История создания духов. История развития парфюмерии. Ароматы из древности

30.04.2019

На протяжении всей истории человечества парфюмерия играла огромную роль в жизни человека, который с древних времен стремился выглядеть лучше, пахнуть лучше и лучше себя чувствовать – словом, быть лучшим. Большинство из нас не задуматся о том, как давно появились духи – мы просто знаем, что хотим воспользоваться любимым ароматом, чтобы чувствовать себя привлекательной и неотразимой. Однако если вы хотя бы поверхностно изучить историю парфюмерии, можно увидеть, что это отнюдь не было первоначальной целью составителей ароматических композиций.

Первые духи – благовония

«Изобретение» духов приписывают древним египтяням. Первые духи были на самом деле благовониями, ароматными веществами, которые жгли во время религиозных обрядов. С этой целью ароматические вещества использовали и древние греки, и древние римляне. Более того, слово «парфюм» происходит от латинского «per fumum», что значит «через дым». Именно путем сжигания ароматической древесины и смол наши предки получали благовония – первые парфюмы, которые использовались для религиозных церемоний и ритуалов. В храмах стояли специальные сосуды, куда верующие должны были сливать жертвенные масла. Изображения и скульптуры богов чуть ли не ежедневно умащивались благовонными маслами. Наиболее подходящим жертвенным даром считался ладан. Для культовых воскурений использовались смола кедра, ладан и мирра. Небольшие шарики или пастилки из ароматических веществ помещались в специальные трубки (курительницы).

Эволюция парфюмерии происходит одновременно с возникновением и совершенствованием примитивной декоративной косметики . Но и краска для лица, и благовония изначально не предназначались для привлечения противоположного пола; их предназначение заключалось в том, чтобы принести благосклонность богов. Египтяне были очень религиозны. Вот почему они так серьезно относились к искусству создания духов – они считали, что боги будут к ним благосклонны, если они будут хорошо пахнуть, если окружат себя приятными запахами. Более того, египтяне даже после смерти умудрялись источать не трупное зловоние, а приятный аромат. Древние египтяне верили в переселение душ. По их представлениям, после того как человеческая душа покидает тело, она вселяется в какое-либо животное и в течение трех тысяч лет воплощается в виде всевозможных существ, пока, наконец, вновь не примет человеческий образ. Это поверье объясняет чрезмерную заботу, с которой египтяне бальзамировали своих мертвецов, чтобы душа после долгого путешествия могла найти свою прежнюю оболочку и вернуться в нее. Во время бальзамирования, очищенную от внутренностей полость тела заполняли измельченными миррой, кассией и другими ароматическими веществами, кроме ладана. Несколько раз в году мумии извлекали и с большими почестями совершали над ними поминальные обряды. Эти обряды включали курение благовоний, ритуальные возлияния. Над головой мумии лили ароматические масла.

Благовония готовились в храмовых мастерских жрецами по стандартным рецептурам, тексты которых были высечены на каменных стенах. Были указаны объемные и весовые соотношения компонентов, продолжительность процедур, выходы и потери. Таким образом, древнеегипетских жрецов можно назвать первыми профессиональными парфюмерами.

Использование духов становится индивидуальным

На протяжении многих лет благовониями и примитивными духами пользовались только жрецы, проводившие религиозные обряды, и редкие богачи. Со временем те, кто был достаточно богатым и влиятельным, чтобы позволить себе покупать ароматические вещества, стали пользоваться ими не только для религиозных обрядов, но и с более приземленной целью. Чтобы приятно пахнуть, ароматическую древесину и смолы ароматических веществ замачивали в воде и масле, а затем смазывали этой жидкостью все тело. Когда эта практика стала общепринятой, жрецы вынуждены были отказаться от «монополии» на драгоценные ароматы. Продолжая присутствовать во всех религиозных обрядах, ароматические вещества все чаще используются как средства гигиены и предметы роскоши. Следующим логическим шагом стало использование ароматических масел в банях. Роскошные бани древних греков и римлян обязаны своим появлением чистоплотным египтянам. Ароматически масла защищали их кожу от сухости в жарком климате. Так появились первые кремы и мази для примитивных увлажняющих средств.

Вскоре к природным растительным смолам и бальзамам добавились душистые масла, которые атлеты применяли перед соревнованиями, а прекрасные афинянки – для обольщения и удовольствия. Целый ритуал последовательного нанесения равных ароматических веществ производился при замужестве. Греки первыми в истории стали добавлять в состав духов пряности и специи (сейчас без них не обходится ни один ориентальный аромат), а также душистые цветочные масла; чаще всего применялись розы, лилии или фиалки, бывшие у греков в особом почете.

