Где находится соляной столб жены лота. Жена Лота-превращение в соляной столб

11.04.2019

Во время которого жена Лота стала соляным столбом, и соблазнение Лота его дочерями.

История Лота.

Лот, равно как и его отец Аран, родились и выросли в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат, что в нижней Месопотамии, примерно четыре тысячи лет назад. Отец Лота умер рано. Дед Лота, Фарра, взял всю семью и отправился

… из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там (Бытие, глава 11).

Во время странствований и Лот, и Авраам обзавелись значительным количеством скота. Обеим семьям не хватало пастбищ, что приводило к постоянным конфликтам между пастухами Лота и Авраама. Тогда Авраам предложил Лоту разойтись и поселиться в разных местах, чтобы не было между ними конфликтов.

Лот отправился жить на Иорданскую равнину, которая, в те времена была прекрасна и орошалась водой. Он поселился вблизи Содома. Авраам же стал жить на земле Ханаанской. Зеленая Иорданская равнина располагалась между пятью городами. Правители этих городов вели междоусобные войны. Во время одного из таких конфликтов Лот был взят в плен, а его имущество разграблено.

Когда Авраам узнал, что случилось с его племянником, он вооружил спасательный отряд из 318 рабов. Авраам напал на неприятеля ночью и спас Лота и все его имущество. Лот снова поселился в Содоме.

Вскоре Содом и Гоморра были разрушены гневом Господа. Как и почему это случилось, можно прочесть в статье . Единственным праведником Содома был Лот, а потому Господь дал ему время уйти из города вместе со своей семьей – женой и двумя дочерями.

Жена Лота.

Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.

Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.

Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.

В , в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:

Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Вспоминайте жену Лотову.

Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.

Город Сигор, где жил Лот.

Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор - единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.

Лот и его дочери.

История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.

У старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»). У младшей также родился сын Бен-Ами (в переводе «сын моего народа»). Моав стал прародителем моавитян, а Бен-Ами – аммонитян.

История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами , так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.

Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.

Отражение истории в живописи.

История Лота и его дочерей легла в основу многих картин. Картины на данный сюжет, как правило, изображают Лота и его дочерей в горном убежище. Часто на фоне можно заметить маленькую фигурку жены Лота, и горящий город на отдалении.

Персонаж Лота в разных религиях.

В иудаизме .

Фигура Лота в иудаизме – спорна. Он считается праведником, праведность которого постоянно оспаривается. Считается, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Лот упоминается в торе,

В христианстве

В Новом Завете мы находим сочувственное отношение к Лоту. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей.

Исламский взгляд

Лут в Коране считается посланником Бога и пророком Бога. Его история практически созвучна с библейской. В Исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрахима (Авраама). Он мигрировал с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в городах Содом и Гоморра. Ему было велено Аллахом идти в землю Содома и Гоморры проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей. Проповеди Лута были проигнорированы, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Лут покинул город, его жена оглянулась назад и погибла.

Быт.19:4. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города , окружили дом

Слух о приходе к Лоту и остановке у него двух молодых красивых юношей (в образе которых обыкновенно являлись Ангелы, ; ср. и др.) успел распространиться по городу, и вот жители его, движимые отчасти праздным любопытством, а еще более преступными намерениями (), собираются с различных концов города, без различия возраста и положения, к дому Лота.

Быт.19:5. и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы позна́ем их.

Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы содомлян было вызывающим: оно угрожало как самому Лоту – нарушением его священного долга гостеприимства, так и еще больше его гостям – поруганием их чести. На характер последнего выразительно указывают стоящие здесь слова: "да познаем их» , имеющие в Библии весьма определенный, специфический смысл ( и др.), выражающий мысль о половом акте. Вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после техническое наименование «содомского греха». О широкой практике всех этих чудовищных преступлений между нечестивыми хананеями и особенно среди развратных содомлян свидетельствует целый ряд библейских мест (; ; ; и др.).

Поэтому вполне естественно, что гости Лота, отличавшиеся молодостью и красотой, могли с особенной силою возбудить похотливые желания содомлян.

