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более рас­ширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет со­бой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями "Я") иТанантосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохране­нию во что бы то ни стало, или в форме сексуальной - продолже­ние рода - или в виде целостности организма. Весь физиологиче­ский процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.

Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Это новое предложенное Фрейдом деление влечений, отра­зило сильное влияние на его теорию идей знаменитого немец­кого биолога, основателя неодарвинизма А. Вейсмана. 1

1 См.:Волошин В. Фрейдизм/ / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. – М.:Республика, 1994. – С. 297.

Теперь и само бессознательное как система психической структуры обогащается в психоанализе Фрейда качественно но­выми моментами. Оно представляется не чем-то низшим, тем­ным аморальным в социально-психологическом смысле, а таким, которое способно нести сознательное и даже творческое начало.

Таким образом Фрейд подходит к обоснованию второй об­ласти психической структуры личности - "Идеал-Я" или u Сверх-Я" которое становится продуктивным источником пси­хической силы и энергии для взаимодействия с реальностью и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.

Важнейшим является и то, что система "Сверх-Я" формирует­ся под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения "добра" и "зла". 2

2 См.Годфруа Ж. Что такое психология:В 2 - х т. Т. 2.: Пер. с франц. – М.:Мир, 1992. – С. 131.

К проявлениям "Сверх-Я" можно отнести внезапное пробуж­дение совести" у человека, возникновение "безотчетного чувства вины", строгости и презрения к себе. Выступая как ц е н з о р, ве­ления которого выполняются вытеснением, "Сверх-Я обнаруживает себя как моральная и даже "гиперморальная" (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодо­леть Природа человека, по утверждению Фрейда, - как в отно­шении добра, так и в отношении зла далеко превосходит то, что он сам предполагает о себе 3 .

3 См. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 297-298.

Образование "Сверх-Я" Фрейд связывает с особым психиче­ским механизмом - идентификацией (отождествлением}. В жиз­ни человека идентификация возникает довольно часто, особен­но, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом в период переживания эдипова комплекса. В дальней­шем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.

В практике делового общения психические феномены Сверх-Я осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров.

Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для де­ла) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности, зна­чимые друг для друга.

Поэтому желательно в деловом общении предпочесть прави­ло "честь превыше прибыли", нежели низкий уровень этиче­ского поведения, сопряженный с очернительством и унижением конкурирующего с вами партнера.

Нередко в деловом общении происходит "сдвиг" моральных суждений, когда предложенная удачная деловая операция сопря­жена с финансовыми махинациями, нарушения ранее заключен­ных договоров, обнаружением более "выгодного партнера".

В целом фрейдовская концепция "Сверх-Я" еще раз под­тверждает тесную взаимосвязь этических и социально-психологических моментов делового общения.

В качестве третьего пласта психической структуры личности Фрейд называет "предсознательное" "Я". Оно находится между "Сверх-Я" и "Оно" (бессознательным), связывая их как посред­ник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессозна­тельном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действо­вать новый принцип психической жизни -принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями "Оно".

Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и "Сверх-Я", психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание "принципом реальности" психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что нахо­дится в сознании или может войти в него, - строго п р о ц е н з у р о в а н о 1 .

1 См.:Волошин В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 291.

Для делового общения психические процессы, происходящие в предсознательном, имеют особое значение. Во-первых, они способствуют психической ориентации в определенной ситуа­ции делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров. Во-вторых, процессы предсознательного влияют, и весьма суще­ственно, на диалоговую информационную фазу общения парт­неров. Включая механизмы перцептивной фильт­рации, они обеспечивают регистрацию и даже кратковре­менное запоминание той небольшой части информации, кото­рая в данный момент общения наиболее существенна для парт­неров 1 .

1 Перцептивная фильтрация складывается в результате обучения и развития личности, когда формируются критерии для отбора входных сигналов. Подроб­нее см.:Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. - М.: Мир,1995. - С. 122-123.

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая их трех, рассмотренных выше систем, мо­жет быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессоз­нательного, "Сверх-Я" и предсознательного предстает более образно.