Нравственное воспитание в 1 младшей группе картотека. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Блестит, словно золотое

16.03.2019

Татьяна Вернова
Формы организации работы с детьми 1 младшей группы по нравственному воспитанию

Формы организации работы с детьми 1 младшей

группы по нравственному воспитанию .

У маленьких детей есть определенные особенности в восприятии нашего мира . Чем младше малыш , тем более образным мышлением он обладает. Нравственное воспитание младших дошкольников строится с учетом этих особенностей. Маленький ребенок познает мир через игру. Вводя в игровой процесс элементы нравственного воспитания , можно достичь колоссальных успехов. На примере различных персонажей можно демонстрировать доброту, сострадания, смелость и честность. Игры со сверстниками тоже имеют значение для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Взрослым необходимо следить за этими занятиями малышей и ненавязчиво вмешиваться в процесс при необходимости. Специальные занятия по нравственному воспитанию в этом возрасте практически не нужны. Личный пример взрослых и правильно организованные игры способствуют знакомству с основами нравственных законов общества .

Данная работа направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач :

1. Развитие игровой деятельности :

У маленького ребенка нужно воспитывать положительное , доброжелательное, отношение к окружающим взрослым, дружеское отношение между детьми (играть не ссорясь, не мешая друг другу и вместе радоваться успехам, делиться игрушками).

Формы работы с детьми :

1. Дидактические игры :

«Я умею уступать» - уважать друг друга, я умею делиться игрушкой, конфеткой и т. д.

«Оцени поступок» - о добрых и плохих поступков.

2. Чтение художественной литературы :

А. Барто «Уронили мишку на пол» - бережное отношение к игрушкам.

Л. Толстой «Был у Пети и Мише конь» - делиться с игрушкой.

3. Рассматривание картин :

«Спасаем мяч» - сочувствие к девочке.

4. Беседы :

«Моя любимая игрушка»

«Куклы мешают друг другу играть» .

2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Формы работы :

1 Дидактические игры.

«Кукла заболела»

«У Кати болят зубки» .

«День рождение у куклы Кати» .

К. Чуковский «Доктор Айболит» .

Л. Н. Толстой «Была у Насти кукла» .

«Как коза избушку построила» обр. М. Булатова.

3 Рассматривание картины.

«Купание куклы» .

«У доктора» .

3. Формирование умения здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого) ; излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста» .

Формы работы :

1 Дидактические игры.

«Клубочек волшебных слов» - дети говорят волшебные слова и наматываем на клубок нитку.

«Приветствие – прощание» - научить лесных зверюшек здороваться, прощаться.

«Помоги зайчику» - дарят волшебные слова зайчику.

2 Чтение художественной литературы.

Э. Машковская «Вежливые слова» .

С. Маршак «Уроки вежливости» .

«Правило вежливости»

«Секрет волшебных слов» .

«Вежливые слова» .

Нравственно-патриотическое воспитание в I младшей группе 1 «Карапузики» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18 «Ладушки» Выполнила: Кобылянская Татьяна Леонтьевна Воспитатель МАДОУ Д\С18 «Ладушки» г.Гай Оренбургская обл.


Проблема В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях.. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте.


Цели и задачи Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям. Задачи: - знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы,сказки и т. д. - развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности; - воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким;


Использование народного фольклора На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок….» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » или «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ». В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора. : потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.


На материале фольклора с помощью игры учим детей и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пентомическими движениями, яркой мимикой и жестами.


Сказки Сказки- особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, Сказки научат смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно усваивают.


Народные игры Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков их быте, труде, мировоззрении. В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши»,«Заинька», «Солнышко и дождик»,«У медведя во бору» Хороводные –, «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Манечки и Ванечки», «Березка»


Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.



Воспитатель: Ефремова Елена Николаевна. МДОУ – детски сад №2 «Улыбка»

Программное содержание:

Дать детям знания о том, кто живет в лесу.

Учить детей сострадать, быть заботливыми и внимательными к окружающим.

Развивать умение детей слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, выполнять задания.

Воспитывать в детях доброжелательность, желание быть щедрым, не жадничать.

Словарная работа: учить пользоваться существительными в ласкательной форме: лисичка, ежонок, заинька;

Прилагательными: жадный, добрый, хороший.

ЗКР: закрепить произношение звука «ч» в словах: птичка, зайчик, ложечка.

Материал к знанию: деревья, игрушки: лисёнок, зайка, медвежонок; пенёк, птички, домик, норма, бочонок, ложка деревянная, бокальчик, магнитофон, фонограмма записи звуков леса, шарфик.

Индивидуальная работа: с Аней С., Олесей Л. – учить внятно и правильно произносить слова за воспитателем.

Предшествующая работа: Рассказывали р.н. с. «Теремок» , «Колобок» с использованием настольного театра, чтение стихов А.Л. Барто, лепка из пластилина зёрнышек для птичек, морковки для зайчика.

Ход занятия.

Из-за двери доносится скрип.

Ребята, слышите, кажется, кто-то скребётся в дверь. Послушайте!

Кто же это там? Давайте посмотрим. (Подвожу детей к двери, открываю её, там – ёжик.)

Ой, ребята, да это же маленький ежонок. (Спрашиваю 3 – 4 детей кто это?) (Добиваюсь правильного ответа и произношения слова ёжик, ежонок) Он плачет.

«Ёжик, почему ты плачешь? Что с тобой случилось? Как ты попал к нам в детский сад

Ёжик: (всхлипывает) Я – я – я… потерялся. Увидел мышку, побежал за ней и не заметил, как заблудился. Мышка от меня убежала, а я потерялся и теперь не знаю, как мне вернуться домой к маме.

Мама будет меня искать, волноваться. А я не хочу её расстраивать.

Милый ёжик, не плачь. Давайте пожалеем его и скажем ему «не плачь» . Мы тебе поможем. Давай, ребята, проводим его в лес, к маме. (Веду детей по тропинке в лес. Обращаю внимание на красоту леса. Рассматриваем по пути деревья. На них – птички. Слышится пение птиц. Предлагаю послушать их пение. Дети стоят, слушают) . Ребята, кто поёт так красиво? (Птички) (закрепляю слово, звук – «ч» ) .

Ребята, слышите, кажется, кто-то стонет? (а – а – а) Кто же это, давайте посмотрим? Ой, да это же заинька.

Зайка, что с тобой? Почему ты так жалобно стонешь?

Зайка: Я пил холодную воду и у меня заболело горлышко. Мне больно говорить.

Ах ты, заинька, разве ты не знаешь, что пить холодную воду нельзя?

Все знают, что от холодной воды можно заболеть.

Зайка: Нет, я не знал, вот и заболел.

Ну, что ж, тебе надо лечиться. Вылечить горлышко поможет мёд.

Есть у тебя мёд?

Зайка: Нет.

Давайте у кого-нибудь спросим. Вон вдалеке виднеется чья-то норма.

Давайте подойдем, посмотрим, кто же там живёт?

(Стучу рядом с норкой) Э – эй, кто тут живет? (Из норы выглядывает лисёнок) . А – а – а, вот кто здесь живёт. Кто это, ребята? (Лисёнок) .

Да это же маленький лисёнок! Кто это? (Спрашиваю 2 – 3 детей) .

Лисёнок, а у тебя мёд есть?

Лисёнок: Есть.

Дай нам, пожалуйста, ложечку мёда.

Лисёнок: Нет, не дам. Он мне самому нужен. Я сам мёд люблю и поэтому не дам.

Ай-ай-ай! Какой ты жадный! Пожалел для бедного зайчика ложечку мёда. Не хорошо жадничать. С жадинами никто не играет и не дружит. Ребята, какой лисёнок? (Жадный) . (Его можно назвать – жадина) .

Ну, что ж, давайте пойдем и спросим мёд ещё у кого-нибудь.

(Идём по лесу. Подходим к дому медведя. Он выходит из дома) .

Здравствуй, Мишка – Топтыжка.

Мишка: Здравствуйте, зачем вы ко мне пожаловали?

Мишенька, у Зайки болит горлышко. Чтобы вылечиться, ему нужна ложка мёда. Есть у тебя мёд?

Мишка: Конечно есть. Я мёд очень люблю и у меня его много.

Мишенька, дай, пожалуйста, одно ложечку зайчонку, чтобы он быстрее выздоровел.

Мишка: Бедный маленький зайчонок

Я тебе помогу, ложку мёда принесу.

(Выносит бочонок с мёдом и даёт одну ложку зайке. Зайчик съел и повеселел) .

Зайка: Ура, моё горлышко больше не болит. Спасибо тебе, Мишенька, за мёд. Ты очень хороший и добрый друг. И вам, ребята, тоже спасибо, что помогли мне, не бросили в беде.

Вот и хорошо, что ты, Зайка, выздоровел. Ребята, кто помог, зайчику?

(Мишка) Какой Мишка? (Добрый, хороший, не жадный. Дети повторяют за воспитателем) .

Давайте вместе поиграем в игру.

Лисёнок: (кричит) И я! И я! Я тоже хочу с вами поиграть!

Нет, лисёнок! Мы с жадинами не играем и не дружим.

Лисёнок: Простите меня! Я больше не буду жадничать!

На тебе, зайка мёд!

Зайка: Спасибо, Лисёнок. Но мне больше мёд не нужен. Я - выздоровел.

Ну, что ж, Лисёнок, раз ты теперь не жадный, иди с нами играть.

Возьмём, ребята, лисёнка играть? (Да) .

Игра: «Зайка серенький сидит…»

Ребята, слышите, кажется кто-то кричит ау? Ау! Ёжик, сыночек!

Кто-то зовет ежонка.

Давайте все вместе крикнем: «Ежонок – здесь» . Он - тут!

(Выходит ежиха и обнимает ежонка)

Ежиха: Сыночек, ежонок, где ты был? Я тебя давно ищу!

Ежонок: Прости меня, мама, я нечаянно потерялся. Я больше никогда не буду уходить далеко от дома. Мне ребята помогли найти тебя.

Ежиха: Спасибо вам, ребята, что помогли моему ежонку. Вы очень добрые и хорошие дети.

Рады были вам помочь. А сейчас, ребята, давайте, попрощаемся с лесными друзьями – зверятами, нам уже давно пора возвращаться в детский сад. До свидания, друзья!

Приходите и вы к нам в гости в детский сад. (Увожу детей из леса) .

Занятие окончено.

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых.

Особенности возраста

Младший дошкольный возраст является важным периодом в нравственном развитии детей. На данной стадии у малышей активно формируются навыки поведения, первые элементарные представления о хорошем и плохом, т.ж. добрые чувства к окружающим. Наиболее успешно это происходит в условиях совместного благоприятного педагогического воздействия семьи и детского сада. Те моральные представления и навыки, которые формируются у детей в этом возрасте, станут основой их дальнейшего нравственного развития.

С момента перехода малышей, от отношений в стенах дома к жизни в коллективе дошкольной группы, жизнь их заметно изменяется. Возникает и развивается умение участвовать в сюжетно-ролевой игре, включаются в регулярную и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении индивидуальных и коллективных поручений. В этот период ребята усваивают новые, более сложные для них правила, корректирующие их поведение, взаимоотношения с окружающими их взрослыми и ровесниками.

Поэтому одной из главных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. У детей следует формировать умение делать самим то, что соответствует их жизненному опыту и является посильным для них. Получая опыт самостоятельности, малыш уже не только может обслужить себя (умываться, одеваться, раздеваться, складывать одежду, держать ложку), но и получает способность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место книги, игрушки), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. самостоятельно управлять своим поведением.

К трем годам наблюдаются качественные изменения в росте самостоятельности, что позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, оказывать помощь, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других.

Создавая условия для индивидуальной и совместной деятельности малышей, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне, ровесникам). Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей данного возраста, т.е. показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям. В обществе детей ребенок учится, соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии.

К тому же маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. В связи с этим, у детей в возрасте от двух до трех лет уже можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям контролировать свои импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам.

Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

Поскольку дети младшего возраста способны выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствуясь в своем поведении правилами, они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает взрослого организовывать любую деятельность детей таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить положительную оценку окружающих, формировать и нравственные мотивы - быть нужными другим (сверстникам, взрослым).

Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, или с определенной личностью. В связи с этим нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него.

Однако дети не умеют еще соотносить своими поступками с представлениями о нравственной норме. К тому же у ребят очень слабо развито умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других.

Однако при взаимодействии семьи и детского сада, организации повседневного общения, а также доступной для детей этого возраста совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых норм поведения решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими постепенно изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.

Воспитанники младшей группы усваивают, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Что нужно учитывать в процессе воспитания детей?

Правильная организация воспитания детей предусматривает соблюдение нескольких несложных правил:

1. Все в меру.

Это означает, что ребенка нельзя заставлять выполнять поручения насильно и нагружать непосильными для него заданиями.

2. Каждой трудности - по разу.

Чтобы процесс воспитания не был монотонным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Кроме того, что это сделает процесс приобщения к социуму интересным и ярким, это так же позволит выявить индивидуальные способности и склонности ребенка.

3. Сформируйте конечную цель.

Для успешного освоения любого навыка необходима определенная мотивация. Чтобы пробудить желание ребенка к какой-либо деятельности следует четко поставить ему результаты работы.

4. Разбудить интерес.

Кроме мотивации для усвоения норм детям необходимы такие качества, как внимание, упорство, настойчивость. Именно этих качеств часто не достает большинству детей. Чтобы справиться с данными возрастными трудностями следует использовать доступные для детей приемы. Для этого достаточно включить в работу игровой момент, чтобы сделать ее захватывающим и радостным занятием.

5. Не наказывайте заданием.

Ни в коем случае не следует наказывать детей заданием. Процесс должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обреченность.

Что дает нравственное воспитание детей в младшем возрасте?

Дети получившие правильное воспитание растут самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами общества.

Использовались сайты:

http://i-gnom.ru/books/nravstvennoe_vospitanie/nravstvennoe2.html

«Мостик дружбы » по мотивам сказки «Заюшкина избушка»

Цели: Способствовать духовно-нравственному развитию детей; Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; Учить сопереживать, эмоционально воспринимать настроение; Учить употреблять в речи вежливые слова; Учить детей раскатывать кусочки пластилина удлиненной формы; Закреплять знания детей о времени года; Развивать мелкую моторику рук; Развивать конструктивные умения детей.

Оборудование: Музыкальное произведение « Если добрый ты.....» , музыкальное сопровождение, художественное слово, костюм лисы, игрушки би-ба-бо заяц и лиса, строительный материал, пластилин.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята давайте мы с помощью волшебного слова поприветствуем друг друга.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята когда я пришла сегодня в детский сад, я обнаружила на столе письмо(рассматривает конверт вместе с детьми, читает письмо, в котором зайчик сообщает что он придет в гости к деткам).

(Проблемная ситуация)

Воспитатель: Ребята, а вы слышите кто то плачет? (Смотрит в направлении игрушки зайки).

Дети: Это зайчик.

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй зайчик.

Воспитатель: Зайка расскажи нам почему ты плачешь?

Зайчик: А как мне не плакать была у меня лубяная избушка, а у лисы ледяная. С приходом весны у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да и выгнала меня из избы.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете можно так поступать? Обидеть зайку, отобрать у зайки дом.

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно нет, это очень плохо. Давайте мы пожалеем зайку и посочувствуем ему.

(Психо - гимнастическое упражнение «Зайчик»)

Льются слезы у зайченка

Кап-кап, кап-кап,

(поглаживают щечки)

Он остался без жилья

Вот - так, вот - так,

(поднимают и опускают плечи)

Помогите вы ему

Все - все, все - все,

Не оставьте его в беде

(вытягивают руки вперед).

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто там?

Лиса: Это я, лисичка, пустите меня с вами поиграть.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете мы можем пустить к нам лисичку? Помните, как она поступила с зайкой?

Дети: Обманула его.

Воспитатель: Скажите ребята, а обманывать можно?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что зайка обиделся и плакал.

Воспитатель: А давайте мы научим лисичку дружить. Предложим ей построить мостик дружбы вместе с нами.

Кубики с тобой возьмем

Мостик строить мы начнем

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и дружим мы опять.

(Музыкальное произведение « Если добрый ты...» . Лисичка с зайкой проходят по мостику).

Лиса: Спасибо ребята. Какие вы добрые и дружные. Прости меня зайка, я больше не обижу тебя, возвращайся в свой дом.

Воспитатель: Ребята мы с вами помогли помириться зайке и лисичке и вернуть дом зайчику, но теперь лисичка осталась без дома. А вы помните почему лисичка осталась без дома?

Дети: Потому что наступила весна и избушка лисы растаяла.

Воспитатель: А давайте мы вместе поможем ей. Сделаем хорошее дело для лисички. Слепим бревнышки из которых сделаем ей теплый дом. Но сначала мы поиграем и лисичку с зайкой пригласим.

Дети: Давайте.

«Зайчик-кольцо» пальчиковая гимнастика

Прыгнул заинька с крылечка

(пальцы в кулачок, выдвинуть

указательный и средний пальцы

и развести их в стороны)

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое-

Блестит, словно золотое.

(большой и указательный

соединить в кольцо)

(Садятся за стол. Воспитатель показывает как нужно раскатывать бревнышки и из них скрепить дом).