Учим ребенка логическому мышлению. Как развивать логическое мышление ребёнка

01.05.2019

Развивать логическое мышление учащихся начальных классов необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, нестандартных задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума ребенка.

Для развития логического мышления младших школьников используются несложные задания, например, найти лишнее, продолжить ряд знаков, найти числа или недостающие фигуры и т.д. Даже самые простые логические задачи для детей помогают избавить мышление от шаблонов.

Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?

  • рассуждать, используя доказательства и аргументы;
  • последовательно мыслить;
  • выстраивать гипотезы;
  • оценивать важность условий задачи, их истинность;
  • аргументированно опровергать чужие неверные выводы;
  • выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач.

Способы решения задач на логику

Условно их можно поделить на стандартные и нестандартные.

Стандартные методы

К традиционным методам относятся популярный метод проб и ошибок , который может потребовать много времени и терпения, и метод шаблонов , к которому в основном прибегают при решении школьных задач.

Пример задачи, которую хотят решать уравнением, а проще - логически.

Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.

  • метод последовательных рассуждений;
  • «с конца»;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем.

Нестандартные методы

Среди популярных, нестандартных - целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т.е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.

Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:

  • знать виды логических задач;
  • владеть возможными методами решения задач;
  • уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.

Алгоритм решения задач на логику и смекалку

Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:

  • Ознакомление с условиями задачи.
  • Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
  • Поиск метода решения.
  • Применение метода решения, поиск правильного ответа.
  • Проверка правильности решения и оформление ответа.
  • Анализ проведенного решения.
  • Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.

1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.

2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.

3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.

4. Используя выбранный метод, решите задачу.

5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.

6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:

  • поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
  • анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
  • выделение важных признаков данного типа задач;
  • составление алгоритма их решения;
  • систематизация полученных знаний.

Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.

Развивать логическое мышление учащихся начальных классов необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, нестандартных задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума ребенка.

Для развития логического мышления младших школьников используются несложные задания, например, найти лишнее, продолжить ряд знаков, найти числа или недостающие фигуры и т.д. Даже самые простые логические задачи для детей помогают избавить мышление от шаблонов.

Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?

  • рассуждать, используя доказательства и аргументы;
  • последовательно мыслить;
  • выстраивать гипотезы;
  • оценивать важность условий задачи, их истинность;
  • аргументированно опровергать чужие неверные выводы;
  • выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач.

Способы решения задач на логику

Условно их можно поделить на стандартные и нестандартные.

Стандартные методы

К традиционным методам относятся популярный метод проб и ошибок , который может потребовать много времени и терпения, и метод шаблонов , к которому в основном прибегают при решении школьных задач.

Пример задачи, которую хотят решать уравнением, а проще - логически.

Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.

  • метод последовательных рассуждений;
  • «с конца»;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем.

Нестандартные методы

Среди популярных, нестандартных - целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т.е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.

Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:

  • знать виды логических задач;
  • владеть возможными методами решения задач;
  • уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.

Алгоритм решения задач на логику и смекалку

Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:

  • Ознакомление с условиями задачи.
  • Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
  • Поиск метода решения.
  • Применение метода решения, поиск правильного ответа.
  • Проверка правильности решения и оформление ответа.
  • Анализ проведенного решения.
  • Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.

1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.

2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.

3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.

4. Используя выбранный метод, решите задачу.

5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.

6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:

  • поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
  • анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
  • выделение важных признаков данного типа задач;
  • составление алгоритма их решения;
  • систематизация полученных знаний.

Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.

Мой подход в воспитании детей изменился благодаря одному откровению. Однажды мой муж вспомнил свое детство: "Каждый раз, когда мы спрашивали у отца значение какого-либо слова, он брал словарь и предлагал узнать его вместе".

Помните Библейскую притчу? «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Воспитывайте детей так, чтобы они могли справиться со своей проблемой без посторонней помощи.

1. Родители самостоятельных детей стоят позади них, чтобы решать проблему вместе, а не вместо ребенка.

2. Родители самостоятельных детей задают вопросы не реже, чем предлагают готовые ответы.

Задавая вопросы по существу проблемы, вы приучаете ребенка искать решения, вместо того, чтобы расстраиваться и ждать помощи извне. Следующие вопросы мы используем в нашей семье:

Как ты думаешь, что сейчас не так, как хотелось бы?

Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?

Можем ли мы усовершенствовать твою идею?

Как ты думаешь, почему этот человек поступил так?

Это было проявлением любви? Может, быть это было безрассудством?

Что ты чувствовал после принятого решения? Что ты можешь изменить в похожей ситуации в будущем?

