День Аграфены (Агриппины) Купальницы. Запреты и традиции в день аграфены купальницы

17.05.2019

На 6 июля в календаре выпадает очень светлый летний праздник - день Аграфены Купальницы. На Руси этот день считался праздником Солнца, начинающегося покоса травы и вступления лета в свои законные права. С ним связано множество традиций и народных обрядов, о которых мы с радостью тебе поведаем.


Аграфена Купальница

В народе говорят, что Аграфена - сестра Ивана Капулы , потому традиции этих праздников крепко переплелись между собой. Многие летние праздники были связаны с водой, не стал исключением и день Купальницы. С этого дня людям впервые разрешалось купаться в открытых водоемах.

В христианской традиции в этот день отмечается день святой Агриппины, которая проживала в Древнем Риме. С раннего детства девочка решила посвятить свою жизнь вере и служению Спасителю. Но ее рвение было замечено язычниками, которые жестоко пытали девушку, заставляли отречься от веры. Агриппина приняла мученическую смерть. Верующие со всего света молятся святой для укрепления в вере, а паломники посещают место ее захоронения, чтобы исцелиться.


Этот день для наших предков был полон домашних хлопот и забот. Традиционно в этот день собирали целебные травы и коренья. Считалось, что собранные в этот день травы будут обладать особой исцеляющей силой. Часть из них используют для чая, в качестве отваров для пара в банях и для создания свежих веников. Остальное же сырье бережно обрабатывали на заготавливали на зиму.

После сбора трав обязательно заготавливались веники для бани. Их используют не только для того, чтобы хорошенько помыться, но и для оздоровительного эффекта. Даже вода в этот день считалась исцеляющей, считалось, что она получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Люди в этот день купались в реках и озерах, парились в бане и обливались водой из колодцев.

Читайте также: Пищевая эволюция. Средневековая кухня. Кухня государей


В банях парились с новыми вениками, составленными из множества целебных трав. Вот только купания в бане 6 июля проходили без мужчин, ведь там женщины читали особые молитвы, заговоры и обереги на любовь. Для женщин это вообще был особенный день, они тщательно готовились к наступающей купальской ночи: плели венки, готовили гадания и читали заговоры.

К тому же именно женщины занимались заготовкой банных веников. Для этого после обеда девушки запрягали лошадей и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Ритуальные венки делали из разных деревьев и растений. В каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и множества трав.

Русский народный праздник отмечается 6 июля. День святой мученицы Агриппины, которую на Руси назвали Аграфеной. Жившая в Риме юная девушка отказалась от брака, от привычной жизни девушек своего круга ради того, чтобы посвятить себя Богу.

В годы гонений на христиан Агриппина оказалась пред судом язычником, которые за упорство в вере бросили ее в заточение и подвергали пыткам. Согласно легенде, Ангел Божий посетил Агриппину, ее раны исцелились, но от продолжавшихся пыток она все-таки умерла. Женщины-христианки Аграфоника, Васса и Павла переправили останки Агриппины на Сицилию и спустя какое-то время у ее гробницы стали случаться многие чудеса.

Народное прозвание святой пошло от того, что с вечера этого дня наступало время купаний. На Русь с ночи приходил праздник великий - Иван Купала. Все три праздничных дня - Иван Купала, Аграфена Купальница и Петры-Павлы - естественным образом стали для народа единым праздником, сочетающим в себе традиции христианства и наследие язычества.

Он сопровождался множеством сложившихся обрядов, разнообразных гаданий и примет, сложено о нем немало легенд и сказок. Праздновали все. Непременно топили баньки, устраивали купания во всех водоемах.

А еще это были дни сбора трав, которые, как верили, набирались в ночь на Ивана Купалу магических сил, но особенно - папоротник. Ему было отведено для цветения только считанные мгновения той ночью, его охраняла нечистая сила, но тот, кто смог бы в одиночку добыть его, не знал бы бедности до скончания дней, видел невидимое, находил клады, был силен и здоров.

В этот день девицы наряжались и так красовались перед родными, чтобы одарили подарками - от пряников до лент и бус. Вечерком же шли к одной из подруг, чтобы приготовить толченого ячменя, для каши на завтрашний день, разумеется, не простой, но от которой женское здоровье станет крепче, а красота - краше.

Готовили в Аграфенин день «обетную кашу», которая была на самом деле не каша, но целый постный обед, на который скидывались все селяне и столы для него следовало выставить на улицу, не отпуская голодными ни путников, ни нищих.

Сеяли репу, сопровождая таким приговором: «Матушка-репка, уродись крепка, ни редка, ни густа - до великого поста». Этот овощ был одним из самых употребляемых продуктов в рационе простого народа, и о репе есть такая шутка: «Мимо девки да мимо репки просто так не пройдешь».

Народные поговорки и приметы:

Муравьи днем спрятались в муравейник - к непогоде.

До Аграфены старым людям нельзя ходить купаться.

Если на порог в эту ночь положить веточку крапивы - нечисть не сможет пробраться в дом.

В народном календаре 6 июля – Аграфена Купальница, Аграфена – лютые коренья, Ивановская Богородица. По приметам, репа, посаженная в этот день, вырастит крепкой и вкусной.

Православная церковь 6 июля вспоминает мученицу Агриппину, жившую в III веке. Она была истинной христианкой и приняла мученическую смерть за свою веру. Возле её мощей собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к её гробу, чудесным образом выздоравливали.

Ещё на этот день приходится празднование в честь Владимировской иконы Божией Матери. Празднование совершается в благодарность чудотворной иконе за спасение Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году.

6 июля: традиции и обычаи дня

В народе мученицу Агриппину прозвали Аграфеной Купальницей, потому что день её памяти предшествует празднику . 6 июля совершались многие купальские обряды, а ночь с Аграфены на Ивана считали волшебной (Купальская ночь). На эту ночь приходил пик праздничного разгула и веселья.

Этот праздник пришел к нам из дохристианской древности. Ему соответствуют:

  • у древних римлян – праздник Весты;
  • у греков – элевсинские мистерии;
  • в Персии и Индии – праздник огня.

Аграфена Купальница, Ивана Купалы и сливались в один большой праздник, наполненный огромным смыслом для земледельца, и поэтому включающий множество обрядов, приговоров, песен, всевозможных примет, гаданий, поверий и легенд. В эти праздничные дни особо не наблюдалось хозяйственной деятельности. Не было строгих запретов на какой-либо труд, но из-за праздника предусматривался отказ от повседневных занятий. Это не значит, что люди бездельничали, просто застольям и приветствиям предавался особый смысл.

Утром 6 июля умывались росой и приветствовали Аграфену Купальницу. К этому времени вырастало много крапивы, от того и получил этот день ещё одно название – «лютые коренья». На окна и на порог клали крапиву, чтобы в дом не пробралась нечистая сила, разгулявшаяся на Ивана Купалу. В этот день сеяли репу:

Сей репу на Аграфену – хороша репа будет.

На завтрак хозяйки готовили обетную кашу из толченого ячменя. Всей деревней в складчину покупали ячмень, варили в общем котле, а потом этой кашей угощали странников и нищих. Кроме каши, на Аграфену варили все яйца, которые были дома, веря, что после этого куры начнут лучше нестись.

Занимались сбором целебных трав, которые, по преданию, в это время обладают наибольшей лечебной силой. На имя каждого члена семья срывали купаленку (медвежье ушко) и втыкали в стены дома. Чей цветок быстрее завянет, тот будет болеть или умрет. Проводили обряд выкатывания ржи: выходили в поле и катались по колоскам, чтобы придать колосьям особую крепость, а земле плодородие.

В этот день заготавливали веники на весь год. Деревенская жизнь немыслима без веника. С его помощью поддерживалась в доме чистота. Веник, распаренный в жаркой бане, лечил и доставлял ни с чем несравнимое удовольствие. Он служил свадебным оберегом и охранял жилище от всего дурного (в его зеленых ветках любил отдыхать дедушка-домовой).

Заготовку веников считали делом важным и приятным. В поход за ними собирались большими компаниями. После обеда запрягали лошадей и на несколько часов отправлялись в лес.

Обычные веники вязали из веток березы, но всегда заготавливали и специальные (лечебные, свадебные, предназначенные для гаданий), которые составляли из разных пород лиственных деревьев, добавляя цветы и травянистые растения. Заготовка веников проходила под песни, шутки, прибаутки.

По свежим веникам гадали на Аграфену и на Ивана Купалу. Зачастую гадание состояло в том, что девушки, став спиной к бане, старались через её крышу перекинуть веник, и по тому, куда указывала его рукоятка, определяли, в какой стороне живет суженый. Веники подбрасывали через голову и кидали с крыши бани. Если веник упадет вершиной к кладбищу, то гадающий человек скоро умрет. Ещё веники бросали в воду и наблюдали:

  • если веник утонул, то жди беды;
  • если хорошо держится на воде, то ничего дурного в ближайшее время с человеком не произойдет;
  • чем быстрее веник плывет по реке, тем скорее девушка, которая гадает, выйдет замуж.

На Руси с этой даты открывался купальный сезон. До этого же дня наши предки без нужды старались даже в баню не ходить. По обычаю, искупаться в воде должны были все – от младенцев до древних старцев, если не в водоеме, то в бане.

На Купальницу в бане парились различными растениями и кореньями, чтобы восстановить и укрепить силы и здоровье. Особое внимание обращали на старых и больных, которых приносили в баню, парили и натирали разными целебными травами. Пол в банях застилали свежей травой. Девушки парились свежими вениками из трав, пели песни.

Вечером крестьяне разводили костры, в которых жгли крапиву и шиповник, чтобы обезопасить себя от несчастий и бед. Шиповник на Руси символизировал здоровье, удачу и изобилие. Его считали отличным оберегом от всего дурного.

6 июля: приметы и поверья

  1. Если идет дождь, то через пять дней будет солнечно.
  2. Если не слышно в этот день пения соловья, то скоро поспеет ячмень.
  3. После дождя радуга долго держится – к сырой погоде.
  4. Вечером на ясном небе зарница сверкает – к осадкам.
  5. Муравьи днем в муравейник спрятались – к непогоде.
  6. Сон с 5 на 6 июля вещий, но разгадать его будет непросто. Сновидение, увиденное днем 6 июля, исполнится, но все будет наоборот, не так как во сне.

Люди, родившиеся 6 июля, владеют секретами трав. В качестве талисмана им следует носить топаз.

Видео: Аграфена Купальница

(23 июня по старому стилю). Аграфеной праздник назван в честь христианской мученицы Агриппины Римской, чью память поминает церковь в данный день.

Агриппина проживала в 3 веке в Риме, исповедовала христианство и выбрала путь целомудрия и безбрачия. В годы гонения на христиан девушку заставили отречься от Христа, однако та твердо верила в Бога и отказалась от идолопоклонства. За это ее мучительно пытали и били, после чего она отдала душу Господу. Тело мученицы похоронили, а впоследствии от него исходили чудодейственные свойства.

На Руси Агриппину прозвали Аграфеной, Купальницей ее нарекли за традицию. Жители отправлялись купаться на водоем, также водные процедуры проводили в бане, используя целебные травы. Как раз подходил день Ивана Купала , и жители верили, что в этот период все травы наделены особыми лечебными свойствами. Обычно для купания в бане использовали крапиву, мяту, чертополох, полынь, иван-да-марью, папоротник, лаванду, зверобой.