Быт.19:6. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,

С опасностью для собственной жизни, Лот выходит к этой озверевшей толпе и сначала лаской, а затем даже и жертвой пытается отклонить ее от ее преступного намерения.

Быт.19:7. и сказал [им]: братья мои, не делайте зла;

Обращаясь к ним с таким братским приветствием, Лот думал пробудить в них лучшие чувства и подействовать на их благоразумие; но это было напрасно, так как, при господстве разнузданности низших инстинктов, все высшие и благородные чувства были уже мертвы у содомлян.

Быт.19:8. вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Видя безуспешность своего увещания, Лот решается на крайнее средство; ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних, хотя уже и обрученных (), дочерей. Блаженный Августин делает упрек Лоту за подобное предложение, но святой Иоанн Златоуст и большинство других толкователей видят в нем акт самопожертвования, или, по крайней мере, лучший выход из его крайне затруднительного положения; «из двух зол (поругание гостей, или лишение чести дочерей) он выбирает меньшее», как говорит святой Амвросий Медиоланский .

Быт.19:9. Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, чем с ними.

Образ жизни и поведения праведного, живущего в обществе закоренелых грешников, является немым, но тем не менее весьма красноречивым обличением последних. В подобном именно положении находился и Лот, живя среди содомлян и ежедневно мучаясь, глядя на их беззакония, как говорит Апостол Петр (). Видя в нем человека совершенно иного настроения, содомляне и без того питали к нему враждебные чувства (). Теперь же, когда Лот осмелился выступить к ним с увещанием и воспрепятствовать их гнусным намерениям, негодование содомлян на него возрастает настолько, что начинает грозить его жизни.

И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь.

Т.е. уже приступили к осуществлению своих угроз.

Быт.19:10. Тогда мужи те простерли руки свои, и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли;

В награду за великодушную защиту их чести, небесные гости Лота, спасают теперь его в критическую для него минуту; этим чудом они впервые обнаружили перед Лотом свою истинную природу.

Быт.19:11. а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

По мнению большинства экзегетов, наказание неистовых содомлян не было простой физической слепотой, или полным лишением их зрения, а состояло в слепоте ума и внешних чувств, т.е. в некотором беспорядке ощущений и воображения, препятствовавшем им различать и узнавать предметы, наподобие поражения аналогичной слепотой сирийских войск по молитвам пророка Елисея () или слепоты Савла () и волхва Елимы ().

Лот выводится Ангелами из Содома и спасается бегством в Сигор

Быт.19:12. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места,

В награду за оказанное Лотом высокое гостеприимство и в память ходатайства Авраама (; ср. ) Господь являет особенную милость дому Лота, обещая спасение всем его членам, кого бы только ни захватил Лот с собою.

Быт.19:13. ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

Вопли несчастных, поруганных и угнетенных содомлянами, не находившие себе справедливого суда здесь на земле, дошли до небес и там нашли себе всеправедного Судью и должного Воздаятеля (). И так как жители Содома доказали свою полную нераскаянность, так что продолжение их жизни лишь увеличивало бы степень их виновности, то правосудный и решается прекратить такое их существование наподобие того, как Он некогда поступил и со всем допотопным человечеством ().

Быт.19:14. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Некоторое недоумение вызывает здесь то обстоятельство, что у Лота уже были зятья, тогда как выше было сказано, его две его дочери еще не знали мужей (). Оно обыкновенно решается так, что дочери Лота были уже помолвлены и находились, так сказать, накануне самого брака, так что Лот в этом смысле мог заранее назвать их женихов своими зятьями. Очевидно, что и эти нареченные зятья Лота были истинными содомлянами не только по плоти, но и по духу, так как с недоверием и смехом отнеслись к предложению Лота ().

Быт.19:15–16. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.

И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

«Кажется, недоверчивая улыбка зятьев несколько подействовала на слабого характером Лота, и он сам стал колебаться оставлять город, жалея, вероятно, имущество и не вполне уверенный в предсказании Ангелов. Поэтому Ангелы «по милости Господней» выводят его силой» (Властов). Обращает на себя внимание также и то, что здесь впервые два мужа определенно названы Ангелами ().