Ответы, которые человек самостоятельно находит в глубине своих чувств, всегда мудрее, чем шаблонные стандарты, навязанные другими людьми.

3. Родители самостоятельных детей превращают критические замечания в развлечение.

Вместо того, чтобы читать нотации и запрещать что-либо, гораздо эффективнее поразмышлять с ребенком на тему добра и зла, читая вместе книгу или разыгрывая ситуацию с помощью любимых игрушек. Часто это выглядит так, будто вы предлагаете ребенку разработать морально-этическую стратегию, отделив конфликтную ситуацию от личности ребенка при помощи выдуманного сюжета.

4. Родители самостоятельных детей позволяют им учиться на своих ошибках , несмотря на то, что это неприятно.

Когда-то в детстве мне пришлось многое вытерпеть от учительницы английского языка. Родители с сочувствием выслушивали мои обиды, каждый раз уговаривая продолжать учебу. К концу года я не только знала английский так, как не смогла бы выучить в другом месте, но приобрела еще более важные знания в области межличностных отношений.

Несколько лет назад у нас с мужем был соблазн забрать ребенка из футбольной секции из-за неприятного тренера. Но мы решили продолжать тренировки, решив молиться за этого человека. Мы понимали, что наш ребенок встретит еще множество трудных людей на своем пути и ему нужно уметь общаться с ними. Мы хотели, чтобы ребенок развивал в себе интуицию, терпимость и рассудительность, пока у нас есть возможность пройти эти испытания вместе с ним.

5. Родители самостоятельных детей не ограждают их от наказан ия, которое естественным образом последовало за неразумными действиями. Каждый должен учиться исправлять результаты своих ошибок.

6. Родители самостоятельных детей терпеливо воспринимают их неудачи.

Для того, чтобы ребенок научился находить свои собственные, нестандартные решения, важно оградить его от оценочных суждений. Разве можно создать что-то новое, ни разу не ошибившись? Ребёнок должен понимать, что ошибаться – это нормально. Родителям для этого нужно переориентировать свое внимание с ошибок и недостатков на возможности поиска новых, более эффективных решений.

7. Родители самостоятельных детей постепенно отстраняются от участия в проблеме, позволяя ребенку брать на себя все большую ответственность .

Дети способны не только найти подходящий маршрут, выбрать себе меню или гардероб, они могут оказаться хорошими советчиками в решении наших взрослых проблем. Когда мы что-нибудь доверяем им, они учатся доверять самим себе. Чувство ответственности, умение сотрудничать и лидерские качества формируются в детстве. Несмотря на то, что нам самим их порой не хватает, мы можем помочь в этом развитии своему ребенку.

Очень важно быть ребенку другом, а не только родителем,советоваться с ним, выслушивать обязательно и ведь детям так это нравится,когда их воспринимают как взрослых

Юлия Дерябина
Учим ребенка логическому мышлению

Учим ребенка логическому мышлению .

По умению думать, анализировать, делать обоснованные умозаключения судят об уровне развития человека. И хотя ребенок развивается , учится мыслить в повседневной жизни, в общении со взрослыми и сверстниками, в играх и т. д., но для успешной работе в школе нужны другие, системные и более глубокие навыки мышления . Эти умения ребенок не может приобрести самостоятельно, в этом ему должны помочь взрослые, подготовить его к новому жизненному этапу – учебе в школе.

Мышление всегда начинается с вопроса, причем ответ на этот вопрос находиться не сразу, а с помощью каких-то умственных операций.

О заданиях

1. Задание органично связаны друг с другом. Решив одну задачку, освоив необходимые для этого знания, ребенок тем самым готовится для решения следующих, более сложных заданий, где эти знания нужны будут применить в других, новых для него условиях.

2. Начать нужно с задач «Что изменилось?» , «Что изменилось, что не изменилось?» . Они позволяют ребенку закрепить и систематизировать имеющиеся знания и осознать, что любой предмет (объект0 можно рассмотреть с разных точек зрения.

Ребенок научится выделять существительные и абстрагироваться от несущественных признаков. Эта важная стадия мышления , этап подготовки решения на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Кроме того, для решения заданий, при поиске неочевидных для него закономерностей, ребенку необходимо активно использовать полученные знания о свойствах предметов, применить эти знания для построения нужных умозаключений. Эти навыки позволят ему в дальнейшем находить логические обоснованные пути решения более сложных задач.

3. Задания «Какой предмет лишний» , «Найди правильно и продолжи ряд» , можно выполнять верно, если провести анализ нескольких признаков исследуемых групп предметов, сделать нужные рассуждения и обосновать свой вывод. Это уже полновесное умозаключение, основанное на самостоятельных суждениях.