Также травами украшали жилье. Они истощали приятные ароматы и защищали от вторжения нечистых сил, активно разгулявшихся на Ивана Купалу. Травы раскладывали у порога и на подоконниках, чтобы злые духи не забрались в дом. Возле калитки и у входа в хлев втыкали ветки осины, дабы нечисть не пугала скот.

Утром в день Аграфены умывались росой для укрепления здоровья. Хозяйки отправлялись на сборы березовых веток, из них плели специальные веники. На Аграфену Купальницу изготавливали веники впрок до следующего лета. Иногда их готовили из веток разных деревьев и кустов: черемухи, липы, ольхи, рябины, калины, ивы. Сплетенные веники использовали для бань, для защиты отелившегося скота или для гадания.

В целом день являлся праздничным, потому жители устраивали народные гулянья. В складчину накрывали стол на всю деревню. Обязательным блюдом была обетная каша, ее варили из толченого ячменя и раздавали беднякам и путникам. В некоторых регионах молодежь устраивала обливание водой, затем шла купаться на речку. Вечером разжигали костры, прыгали через них, пели песни и водили хороводы.

Девушки наряжались в лучшие наряды и ходили по соседским домам, говоря хозяевам: «Умойте». Такая фраза означала просьбу дать девицам нарядные ленты, бусины или ткань. К ночи девушки устраивали гадания на судьбу.

Самые смелые жители отправлялись в полночь на поиск цветущего папоротника. По поверью, папоротник цвел лишь в ночь на Ивана Купалу. Житель, увидавший его цветение, впоследствии мог находить места, где зарыты ценные клады.

Если на Аграфену Купальницу примечали сверкание зарницы на закате, то на следующее утро ожидали грозу. Видя, как муравьи прячутся в домик и дыры закупоривают, жители готовились к скорому дождю. Замолкающий соловей сулил о наступившей поре для сбора ячменя.

16-го Червеня (июня) в лето 2018 в Храме Всебожья Славянского Кремля Виталия Сундакова, что расположен на Земле Подольской, близ с.Валищево, празднуем Аграфену-Купальницу.
Обряд правят Жрецы ССБ «Ярга» Велияръ и Светогор, Жрицы Ясна и Купава.
Уряд праздничный:
— Вход на территорию Кремля открыт с 12:00. Начало работы Ярмарки;
— Просветительская беседа в 13:00;
— Традиционный Обряд прославления Природных Сил с принесением Требы в 14:00.
Употребление спиртных напитков запрещено. Дети до 16 лет только в сопровождении взрослых.
Вход на территорию Кремля платный в виде взноса: взрослые — 500 руб., инвалиды — 400 руб., отроки от 7 до 14 лет — 200 руб., чада до 7 лет — даром.
Автостоянка неохраняемая.
Правопорядок обеспечивает Сводная Дружина ССБ «Ярга» и казаки подразделения «В.Е.П.Р.»
Этот праздник у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона. Все, что было связано с водой баней и купанием нашло отражение в этот день.
По всему северу России, и в особенности Вологодской губернии, крестьяне заготовляли в этот день банные веники на целый год. Для этого бабы и девки после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делали из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных сортов.
Это ритуальные веники: одним из них велись в этот день в бане, другими обряжали недавно отелившиеся коров, третьи, наконец, перебрасывали через головы или бросали на крыши бани с целью узнать будущее (если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив).
На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парились веником из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей.
На праздник давалась обетная каша, складчиной, для нищих. В Вологодской губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили столы с постными яствами. Нищих обиралось иногда человек до 300, и все они ели за счет деревни.
Как на Ивана Травника, в день Аграфены Купальницы отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных гестах клады. А знахари, ложась спать, читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу.
Очень оригинален также обычай, наблюдаемый в окрестностях города Кириллова. В день Аграфены Купальницы все девушки, взрослые и подростки, ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: “Умойте”. В переводе на обычный язык это знают - дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.