Дидактическая игра скажи ласково старшая группа. Игры и игровые упраждения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра «Почему так называется»

15.10.2019

Логопед показывает картинки поочередно каждому ребенку и предлагает назвать ласково маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру.

Практическое употребление формы родительного падежа существительных с предлогом « у »

Дети отвечают на вопросы логопеда (логопед обращает внимание на четкую артикуляцию предлога

« у » и окончания существительных):

У кого бусы? (- У мамы.)

- У кого усы? (- У дедушки.)

- У кого кукла? (- У сестры.)

- У кого очки? (- У бабушки.)

- У кого газета? (- У папы.)

- У кого машинка? (- У брата.)

Игра «Помогаю маме»

Логопед произносит текст и предлагает детям имитировать действия, о которых в нем говорится:

Маму я свою любл ю, Я дрова ей наколю. Я всегда ей помогу:

Пол я чисто подмету.

Я стираю, полоскаю,

С ручек воду я стрясаю.

Итог занятия


З а н я т и е 4

Задачи: обучение детей диалогу;

развитие фразовой речи;

упражнение в образовании предложно-падежной конструкции типа « у папы»; обучение элементарному пересказу; развитие слухового внимания, памяти.

Оборудование: мяч, сюжетные картинки к тексту «Олина кукла».

Ход занятия

Организационный момент

Упражнение детей в диалоге.

- Как тебя зовут? I -

Меня зовут...

Активизация бытовой лексики

Логопед предлагает детям вспомнить, как зовут их родителей, братьев, сестер.

Дидактическая игра « У кого?» (с мячом)

Логопед рассказывает детям, что у папы была большая машина, а у сына - маленькая игрушечная машинка; у мамы была большая коляска, а у дочки - маленькая колясочка.

У кого машина? (- У папы.)

У кого машинка? (- У сына.) И т.д.

Пересказ текста «Олина кукла» по двум сюжетным картинкам

«Бабушка и дедушка подарили Оле куклу. Оля катала куклу на санках».

Итог занятия


З а н я т и е 1


ТЕМА «ЧАЙНАЯ ПОСУДА»


Задачи: активизация предметного словаря;

упражнение детей в словообразовании;

развитие зрительной памяти, слухового внимания.

Оборудование: игрушки (кот, чашка), картинка «Чайная посуда», предметные картинки с изображением посуды, мяч.


Организационный момент


Ход занятия


Логопед просит детей вспомнить, что они ели и пили утром в детском саду.

Дидактическая игра «Что можно пить из чашки?»

Логопед произносит стихотворный текст:

Было тихо и темно. Прыгнул кот в мое окно.

Логопед достает игрушечного кота.

И сказал: «Я так скучаю,

Не попить ли вместе чаю?»

Логопед предлагает коту «попить» из чашки чай, затем дети вместе с логопедом «дают» коту молоко, кефир, кофе, какао, сок, компот.

Рассматривание картинки «Чайная посуда»

На картинке, которую демонстрирует логопед, изображены: чайник, чашка, блюдце, ложка, сахарница.

Логопед спрашивает:

- Что ты узнал на картинке?

И называет те предметы, которые дети не назвали.

Дидактическая игра «Что я убрала?»

Перед детьми выставляются предметные картинки с изображением чайной посуды. Игра проводится аналогично игре «Что пропало?» (ответы даются в форме именительного падежа) (см. с. 17).

Дидактическая игра «Большое - маленькое» (с мячом).

Логопед, бросая мяч поочередно каждому из детей, называет «маленький» предмет (т.е. в уменьшительно-ласкательной форме), а ребенок, возвращая мячик, называет «большой» предмет.

чашечка - чашка; блюдечко - блюдце; ложечка - ложка; чайничек - чайник. Затем наоборот.

Знакомство с обобщающим понятием «посуда»

Дети отвечают на вопросы логопеда.

- Что мама моет на кухне после обеда? (- Посуду.)

