Особенности девочек-подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Формирование сексуальной ориентации у подростков

28.06.2019

Казанков Никита Игоревич

студент 5 курса кафедры социологии и социальной работы, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Балтуева Светлана Владимировна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Е- mail : svbalt @ mail . ru

Актуальность данной темы заключается в том, что, в нее вовлечены широкие массы людей и в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к ее увеличению. Данная проблема является противоречивой поскольку всем очевидно, что не существует или слабо развита система работы с подростками нетрадиционной традиции, но при этом количество подростков нетрадиционной традиции в России не уменьшается, а увеличивается. Негативные последствия рассматриваемой проблемы это психологические проблемы подростков, которые после своего coming out, не были приняты своими семьями, друзьями и обществом. Они замыкаются в себе, начинают употреблять алкоголь, наркотики. Они прекращают любые социальные контакты и, в конце концов, эти молодые люди умирают или совершают суицид, но не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих. По определению польского психиатра А. Кемпински, в большинстве случаев «социальная смерть равняется для человека биологической смерти» .

Количество людей с нетрадиционной ориентацией в настоящее время постепенно увеличивается в нашей стране. Потому что данное явление, как стало открытым в 90-х годах прошлого века. Если стало открытым - стало более заметным. Потом у гомосексуалов появилась появилась своя субкультура. Одна из главных причин данного процессаэто большое внимание со стороны СМИ.

Средний возраст выхода или coming out (выхода ил- перевод с англ. языка дословно) с нижается. Так, у американских мужчин он снизился с 19,3 лет до 14,5-6 лет, т. е. «выход» приходится именно на подростково-юношеский период. Однако полное принятие себя происходит уже за рамками подросткового и юношеского возраста.

Принятие себя как индивида в сексуальном отношении и самораскрытие в отношениях с окружающим миром, открытое признание своей гомосексуальности снимает, с одной стороны, очень многие психологические проблемы и внутренние конфликты у подростка, т. к. завершение и определение сексуальной идентификации приносит огромное облегчение. Для подростков, которые приняли свою сексуальную ориентацию, она становится нормальной, естественной и единственно возможной. Но, в то с другой стороны, у подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией могут возникнуть социально-психологические трудности, которые вызывают мучительное чувство одиночества, депрессии и повышенную склонность к суициду.

Например, подросток должен будет готов выдержать непонимание и иногда открытое противостояние родителей, для которых новость о том, что их ребёнок гомосексуал, наверняка будет очень болезненным открытием. Поэтому, если подросток финансово зависит от своих родителей и подозревает, что они способны после открытия перестать оказывать материальную поддержку или выгнать из дома, лучше подождать до тех пор, когда у них не будет этой возможности материально его ущемлять.

Современный мир, в рамках повышения образованности и просвещенности населения, стал более толерантным к людям нетрадиционной ориентацией, особенно в развитых странах. Поэтому сексуальные меньшинства добиваются уравнения своих прав с другими людьми во многих сферах жизни. Это выражается и в разрешение однополых браков, и в возможности иметь права на усыновление детей такими парами. Конечно, у такой позиции уравнивания прав сексуальных меньшинств с людьми, имеющими традиционную сексуальную ориентацию, есть противники. Много ведется споров, многие с осуждением высказываются по данной теме. Противники такой толерантности утверждают, что общество становится слишком гуманным и терпимым к таким проявлениям. Они утверждают что, у людей с нетрадиционной ориентацией имеются психические отклонения, что нетрадиционная ориентация - это одна из форм девиации или то, что данные люди больные, и им требуется медицинская помощь.

Сексуальные меньшинства, а особенно дети в подростковом периоде, должны являться объектами социальной работы. Одним из направлений в работе социальных служб - это решение проблем их подопечных, в том числе и таких подростков, во время кризисного состояния самоидентификации, или стресса, возникающего в силу страха признания своей ориентации. Если такое состояние в сочетании с отсутствием поддержки со стороны окружающих длится достаточно продолжительное время, тои ведет к необходимости вмешательства со стороны службы социальных работников.

Социальный работник обязан учитывать в своей работе представления о проблеме людей с нетрадиционной ориентацией, и об их преследовании в обществе. Оказывая необходимую помощь, специалисты по социальной работе должны избегать традиционных методов, связанных с попыткой давления и изменения ориентации клиента; напротив им нужно мотивировать обратившегося на повышение уровня самоуважения, чтобы самостоятельно не доводить себя до стрессовой ситуации. Необходимо, по возможности, подключать к реализации лечебного плана родных клиента, друзей.

Социальная работа с молодыми людьми с нетрадиционной ориентацией намного сложнее, чем с такими же взрослыми. Социальный работник должен принимать во внимание обстоятельство периодизации процесса формирования гомосексуальной идентичности, выдвинутую американским социологом Ричардом Тройденом, по которой время подросткового возраста и начало юности - это самый драматичный и психологически напряжённый этап развития. Это период сомнений и смешанной идентичности, когда подросток уже задумывается о своей сексуальной идентичности, но ещё не может чётко определить её. Переживания первого гомосексуального контакта, самоосознание своей гомосексуальности по данным различных исследований, в среднем, приходятся именно на возраст 12-16 лет. Однако для многих подростков даже наличие гомосексуального опыта и осознание своей гомосексуальности ещё не означает признания себя геем, так как считают, что это естественно. Некоторые из них обращаются за помощью к психотерапевту в надежде избавиться от своей гомоэротической направленности, другие занимаются самовоспитанием, искореняя в себе подобные чувства.При этом подростку не у кого спросить совет, получить ценную информацию. Подростки-гомосексуалы вообще очень одиноки. По мнению И. Кона, «юность - вообще довольно одинокий возраст, но никто не бывает так одинок, как гомосексуальные подростки» .

Социальному работнику при работе с подростками с нетрадиционной сексуальной ориентацией рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Соблюдайте конфиденциальность.Если молодые люди поделились с вами информацией о его или её сексуальной ориентации, вы получили доверие, которое должны уважать. Нарушение этой конфиденциальности может принести непоправимый урон и психологический срыв, а в некоторых случаях и к суициду.

2. Понимайте значение сексуальной ориентации.Каждый вид сексуальной ориентации - это то, что естественно для этого человека.

3. Помогайте, но не настаивайте.Какова бы ни была собственная сексуальная ориентация консультанта, он должен исходить, прежде всего, из жизненных проблем обратившегося к нему подростка. Нельзя в категоричной форме осуждать или требовать изменения сексуальной ориентации.

4. Знайте, когда и где искать помощь.Обладать и собирать информацию об организациях и обществах, компетентных специалистахНе забывайте о семейных условиях, помогите подростку разобраться в его отношениях с родителями, если возможно - поговорите с ними, но только с согласия самого подростка. Если он хочет сам раскрыться родителям, но не знает, как это сделать, познакомьте его с рекомендациями американских психологов организации P-FLAG, основанные на многолетних исследованиях, и посвящённые следующим вопросам: «Как открыться своим родителям», «Какие этапы проходят родители на пути понимания и принятия своего ребёнка» .

5. Необходимо обратить особое внимание на признакиу клиента алкоголизма и наркомании, психологических нарушений. В случае необходимости и выявления своевременно направляйте молодых людей к нужному специалисту. Данные рекомендации помогут социальному работнику по работе с этой категорией населения.

Таким образом, то взаимодействие, которое произойдёт между социальным работником и подростком, может оказаться решающим в судьбе молодого человека. Очень важно помочь подростку разобраться в его семейных и школьных проблемах. Необходимо стремиться облегчить состояние молодого человека в его внутренних конфликтах, помогая ему понять механизмы их возникновения. По мнению Виктора Франкла, в основе человеческого существования в целом лежит ответственность. Социальный работник несёт дополнительную ответственность, поскольку он отвечает за того, кто обратился к нему за помощью. Его ответственность ещё более возрастает, когда его просят дать консультацию по сексуальным вопросам . Поэтому нам бы хотелось посоветовать оставить свои стереотипы и рассуждения на тему - кто лучше, быть или не быть гомосексуалом, а оказать помощь подростку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Список литературы:

  1. Как открыться своим родителям // Один из нас. - 1998. - № 5-6 (12). - С. 8-10.
  2. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. - М.: Совершенство, 1998. - 320 с.
  3. Российский сервер геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gay.ru/ . h tml (дата обращения: 23.10.12).
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

Клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма. Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание. Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка — как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться?

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить. Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д. Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком. Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все. Есть такое понятие — транзиторный подростковый гомосексуализм , который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист. Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу. Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки. Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка , но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный. А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители. Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

Транзиторный (то-есть, преходящий) подростковый гомосексуализм - частое явление среди воспитанников детских и подростковых учреждений с однополым составом (детские дома, интернаты, колонии для несовершеннолетних). Примерно у 10% подростков наблюдается гомосексуальная влюбленность в сверстника (или сверстницу). Обычно с возрастом проходит.

В период пробуждения полового влечения оно ещё мало дифференцировано, с чем и связаны транзиторные гомосексуальные наклонности.

Подростковый гомосексуализм проявляется взаимной мастурбацией, петтингом, оральным сексом. У мальчиков возможна имитация мужеложества. Гомосексуальные контакты в виде орального секса могут служить способом унизить другого подростка и показать свою власть над ним.

Клинический пример.

Владимир Ш. 16 лет.

Родители страдают алкоголизмом, отец отбывает заключение, мать лишена родительских прав. С 9-летнего возраста воспитывался в детском доме.

По характеру всегда был «трудным», никому не подчинялся, дерзил старшим, обижал тех, кто слабее. Но мог затеять драку даже с тем, кто сильнее его. Всегда был крайне злопамятным, мстительным и жестоким. Не переносил, если кто-то посягал на его «авторитет».

Ночное недержание мочи до 5 лет. С 8-летнего возраста у него бывают судорожные припадки с потерей сознания, прикусом языка и недержанием мочи. Припадки сравнительно редки, 1-3 раза в год. Ранее никогда не лечился.

В 10-летнем возрасте его решили «наказать» за то, что он однажды обозвал старшего воспитанника, а когда тот в ответ ударил его, Владимир подставил ему подножку, сбил с ног и этим вызвал смех своих ровесников над упавшим.

Трое ребят, которые были старше и гораздо сильнее его, в том числе и тот, кого он так унизил, затащили в туалет, силой поставили на колени и заставили заниматься оральным сексом с каждым по очереди. Когда он не подчинился и укусил того, кто попытался разжать ему зубы, его жестоко избили, били даже ногами, он потерял сознание и потом три месяца лежал в больнице. У него были многочисленные повреждения органов брюшной полости и сломаны два ребра. С тех пор «возненавидел весь мир».

Вернувшись из больницы в детский дом, заготовил небольшой обрезок металлической трубы и постоянно носил его с собой. «Обидчиков», избивших Владимира, строго наказали воспитатели, и те больше его не трогали, считая, что достаточно «проучили» его.

Владимир подговорил двух своих ровесников «отомстить», те вначале боялись, но потом согласились, так как сами не раз были унижены аналогичным или иным способом. Они долго выслеживали «обидчиков», но те ходили обычно втроем, и «месть» не удавалась.


Но однажды им удалось подкараулить одного из них, когда тот выходил из хозяйственного блока, который был на территории детского дома, но стоял позади основного здания. Они догнали его и навалились на него все втроем, сбив на землю. Владимир несколько раз ударил его заготовленным куском трубы, а потом они оттащили подростка за здание хозблока, и когда тот пришел в себя, заставили проделать то же самое, что он и его приятели хотели сделать с Владимиром, пригрозив, что в противном случае он не отделается тремя месяцами в больнице, а останется на всю жизнь инвалидом, так как этим металлическим предметом они по очереди будут бить его в область паха и половых органов. Тому ничего не оставалось, как подчиниться. Все трое унижали его, пока он им по очереди исполнял требуемое.

После этого случая Владимир и его приятели всем рассказали о своей «мести», вся троица обзавелась таким же орудием, как и Владимир, везде ходили втроем, их все боялись и никто не трогал. Став старше, Владимир не раз аналогичным способом «наказывал» тех, кто не желал ему подчиняться. В любом коллективе он стремился к лидерству и не терпел ослушания.

В возрасте 14 лет сбежал из детского дома, бродяжничал, воровал. Несколько раз его ловили сотрудники милиции и помещали в детский приемник, но он бежал и оттуда. Когда его очередной раз поймали, у него развился судорожный припадок, и его перевели в психиатрическую больницу.

В подростком отделении постоянно нарушал режим, никому не подчинялся, унижал более слабых. Персонал отделения, который состоит из одних женщин, с трудом с ним справлялся, мог замахнуться даже на медицинскую сестру.

Прогноз в этом случае неблагоприятный. Больной страдает эпилепсией, а у таких больных часты нарушение влечений, различные сексуальные перверзии - гомосексуализм, садизм и другие.

Нетрадиционная ориентация – факт человеческой жизни, который существовал во все времена наряду с традиционной ориентацией (что достаточно ясно доказывают исторические документы из разных мест и эпох).

Влечение к людям противоположного пола существовало в среде людей как бы «по умолчанию», было очевидно, что это – доминирующий тип сексуального влечения. Однако оказалось, что не все способны испытывать влечение только к противоположному полу.

В разные периоды истории и в разных культурах формировалось разное отношение к тем, чья сексуальная ориентация была нетрадиционной – от открытого преследования до принятия такого рода контактов в качестве ритуальных практик, от брезгливости до утверждения равенства перед законом.

С одной стороны, эти люди действительно оказывались и оказываются в меньшинстве, а большинство продолжает испытывать влечение к представителям противоположного пола. С другой – это меньшинство достаточно устойчиво. По разным оценкам оно составляет 3-7% от общего числа людей.

Естественно, статистические данные трудно собрать из прошлых исторических эпох, однако исследователи склоняются к мнению, что этот процент остается практически постоянным во все времена.

Сексуальная ориентация в природе не предполагала полной однозначности: в среде животных нетрадиционное сексуальное поведение встречается во многих видах, от червей до млекопитающих, причем примерно в том же процентном соотношении, что и у людей. И следовательно – сложно говорить о том, что нетрадиционная ориентация – что-то «неестественное».

Итак, что такое сексуальная ориентация ? Откуда берется нетрадиционная ориентация ? И какие вообще существуют виды сексуальной ориентации ? Об этом мы поговорим в первой части цикла о различных формах сексуальных предпочтений.

Навигация по статье «Виды сексуальной ориентации и ее формирование»:

Современное научное сообщество так и не выработало единой гипотезы по поводу того, как формируется сексуальная ориентация. Где только не искали – в генах, исследовали различные участки мозга, гормональные факторы, и, конечно же – культурный, социальный контекст, ранний детский опыт и воспитание вообще.

Обо всем этом можно прочесть в любой современной энциклопедии. Но есть то, в чем сходится большинство ученых однозначно: сексуальная ориентация и сексуальность вообще – то, что формируется как минимум с раннего детства, а глубинные основы сексуальности человека закладываются еще во внутриутробной среде.

Если мы посмотрим на развитие плода, то выяснится, что любой человек в утробе матери проходит стадию гермафродитизма: зародыш имеет зачатки как мужских, так и женских половых органов.

Под действием различных биохимических факторов (в том числе и гормонов) зародыш в итоге приобретает черты того или другого пола. Однако, это происходит не со всеми – есть и те, кто даже при рождении имеет не вполне определимый анатомический пол. Существование гермафродитов было известно во все времена – достаточно посмотреть на некоторые древнегреческие статуи.

Этот феномен внутриутробного развития позволил некоторым исследователям (в частности, Фрейду, Кинси, Вейнигеру) сделать вывод о том, что человек в своей основе является бисексуальным, даже если его анатомический пол к моменту рождения сформирован без отклонений.

Однако позже, с развитием полового сознания один из векторов – влечение к противоположному полу или к своему, конкретная сексуальная ориентация – начинает доминировать, а бисексуальность становится латентной, т.е. скрытой, не осознаваемой, остается в потенциале.

На формирование плода и того, с каким набором внутренних, не осознаваемых пока самим человеком, склонностей придет он в этот мир, влияет слишком многое: биохимия организма матери, наследственные (генетические) факторы, даже эмоциональный фон окружения, в котором протекает беременность, может влиять на формирование будущей сексуальности ребенка.

Но мы пока не в состоянии точно проследить всю цепочку формирования такого сложного комплекса реакций, как сексуальная ориентация: ведь младенец не может рассказать о том, как он осознает себя, свой пол, свои пробуждающиеся влечения. Да и осознает он пока крайне мало.

И намного раньше того, как пол и сексуальная ориентация вообще осознаются, на ребенка начинают влиять социальные факторы: ожидания родителей, нормы полового поведения, принятые в данной культуре, представления о приемлемости проявлений сексуальности в конкретной семье.

К тому моменту, когда человек заканчивает период полового развития и становится, к тому же, полноценным членом общества (а совершеннолетие, 18 лет, принято считать статистически средним возрастом завершения полового развития) – он, по сути, уже сформирован и его сексуальная ориентация тоже.

Но не все так просто. Только в случае если сексуальная ориентация – традиционна, она не вызывает вопросов. Подростка поддерживают в его пробуждающихся влечениях или, как минимум, не придают этому значения.

Но в случае, когда так или иначе проявляется нетрадиционная ориентация, или подросток не может определиться, к кому он испытывает больше влечения, развитие происходит с большим компонентом невротических факторов – возникающих вопросов к самому себе, страхов, тревоги, неприятия себя или наоборот – открытого протеста.

Вызвано это тем, что в обществах разных культур нетрадиционная ориентация является чем-то негативным, неприемлемым, патологией. И об этом ребенок узнает достаточно рано, как правило.

Несмотря на длинную историю попыток ученых доказать, что нетрадиционная ориентация – вариант сексуальной нормы, обывательское сознание страшится подобных проявлений.

Углубляться в объяснения, почему нетрадиционная ориентация отвергалась представителями разных культур в разные времена можно долго. Скажу лишь, что нечто отличающееся от большинства так или иначе пугает многих, создает ощущение небезопасности, а дальше люди уже мало задумываются о том, есть ли для страха основания – многим проще запрещать, чем разбираться, и это – уже вопрос ограниченности интеллектуальных ресурсов.

В современном нам обществе большинству родителей кажется, что если ребенок проживет свою жизнь по понятным и привычным для родителей схемам, он проживет ее более безопасно.

И к моменту совершеннолетия такой подросток уже не может в полной мере отличить, что в его пробуждающейся сексуальности – действительно истинно, что – является плодом его же собственной веры в то, «как правильно», сформированной под большим воздействием мнения родителей и социума, а что – протестным поведением или защитным механизмом.

К моменту, когда человек начинает разбираться в себе с этой темой – он уже сформирован полностью, и у внутри сложилось его подлинное ядро влечения, но многое в нем самом вытеснено в бессознательное, а потому поиск того, какова его истинная сексуальная ориентация, может продолжаться уже во взрослом возрасте.

Но давайте поговорим о том, что же вообще бывает в этом смысле с человеком.

Основные виды сексуальной ориентации – гетеросексуальная (влечения к людям противоположного пола), гомосексуальная (влечение к людям своего пола) и бисексуальная (влечение к обоим полам, но не обязательно в равной степени и в один и тот же период жизни).

Иными словами, бисексуал может в один период жизни испытывать влечение к женщинам, в другой – к мужчинам, может быть так, что выбор сексуального объекта зависит не столько от его пола, сколько от человеческих качеств, а может быть и так, что в один период жизни его увлекают то женщины, то мужчины в равной степени.

Однако, виды сексуальной ориентации этим не исчерпываются. Асексуальность тоже считается одной из разновидностей сексуальной ориентации, когда человек в принципе не испытывает полового влечения или испытывает его в очень слабой степени.

Чем это вызвано и считать ли это вариантом нормы – тема для отдельной статьи, однако сами люди, идентифицирующие себя как асексуалы, могут быть вполне реализованы во всех остальных сферах жизни, и исследования не подтверждают наличие у большинства из них каких-либо психических отклонений и патологий личности.

Виды сексуальной ориентации могут иметь и более сложную структуру. Например, в моей практике были клиенты, которые были в большей степени сфокусированы на влечении не к анатомии человека, а скорее к его психологическому гендеру.

Например, мужчина испытывал влечение к молодым людям, как к анатомическим мужчинам, так и к анатомическим женщинам-трансгендерам, планировавшим операцию по смене пола или частично совершившим переход.

Важно было не то, какие анатомические особенности характеризовали данную личность, а то, что психологически это был мужчина – это было самым важным в возникновении и развитии влечения у моего клиента.

Этот мужчина считал себя гомосексуальным, а в случае контакта с женщиной, идентифицировавшей себя как мужчина и стремившейся занять подобающую социальную роль, выглядевшей соответственно и готовившейся к операции по смене пола, он считал, что анатомия ему просто «не мешала» получать удовлетворение от отношений и сексуального контакта.

Также помню женщину, идентифицировавшую себя как гетеросексуалку, при этом у нее было два эпизода отношений с маскулинными женщинами, в которых она чувствовала себя все той же женщиной, за которой ухаживает мужчина. Психология для нее тоже была важнее, чем анатомические особенности.

Или, например, мужчину, считавшего себя бисексуальным, однако однозначно предпочитавшего или женщин-натуралок или мужчин-транссексуалов, выглядящих как женщины, надевающих женскую одежду, при этом не обязательно стремящихся сменить пол.

Все это, теоретически, можно относить к бисексуальности, однако, виды сексуальной ориентации включают в себя термин «пансексуальность», который подчеркивает влечение к людям с определенным набором качеств вне зависимости от их анатомии.

По поводу терминологии ученые продолжают спорить, однако, я привел эти примеры лишь с одной целью: показать, что сексуальная ориентация включает в себя не только фактор анатомии. Как и пол не состоит только из конфигурации половых органов, а включает в себя и психологию, и социальную роль, и идентификацию.

Стоит также сказать о варианте сексуальной нормы. В сексологической практике принято следующее определение:

Сексуальная норма – сексуальные действия достигших половой и социальной зрелости дееспособных субъектов, осуществляемые по взаимному согласию и не предполагающие нанесения ущерба здоровью а также не нарушающие границ третьих лиц.

Проще говоря, если эти взрослые люди отвечают за свои действия, осознают их, не совершают насилия, не прибегают к сексуальным действиям с не осознающим себя полностью человеком (ребенок, психически больной человек), не вовлекают в процесс тех, кто не давал своего согласия на участие, и не наносят друг другу серьезные увечья – они имеют право на все, что в этих рамках могут осуществить.

Но в каждом обществе существуют дополнительные ограничения, которые, как правило, проистекают из множества факторов, в основном, ценностных, моральных и порой как следствие – законодательных, которые могут ограничивать право людей заниматься сексом так, как им хочется.

Рассматривать все виды сексуальных действий с позиции «норма/патология» — не задача данной статьи, но если возвращаться к теме сексуальной ориентации, то половой контакт двух взрослых людей одного пола, осуществляемый по обоюдному согласию и без причинения вреда здоровью, является вариантом сексуальной нормы.

Было бы просто и легко, если бы мир был устроен однозначно. Белое или черное, плохое или хорошее, верх или низ, право или лево. «Чистые» гомосексуалы и такие же «чистые» гетеросексуалы. Но в реальности поделить мир на такие простые и понятные уму категории не удается.

Зоолог и сексолог Альфред Кинси, исследуя половое поведение людей и животных, пришел к выводу, что «чистая» однозначность в этом вопросе бывает редко. Посмотрите на эту шкалу, и вы все поймете сами:

Кинси подтвердил свою гипотезу обширными статистическими данными, но выяснился еще один интересный факт. Мало того, что человек может не быть «чистым» представителем своей ориентации, его не представляется возможным оценить по этой шкале раз и навсегда, потому что разным возрастным периодам могут быть свойственны разные проявления.

Например, в подростковом возрасте, когда сексуальность только пробуждается, достаточно легко перепутать ситуационные проявления гомосексуальности с истинной гомосексуальностью. В те периоды жизни девочки и мальчики существуют в своих, преимущественно однополых, компаниях или по парам друзей.

Дружба в этом возрасте может иметь очень важное значение, она по-настоящему интимна в этот период, и многие мои клиенты признавались, что испытывали влечение, например, к подруге или другу собственного пола.

Иногда это приводило даже к каким-то ситуативным половым контактам, любопытство относительно сексуальности было сильно, а на контакты с противоположным полом еще было сложно и страшно решиться.

Но потом подобные порывы угасали, а с дальнейшим взрослением и при появлении более широкого доступа к противоположному полу, выработки навыка общения и знакомства, поддержания отношений, те «случайные приключения» начинали восприниматься как игра и даже надолго забывались.

Нередко при работе с подростками я сталкивался с тем, что восторженное обожание, например, старшего по возрасту учителя принималось за влюбленность и подросток начинал задавать себе вопрос: у меня – нетрадиционная ориентация?

Но, как правило, для большинства подобные влюбленности не несут в себе никакой информации о том, какой будет реальная сексуальная ориентация взрослого человека в будущем.

Они служат совершенно иной цели: открыть самому подростку силу его эмоций, они позволяют проявить сексуальное любопытство, изучить себя, свои реакции. Зрелые чувства и настоящие сильные влечения приходят, как правило, позже.

Бывает и строго наоборот. Человек, который в подростковом возрасте был «ни сном ни духом» относительно сверстников своего пола, повзрослел, живет обычной гетеросексуальной жизнью, вдруг начинает уже в зрелом возрасте испытывать сильное влечение к своему полу.

Как такое возможно? Как правило – это следствие жесткого воспитания. Если ребенку с ранних лет активно внушать ужас перед гомосексуальностью, подчеркивать, что нетрадиционная ориентация – это позор и кошмар, то даже латентные проявления собственной бисексуальности (которая – помним! – заложена в каждом природой) ребенок постарается изо всех сил подавить и вытеснить.

В результате его влечение начнет формироваться не так, как требует его природа, а так, как требует социум. Причем, у девочек и мальчиков это происходит по-разному. Мальчикам какое-то время под действием сильных юношеских гормонов кажется, что девочки вполне удовлетворяют их желания.

На деле же сказывается общая неразборчивость мужских юношеских влечений, особенно у тех, кто обладает сильной сексуальной конституцией . Инстинкт в момент пика сексуальности настолько мощно требует выхода, что порождает способность удовлетворяться практически любым более или менее подходящим объектом.

А с учетом того, что девушка всеми вокруг награждается ярлыком «правильный объект», то всеобщее одобрение этого шага юноши подогревает его пыл. И только когда тема самоутверждения в социуме отступает на второй план, может проявиться истинная сексуальная ориентация человека.

В моей практике случались клиенты-мужчины, которые успевали на волне самоутверждения жениться и даже завести детей. Но позже, когда для влечения нужны были уже иные факторы, более глубокие, влечение к жене пропадало начисто, а нетрадиционная ориентация «вдруг» заявляла о себе неожиданной, но страстной и непреодолимой влюбленностью.

С женщинами чаще происходило несколько иначе: многие из них заводили отношения с мужчинами, вообще не руководствуясь сексуальными порывами, если только любопытством. Для многих важно было другое – душевная дружба, обеспеченность, поддержка в желании женщины стать матерью.

«Я думала, что секс – не самое главное, — говорила про тот период жизни одна моя клиентка, — мы прекрасно ладили, у нас родился ребенок. И только позже я поняла, что уже действительно хочу получать удовольствие в постели, мне искренне захотелось секса , но при этом я поняла, что этот секс я по-настоящему хочу не с мужем и даже не с мужчиной вообще…»

Встречались примеры и такие, когда человек осознает свою ориентацию, развивает вполне «обычные» отношения, но при этом вдруг испытывает порыв «попробовать новое» именно с партнером своего пола. В общем, вариантов развития очень много.

Все эти примеры я привел для того лишь, чтобы показать: сексуальная ориентация сама по себе формируется рано, но проявляется по-разному, в разные периоды жизни, с разной интенсивностью, и самое важное – может быть до определенной поры не осознаваемой, особенно если это – нетрадиционная ориентация.

Не так уж много людей попадают на крайние точки шкалы сразу, как только вообще осознают свою сексуальность. И в этом нет ничего страшного: человеческая природа пластична не просто так, это – определенный ресурс, который человеку дан природой.

Для чего? Ну, хотя бы для того, чтобы в ситуации отсутствия половых партнеров противоположного пола мочь хотя бы на какое-то время переключиться на партнеров своего. Секс – функция, существующая не только для продолжения рода, и среди животных встречается непродуктивный (не ведущий к зачатию) секс.

Секс помогает выживать виду вообще, потому что, среди прочего, служит формой закрепления союза между людьми, источником творчества, способом самовыражения и т.д. У него очень много важных функций помимо деторождения.

Как один из интересных примеров – некоторые рыбы меняют пол в процессе жизни. Так природа контролирует равновесие самок и самцов в популяции. А в отношении людей некоторые ученые склонны предполагать, что нетрадиционная ориентация – способ регуляции численности популяции.

Как минимум до появления вспомогательных репродуктивных технологий эти люди были теми, кто, по сути, отказывался от активного размножения, сохраняя при этом способность к зачатию, и мог при необходимости все-таки принять участие в процессе размножения.

А в следующей части статьи мы поговорим о том, можно ли изменить сексуальную ориентацию , какие вещи могут этому препятствовать и для чего вообще это может понадобиться.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Здравствуйте! Моему сыну 14 лет. Недавно у нас случился разговор : он попросил выпрямить ему волосы, я сказала, что он же не девчонка. На что он начал говорить, что общество очень плохо относится к геям, они же не виноваты, что они такие и т.п. В конце попросил об этом разговоре не говорить папе. Я очень испугалась! Решила прочитать его переписку с друзьями, ничего сильно плохого не обнаружила, кроме одного. Незнакомой девочке он пишет, что выбрал для себя путь яойщика. Это оказался жанр японской манги про гомосексуальные отношения. Мы покупаем детям книги, думая, что они безобидные и учат разумному, доброму, вечному. А получается наоборот! Прошу Вашей помощи. Можно ли это изменить? И что мне делать? Ребенок очень ранимый, со слуховыми аппаратами, учится в обычной школе без дополнительных занятий.

Половая ориентация подростка

Мария здравствуйте.

Я понимаю ваше беспокойство. Возможно ваши страхи напрасны. Но все может быть, раз он проникся интересом к геям. Обычно натуралы геев обходят стороной, особенно мальчики.
Гомосексуализм лечению не поддаётся, и родителям нетрадиционно ориентированного ребёнка ничего не остаётся, как с этим прискорбным фактом смириться. Другое дело, как себя при этом вести, чтобы не нанести ребёнку психологическую травму. Он не виноват в том, что таким родился. Главное – не устраивать скандалов и истерик, не кричать: "у меня больше нет сына", Не хвататься за ремень и вообще не применять средств физического воздействия. А прежде чем падать в обморок, специалисты настоятельно советуют почитать медицинскую литературу по гомосексуализму – тогда, может быть, вы решите, что всё не так уж страшно, хотя и неприятно. В конце концов, гомосексуализм – не рак, от него не умирают. В общем, ни в коем случае не надо ни попрекать, ни стыдить ребенка, манере говорить и т.п. В противном случае он либо замкнётся в себе, либо вообще может уйти из дома. А вот это уже серьёзная проблема. Ведь зачастую юные гомосексуалисты, убежавшие или изгнанные (и такое бывает) из родительского дома, оказываются на панели. Конечно, вряд ли родителям хочется, чтобы их отпрыск вырос "голубым", и смириться с этим сложно. Но можно и должно. Ему и так придётся в этом мире несладко, так пусть хоть родители ему жизнь не отравляют.
Могу дать совет уже ни как психолог, а как мать, помолитесь за своего сына, и поверьте в то, что только Бог может все изменить. Сила веры творит чудеса.

Желаю вам удачи и терпения.

С уважением, психолог Валентина Веклич.

Половая ориентация подростка

Здравствуйте!

Можно ли это изменить?

Если ориентация действительно гомосексуальная - нет. И никакие книжки в этом не могут быть виноваты - ориентацией нельзя "заразить", ее нельзя "внушить" и т.д. Это - врожденная биологическая особенность.
Однако, в подростковом возрасте еще толком не понятно, какая ориентация. А бисексуальность как таковая - свойственна всем живым существам от природы, просто проявляется она у кого-то ярче, а у кого-то - всю жизнь продолжает жить в таком вот дремлющем, потенциальном состоянии.
Почитайте вот эту статью, думаю, вам многое станет ясно как о шансах на то или другое, так и о механизмах формирования ориентации: