Открытое занятие по экологии средняя группа. Конспект занятия по экологии в средней группе детского сада на тему: Осень

04.07.2019

Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны - рыбки.

Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка

Начинается река

А игра - начинается с улыбки!»

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

2. Игровая ситуация

Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4. Физкультминутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5. Гимнастика для глаз

За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца

Вправо-влево.

Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.

Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,

Проследить взглядом.

Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.

Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.

6. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

7. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

щекам.

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

8. Совместная деятельность

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность . Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

11. Итог.

Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

Для чего нам нужна вода?

Как нужно беречь воду?

Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Итог : дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература:

1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199

2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.

3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе (другое экологическое занятие этого автора).

Тема. «Экологический светофор»

Цель. Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Задачи.

  1. Расширять представления детей о характерных признаках зимы.
  2. Закрепить знания о правилах поведения в природе, приёмов бережного отношения к ней.
  3. Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление, устойчивость внимания.
  4. Учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой, интонировать звуки, использовать доказательную речь
  5. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество.
  6. Воспитывать выдержку, проявлять терпение, дружеские качества.

Ход занятия

Воспитатель (концентрирует внимание детей):

Утром солнышко проснулось и ребятам улыбнулось,

Мы за ручки все возьмёмся, и друг другу улыбнемся

Беседа

– Какое время года сейчас? (Зима)

– А как можно рассказать про зиму? Какая она бывает?

(белая, холодная, морозная, вьюжная, ветреная, ледяная, суровая)

Игра «Хорошо-плохо»

– Зимой хорошо. Почему?

(зимой можно прокатиться с горы на санках, лыжах, слепить снеговика, встретить Новый год, зимой приходит Дед Мороз и т. д.)

– Зимой плохо. Почему?

(холодно, морозно, темно, полярная ночь у нас на Севере и солнце не светит, часто дуют холодные ветра).

Что за звуки вы слышите? (шелест, пение птиц, ветер, и…)

Упражнение на звукоподражание

Пение птиц

Шум деревьев

Вой ветра и др.

Где их подобные звуки услышим? (в лесу, в парке …)

Показ слайдов

Воспитатель:

(слайды с изображением зимнего леса) 3-4

Что можно рассказать про зимний лес? Какой он?

(сказочный, снежный, неподвижный, спящий, заколдованный, волшебный, дремучий, тихий, таинственный, большой, красивый)

Воспитатель.

– Приглашаю вас в зимний лес. Перенесут нас волшебные снежинки.

Упражнение на развитие физиологического дыхания

Дети дуют на снежинки…

Речевая зарядка (чистоговорки)

Ма-ма-ма – у нас зима.

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме.

Ду-ду-ду – в зимний лес я иду!

Динамическая пауза

Двигательное упражнение: «В путь»


Игра «Экологический светофор»

(на мольберте светофор)

Воспитатель:

– Для чего поставлен светофор в лесу? (Чтобы ребята соблюдали правила поведения в лесу.)

  1. Красный цвет говорит об опасности.
  2. Жёлтый предупреждает.
  3. Зелёный разрешает, что нужно сделать.

Воспитатель:

– Как называются животные, живущие в лесу? (Дикие, лесные).

– Назовите обитателей зимнего леса.

– Как выглядят дикие животные? (Показ картин)

Медведь – большой, неуклюжий.

Белка – маленькая, ловкая.

Лось – сильный, могучий.

Заяц – слабый, трусливый.

Волк – злой, серый.

Лиса – хитрая, пушистая.

Игра «Чей дом?»

– Назовите жилище диких животных.

(Воспитатель следит, чтобы воспитанники отвечали развёрнутой фразой)

Медведь живёт в берлоге.

Белка живёт в дупле.

Волк живёт в логове.

Заяц живёт под кустом.

Лиса живёт в норе.

Заключение: лес для зверушек - это родной и любимый дом.

Динамическая пауза.

Игра «Лиса».


Решение проблемных ситуаций

Проблемная ситуация 1

Под ёлочкой лиса с перевязанной лапой.

