Как приучить ребенка к горшку, когда начинать, как ускорить приучение. С какого возраста приучать ребенка к горшку без нервного напряжения для мамы и самого малыша

23.07.2019

Абсолютно все мамы и папы ждут с нетерпением того момента, когда же можно будет отказаться от покупки памперсов и подгузников в связи с тем, что ребенок начал ходить на горшок. Приучить малыша справлять свою нужду в специально приобретенную для этого емкость можно довольно быстро. Однако не у всех родителей это получается. Возможные причины — неподходящий возраст, неправильно подобранный горшок, незнание того, как лучше организовать этот процесс. Как приучить годовалого ребенка к горшку, реально ли это вообще в данном возрасте, как приучить малыша постарше — в этих вопросах стоит разобраться.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский известен практически всем. Многие мамы и папы следуют рекомендациям специалиста. В одной из своих телевизионных программ доктор Комаровский обсуждал тему, связанную с горшком. Он отметил, что каждый ребенок индивидуален. Нет конкретного возраста, когда дети начинают ходить на горшок. Кто-то начинает это делать раньше, а у кого-то получается несколько позже.

Рассказывая о том, как приучить ребенка к горшку, Комаровский отметил, что наиболее подходящий возраст для обретения «туалетных навыков» — 22—30 месяцев (т. е. не ранее полутора лет). Почему именно в это время рекомендуется начинать работать с малышом, а не раньше? Ответ на этот вопрос прост. В более раннем возрасте головной мозг ребенка еще не готов сознательно контролировать акты дефекации и мочеиспускания, поэтому нежелательно задумываться над тем, как приучить годовалого ребенка к горшку.

Факты, о которых следует знать

Родители, начиная приучать ребенка к горшку, не задумываются над тем, какие умения входят в «туалетный навык» и овладел ли ими малыш. В обретение навыка вовлечено следующее:

  1. Кроха должен чувствовать давление мочевого пузыря и кишечника, он должен понимать, к чему ведут эти позывы, как на них реагировать, как себя сдерживать (именно это и обуславливает оптимальный возраст для приучения ребенка к горшку).
  2. Малыш должен знать, где располагается его горшок, как нужно с себя снимать одежду и как присаживаться на «детский трон».

Почему некоторые дети, научившиеся справлять большую нужду в горшок, не контролируют мочеиспускание? Чтобы найти ответ на этот вопрос, стоит поговорить о сфинктерах. Это мышцы, которые открывают и закрывают кишечник и мочевой пузырь. Сперва маленькие дети приучаются контролировать сфинктеры кишечника. Во-первых, когда возникают позывы к дефекации, у ребенка есть время на то, чтобы понять, что происходит и как на это реагировать. Позывы к мочеиспусканию являются зачастую резкими, сильными и трудно контролируемыми. Именно поэтому маленькие дети немного позже приучаются контролировать сфинктеры мочевого пузыря.

Признаки готовности к овладению «туалетными навыками»

Родители, не знающие, как приучать ребенка ходить на горшок, должны внимательно наблюдать за малышом, ведь существуют определенные признаки готовности к овладению «туалетными навыками». К ним относят следующие:

  • у крохи регулярный стул;
  • у малыша в дневное время подгузник остается сухим на протяжении 1,5—3 часов;
  • ребенок после дневного сна остается сухим;
  • малыш понимает, что ему говорят окружающие люди, реагирует на просьбы;
  • ребенок стремится научиться снимать и надевать одежду или уже умеет это делать;
  • ребенку не нравится находиться в мокрых и испачканных штанишках, он выражает по этому поводу свое недовольство;
  • кроха сам говорит о том, что хочет в туалет, или приносит грязный памперс, указывает на то, что уже справил свою нужду;
  • ребенок начинает готовиться к тому, чтобы справить нужду, бросает играть, отправляется в тихое и спокойное место, присаживается.

Подготовка родителей к обучению ребенка

Перед тем как приучать ребенка ходить на горшок, родителям стоит найти свободное время. Лучше всего планировать процесс обучения на летнюю пору, ведь зимой дети носят теплые комбинезоны, колготки, штанишки, а летом бегают лишь в трусиках. Нижнее белье маленькому ребенку гораздо проще снять, чем иную одежду.

Естественно, необходимо приобрести горшок. Также можно купить какие-нибудь красочные книжки с обучающими картинками для ребенка или интерактивную куклу, умеющую пить и писать. Родители должны будут показать, как с игрушки снимаются подгузники, как она усаживается на горшок, откуда берется «водичка». Если куклы нет, то можно показать процесс на собственном примере. Девочки успешно учатся у мам, а мальчики — у пап. В процессе обучения немаловажную роль иногда играют старший брат или сестра.

Выбор горшка для ребенка

На полках современных магазинов представлено огромное количество детских горшков. Есть как простые, так и оригинальные модели. При покупке горшка рекомендуется учитывать мнение малыша. Если приобретенная модель понравится ребенку, то он будет стремиться пользоваться ей. К примеру, можно приобрести музыкальный горшок, горшок в виде какого-нибудь забавного животного или машинки, горшок-стульчик.

При покупке также важно учитывать следующие характеристики:

  1. Безопасность . Эта характеристика самая важная. У горшка не должно быть заостренных краев, креплений, способных прищемить у маленького ребенка пальчик или попку.
  2. Устойчивость . Горшок детский, как правило, стоит в ванной или туалетной комнате на полу, выложенном плиткой. Именно поэтому желательно, чтобы у приобретаемой модели на ножках имелись резиновые наконечники. Благодаря им горшок не будет скользить.
  3. Простоту мытья. Гораздо проще использовать те горшки, у которых имеется съемная чаша. Ее можно с легкостью вынимать и чистить.

Первый этап в обучении: использование туалетного лексикона

Время свободное найдено, горшок детский куплен... С чего же начинать процесс приучения ребенка к горшку? Первый этап — это применение туалетного лексикона. Ребенок должен знать, какими словами обозначаются его части тела. Применять жаргон родителям не рекомендуется, ведь потом малыш будет называть такие слова, когда пойдет в детский сад.

Также кроха должен знать, как обозначаются действия. Такие слова, как «мочеиспускание» и «дефекация» не подходят. Они очень сложны для восприятия и произношения маленьким ребенком. Наиболее удобны простые слова и словосочетания — «сходить на горшок», «пописать», «покакать».

Второй этап в обучении: связывание процессов и действий

Думая над тем, с какого возраста приучать детей к горшку, стоит учесть, что малыши в 1,5—2,5 года чувствуют позывы и по-разному на них реагируют. Одни убегают в скромные уголки и начинают присаживаться на корточки, вторые пытаются какими-нибудь знаками сообщить о происходящем родителям. Задача мам и пап — помочь крохам сформировать связь между ощущениями и дальнейшими действиями.

Родителям, заметившим, что их ребенок хочет справить нужду, следует сказать такую фразу, как «иди на горшок», и проводить малыша в туалет. Одного такого урока, естественно, будет недостаточно. Подобное нужно повторять регулярно до тех пор, пока малыш не запомнит, что ему нужно делать. Когда ребенок повзрослеет, родителям уже не потребуется напоминать о горшке. Он сам будет отправляться на него.

Третий этап в обучении: приобретение гигиенических навыков

После каждого похода в туалет рекомендуется выполнять гигиенические процедуры. Однако невозможно сказать точно, с какого возраста ребенок садится на горшок, а после вытирает попку и моет руки. Малышей в возрасте 1,5—2,5 лет практически невозможно научить этому. Некоторые только в 4—5 лет овладевают гигиеническими навыками, поэтому мамам и папам не рекомендуется заставлять совсем маленьких крох выполнять эти процедуры.

Специалисты, работающие с детьми, советуют прививать гигиенические навыки только после приучения ребенка к горшку. Слишком ранние действия, как показывает практика, не позволяют процессу прогрессировать. Ребенок не справляется с огромным объемом получаемой информации. В итоге он не усваивает гигиенические навыки и не приучается к горшку.

Четвертый этап в обучении: применение похвалы

Все дети без исключения любят, когда взрослые хвалят их за новые достижения. К примеру, если ребенок попросился на горшок и справил свою нужду в него, не испачкал штанишки, то следует сказать ему, что он молодец. Отличная мотивация — выдача каких-нибудь «наград». Можно после каждого успешного похода приклеивать на горшок яркую наклейку.

Ругать и наказывать нельзя, ведь промахи в любом случае будут, независимо от того, с какого возраста приучать детей к горшку начнут родители. Если ребенок испачкал или намочил штанишки, то лучше всего просто снять их с него и надеть новые, ничего не сказав. Можно просто упомянуть, что делать так нельзя, и напомнить крохе о существовании горшка. Те родители, которые ругают своих детей, не добиваются нужных результатов в обучении. У малышей появляется страх к горшку, притормаживается развитие.

Если малыш справляет нужду внезапно

Не все дети в возрасте 1,5—2,5 лет при возникновении желания сходить в туалет отправляются в скромное место или подают знаки родителям. Некоторые справляют свою нужду в подгузник. С какого возраста приучать детей к горшку? В таких случаях нужно думать не о возрасте. Рекомендуется попытаться выработать условный рефлекс — преждевременно садить деток на горшок. Малышам понравится всегда быть сухими. Они постепенно поймут, что лучше ходить на горшок, чем «делать в штанишки».

Однако выработать условный рефлекс не так просто, ведь неизвестно, когда наступит момент дефекации или мочеиспускания. Родителям рекомендуется в течение пары недель наблюдать за своим крохой и записывать время, в которое наступают те самые моменты. По полученным результатам выявляется закономерность (например, у некоторых детей мочеиспускание и дефекация происходит после завтрака). Есть и более простой вариант — не наблюдать за малышом в течение 2 недель, а усаживать его на горшок через каждые 2 часа.

Если малыш отказывается ходить на горшок и капризничает

"С какого возраста приучать детей к горшку?" - вопрос, который задают все родители. Если ребенку исполнилось 1,5 года, а выработать у него привычку не удается, то не стоит мучить малыша. Возможно, он еще не готов к усвоению «туалетных навыков». Отложить процесс обучения на годик — правильное решение. Переживать по этому поводу не стоит. Неважно, в каком возрасте ребенок сидит на горшке. Кто-то приучается в 1,5 года, кто-то — в 2 года, а кто-то — в 2,5 года. Подобное не объясняется тем, что один ребенок умнее другого. Это всего лишь индивидуальные особенности организма.

Некоторых детей не получается приучить к горшку из-за того, что они чувствуют себя комфортно в подгузниках — моча впитывается в изделие и оставляет поверхность сухой. Родителям, пытающимся выработать у своих детей туалетные навыки, рекомендуется отказаться от использования подгузников в дневную пору и сшить штанишки из плотной ткани. Малыши по привычке будут справлять нужду в новые изделия, но ходить мокрыми им точно не понравится. В итоге проблема, как приучить ребенка проситься на горшок, будет решена.

Таким образом, процесс приучения к «туалетным навыкам» не такой уж и простой, как может показаться на первый взгляд. Родителям требуется немного терпения и спокойствия, ведь на пути к горшку будет немало испачканных штанишек. Не стоит переживать, если возникают какие-то проблемы, думать над тем, как приучить ребенка к горшку. Комаровский советует оставить в покое малыша, у которого не получается выработать привычку, и возобновить обучение через некоторое время. Все равно ребенок, несмотря ни на что, научится пользоваться горшком. Нужно лишь время.

Рутина и привычки у детей, в том числе выполнение работы по дому и другие обязанности, как правило, формируются к 9 годам и больше не меняются значительным образом. У большинства детей к третьему классу уже устойчиво формируется понятие о том, что ему нужно делать, а что - нет. В ходе данного исследования американские специалисты опросили около 50 000 семей.

Поэтому психологи рекомендуют приучать ребенка к порядку с ранних лет. Многие родители пытаются как можно больше продлить счастливое детство своих чад, объясняя это тем, что в дальнейшем им придется еще хлебнуть взрослой жизни, так пусть отдыхают, когда есть время. Конечно, благие намерения родителей можно понять. Помимо этого, родители боятся доверять ребенку те или иные домашние обязанности, потому что они переживают за безопасность своих детей или что ребенок будет расстроен, если у него что-то не получится.

Однако необходимо понимать, что неудачи - это неотъемлемая часть любого процесса обучения. И говорить "Я не хочу, чтобы моего ребенка расстраивали неудачи" - все равно что сказать "Я не хочу, чтобы мой ребенок учился". И дети, и взрослые учатся на ошибках. Поэтому не бойтесь понемногу учить ребенка быть самостоятельным и ответственным.

Домашние обязанности ребенка - это неотъемлемая часть воспитания и формирования самостоятельности и ответственности. А чтобы родители могли ориентироваться в том, в каком возрасте и что ребенок должен уметь делать самостоятельно, а также как правильно приучить ребенка к порядку и самостоятельности, психологи рекомендуют использовать нижеприведенную схему.

Ребенок дошкольного возраста:

Детям такого возраста родители представляют понятие совместное ответственности за поддержание порядка в доме и уходом за собой. В таком возрасте для детей уборка - это игра. Не забывайте хвалить малыша за выполненное задание. Чему необходимо научить ребенка дошкольного возраста:

  • убирать игрушки;
  • самостоятельно выбирать одежду (из предложенных Вами вариантов);
  • помогать убирать со стола;
  • чистить зубы;
  • накрывать на стол;
  • вытирать пыль;
  • застилать свою постель.

Не критикуйте ребенка за неидеально проделанную работу и не заставляйте его переделывать то, что он сделал не совсем так, как Вам бы этого хотелось. Помните, что в процессе обучения навыки совершенствуются, а способствует этому не критика, а похвала. Чему необходимо научить ребенка 5 - 7 лет:

  • накрывать на стол;
  • убирать со стола после еды;
  • сортировать грязную одежду (белые и цветные вещи отдельно);
  • доставать книги и тетради из рюкзака; выбрасывать мусор из рюкзака;
  • одеваться (со сложными пуговицами и шнурками помогают родители).

Это время очень важно для обучения ребенка путем проб и ошибок. Что должен уметь ребенок в первом классе: с вечера выбирать себе одежду; полностью одеваться самостоятельно; аккуратно заправлять постель; самостоятельно собираться в школу до завтрака; выносить мусор; вытирать пыль в своей комнате; самостоятельно собирать рюкзак в школу; самостоятельно складывать одежду в шкаф (под руководством родителей).

  • готовить простой завтрак;
  • определять время по обычным часам;
  • самостоятельно собирать и разбирать рюкзак;
  • мыть посуду;
  • пылесосить и вытирать пыль в нескольких комнатах;
  • пользоваться микроволновкой.
  • писать список необходимых продуктов;
  • готовить простую еду для семьи (например, яичницу);
  • самостоятельно убираться в шкафу;
  • знать, что ему нужно в школу и покупать некоторые предметы самостоятельно.

Приучить ребенка к самостоятельности не так уж сложно. Главное - начать делать это в соответствующем возрасте и всячески поддерживать ребенка, не перегружать его и объяснять в доступной форме, что его помощь в выполнении домашних обязанностей Вам просто необходима.

Перелопатив просторы интернета по поводу приучения к горшу - выкладываю Вам достойную о данной процедуре. Много букв, но кто заинтересован, то прочтите, очень дельная статья. Здесь Вы найдете ответы на многие вопросы...

Когда приучать к горшку?

С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлксам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекссделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума. Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);
2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более-менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент, и вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно. Читайте дальше…

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.

5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок– обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшокс унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу (и в других местах).
Вот рекомендации, соблюдение которых позволит вам максимально ускорить процесс приучения:
Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок.
Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!
Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).
Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.
Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 8 месяцев. Через две недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я - со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на, горшок могут случаться «аварии»:
В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Вот рекомендации, как действовать:
Перед прогулкой предложите малышу сходить на.горшок Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
После прогулки предложите малышу сходить на горшок

Через некоторое времяребенок начнет терпеть всю прогулку. И вам не надо будет таскать с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом необходимости (проще говоря, не согласен «дружить» с горшком), то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы малыш полюбил процедуру пользования горшком:
не ругайте ребенка за описанные штаны;
не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить нагоршок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Итоговое наблюдение из практики педиатра.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны – явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»…

– ответы для молодых родителей. Еще недавно в дом принесли маленький сверточек, внутри которого лежал крохотный человечек. Прошли дни и малыш подрос. Молодые родители стали задаваться вопросом, не пора ли отменять пользование памперсами и приучать кроху к горшку?

Сегодня существует несколько мнений, относительно данного вопроса:

  • Высаживание малыша с рождения. Это довольно трудоемкий процесс. Он учитывает то, что молодая мама очень чутко прислушивается к потребностям ребенка. По характеру недовольства, по пришествие временного промежутка, мама понимает, что ребенок хочет в туалет. Она берет мальчика и держит над тазиком, горшком, ванночкой. Консультанты по грудному вскармливанию, советуют проводить ритуал высаживания, не отрывая ребенка от груди. Данная методика пришла к нам из прошлого, от туда, где не было памперсов и времени на стирку, глажку детской одежды. Приученный к высаживанию младенец, подрастая без труда, определяет свои физиологические потребности. В возрасте 7 – 8 месяцев уже может пользоваться горшком.

Данный метод, безусловно, имеет свои плюсы, но также ряд минусов:

  1. Неудобство для молодой женщины. Со стороны, кажется, что молодая мамочка все время проводит над ванной и горшком, в ожидании очередного мочеиспускания. Постепенно эта мысль приходит в голову и самой маме.
  2. Дискомфорт для младенца. Во время держания ребенка над тазиком, он просыпается, проявляет недовольство. В результате малыш может быть раздражительный, нарушается график сна и бодрствования.
  3. Возможность появления неудач. С формированием нервной системы крохи, малыш может осознанно противиться походу в туалет.
  4. Психологические проблемы в будущем. Данную точку зрения поддерживают некоторые психологи, утверждающие, что раннее высаживание может обернуться проблемами в сексуальной сфере в будущем.
  • Современная точка зрения приучения к горшку мальчиков и девочек гласит, что обучать ребенка нет необходимости до достижения им возраста 1.6 – 2 лет. Идеально, если в 1.6 года родители приобретут горшок, полагаясь на выбор малыша. Необходимо объяснить крохе, что это за предмет и как им пользоваться. Отличной идеей будет вовлечь в процесс любимые игрушки ребенка. По мнению педиатров и психологов, процесс приучения к горшку может полностью осуществиться лишь к 3 – 4 годам, и связано это с развитием нервной системы.

Минусы современного метода:

  1. Стирание множества ползунков.
  2. Большие траты на подгузники.
  3. Недовольство окружающих советчиков.
  1. Отсутствие неудобства для мамы и ребенка.
  2. Появление большого количество свободного времени, которое экономиться благодаря постоянному высаживанию.
  3. Физиологическое постепенное взросление малыша. Отсутствие психологических проблем в будущем.


Мамы и папы могут последовать любому вышеописанному методу. Прежде чем осуществить выбор, внимательно ознакомьтесь со статьей и взвесьте все плюсы и минусы приучения к горшку.

Игра является главной деятельностью малыша. Любой процесс обучения должен сопровождаться интересной сказкой и приключением.

  • Насильно заставлять сидеть на горшке;
  • Ругать и наказывать за «неудачи» малышей;
  • Пристыжать ребенка.

Обычно в возрасте 2 – 3 лет, при наличии тщательных разъяснений, малыш самостоятельно начинает садиться на горшок. Если этого не произошло, не стоит отчаиваться, продолжайте попытки. Со временем нервная система малыша сформируется и он поймет, что от него требуют.

Все что требуется от родителей, это приобрести горшок, набраться терпения, напоминать о том, что возможно пора сходить в туалет.


В каком возрасте приучать к горшку мальчика Комаровский

Комаровский – известный педиатр. К его советам прислушиваются миллионы молодых мамочек и заботливых бабушек. Его мнения обусловлены многолетней практикой во врачебной деятельности. Именно поэтому, мнение знаменитого врача – довольно весомы.

Доктор Комаровский полностью согласен с мнением современных педиатров и психологов. Он считает, что учить пользоваться горшком мальчиков можно только после того, как ребенку исполниться 1.6 – 2 года, но не раньше.

Все молодые мамы ждут не дождутся, когда можно будет убрать далеко на полку надоевшие памперсы и с радостью заявить подругам, что вы «оседлали», наконец, долгожданный горшок. Но действительность такова, что порой требуется больше времени, чтобы начать делать все по-взрослому. Как приучить ребенка к горшку, чтобы этот процесс был приятным и необременительным? Когда начинать учить и какие способы в освоении нового большого дела наиболее эффективны?

Для мамы приучение ребенка к горшку - настоящее облегчение, поскольку это огромный шаг к самостоятельности малыша

Когда делать первые попытки?

Считается, что возраст 8 и 9 месяцев – идеальное время для привыкания к горшку. На деле здесь речь идет скорее о знакомстве с новым предметом, а удачные попытки происходят на уровне рефлексов. В возрасте от 6 месяцев до 1 года малыш активно изучает свое тело и его возможности. Понимание, зачем нужны половые органы, приходит быстрее, если ребенок находится без памперса - начинать освоение взрослого дела станет проще, если на это время полностью отказаться от подгузников.

Данный возраст хорошо походит для первого знакомства с горшком. Предложите малышу посидеть на горшке, но не заставляйте, если ребенок отказывается. Негативные эмоции спровоцируют дальнейший отказ от полезного предмета на долгое время. Крепкая дружба с горшком в возрасте до года возможна лишь при терпеливом отношении мамы. Говорить об осознанности или самостоятельном пользовании туалетом в этом возрасте не приходится. Малыш научится ходить на горшочек сам не раньше полутора лет.

Если ребенок не против, высаживать его следует после сна, еды и перед сном, учитывая лишь рефлексивный характер действий. Научить грудничка до 12 месяцев какать в нужное место – задача непростая, мама должна запастись терпением.

Оптимальное время для обучения навыку хождения на горшок

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Более успешные попытки ждут тех мам, которые будут начинать приучать своих деток ходить на горшок в возрасте 18-24 месяцев. Такой временной разброс связан с особенностями развития каждого ребенка в психологическом и в физическом плане, поэтому нельзя сказать однозначно, сколько времени потребуется вашему ребенку для освоения горшка. Каждая мама сама в состоянии определить готовность ребенка к формированию полезного навыка. Мы подробно расскажем, как приучить ребенка к горшку в 2 года (рекомендуем прочитать: ).

Время для обучения пришло, если для ребенка характерны:

  • устойчивая ходьба, способность нагнуться и сесть на корточки;
  • возможность взять мелкие предметы с пола;
  • хорошее понимание речи, просьб и объяснений;
  • способность словесно выразить свои потребности;
  • неприятные ощущения от мокрой одежды и желание сменить сырые трусики;
  • способность оставаться сухим от двух часов в период бодрствования и после тихого часа;
  • посещение туалета в одно и то же время.

Для ребенка 2 лет становится все более очевидной связь между переполненным кишечником или мочевым пузырем и желанием сходить в туалет. Часто у детей заметны внешние признаки того, что они хотят какать или писать (рекомендуем прочитать: ). Задача мамы – ненавязчиво предлагать ребенку сделать свои дела на уютный горшочек, причем делать это спокойно и обстоятельно.

Засиживаться больше 5 минут на горшке не стоит, лучше сделать новую попытку чуть позже. Процесс приучения к горшку пойдет быстрее, если ввести правило высаживать ребенка после сна, приема пищи, активных игр, перед гулянием и после прогулки. Самое главное - доказать ребенку, что ходить на горшок удобнее, ведь сухие и чистые трусики намного приятнее грязных и мокрых.


Умение ходить, а также нагибаться за предметами и присаживаться на корточки - очень важны для приучения к горшку. Вот откуда возникают возрастные рекомендации - ведь «ползунку» умение дастся сложнее

Ускоряем процесс обучения

Еще раз подчеркнем, что привыкание к горшку у детей, носящих подгузники, будет значительно сложнее. Связь между желанием сходить в туалет и полным мочевым пузырем для них не очевидна. Со временем терпеливая мама решит и эту проблему, но все же подгузники придется убрать.

Предлагаем практические советы, которые ускорят процесс привыкания к горшку и гарантируют отличный результат:

  1. Подгузники кладем далеко на полку – так у ребенка не возникнет дополнительных трудностей с его сниманием при желании быстро сесть на горшок. Гарантировать отсутствие луж никто не берется, но это важный шаг к верной цели.
  2. Наблюдение за ребенком в течение дня позволит заметить первые признаки его желания сходить в туалет. Это может быть кряхтение или другие внешние проявления. Когда это произойдет, надо напомнить ему сделать все в горшочек. При удачных попытках не забудьте от души похвалить малыша, а при неудачах не стоит его ругать.
  3. Ребенок должен знать, что его чистенький горшок всегда стоит в доступном месте.
  4. Если все же малыш описался, объясните, что горшок помог бы избежать такой неприятности. Выразите сожаление о том, что ему сыро и неудобно, но ни в коем случае не ругайте.
  5. Возьмите за правило высаживать ребенка на горшочек после сна, еды, прогулки и перед сном. Если вы с ребенком находитесь в непривычной обстановке, не стоит рассчитывать, что малыш сможет сходить в туалет. Возможно, у него просто не получится расслабиться.

Терпенье и труд – все перетрут

Терпеливые и внимательные мамы деток 3 лет заметят положительные сдвиги в освоении новых навыков уже через одну-две недели, в то время как годовалый малыш осилит этот процесс за один или даже два месяца. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален и не требуйте его соответствия стандартам. Возможно, ваше чадо освоит горшок за несколько дней, а может быть, ему потребуется для этого навыка целый месяц.

Чрезмерно настойчивые попытки усадить малыша на горшок могут спровоцировать у него полное неприятие к данному предмету. В таком случае рекомендуется отказаться от высаживания на некоторое время, а затем вновь начать привыкание.

Пока вы будете выжидать подходящего момента, рассказывайте ребенку о пользе и необходимости существования горшка. Покупка нового яркого горшочка, возможно, вызовет интерес малыша и поможет начать все сначала.

Довольный малыш – методика освоения горшка за 7 дней

Новая методика Джины Форд, испробованная на практике многими мамочкам, гарантирует отличный результат всего за неделю. Для успешности методики малышу должно быть больше полутора лет, и он хорошо слушается маму, способен выполнять несложные действия.

1 день – смелым движением руки откладываем подгузник в сторону , он вам больше не нужен, о чем и следует сообщить малышу. Подросшего ребенка сажают утром на горшок какать не меньше чем на 10 минут, стараясь его чем-то увлечь. Рассказывайте в это время о пользе и необходимости такого навыка. При неудачной попытке повторите высаживание через 15 минут, а это время займитесь совместным изучением взрослого туалета, объясняя для чего он нужен. При намоченных трусиках не падайте духом – немного терпения и у вас все получится.

2 день – внимательно следите за малышом и при малейших признаках желания сходить в туалет, предлагайте горшок – этот день посвящен закреплению вчерашних успехов. Старайтесь не допускать появления луж даже при увлеченной игре малыша.

3 день – отказываемся от подгузников даже во время прогулки , так вы не собьете малыша с толку. Перед прогулкой желательно удачно сходить в туалет, и с собой на улицу рекомендуется взять горшок, чтобы воспользоваться им при необходимости. Не волнуйтесь, горшок на улице – явление временное.

4-7 день – высаживайте регулярно ребенка на горшок , ведь наверняка вы уже заметили периодичность его позывов к мочеиспусканию. Возможно, сам малыш не будет вспоминать о горшке два часа, тогда ваша задача напомнить ему об этом. В случаях, когда кроха сам просится на горшочек, хвалите его и искренне радуйтесь, ведь ваша положительная реакция – прекрасный стимул для ребенка.

По системе Джины Форд «Довольный малыш» можно освоить горшок за неделю, но даже при неудачах и промашках не ругайте своего карапуза, а постарайтесь чаще напоминать об удобстве использования горшка. Это обязательно сработает.

Различные методики освоения горшка

Есть и другие, традиционные и необычные методики, рассказывающие, как научить ребенка проситься на горшок, но все они похожи на приведенную выше, поэтому мы не будем их рассматривать отдельно. Самое главное в методике – отложить все дела и полностью сконцентрироваться на тренировке нового навыка.

  1. Для того, чтобы научить ребенка полезному процессу, подберите ему удобную и просторную одежду, которую можно легко снять при необходимости.
  2. Когда малыш сядет по ошибке на горшок в трусиках, не стоит его ругать, просто он еще не вполне запомнил порядок действий (см. также: ).

Выбираем горшок для малыша

Рынок детских горшков богат и разнообразен, вы сможете выбрать самый подходящий и удобный вариант. Для удачной покупки следуйте следующим рекомендациям:

  • Выбирайте пластиковый горшок – среди них много ярких, удобных и теплых вариантов. Холодная поверхность горшочка доставит малышу дискомфорт и помешает успешному освоению нового дела.
  • Изделие должно быть устойчивым, чтобы ребенку было удобно садиться, а ненадежная конструкция может спровоцировать падение, чем вызовет отрицательное отношение ко всему процессу в целом.
  • При выборе музыкальных вариантов горшков, учитывайте, что скорее они интересуют ребенка только как новая игрушка.
  • Ребенку должно быть удобно на горшке. Наличие спинки сыграет немаловажную роль при освоении предмета гигиены. Заботливый выбор мамы будет оценен малышом по достоинству, и он постарается радовать ее удачными попытками.

При покупке отметьте, что форма горшков для мальчиков и девочек отличается. Девичья форма – круглая, мальчишеская – овальная.


Горшки для мальчиков и девочек отличаются по форме, поэтому универсального варианта нет