В Древней Греции появляются первые официальные парфюмеры, составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, лилии, аниса, корицы. Говорят, что греки были первыми, кому удалось создать жидкие духи, хотя они существенно отличались от современного аналога. Для приготовления духов греки использовали смесь ароматических порошков и масел (в частности оливкового и миндального) – и никакого спирта.

После Древней Греции и Востока духи проникают в Древний Рим. Древние римляне, тщательно следившие за гигиеной, смазывали тело по несколько раз в день, причем не только тело, но и волосы. В римских банях (термах) можно было найти сосуды с ароматическими маслами на любой вкус, всех форм и размеров. Римляне совершали омовение не менее трех раз в день, поэтому в домах состоятельных римлян всегда были запасы ароматических масел и других душистых веществ. Также римляне использовали духи для ароматизации помещений, особенно во время пиров, где собиралось очень много людей. Для этого духи наносили на крылья голубей и выпускали птиц в помещение. Во время полета духи разбрызгивались и ароматизировали воздух. Кроме того, головы гостей на пирах освежали рабы, разбрызгивая на них духи. Когда же умерла жена Нерона Помпея, он приказал сжечь в ее честь ладана больше, чем могла произвести Аравия за десять лет.

Римляне, как и греки, внесли свою долю в усовершенствование техники изготовления духов. Они начали использовать технику мацерации (погружение ароматических субстанций в масла) и выжимку под прессом. Из Египта, Индии, Африки и Аравии сюда доставляют душистое сырье. Во многих ароматических веществах римляне первыми открыли целебные свойства.

Любовь к ароматам достигла пика в тот момент, когда империя приходила в упадок. Духами начали обливать даже пороги домов, мебель и военное снаряжение, а также собак и лошадей.

Красивый сосуд для изысканного аромата

Египтяне с большим почтением относились к благовониям, и считали, что хранить их можно только в самых красивых и дорогих сосудах. Египтяне прилагали все усилия, чтобы создать особенно красивые сосуды для ароматических смол и масел. Для этого они использовали такие экзотические материалы, как алебастр, черное дерево и даже фарфор. Но знакомый нам стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме. Он пришел на смену глиняным сосудам, используемым греками.

Духи распространяются по всему миру

С появлением и развитием христианской религии широкое употребление ароматических веществ несколько замирает, как в повседневной жизни (духи стали связывать с легкомыслием), так и в религиозных обрядах. После падения Римской империи использование духов пошло на убыль; в Европе парфюмерное искусство практически исчезает, но на арабском Востоке оно достигает наибольшего расцвета. У арабов ароматические вещества ценились столь же высоко, как драгоценные камни. Арабы сыграли огромную роль в развитии парфюмерного искусства. Арабский врач и химик Авиценна разработал процесса дистилляции масел (извлечения масла из цветов). Свое изобретение Авиценна опробовал на розах. Так появилось розовое масло. До Авиценны жидкие духи приготовляли из смеси масла и измельченных стеблей или лепестков цветов, поэтому духи имели очень сильный, насыщенный аромат. Благодаря разработанному Авиценной процессу процесс приготовления духов был существенно упрощен, и «розовая вода» быстро стала очень популярной.

В XII веке, через Венецию, крестоносцы вновь ввозят в Европу отшлифованное на Востоке искусство – украшать и очищать свое тело ароматическими веществами и запахами. Поскольку это искусство получает все большее распространение в средневековой Европе, возникают все новые и новые ароматические соединения и, как следствие, новые ароматы. Использование духов стало символом статуса, признаком высокого положения в обществе. Только те, у кого много денег, могли позволить себе дорогие ароматы. Богатые европейцы заказывали ароматические смолы в Китае. Постепенно использование духов вошло в традицию. Именно в Средние века европейцы наконец приблизились к чистоте и гигиене. В моду вошли омовения, бани, парильни. Популярными стали ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочках или браслетах. Одновременно ароматные средства использовались в медицине. В борьбе с чумой применялось окуривание розмарином или ягодами можжевельника.

Самыми знаменитыми в средневековой Европе были легендарные духи «eau de Hongrie», созданные в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелисы, лимона и розмарина. В это время появляется «эссенция нероли», экстракт из цветков апельсинового дерева, которая используется и в наши дни. Другое немаловажное изобретение европейцев – аромат «a la frangipane», названный в честь итальянского парфюмера Франжипани, использовавшего при изготовлении духов горький миндаль, который до этого использовался только в кулинарии.