– Обо что поранилась лиса? (бутылку, жестяную банку).

– Почему так произошло? (человек оставил мусор)

Правило! Нельзя в лесу раскидывать мусор (у светофора зажигается красный свет)!

Проблемная ситуация 2

Рычит медведь на расшумевшихся ребят.

– Вы что расшумелись, спать мне не даёте?

Правило! В лесу шуметь нельзя (Ставим красный знак у светофора).

Дети просят прощения у медведя. Укладывают его снова спать с помощью релаксации: Баю – бай, баю – бай, спи, Мишутка, засыпай…

Вывод. В лесу человек – гость. Он обязан соблюдать определённые правила, чтобы не нарушать жизнь его обитателей.

Проблемная ситуация 3

– Зимой трудно живётся птичкам и животным. Как помочь обитателям леса зимой? (сделать кормушку для птиц и класть корм для белочек)

Правило! Помогай братьям меньшим в зимнее время. («Зажечь» на светофоре жёлтый цвет).

Пора возвращаться домой. Давайте сфотографируем красоту зимнего леса на память (На светофоре зелёный цвет).

Экологическая беседа «Правила поведения в лесу»

Воспитатель:

– Возьмите на столе по одной любой карточке. Там изображены разные поступки ребят. Расскажите, что можно и чего не следует делать в лесу? (Карточки выставляются на мольберт к нужному огоньку светофора)

  1. Нельзя ломать деревья! Надо их лечить!
  2. Нужно подкармливать птиц.
  3. Нельзя мусорить в лесу. Надо весь мусор собрать в пакет, мусор унести.
  4. Нельзя разжигать костёр. Надо его потушить!
  5. Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.
  6. Осторожно, не шуметь! В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает животных.
  7. Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.
  8. Можно фотографировать природу.

– Теперь вы точно знаете, как полагается вести себя в лесу, и научите своих родителей.

– Что вы узнали нового?

Продуктивная творческая деятельность (за столами).

Инструкция . Многие звери меняют свои шубки на зиму. Приглашаю вас поработать в лесном ателье. Но не сшить шубку из меха или ткани, а сделать её с помощью крупы и клея.

Подойдите к столу и выбирайте любую фигурку животного. Подумайте, какая крупа подойдёт для шубки вашего зверька. Из чего лучше смастерить шубку медведю? Заячья шубка какого цвета? Из какой крупы ты сделаешь её? Какого цвета беличья шубка? (Серая)

Хорошенько намажьте клеем, а затем посыпайте крупой всю фигурку и шубка готова!

Практическая работа . Ребята выбирают силуэты зверей и «утепляют» им шубки: смазывают клеем и посыпают крупой.

Комплексное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в страну насекомых»

Выполнила:

Котова Наталья Александровна

воспитатель МБДОУ №22,

с.Бошняково

Адрес: ул.Рабочая 8

с.Бошняково

Цель: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи: Образовательные: Уточнять знания о насекомых (название, особенности внешнего вида и их образа жизни) Познакомить с нетрадиционным способом рисования – с помощью ватных палочек

Развивающие: Развивать внимание, мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Материал: Картинки с изображением насекомых, разрезные карточки, игрушки – аналоги, гуашь, ватные палочки, схема-модель насекомого, нарисованная модель поляны.

Планируемые результаты: Дети научатся поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Организационный момент: Здравствуйте дети, я Фея Природы приглашаю вас в мою волшебную страну. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путешествие (дети проходят через волшебную дверь)

Фея Природы сообщает, что злая Стужа заколдовала всех жителей этой страны, сделала их невидимыми. А расколдовать её друзей, смогут только добрые дети.

Фея. - Дети вы мне поможете? Тогда садитесь и попробуйте отгадать загадки.

