Чем занять детей разного возраста: мамины секреты. Идеи совместных занятий с детьми разного возраста

26.04.2019
Проблема воспитания здорового поколения были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.

Игра в детстве имеет высокое развивающее значение. Л.С. Выготский отмечал, что в детском возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания и развития детей. Огромную потребность детей в движении необходимо удовлетворять посредством таких игр. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Вообще, трудно переоценить значение подвижных игр для малышей, особенно в настоящее время. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, дыхание и кровообращение. Кроме того, развиваются такие качества, как: внимание, пространственное восприятие, координация движений, быстрота реакции, тренируется сила и выносливость, снимается импульсивность, эмоциональное и мышечное напряжение. Так же во время проведения таких игр малыши развивают и совершенствуют коммуникативные навыки.

В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей и характера двигательной нагрузки. Общая продолжительность подвижных игр составляет от 5 до 15 минут (в зависимости от возраста малыша и физической нагрузки).

Итак, начинаем играть?

Мишка бурый

Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты «в берлоге». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:

Мишка бурый, Мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

А «медведь» отвечает:

Я медком не угостился,

Вот на Вас и рассердился. Р-Р-Р!…

На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.

Змеейка

Когда звучит веселая музыка, дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их «не заметила») . Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка.

«Кошка и мышки»

Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине «спит кот» (один из детей)

Кошка мышек сторожит,

Притворилась будто спит,

Тише, мыши, не шумите!

Кошку вы не разбудите!!!

На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).

Блин и оладушки

В центре комнаты кладётся большой обруч (это «блин») , а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки») . Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: «Блин», — или, «Оладушки». Детям надо встать в соответствующий обруч.

Зоопарк

Водящий говорит: Представьте, что мы гуляем в зоопарке; когда я хлопну 1 раз в ладоши- вы (ты) превратитесь в лягушку и присядете на корточки, если я хлопну два раза- превратитесь в слона и разведете руки в стороны, а если хлопну три раза – вы превратитесь в цаплю и будете стоять на одной ноге, как настоящие цапли.

Светофор

Каждый из игроков назначается «автомобилем». Для игры потребуются три круга (красный, желтый, зеленый).

Водящий говорит: Вы автомобили (ты- автомобиль) , будете ездить по комнате, но обращая внимание на цвет круга, который я буду показывать вам.

Красный свет- дороги нет, вы останавливаетесь

Желтый приготовиться, заводите моторы, готовитесь к движению

А зеленый говорит-можно ехать, путь открыт! продолжаете свой путь».

Паровоз

Дети встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку. Получается «паровоз», который медленно двигается по комнате со словами:

«Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез, будто настоящий!

Кто едет в поезде?

Разные детишки: девочки красивые и смелые мальчишки!»

На последних словах дети разбегаются и могут делать вид, будто собирают грибы – ягоды. По сигналу взрослого они опять встают друг за другом, изображая вагончики.

Найди свою пару

Предварительно надо приготовить разрезанные на две части открытки (картинки) по количеству детей.

Дети встают в пары. Каждой паре детей выдается по одной из двух частей открытки.

По сигналу взрослого дети разъединяются и произвольно бегают по комнате. По второму сигналу каждый ребенок должен как можно быстрее найти свою пару. Проигрывает пара, дольше всех искавшая друг друга.

Поймай пузырь

Приготовить мыльные пузыри.

Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри,

Вот такие – посмотри!

Все они воздушные

И очень непослушные.

Как бы нам их поймать?

На ладошке подержать!

Взрослый и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. Можно использовать варежки (для того, чтоб удержать мыльные пузыри).

Пузырь

Все берутся за руки и встают в маленький круг. Взрослый рассказывает стишок и отступает маленькими шагами назад, говоря такие слова:

Раздувайся, пузырь!

Раздувайся большой!

Оставайся такой

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока взрослый не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегают в маленький круг и снова берутся за руки.

Мыльные пузыри

Пузырьки — смешной народ

В своих домиках живет.

Вот и сейчас вы будете пузырьками, а обручи вашими домиками. (По сигналу «Полетели» дети выбегают из обручей и летают, по сигналу «Домой» — возвращаются в обручи).