Французские духи - это словосочетание ласкает слух всех женщин на планете. Этот продукт приравнивают к произведениям искусства, страстно желают, берегут, «надевают» в свет и наслаждаются им в одиночестве. Некоторые даже одушевляют содержимое изящных флаконов, называя спутником богини или слугой ведьмы. Духи будоражат умы и обостряют чувства, за них готовы платить немалые деньги, с их помощью добиваются расположения. А путь развития европейской парфюмерии был усыпан отнюдь не лепестками роз. Скорее, иной субстанцией.

Кто и когда придумал духи

Духи были изобретены не французами. Благовония для тела и помещений использовались еще в древнем мире. Искусно владели мастерством создания ароматов египтяне, греки, римляне. Также смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове. Тогда запах не был самоцелью, а скорее дополнительным приятным бонусом.

Масляные смеси предназначались для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей. Ароматы применялись для стимуляции сексуального влечения, соблазнения, способствовали зачатию детей. Кроме того, благовония широко использовались в религиозной сфере. С помощью запаха древние жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, настраивались на аскетизм.


Для создания ароматических продуктов применяли исключительно растительное сырье - пряности (корни и семена), масла, лепестки цветов, смолы хвойных деревьев. Аромат был частью культа здорового тела и духа.

Почему же первенство в индустрии ароматов принадлежит французам?

Гигиена и изысканные ароматы были чужды для средневековых европейцев. Духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов. Теперь запах был самоцелью, у него была лишь одна задача - перебить смрад, источаемый грязными телами и отходами человеческой жизнедеятельности, наполняющими средневековые города. Гигиенические процедуры там еще не практиковались, канализация не действовала.

Европейские парфюмеры начали включать в композиции ингредиенты животного происхождения - мускус и амбру. Эти компоненты существенно увеличивали стойкость духов. Также считалось, что они усиливают сексуальную привлекательность носителя запаха. Эта перемена стала переломной, животные ингредиенты дали новый виток развития искусству создания ароматов. Вещества, добытые из желудков кашалотов и половых желез оленей, широко используются и в современной нишевой парфюмерии.


Требований к духам тех времен было немного - стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи тела и пространства тесных улиц.

Причина того, что именно Франция стала лидером парфюмерного искусства - в непредвзятости и отсутствии преемственности. Такие факторы сдерживают развитие новаторских идей. Конкурирующая Италия все же имела наследие, которое досталось от древних римлян. И это обстоятельство сковывало творческие порывы и дерзость итальянских парфюмеров.

Нота кожи, или как парфюмерия противостояла чуме

Еще один способ внести в образ изящный штрих - надеть кожаные перчатки, которые подвергались щедрой ароматизации. Это позволяло достичь двух целей - спрятать немытые руки, а также преобразить запах плохо обработанной кожи. Эта практика обрела огромную популярность, знатные дамы обзаводились десятками, а то и сотнями пар ароматных перчаток. Их обрабатывали составами с присутствием сандала, розы, жасмина - на выбор или в различных комбинациях. Обязательным ингредиентом служила амбра или мускус, благодаря которым аромат сохранялся на протяжении длительного времени.

Если прежде запах телячьей кожи был нежелательным, то в современной индустрии моды ноту добавляют в композицию намеренно. Парфюм с таким компонентом обретает интимность, провокационное звучание, животный магнетизм. Таковы традиции французского парфюмерного искусства.

Русский химик К. Веригин, автор книги «Благоуханность: воспоминание парфюмера» утверждает, что среди мастеров ароматов процент гибели от чумы был намного меньшим, чем среди остального населения. Это объясняется постоянным пребыванием среди запахов трав и эфирных масел, уксусов. Многие из таких продуктов отпугивали насекомых, в том числе блох, наиболее зловещих переносчиков инфекции.


Существует история о марсельских грабителях-безумцах, которые промышляли мародерством. Они искали ценные вещи и деньги на трупах тех, кто умер от чумы. Их неуязвимость для грозной инфекции кроется в регулярном применении туалетного уксуса собственного производства. Такое средство предназначалось для дезинфекции и ароматизации. Патогенных микробов оно убить не в состоянии, зато предотвращало укусы насекомых, что и было главной профилактической мерой наряду с карантином.

Трансформация этики ароматов от эпохи Просвещения до наших дней

В XVIII веке пользоваться парфюмерной продукцией массово начинают мужчины. Благоухающие составы наносят на предметы интерьера, аксессуары, белье. Считается престижным обзавестись личным парфюмером, который разрабатывает персональный уникальный аромат для заказчика.


В этот период популярными становятся свежие легкие ингредиенты, такие как розмарин, бергамот, лимон. Гигиенические процедуры уже не заменяются ароматизацией, а совмещаются с ней. Продукты парфюмерии добавляют в ванны, воду для полоскания рта и для стирки одежды.

В начале XIX столетия появляется новое требование к использованию ароматов - умеренность. Приветствуется нанесение духов на платок, перчатки и веер, соприкосновение духов с телом считается нежелательным.

В конце XIX века духи обретают гендерную специфику - дамские ароматы состоят в основном из фруктово-цветочных компонентов, мужские содержат ноты хвои, древесины, много цитрусовых.

В XX веке начинают выпускать ароматы для определенной погоды или времени суток. Зимние духи характеризуются большим содержанием пряных теплых нот, высокой концентрацией смол. В летние композиции включены такие ноты, как огурец, арбуз, а также синтетические альдегидные составляющие, напоминающие морской бриз или свежий горный воздух. Гендерная специфика существует, но ее строгость растворяется в современном обществе, где люди сами любят решать, кем быть.


Любой современный человек, который заботится о своем внешнем виде, использует различные парфюмерные средства. Они сегодня созданы в изобилии. Парфюмированные и туалетные воды, одеколоны, дезодоранты и духи не могут оставить равнодушными мужчин и женщин.

Чаще всего покупатели приобретают именно духи, которые являются самыми дорогими среди всех благоухающих жидкостей и при этом наиболее стойкими. Что такое духи, какова история их появления и чем они отличаются от парфюмированной воды, мы и выясним в нашей статье.

Значение слова духи

Итак, что такое духи? Это ароматная жидкость, которая представляет собой чрезвычайно запутанную концентрированную композицию. Чтобы создать уникальный аромат, современные парфюмеры используют палитру, состоящую из пяти-шести тысяч разнообразных амбре. Количество парфюмерных масел в составе определяет категорию, к которой и будет принадлежать итоговое вещество. Так, это могут быть собственно духи, содержащие около 40% чистой эссенции амбре, а может быть и туалетная вода, отличающаяся более легким и невесомым запахом. Итоговый продукт вполне может оказаться и лосьоном или одеколоном с двухпроцентным содержанием эссенции. А потому аромат такого средства окружающие не сильно смогут ощутить.

А что такое духи еще? Это ароматное средство высокой концентрации, которое содержит не только натуральные эфирные масла, но также и спирт. Благодаря этому аромат способен сохраняться долгое время, на протяжении которого и раскрывает свои необычайные качества.

Окунемся в прошлое

Что такое духи, сегодня знают даже дети. А много-много веков назад они считались чем-то чрезвычайным и магическим. Предшественниками духов считаются ароматы, и именно они дали жизнь этому парфюмированному средству.

В древние времена запахи служили культовым целям. Во время жертвоприношений, праздничных обрядов и священных ритуалов жрецы в курительницах сжигали корни растений, травы и цветы. Посредством запаха они стремились познать божественные тайны и соединить разных особ в едином эмоциональном порыве. А еще к древним людям пришло осознание того, что улучшить вкус еды можно, если сжигать смолы и дерево.

История создания духов берет свое начало от благовоний, которые в далеком прошлом курили в храмах на жертвенных алтарях. Благодаря этому влияние духов было распространено в пространстве и времени. Первые жидкие духи на базе эфирных масел и спирта появились во второй половине XIV столетия. Согласно легенде, монах подарил венгерской королеве Елизавете розмариновую воду. Принимая такую жидкость внутрь, королева излечилась от ужасного недуга.

А первая на планете парфюмерная фабрика была открыта во Франции в 1608 году. "Отцами" же современного парфюмерного дела считаются Энест Дальтроф, Франсуа Коти и Жан Герлен.

Про арабские духи

Арабские духи пользуются особенной популярностью. Еще их называют «итры», или «аттары». Их история берет свое начало из Древней Персии. Они были изобретены известным врачом Авиценной. Между прочим, стоимость одного миллилитра жидкости иногда была больше, чем стоимость золота. Такая высокая цена обуславливалась весьма трудоемким процессом их производства. Именно из-за этого во всех восточных государствах такие духи являлись одним из основных символов обеспеченности и высокого социального положения человека.

В Европе арабские духи впервые появились приблизительно в XV веке. Купить их можно было в аптеках, поскольку их воспринимали как панацею от множества недугов. И это вполне объяснимо - все ингредиенты восточных ароматных жидкостей - это энергетики, лекарства природного происхождения и антидепрессанты. Со временем арабские благовония покорили всю планету. К началу позапрошлого века их можно было приобрести в Америке, России и западноевропейских странах.

Феромоны в духах

Весьма разнообразной является современная парфюмерия. Духи с феромонами - одно из доказательств этого факта. Такие средства особенно востребованы среди женщин. Феромоны - это летучие, душистые вещества, которые малыми порциями выделяются животными в период спаривания и ухаживания. В небольших количествах феромоны присутствуют почти во всех духах. Это ароматы амбры и мускуса. Их применяют для того, чтобы благовония как можно лучше гармонировали с природным амбре кожи.

Основная функция духов с феромонами заключается в том, чтобы повысить привлекательность их носителя для особ противоположного пола.

Разновидности духов

Существует различная парфюмерия. Духи можно поделить на следующие категории:

  • Цитрусовые - живые, энергичные ароматы с нотами апельсина, мандарина или лимона.
  • Зеленые - ароматы, в которых преобладают аккорды зелени.
  • Фруктовые - универсальные духи, исполняющие роль повседневного благоухающего средства.
  • Восточные - экзотический парфюм, ориентированный на любителя.
  • Водные - неуловимые, но вместе с этим природные, насыщенные и стойкие композиции.
  • Пряные - духи, главная особенность которых состоит в том, что лишь в прохладную погоду они раскрываются наилучшим образом.
  • Древесные - букеты, сочетающие в себе современность и классику.
  • Цветочные - легкие и летние ароматы.

В чем разница

Кстати, очень часто люди духи и парфюмированные воды отождествляют между собой и не знают, чем отличается парфюм от духов. Парфюм, он же парфюмированная вода, в отличие от духов, содержит не 40% ароматического сырья, а только 12-13%. Из-за этого в композиции уменьшена доза базового аромата, а середина выражена более ярко. Нередко парфюм именуют «дневными духами», так как в дневную пору он является успешной заменой классических духов.

История парфюмерии идет рука об руку с историей человечества. Этот манящий, загадочный, сказочный мир ароматов имеет свои традиции, правила и законы.

В давние времена служители церкви использовали свойства запахов в различных культовых обрядах, они в курительницах сжигали цветы и корни растений, стремясь с помощью аромата проникнуть в божественную сущность. Известно, что в Египте изготавливали разнообразные ароматные масла и благовонные притирки и мази, которые использовали в священных ритуалах и женских туалетах. Римляне пользовались ароматами в целебных целях. Персы и арабы считались непревзойденными знатоками пряностей, они первые открыли для себя парфюмерное искусство.

Развитие науки способствовало развитию парфюмерного искусства. Высокопоставленные вельможи оценили гигиеническую и магическую силу парфюмерии. В XII веке Венеция становится центром парфюмерии, там перерабатываются пряности, привезенные с Востока.

Во второй половине XIV столетия появляется ароматическая вода (жидкие духи), основой для которой послужили эфирные масла и спирт. Существует легенда, монах подарил больной королеве Венгрии Елизавете рецепт первой ароматической воды, на основе розмарина, "Вода королевы Венгрии". Королева начала принимать воду внутрь и быстро пошла на поправку.

В XIV веке профессия перчаточника соединилась с профессией парфюмера, отсюда - парфюмированные перчатки.

Первая парфюмерная фабрика появилась во Флоренции в 1608 году в монастыре Сайта Мария Новелла. Монахам-доминиканцам покровительствовали - Папа Римский и высокие вельможи.

1709 год - появление "Кельнской воды". Ее создал француз Жан-Мари Фарина, торговец специями из Кёльна. В XVIII веке ее привезли во Францию, где стала называться одеколон.

В XIX веке прародители современной парфюмерии (Эрнест Дальтроф - "Carоп", Франсуа Коти - "Coty", Жан Герлен - "Guerlain") выдвинули несколько теорий в искусстве создания ароматов.

Тогда же духи перестали производить кустарным способом, стали появляться парфюмерные компании.

Франсуа Коти - первый соединил запахи, созданные искусственно, с запахами натуральными. Так, в 1917 году он выпускает "Chypre" ("Шипр"), который стал основой для целой группы араматов. Получили развитие восточные и амбровые ароматы.

В 1920-е годы появляются "синтетические" ароматы, прорыв в парфюмерном искусстве совершили альдегиды. Первый раз их использовали в "Chanel №5".

В 50-е годы XX века французская парфюмерия находится на пике славы. Во Франции работают многие известные парфюмеры.

1960-е годы - большим спросом пользуются ароматы для мужчин.

Для 1970-х годов характерна мода на "pret-a-porter", появляется парфюмерия "pret-a-porter de lux", которая не утратила высокого качества и утонченной изысканности "haute couture", однако стала доступнее.

В 80-е годы XX столетия вошли в моду "амбровые" композиции. Также появляются свежие морские и озоновые ароматы.

В 1990-е годы пришли новые технологии - "Living-Flower Technology" ("Живые цветы"), они дают возможность "собирать" запахи несорванных растений ("вытягивать" аромат).

Духи конца XX - начала XXI веков вобрали в себя запахи ананаса, апельсина, манго, лимона, смородины. Эти композиции прекрасно гармонируют с естественным ароматом кожи, они неуловимы, легки и прозрачны.

Сейчас ни одна косметичка не обходится без пары-тройки флакончиков парфюма. Но с чего же началась история таких привычных нам и даже незаменимых духов?

Ароматы всегда занимали особое место в жизни людей. Еще в Древнем мире - Китае, Персии, Индии, Египте - поняли, что запах обладает магическими свойствами и придавали ему сакральное значение. В древности благовония производили из амбры, мирры, шафрана и множества других загадочных растений. И вдыхали их, чтобы не стареть и не болеть.

Эту культуру переняла античная Греция и Рим. Там научились уже просто наслаждаться ароматами. Смолы, бальзамы и специи использовали уже просто для удовольствия. Мешочки с ароматами крепили к волосам и одежде, а тела натирали ароматическими маслами.

В средние века люди начали искать способ, как распространить аромат хотя бы на несколько метров вокруг себя. И это не было праздным желанием - средневековой европейской знати, которая годами не мылась, потому что верила, что вода несет смерть, парфюм был просто жизненно необходим. И такой способ нашли. Технология дистилляции спирта пришла к нам из арабских стран.

В XVI в. итальянцу Маурицио Франжипани пришло в голову растворить ароматическую эссенцию в спирте. Это стало настоящим прорывом в мире парфюмерии. Ведь теперь стало возможно сохранить в стеклянном флакончике абсолютно любой запах. Его сыновья создали первую парфюмерную фабрику, на которой спирт смешивался с разными эфирными маслами, рождая неповторимые ольфакторные композиции. Так на весь мир прославилась «вода из города Кельн» (еаr de Cologne), а по-простому - одеколон.

Еще один прорыв в парфюмерии произошел, когда модельер Поль Пуаре высказал мысль, что ароматы будут отлично дополнять линии одежды. Так кутюрье объединил парфюмерию и мир моды - сочетание, которое сейчас кажется нам совершенно естественным. На тот момент уже существовали натуральные, синтетические, амбровые и восточные запахи.

В начале XX начали использовать альдегиды, то есть научились создавать синтетическим путем. Это еще больше расширило спектр доступных запахов и композиций.

С тех пор технология изготовления парфюма никак не изменилась. Духи все еще делаются на спиртовой основе и лишь немногие марки экспериментируют с масляными или водными основами. Но как показывает практика, спирту в этом деле нет равных. Он не искажает запах, в отличие, например, от воды, и равномерно испаряется, позволяя духам раскрыться.

Поэтому дальнейшие изменения коснулись исключительно моды на те или иные запахи. В 30-х годах в моде были тяжелые с нотками табака запахи. В 50-е и 60-е годы стали популярны пряные восточные. 70-е стали эпохой тяжелых ароматов. В 1977 году Ив Сен-Лоран создал свой знаменитый Opium. Мода эта продолжилась и в 80-х. А в конце 80-х в лаборатории были созданы первые морские ароматы.

В 90-х годах парфюмеры научились сохранять запах живых, еще не сорванных цветов. Делалось это с помощью специальной вытяжки под герметичным стеклянным колпаком. Мода мгновенно отреагировала на это и на полках парфюмерных магазинов появились легкие, природные ароматы.

Сейчас в моде снова свежесть и ненавязчивость, а также монозапахи. Притом самые необычные: запах свеженапечатанной книги, мокрого асфальта, зимы и даже лака для ногтей. Парфюмеры отходят от классических канонов и с каждым годом удивляют новыми решениями и самыми неожиданными композициями.