1.Шевелились у цветка

Все 4 лепестка

Я сорвать их хотел

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

2. У неё 4 крыла

Тело тонкое, словно стрела

И большие, большие глаза

Называют её … (стрекоза)

3.Сок цветов душистый пьёт

Дарит нам и воск и мёд

Людям всем она мила

А зовут её …. (пчела)

4.Летит пищит

Ножки длинные тащит

Случай не упустит

Сядет и укусит (комар)

5.Он работник настоящий

Очень, очень работящий

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей)

6.Всех жучков она милея

Спинка алая у ней

А на ней кружочки – чёрненькие точки (божья коровка)

7.На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)

Загадки о насекомых (После угадывания, выставляется картинка с изображением насекомого)

Молодцы ребята! С первым заданием вы справились. А как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, муху, пчелу, кузнечика, муравья?

Дети: (Насекомые)

Фея. А кто такие насекомые вы знаете? (это самые маленькие существа на нашей планете)

Давайте посмотрим на модель – схему насекомого.

Из каких частей оно состоит (голова, усики, 4 крылышка, 6 лапок, туловище)

Пальчиковая гимнастика. «Насекомые»

Быстро пальчики считаем (сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем: (по очереди разгибаем пальцы, начиная с большого)

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом

А это кто же тут пищит?

Ой, сюда комар летит (прячем руки за спину)

Не кусай комарик мой (грозим указательным пальцем)

Мы уже идем домой. (маршируем на месте)

Фея. А теперь посмотрите на магнитную доску

(где выставляются различные части тела насекомых, по которым дети должны угадать, кто там спрятан)

Дидактическое упражнение: «Угадай насекомое»

Фея. Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.

Д. игра: «Сравни – насекомое »

(на магнитной доске выставляются картинки, мухи и пчелы)

Фея. Кто это? (муха и пчела)

Из чего состоит их тело? (голова, 6 лапок, крылья, туловище, усики). Они очень похожи.

А чем они отличаются? (муха чёрная, а пчёлка с жёлтыми полосками и мохнатое брюшко)

Кто приносит пользу человеку, а кто вред? (Пчёлка - пользу, она даёт мёд, а муха- вред, она является разносчиком различных болезней)

Физ. минутка: «Стрекоза»

«Вот летит стрекоза, как горошины глаза,

А сама как вертолёт, влево, вправо, назад, вперёд»

Фея. Дети посмотрите, вот здесь злая Стужа перемешала все карточки, вам нужно правильно составить их.

Игра: «Сложи - картинку» (картинка насекомого, разрезанная на 4 части)

Фея. Молодцы дети. А теперь подойдите ко мне (показывает коробочку)

Фея. Ребята, вот здесь лежат насекомые, которых спрятала и заморозила злая Стужа. Нам нужно их отогреть (положить каждому игрушку – аналог)

Игра на развитие диафрагмального дыхания (набрать побольше воздуха в рот не надувая щёк, округлить свои губы и вытянуть вперёд, подуть на насекомое, не прерывая своего дыхания).

Потом дети уносят насекомых на полянку.

Фея. Смотрите, сколько на нашей полянке насекомых! А кого здесь не хватает? (Бабочки)

Давайте с вами их сделаем. Проходите к столам садитесь и будем рисовать с помощью ватных палочек (разрисовывают палочками крылышки бабочки,

(затем несут их на полянку сушить свои крылышки)

Фея. Ребята, большое вам спасибо. Я очень рада, что вы спасли моих друзей

Посмотрите как они радуются.

Вы добрые, заботливые дети. Я думаю, что вы никогда не будете обижать насекомых, а увидев на улице, просто понаблюдаете за ними. (Угощает детей). А теперь вам пора возвращаться домой.

Светлана Сенчурова
Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Вода-водица»

Конспект занятия по экологии для детей средней группы (4-5 лет)

Тема : «Вода ,водица»

Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования . Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры . Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла .

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Методические приемы :

Игровой («Море очень широко» ).

Словесный (напоминание указания, вопросы, индивидуальные ответы детей ).

Материал :

Стаканчики с водой, молоком, соком, ложки (на каждого ребенка,карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа с детьми : Наблюдение на прогулках, загадывание загадок о воде, прослушивание аудио записи «шум дождя» чтение книги М. Д. Перина «живая вода » .