Маша, ты у нас в лесу…

Все берутся за руки и встают в круг. Один ребенок в центре этого круга с завязанными глазами. Взрослый рассказывает стишок:

Маша (имя ребенка) ты у нас в лесу,

Мы зовем тебя: «АУ!»

Ну-ка глазки закрывай,

Не робей!

Кто зовёт тебя узнай, поскорей!

Взрослый показывает ребенка, который зовет по имени того, кто с завязанными глазами. Ребенок, которого позвали, должен по голосу угадать кто это сделал.

Большие ноги ..

Взрослый говорит слова и показывает движения (дети/ ребенок повторяет за ним):

Большие ноги шли по дороге

Топ-топ-топ делает большие шаги

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ-топ-топ. Делает маленькие шажочки.

Солнечные зайчики

Взрослый берет зеркальце (если солнечная погода) или фонарь и показывает ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовём их- не идут,

Были тут- и нет их тут…

Солнышко и дождик

Покажите, как можно превратить обычный стульчик в домик для ребёнка, повернув его спиной к лицу, сев на корточки и положив локти на сиденье. Помашите рукой в «окошко» и объясните, что это домик, где можно прятаться от дождя.

Потом обратите внимание на небо и радостно скажите: «Смотри! Солнышко на небе! Можно погулять!» Малыш вместе с вами выбегает из домика на середину комнаты и радуется солнышку. Здесь вы можете вместе попрыгать и потанцевать под рифмованные слова:

Светит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся.

Мы похлопаем в ладошки

И бегом на улицу.

Потом опять посмотрите на небо и скажите: «Смотри, туча идёт, дождь собирается, скорей в домик!» Укрывшись в домике от дождя, можно снова читать потешку про дождик:

Дождик, дождик, лей, лей, лей,

Капай капли не жалей,

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще!

Для создания более яркого воображения дождя можно постукивать рукой по столу и даже применить пульверизатор (слегла побрызгать детей из него).

Это лишь некоторые игры, которые я часто использую как на занятиях в детском саду, так и дома со своим младшим сыном. Эти игры очень нравятся детям.

Играйте с детьми в подвижные игры и результат не заставит себя ждать! Хороших Вам игр!

педагог-психолог ГБОУ комбинированного вида №1177

г. Москва, Россия

Сегодня я бы хотела затронуть очень важную для многих родителей тему – как успевать заниматься с двумя детьми одновременно.

У моих детей разница в возрасте составляет 2,5 года, это довольно маленькая разница, но, мой старший сын уже был довольно самостоятельным к этому возрасту. В садик он не ходил, поэтому, я, как и все мамы, имеющие двух и более детей, встала перед дилеммой, как мне управиться с двумя детьми и при этом ничего не упустить в их развитии, да и домашнее хозяйство никто не отменял.

Первый 2-3 месяца выбор был сделан, безусловно, в пользу старшего сына. Малыш, по сути ел и спал и это время было очень важным для того, чтобы сын не обозлился на наличие малыша в доме, не стал проявлять ревность. Поэтому практически все свободное время я старалась посвящать старшему сыну. На протяжении всего первого года меня очень выручал слинг – это специальная, безопасная, переноска для малышей и именно он – главный мой секрет всеуспевания с ребенком на руках. Малыш телом прижимается к телу матери, и надежно удерживается там, с помощью переноски, при этом руки мамы – освобождаются. С привязанным малышом вместе мы готовили, убирались, катались с горок, играли в мяч, в любые спокойные игры, гуляли и укладывались спать.

Если говорить о младшем сыне, то в первый год я решила сделать ставку на его физическое развитие. При каждом удобном случае делала малышу массаж. Укладывала рядом старшего и младшего. Старшему скоро наскучивала процедура, он отправлялся поиграть в более интересные игры самостоятельно. Кроме массажа, а вернее, после него, мы с детьми непременно, занимались на фитболе. Со старшим сыном мы обговаривали очередность игр на фитболе и их продолжительность (пока я не досчитаю до 10), после чего очередь переходила к братику.Фитбол – простой и эффективный способ физического развития ребенка (способствуетукреплению вестибулярного аппарата, мышц спины, координации движений). При этом, занятия на фитболе по- настоящему интересны детям, потому что, по сути, являются игрой. Большой плюс таких совместных занятий в том, то малыши начинают взаимодействовать, расставляют границы, учатся сосуществовать. Массаж и фитбол сразу обоим детям – это второй секрет одновременного и эффективного развития двоих детей одновременно.