- Как назовем все, что на картинке, одним словом? (- Посуда.)

Итог занятия


Задачи: упражнение в сличении предметов по цвету;

закрепление в речи названий основных цветов;

упражнение в образовании множественного числа существительных;

активизация словаря;

развитие памяти;

развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: плакат с изображением предметов основных цветов, дидактическая игра «Найди пару» (парные чашки и блюдца из картона), картинки «Один - много» (по теме), игрушечная чайная посуда, непрозрачный мешочек.

Ход занятия

Организационный момент

Перед детьми вывешивается плакат с изображением предметов основных цветов. Лого-вед дает инструкцию вызванному ребенку:

- Покажи все красное (желтое, зеленое, синее).

Дидактическая игра «Найди пару»

У детей на столах «блюдца» (из картона). У логопеда на столе выложены «чашки», парные «блюдцам». Дети поочередно выбирают «чашки», подходящие по цвету к своим «блюдцам».

Логопед спрашивает:

- Что ты будешь пить из своей чашки? I -

Что ты положишь на свое блюдце?

Светлана Балакшина

Методическая разработка игры «Ласковые слова »

«Чтобы научиться говорить, надо говорить»

(М. Р. Львов)

В старшем дошкольном возрасте у ребенка должен накапливается значительный запас слов . На практике наблюдая за детской речью, можно сказать, как беден, скуден словарный запас детей . Иногда ребенок, стараясь эмоционально выразить свою мысль, более точнее описать событие и своё отношение к нему, составить рассказ и т. д., сталкивается с трудностью подбора слов . Это говорит о недостаточном словарном багаже ребенка . Поэтому в своей общей системе речевой работы, большое значение уделяю работе по обогащению, закреплению и активизации словаря ребенка . Работая над словарным запасом ребенка , его не только пополняю и расширяю, но и раскрываю смысл (значение) слов , чтобы в дальнейшем предупредить об их неправильном употреблении. Что способствует развитию точности словоупотребления , совершенствованию речевого общения детей, определяя культуру речи.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. В своей работе по обогащению и активизации словаря детей , большое значение уделяю разнообразным словесным играм . Только в игровой занимательной форме с использованием разнообразных приемов, наглядности, когда присутствует дух «игрового настроения» , ребенок не замечает, как происходит процесс «открытия и познания» , где он является активным участником.

Поэтому организую игры, в увлекательной форме с большим количеством иллюстративного материала, который в дальнейшем пополняется и усложняется, с целью, чтобы интерес ребенка не угасал, а постоянно поддерживался. В своей работе, когда недостаточно дополнительного иллюстративного материала к словесным играм , создаю свою картотеку игровых наборов, используя иллюстрации в «старых» книгах, журналах. Предлагаю одну из них, может быть в работе кому-нибудь и пригодиться.

Игра «Ласковые слова »

Цель : учить образовывать «ласковые слова » (с уменьшительно-ласкательным суффиксом ) . Активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей . Способствовать формированию представлений о культуре речи.

Оборудование : конверт, предметные картинки с изображением различных предметов.

Правила игры :

Дети выбирают картинку по желанию, рассказывают, что на ней изображено. Предлагаю образовать «ласковое , нежное слово » .

Затем спрашиваю о том, когда, где и при каких обстоятельствах можно услышать данное слово или его сказать , то кому? Почему? И т. д.

После предлагаю составить предложения с данными словами , обращая внимание на разные варианты использования «ласковых слов » .


Карточки для игры.


А так же использую разные варианты игры. Например, повожу игру в виде соревнования, ребята делятся на пары по желанию, выбирают карточки и предлагаю им составить как можно больше предложений с использованием выбранных картинок. Дети учатся составлять предложения и расширяются представления точности словоупотребления , учатся согласовывать слова . Усложняя игру, например, при составлении предложений можем использовать не 2, а 3 выбранные картинки. А после и 4, и т. д.

Так же играем в словесный «футбол» . Ребенок выбирает картинку, называет, что на ней изображено, затем передает следующему, который подбирает подходящее слово к названному , после передает другому ребенку и т. д.

Игра «Прятки»

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, дру­гая - по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, у короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, ря­дом, под, из-за, Между, на.

Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.


Материал для закрепления

I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают ли­
ственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки,
почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между
лиственными и хвойными деревьями.


тельного и именительного падежей.

Например: лист - листья - листьев, береза - ... , дерево - ..., тополь - ... , ветка - ... и т.д.


тельных.

Например: лист - листочек, береза - ... , ветка - ... , дуб - ..., дерево - ... и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.
Например: лист с клена - кленовый лист, лист с осины - ... ,

лист с дуба - ... , лист с липы - ... , лист с рябины - ... и т.д.

4. Образование слов-антонимов.

Например: ствол высокий - низкий, корень длинный - ко­роткий, ветка толстая - тонкая, дерево большое - маленькое и т.д.


Например: один лист, два листа, три... , четыре... , пять лис­тьев.

Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.

Занятие 9. «Грибы»

Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедоб­ные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить состав­лять описательные рассказы; согласовывать числительные с суще­ствительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки по дан­ной теме; раздаточный материал - предметные картинки в кон­вертах на каждого ребенка.

Ход занятия

Чтение стихотворения


«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, -

«Тороплюсь», - гудит:

Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети «приезжают» в лес.

Какое сейчас время года? (Осень.)

Лес какой? (Смешанный, хвойный, тихий, золотой и т.д.)

День какой? (Солнечный, пасмурный, дождливый, теплый, свет­
лый и т.д.)

У детей в руках корзинки. Дети собирают грибы. В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и по­нятия «съедобные» и «несъедобные».

БЕЛЫЙ ГРИБ - шляпка коричневая, круглая, ножка тол­стая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК - с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ - шляпки могут быть красного, желтого, зеле­ного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд...

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.


МУХОМОР - самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в бе­лую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА - смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня - отравится.

3. Физкультминутка
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой

В мох укрылся с головой, Мы его пройти могли - Хорошо, что тихо шли.

(А. Прокофьев)

4. Грамматический строй и словообразование

а) Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сколько грибов собрали?»

б) Закрепление правильного употребления предлогов. (Как на­
зывается этот гриб? Где он растет? Под каким деревом? Срежем
откуда? Положим куда? и т.д.)

в) Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

(В лесу растут большие грибы и маленькие. Большой мухомор и маленький мухоморчик и т.д.)

г) Подбор слов-антонимов:

У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика - тонкая. -

У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора - шерохо­
ватая.

У лисички шляпка вогнутая, а у опят - выгнутая.

Гриб высокий, а рядом - низкий и т.д.

д) Согласование существительных множественного числа ро­
дительного падежа. - Мы собрали много... ? (Подосиновиков, опят,
сыроежек и т.д.)

Составление описательных рассказов

Что это? Где растет? Под каким деревом? Строение. Цвет, форма. Величина. В каком виде употребляем?

Итог занятия


Материал для закрепления

I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка,
шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подо­
брать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа роди­
тельного падежа.

Например: лисичка - лисички - лисичек и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­
тельных.

Например: гриб - грибочек и т.д.

3. Дидактическая игра «Чей?»

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой гриб - маленький гриб, высокая ножка - ..., толстая ножка - ... и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, ря­
дом.

Придумать предложения с предлогами по данной теме.

Занятие 10. «Перелетные птицы»

Цели: познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строе­ние птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приста­вочные глаголы; согласовывать числительные с существительны­ми; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изо­бражением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; раздаточный материал - кар­точки с изображением птиц.

Ход занятия

Организационный момент

Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние меся­
цы, признаки осени.

Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?

Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так
называются? Назовите перелетных птиц.

Назовите перелетных водоплавающих. Почему они называ­
ются «водоплавающие»?


Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь,
лапы, хвост, клюв.)

Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)

Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не пора­
нили тело.)

Рассказ логопеда

Логопед по очереди выставляет картинки с изображением пере­летных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану:

Как называется птица?

Какая птица по размеру?
- Какие перья?

Какой хвост идолов?

Чем питается?

ЛАСТОЧКА - по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У лас­точки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

СКВОРЕЦ - голова, шея, крылья, хвост черные с фиолето­вым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

ГРАЧ - птица крупных размеров, с большими сильными но­гами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Пи­тается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насе­комых.

ЧИЖ - одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленова­то-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв ко­роткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насеко­мыми.

АИСТ - одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цве­та. Крылья с черными полосками. Клюв - длинный, острый, креп­кий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост корот­кий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, ры­бой, насекомыми и растительной пищей.

ЛЕБЕДЬ - гордая, грациозная, красивая птица средних раз­меров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длин­ная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается ры­бой, водорослями и мелкими рачками.

Физкультминутка

Птички прыгают, летают. Крошки птички собирают. Перышки почистили, Клювики почистили.

Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. наклоняются.

Игра «Сосчитай»

Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два нижа, пять ласточек и т.д.)

5. Игра «Кто где живет» (по картинке)

Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ней (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).

Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образование сложных прилагательных (короткохвостая утка, остроклювый грач, краснолапый гусь, длиннолапая цапля, чернокрылый грач, тонкошеий аист и т.д.).

Составление предложений

Логопед предлагает детям составить предложения по картинке, используя следующие слова: слетела, подлетела, улетела, влетела, залетела, облетела и т.д.

7. Составление рассказа по плану

8. Итог занятия
Материал для закрепления

I. Уточнить названия перелетных птиц (грач, скворец, утка, ле­бедь, гусь, журавль, аист, цапля, чиж, соловей, зарянка, гори­хвостка).

Знать строение птиц, внешние признаки.

Закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие».

Составить рассказ о птице.

П. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­

Например: грач - грачи - грачей и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ными суффиксами.

Например: чиж - чижик и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.
Например: короткий хвост - короткохвостая утка;
острый клюв - ... ,

черное крыло - ..., красные лапы - ..., тонкие лапы - ... , длинные лапы - ... и т.д.

4. Образование приставочных глаголов.
Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела.
Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.


Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

6. Подбор слов-антонимов.

Например: короткий хвост - длинный хвост, длинные лапы - ..., тонкая шея - ..., черное крыло - ... , острый клюв - и т.д.

7. Правильное употребление предлогов: в, на, с, из, под, из-под, из-
за, над.

Занятие 11. «Осень»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревь­ях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди со­бирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении рас­сказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал - картинно-графи­ческий план.

Ход занятия

1. Организационный момент
Логопед читает стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землею прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.

Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихот­
ворении?

Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

2. Работа по плану

Вывешивается картинно-графический план


Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, сол­
нечных дней стало меньше.)

А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, Дождли­
вое, облачное, серое, темное.)

Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, крас­
неют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

Как называется явление в природе, когда с деревьев опада­
ют листья? (Листопад.)

Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают,
падают, кружатся, летят, осыпаются.)

С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увя­
дает.)

Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)

Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)

Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, ко­
ряги, забираются под кору деревьев.)

Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укла­
дываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют
шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)

Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая.
Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собира­
ют урожай? (Делают запасы на зиму.)

Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда
падает снег.)

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, лис­
топад.)

3. Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на пальчиках,

руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся приседают, И под ногами шуршат, шелестят, движения руками вправо-влево, Будто опять закружиться хотят. поднимаются, кружатся.

4. Составление рассказа по картинно-графическому плану

Чтение рассказа «Осень»

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пас­мурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди - долгие, моросящие. Листья на деревь­ях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток де­ревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Тра­ва вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Итог занятия


Материал для закрепления

I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные призна­
ки осени. Чем отличается осень от лета?

Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья, животные, птицы, люди.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Согласование прилагательных с существительными.
Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья,

2. Образование существительных множественного числа имени­
тельного и родительного падежей.

Например: дерево - деревья - деревьев, лист - листья - ли­стьев, трава - травы - трав и т.д.

3. Подобрать антонимы к словам:
тепло - холодно,

пасмурный день - солнечный день, длинный - короткий, сухой - мокрый и т.д.

4. Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-за,
из-под.

Занятие 12. «Домашние птицы»

Цели: уточнить названия домашних птиц; знать внешние при­знаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; подобрать слова-действия и слова-признаки; образовы­вать притяжательные прилагательные, существительные множествен­ного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных; работа над предложением; упражнять в составлении описательных рассказов; развивать внимание и память.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изо­бражением домашних птиц; раздаточный материал - карточки с изображением домашних птиц.

Ход занятия

Организационный момент

Отгадайте загадки:

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко -

Ребятишек покормлю. (Курица.)

Звонко время отмечает, Утром солнышко встречает. Вот последний луч потух. «Спать пора!» - поет... (Петух.)


По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Явился в желтой шубке:

Прощайте вы, скорлупки. (Цыпленок.)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)

Тело перьями покрыто. ,

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня... (Индюк.)

Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок.)

2. Работа с картинками

Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

Как можно назвать их одним словом?

Как вы думаете, что есть только у птиц?

Какие это птицы? (Домашние.) Почему?
Логопед выставляет картинки с изображением курицы.

Кто здесь изображен?

Назовите тех, кто изображен рядом.

Что есть у курицы? (Голова, шея, тумвише, хвост, крылья, лапы,
клюв...)

Где она живет?

Чем питается?

Какую пользу приносит?

3. Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»
Яйцо курицы - куриное яйцо,

пух курицы - ..., мясо курицы - ..., лапы курицы - ..., дом курицы - курятник.

Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста

Лексическая тема: «Растения и животные Красной книги Кубани»

Дидактическая игра « У кого кто?»

Цель: Образование существительных с суффиксами - ат, - ят.

У зубра - зубрята

У рыси - (рысята )

У выдры - (выдрята )

У серны - (козлята )

У дельфина - (дельфинята )

У леопарда - (котята )

Упражнение «Кого не стало?»

Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже .

Картинки с изображениями зубра, леопарда, выдры, серны, рыси.

Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, назвать их запомнить.

Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну

из картинок. Дети открывают глаза.

Воспитатель. Кого не стало? Дети. Не стало зубра (и т. д.)

Дидактическая игра «Чей, чья, чьё, чьи?»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

Хвост рыси - рысий хвост

Лапа леопарда - леопардова лапа

Рога серны - серны рога

Копыта зубра - зубриные копыта

Хвост дельфина - дельфиний хвост

Дидактическая игра «Большие и маленькие»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами - ок, - ят )

Зубр - зубренок, зубрята

Рысь - рысенок, рысята

Леопард - котенок, котята

Серна - козленок, козлята

Выдра - выдренок, выдрята

Дельфин - дельфиненок, дельфинята

Дидактическая игра. «Какое слово самое короткое?»


Рысь , леопард, выдра, серна.

Зубр , дельфин, черепаха, жаба.

Д. и. «Что не так?»

Цель: Закрепить знания особенностей животных

Дельфин дает шерсть.

Зубр рычит на зверей.

Леопард громко топает копытами.

Серна сидит на дереве.

Выдра ест траву.

Рысь ласковая, пушистая.

Д. и. «Четвертый лишний»

Цель: Развивать слуховое внимание, память, мышление.

Леопард, рысь, выдра, зубр

Собака, коза, овца, серна

Зубр, рысь, серна, лось

Лесной кот, рысь, кошка, леопард

Дельфин , серна, зубр, леопард

Д. и. «Продолжи предложение»

Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч, называя птицу, а ребенок возвращает мяч, называя птицу ласково.