Цель : Выявление умений и знаний детей о свойствах воды .

Задачи :

Уточнить и расширить знания детей о воде , познакомить со свойствами воды.

Воспитывать дружеские взаимодействия между детьми, привычку заниматься сообща.

Расширять и активизировать словарь.

Воспитывать интерес к экологическим занятиям .

Помочь детям понять, что загрязнение воды влияет на здоровье человека.

Психологический настрой

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазками пожелайте товарищу хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения. Воспитатель : Послушайте ребята одну очень интересную сказку : Экологическая сказка «Все живое нуждается в воде»

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и вдруг навстречу ему ежик не головы не ножек.

- «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»

- «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

- «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

- «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться» !

- «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

- «Да ну заяц, я тебе не верю» .

- «А давай проверим» ?

- «И как же это мы будем проверять» ?

- «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня» .

- «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг» !

- «Ежик и ты мне подари цветы» .

- «Да запросто на держи» .

- «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

- «Хорошо заяц. До свидания» !

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

- «Ежик, ты что опять грустишь» ? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

- «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

- «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли» ?

- «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

- «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

- «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Ребята, как вы думаете,о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети : - О воде!

Воспитатель :- совершенно верно, о воде!

Ребята, подумайте и скажите мне пожалуйста, где мы могли сегодня столкнуться с водой?

Дети :- дома когда умывались, на улице, в детском саду.

Воспитатель :- А как вы думаете, для чего нужна вода , и как мы, люди, ее используем?

Дети :- Мы моем руки водой, пьем воду, моем водой пол и посуду, моемся водой,стираем белье.

Воспитатель : Все верно! А откуда же берется вода ? Подумайте! Ведь мы каждый день пользуемся водой, когда мы открываем кран вода течет и течет и не заканчивается пока мы не закроем кран.

Дети : Из реки.

Воспитатель : Молодцы ребята, действительно из реки. Вода которой мы моем руки, пьем проделала большой путь. Люди направили трубы в реку, поставили насосы,чтобы насосы качали из реки воду. Чтобы все люди могли пользоваться водой дома в детских садах и других учреждениях.

Воспитатель :- Ребята, как вы думаете,что же такое вода ?

Дети : Вода – это жидкость .

Воспитатель : Давайте с вами рассмотрим воду, для этого подойдите все к столу.

Опыт № 1 : «Вода прозрачная »

Воспитатель : Ребята посмотрите у меня на столе стоят два стакана, один стакан стоит с водой, а второй стакан стоит с молоком. В оба стакана я кладу ложечки. Ребята, в каком стакане ложка видна, а в каком нет?

Дети : В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет.

Воспитатель : Молодцы! А как вы думаете почему?

Дети : Потому что вода прозрачная , а молоко нет.

Воспитатель : А теперь давайте попробуем, есть ли у воды вкус?

Дети пробуют на вкус воду.

Дети : У воды нет вкуса.

Воспитатель : Правильно! А теперь попробуйте молоко. Есть ли у него вкус?

Дети : Да, есть, вкус у молока сладкий.

Воспитатель : Когда человек хочет пить, он с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода » , хотя на самом деле её не чувствует так как вода безвкусная .

Опыт № 2 Рассмотреть воду на текучесть

Воспитатель :- Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

Что делает вода ?

Дети : Льется, течет, переливается.

Воспитатель. Почему?

Дети :- Потому что она жидкая.

Воспитатель. А еще вода умеет шуметь , послушайте.

Слушаем аудиозапись шум воды.

Опыт №3 «У воды нет запаха» .

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете у воды есть запах?

Дети : ответы детей .

Воспитатель : У меня на столе стоят два стакана, один стакан с водой, другой стакан с апельсиновым соком. Подойдите все к столу и по очереди понюхайте сначала стакан с водой, а потом с апельсиновым соком, скажите в каком стакане есть запах, а в каком запаха нет.

Дети приходят к умозаключению : В стакане с водой запаха нет.

