Как найти духовного наставника? Нужен ли человеку духовный наставник? Как найти наставника? Реальная история из моего опыта

03.06.2019

В этой статье хочу рассказать о тех упущенных возможностях, которые многие из нас не замечают и проходят мимо важного.

Информации в интернете огромное количество, и я прекрасно понимаю тех, кто равнодушен к позитивным постам и глух к мудрым цитатам.

Было время, когда интернет открыл для нас всех доступ к знаниям и к высоко-духовным учителям, и все с упоением слушали Торсунова, Гадецкого, Таргакову и других лекторов ведических знаний.

Для меня они навсегда останутся в сердце, потому что именно через них начался мой личностный рост.

Но на сегодняшний день тренеров, психологов и позитивных коучей такое количество — что просто невозможно понять и услышать истину.

Невозможно уловить смысл сказанного, не то что применить какие-либо советы в своей жизни на практике.

Что же делать? И есть ли выход в этой ситуации?

Конечно, есть!

Найдите своего Тренера или Учителя!

Как найти?

У многих тренеров есть в достаточном количестве открытые бесплатные вебинары, которые вы можете посмотреть в любое время. Через статьи, заметки и вебинары вы можете познакомиться с Тренером, с его мировоззрением и взглядами на жизнь.

Смотря вебинары и читая заметки, обращайте внимание на отклики внутри вас.

Если вы в контакте со своим телом и очень чувствительны, то на вопрос — "Мой ли это тренер или Учитель" , вы получите очень скорый ответ.

С первых слов вы можете понять, как откликается вам то, о чём говорит Тренер.

У каждой из нас отклики и подсказки тела внутри себя могут быть разные, но главное понимать, что означает "да", а что "нет".

Например, моё тело наполняется волной тепла и спокойствия, и я понимаю, что это подсказка к тому, что я нахожусь в правильном месте и с правильными людьми.

Если я чувствую дискомфорт, покалывание или даже страх, оцепенение, то это подсказка к тому, что лучше мне здесь не быть, и у меня здесь ничего не получится.

Ещё, чтобы понять "наше" или "не наше", мы можем спросить своё сердце. У всех опять же происходят процессы по-разному, и только вы знаете, как откликается ваша душа на то, что она давно искала. Или вы почувствуете, что ваше сердце и душа закрыты к кому-либо и к чему-либо.

Доверяйте первым звоночкам и учитесь моментально слышать своё сердце.

Чем больше оно у вас освобождено от претензий и обид, тем чище вы будете слышать ответ и принимать верные решения в свою пользу.

И третий ресурс в нас — это наши мысли.

Если вы слушаете тренера, и у вас происходят инсайты, озарения, и складываются пазлы в единую картину мира, то, значит, вы на верном пути, и это, без сомнений, ваш Учитель!

Но если вы после просмотра видео и чтения статей понимаете, что ваши мысли ещё больше путаются, и приходит ещё больше вопросов, чем ответов — будьте аккуратны!

Найти своего Учителя и Наставника важно. Роль Учителя важна, и эта поддержка даёт опору на первое время для вашего роста и трансформаций. Хороший Учитель будет учить своего ученика обходиться в дальнейшем без него.

Если вас зовут на пожизненное обучение, это уже зависимость, и, честно говоря, похоже на секту. Правильный учитель передаёт знания, учит их применять и не зацикливается на приверженности и преданности ученика в дальнейшем.

Мужчина или Женщина? Кто может быть Учителем для женщин?

Однозначно женщина. Если вы родились в женском теле, то вариант один — найти женщину, которая будет вас вдохновлять. Я не отрицаю знания мужчин и имею свой прекрасный опыт обучения у мужчин, которых, без сомнения, считаю гениями своего дела.

Но мужчины действительно учат. А женщине наставнику достаточно напомнить вам, что все силы и ресурсы есть внутри вас. И вам достаточно их только вспомнить. Для женского развития важны не знания, а важно состояние. Ни один мужчина не расскажет вам о том, как это сделать. Только женщина своим состоянием может показать без слов… Как быть в доверии и потоке. Эти трансформации происходят не на голых теориях, а на практике — через раскрытие, и цветение чувств и эмоций, и обмена энергией между женщинами.

Если у вас есть сопротивление на Тренера или Учителя-Женщину, то, скорее всего, это указывает на травму в прошлом. Здесь надо обратить насколько гармоничные отношения с мамой, потому что мама — это первая женщина, которой мы учимся доверять безусловно.

Масштаб Тренера или Учителя

Я хочу сказать, что вы сами выбираете для себя комфортный масштаб проекта. Это не хорошо и не плохо, это должно быть просто удобно для вас.

Есть Тренера и Учителя, которые работают индивидуально. Есть те, кто работает на небольшие группы. А есть те, кто собирает вокруг себя весь мир.

Качество везде может быть одинаковым, но стоит учитывать один момент. Чем больше женщин в едином пространстве, тем больше ускорения в процессах трансформации и изменения женщин. Например, наедине с Учителем вы можете качественно решить задачи за полгода, а в огромном кругу женщин ответы придут от недели до месяца.

Это закон работы энергии, учитывать который несомненно нужно, но, опять же, выбирайте свой стиль движения осознаний и изменений.

Образование Тренера

Для меня лично этот аспект не так важен. Я предлагаю обратить внимание на личный опыт развития. У меня в прошлом есть 2 пути получения знаний. Первый путь — это 6 лет обучения в университете по специальности психолог и преподаватель психологии. А второй путь — это более 60 тренингов, которые дали мне опыт практики и проживания всех знаний на себе.

Второй путь был самым важным для меня. В университете нас учили идеям Юнга и Фрейда в теории, а на тренингах в практике я поняла самое главное — кто я есть…

Что важнее… узнать, кто такой Юнг, или понять, кто я на самом деле?

Конечно же, мой собственный мир гораздо важнее любого профессора или учёного.

Рекомендую обращать внимание не на дипломы и корочки, а на личностный путь Тренера. У кого учился, где был, что проходил, с каким темами работал? Часто такое резюме вы можете найти на сайте самого Тренера или на странице в соц. сетях.

Семейное положение, дети, особенности

Если вы нашли наставника, которому вы доверяете, то вопрос о семейном положении у вас не должен быть на первом месте. Каждый человек проходит свои уроки и кармические задачи, а если вы привязаны к тому, что всё в мире должно быть идеально, это вам не принесёт должного счастья. А, скорее всего, эта идеализация принесёт страдания.

Учитель может быть без семьи, разведена, замужем, с детьми и без детей, а ещё может иметь свои недостатки и тёмную часть внутри себя.

Если мы понимаем, что в мире бывает ночь и день, то искать людей только со светлой стороной не рационально. Не найдёте. Ну только что, если живут святые люди в храмах, там учат принимать свою тень через молитвы не проявлять её.

Святой Тренер хорошо, но живой лучше! С эмоциями, с настроением, с вовлечением и энтузиазмом, и даже здоровая злость и агрессия может работать на благо человечества.

Конечно же, это опять же моё мнение, вы имеете право на другое или согласиться со мной.

Искренность Тренера или Учителя

Искренность — важный аргумент для доверия Тренеру. Обратите внимание, насколько искренне с вами ведёт беседу ваш будущий наставник и насколько искренне проявляет свои чувства и эмоции.

Или вы видите только доброжелательную маску с подготовленными шаблонами из современного маркетинга… Как понравиться аудитории или привлечь побольше трафика?

Сейчас огромное количество бизнес-курсов для Тренеров, которые обещают найти всем клиентов и получать достойный доход от тренерства. Такие Тренера работают как под копирку и становятся опасными для людей.

В общем, если вы нашли Тренера, который отличается от других, то это хороший знак, что тренер работает искренне и от души.

Мотивация Тренера или Учителя

Мой совет — обращайте внимание, есть ли у Тренера миссия.

Если миссия есть, то это говорит о том, что Тренер видит свой путь ясным и открытым для всех.

Если же миссии нет, или она непонятно сформулирована, то это знак, что Тренер, возможно, ещё сам не определился, для чего работает и чего хочет в жизни.

Чёткое понимание миссии говорит о надёжности Тренера, и в роли наставника этот человек обязательно справится, потому что он сам крепко стоит на ногах и знает свои ресурсы и сферу возможностей.

Дорогие мои, подруги, ищите своих Учителей и Наставников. Ведь, как говорится в известной поговорке, скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты!

Пусть в вашем кругу общения будут Женщины, которые вас будут поддерживать и вдохновлять.

Торсунов Олег Геннадьевич – врач и психолог, профессор Бомбейского института «Ведическое здоровье». Специалист в области «Аюрведы», дерматовенерологии, иглоукалывания, акупунктуры, рефлексотерапии, фитотерапии, народной медицины. Имеет авторские методики лечения и диагностики заболеваний, обладающие высокой эффективностью и прошедшие испытания в системе Минздрава. Имеет два российских патента на изобретение. Закончил Самарский медицинский институт, интернатуру по специальности дерматовенерология, Московский университет Дружбы Народов по специальности иглорефлексотерапия.

Второе образование по классической восточной медицине аюрведе доктор Торсунов получил в Индии. Имеет пациентов по всему миру.

Вице – президент Ассоциации аюрведических врачей России.

Защитил научную диссертацию на тему общественного здоровья. Читает лекции. Результаты статистических исследований людей, которые постоянно слушают его лекции следующие:

50% - людей бросают совсем свои вредные привычки. Другие 50%, которые не бросают - улучшают свои отношения к вредной привычке.

65% - людей улучшают свои отношения в семье.

67% - людей улучшают отношение к питанию и к режиму дня.

47% - людей улучшают свои отношения на работе. И много, много другого.

Принципиальная разница от стандартного подхода к психологическому здоровью человека, это совмещение общей психологии, с древней ведической наукой о жизни и отношениях в семье.

(Из лекции Торсунова Олега Геннадьевича).
— Будьте осторожны когда люди вам начинают предрекать что-то. Это очень опасно. Но если человек действительно знает, почему бы не сказать? Надо всегда быть внимательным. То есть, чрезмерно быстрое движение к наставничеству может привести к серьёзному поражению в жизни. Часто люди выбирают наставниками тех, кто — вообще никогда ни в какие ворота даже не достоин. И есть определённые ключи к этим вещам. Вот первое, смотрите, настоящий наставник, это — слуга. Он никогда не будет из вас вытягивать деньги. Никогда. Это — просто невозможно. И даже хоть деликатно, хоть не деликатно. Старший — никогда не будет вытягивать деньги, первое правило.
Второе: старший — никогда не будет рушить семью ради веры . Вот он «ради веры» рушить семью — никогда не будет. Старший никогда не будет отлучать вас от детей. Старший (наставник ) никогда вашу веру не будет менять на другую. Старший (наставник ) никогда не будет вас заставлять «фанатеть», и отвергать своих родственников ради знания. Старший наставник никогда не будет вас «перенапрягать», делать так, чтобы вы — «ломались». Он будет всегда вас — «притормаживать» наоборот, чтобы вы — аккуратнее шли вперёд. Старший, это тот, кто — сам имеет старших наставников. Если у него нет классической древней духовной традиции, «молния по башке ударила», и он — стал старшим (наставником ), никогда не слушайте этого человека. Это очень опасно. Понимаете, он должен глубоко изучать священные писания, находиться в какой-то древней серьёзной духовной традиции. У него у самого должны быть старшие наставники. Поэтому, без веры старших — не бывает . Всегда человек должен принадлежать к какой-то цепи, к какой-то преемственности, Иначе он обязательно — заблудится. Старший наставник, когда разговаривает с женщиной — никогда не «строит глазки». Если вы видите что старший вам симпатизирует, он — не старший наставник. Не общайтесь с ним больше как со старшим наставником, это — ошибка.
Есть два отклонения у старших наставников. Одни старшие ссылаются только на священные писания, и не имеют никакого жизненного опыта. Они «сухие», и как бы — всегда утрируют. Другие всегда говорят жизненный опыт, и никогда не ссылаются на священные писания. Нужна — середина. Причём, чем больше человек развивается, тем больше с ним надо общаться с позиции священных писаний. Чем менее развит, тем — меньше, больше жизненного опыта.
Старший наставник — никогда не тянет «за уши» человека к духовной жизни. Он его просто вдохновляет на развитие. Старший наставник — всегда слуга, а не господин. Он не заставляет себе служить. Он — служит сам. Запомнили? Если этого чего-то нет, этот человек неквалифицирован быть старшим наставником. А быть старшим — очень опасно. Потому что если вы приняли прибежище у человека, который неквалифицирован, он уведёт вас туда, где «Макар телят не пас». Страшные картины бывают. Вот одна женщина ко мне подошла, и говорит, я ещё до этого консультировал её, что её муж попал в какую-то традицию «духовную», в которой ему старшие (наставники) сказали, что твоя жена она — неразвитая. Поэтому — не живи с ней. И вообще, как бы переезжай сюда, и живи здесь, зарабатывай на нас. Больше жертвуй. Зачем тебе материальной жизнью жить? Живи — духовной. Больше жертвуй нам сюда. Это — очень опасно!
Есть ещё такие системы, что если ты много денег заплатишь — получишь посвящение. А ещё больше заплатишь, ещё более высокое посвящение получишь. Всё зависит от количества денег. Поэтому, тебе в жизни надо «пахать» много для «посвящения». Это — не религия, это отклонение. Я вам просто рассказываю — куда не надо лезть.
Или допустим, провозглашают кто-то такое принципы: «Главное — свобода! Любовь — выше всего. Поэтому с кем хочешь сексом занимайся. Это всё — «любовь». Живи — свободно. Раздевайся, ходи без штанов. Всех люби вокруг. Все остальные люди — зажаты, закомплексованы. Ты — дитя природы. Бегай без штанов за белочками. Живи в лесу без штанов, купайся в чистой воде, сексом занимайся — с кем хочешь. Мы — дети природы» . В следующей жизни — обезьяной рождаются такие люди. Что они вот эту концепцию выбрали, и — получают потом. То есть — не по Дарвину получается, а наоборот (смеётся ).

КОНЕЦ ВЫДЕРЖКИ.

………………………………………………………………………………………………………………….

Когда выпадают тяжёлые испытания, охватывает тревога и волнения, люди просят помощи у Бога или у мудрецов, чтобы получить советы, рекомендации для решения своих проблем. И тогда появляется потребность найти человека, который может направить на правильный путь и поможет разобраться в себе и в собственных неурядицах. Именно таким человеком часто становится духовный наставник, который помогает раскрыться душе, покаяться и принять решение поменять свою жизнь.

Зачем необходимо духовное руководство?

Не имея руководителя, человек не может прожить жизнь в святости. Найти учителя можно в церкви, куда необходимо приходить и молить Господа послать духовника, который будет утешать, советовать и направлять помыслы в богоугодное русло. Роль духовного наставника велика. Он, общаясь со своим чадом, доносит то, что ему передаёт дух Божий, вселяет в душу покой и гармонию.

Как правило, духовный наставник - это человек, обладающий большим жизненным и религиозным опытом, и он несёт послушание руководить религиозной жизнью других людей. Духовник играет огромную роль в жизни мирянина и священнослужителя, и он необходим для того, чтобы, прислушиваясь к его советам, жить благочестиво и достигнуть Царствия Небесного. История церкви имеет несколько вариантов наставничества. Но основными считаются:

  • служба священника в приходе, где он является душевным врачевателем всех прихожан;
  • старчество, именно оно получило широкое распространение в России.

Старцы - целители душ

Возникшее в Византии, оно прочно вошло в русскую культуру и заняло одно из значимых мест. Старцы несли обет послушания и своим словом и поступками были призваны обличать грехи и утешать запутавшихся в собственных сомнениях людях. Спасительными беседами и наставлениями они врачевали души, вносили в них покой и умиротворение.

Русское старчество берёт свои истоки от преподобного Паисия Величковского и достигает своего развития благодаря монахам Оптинской Пустыни. Монастыри с их духовными наставниками в течение длительного времени были центром паломничества православного народа. Старчество имело свою особенность, где строгое подвижничество чередовалось с активными выходами в мир. Эти выходы выражались в контакте с народом и в службе миру в качестве духовного помощника, наставника и советника.

Достижение простоты смирением

Занимаясь религиозным образованием своих учеников, старцы учили мудрости, способствовали нравственному росту и совершенствованию. В течение земной жизни своего духовного ученика они координировали и направляли поступки и действия чада. Связь между учителем и учеником была очень прочна, потому что строилась на доверительных и уважительных отношениях, покорности и любви. Отец Захарий наставлял беречь совесть свою и стремиться к простоте, которую можно достичь только смирением.

К старцам приходили за советом, когда были сомнения и возникали трудные ситуации. От духовника ждали утешений и помощи. Уникальность старчества в православии заключалась в непоколебимой вере и духовной силе старцев и в той тонкой работе, которую они проводили в душе своего ученика. Влияя на человеческую психику, они деликатно и аккуратно направляют человека на путь обретения любви к Господу.

Поиск наставника

Великая благодать для верующего человека - найти священнослужителя, который будет нести ответственность перед Всевышним за своего ученика,будет совершать молитвы за него, контролировать рост духовности, руководить его поступками и наставлять в мирской жизни, а также направлять на путь добродетели, которая ведёт в жизнь вечную.

Для верующего человека путь разрешения проблем отличается от пути, который выбирают неверующие миряне. Люди, далёкие от религии, как правило, свои возникшие неурядицы пытаются решать, опираясь на помощь и совет своих знакомых и в основном далёких от религии людей. И часто проблема не разрешается, а только усугубляется. Это происходит оттого, что все сложности сконцентрированы внутри нас, в отдалённости от Бога. И как следствие под накапливанием грехов происходит сбой духовной гармонии.

Воцерковленному человеку с появлением непредвиденных ситуаций за советом стоит идти к своему духовнику. При этом верующий понимает, что спрашивая, как поступить, он ждёт ответ на свой вопрос от Господа. Видя его смирение, Бог через батюшку даёт верный совет и благословляет. У христианина никогда не возникнет сомнений в том, что необходимо следовать сказанному духовником. Он уверен, что это Всевышний посылает ему свою поддержку. Только если передать своё сердце и душу в послушание духовнику, Божия благодать поселится в человеке.

Церковь не ставит ограничения и предоставляет возможность доброму христианину самому выбрать духовника. Как найти духовного наставника? Хорошо, если им будет священнослужитель из храма, в который часто приходишь помолиться. Но всё индивидуально, и порой бывает непросто встретить духовника, с которым бы установились доверительные и сердечные отношения.

Задача наставника

Духовное наставничество стремится к совершенствованию личности и проявлению в ней образа Бога, к воспитанию духовного начала в человеке. Православному христианину стоит обязательно прочитать и проникнуться наставлениям святых отцов. Они гласят:

  • духовными помыслами любого православного должен руководить священник, к помощи которого необходимо обращаться и исповедуясь, и в учении;
  • старайтесь общаться с духовником на протяжении всей жизни, раскрывая свои грехи и богомерзкие помыслы;
  • следуя поучениям своего духовного отца, непременно обретёшь Царство Небесное;
  • если доверить своё сердце духовнику, то божия благодать поселится в душе.

Как выбрать духовного отца?

Как выбрать духовного наставника? Не стоит искать какие-то способы. Не нужно и прилагать особые усилия, начиная поиск духовного наставника. Это подскажет сердце. Понимание того, ваш это человек или нет, придёт само собой, если:

  • советы батюшки благотворно влияют и врачуют душу;
  • вы получаете утешение и чувствуете поддержку;
  • испытываете радость и умиротворённость, общаясь с ним;
  • ощущаете и верите в силу его молитвы и взаимную доброжелательность.

Как начать поиск духовного отца

Чтобы Бог подсказал, как найти духовного наставника, необходимо много и страстно молиться. Начиная поиск необходимо приглядеться к приходу, в котором проводит службы батюшка. У хорошего священника в храме всегда благожелательная атмосфера. Стоит пообщаться с прихожанами, узнать их мнение о пастыре.

Не стоит отправляться в далёкие края, раздумывая, где найти своего духовного наставника. Он может оказаться рядом и ближе, чем вам кажется. Не нужно рассказывать никому о своём наставнике, встретив его. Религиозная жизнь - это частное, и нет нужды выставлять её на всеобщее обозрение.

Часто приходите в церковь, которая по душе. Открывайтесь священнику на исповеди и молитесь о нём, и тогда Бог через него откроет своё изволение. Когда общение со священнослужителем проходит доверительно, то стоит следовать советам батюшки и, получив напутствие, выполнить его. Не нужно приходить с одним вопросом или проблемой ко многим батюшкам, надеясь на перемену вразумления.

Не нужно торопиться и называть первого встречного батюшку своим духовником. Посещая церковь, исповедуйтесь и спрашивайте совета у священника о своём наболевшем. И тогда возможно встретить близкого себе духовника.

Общаясь с прихожанами, узнавайте, где найти своего духовника, и какой батюшка пользуется авторитетом и уважением у паствы.

Приступить к чтению нужно с простых и понятных текстов. Духовные книги помогут правильно определиться с целями и приоритетами в жизни.

Нужен ли человеку духовный наставник

В любой сфере деятельности или в спорте у начинающего специалиста, спортсмена или школьника всегда есть наставник. Он помогает овладеть профессией, делится опытом, советами. Наставничество священнослужителя направлено на достижение учеником крепости духа, религиозного самосознания и исполнения божественных заповедей.

Отношения чада и духовника не измеряются количеством проведённого совместно времени. Иногда достаточно нескольких предложений, чтобы в душе стало спокойно и вопросы разрешились. Важно выполнить все советы, поступившие от духовника.

В мирской жизни семьям, следующим по законам Божьим, важно исповедоваться у одного духовника. Случается, что возникающие внутренние семейные проблемы можно решить совместно.

Для воцерковленного человека желательно вести запись своих грехов и затем как можно чаще исповедовать их духовнику. Считается, что спасение во множестве советов. Поэтому для души полезно искать ответы на вопросы у нескольких священников. Но мысли и греховные помыслы лучше открывать только своему духовному отцу.

Некоторые верующие не знают о том, что, отправляясь к пастырю, нужно прочитать молитву: «Господи! Дай мне милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле твоей». Вверить себя духовному отцу - это лучший способ для того, чтобы встать на путь исправления. Дьявол не сможет вмешаться туда, где всё тайное и греховное открылось духовнику. Важно повиноваться своему руководителю, ибо через него повинуешься Богу.

Духовный учитель

Духовник похож на педагога, открывающего истинный смысл многих вещей и правду своим подопечным. Учитель, духовный наставник должен расширить внутренний потенциал личности, воздействовать на него, сделать душевный мир воспитанника созвучным своему собственному.

Наставничество - это ещё и молитвы духовника о послании ему мудрости в обучении своих учеников. Это его обращение к Богу в неразрешимых ситуациях, просьба поддержки у Небесной Заступницы в минуты сомнений и беспомощности. Духовный отец несёт ответственность перед Иисусом Христом за вверенных ему чад.

Духовные наставники человека

На нашем пути много попадается людей, которые называют и считают себя духовными наставниками. Часто у них есть своё учение, школы или они называют себя последователями известных духовных личностей. У таких наставников есть ученики, единомышленники и почитатели, которые поддерживают их взгляды и убеждения.

Кроме того, каждый человек имеет своих невидимых духовных помощников. К ним относятся ангелы, которые защищают и оберегают на протяжении всей жизни. Если удастся научиться их понимать, то жить станет намного легче и проще. Приходя в мир вместе с родившимся младенцем, ангелы покидают его после смерти.

Верующий человек, который стремится следовать Божьим заповедям с чистой совестью и помыслами, перед невзгодами. Они только укрепляют верования и совершенствуют его душу. Отправляясь к своему духовнику, он понимает, что просит совета не у человека, а у Господа, который через священника даёт нужный совет и благословляет. Напутствие духовного отца, выполненное неукоснительно, приведёт к помощи от Бога. Ибо цель существование человека на земле очистить своё сердце и почувствовать близость Бога.

Вот уже много лет я занимаюсь личностным ростом, самопознанием, читаю специальную литературу и понимаю, что для дальнейшего личностного роста мне необходим учитель, наставник, в общем тот, кто укажет дальнейший путь. Но почему же его все нет и нет? Ведь во всех книгах пишут, что когда человек начинает заниматься самопознанием и встает на путь духовного роста, то его находит учитель. Пишут, что когда ученик готов, то учитель обязательно появится и раз у меня так и не появился учитель, значит я или не готова, или вообще не достойна того, чтобы изменить себя и изменить свою жизнь?

Да уж, интересные у тебя размышления появляются. С одной стороны ты в себя не веришь, с другой – пытаешься поставить себя в зависимость от какого-то выдуманного образа. Наверное, еще и образ конкретный сформировался, этакий умудренный жизнью, высокий, статный, не сильно молодой, но и не очень старый, с сияющими глазами и легкой сединой, наставник?

— А откуда ты знаешь? Ты с ним встречалась? И как он, где он тебя нашел, как происходит этот процесс, когда находят ученика?

— Охо-хо. Так я и думала. Да чего уж там скрывать, сама несколько лет назад так же мыслила. Но отвечаю по порядку – да, я встречала его «на страницах книг по личностному росту и самопознанию. Знаешь, многие авторы любят так описывать учителей, гуру и наставников. Видимо, чтобы людям интереснее читать было.

На самом деле этот образ не покидал меня несколько первых лет, как только я заинтересовалась самопознанием и всем, что с этим связано. Для меня «учитель» превратился в некий идеальный образ идеального наставника, без которого я даже не мыслила своей дальнейшей жизни. Я думала, что чем больше буду заниматься духовными практиками, тем скорее стану готовой к тому, чтобы меня нашел мой наставник. Но сколько бы я ни практиковала, он все не появлялся и не появлялся. А я все ждала, верила, и в какой-то момент стала замечать в себе мысли: «Наверное, я какая-то не такая, Я недостаточно продвинутая, просветленная и т.д. «Я недостойна учителя». В общем самоуничижение по полной программе.

— А что дальше. Дальше все стало терять смысл. Я сама себя загнала в зависимость с одной стороны, от конкретного, мной самой выдуманного образа. А с другой стороны получилось, что таким образом я в том числе сняла с себя ответственность
за свою жизнь. Вроде как сама не думала, как жить дальше, а ждала, когда придет мудрый дяденька или седовласый старец и скажет мне, как жить дальше.

— Вот это да. Прям как про меня рассказываешь. И что? Что дальше произошло.

Главное открыться им и впустить их знания и опыт в себя и в свою жизнь.

— Я не совсем тебя понимаю, можешь конкретнее?

— Да легко. Ты же знаешь моих друзей и знакомых, коллег и родственников?

— Ну не всех, ну в общем да.

— Так вот, помнишь мою соседку, ту даму с нижнего этажа?

— Да, вы часто общаетесь, ей лет 55-60.

— Да, только лет ей за 70. Я тоже раньше думала, что лет 50. Вот мне и стало интересно, как она живет и мыслит, что не только так молодо выглядит, но и легко к любым жизненным ситуациям относится. Я стала внимательно присматриваться к её поступкам, спрашивала, что она читает, брала у неё эти книги.

А помнишь мою подругу, она сейчас в другой город уехала жить?

— Да, конечно.

— Так вот, у неё стала учиться солнечности и оптимизму, а больше даже какой-то удивительной чистоте восприятия.

А моего учителя живописи, ты ведь заходила ко мне на занятия и видела его? Знаешь, у него складываются удивительные отношения с людьми, как с юными учениками, так и с нами, со взрослыми. Вот я и стала присматриваться к нему, анализировала, как он относится к людям. Удивлялась, сколько в нем терпения, любви и приятия. И, конечно, стараюсь и в себе выработать такое отношение к людям.

В тот период жизни я окончательно поняла, что нельзя буквально дословно воспринимать слова «когда ученик готов, появится и учитель». В том-то все и дело, когда ты действительно готова измениться, когда ты готова изменить себя и изменить свою жизнь , ты начинаешь учиться у окружающих людей тому, что сама раньше не умела и что тебе интересно перенять. Вот и получается, что когда ты на самом деле сама внутренне готова, вот и появляется твой учитель, а обычно даже несколько учителей. И именно в той области, в которой ты хочешь перемен.

— Да, а ведь ты сейчас рассказывала про себя, а у меня как-то автоматически стали возникать аналогии с моими знакомыми. Я теперь понимаю, что вокруг меня огромное количество людей, и многие из них обладают для меня совершенно уникальными знаниями и опытом. Да каждый человек для меня уникален, и у каждого я могу чему-то научиться.

— Это точно. Просто тебе не всегда нужен и подходит опыт другого человека. Но это ещё не значит, что тебе нечего у него перенять. Знаешь, самым сильным откровением в тот период жизни, когда передо мной открылась буквально долина, заселенная сплошь учителями и наставниками, я вдруг поняла, что самые важные для меня учителя – это мои самые близкие и родные люди. И не только в том, что мы проходим совместные уроки. Просто со временем ты привыкаешь к тем, кто живет с тобой
рядом и с кем ты видишься каждый день.

Тебе кажется, что ты уже хорошо этих людей знаешь, и ничего нового они для тебя не откроют. Но вот когда эта пелена спадает, ты понимаешь, что человек меняется каждый день, у него что-то происходит в жизни, он проходит свои уроки, набирает свой жизненный опыт, у него свои успехи и свершения. И вот когда я начала внимательнее присматриваться к самым близким мне людям, я поняла, скольким же многим вещам могу у них научиться. Т.е., они в буквальном смысле слова стали моими учителями и наставниками.

— А что конкретно? Если, конечно, не секрет, ты можешь привести какой-то пример?

— Да не секрет. Пожалуй, самым ярким эпизодом стало озарение в том, что ведь мой самый близкий человек, мой любимый мужчина, обладает именно тем качеством, которое я всегда стремилась в себе выработать. Много лет я хотела научиться тому, чтобы концентрироваться на чем-то одном и уметь достигать значительных для меня успехов. Но, обладая талантами, мне всегда не хватало внутренней настойчивости что ли,
или ещё каких-то качеств для того, чтобы завершить начатое дело и реализовать свой талант, как говорят многие, «не в стол». Например, я несколько лет писала и давала почитать свои записи друзьям, и все спрашивали: «А чего ты не публикуешься? Почему в издательства не отправляешь, ты же здорово пишешь!» Но всё у меня то «времени не хватало», то я увлекалась параллельно другими проектами. То фотографирую, то рисую, то танцами занимаюсь. И дело не в том, что не нужно всем этим заниматься, а в том, что и там я хотела успехов, и там.

Самое главное, что такое мое отношение к своей жизни меня сильно угнетало. Ведь я хотела реализации и не понимала, почему ничего толком не получается. И вот как-то мы разговаривали с мужем, и я вдруг поняла, что ведь он именно тот человек, который на первый взгляд довольно легко добивается успехов. И не обязательно только в делах, но и в любом проекте, за который он берется, через пару лет у него все складывается хорошо.

Вот тогда я и стала расспрашивать его, как у него так получается? Впитывала всё, что он мне рассказывал. Делала записи, а потом анализировала. Прошло уже несколько лет, и я поняла, что смогла многому у него научиться и многое перенять.

А ведь я могла впитать его знания и опыт намного раньше, ведь живем мы вместе уже много лет, но, как говорят, пока ученик не готов… Так же и в отношениях с другими людьми. Вчера вот племяшка молодая приезжала, она замечательный человечек и на первый взгляд может показаться, что вроде как она ещё совсем юная и только начинает жить, чему у неё можно научиться? Но я понимаю, что подобные мысли – это глубочайшее заблуждение и сегодня хочу погулять в своем любимом парке и поразмышлять на данную тему.

Видишь, сколько много вокруг нас ходит-бродит учителей и наставников…подожди, куда ты так целеустремленно собираешься?

— Спасибо тебе огромное, ты даже не представляешь, во мне такое желание открылось двигаться на пути личностного роста дальше. Ты даже не представляешь, мне сейчас столько всего обдумать надо и переосмыслить. А сколько людей вокруг меня! В общем, я хочу хорошенько всё проанализировать и начать жить по-новому, уже с множеством учителей и наставников!

Если у вас остались вопросы, то вы можете получить консультацию автора статьи и книг А. Гай. Условия

С уважением, Анастасия Гай.

Зачем нужен наставник, я думаю всем понятно. Давайте теперь поговорим как найти наставника?

Допустим что вам предстоит искать наставника самостоятельно , обратите внимание на тех людей, которыми вы восхищаетесь, которых уважаете.

Это может быть кто-либо из сотрудников вашей компании или человек, не относящийся к ней – а может быть и тот, и другой: наставников может быть и несколько (как у меня например). Некоторым очень подходят инструкторы, которые регулярно встречаются с учеником через небольшие промежутки времени.

Подумайте, чего вы ждете от наставника, – какие умения вы сами хотели бы развить с его помощью. Определите, с какой целью вы выбираете наставника . Какие качества вы хотели бы в нем видеть?

Возможно, вам понадобится провести что-то вроде «детективного расследования», чтобы составить предполагаемый портрет наставника. Какой у него стиль общения? Если вы уже имеете виды на конкретного человека, постарайтесь выяснить, какого мнения о нем его коллеги и подчиненные.

В принципе, логично выбрать наставника, который работает в той же области, что и вы сами, а также имеет сходную систему ценностей. «Протестируйте» выбранного вами кандидата, обратившись к нему за советом.

Будьте предельно откровенны. Наставники, как правило, больше расположены к тем, кто напоминает им самих себя. Вот почему никогда не надо обращаться к наставнику, когда вы подавлены или совершенно беспомощны.

Не берите себе в наставники вашего непосредственного руководителя; лучше заручиться поддержкой человека, с которым вы чувствуете себя более свободно, и можете открыто обсуждать карьерные и производственные вопросы.

Некоторые предпочитают, чтобы их наставник был гораздо старше, опытней и занимал бы гораздо более высокую должность. Они считают, что так им будет проще шагнуть на ту же ступень карьерной лестницы. А другим, напротив, нравится выбирать наставников равных себе. Во всяком случае, иногда наилучшие решения ваших проблем могут предложить люди, которые, в настоящее время, сами преодолевают подобные трудности.

Несколько ценных советов по поиску наставника:

Есть множество «естественных» и «искусственных» способов поиска наставника . Но никакого наилучшего способа не существует. Иногда отношения учителя и ученика развиваются сами собой, а иногда к этому приходится прилагать усилия. Давайте рассмотрим несколько самых эффективных путей поиска наставника .

За решением специфических проблем обратитесь к коллеге. Легче всего найти наставника на работе или в вашем учебном заведении – то есть там, где вы больше всего вращаетесь. Присматриваясь к потенциальному наставнику, заранее продумайте свои планы. Хотите ли вы встречаться ежемесячно и обсуждать ваши рабочие проблемы (например, как вам больше зарабатывать)?

Хотите ли вы узнать, как ваш наставник достиг своей нынешней должности, или вам более интересны разговоры о будущем? Чем четче вы определили, чего ждете от наставничества, тем более продуктивными обещают быть ваши беседы. И помните, что наставники – это не тренеры (о разнице между ними мы поговорим чуть ниже).

Присмотритесь к своим родным. Возможно, вы найдете отличного наставника в лице своего дяди, сестры, матери или даже крестного – просто пока вы об этом не задумывались. Наставник помогает вам строить личные и деловые планы, ненавязчиво подводит к принятию правильных решений и помогает прогнозировать будущее.

Если в вашей семье есть человек, обладающий крепким здоровьем и сильной волей, то, возможно, наставник находится ближе, чем вы думаете. Ведь на эту роль вовсе не обязательно надо приглашать генерального директора фирмы или доктора наук.

Не пренебрегайте наставниками противоположного пола. Не зацикливайтесь на поиске наставника того же пола, что и вы. Исследования показывают, что как раз в этом случае наставничество оказывается менее эффективным.

Продумайте возможность общения в удаленном режиме. Списываться по электронной почте раз в несколько недель иногда не менее эффективно, чем встречаться лично. Ваш наставник вообще может жить за океаном или в другом городе (области), что не помешает ему помогать вам в постановке реалистичных достижимых целей. Большие расстояния – не помеха ученичеству.

Поговорите с новыми знакомыми. Если вы встретились с интересным человеком на конференции или на деловом обеде, попросите у него визитную карточку. Если у вас не хватает духу сразу же заговорить о наставничестве, попробуйте изложить эту просьбу чуть позже в электронном письме. Многим людям такие просьбы даже льстят: они понимают, насколько это почётно – помогать другим налаживать свои дела. К тому же многие наставники прекрасно знают, что появление ученика выгодно им самим в карьерном и профессиональном плане.

Подумайте о наставничестве «в удаленном режиме». Вы не обязательно должны быть лично знакомы с кем-то, с кого вы берете пример. Например, Опра Уинфри является «виртуальным» наставником миллионов женщин – разумеется, она не может встречаться со всеми ними и обсуждать с каждой ее профессиональные задачи. Точно так же есть сотни знаменитых и обычных людей, которые могут великолепно мотивировать вас к Успеху. Изучая их биографии и читая их книги, вы уже можете почерпнуть из них то, что позволит вам приблизиться к своим целям.

Заявляйте о своих намерениях во всеуслышание. Расскажите коллегам, друзьям, родным о том, что вы стремитесь приобрести наставника или тренера. Четко заявите о ваших целях – будь то увеличение заработка или приобретение ученой степени. Чем больше людей узнают о ваших намерениях, тем больше у вас шансов преуспеть. (Это правило работает во всех областях жизни!)

Наставничество побуждает людей к достижению и возвышению.

По данным исследований, женщины, которые имеют наставников, больше преуспевают в карьере, больше зарабатывают и любят свою работу. У тех женщин, которые в бизнесе пользуются поддержкой наставников, более высокая самооценка и уверенность в себе.

Итак, выгоды наставничества очевидны , и при этом вы ничем не рискуете. Если вы нашли хорошего наставника, то вам нечего терять – вы только выигрываете от общения с ним. Наставник становится для вас не только мудрым советчиком, но и другом, доверенным лицом.

Это происходит не сразу – доверие и личная заинтересованность не возникают на пустом месте. Вначале вы задаете тон, демонстрируя живой интерес к общению. Благодаря взаимоуважению, которое проявляется в вашем поведении и в заботе друг о друге, общение с наставником послужит на пользу вам обоим – и доставит удовольствие, как наставнику, так и вам.

♦ Рубрика: .