Постепенно малыш стал подрастать, он уже не был согласен просто лежать рядом с нами и пытаться достать висящие над ним игрушки, ему хотелось большего. Тогда мы стали привлекать малыша к нашим творческим занятиям. Я брала лист ватмана и просто расстилала его на полу. Малыша клала на пол и просто разливала у него под ручками разные краски. С другой стороны пристраивался старший и рисовал свои художества. Также, на полу, мы лепили, занимались аппликацией и играли с крупами. Все эти занятия полезны детям, но если опуститься со стола на пол, то они становятся доступными даже самым маленьким. Мой младший сын начал рисовать в 2,5 месяца. Итак, мы подобрались к моему третьему секрету совместных занятий с двумя детьми одновременно – перебираемся на пол! И пусть кто-то считает, что для старшего ребенка это некая деградация, ведь он уже за столом хорошо сидит. Я думаю, то именно вот так наши дети учатся понимать возможности и потребности друг друга и уважать их.

Малыш становится еще старше и уже начинает ползать, ходить. Он еще не созидатель, а скорее разрушитель. И это не плохо, просто ребенок в возрасте от года и старше анализирует наш мир. Видит башенку – ой, а что будет, если толкну, а если качну… а если… и в маленькой головке появляется целый рой таких если. И каждую «если» надо проверить! Старший ребенок уже прошел этот этап, ему интереснее созидать и, конечно, бывает очень обидно видеть, когда результат его созидания оказывается разобранным на части. В этот период важно выделить старшему ребенку «свой уголок», где он сможет в любое время уединиться и БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, что созидательный труд останется нетронутым. «Свой уголок» для старшего ребенка – это еще один секрет взращивания малышей с небольшой разницей в возрасте.

Ну а играть-то как вместе? Для того, чтобы весело и с пользой занять детей я частенько прибегала к Монтессори-играм. В частности, особое внимание мы уделяли играм с водой. Мы со старшим сыном поставили очень много опытов с водой в этот период. Потому что, играть с водой наш младший может по 30-40 минут без остановки. Мы ставили тазик с водой в комнате, накидывали в него всякой всячины, вооружали малыша ложкой-вилкой, пинцетом, стаканом (по ситуации) и просили вытащить предметы из воды. Иногда старший сын присоединялся к его «детским играм» и мы просто веселились, иногда, мы с ним ставили опыты со льдом, с чернилами, со шприцами или целлофановыми пакетами… в общем с тем, что я придумывала. Младшенький тоже присоединялся к нам с удовольствием в такие моменты, но и не отвлекал нас, потому что тоже занимался любимым делом. Таким образом – игры с водой стали еще одним секретом, позволяющим мне легко и весело развивать и обучать двоих детей одновременно.

Отдельно хочется отметить музыкальные занятия и пальчиковые игры. Наверняка, многие мамы уже слышали про методику Екатерины Железновой. Любая мама может воспользоваться ее методикой для своих занятий с детьми. Мы испробовали эффективность этой методики, применяя ее к детям разного возраста – двум моим детям с разницей в возрасте 2,5 лет. Невозможно описать словами детский восторг от каждого занятия. Еще бы, ведь его проводила не строгая учительница, а мама Хочу особо отметить тот факт, что младший сын, очевидно, подтягиваясь за старшим довольно быстро осваивал даже сложные для его возраста элементы. Также было и с пальчиковыми играми, которые я предлагала детям. Изначально я решила для себя, что ориентиром в таких уроках — забавах должен быть старший сын, а не младший. Малыш должен тянуться за успехами старшего, а вовсе не старший должен вновь и вновь прокручивать скучные и не интересные ему движения. Эффективность такого подхода подтвердилась со временем. Конечно, при случае, мы с малышом играли и его, детские игры, но в совместных занятиях со старшим сыном мы ориентировались на последнего. И это очередной секрет развития и обучения погодок – ориентиры задает более старший ребенок.

Чтение книг. Все мамы знают, насколько важно чтение книг для детского развития. Но, как же их читать имея двух детей разного возраста, у которых разные потребности? Сложно, честно. Решением для меня стали книги и из серии времена года. Эти книги не нужно читать по строкам. Эти книги можно просто рассматривать, отыскивая в них персонажей, описывая их, придумывая свои истории. Таким образом, Книги без слов – это еще один секрет совместного развития детей разного возраста. Очень хочется отметить, что, безусловно, я читала и старшему и младшему отдельно книги, рассчитанные именно на их возраст, но именно для совместного чтения, когда разница между детьми небольшая, а младший еще не способен слушать длинные истории, предназначенные для старшего – книги без слов это просто шикарное решение.

,

40 ПРОСТЫХ ИГР С ДЕТЬМИ.

1. Бег с "яйцом". Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3 лет.
2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.
3. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями. От 4 лет.
4. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.
5. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4 лет.
6. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. От 2 лет.
7. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. От 3 лет.
8. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет.
9. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.
10. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это - дом ведьмы, в котором один из игроков - ведьма - подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают. От 2 лет.
11. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.
12. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят его на поводке по всей квартире. От 2 лет.
13. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя. От 5 лет.
14. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу - монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.
15. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: "Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?" От 3 лет.
16. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.
17. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. От 3 лет.
18. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.
19. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.
20. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. От 5 лет.

21. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.
22. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.
23. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.
24. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку. От 3 лет.
25. Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают. От 5 лет.
26. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком. От 2 лет.
27. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.
28. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку. От 5 лет.
29. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки. От 5 лет.
30. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше. От 3 лет.
31. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой. От 2 лет.
32. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки. От 5 лет.
33. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.
34. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.
35. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют детей и наоборот. От 2 лет.
36. Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков. От 5 лет.
37. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем. От 5 лет.
38. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать. От 3 лет.
39. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.
40. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. От 5 лет.

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Я очень часто получаю от вас вопрос о том, как заниматься сразу с несколькими детьми разного возраста. Так как я могу рассказать вам об этом только в теории, то я постаралась найти маму, которая имеет опыт таких игр. Знакомьтесь, Анна Игнатеня, автор блога «Весёлые будни» и мама троих очаровательных детей.

Наверное, каждая мама, у которой больше одного ребенка, задается когда-либо этим вопросом. Ведь это так удобно, если дети играют вместе, если можно провести игры-занятия сразу с двумя-тремя (и более) детками. Да, мама одна, и времени у нее в сутках как было 24 часа, так и осталось, а количество деток растет, иногда значительно. Я часто слышу вопрос, как мне удается увлечь игрой одновременно детей разного возраста? Для меня этот вопрос был архиважным, ведь между старшими разнополыми детьми разница в 6 лет. А я мечтала, очень желала, чтобы дочка и сын стали настоящими друзьями. Позже родился наш младшенький. С сестрой у него разница в 8,5 лет, а с братом 2 года и 3 месяца. И вот эту разношерстную компанию хотелось держать вместе: чтобы и игры, и развлечения, и занятия, и чтение, и дружба. И мне удалось. Не всегда все гладко, есть и ссоры, и разные интересы, и самостоятельные игры, и личное время у каждого, но мои дети играют вместе, праздники общие, даже тематические занятия. А с чего все начиналось?

Самые первые правила были с рождения. Правила не для детей, а для мамы.

Первое правило, в котором я уверена на все 100%: старшему ребенку мама нужнее, чем новорожденному.

Очень часто при рождении младшенького, мама окунается в заботы о младенце, а старший ребенок предоставлен сам себе, или заботу о нем берут другие родственники – папа, бабушка. Я считаю, что такую ошибку ни в коем случае нельзя совершать. Самая частая картина, которую можно было застать в первый год после рождения второго ребенка у нас дома, — это мама вместе со старшей дочкой играет или занимается, а малыш в слинге с нами вместе, в шезлонге или на одеяле, позже в ходунках или просто ползает рядом. Мы были вместе. Причем занятия в основном были ориентированы на старшую дочку. С малышом я занималась и играла между делом, когда дочка была в школе.

Правило второе: старшего ребенка нужно привлекать к уходу за малышом.

Чем старше ребенок, тем больше ему можно доверить. Моя шестилетняя дочка присматривала за крохой, играла с погремушками, переодевала подгузники. Даже на ручки иногда брала. Когда пошел прикорм – кормила. Но никогда я не настаивала. Всегда предлагала и разрешала, если дочка хотела, но никогда не требовала.

Правило третье: все, что можно делать вместе, нужно делать вместе.

Купаться, гулять, играть, читать. Когда Артур был еще маленьким, я брала его на ручки или клала в шезлонг и шла укладывать спать дочку. Я читала детям книги, а они слушали и засыпали. Когда сын стал купаться в большой ванной в стульчике, я позволила детишкам купаться вместе. В школу за дочкой я шла вместе с Артуром, на прогулке малыш был в коляске, а Эллинка на роликах возила малыша.

Правило четвертое: жизнь старшего ребенка не должна стать менее активной и интересной, чем раньше.

Эллина посещала кружки, мы много гуляли, устраивали праздники и приглашали друзей, ездили на выставки и мастер-классы. И все это время рядом с нами был Артур.

Чем старше становился малыш, тем интереснее с ним было играть и общаться старшей дочке, она все время стремилась его чему-то научить, а я не препятствовала.

Мы никогда не делили игрушки – это твои, а это сестры. Нет, конечно, у старшей дочки были личные вещи, но они просто лежали так, чтобы малыши не могли их взять, никогда я не говорила: «Это Эллинкино, не трогай!» Мы просто убирали подальше. Дочка в силу возраста большинство малышковых игрушек брала в руки только для того, чтобы поиграть с братишками.

Между мальчиками все же больше соперничества, конечно, подарки лично каждому мы делаем, и дети имеют право на первоочередное пользование ими. Но, как правило, через недельку-другую игрушки становятся сами собой общими, и соперничество уже выглядит иначе: не мое, а я первый взял. В то же время и у сыновей есть только их любимые игрушки, которые сохраняют свой статус «личное», но чаще всего мальчики спокойно дают друг другу пользоваться этими игрушками.

Все эти правила привели к тому, что дети научились быть вместе. Это был первый шаг на пути к совместным занятиям и играм. Дальше – дело техники. Конечно, в каждом возрасте свои потребности. Если малышу нужно трясти погремушкой, то ребенку постарше интересно построить башню из кубиков, а младшему школьнику интересно поиграть в настольную игру. Что делать?

Под аккомпанемент погремушки строить башню посреди игрового поля, вокруг которого «бегают» фишки. Конечно, это слегка утрированно, но именно терпимости к младшим я в первую очередь училась сама и учила детей.

А дальше обратила внимание на то, что каждый малыш тянется к старшему ближайшему по возрасту, а каждый старший любит быть наставником и покровителем. Именно это я взяла за основу в совместных занятиях с детьми.

Чаще всего игры и задания в первую очередь ориентированы на среднего ребенка. Если детей двое, то сначала на старшего, а потом по очереди – то на малыша, то на более взрослого. Чтобы младший и старший не заскучали, всегда готовлю игру так, чтобы поучаствовать могли все, с учетом их особенностей. Есть игры, которые одинаково нравятся всем детям.


Сенсорные игры.

Если вы думаете, что в 10 лет уже не интересно копаться в песке, то вы ошибаетесь. Помять глину, слепить что-то из теста, построить мир в песочнице интересно всем детям без исключения, даже не только детям. И если самый маленький будет просто копаться в этом самом песочке, средний построит гору-замок, а старший вылепит объемную фигуру. При этом дети играют рядом, старший помогает, младшие стараются повторять.


Подвижные игры.

Чем больше росли дети, тем больше подвижных игр проникало в нашу повседневную жизнь. Практически любую подвижную игру можно проводить с разновозрастными детками, малыши не всегда все успевают, но им можно и поддаться, сделать снисхождение иногда, а для того, чтобы не заскучал старший, существует мама, которая не даст расслабляться.


Творческие занятия.

С одними и теми же материалами дети рядом могут создавать различные работы, самым маленьким поможет мама, если нужно, а старшие сделают свое и сами. Когда дети научатся терпимости, то можно пробовать и совместные проекты, когда малыш творит, а старший все это обыгрывает так, чтобы получилось красиво. За одно и учится фантазировать.

Очень важно во всех занятиях отключить перфекционизм. Ведь самое важное – это общение, игра, процесс, а результат – это просто голая картинка, которая совершенно не важна детям до определенного возраста. Пусть лучше сами, вместе, но не так красиво, зато интересно и с пользой.

Я очень люблю проводить тематические занятия, чтобы целая серия игр на одну тему. Чем это удобно? Можно чередовать занятия по сложности, то одному интереснее, то другому, при этом тема изучается углубленно – со всех сторон.

В последнее время мы увлеклись географическими путешествиями, я выбираю одно государство и мы проводим серию в среднем из 20 занятий про эту страну. Польза от такой игры и старшему ребенку, ведь я ищу информацию, которая еще не знакома детям, предоставляю данные о стране, ее культуре, животном и растительном мире. На практике все это лучше усваивается. Старшая дочка часто участвует в обсуждении, отвечает на вопросы, объясняет, рассказывает о том, что говорили в школе. При этом все проигрывается. Средний сын усваивает меньшую часть информации, но он в это время играет, поэтому наши разговоры и рассказы его не напрягают, не воспринимаются как скучное занятие. Малыш больше просто занят игрой, хотя даже он после всего изученного может и на карте показать, и про животных рассказать. Потому что он с этим играл. Например, мы строим государство в домашней песочнице. Для младшего это просто сенсорный опыт и оперирование фигурками животных. Для среднего это и усвоение некоторых простых понятий, кроме самой игры. А дочка в таком виде лучше запоминает – что где находится и кто живет, что растет и почему.

Старшую дочку я часто прошу о помощи в проведении игр, она сама их готовит и иногда даже организовывает настоящие тематические дни. Для нее в этом тоже большое значение – сбор информации, умение ее адаптировать, новые знания, фантазия, организаторские способности – все развивается. А потом ребенок удовлетворяет свой наставнический интерес.

Очень удачны для совместных игр всевозможные квесты, потому что искать сюрпризы любят все, причем этапы можно тоже чередовать – трудные и легкие, чтобы каждый мог внести свою лепту. Малышам же и вовсе часто достаточно бегать за братом-сестрой, а потом радоваться сюрпризу.

Разный возраст детей очень удачно можно использовать в театральных играх, различных музыкальных постановках, концертах, когда каждый показывает что-то доступное ему. Малышу можно доверить роли без слов и незамысловатые танцы, а старшие дети могут и песни петь, и на музыкальных инструментах играть, и значительные роли на себя брать, а то и вовсе самостоятельно все организовывать.

Еще хорошо объединяет исследовательская работа. Различные опыты, наблюдения. Малыши часто подмечают намного больше, чем старшие детки, а школьники успешно ведут записи, делают дневники.

Обычная прогулка с заданием: находить разные предметы какого-то цвета, признаки времени года, фантазийный поиск следов великана (какие предметы могут служить великану и чем), наоборот, следов гномов, букв в окружающих предметах, морских существ, а может быть еще каких-то волшебных и сказочных вещей, — все это нравиться детям совершенно разного возраста.

Самое главное для увлекательного времяпровождения – быть вместе, поощрять все попытки малыша, и все старания старшего, упрощать и усложнять задания по мере необходимости. И всегда помнить – не важно, чем заниматься, не важно, какой видимый результат получится, главное, чтобы всем было весело и интересно.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.
Когда я только стала мамой, мне казалось, что дети уже с раннего детства должны уметь сами себя занимать: сами придумывать игры, развлечения и тихо играть где-то в сторонке, пока мама делает свои дела. А когда мама закончит, тогда уделит детям свое внимание. Не знаю откуда такие мысли - возможно, потому что я в детстве постоянно видела играющих самостоятельно детей и помню мало моментов, когда со мной играли родители.

Стала мамой в эру раннего развития детей и развивашка, этот миф в моей семье был уже очень скоро развеян. Я поняла, что детей действительно нужно занимать:

  • организовывать пространство для игр
  • учит играть
  • и обязательно играть с ними же.
Поэтому мой личный секрет - это поддерживать порядок и баланс в ЭТИХ сферах. Сейчас объясню подробнее. Речь пойдет о детях дошкольного возраста, так как я сама - мама двух дошкольников и имею больше опыта общения именно с детьми такого возраста. Школьники уже умеют себя занимать, и задач в них больше: школа, кружки, секции, друзья. На выходных с такими детьми важно проводить время вместе, потому что в будни заняты и родители, и школьники. Это может быть совместное приготовление пищи, настольные игры, просмотры фильмов, общения, или спорт, выезды на природу, в парки развлечений, кино, театры, цирк и т.д. Мои несекретные секреты, чем и как занятий детей:

Необходимо создать пространство для игр, чтоб дети могли играть сами

В первую очередь, это игрушки. Ребенку должно быть легко их самой найти и достать. Конечно же, не всё игрушки должны быть в свободном доступе, так как малыш будет теряться и разбрасывать их. Но часть, да - то игры и игрушки, Которые хорошо соответствуют возрасту и потребностям развития ребенка. Родителям нужно периодически менять игрушки на новые, подбрасывать идеи для игр с ними и убирать на место (можно и детей привлекать к этому процессу). Для дошкольников очень хорошо работают коробочки, расставленные в каждой комнате и Наполненные всякими интересными мелочи: природными материалами, игрушками, кастрюльки, кубиками, прищепками и тому подобное. Детям очень сложно пройти мимо, чтобы не проверить, что же там интересного лежит. Их содержание также придется периодически менять и убирать игрушки на место. На спортивный инвентарь (спорткомплекс, батут, мячи и т.д.)


хочу Обратить особое внимание. Сейчас существует огромный выбор спортивных товаров: различных типов и размеров, поэтому им можно найти место даже в очень маленькой квартире. Правильно подобранные спортивный инвентарь идеально Занимает детей. Плюс - это очень хорошо для физического развития. Мои дети из спорткомплекса НЕ слезает практически целый день. В комплекте к нему еще есть качели, кольца, горка, веревочный лестницы. Спорткомплекс у нас уже 2 года и своей актуальности не потерял вообще. Это лучшая игрушка! А еще он легко превращается в домик и место для уединения, где дети с радостью играют сами. Специальный небольшой батут для квартиры - также у нас незаменимая вещь. А еще мячи - абсолютно разной формы и текстуры: начиная с маленьких и Заканчивая мячом для фитнеса.

Лучшая детская комната - это та, где можно побегать, Попрыгать, покувыркаться, повисеть и полазить. Это очень естественно для детей, и задача родителей - сделать детскую функциональной и безопасной.

Периодически родителям нужно самим играть с детьми

Если вы видите, что ребенок капризничает, но при этом НЕ сонный, здоровый и НЕ голодный, скорее всего, ему не хватает вашего внимания - поиграем с ним. Родители - лучшие партнеры для ребенка в игре. Это очень сближает эмоционально и благоприятно влияет на развитие ребенка. У нас в семье мы регулярно играем с сыновьями: в те игры, они придумывают сами или предлагаем свои. Это могут быть и предметные игры, подвижные, творческие, логические и различные развивающие занятия. Найти их можно как в интернете, так и в печатных изданиях. Или придумать самому. В наше время - это не проблема.

Необходимо привлекать детей к делам взрослых

Еще один мой секрет в том - это активно привлекать детей к своим делам. Тем более, что лучшие игрушки для детей - это вещи родителей. Малыши с радостью принимают участие во взрослых занятиях. Конечно же, все зависит от возраста и возможностей ребенка, но чем старше она становится, тем шире диапазон помощи родителям. Конечно, не всегда получается привлекать ребенка к своим делам: часто нужно сделать что-то очень быстро или это может быть опасно, но иногда, надо обязательно! Я верю, что приучить малыша к помощи взрослым нужно уже с раннего детства, осторожно и через игру. Если ребенку не давать возможности быть помощником в 2, в 3 года, то, скорее всего, в школьном возрасте она уже много не захочет делать. Дошкольники с радостью помогут Получить белье из стиральной машины, пропылесосить (это же самое интересное занятие в мире), Замес теста, помоют овощи, пластиковая посуда и не только.