Физминутка. «Море очень широко»

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка» .)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Опыт №4 «Вода бывает холодной , теплой, горячей»

Воспитатель : Перед вами на столе стоят три стакана с водой. Возле каждого стакана лежат ложечки. Подойдите пожалуйста к столу, возьмите ложечку и опустите в стакан по очереди. Скажите, где какая вода и почему .

Дети : - В первом стакане холодная вода ,потому что после того как опустили ложечку в стакан, ложечка стала холодной, во- втором стакане теплая вода , так как ложечка стала теплой, а в третьем стакане горячая вода , так как ложечка стала горячей после того как ее опустили в стакан с горячей водой. Вывод : Горячая вода может нагревать предметы.

Опыт № 5 «Лед –твердая вода » .

Воспитатель : Как вы думаете, лед – теплый или холодный?

Дети : -Холодный.

Воспитатель : а из чего образовался лед?

Дети :- Из воды.

Воспитатель : А если взять лед в руку, то что с ним произойдет?

Дети :- Он начнет таять.

Воспитатель : -Почему?

Дети :- Потому что рука теплая, а лед холодный.

Вывод : лед – тоже вода .

Воспитатель : -Ребята, мы с вами сегодня хорошо занимались и очень многое узнали о воде. Вы все старались, были внимательными. Давайте, ещё раз перечислим свойства воды, о которых мы узнали сегодня из опытов.

Дети :- вода – это жидкость , у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой, холодной и горячей.

Воспитатель : -Ребята к воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно и экономно. А для того чтобы вы это поняли я расскажу вам оду очень поучительную сказку.

Сказка о воде

Жили-жили люди на берегу реки, удили из неё рыбу, купались в её воде, брали из неё воду, стирали свои вещи, и однажды этого им стало мало. Решили люди не только брать из небольшой речки воду, но и сбрасывать в неё свои отходы. Люди посмотрели, как течение реки быстро смывает грязь и уносит её далеко-далеко. Им это понравилось. Они построили заводы, возвели животноводческие фермы, а воду для их зданий предоставляла им речка. В неё же люди сбрасывали отходы.

Речка загрустила. Она была рада помогать всем : и людям, и животным, и птицам, и бабочкам, но ей не хотелось превращаться в инструмент для переноса грязи и отбросов жизнедеятельности людей в другое место. Да и отходы влияли на неё плохо. Вода в реке стала мутной : в ней больше невозможно было разглядеть радужных рыбок, да и сами рыбки куда-то исчезли. Стали покидать берега речки и животные, птицы, которые боялись купаться в грязной воде, источающей тлетворный запах. На берегах рек песок покрылся толстым слоем грязи и тины. Камыши исчезли : они отказались расти по берегам загрязнённой реки.

Вскоре в реке перестали купаться и люди. Они больше не плескались в её прохладных водах , не удили рыбу, а часто приезжали к ней, чтобы помыть свои автомобили. После этого на поверхности воды оставались странные круглые пятна, которые, как тонкая плёнка, покрывали реку, а в солнечных лучах переливались радугой.

Река погибала. Она плакала, стонала, но люди не слышали и старались не замечать её беды. Они продолжали загрязнять её воду, которой с каждым годом становилось всё меньше и меньше.

Спустя время река высохла. От неё остался лишь тонкий ручеёк, бегущий по долине. Напоминали о реке лишь ложбинки и ямочки, когда-то трудолюбиво созданные её водами .

Исчезли из долины и люди : им неоткуда стало брать воду для питья и приготовления пищи. Они переселились в другое место, оставив после себя настоящие руины.

Воспитатель : Понравилась вам сказка?

Дети : Да!

Воспитатель : Для того чтобы ни кто на земле не относился так к воде как в этой сказке, я предлагаю вам взять альбомный лист, карандаши и нарисовать эту историю, чтобы все люди нашей большой необъятной земли относились к воде очень бережно.

После чего детские рисунки вывешиваются на стенд с рисунками.

Людмила Анатольевна Богомолова
Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в лес»

Цель : Воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её.