Быт.19:17. Когда же вывели их вон, то один из них сказал:

На основании всего последующего контекста () в этом одном Ангеле, властно ведущем от своего лица всю дальнейшую беседу с Лотом, большинство комментаторов справедливо усматривает того самого «Ангела Иеговы», Который выступал главным действующим лицом и в предшествующей главе (18).

спасай душу свою;

«Душа» здесь взята, как синоним «жизни», в качестве основной ее сущности.

не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

Ближайший смысл такого запрещения состоял в том, чтобы ускорить бегство Лота, так как всякое промедление и остановка могли грозить для него гибелью, а дальнейший, нравственный – заключался в том, что такой прощальный взор на покинутый Лотом город свидетельствовал бы об его сочувствии и сожалении этого города, что, при виде разразившейся над ним небесной кары, было бы равносильно косвенному порицанию самого Бога за жестокость Его суда. Наконец, всякое обращение назад неодобрительно еще и потому, что оно свидетельствует о недостатке у человека твердости характера и силы воли и о некоторой предосудительной нерешимости его идти по раз избранному пути (; и др.).

Быт.19:18–19. Но Лот сказал им: нет, Владыка!

вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигла меня беда и мне не умереть;

Местом спасения для Лота и его семейства были назначены горы – по всей вероятности, горы Моавитские, окружающие с востока долину Иордана. Но он и здесь обнаруживает недостаток мужества и слабость воли, искушая божественное милосердие своей малодушной просьбой.

Быт.19:20. вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя].

Охваченный малодушным отчаянием, Лот думает, что он не успеет достигнуть такого далекого пункта, как Моавитские горы, и молит Господа, чтобы Он позволил ему укрыться на полпути к ним, в одном маленьком городке, получившем в память этого события название Сигор (). Лот дважды выставляет на вид особую незначительность этого городка, с одной стороны, для того, чтобы тем легче преклонить Господа к своей просьбе, с другой и потому, чтобы показать, что в нем, как в маленьком городе, не было той ужасающей испорченности, которая царила в больших городах, и что в силу этого он скорее других может быть пощажен от разрушения.

Быт.19:22. поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.

Снисходя к просьбе, хотя и слабого волей, но чистого душой, Лота, Господь не только щадит ради него маленький город Сигор, но и отсрочивает наказание остальных городов до прихода Лота в Сигор. Имя этого города с еврейского, более точное – «Цоар», значит в дословном переводе: «малый, небольшой»; этим самым указывается и причина его переименования: именно настойчивое указание Лота на его незначительность (). Раньше же этот городок носил название «Белы» (). Большинство ученых географов Палестины полагает, что этот городок лежал в самом южном пункте Иорданской долины (; ), на час пути к юго-востоку от Мертвого моря, в той местности, которая теперь называется Ширбет es-Safia. Следы его существования имеются и от эпохи римского владычества Ζόαρα у Стеф. Визан., и от времени крестовых походов («Согар» или «Цогар», по имени которого и само Мертвое море называется еще «морем Цогар»).

Гибель Содома и Гоморры

Быт.19:24–25. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,

и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.

Здесь, прежде всего, останавливает на себе внимание некоторая неестественность выражения: «и пролил Господь... от Господа» .

По объяснению отцов и учителей Церкви (Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст, Иустин Философ, Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания, сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну (; ; ). Аналогичный этому случай имеем мы во втором послании Ап. Павла к Тимофею, где Апостол молится о рабе Онисифора, чтобы «Господь сподобил его обрести милость от Господа в день он» ().

Что касается характера самой катастрофы, разразившейся над четырьмя городами Пентополя (Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом) (; ), то, основываясь на данных самого текста («дождем серу и огонь... с неба» ), а также принимая во внимание относящиеся к нему библейские параллели (; ; ), свидетельство Иосифа Флавия и изыскания новейших ученых, можно предполагать, что она была двоякого рода: началась она страшным вулканическим извержением, сопровождавшимся пожаром смоляных болот и источников, во множестве покрывавших собой долину Сиддим (); а окончилась затоплением всей этой долины из соседнего соленого озера, наступившим вследствие сильного понижения почвы, образовавшегося после вулканического извержения. Так нередко пользуется естественными действиями и явлениями для обнаружения Своей верховной воли.