4. Все задачки в этом материале доступны для дошкольников. Для их решения необходимы знания только самых простых понятий, таких как цвет, форма, размер, количество, а также логическое рассуждения , интуиция и догадки. Решая, ребенок учится понимать требование задачи, выделять условие и вопрос, взаимосвязь между ними, осознано использовать полученные знания для решения проблемных заданий. Все это называется готовностью ребенка к обучению , которая ему будет нужна с первых дней учебы в школе.

5. Восприятие предметов, их свойств (цвета, формы, величины) и пространственного расположения всегда включает в себя обследование и сравнение. Именно таким путем и идет развитие

восприятие детей в дошкольном возрасте. Поэтому все задания сформулированы таким образом, чтобы ребенок вовлекался в активное обследование заданных предметов.

6. Обратите внимание, что задания в данном материале являются базовыми. На их основе легко создать новые варианты задачи упражнений. Для этого нужно, сохранив суть задания, сформулировать его с помощью предметов, отличных по форме, цвету и т. д. Это касается всех приведенных заданий.

7. Во многих заданиях не предлагается обязательного, единственно правильного ответа, что позволяет детям с различным уровнем подготовки успешно участвовать в заданиях, выдвигать оригинальные версии.

Несколько практических советов

1. Этот материал не на один день – прочитал, уяснил, решил и будет результат. Задач много, они разной сложности, решать их нужно последовательно, по порядку. Не стоит разбивать задачки из середины книжки, не выполнив начальные задания. Учится думать системно полезно в любом возрасте.

2. Если ребенок с успехом решил все задания, то отложите материал на время и вернитесь к нему, скажем, через год, задачки опять будут как новые. В руках будет надежный тест для проверки того, как развивается ваш ребенок , совершенствует ли он свои способности мыслить и анализировать.

3. Нельзя давать ребенку задачку для решения , не разобрав предварительно учебные примеры. Даже если он сообразит и найдет правильное решение, этого недостаточно. В заданиях важен не только верный результат, но и сам процесс решения. При этом нужно следовать правилам, которые показаны при разборе задач. Ребенок должен не только найти верный результат, но, и это самое главное, объяснить свои решения, рассказать, как и почему он предлагает такой вариант ответа.

Нужно, чтобы решения были найдены осознанно, были бы результатом самостоятельных рассуждений, а не подбора или интуиции. Так он быстрее будет учиться думать по правилам, системно, а потом применять этот навык в убёче.

4. Если ребенку не дается решение задачи, отложите ее на время, можно предложить другие, которые он готов решить. К «сложному» заданию нужно обязательно вернуться позже. Похвалите его за правильное решение.

5. Предложите ребенку создать свои авторские задачи. Пусть над ними «поломает голову» друзья или кто-то из взрослых. Этим можно повысить его интерес у интеллектуальным занятиям и развлечениям, что для дошкольников даже важнее, чем какое-то конкретное занятие. Эти задачки лучше не рисовать или формировать словами, а составить из материальных предметов – деталей конструктора, кубиков. Очень хорошо для этих целей подойдет игротека «ТРИНТ» (тренируем интеллект) .

6. Пожалуй, самым важным условием, которое собственно и будет определять успешность занятий, является интерес ребенка к этим занятиям . Поэтому продолжительность занятий, обстановка, доверительность отношений должны создавать комфортные условия, доброжелательную атмосферу, которые будут способствовать хорошим результатам. На это нужно обращать особое внимание. Научить ребенка думать вопреки его желанию вряд ли удастся. Важно, чтобы понимание взрослых о том, что «НУЖНО» делать ребенку , как можно чаще совпадало с его желанием «ХОЧУ» делать то или это.

Татьяна Фёдорова
Статья для воспитателей детских садов «Как научить ребенка логически мыслить?»

Как ?

Развитое логическое мышление – это не природный дар. Как показали многочисленные исследования, даже в тех случаях, когда ребенок имеет очень скромные задатки в этой области, развитием логики можно и нужно заниматься.

Размышление начинается с того момента, когда ребенок видит проблему и ищет ее решение. После оценки возможных вариантов мозг выносит какое-либо решение вопроса. Если у трехлетнего малыша критичность либо очень мала, либо совсем отсутствует, с возрастом ребенок учится мыслить логически и допускает меньше ошибок в выборе решения.

Думаю, каждый, кто хоть раз сталкивался с маленьким ребенком , уже подумал – разве возможно отказаться от требования послушания? Дети постоянно куда-то лезут, проказничают и явно не вписываются в «правильное» (с точки зрения взрослого) поведение! И если дать ребенку возможность делать что угодно, то он наверняка быстро натворит каких-нибудь глупостей (хорошо еще, если безопасных) .