Воробей- воробушек, галка-…, синица-….

Игра «Исправь ошибки».

Цель: Согласование прилагательного с существительным.

Воспитатель предлагает детям исправить «ошибки», которые допустил педагог. Воспитатель читает словосочетания, а дети группой коллективно исправляют ошибки.

Черный галка - черная галка. Белый сова - …, Серое голубь - … , Снегирь клевала хлеб-… Сорока сидел на заборе.-……….

Дидактические игры о растениях

Игра «Один-много»

Цель : Образование мн. ч. существительных.

Дуб - дубы

Берёза - (березы )

Каштан - (каштаны )

Ель - (ели)

Клён - (клёны )

Сосна - (сосны )

Липа - (липы )

Осина - (осины )

Игра «Назови-ласково»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными

суффиксами.

Дуб - дубочек

Берёза - (березка )

Липа - (липка )

Осина - (осинка)

Тополь - (тополёк )

Рябина - (рябинка)

Упражнение «Сосчитай»

Цель: Развитие слухового внимания

и элементарных математических представлений

На ромашке - две букашки,

А на лютике - жучок,

В колокольчике - кузнечик,

На гвоздике - паучок,

А на маке - никого.

Сколько было их всего?

Побыстрее расскажи.

Как задачу нам решить.

Н. Нищева

Дидактическая игра « Какой цветок?»

Цель: Развивать умение подбирать прилагательные, обогащать словарный запас.

Описать предложенный цветок.


Дидактическая игра « Считай и называй»

Цель: Активизация словаря, закрепление навыков счета

Дидактическая игра «Сосчитай до пяти»

Цель: С огласование числительных с существительными

Один синий василек, два синих василька, …..

Один нежный подснежник, два нежных подснежника, …

Один полевой мак, два полевых мака,.....

Один душистый ландыш, два душистых ландыша, …

Один редкий колокольчик, два редких колокольчика, …

Один маленький цикламен, два маленьких цикламена, …

Дидактическая игра «Какое слово самое короткое?»

Цель: Совершенствование слоговой структуры слова.

Мак, ландыш, василек, лотос.

Колокольчик, цикламен, подснежник, ландыш.

Пион, василек, цикламен, касатик.

Подснежник, тюльпан, василек, колокольчик.

Д. и. « Что не так?

Цель: Развитие слухового внимания, мышления, диалогической речи.

Мак расцветает под снегом.

У тюльпана много бутонов на одной ножке.

У василька красные гладкие лепестки.

Цикламен растет на лугу.

У ландыша маленькие резные листочки.

Лотос растет в густом лесу.

Д. и. «Какое слово отличается от других?»

Большой бутон - маленький бутон

Высокий стебель - …

Широкий лист - ..

Яркий цветок -...

Гладкий лист -..

Д. и. « Чем отличаются друг от друга?»

Цель: Совершенствование связной речи (составить сравнительный рассказ)

Подснежник -низкое растение, а василек высокое растение

У ландыша широкие листья, а у тюльпана узкие листья.

У василька резные лепестки, а у лотоса гладкие лепестки

Д. и. «Назови ласково»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи(словообразование)

Синий василек - синенький василечек,

Красный пион - ..

Белый подснежник - ..

Желтый тюльпан -..

Сиреневый цикламен -..

Д. и. «Узнай по описанию»

Цель: Развитие речевого слуха, мышления

Взрослый загадывает описательную загадку, а ребенок угадывает

Например: Этот цветок растет на лугу, имеет сочный стебель, на котором имеется один бутон, длинные узкие листья. (Тюльпан)

Д. и. «Что лишнее?»

Цель: Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи

Пион, роза, колокольчик, мак.

Мимоза, василек, тюльпан, мак.

Подснежник, ромашка, ландыш, цикламен .

Мак, пион, лотос , василек.