Замечательно, что море, образовавшееся на месте некогда цветущей Иорданской долины Сиддим и обыкновенно известное у нас под именем «Мертвого», в Священном Писании нигде не носит такого эпитета, а называется или морем равнины (), или Соленым морем (; ); оба последних названия вполне оправдывают вышеприведенную догадку о характере небесной кары, совершившейся над нечестивыми городами.

Наконец, в пользу того же предположения говорят и научные изыскания новейших географов Палестины, по вычислениям которых разность в глубине северной (древней) и южной (впоследствии образовавшейся) части Соленого моря сильно бросается в глаза, так как достигает почти 800 футов, и невольно заставляет предполагать разновременное их происхождение. К этому же должно добавить, что на южном берегу моря время от времени находят выбрасываемые с морского дна большие асфальтовые глыбы, явно вулканического происхождения.

Жена Лотова обращается в соляной столб

Быт.19:26. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

Что наказание жены Лота за ослушание повеления Ангелов (), служившее выражением ее сочувствия к нечестивым, не аллегория, как думали некоторые, а действительный, исторический факт, об этом свидетельствует автор кн. Премудрости Соломона () и сам Господь наш ().

Предполагают, что в тот самый момент, когда жена Лота остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным, вулканическим вихрем, который не только мгновенно в том же самом положении умертвил ее, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; с течением времени эта окаменелая форма приняла на себя и целый ряд соляных отложений из образовавшегося здесь соляного моря и таким путем со временем превратилась в большую соляную глыбу, или соляной столб.

Иос. Флавий приводит предание, согласно которому на один из соляных столбов близ Мертвого моря указывали, как на остатки жены Лота (Иудейские Древн. 1, 11, 4), а современные арабы и доселе называют этим именем соляной столб, около 40 фут. вышины, к востоку от местечка «Усдум», созвучного с библейским «Содомом».

Быт.19:27–28. И вcтaл Авpaам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа,

и nocмотpeл к Coдoмy и Гoмoppe и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

Данным замечанием бытописателя все это повествование ставится в самую тесную связь с предыдущим ходатайством Авраама о спасении праведных в этих нечестивых городах (). Вместе с тем оно еще раз подтверждает наше предположение о страшном землетрясении и пожаре, жертвой которых пали обреченные на гибель города.

Быт.19:29. И было, когда истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

Слова эти многое объясняют как о настойчивости ходатайства Авраамова за спасение содомлян даже ради десяти праведников (цифра, к которой быть может приближалось количество членов Лотовой семьи), так и в особой благосклонности и милости Божией к Лоту, несмотря на его некоторое колебание и малодушие. Одновременно с этим данный факт является красноречивым свидетельством того, как «много может усиленная праведного» (

Происхождение моавитян и аммонитян

Быт.19:31–36. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;

итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.

И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала.

На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя.

И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.

И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего,

Заключительный раздел исследуемой главы содержит в себе печальную историю падения Лота. Лот, всю жизнь бывший живым обличением содомлян по чистоте своих нравов (), под конец своей жизни сам, до некоторой степени, уподобился им, вступив в преступную связь со своими дочерями. Подобные противоестественные связи редко практиковалась даже у язычников (), в законе же Моисеевом за них прямо назначалась смертная казнь (; ). Неудивительно, что многим экзегетам все это повествование кажется крайне соблазнительным и маловероятным. Но более вдумчивый анализ текста и принятие во внимание всех побочных обстоятельств значительно уясняют дело. Что касается личности самого Лота, то большую половину его вины, как и некогда вины Ноя (), снимает то обстоятельство, что преступное деяние совершено было им в состоянии опьянения и без всякого сознания его значения, как это ясно дважды подчеркивается библейским текстом (окончания 33 и 35 ст.).