Это все так – разумеется, ребенок не может понимать всего, что знает о жизни взрослый, и информировать его надо!

Конечно, первые в жизни ребенка запреты базируются именно на ограничении его от тех опасностей, до которых он самостоятельно не додумается! Каких правил воспитания нужно придерживаться, желая научить ребенка мыслить самому ?

По возможности, объясняйте ребенку , почему что-либо запрещаете (или наоборот, заставляете делать, каковы отрицательные последствия неправильных действий.

Дайте ребенку право на ошибку ! Во многих случаях собственный отрицательный опыт учит лучше, чем самые толковые пояснения! Так что, если непосредственной опасности это не представляет, позвольте ребенку попробовать что-то сделать неправильно и увидеть негативные последствия (сломать игрушку, обидеть приятеля, не выучить уроки и получить двойку и т. п.).

Если считаете, что пояснения какому-либо запрету давать рано, ребенок не поймет их в силу возраста, то хотя бы не мотивируйте запрет наказанием («увижу – дам ремня!» ). Просто останавливайте ребенка каждый раз , как он будет пытаться сделать запретное – на какой-то раз он запомнит, что ему говорили : «Не делай этого» , и не сделает. А потом постепенно начнет задумываться – а почему именно не делать? Именно так ребенок учится мыслить – чего и стоит добиваться!

Не пугайте ребенка и не давайте фантастичных пояснений (типа «много знать будешь – рано состаришься!» или «Не ходи туда – там бабайка!» ). Во-первых, это так же неинформативно, как запрет без пояснений, во-вторых, не дает ребенку подумать , оперируя правдивыми фактами. А рано или поздно невинная родительская фантазия вскроется, и ребенок радостно нарушит то , от чего его раньше сдерживала лишь наивность!

Рассуждайте вместе с ребенком , давайте ему логические задачи для обдумывания! Это можно делать просто в ходе обычного бытового общения : поднимайте всяческие темы - от «Что было бы, если бы собаки умели говорить» до «Как бы ты ответил, если бы тебя обозвали обидным словом в школе» (это уже сродни психологическому тренингу , и т. д. Чем больше малыш интересуется явлениями окружающего мира, тем легче ребенку научиться мыслить творчески и логически !

Лучше всего логика ребенка развивается при помощи игр. Играя, малыш легко и охотно выполняет задания. Для развития логического мышления подойдет любой стишок. Начните, например, с четверостишия про Таню, которая уронила в речку мячик. Взрослый может задавать наводящие вопросы, которые помогут ребенку подумать над сюжетом стишка.

Научить ребенка думать можно при помощи мультфильмов, рассказов и даже событий из жизни, которые можно обсуждать. Еще один эффективный способ – взять карточки с различными изображениями, выложить их в ряд и дать малышу задание связать картинки в единую логическую цепь .

Нарисуйте на плотной бумаге человека, животное или машину, не дорисовав некоторые детали, например, руки, колеса или хвост. Эти детали изобразите на другом листе бумаги и вырежьте их. Попросите малыша внимательно посмотреть, чего не хватает на рисунке, и приложить недостающие части.

У взрослых часто не хватает времени, чтобы заниматься с ребенком . В этом случае можно совместить домашние дела с развитием логического мышления у малыша . Например, вы можете вместе с ним приготовить обед. Попросите ребенка дать вам три картофелины, три луковицы, одну морковку и так далее. После того, как суп сварится, вновь перечислите, что и в каком порядке вы положили в кастрюлю.

Детям часто становится скучно из-за неумения думать целенаправленно. Если родители будут знать, как научить ребенка логически мыслить , это поможет избежать проблем в обучении в школе. Чем раньше родители научат свое чадо думать , тем быстрее у него сформируются интеллект, ответственность и серьезное отношение к жизни.

Научить ребенка мыслить самостоятельно можно лишь в том случае, если как можно чаще давать возможность ему это делать, не подменяя долгих (с точки зрения взрослого) рассуждений с самостоятельными выводами готовыми указаниями!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка не обижать других» Когда малыши начинают ходить и встречаться со сверстниками в разных ситуациях, они могут обижать других детей без какого-либо злого умысла.

Консультация для родителей «Как научить ребенка счету» Консультация для родителей: Как научить ребенка счету Детей необходимо учить цифрам по двум важным причинам. Первая из них заключается.

Консультация для родителей «Как научить ребенка различать цвета» Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка цветам». Подготовила воспитатель Карастилёва Л. Н. Многие родители знают, что ребенок.

Кроссворд «Кто живет в зоопарке?» Психологическая разминка для воспитателей детских садов Психологическая разминка для воспитателей детских садов Разместитесь поудобнее. Закройте глаза. Вам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом.