Логопед показывает картинки поочередно каждому ребенку и предлагает назвать ласково маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру.
Практическое употребление формы родительного падежа существительных с предлогом « у »
Дети отвечают на вопросы логопеда (логопед обращает внимание на четкую артикуляцию предлога
« у » и окончания существительных):
У кого бусы? (- У мамы.)
- У кого усы? (- У дедушки.)
- У кого кукла? (- У сестры.)
- У кого очки? (- У бабушки.)
- У кого газета? (- У папы.)
- У кого машинка? (- У брата.)
Игра «Помогаю маме»
Логопед произносит текст и предлагает детям имитировать действия, о которых в нем говорится:
Маму я свою любл ю, Я дрова ей наколю. Я всегда ей помогу:
Пол я чисто подмету.
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду я стрясаю.
Итог занятия
З а н я т и е 4
Задачи: обучение детей диалогу;
развитие фразовой речи;
упражнение в образовании предложно-падежной конструкции типа « у папы»; обучение элементарному пересказу; развитие слухового внимания, памяти.
Оборудование: мяч, сюжетные картинки к тексту «Олина кукла».
Ход занятия
Организационный момент
Упражнение детей в диалоге.
- Как тебя зовут? I -
Меня зовут...
Активизация бытовой лексики
Логопед предлагает детям вспомнить, как зовут их родителей, братьев, сестер.
Дидактическая игра « У кого?» (с мячом)
Логопед рассказывает детям, что у папы была большая машина, а у сына - маленькая игрушечная машинка; у мамы была большая коляска, а у дочки - маленькая колясочка.
У кого машина? (- У папы.)
У кого машинка? (- У сына.) И т.д.
Пересказ текста «Олина кукла» по двум сюжетным картинкам
«Бабушка и дедушка подарили Оле куклу. Оля катала куклу на санках».
Итог занятия
З а н я т и е 1
ТЕМА «ЧАЙНАЯ ПОСУДА»
Задачи: активизация предметного словаря;
упражнение детей в словообразовании;
|
Оборудование: игрушки (кот, чашка), картинка «Чайная посуда», предметные картинки с изображением посуды, мяч.
Организационный момент
Ход занятия
Логопед просит детей вспомнить, что они ели и пили утром в детском саду.
Дидактическая игра «Что можно пить из чашки?»
Логопед произносит стихотворный текст:
Было тихо и темно. Прыгнул кот в мое окно.
Логопед достает игрушечного кота.
И сказал: «Я так скучаю,
Не попить ли вместе чаю?»
Логопед предлагает коту «попить» из чашки чай, затем дети вместе с логопедом «дают» коту молоко, кефир, кофе, какао, сок, компот.
Рассматривание картинки «Чайная посуда»
На картинке, которую демонстрирует логопед, изображены: чайник, чашка, блюдце, ложка, сахарница.
Логопед спрашивает:
- Что ты узнал на картинке?
И называет те предметы, которые дети не назвали.
Дидактическая игра «Что я убрала?»
Перед детьми выставляются предметные картинки с изображением чайной посуды. Игра проводится аналогично игре «Что пропало?» (ответы даются в форме именительного падежа) (см. с. 17).
Дидактическая игра «Большое - маленькое» (с мячом).
Логопед, бросая мяч поочередно каждому из детей, называет «маленький» предмет (т.е. в уменьшительно-ласкательной форме), а ребенок, возвращая мячик, называет «большой» предмет.
чашечка - чашка; блюдечко - блюдце; ложечка - ложка; чайничек - чайник. Затем наоборот.
Знакомство с обобщающим понятием «посуда»
Дети отвечают на вопросы логопеда.
- Что мама моет на кухне после обеда? (- Посуду.)
- Как назовем все, что на картинке, одним словом? (- Посуда.)