Гораздо труднее, конечно, оправдать поведение дочерей Лота, со стороны которых ясно видно обдуманное намерение и коварный план. Но и здесь можно указать целый ряд смягчающих их вину обстоятельств: во-первых, поступком их, как ясно видно из текста, руководило не любострастие, а похвальное намерение восстановить угасающее семя отца (); во-вторых, прибегли к данному средству, как к единственному исходу в их положении, так как они, по свидетельству текста, были убеждены, что, кроме отца, у них нет больше никакого мужчины, от которого они могли бы получить потомство (). Такое ложное убеждение сложилось у них или потому, что они считали все остальное человечество погибшим, или, что более вероятно, потому, что никто не хотел иметь общения с ними, как выходцами из проклятых Богом городов. Наконец, объяснением, а следовательно, и некоторым извинением поступка дочерей Лота служат условия обстановки всей предшествующей их жизни в обществе развращенных содомлян и под непосредственным влиянием недалеко ушедшей от своих сограждан матери.

Быт.19:37–38. и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне.

И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне. ), но, как родственные по плоти избранному народу еврейскому, они в конце концов имеют получить прощение и спасение ().

Если вы однажды окажетесь в Иордании - поезжайте не по главной скоростной трассе №15, которая стрелой рассекает пустыню и гордо именуется "Королевским хайвеем", а попробуйте познать иорданские красоты и двигайтесь по менее быстрому, но гораздо более красивому шоссе №65. Эта дорога также соединяет север Иордании с её южной частью, но проходит по горным районам страны, а также позволяет насладиться красотами Мёртвого моря, вдоль которого она частично и пролегает.

Где-то на полпути, между городками Al"Mazraa и Madaba, любой иорданский водитель обязательно обратит ваше внимание на странный, похожий на торчащий палец или уродливый клык каменный столб, одиноко возвышающийся на крутой скале и расскажет, что на самом деле это не просто скала, а знаменитый соляной столп, в который согласно ветхозаветному библейскому сказанию, обратилась жена благочестивого Лота.

А расскажу-ка я вам сию интересную и поучительную историю.

Итак, всё началось с разговора пророка Авраама с Богом, который однажды изрёк праведнику: "Вопль содомский и гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, или нет."

Когда услышал эти слова прародитель иудеев Авраам, то пришёл в ужас - уж он-то точно знал, что содомляне прелюбодействуют, ходят во лжи и совершают множество других грехов. И ведь всего 400 лет минуло после великого потопа, истребившего греховный люд на земле! А ведь в Содоме жил и племянник Авраама, Лот, со своей семьёй - он ведь был благочестивым человеком. Так неужели же теперь вместе с грешниками должны погибнуть и праведники?

Тогда Господь сказал, что готов пощадить нечестивый город, если найдётся в нём хотя бы пятьдесят невинных и благочестивых людей. И тут начинается интересная история - Авраам, знавший (с одной стороны) крутой нрав Господа и (с другой), что столько непорочного народа в Содоме явно не удастся наскрести, стал активно торговаться с Богом - и в результате ему удалось сбить число праведников с 50 до всего 10 душ, после чего Богу эта торговля надоела и он просто вышел из спора.

Самое интересное, что Аврааму ничего за такой предерзостный спор с Самим не было - видно, действительно Господь любил его как великого праведника.

Чтобы проверить жалобу (то бишь вопль) на содомлян, Бог послал с инспекцией в город двух ангелов. Что же с ними там приключилось?

"И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли и сказал: "Государи мои! Зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши и встанете поутру и пойдёте в путь свой".

Следуя правилам благородного обхождения, ангелы долго отказывались, но в конце концов дали себя уговорить. Обрадованный хозяин приказал рабыням испечь хлебы и вдоволь накормить гостей. Только собрались они улечься на заботливо приготовленные ложа, как дом окружили множество городских жителей, "от молодого до старого", и громкими криками потребовали выдать им чужестранцев: "Где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам, мы познаем их ".

Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы было вызывающим: оно угрожало самому Лоту - нарушением его священного закона гостеприимства, а ещё больше его гостям - поруганием их чести, поскольку слова "мы познаем их" имеют в Библии весьма определённый, специфический смысл, связанный с половым актом. Проще говоря, к дому Лота сбежалось огромное количество агрессивных гомосексуалистов-содомитов. Какие уж там 10 праведников!

С опасностью для собственной жизни Лот вышел к этой озверевшей толпе и братскими увещеваниями попытался образумить их и отклонить от преступного намерения. Безуспешно. Тогда Лот решился на крайнее средство: ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних дочерей:

"Вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего".

Однако агрессивные содомиты не унимались, а даже наоборот - хотели схватить за грудки самого Лота и попытались выломать двери в дом. Тогда ангелы втащили мужественного хозяина дома внутрь, затворили крепко дверь, а нападавших поразили слепотой. Ангелы-посланцы поняли, что их миссия завершена, "сигнал наверх" вполне подтвердился, и необходимо принимать экстренные меры.

Ангелы велели Лоту как можно скорее собраться и со всей своей семьёй в ближайшую ночь покинуть город. Когда взошла заря, они начали торопить Лота, говоря: "Встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города". Однако Лот, по слабости своего характера, колебался и медлил, жалея оставлять свой дом и нажитое имущество - тогда ангелы, взяв их под локти, собственноручно вывели из города.

"Когда же вывели их вон, то один из них сказал: "Спасай душу свою, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть". И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих...

Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом."

Вот такая грозная ветхозаветная история.

Кстати, наказание жены Лота за ослушание - не аллегория, а скорее всего исторический факт. Исследователи полагают, что в тот самый момент, когда жена Лота (кстати, имя её - Ирит) остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным вулканическим вихрем, который не только мгновенно умертвил её, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; а с течением времени эта окаменелая форма покрылась соляными отложениями Мёртвого моря и превратилась таким образом в соляной столп...

Выжженные солнцем горы на юго-западном берегу Мертвого моря называются Содомскими, хотя происхождение названия до конца не ясно.

Совсем рядом с "женой Лота" от Мертвоморского шоссе ответвляется второстепенная горная дорога, ведущая через одноимённое живописное ущелье в заповедник Аль-Муджиб (Al Mujib Reserve).

Учёными уже обнаружено здесь 420 видов растений, 10 видов животных и 102 вида птиц, причём их исследования далеки от своего завершения. Именно здесь можно встретить пасущиеся на склонах ущелья стада чрезвычайно грациозных каменных козлов - ибексов.

А кому-то из особо внимательных путешественников, возможно, повезёт встретить здесь и местного хищника – одного из очень редких ныне представителей семейства кошачьих, каракала. Его чуткие уши с чёрными кисточками придают каракалу сходство с небольшой рысью.

Имя жены Лота нам известно только по одному иудейскому преданию. По этому преданию ее звали Юдифь. Библия же не называет ее имени, а все же подробный вдумчивый разбор ее образа для нас будет не бесполезной тратой времени, так как Сам Господь сказал: "Вспомните жену Лотову!", Луки 17:32. И если Он призывает нас, говоря: "Вспоминайте!" - то мы и хотим исполнить Его повеление. Это наградится!

1. Предостережение

С женой Лота впервые мы встречаемся в Бытие 19 , когда ангелы нисходят к Лоту, чтобы вывести его и всех его домашних из Содома, когда разразился Божий суд над преступным городом. Но ее влияние чувствуется раньше, уже в Бытие 13 , хотя непосредственно о и там не говорится.

Бог так благословил Авраама и Лота, что поголовье скота у обоих настолько возросло, что они уже не могли водить свои стада вместе. Между пастухами Авраама и пастухами Лота постоянно вспыхивали ссоры из-за пастбищ. Тогда Авраам предложил своему племяннику Лоту: "Отделись от меня. Если ты налево, то я направо, если ты направо, то и налево", Бытие 13:9. И как поступил Лот? "Лот возвел очи и увидел ВСЮ окрестность Иорданскую что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская. И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую и двинулся Лот к востоку", Бытие 13:10-11.

"Лот возвел очи". Это само собой разумеется! Как же можно поступить иначе при решении такого жизненно важного вопроса? Как не осмотреть окрестность, чтобы взвесить за и против? Не так ли рассуждает мирская мудрость? Смотреть - это на повестке дня! И все же как велика опасность от этого?

О Еве мы так же читаем: "И увидела жена, Что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз", Бытие 3:6 . Если бы Лот, вместо того, чтобы возвести очи, сомкнул их хотя бы на мгновение и в молитве предоставил этот вопрос на усмотрение Бога! Несомненно, тогда он не "двинулся бы на восток"! Вот юноша "возводит очи свои" и видит девушку. Правда, девушка неверующая и потому родители против этого брака, но ведь он выгоден ему! Хотя в данной местности нет церкви, но это же выгодная сделка! Выгодное дело! И решение принято! Не происходит ли в жизни подобное очень часто?

До Лота безусловно доходили огорчающие его слухи о том, что жители Содома имеют очень дурную славу. Он знал это. Но зримая выгода рисовалась ему светлыми красками, а грозящий ущерб он старался затушевать и уменьшить. "Жена,- говорил Лот своей спутнице, -как ты думаешь об этом деле? Я не могу иначе, как видеть в этом промысел Божий, что дело между Авраамом и мной приходит к развязке именно здесь на пределах прекрасной местности!"

Немало таких людей, которые поспешно и легко говорят: "Это от Господа!" - пока обстоятельства развиваются по их собственной воле и желаниям.

Жена Лота не только абсолютно согласна с его мнением, но она имеет и свой веский аргумент за выбор Содомской окрестности: "Конечно! Странствовать и впредь нам уже очень нелегко! Мы стареем и хочется уже больше покоя и удобств. Было бы намного лучше основаться в этой местности. Тогда мы смогли бы дать нашим дочерям гораздо большее! Они, собственно говоря, ничего в жизни еще не видели, по сути дела они только пастушки! Авраам не разумеет, что новое время предъявляет новые требования, порой выставляя совершенно непривычные претензии! В Содоме же, конечно, есть несколько добропорядочных семейств, с которыми можно будет подружиться. Конечно, мы должны быть очень осторожны, так как город не пользуется доброй славой. Но кто знает, все ли правда в том, что говорят! В мире так много пустых слухов! Нехорошо верить только в недоброе. И притом, дорогой, подумай о том славном предназначении, что мы можем быть в благословение городу!"

Этот последний аргумент решил исход: ну это уж точно доброе дело, что Лот избирает Содом! Он хочет быть в благословение содомлянам!

Сколько молодых девушек думали именно так, вступая в брак с неверующим: "Я буду ему в благословение!". Но многим тяжело припомнить хотя бы один случай, когда при этом действительно следовало благословение. А вот такие случаи, когда неверующий супруг увлекал за собой верующую жену в пучину неверия, известно множество! Есть у русского народа очень хорошая поговорка: "Уходящему на войну должно молиться, уходящему в море должно молиться вдвойне, вступающему в брак должно молиться втройне!". Но все ли поступают так? Все ли браки заключаются на небе?

Дорогие родители! Выдавая замуж свою дочь, вспомните жену Лота! Милая молодая девушка, если к тебе сватается молодой человек, который и слышать о Господе не желает, вспоминай жену Лотову! Хотелось бы это предостережение Иисуса написать большими буквами и повесить в своей комнате, чтобы во всех обстоятельствах помнить повеление Господа: "Вспоминайте жену Лотову!"

2. В Содоме

Как же обстоят дела Лота и его семьи в Содоме? Оправдались ли их надежды? История Лота вам известна. Пришел царь Кедорлаомер и забрал в плен. Авраам освободил их, но и на этом Лот не вразумился, он возвратился в Содом и поселился уже не в своем разоренном доме за воротами города, а вошел и обосновался в самом городе и стал членом городского совета, как мы читаем об этом в Бытие 19.

Известно, что Бог открыл Своему другу Аврааму Свое намерение относительно Содома и Гоморры, прежде чем ниспроверг эти города. Авраам начал ходатайствовать, чтобы праведники не погибли (ас с грешниками. Бог обещал пощадить праведников). Авраам продолжал ходатайствовать перед Богом за праведных, начиная с пятидесяти и кончая десятью. Бог обещал пощадить весь город, если там найдется хотя бы десять праведников. И тогда Авраам перестал ходатайствовать. Почему? Потому что он подумал: "Ну теперь город спасен! Лот живет в городе, он верующий, он праведник. Его жена тоже. Обе его дочери во всяком случае тоже знают Бога. Далее двое молодых людей, которые помолвлены с его дочерями... Итак, шесть человек. Ну еще четыре человека Лот, конечно же, обратил на праведный путь или их товарищей, или из соседей, или же из семей своих будущих зятьев. Итак, опасность миновала!"

Но ни один человек не был обращен Лотом! Более того, его домашние потерпели кораблекрушение в этом Содоме! Греховный яд преступного города, подобно опустошительной эпидемии, пожирающей и истребляющей все живое, отравил обеих его дочерей, равно и жену!

Подумать только, это была "орошаемая земля", это был сад Господень! Кто идет в Содом по повелению Господа подобно Ионе, пошедшем в Ниневию, тот будет в благословение для грешников, но кто ищет общение с содомлянами из человеческих мирских соображений, тот есть "сын погибели"!

В наши дни многие христиане говорят, что, если мы хотим распространять христианство в мире, то нам нужно приобщиться к миру, что если мы будем обособляться от мира, то потеряем влияние на него! Это дьявольская ложь! Человек не сможет вытащить из трясины другого, если он и сам окажется в той же трясине. Это можно сделать лишь в том случае, если вытаскивающий из трясины другого имеет под ногами твердую надежную почву.

Архимед, великий математик древности, который много размышлял о силе рычага, сказал: "Дайте мне рычаг и точку опоры, и я переверну весь мир!". Однако точку опоры, чтобы перевернуть весь мир, никому из смертных не удалось найти до сих пор.

Кто хочет повлиять на Содом, тот должен находиться вне города! "Вспоминайте жену Лотову!"

3. Почти спасена и все же погибла навеки!

Эта потрясающая надпись стоит под образом жены Лота и потому ни Господь здесь воздвиг сигнал предупреждения: "Вспоминайте жену Лотову!". Она была женой праведника: "а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил ", 2Петра 2:7 . Жена Лота провела многис годы в странствовании с Авраамом, другом Божьим. Она слышала их свидетельство во Имя Господа. Она знала Иегову. Он послал Своего ангела в их дом, чтобы избавить от погибели. К ней было обращено полное любви предупреждение и повеление оставить это место. А когда она не могла решиться бросить свой обжитый дом, то ангелы взяли ее в свои сильные руки и вывели из Содома.

Что Бог смог бы сделать еще для нее? Ничего! Бог сделал все, Он ничего не упустил! Он воистину приложил за нее все старания, но она не захотела, и все старания Божий были напрасны! Он приходил то через радости, то через печали, и каков результат? Сердце жены Лота было привязано к земному: к богатству, к имению. Она никак не могла согласиться с потерей всего этого. Она не верила тому, что действительно наступил час суда. Она надеялась возвратиться назад или же по крайней мере желала взглянуть на оставленное владение. И тут ее настиг суд Божий.

А ведь спасение было так близко! Еще каких-то полчаса, и они достигнут убежища. Но в преддверии спасения ее настигает смерть! Она становится соляным столбом. И поныне на берегу Мертвого моря стоит живое напоминание гибели жены Лота. Ныне там возвышается соляной столб, названный устами народа "дочерью Лота".

4. Избавление

Из этого места Писания мы можем получить еще один важный урок. В главе 17 Евангелия от Луки Господь говорит о Своем втором пришествии: "Как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, долился с неба дождь огненный и серный и истребил всех, так будет и тот день, когда Сын Человеческий явится".

Как Бог спас Ноя и его семейство в ковчеге, когда всемирный потоп за грех пришел на землю, как Он спас Лота и его семейство, когда суд Божий постиг Содом и Гоморру. Так Господь вознесет и избавит своих детей от всяких опасностей при наступлении последнего времени.

Этот день уже близок. Потому повеление Господа: "Спеши, спасай свою душу!" - звучит особенно актуально и настоятельно. Потому и сегодня, как и тогда, Господь выводит души за руки, чтобы спасти их. Однако и сегодня многие поступают подобно зятьям Лота, которых он приглашал избежать смертельной опасности, но они не послушали тестя, потому что им "показалось, что он шутит", Бытие 19:14.

Женщина глазами Бога по книгеЭрнста Модерзона Жены Ветхого Завета