Конспект занятие по сенсорному развитию. План-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему: занятия по сенсорике. Примеры начала занятий

19.02.2019

Существует множество видов этого нарушения, одним из которых является эндогенный психоз.

Характеристика и причины расстройства

К эндогенным психозам причисляют следующие типы психических расстройств:

Причины этого состояния точно установить невозможно, однако, существует ряд факторов, которые могут спровоцировать нарушения психики эндогенного характера.

Чаще всего это происходит на фоне негативных проявлений в организме: заболеваний соматического и нейроэндокринн ого характера, наследственных патологий психики и возрастных изменений. Нередко психозы дают о себе знать при заболеваниях, связанных с нарушениями кровообращения в головном мозге. Также это состояние часто сопутствует эпилепсии.

А также нельзя забывать о наличии предрасположенности пациента к подобным состояниям и неустойчивости психики определенных индивидуумов.

Особенности симптоматики

Клинические проявления психозов с эндогенной природой могут быть самыми разнообразными, но существует ряд наиболее распространенных симптомов, позволяющих распознать нарушение своевременно:

  • беспокойное состояние и беспричинная раздражительность;
  • повышенная чувствительность;
  • проявление нервозности, страхов и переживаний без видимых причин;
  • нарушения памяти, характеризующиеся частичной или полной амнезией;
  • галлюцинации и бред;
  • неадекватные реакции на окружающую действительность и различные события;
  • нарушение координации движений;
  • измененное состояние сознания.

Перечисленные симптомы могут сопровождать различные типы психических нарушений, по этой причине отличить эндогенный психоз от другого вида расстройства бывает непросто из-за сходной симптоматики.

Характерные поведенческие признаки

Чаще всего психозы характеризуются волнообразным течением нарушения, когда после стадии обострения наступает полная или частичная ремиссия. В основном приступы возникают спонтанно, но могут быть спровоцированы какими-либо психогенными факторами, например, стрессом, физическим и эмоциональным переутомлением и нарушениями сна.

В этом состоянии больной представляет опасность и может нанести вред самому себе или окружающим людям. При маниакально-депрессивных психозах характерны настойчивые, непреодолимые мании, навязчивые мысли о суициде и раздражительность. Затем происходит резкая смена настроения и возникает депрессия. В этом заключается основная особенность состояния.

Также больной может испытывать необъяснимый страх и тревогу, при этом человек не оценивает свое состояние адекватно и не осознает, что нездоров.

В большинстве случаев такие пациенты отказываются от лечения и госпитализации, считая себя совершенно здоровыми. Порой родственникам и близким людям нелегко убедить такого больного в необходимости медицинской помощи и практически невозможно справиться со вспышками агрессии с его стороны. Однако оставлять человека в таком состоянии нельзя, ему нужно квалифицированное лечение.

Приступы эндогенного психоза бывают острыми и хроническими. В первом случае нарушение развивается стремительно и неожиданно, а уже через несколько дней можно наблюдать клиническую картину психоза. Такие приступы относительно непродолжительные, длятся от 10–12 дней до 2–3 месяцев.

При хронической форме нарушения больной пребывает в этом состоянии от 3 до 6 месяцев. Если эта фаза длится более 6 месяцев, приступ считается затяжным.

Диагностика и лечение

За счет того, что симптоматика различных психозов во многом сходна, диагностировать именно эндогенный тип нарушения может только психиатр после проведения тщательного обследования состояния пациента.

При первых проявлениях психических отклонений необходима срочная консультация специалиста. Пытаться принять самостоятельные меры или убеждать больного в этом состоянии не следует, эффекта это не даст, нужно вызывать «Скорую помощь».

После постановки диагноза назначается медикаментозное лечение. Как правило, в этих случаях применяются следующие виды препаратов:

Кроме приема медикаментозных средств больному необходимы и психотерапевтические методы лечения. Успех напрямую зависит от правильности подобранных способов терапии, а также от того, насколько своевременно была оказана помощь. Поэтому не следует затягивать с визитом к врачу при проявлении симптомов нарушения.

Длительность лечения составляет примерно 2 месяца, но только в том случае, если помощь была оказана вовремя. В ситуации, когда болезнь запущена, прогноз сделать сложно, процесс выздоровления может растянуться на неопределенное время.

Возможные последствия

Если диагноз поставлен вовремя и назначено грамотное лечение, шансы на благоприятный исход весьма велики. Симптомы заболевания исчезают, часто не оставляя каких-либо серьезных последствий, уже через некоторое время человек сможет адаптироваться к окружающей действительности и вести полноценную жизнь.

Но бывают случаи, когда даже при условии грамотного лечения и своевременного обращения за помощью, личность человека подвергается изменениям.

В такой ситуации характерны своеобразные «выпадения» определенных личностных особенностей, например, человек утрачивает лидерские качества или инициативность, а также отношение к любимым людям становится практически равнодушным. Это может привести к различным нарушениям в социальной адаптации человека.

Эндогенный психоз может возникнуть один раз в жизни, а после проведенного лечения больше никогда не повториться. Но нельзя исключать и возможность повторных приступов, они могут приобрести постоянный характер и перейти в серьезную непрерывную болезнь.

Основные отличия экзогенного и эндогенного психоза

Экзогенные психозы относятся к нарушениям психики на фоне патологических процессов в нервной системе. Если эндогенный психоз провоцируют различные нарушения, то экзогенные процессы провоцируют заболевания ЦНС:

  • травмы головы;
  • гормональные нарушения;
  • интоксикации в острой и хронической форме;
  • новообразования в головном мозге;
  • инфекционные заболевания и воспалительные процессы в ЦНС (нейроинфекция, менингит, энцефалит);
  • нарушение обменных процессов;
  • авитаминозы;
  • дегенеративные изменения мозга.

Таким образом, исходя из провоцирующей причины, экзогенные психозы делят на следующие группы:

Клиническая картина экзогенных нарушений во многом схожа с проявлениями других видов психоза. Однако для успешного лечения, помимо медикаментов и психотерапии, необходимо воздействовать и на причину, вызвавшую нарушение, чтобы устранить основное заболевание. В противном случае приступы будут повторяться регулярно.

Как и эндогенный психоз, экзогенное нарушение может носить разовый характер или, наоборот, периодически проявляться, а впоследствии трансформироваться в непрерывную болезнь.

Психика человека – вопрос малоизученный современной медициной, а потому прогнозировать последствия психических нарушений достаточно трудно. Но при соблюдении следующих правил можно повысить эффективность лечения, тем самым увеличив шансы на успех:

  • не пытаться лечить больного самостоятельно;
  • при первых проявлениях психического нездоровья обращаться за медицинской помощью;
  • своевременно лечить заболевания и состояния, способные вызвать подобные нарушения психики.

Эффективность лечения во многом зависит от того, насколько быстро и грамотно были приняты необходимые меры, поэтому не стоит игнорировать тревожные симптомы и откладывать визит к специалисту.

Классификация психических расстройств: эндогенные, соматогенные, психогенные виды

Реальность современного мира

  1. Шизофрения
  • Эпилепсию
  • Атрофическое заболевание головного мозга (болезнь Альцгеймера, сенильную деменцию)

  • Алкоголизмом
  • Токсикоманией и наркоманией
  • Соматическими заболеваниями
  • Опухолью мозга

  1. Неврозы
  2. Психозы
  3. Психосоматические нарушения

  • Прочие задержки и нарушения

Подытожим

Как эндогенные психические расстройства опознать

Существуют разные принципы деления, систематики психических заболеваний, которые определяются задачами психиатрической науки и практики, взглядами национальной психиатрической школы, подходами к унифицированной оценке психически больных специалистами разных стран. В соответствии с этим наиболее принятыми являются национальные и международная классификации психических заболеваний. В России также действуют две классификации - отечественная и международная.

Заметим сразу, выделение отдельных психических болезней в качестве самостоятельных явлений природы в настоящее время возможно только приблизительно. Наши знания ещё слишком несовершенны; идентификация болезней (за немногими исключениями) проводится на основании клинической картины; поэтому как уже говорилось, границы многих болезней в значительной мере условны.

Все психические расстройства принято разделять на два больших класса:

Так называемые ЭКЗОГЕННЫЕ И ЭНДОГЕННЫЕ. ЭКЗО по-гречески значит «внешний» ЭНДО - значит «внутренный». Разделение болезней на эти два класса означает, что в первом случае возникла из-за внешней вредности, например, из-за черепно-мозговой травмы, или из-за воспалительного заболевания мозга, или в связи с психической травмой. Что касается класса эндогенных заболеваний, то их название подчеркивает отсутствие связи с внешними факторами, то есть болезнь возникает «по внутренним причинам». До сравнительно недавнего времени трудно было даже предположить, что это за внутренние причины. Сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что речь идет о генетических факторах. Не следует только понимать это слишком прямолинейно. Речь не идет о том, что если кто-либо из родителей болен, то и ребенок тоже непременно заболеет. Отягощенная наследственность лишь увеличивает риск возникновения болезни; что касается реализации этого риска, то она связана с вмешательством многочисленных, в том числе и случайных, факторов.

1. Эндогенные психические заболевания.

Эти заболевания преимущественно обусловлены внутренними патогенньvи факторами, в том числе наследственным предрасположением, при определенном участии в их возникновении различных внешних вредностей. Включаются: Шизофрения.Маниакально-депрессивный психоз.Циклотимия.Функциональные психические расстройства позднего возраста.

2. Эндогенно-органические психические заболевания.

Развитие этих заболеваний определяется или внутренними факторами, приводящими к органическому поражению головного мозга, или взаимодействием эндогенных факторов и цереб- рально-органической патологии, возникающей в результате неблагоприятных внешних влияний биологического характера (черепно-мозговых травм, нейроинфекций, интоксикаций). Включаются: Эпилепсия (эпилептическая болезнь) Атрофические заболевания головного мозга Деменции альцгеймеровского типа Болезнь Альцгеймера Сенильная деменция Болезнь Пика Хорея Гентингтона Болезнь Паркинсона Психические расстройства, обусловленные сосудистыми заболеваниями головного мозга

3. Соматогенные, экзогенные и экзогенно-органические психические расстройства.

В эту обширную группу входят: во-первых, психические расстройства, обусловленные соматическими заболеваниями и разнообразными внешними биологическими вредностями внемозговой локализации и, во-вторых, психические расстройства, основой которых становятся неблагоприятные экзогенные воздействия, приводящие к церебрально-органическому поражению.В развитии психических расстройств этой группы определенную, но не ведущую роль играют эндогенные факторы. Включаются: Психические расстройства при соматических заболеваниях. Экзогенные психические расстройства. Психические расстройства при инфекционных заболеваниях внемозговой локализации. Алкоголизм. Наркомании и токсикомании. Психические расстройства при лекарственных, промышленных и других интоксикациях.

Прочитав статью, Вы узнаете, что собой представляют основные типы психических расстройств. Какая между ними разница? И какие группы заболеваний объединяют? К тому же получите ответ на вопрос, чем страдают 6% жителей планеты.

Реальность современного мира

Что такое расстройство? Психологи утверждают, в той или иной степени это зависит от способности человека приспосабливаться к реалиям жизни. Преодолевать проблемы и трудности, достигать поставленных целей. Справляться с задачами в личной жизни, семье и на работе.

В современном мире психическое расстройство – явление распространенное. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) у каждого 5 жителя планеты диагностируют такую проблему.

Более того, к 2017 году будет принят обновленный вариант международной классификации, в котором отдельное место занимает зависимость современного человека от социальных сетей, селфи и видео-игр. С того момента врачи смогут официально поставить диагноз и начать лечение.

В ходе исследований количества посетителей в интернет-пространстве ученые из Гонконга пришли к выводу, 6% жителей планеты страдают интернет-зависимостью.

Эндогенные психические расстройства

Само по себе слово “эндогенный” обозначает развитие в результате внутренних причин. Поэтому, эндогенные расстройства возникают спонтанно, без влияния внешнего раздражителя. Чем и отличается от других типов.

Прогрессируют под действием внутренних общебиологических изменений работы мозга. Третьей отличительной чертой выступает наследственность. В большинстве случаев четко прослеживается наследственная предрасположенность.

Объединяет 4 основные болезни:

  1. Шизофрения
  2. Циклотимия (нестабильное настроение)
  3. Маниакально-депрессивный психоз
  4. Функциональные расстройства позднего возраста (меланхолия, пресенильный параноид)

Например, шизофрения затрагивает эмоции и мыслительный процесс. Для таких людей действительность воспринимается в искаженном виде. Они мыслят, выражаются и поступают не так, как все. И это их реальность.

Более того, в повседневной жизни бытует мнение, что раздвоение личности это и есть шизофрения. Нет, между двумя понятиями нет ничего общего. Шизофрения – это, прежде всего искаженность восприятия окружающего мира.

Знаете ли Вы, что у знаменитого американского математика, нобелевского лауреата Джона Нэша была параноидная шизофрения. История его жизни легла в основу популярного фильма «Игры разума».

  • Эпилепсию
  • Атрофическое заболевание головного мозга (болезнь Альцгеймера. сенильную деменцию)
  • Болезнь Пика и другие расстройства

Соматогенные психические расстройства

В целом группа представлена расстройствами, которые вызваны:

  • Лекарственной, промышленной и прочей интоксикацией
  • Инфекцией внемозговой локализации
  • Алкоголизмом
  • Токсикоманией и наркоманией
  • Соматическими заболеваниями
  • Опухолью мозга
  • Нейроинфекцией или черепно-мозговой травмой

Психогенные психические расстройства

Возбудителями данного типа являются микро- и макросоциальные факторы, неблагоприятная психологическая ситуация, стресс и отрицательные эмоции (гнев, страх, ненависть, отвращение).

Чем отличаются психогенные расстройства от двух предыдущих? Прежде всего, отсутствием четких органических нарушений работы головного мозга.

Объединяет следующие пять отклонений:

  1. Неврозы
  2. Психозы
  3. Психосоматические нарушения
  4. Аномальные реакции организма на то или иное явление
  5. Психогенное развитие личности после пережитой травмы

Например, неврозы характеризуются навязчивыми, порой истерическими проявлениями. Временным снижением умственной активности, повышенной тревожностью. Чувствительностью к стрессам, раздражительностью и неадекватной самооценкой. Нередко у пациентов наблюдаются фобии, панические страхи и навязчивые идеи, а также противоречивость жизненных принципов и ценностей.

Понятие невроз известно медицине еще с 1776 года. Именно тогда термин ввел в повседневный обиход шотландский врач Уильямом Калленом.

Патологии психического развития

Данный класс связан с отклонениями и патологиями формирования психической индивидуальности. Аномалии наблюдаются в разных областях – интеллекте, поведение, навыках и даже способностях.

  • Психопатию (неуравновешенное, неустойчивое поведение и психика человека)
  • Олигофрению (умственная отсталость)
  • Прочие задержки и нарушения

Подытожим

К какой бы категории не относилось Ваше заболевание (возможно, им болеют родные и близкие люди), важно понимать одно – без поддержки не только врачей, но и друзей справиться сложно. Протяните руку помощи. Не отказывайтесь, если ее предлагают Вам. Все преодолимо, главное в это верить!

P.S. Как вылечить расстройство личности? Рассказывает известный психотерапевт в видеосюжете ниже.

MedApteka.net - это исключительно справочная информация, собранная из нескольких источников. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны только под наблюдением добросовестного врача.

При всей обширности лексических рамок специальной психиатрической терминологии понятие «эндогенные заболевания шизофренического спектра» по праву занимает одно из ведущих мест. И это не вызывает удивления ни у специалистов, ни у широких кругов населения. Это таинственное и пугающее словосочетание издавна превратилось в нашем сознании в символ душевного страдания самого больного, скорби и отчаяния его близких, нездорового любопытства обывателей. В их понимании душевная болезнь чаще всего ассоциируется именно с данным понятием. В то же время, с точки зрения профессионалов, это не вполне соответствует действительному положению, так, как хорошо известно, что распространенность эндогенных заболеваний шизофренического спектра с давних пор и до настоящего времени в самых различных регионах мира сохраняется приблизительно на одном и том же уровне и в среднем достигает не более 1%. Впрочем, не без основания можно полагать, что истинная заболеваемость шизофренией существенно превышает этот показатель за счет более частых, не учитываемых официальной статистикой легко протекающих, стертых (субклинических) форм этого заболевания, как правило, не оказывающихся в поле зрения психиатров.

К сожалению, даже в наши дни, врачи общей практики далеко не всегда способны распознать истинную природу многих симптомов, тесно связанных с психическим неблагополучием. Люди же, не имеющие медицинского образования, тем более не в силах заподозрить в первичных проявлениях легкие формы эндогенных заболеваний шизофренического спектра. В то же время ни для кого не является секретом, что раннее начало квалифицированного лечения - залог его успеха. Это аксиома в медицине вообще и в психиатрии в частности. Особенно актуально своевременное начало квалифицированного лечения в детском и подростковом возрасте, поскольку, в отличие от взрослых, дети не могут сами распознать наличие у себя какого-либо недуга и попросить помощи. Многие психические нарушения у взрослых людей нередко являются следствием именно того, что их своевременно не лечили в детстве.

Достаточно долго общаясь с большим числом людей, страдающих эндогенными заболеваниями шизофренического спектра и с их ближайшим окружением, я убедилась в том, как трудно родственникам не только правильно построить отношения с такими больными, но и рационально организовать в домашних условиях их лечение и отдых, обеспечить оптимальное социальное функционирование. Родственникам больных совершенно неоткуда почерпнуть необходимые сведения, поскольку популярной отечественной литературы, посвященной этим вопросам, на полках наших магазинов практически нет, а иностранные издания не всегда адекватно выполняют данную задачу в силу различий менталитета, юридических норм, исторически сложившихся представлений о психических болезнях вообще и заболеваниях шизофренического спектра, в частности. Большинство книг по проблемам психиатрии адресовано только специалистам, располагающим необходимым объемом знаний. Они написаны сложным языком, с множеством специальных терминов, непонятных людям, далеким от проблем медицины.

Исходя из вышеизложенного, автор предлагаемой Вашему вниманию работы - опытный специалист в области эндогенных психических расстройств, развивающихся в юношеском возрасте – и написал книгу, преследующую цель восполнить существующие пробелы, дав широким читательским кругам представление о сущности заболеваний шизофренического спектра, и тем самым изменить позицию общества в отношении страдающих ими больных.

Основная задача автора - помочь Вам и Вашему близкому выстоять в случае заболевания, не сломаться, вернуться к полноценной жизни. Следуя советам врача-практика, Вы сможете сберечь свое собственное психическое здоровье и избавиться от постоянного беспокойства за судьбу своего близкого. Основные признаки начинающегося или уже развившегося эндогенного заболевания шизофренического спектра для того и описаны в книге столь подробно, чтобы Вы, обнаружив подобные описанным в данной монографии нарушения собственной психики или здоровья Ваших близких, имели возможность своевременно обратиться к психиатру, который определит, действительно ли Вы или Ваш родственник болен, или ваши опасения беспочвенны.

В книге красной нитью проходит мысль, что не следует бояться психиатров. которые действуют, прежде всего, в интересах пациентов и всегда идут им навстречу. Это тем более важно, что при такой сложной и неоднозначной патологии как эндогенные заболевания шизофренического спектра, правильно квалифицировать состояние больного может только врач.

Для родственников, чьи близкие страдают психическими расстройствами, может оказаться полезной информация о начальных проявлениях различных форм шизофрении или о клинических вариантах развернутых стадий заболевания, а также знания о некоторых правилах поведения и общения с заболевшим человеком. Одной из важных рекомендаций, вытекающих из данной работы, является совет автора никогда не заниматься самолечением и не надеяться, что психические нарушения пройдут сами собой. Такое заблуждение чаще всего приводит к возникновению затяжных, устойчивых к любому лечению форм болезни.

Предлагаемая Вашему вниманию книга изложена в понятной для каждого читателя форме, поскольку написана простым и доходчивым языком, а специальные термины используются в ней только в том случае, если без них невозможно обойтись, при этом все они имеют подробное толкование. При чтении книги постоянно чувствуется заинтересованность самого автора в четком и понятном для неспециалистов изложении достаточно сложных вопросов. Книга, безусловно, окажется полезной как самим больным, так и их ближайшему окружению.

Одним из достоинств монографии является то, что она разрушает широко бытующее в обществе неверное представление о психически больных и фатальности исходов шизофрении. Ведь всем нам хорошо известно, что довольно много талантливых людей страдали и страдают психическими расстройствами, однако их творческие успехи как бы говорят нам, что итог болезни не безысходен, что за здоровье и счастье Ваших близких можно и нужно бороться и при этом – побеждать.

В заключение мы хотели бы поблагодарить авторов присланной нам в свое время книги «Шизофрения» А. Вайцмана, М. Пояровского, В. Таля, заставивших нас задуматься о необходимости создания специальной монографии для русскоязычного читателя, которая в популярной форме освещала бы ряд актуальных вопросов, касающихся эндогенных заболеваний шизофренического спектра.

Причины, симптомы, лечение эндогенных и экзогенных психозов у детей и взрослых

Эндогенные расстройства психики человека достаточно распространенное сегодня явление. По целому ряду факторов подвергнуться этой болезни могут и взрослые, и дети. Поэтому вопрос об этом недуге актуален и требует нашего пристального внимания.

О массовом психическом расстройстве из истории

В мировой истории есть печальные примеры заболевания людей сильнейшими психопатическими недугами. Из-за этой «хвори» в первые века нашей эры умерло огромное количество людей, исчезли целые цивилизации. В те времена причиной этому была утрата доверия народа к властям, смена идеологий, религиозных взглядов и верований. Люди, не желая жить, кончали жизнь самоубийством, женщины делали аборты, отказывались от своих детей, вообще переставали создавать семьи. В науке это намеренное народное вымирание, связанное с ненавистью собственной жизни, получило название «эндогенный психоз 2-3 веков». Это была массовая психогеническая патология у людей, которые потеряли смысл жизни.

Подобная ситуация сложилась и в Византии перед распадом. Византийский народ после заключения унии почувствовал предательство своей веры, своего мировоззрения со стороны власти. Люди в Византии в это время поддались массовому пессимизму. Мужчины стали хроническими алкоголиками. Началась страшная депопуляция. В Византии в конце 14 века лишь 25 человек из 150 известных интеллигентов и интеллектуалов создали свои семьи.

Все это привело в Византии к серьезному разрушению нормального психического состояния людей, что очень приблизило великую империю к своему «закату».

Психозы. Их виды

Психоз – это явное расстройство психического состояния и психической деятельности человека, которое сопровождается появлением галлюцинаций, изменением сознания, неадекватным поведением, дезорганизацией личности.

Видов психотических заболеваний достаточно много. Их классификация по такому признаку, как происхождение, основана на двух видах: эндогенный и экзогенный виды.

Эндогенные нарушения сознания вызывают факторы внутреннего воздействия: соматическое или психическое заболевание, возрастные патологии. Такие отклонения в психике развиваются постепенно. Причиной экзогенных отклонений от нормального сознания человека являются внешние факторы: психическая травма, полученная вследствие отрицательного влияния на человека стрессовых ситуаций, перенесение инфекционных болезней, серьезной интоксикации. Экзогенный психоз на сегодняшний день очень часто становится следствием хронического алкоголизма.

Главным источником острой формы психопатической болезни, которая формируется внезапно и очень стремительно, считаются именно экзогенные психозы.

Помимо острого экзогенного нарушения психики, различают острые эндогенные психозы и острые органические (нарушения мозговой деятельности, заключающиеся в поражениях клеток головного мозга из-за травм или опухолей) психотические отклонения. Их отличительная особенность заключается во внезапном и в очень быстром развитии. Они имеют временный, а не хронический характер. Также у человека с нарушением сознания в острой форме могут наблюдаться рецидивы. Острые эндогенные психозы и другие острые формы хорошо поддаются лечению, важно только вовремя диагностировать психоз и незамедлительно начать лечить. Своевременная терапия, прежде всего, необходима из-за того, что при отклонении со временем все сильнее снижается адекватность человека и его способность контролировать ситуацию, это может привести к появлению уже необратимых для психики процессов.

Эндогенный психоз. Причины, симптоматика

Эндогенный психоз – это патология сознания человека, при которой у больного наблюдаются раздражительность, нервозность, бредовые состояния и галлюцинации, проблемы с памятью, вызванные внутренними процессами, происходящими в организме человека.

К таким формам относятся:

Причины данного расстройства определить у каждого конкретного человека сложно. Ими могут быть:

  • соматические (телесные) заболевания: сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, эндокринной систем и др.;
  • генетическая предрасположенность;
  • другое психическое расстройство (например, болезнь Альцгеймера – отмирание нейронов головного мозга, олигофрения);
  • возрастные изменения.

При этом у больного можно наблюдать следующие симптомы:

  • раздражительность;
  • излишнюю чувствительность;
  • снижение аппетита и сбои в режиме сна;
  • снижение работоспособности, способности к концентрации;
  • ощущение тревоги и страха;
  • бред;
  • сбои в мышлении, галлюцинации;
  • глубокую депрессию;
  • неспособность контролировать свое поведение.

Психическая патология, вызванная внутренними факторами, у детей и подростков

Пристального внимания родителей и обязательного лечения у специалистов требуют нарушения психики у детей и подростков.

Психозы у детей могут сопровождаться появлением иллюзий, странным поведением, беспричинной агрессивностью. Ребенок с нарушением, вызванным внутренними факторами, часто сочиняет какие-то непонятные слова. У него может наблюдаться бредовое состояние, могут появиться галлюцинации.

Источники отклонений здесь самые разные. Основными из них являются прием лекарств на протяжении длительного времени, сбой гормонального баланса, перенесенная высокая температура.

Довольно часто в наше время встречаются психотические нарушения у подростков. Однако родителям и даже врачам бывает сложно определить у человека в этом возрасте какие-либо отклонения ввиду сложного подросткового поведения. Поэтому при подозрениях на патологию необходимо обратиться к узкопрофильному специалисту.

Современная статистика говорит, что примерно 15% подростков нуждаются в помощи психиатра, 2% молодых людей ставят диагноз «психотическое нарушение».

Симптомы эндогенного психоза у подростков мало отличаются от признаков протекания болезни у взрослых. Но необходимо учитывать не до конца сформированную подростковую психику, изменения в гормональной системе. Патологические процессы на фоне процессов, происходящих с человеком в подростковом периоде, могут привести к самым печальным последствиям вплоть до совершения подростком суицида.

Диагностика и лечение эндогенного психоза

Симптомы разных видов психотических расстройств достаточно похожи. В связи с этим определить у пациента вид патологии, вызванный именно факторами внутреннего воздействия, может только специалист (психиатр) после досконального обследования. Уже при первых подозрительных признаках отклонения у человека, прежде всего, его близким и родственникам, необходимо срочно обратиться к врачу и проконсультироваться с ним. Больной сам может не понимать своего состояния. Заниматься самолечением эндогенного психоза опасно не только для здоровья, но и для жизни больного.

При проявлении острой патологической формы у человека необходимо для него вызвать скорую медицинскую помощь.

При подтверждении диагноза врач прописывает больному перечень лекарств. Как правило, применяются следующие лекарственные препараты:

Помимо медикаментозной терапии важна также психотерапия. Для каждого больного применяются индивидуальные приемы с целью его излечения. Для успешного выздоровления пациента врачу важно подобрать правильные способы терапии.

Продолжительность лечения эндогенного или экзогенного психозов может варьироваться. Она напрямую зависит от того, на каком этапе течения патологии обратился за помощью больной, насколько сильно запущена болезнь. При условии своевременного оказания медицинской помощи излечение может продолжаться в течение примерно двух месяцев. В запущенном случае процесс выздоровления может растянуться на продолжительный, неопределенный срок.

Диагностика и лечение эндогенного психоза у представителей молодого поколения происходят не так, как у взрослых. При возникновении первых симптомов проводится обследование малыша у целого ряда специалистов: психиатра, отоларинголога, невропатолога, логопеда, психолога. Диагностика заключается в полном обследовании состояния здоровья маленького человечка, его умственного, физического, речевого развития, врачи проверяют его слух, уровень развития мышления. Для еще более детального обследования малыша могут поместить в стационар. Бывает так, что корни отклонения в психике идут от какого-либо другого серьезного заболевания. В связи с этим является важным не только определение детского психогенического расстройства, но и выявление причины развития этой болезни.

Способы излечения маленьких больных различны. Некоторые дети могут выздороветь уже после нескольких сеансов у специалистов, другим необходимо достаточно продолжительное наблюдение. Чаще всего чаду назначают психотерапию, но иногда только этого способа борьбы с эндогенным психозом бывает недостаточно. Тогда используют лекарственные препараты. Однако сильнодействующие средства применяют крайне редко.

Особенного отношения и постоянного наблюдения у психотерапевта требуют представители младшего возраста, у которых эндогенный психоз развился на фоне сильнейших стрессовых ситуаций.

В современном мире детские психические заболевания (в том числе эндогенные и экзогенные психозы) с успехом лечатся. Рецидивы в дальнейшей жизни сводятся к минимуму, если маленькие дети и подростки получили своевременную помощь специалистов, конечно, при условии отсутствия сильнейших психологических потрясений.

Огромная ответственность ложится на плечи родных и близких больных малышей. Родители должны соблюдать режим приема лекарств, правильное питание, проводить много времени со своим чадом на свежем воздухе. Очень важно, чтобы родные не относились к «цветку жизни» как к неуравновешенному человеку. Залог скорейшего выздоровления детей – это беспрекословная вера родителей в победу над недугом.

Эндогенные психозы сегодня не редкость. Однако не следует отчаиваться, если вам, близкому человеку или вашему отпрыску поставили этот диагноз. Психотические расстройства успешно лечатся! Необходимо только вовремя обратиться к врачу, соблюдать лечение и верить в выздоровление. Тогда человек сможет вновь жить полноценной жизнью.

Эндогенное расстройство

При всей обширности лексических рамок специальной психиатрической терминологии понятие «эндогенные заболевания шизофренического спектра» по праву занимает одно из ведущих мест. И это не вызывает удивления ни у специалистов, ни у широких кругов населения. Это таинственное и пугающее словосочетание издавна превратилось в нашем сознании в символ душевного страдания самого больного, скорби и отчаяния его близких, нездорового любопытства обывателей.

В их понимании душевная болезнь чаще всего ассоциируется именно с данным понятием. В то же время, с точки зрения профессионалов, это не вполне соответствует действительному положению, так, как хорошо известно, что распространенность эндогенных заболеваний шизофренического спектра с давних пор и до настоящего времени в самых различных регионах мира сохраняется приблизительно на одном и том же уровне и в среднем достигает не более 1%.

Впрочем, не без основания можно полагать, что истинная заболеваемость шизофренией существенно превышает этот показатель за счет более частых, не учитываемых официальной статистикой легко протекающих, стертых (субклинических) форм этого заболевания, как правило, не оказывающихся в поле зрения психиатров.

К сожалению, даже в наши дни, врачи общей практики далеко не всегда способны распознать истинную природу многих симптомов, тесно связанных с психическим неблагополучием. Люди же, не имеющие медицинского образования, тем более не в силах заподозрить в первичных проявлениях легкие формы эндогенных заболеваний шизофренического спектра. В то же время ни для кого не является секретом, что раннее начало квалифицированного лечения - залог его успеха.

Это аксиома в медицине вообще и в психиатрии в частности. Особенно актуально своевременное начало квалифицированного лечения в детском и подростковом возрасте, поскольку, в отличие от взрослых, дети не могут сами распознать наличие у себя какого-либо недуга и попросить помощи. Многие психические нарушения у взрослых людей нередко являются следствием именно того, что их своевременно не лечили в детстве.

Достаточно долго общаясь с большим числом людей, страдающих эндогенными заболеваниями шизофренического спектра и с их ближайшим окружением, я убедилась в том, как трудно родственникам не только правильно построить отношения с такими больными, но и рационально организовать в домашних условиях их лечение и отдых, обеспечить оптимальное социальное функционирование.

Вашему вниманию предлагаются отрывки из книги, где опытный специалист в области эндогенных психических расстройств, развивающихся в юношеском возрасте - и написал книгу, преследующую цель восполнить существующие пробелы, дав широким читательским кругам представление о сущности заболеваний шизофренического спектра, и тем самым изменить позицию общества в отношении страдающих ими больных.

Основная задача автора - помочь Вам и Вашему близкому выстоять в случае заболевания, не сломаться, вернуться к полноценной жизни. Следуя советам врача-практика, Вы сможете сберечь свое собственное психическое здоровье и избавиться от постоянного беспокойства за судьбу своего близкого.

Основные признаки начинающегося или уже развившегося эндогенного заболевания шизофренического спектра для того и описаны в книге столь подробно, чтобы Вы, обнаружив подобные описанным в данной монографии нарушения собственной психики или здоровья Ваших близких, имели возможность своевременно обратиться к психиатру, который определит, действительно ли Вы или Ваш родственник болен, или ваши опасения беспочвенны.

Главный научный сотрудник отдела по изучению

эндогенных психических расстройств и аффективных состояний НЦПЗ РАМН

доктор медицинских наук, профессор М.Я.Цуцульковская

Большинство людей не только слышало, но и нередко использовало в повседневной речи понятие «шизофрения», однако, далеко не всем известно, что за болезнь скрывается за данным медицинским термином. Завеса тайны, сопровождающей это заболевание в течение сотен лет, до сих пор не развеяна. Часть человеческой культуры непосредственно соприкасается с феноменом шизофрении, а в широком медицинском толковании - эндогенных заболеваний шизофренического спектра.

Не секрет, что среди попадающих под диагностические критерии этой группы заболеваний достаточно высок процент талантливых, незаурядных людей, иногда достигающих серьезных успехов в различных творческих областях, искусстве или науке (В. Ван Гог, Ф.Кафка, В. Нижинский, М. Врубель, В. Гаршин, Д. Хармс, А. Арто и т.д.). Несмотря на то, что более или менее стройное понятие эндогенных заболеваний шизофренического спектра было сформулировано еще на рубеже XIX и XX веков, до сих пор в картине этих болезней остается немало неясных вопросов, требующих тщательного дальнейшего изучения.

Эндогенные заболевания шизофренического спектра на сегодняшний день представляют собой одну из главных проблем в психиатрии, что обусловлено как их высокой распространенностью среди населения, так и значительным экономическим ущербом, связанным с социально-трудовой дезадаптацией и инвалидизацией части этих больных.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЭНДОГЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

По данным международной ассоциации психиатров, около 500 миллионов людей во всем мире поражены психическими расстройствами. Из них не менее 60 миллионов страдают эндогенными заболеваниями шизофренического спектра. Их распространенность в различных странах и регионах всегда примерно одинакова и достигает 1% с определенными колебаниями в ту или иную сторону. Это означает, что из каждых ста человек один либо уже болен, либо заболеет в будущем.

Эндогенные заболевания шизофренического спектра начинаются, как правило, в молодом возрасте, но могут иногда развиться в детстве. Пик заболеваемости приходится на подростковый и юношеский возраст (период от 15 до 25 лет). Мужчины и женщины поражаются в одинаковой степени, хотя у мужчин признаки болезни, как правило, развиваются на несколько лет раньше.

У женщин течение болезни обычно более мягкое, с доминированием расстройств настроения, болезнь в меньшей степени отражается на их семейной жизни и профессиональной деятельности. У мужчин чаще наблюдаются развернутые и стойкие бредовые расстройства, нередки случаи сочетания эндогенного заболевания с алкоголизмом, политоксикоманиями, асоциальным поведением.

ОТКРЫТИЕ ЭНДОГЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что большинство населения считает болезни шизофренического круга не менее опасными заболеваниями, чем рак или СПИД. В действительности же картина выглядит иначе: жизнь сталкивает нас с весьма широким диапазоном клинических вариантов этих многоликих заболеваний, начиная от наиболее редких тяжелых форм, когда болезнь течет бурно и за несколько лет приводит к инвалидности, до преобладающих в популяции относительно благоприятных, приступообразных вариантов болезни и легких, амбулаторных случаев, когда непрофессионал даже не заподозрит болезни.

Клиническая картина этой «новой» болезни была впервые описана немецким психиатром Эмилем Крепелином в 1889 г. и названа им «раннее слабоумие». Автор наблюдал случаи заболевания только в психиатрическом стационаре и потому имел дело в первую очередь с самыми тяжелыми больными, что и выразилось в описанной им картине болезни.

Позднее, в 1911 г. швейцарский исследователь Эуген Блейлер, работавший много лет в амбулатории, доказал, что следует говорить о «группе шизофренных психозов», так как здесь чаще имеют место более легкие, благоприятные формы течения заболевания, не приводящие к слабоумию. Отказавшись от названия болезни, первоначально предложенного Э.Крепелиным, он ввел свой собственный термин - шизофрения. Исследования Э. Блейлера были столь всеобъемлющими и революционными, что до сих пор в международной классификации болезней (МКБ-10) сохраняются выделенные им 4 подгруппы шизофрении:

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА?

В настоящее время под эндогенными заболеваниями шизофренического спектра понимают психические болезни, характеризующиеся дисгармоничностью и утратой единства психических функций:

мышления, эмоций, движения, длительным непрерывным или приступообразным течением и наличием в клинической картине так называемых

разной степени выраженности

Название болезни происходит от греческих слов «schizo» - расщепляю, раскалываю и «phren» - душа, разум. При этом заболевании психические функции как бы расщепляются - память и приобретенные ранее знания сохраняются, а иная психическая деятельность нарушается. Под расщеплением подразумевается не раздвоение личности, как часто не совсем верно это понимают,

а дезорганизация психических функций,

отсутствие их гармоничности, что часто проявляется в нелогичности поступков больных с точки зрения окружающих людей.

Именно расщепление психических функций и обусловливает как своеобразие клинической картины заболевания, так и особенности нарушения поведения

больных, которые нередко парадоксальным образом сочетаются с сохранностью интеллекта.

Сам термин «эндогенные заболевания шизофренического спектра» в широком его понимании обозначает

и потерю связи больного с окружающей действительностью, и несоответствие между сохранившимися возможностями личности и их реализацией, и способность к нормальным поведенческим реакциям наряду с патологическими.

Сложность и многогранность проявлений заболеваний шизофренического спектра явились причиной того, что у психиатров разных стран до сих пор нет единой позиции в отношении диагностики данных расстройств. В некоторых странах к собственно шизофрении относят только самые неблагоприятные формы болезни, в других - все расстройства «шизофренического спектра», в третьих - вообще отрицают эти состояния как болезнь.

В России в последние годы ситуация изменилась в сторону более строгого отношения к диагностике этих заболеваний, что во многом связано с внедрением Международной классификации болезней (МКБ-10), которая используется в нашей стране с 1998 г. С точки зрения отечественных психиатров расстройства шизофренического спектра вполне обоснованно считаются болезнью, но только с клинической, врачебной точки зрения.

В то же время в социальном смысле человека, страдающего подобными расстройствами, называть больным, то есть неполноценным, было бы некорректно. Несмотря на то, что проявления болезни могут иметь и хронический характер, формы ее течения крайне многообразны: от одноприступной, когда больной переносит всего один приступ в жизни, до непрерывнотекущей. Нередко человек, находящийся в данный момент в ремиссии, то есть вне приступа (психоза), может являться вполне дееспособным и даже более продуктивным в профессиональном плане, чем окружающие его лица, здоровые в общепринятом понимании этого слова.

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ЭНДОГЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

позитивные и негативные расстройства.

Позитивные синдромы

Позитивные расстройства, в силу своей необычности, заметны даже неспециалистам, поэтому выявляются относительно легко, включают разнообразные расстройства психической деятельности, которые могут носить обратимый характер. Разные синдромы отражают тяжесть психических нарушений от относительно легких до тяжелых.

Различают следующие позитивные синдромы:

  • астенические (состояния повышенной утомляемости, истощаемости, утраты способности к длительной работе),
  • аффективные (депрессивные и маниакальные, свидетельствующие о расстройстве настроения),
  • обсессивные (состояния, при которых мысли, чувства, воспоминания, страх возникают помимо воли больного и носят навязчивый характер),
  • ипохондрические (депрессивная, бредовая, обсессивная ипохондрия),
  • паранойяльные (бред преследования, ревности, реформаторства, бред иного происхождения.),
  • галлюцинаторные (вербальный, зрительный, обонятельный, тактильный галлюциноз и др.),
  • галлюцинаторные (психические, идеаторные, сенестопатические автоматизмы и др.),
  • парафренные (систематизированная, галлюцинаторная,
  • конфабуляторная парафрения и др.),
  • кататонические (ступор, кататоническое возбуждение), делириозные, помрачения сознания, судорожные и пр.

Как видно из этого далеко не полного перечня, количество синдромов, их разновидностей весьма велико и отражает разную глубину психической патологии.

Негативные синдромы

Негативные расстройства (от лат. negativus - отрицательный), называющиеся так потому, что у больных вследствие ослабления интегративной деятельности центральной нервной системы может происходить обусловленное болезненным процессом «выпадение» мощных пластов психики, выражающееся в изменении характера и личностных свойств.

Пациенты при этом становятся вялыми, малоинициативными, пассивными («снижение энергетического тонуса»), у них исчезают желания, побуждения, стремления, нарастает эмоциональный дефицит, появляется отгороженность от окружающих, избегание каких бы то ни было социальных контактов. Отзывчивость, душевность, деликатность заменяются в этих случаях раздражительностью, грубостью, неуживчивостью, агрессивностью. Кроме того, в более тяжелых случаях у больных появляются упомянутые выше расстройства мышления, которое становится нецеленаправленным, аморфным, бессодержательным.

Пациенты могут настолько терять прежние трудовые навыки, что им приходится оформлять группу инвалидности. Одним из важнейших элементов психопатологии заболеваний шизофренического спектра является прогрессирующее обеднение эмоциональных реакций, а также их неадекватность и парадоксальность.

При этом уже в начале заболевания могут изменяться высшие эмоции - эмоциональная отзывчивость, сострадание, альтруизм.

По мере эмоционального снижения больные все меньше интересуются событиями в семье, на работе, у них рвутся старые дружеские связи, утрачиваются прежние чувства к близким. У некоторых больных наблюдается сосуществование двух противоположных эмоций (например, любви и ненависти, интереса и отвращения), а также двойственность стремлений, действий, тенденций. Значительно реже прогрессирующее эмоциональное опустошение может привести к состоянию эмоциональной тупости, апатии.

Наряду с эмоциональным снижением у больных могут наблюдаться и нарушения волевой деятельности, чаще проявляющиесялишь в тяжелых случаях течения болезни. Речь может идти об абулии - частичном или полном отсутствии побуждений к деятельности, утрате желаний, полной безучастности и бездеятельности, прекращении общения с окружающими. Больные целыми днями, молча и безучастно, лежат в постели или сидят в одной позе, не моются, перестают обслуживать себя. В особо тяжелых случаях абулия может сочетаться с апатией и обездвиженностью.

Еще одним волевым нарушением, который может развиваться при болезнях шизофренического спектра, является аутизм (расстройство, характеризующееся отрывом личности пациента от окружающей действительности с возникновением особого внутреннего мира, доминирующего в его психической деятельности). На ранних этапах болезни аутистичным может быть и человек, формально контактирующий с окружающими, но не допускающий никого в свой внутренний мир, включая самых близких ему людей. В дальнейшем происходит замыкание больного в себе, в личных переживаниях. Суждения, позиции, взгляды, этические оценки больных становятся крайне субъективными. Нередко своеобразное представление об окружающей жизни приобретает у них характер особого мировоззрения, иногда возникает аутистическое фантазирование.

Характерной особенностью шизофрении является также снижение психической активности. Больным становится труднее учиться и работать. Любая деятельность, особенно умственная, требует от них все большего напряжения; крайне затруднена концентрация внимания. Все это приводит к трудностям восприятия новой информации, использования запаса знаний, что в свою очередь вызывает снижение трудоспособности, а иногда и полную профессиональную несостоятельность при формально сохраненных функциях интеллекта.

Негативные расстройства могут довольно долго существовать, не обращая на себя особого внимания. Такие симптомы, как равнодушие, апатия, неспособность к проявлению чувств, отсутствие интереса к жизни, потеря инициативы и веры в себя, обеднение словарного запаса и некоторые другие, могут восприниматься окружающими как черты характера или как побочные эффекты антипсихотической терапии, а не результат болезненного состояния.

Кроме того, позитивная симптоматика может маскировать собой негативные расстройства. Но, несмотря на это, именно негативная симптоматика в наибольшей степени влияет на будущее больного, на его способность существовать в обществе. Негативные расстройства также значительно более устойчивы к лекарственной терапии, чем позитивные. Лишь с появлением в конце ХХ века новых психотропных лекарств - атипичных нейролептиков (рисполепта, зипрексы, сероквеля, зелдокса) у врачей появилась возможность влиять на негативные расстройства. В течение многих лет, изучая эндогенные заболевания шизофренического спектра, психиатры концентрировали свое внимание в основном на позитивной симптоматике и поисках способов ее купирования.

Только в последние годы появилось понимание, что принципиальное значение в проявлениях болезней шизофренического спектра и их прогнозе имеют специфические изменения


Частное дошкольное образовательное

учреждение Детский Сад “Акварель”

Конспект открытого занятия по сенсорике

с элементами ТРИЗ - технологий

в первой младшей группе

Тема : « По следам

колобка »




Подготовила

воспитатель первой младшей группы

Зеленина Е.Н.

Цель: Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку

всесторонне воспринимать окружающий мир.

Задачи: 1. Закреплять знания признаков «Цвет», «Форма», «Рельеф», «Звук»,

продолжить упражнять сравнивать объекты по признакам и

ориентироваться на плоскости

2. Развивать мелкую моторику, память, внимание и наблюдательность

3. Воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем заходят в зал.

В: - Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Дети здороваются и садятся на стульчики.

В: - Ребята, смотрите, что у меня есть. Это сундучок сказок. Давайте откроем и посмотрим что там лежит.

Открывает сундучок.

Д: - В сундучке лежит книжка.

В: - Как называется сказка?

Д: - Колобок.

В: - Я предлагаю вам, отправиться в сказку. Но с собой я возьму только тех, кто назовёт героев сказки колобок

Дети называют: дед, бабка, заяц…

В: - Молодцы. Что бы попасть в сказку, давайте произнесём волшебные слова

Дети вместе с воспитателем произносят и выполняют действие по тексту.

Вокруг себя ты повернись и в тут же окажись

В: - Вот мы и в сказке, но колобка не видно. Смотрите, следы колобка. Давайте пойдём по ним и найдём колобка. По дороге будем петь песенку колобка.

Дети поют песенку и выполняют имитационные действия

Я колобок, колобок

По амбару метён

По сусекам скребён

Я от бабушки ушёл

Я от дедушки ушёл….

В: - Следы нас привели к кустику. Ребята, кто там под кустиком сидит

Д: - Зайка

В: - Он очень грустный. Давайте поиграем с ним и развеселим.

Дети играют в д/и «Зайка». Закрепление признака «Форма». Работа с морф дорожкой. Поселить зайчика в домик такой же формы как зайчик.


В: - Зайке очень понравилась игра. Мы его развеселили. А нам пора идти дальше.

Дети вместе с воспитателем идут по следам, которые ведут к ёлке

и поют песенку, выполняя имитационные действия

Я колобок, колобок

По амбару метён

По сусекам скребён

Я от бабушки ушёл

Я от дедушки ушёл

Я от зайца ушёл…

В: - Смотрите, кто-то под ёлкой сидит.

Д: - Волк.

В: - Волк злой и голодный. Его нужно накормить. Вот корзинка. Давайте посмотрим что в ней лежит разложив по разным корзинам: колючие объекты в синюю, гладкие в красную, мягкие в зелёную.

Дети сортируют шарики по рельефу.



В: - Смотрите, в гости к волку пришли

его друзья.

Каждому ребёнку выдаётся коробочка с изображением головы волка с прорезанным отверстием в районе рта - д/и «Покорми волка».

В: - Они тоже голодные. Мы будем кормить волков их любимыми зелёными витаминами.

Дети выбирают зелёные «витамины» и кормят волка.

В: - Волки наелись, но нас отпускать не хотят. Давайте громко погремим (Дети гремят) , теперь чуть тише… Ещё тише.. Волки испугались и убежали. А мы можем продолжить своё путешествие.

Дети с воспитателем продолжают идти по следам и поют песенку..,

Я колобок, колобок

По амбару метён

По сусекам скребён

Я от бабушки ушёл

Я от дедушки ушёл

Я от зайца ушёл

Я от волка ушёл..

Следы заканчиваются возле домика

В: - Интересно, кто в домике живёт?

Д: - Медведь.

В: - Давайте спросим у него, куда пошёл колобок.

Дети спрашивают медведя куда пошёл.

В: - Мишка покажет, куда пошёл колобок, если мы ему поможем. Он хочет

нарисовать овощи, но подходящих красок у него нет.

Воспитатель показывает краски которые есть у мишки, детина называют цвет: синий, жёлтый, красный. Затем показывает овощи, которые хочет нарисовать мишка, дети называют овощ и цвет: морковка – оранжевая, баклажан – фиолетовый, огурец - зелёный.


В: - Ребята, давайте расскажем мишке какие краски нужно подружить, чтобы получить нужные (оранжевый, зелёный, фиолетовый)

Дети рассказывают, составляя схемы из капелек - Д/и: «Капельки»

В: - Молодцы. Теперь мишка сможет нарисовать овощи. За это он, показал куда пошёл колобок.

Показывает. Дети видят пенёк, на котором сидит колобок, а рядом лису.

В: - Лиса хочет съесть колобка. Ему нужно помочь. Если колобок изменит цвет, то лиса испугается и убежит.

Каждый ребёнок называет цвет и находит колобка нужного цвета, затем находит объект такого же цвета и выкладывает схему, проговаривая:

Д: - Колобок по цвету такой же как цыплёнок…..

В: - Какой по цвету колобок?

Р: - Колобок жёлтый и цыплёнок тоже жёлтый….

И т. д.


В: - Молодцы. Лиса испугалась и убежала. Мы спасли колобка. Нам пора возвращаться. Садитесь на стульчики. Что бы вернуться нам нужно вспомнить в какой мы сказке, кого мы встретили и где.

Дети называют сказку и героев, рассказывают где с ними встретились, выкладывая картинки на фланелеграфе.



В: - Молодцы. Мы с вами вернулись из сказки. Давайте скажем до свидания нашим гостям и пойдём расскажем другим ребятам где мы были, кого встретили…

Тема: «Зайчик в гостях у ребят»

Цель : Формировать у детей первоначальный интерес к познанию.

Программные задачи:

1. Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.

2. Закреплять умение различать один и много предметов;

знание геометрических фигур

3. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.

4. Упражнять в группировке предметов по цвету, форме, величине.

5 . Побуждать детей к называнию предметов и их признаков.

6. Развивать у детей внимание, мыслительные операции: умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.

7.Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в группе.

Словарная работа : много, один, большой, маленький.

Материалы: игрушка зайчик, большие фигуры треугольника, квадрата, круга, набор маленьких фигур(треугольник, квадрат, круг), большие и маленькие мячи, большая и маленькая коробка, шарики.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель заводит детей:

Ребята, посмотрите как много гостей пришло к нам в группу! Давайте поздороваемся с гостями, улыбнемся им.

Дети: Здравствуйте.

В-ль: Ребята, посмотрите, к нам еще пришел гость. Кто это?(зайчик). Давайте с ним тоже поздороваемся.

. (Дети здороваются с зайчиком)

В-ль: Ребята, зайчик говорит, что ему он пришел к нам в гости и принес нам подарок. Но чтобы получить его надо выполнить задания, которые зайчик для вас приготовил. Вы согласны, их выполнить?

Дети: Да.

2. Основная часть

В-ль: Тогда давайте сядем на коврик и начнем работать. Посмотрите здесь лежат фигуры. Давайте их назовем. Это что за фигура? (квадрат) Какого он цвета? (Желтого) А это какая фигура? (треугольник, синего цвета) А это? (круг, красного цвета)

В-ль: Посмотрите, здесь еще есть фигурки.

Сейчас я вам раздам их, а вы внимательно посмотрите, и найдите домик, который похож на них

В-ль: Давайте по очереди подходите и кладите фигурку в свой домик. (дети раскладывают фигурки, при этом называют фигуру у них в руках.)

В-ль: Молодцы, ребята. Справились с заданием. Все фигуры у себя в домиках. И Зайчик очень рад. А теперь давайте немного отдохнем.

3.Физкультминутка: «Зайка» (под музыку)

В-ль: Отдохнули? А теперь, давайте дальше выполнять задания зайчика. Посмотрите, что здесь у нас лежит? (мячи) Сколько здесь мячиков (Много) А какие они по размеру? (Большие и маленькие). Правильно. Давайте возьмем по мячику. Зарина, сколько у тебя мячей в руке? (один) А уЛизы? (один) И у Карима один, и у Миланы один. Здесь стоят две коробочки, это какая по размеру? (большая). А эта (маленькая). Теперь давайте будем раскладывать мячи по коробкам: в большую будем класть большие мячи, а в маленькую-маленькие.

(В процессе раскладывания мячей по коробкам, воспитатель расспрашивает детей о величине мяча и его цвете.)

В-ль: Какие вы молодцы ребята. Зайка очень рад, что вы справились с его заданиями и хочет вам подарить подарки. Посмотрите, что это? (шарики)

(воспитатель раздает шары детям)

В-ль: А теперь зайчику нужно идти домой в лес, давайте с ним попрощаемся

(дети прощаются с зайчиком)

4. Итог занятия

В-ль: Ребята, вам понравилось выполнять задания? А что мы делали? А подарки вам понравились? Вы так хорошо сегодня работали. Молодцы!

Занятие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста "Сказочный островок»

Цель: объединение опыта и знаний для развития и обучения детей в семье, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, воспитание эстетических эмоций к яркому разнообразию окружающего мира.

Программные задачи:

Обучающие:

Учить детей различать понятия «много», «один», понимать вопрос «сколько», при ответе пользоваться словами «много», «один»;

Закрепить умение создавать однородную группу предметов путем добавления предмета к предмету;

Закрепить знание детей о геометрических фигурах – круг, квадрат;

Закрепить знание основных цветов – красный, синий, зеленый, желтый, умение соотносить по цвету.

Развивающие:

Развивать память, мышление, активный словарный запас;

Развивать эмоциональную сферу ребенка;

Способствовать развитию доброжелательного отношения к родителям, детям, сверстникам и ко всем окружающим.

Воспитательные:

Воспитывать уверенность в себе, активность;

Воспитывать чувство единства, сплоченности, учить действовать согласованно;

Воспитывать аккуратность.

Методические приемы:

ритуал приветствия и прощания, сюрпризный момент, расслабляющее упражнение, пальчиковая гимнастика, помощь, похвала, повторение словарных слов, индивидуальное проговаривание.

Материалы и оборудование: большие круг и квадрат; 2 домика из картона; круг и квадрат с лицами (грустный, веселый); корзина с маленькими мячами; круги и квадраты по числу детей для наклеивания на домики; два мольберта; клей.

Структура занятия:

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Моя крошечка».
2. Пальчиковая гимнастика «Кто в кулачке?».
3. Основная часть. Сказка.
4. «Расслабляющее упражнение».
5. Игра «Большой – маленький».
6. «Релаксационно-игровые упражнения».
7. Ритуал прощания.

Использованная литература:

1. «Праздники и развлечения для малышей» М. Картушина.
2. «Мы рисуем, танцуем и поем» И.Каплунова, И.Новоскольцева.
3. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева М. 2004.
4. «Изобразительная деятельность в дет.саду раннего возраста» И. А. Лыкова М. 2007.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог : Здравствуйте, дорогие мои малыши, здравствуйте, мамы и папы! Я очень рада видеть вас сегодня у себя на занятии. В этом зале, кроме меня, вас ждут игрушки, мячи, кубики и множество других интересных вещей, которым не терпится поиграть с вами. Но, прежде чем играть, нам всем нужно поздороваться. А здороваться мы будем особенным способом. Хотите, я вас научу? Тогда внимательно смотрите и повторяйте.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Моя крошечка»

Родитель:

Дай ладошечку, моя крошечка. (ребенок подает ладошечку родителю)
Я поглажу тебя по ладошечке. (родитель поглаживает ребенка по ладошке)
На ладошечку, моя крошечка. (родитель подает ладошку ребенку)
Ты погладь меня по ладошечке (ребенок поглаживает родителя по ладошечке)

2. Пальчиковая гимнастика «Кто в кулачке?»

Педагог раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку и родителям несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Если ребенок не справляется, родитель помогает ему убрать большой палец в кулак. Затем читает четверостишие и вместе выполняют движения:

«Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец)

3. Основная часть. Сказка

Педагог : Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, на необыкновенный остров. Это не простой остров, а сказочный. На этом острове живут разные геометрические фигуры. У каждого из них, как и у вас, есть имена. Зовут эти фигуры так: "кружок" и "квадрат". Все эти фигуры живут в своих домиках.
– Но чтобы попасть на этот остров, нам надо преодолеть некоторые препятствия. Готовы к путешествию?(Да!)
– Тогда отправляемся в путь. Перед нами ручей, нам надо по мостику перейти через него

(Упражнение на равновесие: на полу перекладины из брусьев, дети идут по ним).

– Ура! Первое испытание пройдено. Ребята, я вижу дальше дорога идёт по обрыву. Смотрите, не соскользните, идите строго по следам (Упражнение на координацию движения: дети идут по следам, руки в стороны).
– Дети, вот мы и добрались до сказочного острова. Давайте поближе познакомимся с его жителями. Посмотрите, в первом домике нас встречает фигура …..(психолог спрашивает у детей) "квадрат"(психолог показывает на фланелеграфе квадрат).
– Правильно – это квадрат. Во втором домике нас встречает фигура...(психолог спрашивает у детей) "круг" (психолог показывает на фланелеграфе круг).
– А что это они у нас какие-то грустные? Как вы, дети, думаете почему они грустные? Может взрослые подскажут, почему они грустные? Как вы думаете, уважаемые взрослые? Что надо сделать, чтобы им стало весело? (ответы детей….. «Поселить к ним друзей»)

– У вас на столах разложены пособия для наклеивания кругов и квадратов на домики. Родители (мамы и папы) помогают своим деткам это сделать.
– Намазываем клеем маленький кружочек и наклеиваем его на домик, где живет круг.
– Намазываем клеем маленький квадрат и наклеиваем его на домик, где живет квадрат.

(Во время упражнения поменять расположение ртов, сделать их улыбающимися).

– Посмотрите, как фигурам стало весело, когда у них появилось много друзей!!!
– Посмотрите в какую разноцветную одежду одеты круг и квадрат.

Сколько у круга друзей? (Много)

Сколько красных кружочков? (Один)

Сколько зеленых кружочков? (Много)

Сколько синих кружочков? (Один)

Сколько друзей у квадрата? (Много)

Сколько желтых квадратов? (Один)

Сколько синих квадратов? (Много)

– Как хорошо когда много друзей!!!


4. «Расслабляющее упражнение»

Педагог: Ребята! Круг и квадрат хотят вас отблагодарить, за то что вы подарили им столько много друзей. Посмотрите, что они передали вам (достаем корзину с маленькими мячами).
– Что это, ребята? (Мячики)
– Правильно! А на какую фигуру они похожи? (На круг).
– Молодцы! И все они очень хотят с вами поиграть. (Раздаем по 1 мячу каждой паре родитель-ребенок).

(Родители и дети сидят напротив друг друга. По предложению психолога родители прокатывают мячик по ногам и рукам ребенка. При этом действия сопровождаются речевкой.)

Тише, мяч, не торопись.
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись
И обратно возвратись.

– Устали наши мамы (папы). Давайте погладим им ручки. Давайте погладим им ножки.

5. Игра «Большой – маленький»

Педагог: Молодцы! А теперь возьмемся за руки и сделаем «солнышко». (Дети вместе с родителями встают в круг, взявшись за руки).

У нас мячик большой,
Вот такой, вот такой (делают большой круг).
А теперь он маленький,
Вот такой, вот такой (делают маленький круг).
И веселый, озорной,
Вот какой, вот какой (все улыбаются друг другу).

6. «Релаксационно-игровые упражнения»

Педагог: А сейчас мы разделимся на пары, и будем играть в "Ладушки".

(Цель – развитие межполушарных взаимодействий.)

Напомните детям потешку:

Ладушки, ладушки! Что ели? – Кашку.
Где были? – У бабушки. Что пили? – Бражку.

Пусть ребята сядут напротив родителей, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.

Педагог: У вас здорово получается. А вы помните потешку "Сорока-ворона"?

(Цель – снятие эмоционального напряжения.)

Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила.
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!

Дети сидят в парах с родителями, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки. Замечательно!

7. Ритуал прощания

Педагог: Дорогие мои малыши, Уважаемые мамы и папы! Наше занятие подошло к концу. Я очень рада была видеть вас сегодня у себя на занятии. А сейчас, дорогие участники, я хочу научить вас, как мы с вами будем прощаться.

Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши)
Вместе топнули ногой. (Все топают ногой)
Посмотрели, улыбнулись. (Смотрят друг на друга и улыбаются)
До свидания всем сказали. (Все машут