Итог занятия
Задачи: упражнение в сличении предметов по цвету;
закрепление в речи названий основных цветов;
упражнение в образовании множественного числа существительных;
активизация словаря;
развитие памяти;
развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: плакат с изображением предметов основных цветов, дидактическая игра «Найди пару» (парные чашки и блюдца из картона), картинки «Один - много» (по теме), игрушечная чайная посуда, непрозрачный мешочек.
Ход занятия
Организационный момент
Перед детьми вывешивается плакат с изображением предметов основных цветов. Лого-вед дает инструкцию вызванному ребенку:
- Покажи все красное (желтое, зеленое, синее).
Дидактическая игра «Найди пару»
У детей на столах «блюдца» (из картона). У логопеда на столе выложены «чашки», парные «блюдцам». Дети поочередно выбирают «чашки», подходящие по цвету к своим «блюдцам».
Логопед спрашивает:
- Что ты будешь пить из своей чашки? I -
Что ты положишь на свое блюдце?
Светлана Балакшина
Методическая разработка игры «Ласковые слова »
«Чтобы научиться говорить, надо говорить»
(М. Р. Львов)
В старшем дошкольном возрасте у ребенка должен накапливается значительный запас слов . На практике наблюдая за детской речью, можно сказать, как беден, скуден словарный запас детей . Иногда ребенок, стараясь эмоционально выразить свою мысль, более точнее описать событие и своё отношение к нему, составить рассказ и т. д., сталкивается с трудностью подбора слов . Это говорит о недостаточном словарном багаже ребенка . Поэтому в своей общей системе речевой работы, большое значение уделяю работе по обогащению, закреплению и активизации словаря ребенка . Работая над словарным запасом ребенка , его не только пополняю и расширяю, но и раскрываю смысл (значение) слов , чтобы в дальнейшем предупредить об их неправильном употреблении. Что способствует развитию точности словоупотребления , совершенствованию речевого общения детей, определяя культуру речи.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. В своей работе по обогащению и активизации словаря детей , большое значение уделяю разнообразным словесным играм . Только в игровой занимательной форме с использованием разнообразных приемов, наглядности, когда присутствует дух «игрового настроения» , ребенок не замечает, как происходит процесс «открытия и познания» , где он является активным участником.
Поэтому организую игры, в увлекательной форме с большим количеством иллюстративного материала, который в дальнейшем пополняется и усложняется, с целью, чтобы интерес ребенка не угасал, а постоянно поддерживался. В своей работе, когда недостаточно дополнительного иллюстративного материала к словесным играм , создаю свою картотеку игровых наборов, используя иллюстрации в «старых» книгах, журналах. Предлагаю одну из них, может быть в работе кому-нибудь и пригодиться.
Игра «Ласковые слова »
Цель : учить образовывать «ласковые слова » (с уменьшительно-ласкательным суффиксом ) . Активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей . Способствовать формированию представлений о культуре речи.
Оборудование : конверт, предметные картинки с изображением различных предметов.
Правила игры :
Дети выбирают картинку по желанию, рассказывают, что на ней изображено. Предлагаю образовать «ласковое , нежное слово » .
Затем спрашиваю о том, когда, где и при каких обстоятельствах можно услышать данное слово или его сказать , то кому? Почему? И т. д.
После предлагаю составить предложения с данными словами , обращая внимание на разные варианты использования «ласковых слов » .
Карточки для игры.
А так же использую разные варианты игры. Например, повожу игру в виде соревнования, ребята делятся на пары по желанию, выбирают карточки и предлагаю им составить как можно больше предложений с использованием выбранных картинок. Дети учатся составлять предложения и расширяются представления точности словоупотребления , учатся согласовывать слова . Усложняя игру, например, при составлении предложений можем использовать не 2, а 3 выбранные картинки. А после и 4, и т. д.
Так же играем в словесный «футбол» . Ребенок выбирает картинку, называет, что на ней изображено, затем передает следующему, который подбирает подходящее слово к названному , после передает другому ребенку и т. д.
Игра «Прятки»
По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая - по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, у короткого корня и т.д.»)
Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, под, из-за, Между, на.
Итог занятия
Дети составляют букеты из осенних листьев.
Материал для закрепления
I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают ли
ственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки,
почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между
лиственными и хвойными деревьями.
тельного и именительного падежей.
Например: лист - листья - листьев, береза - ... , дерево - ..., тополь - ... , ветка - ... и т.д.
тельных.
Например: лист - листочек, береза - ... , ветка - ... , дуб - ..., дерево - ... и т.д.
3. Образование прилагательных от существительных.
Например:
лист с клена - кленовый лист, лист с осины - ... ,
лист с дуба - ... , лист с липы - ... , лист с рябины - ... и т.д.
4. Образование слов-антонимов.
Например: ствол высокий - низкий, корень длинный - короткий, ветка толстая - тонкая, дерево большое - маленькое и т.д.
Например: один лист, два листа, три... , четыре... , пять листьев.
Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.
Занятие 9. «Грибы»
Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.
Оборудование: демонстрационный материал - картинки по данной теме; раздаточный материал - предметные картинки в конвертах на каждого ребенка.
Ход занятия
Чтение стихотворения
«Чух-чух-чух»,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит, -
«Тороплюсь», - гудит:
Дидактическая игра «Сбор грибов»
Дети «приезжают» в лес.
Какое сейчас время года? (Осень.)
Лес какой? (Смешанный, хвойный, тихий, золотой и т.д.)
День какой? (Солнечный, пасмурный, дождливый, теплый, свет
лый и т.д.)
У детей в руках корзинки. Дети собирают грибы. В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и понятия «съедобные» и «несъедобные».
БЕЛЫЙ ГРИБ - шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке я.
Найти попробуйте меня.
ПОДБЕРЕЗОВИК - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
Подберезовик хорош.
На опавший лист похож.
ПОДОСИНОВИК - с красной шляпой, ножка высокая.
В красной шляпке, словно гном,
Я под осиной выбрал дом.
ЛИСИЧКИ - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Лисички рассыпались
Желтою стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой.
ОПЯТА - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Опята букетом
Стоят на пеньке.
Найдется им место
В твоем кузовке.
СЫРОЕЖКИ - шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.
В шляпках модных, симпатичных,
Яркий праздничный наряд...
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.
МУХОМОР - самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА - смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня - отравится.
3. Физкультминутка
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой, Мы его пройти могли - Хорошо, что тихо шли.
(А. Прокофьев)
4. Грамматический строй и словообразование
а) Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сколько грибов собрали?»
б) Закрепление правильного употребления предлогов. (Как на
зывается этот гриб? Где он растет? Под каким деревом? Срежем
откуда? Положим куда? и т.д.)
в) Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.
(В лесу растут большие грибы и маленькие. Большой мухомор и маленький мухоморчик и т.д.)
г) Подбор слов-антонимов:
У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика - тонкая. -
У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора - шерохо
ватая.
У лисички шляпка вогнутая, а у опят - выгнутая.
Гриб высокий, а рядом - низкий и т.д.
д) Согласование существительных множественного числа ро
дительного падежа. - Мы собрали много... ? (Подосиновиков, опят,
сыроежек и т.д.)
Составление описательных рассказов
Что это? Где растет? Под каким деревом? Строение. Цвет, форма. Величина. В каком виде употребляем?
Итог занятия
Материал для закрепления
I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка,
шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подо
брать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа роди
тельного падежа.
Например: лисичка - лисички - лисичек и т.д.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи
тельных.
Например: гриб - грибочек и т.д.
3. Дидактическая игра «Чей?»
Согласование притяжательных местоимений с существительными.
4. Подбор слов-антонимов.
Например: большой гриб - маленький гриб, высокая ножка - ..., толстая ножка - ... и т.д.
5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».
6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, ря
дом.
Придумать предложения с предлогами по данной теме.
Занятие 10. «Перелетные птицы»
Цели: познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ.
Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; раздаточный материал - карточки с изображением птиц.
Ход занятия
Организационный момент
Какое сейчас время года? (Осень.)
Назовите осенние меся
цы, признаки осени.
Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?
Как называются эти птицы? (Перелетные.)
Почему они так
называются? Назовите перелетных птиц.
Назовите перелетных водоплавающих. Почему они называ
ются «водоплавающие»?
Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь,
лапы, хвост, клюв.)
Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)
Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не пора
нили тело.)
Рассказ логопеда
Логопед по очереди выставляет картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану:
Как называется птица?
Какая птица по размеру?
- Какие перья?
Какой хвост идолов?
Чем питается?
ЛАСТОЧКА - по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.
СКВОРЕЦ - голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.
ГРАЧ - птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Питается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насекомых.
ЧИЖ - одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленовато-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв короткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насекомыми.
АИСТ - одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвета. Крылья с черными полосками. Клюв - длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.
ЛЕБЕДЬ - гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.
Физкультминутка
Птички прыгают, летают. Крошки птички собирают. Перышки почистили, Клювики почистили.
Птички летают, поют, машут руками,
Зернышки клюют. наклоняются.
Игра «Сосчитай»
Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два нижа, пять ласточек и т.д.)
5. Игра «Кто где живет» (по картинке)
Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ней (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).
Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образование сложных прилагательных (короткохвостая утка, остроклювый грач, краснолапый гусь, длиннолапая цапля, чернокрылый грач, тонкошеий аист и т.д.).
Составление предложений
Логопед предлагает детям составить предложения по картинке, используя следующие слова: слетела, подлетела, улетела, влетела, залетела, облетела и т.д.
7. Составление рассказа по плану
8. Итог занятия
Материал для закрепления
I. Уточнить названия перелетных птиц (грач, скворец, утка, лебедь, гусь, журавль, аист, цапля, чиж, соловей, зарянка, горихвостка).
Знать строение птиц, внешние признаки.
Закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие».
Составить рассказ о птице.
П. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа имени
Например: грач - грачи - грачей и т.д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель
ными суффиксами.
Например: чиж - чижик и т.д.
3. Образование сложных прилагательных.
Например:
короткий хвост - короткохвостая утка;
острый клюв - ... ,
черное крыло - ..., красные лапы - ..., тонкие лапы - ... , длинные лапы - ... и т.д.
4. Образование приставочных глаголов.
Например:
Птичка с веточки (что сделала?) слетела.
Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.
Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.
5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».
6. Подбор слов-антонимов.
Например: короткий хвост - длинный хвост, длинные лапы - ..., тонкая шея - ..., черное крыло - ... , острый клюв - и т.д.
7. Правильное употребление предлогов: в, на, с, из, под, из-под, из-
за, над.
Занятие 11. «Осень»
Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: демонстрационный материал - картинно-графический план.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед читает стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землею прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихот
ворении?
Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)
Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)
Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)
2. Работа по плану
Вывешивается картинно-графический план
Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, сол
нечных дней стало меньше.)
А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, Дождли
вое, облачное, серое, темное.)
Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, крас
неют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
Как называется явление в природе, когда с деревьев опада
ют листья? (Листопад.)
Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают,
падают, кружатся, летят, осыпаются.)
С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увя
дает.)
Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)
Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)
Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, ко
ряги, забираются под кору деревьев.)
Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укла
дываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют
шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)
Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая.
Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собира
ют урожай? (Делают запасы на зиму.)
Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда
падает снег.)
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, лис
топад.)
3. Физкультминутка
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на пальчиках,
руки в стороны,
Листья нам под ноги тихо ложатся приседают, И под ногами шуршат, шелестят, движения руками вправо-влево, Будто опять закружиться хотят. поднимаются, кружатся.
4. Составление рассказа по картинно-графическому плану
Чтение рассказа «Осень»
Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди - долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.
Итог занятия
Материал для закрепления
I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные призна
ки осени. Чем отличается осень от лета?
Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья, животные, птицы, люди.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Согласование прилагательных с существительными.
Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья,
2. Образование существительных множественного числа имени
тельного и родительного падежей.
Например: дерево - деревья - деревьев, лист - листья - листьев, трава - травы - трав и т.д.
3. Подобрать антонимы к словам:
тепло - холодно,
пасмурный день - солнечный день, длинный - короткий, сухой - мокрый и т.д.
4. Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-за,
из-под.
Занятие 12. «Домашние птицы»
Цели: уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; подобрать слова-действия и слова-признаки; образовывать притяжательные прилагательные, существительные множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных; работа над предложением; упражнять в составлении описательных рассказов; развивать внимание и память.
Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением домашних птиц; раздаточный материал - карточки с изображением домашних птиц.
Ход занятия
Организационный момент
Отгадайте загадки:
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко -
Ребятишек покормлю. (Курица.)
Звонко время отмечает, Утром солнышко встречает. Вот последний луч потух. «Спать пора!» - поет... (Петух.)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.)
Явился в желтой шубке:
Прощайте вы, скорлупки. (Цыпленок.)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)
Тело перьями покрыто. ,
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня... (Индюк.)
Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок.)
2. Работа с картинками
Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?
Как можно назвать их одним словом?
Как вы думаете, что есть только у птиц?
Какие это птицы? (Домашние.)
Почему?
Логопед выставляет картинки с изображением курицы.
Кто здесь изображен?
Назовите тех, кто изображен рядом.
Что есть у курицы? (Голова, шея, тумвише, хвост, крылья, лапы,
клюв...)
Где она живет?
Чем питается?
Какую пользу приносит?
3. Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»
Яйцо курицы - куриное яйцо,
пух курицы - ..., мясо курицы - ..., лапы курицы - ..., дом курицы - курятник.
Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста
Лексическая тема: «Растения и животные Красной книги Кубани»
Дидактическая игра « У кого кто?»
Цель: Образование существительных с суффиксами - ат, - ят.
У зубра - зубрята
У рыси - (рысята )
У выдры - (выдрята )
У серны - (козлята )
У дельфина - (дельфинята )
У леопарда - (котята )
Упражнение «Кого не стало?»
Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже .
Картинки с изображениями зубра, леопарда, выдры, серны, рыси.
Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, назвать их запомнить.
Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну
из картинок. Дети открывают глаза.
Воспитатель. Кого не стало? Дети. Не стало зубра (и т. д.)
Дидактическая игра «Чей, чья, чьё, чьи?»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
Хвост рыси - рысий хвост
Лапа леопарда - леопардова лапа
Рога серны - серны рога
Копыта зубра - зубриные копыта
Хвост дельфина - дельфиний хвост
Дидактическая игра «Большие и маленькие»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами - ок, - ят )
Зубр - зубренок, зубрята
Рысь - рысенок, рысята
Леопард - котенок, котята
Серна - козленок, козлята
Выдра - выдренок, выдрята
Дельфин - дельфиненок, дельфинята
Дидактическая игра. «Какое слово самое короткое?»
Рысь , леопард, выдра, серна.
Зубр , дельфин, черепаха, жаба.
Д. и. «Что не так?»
Цель: Закрепить знания особенностей животных
Дельфин дает шерсть.
Зубр рычит на зверей.
Леопард громко топает копытами.
Серна сидит на дереве.
Выдра ест траву.
Рысь ласковая, пушистая.
Д. и. «Четвертый лишний»
Цель: Развивать слуховое внимание, память, мышление.
Леопард, рысь, выдра, зубр
Собака, коза, овца, серна
Зубр, рысь, серна, лось
Лесной кот, рысь, кошка, леопард
Дельфин , серна, зубр, леопард
Д. и. «Продолжи предложение»
Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч, называя птицу, а ребенок возвращает мяч, называя птицу ласково.
Воробей- воробушек, галка-…, синица-….
Игра «Исправь ошибки».
Цель: Согласование прилагательного с существительным.
Воспитатель предлагает детям исправить «ошибки», которые допустил педагог. Воспитатель читает словосочетания, а дети группой коллективно исправляют ошибки.
Черный галка - черная галка. Белый сова - …, Серое голубь - … , Снегирь клевала хлеб-… Сорока сидел на заборе.-……….
Дидактические игры о растениях
Игра «Один-много»
Цель : Образование мн. ч. существительных.
Дуб - дубы
Берёза - (березы )
Каштан - (каштаны )
Ель - (ели)
Клён - (клёны )
Сосна - (сосны )
Липа - (липы )
Осина - (осины )
Игра «Назови-ласково»
Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Дуб - дубочек
Берёза - (березка )
Липа - (липка )
Осина - (осинка)
Тополь - (тополёк )
Рябина - (рябинка)
Упражнение «Сосчитай»
Цель: Развитие слухового внимания
и элементарных математических представлений
На ромашке - две букашки,
А на лютике - жучок,
В колокольчике - кузнечик,
На гвоздике - паучок,
А на маке - никого.
Сколько было их всего?
Побыстрее расскажи.
Как задачу нам решить.
Н. Нищева
Дидактическая игра « Какой цветок?»
Цель: Развивать умение подбирать прилагательные, обогащать словарный запас.
Описать предложенный цветок.
Дидактическая игра « Считай и называй»
Цель: Активизация словаря, закрепление навыков счета
Дидактическая игра «Сосчитай до пяти»
Цель: С огласование числительных с существительными
Один синий василек, два синих василька, …..
Один нежный подснежник, два нежных подснежника, …
Один полевой мак, два полевых мака,.....
Один душистый ландыш, два душистых ландыша, …
Один редкий колокольчик, два редких колокольчика, …
Один маленький цикламен, два маленьких цикламена, …
Дидактическая игра «Какое слово самое короткое?»
Цель: Совершенствование слоговой структуры слова.
Мак, ландыш, василек, лотос.
Колокольчик, цикламен, подснежник, ландыш.
Пион, василек, цикламен, касатик.
Подснежник, тюльпан, василек, колокольчик.
Д. и. « Что не так?
Цель: Развитие слухового внимания, мышления, диалогической речи.
Мак расцветает под снегом.
У тюльпана много бутонов на одной ножке.
У василька красные гладкие лепестки.
Цикламен растет на лугу.
У ландыша маленькие резные листочки.
Лотос растет в густом лесу.
Д. и. «Какое слово отличается от других?»
Большой бутон - маленький бутон
Высокий стебель - …
Широкий лист - ..
Яркий цветок -...
Гладкий лист -..
Д. и. « Чем отличаются друг от друга?»
Цель: Совершенствование связной речи (составить сравнительный рассказ)
Подснежник -низкое растение, а василек высокое растение
У ландыша широкие листья, а у тюльпана узкие листья.
У василька резные лепестки, а у лотоса гладкие лепестки
Д. и. «Назови ласково»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи(словообразование)
Синий василек - синенький василечек,
Красный пион - ..
Белый подснежник - ..
Желтый тюльпан -..
Сиреневый цикламен -..
Д. и. «Узнай по описанию»
Цель: Развитие речевого слуха, мышления
Взрослый загадывает описательную загадку, а ребенок угадывает
Например: Этот цветок растет на лугу, имеет сочный стебель, на котором имеется один бутон, длинные узкие листья. (Тюльпан)
Д. и. «Что лишнее?»
Цель: Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи
Пион, роза, колокольчик, мак.
Мимоза, василек, тюльпан, мак.
Подснежник, ромашка, ландыш, цикламен .
Мак, пион, лотос , василек.