Преодолевать потребительское отношение, формировать у детей

экологическое сознание , соответствующие ценностные ориентации,

интерес к окружающему миру .

Задачи :

1. Закреплять счет в прямом порядке, названия цветов (желтый, зеленый, красный) ; соотносить цвет предмета с цветом корзины.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память; активизировать коммуникативные умения; развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений; развивать эстетический вкус через слушание музыки.

Предварительная работа : беседы об охране природы, отгадывание похожих загадок, знакомство со значением слов : экология , привал, браконьеры. Заучивание стихотворений.

Подготовка к занятию :

1. Атрибуты к играм (корзинка, яблоки – вырезные, карточки –зеленого, желтого, красного и белого цвета, прищепки, трафареты – ежа, 2 - конверта)

2. Игра : «Посади дерево» Стаканчики с землей, палочки для рыхления, салфетки, веточки для посадки, лейка.

3. Презентация занятия .

Ход занятия:

Эмоциональный настрой :

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Ход упражнения

Участники встают в круг.

Инструкция : Знаете ли вы что такое австралийский дождь? (Ответ детей) Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони) .

Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами) .

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди) .

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам) .

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами) .

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам) .

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди) .

Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами) .

Тихий шелест ветра. (Простирание ладоней) .

Солнце! (Руки вверх) .

Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправляемся в интересное , познавательное

путешествие .

В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как в любом походе вы должны помогать друг другу, и тогда удача будет сопутствовать вам.

Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе . Занимайте свои места, мы едем в лес. (слайд №1)

Звучит музыка «Автобус» . Воспитатель выполняет вместе с детьми движения под музыку

Мы приехали. Выходим аккуратно из автобуса, не мешаем друг другу.

– Готовы идти, встаём за мной. Сначала мы пройдём по узенькой дорожке, перешагнём через упавшие деревья, перейдём болото по кочкам.

– Вот мы и в лесу! (слайд№2)

Богдан :

Здравствуй, лес, дремучий лес

Кто в глуши твоей таится.

Что за зверь, какая птица?

Всё открой - не утаи ,

Ты же видишь, мы свои.

Правда, здесь красиво. Что вы увидели в лесу? (Ответы детей.)

много деревьев

– Присядем.

Ребята, посмотрите, тут какое-то письмо (достаёт, читает)

”Браконьеры были здесь

И срубили весь наш лес.

Письмо писали медвежата,

Этот лес – дом для зверей.

Очень просим вас, ребята,

Помогите нам скорей! ”

Ребята, есть люди, которые занимаются охраной природы – экологи . Они следят, чтобы чистыми были леса, прозрачная вода в реке, чистый воздух.

А кто такие браконьеры? (ответы детей)

Правильно, это люди, уничтожают леса, птиц, зверей, рыб.

Ребята, поможем медвежатам? Давайте ”посадим” новые деревья

и у зайчат, медвежат, лисят будет лес, их дом.

Игра «Посадим дерево»

Давайте, посадим дерево. Сначала возьмем. (саженец) и посадим его в. (землю) .

Чтобы он рос, надо его. (полить) .

А что еще растению нужно. (солнце)

Пройдет время и появится. (листики)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно.

(слайд№3, №4)

Воспитатель : Ребята, скажите, разве можно рубить деревья в лесу?

(ответы детей)

Игра «Можно -нельзя» (дети отвечают хором)

Ломать деревья и ветки (нельзя) . (слайд№ 6)

Сажать больше деревьев (можно) . (слайд№7)

Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя) . (слайд№8)

Ходить только по тропинкам (можно) . (слайд№8)

Рвать большие букеты цветов (нельзя) . (слайд№9)

Любоваться ими (можно) . (слайд№9)

Оставлять мусор в лесу (нельзя) . (слайд№10)

Собрать мусор в яму и закопать (можно) . (слайд№10)

Разжигать костры в лесу (нельзя) . (слайд№11)

Беречь лес от пожара (можно) . (слайд№11)

В лесу шуметь (нельзя) . (слайд№12)

Так что же такое лес? (слайд№13)

Дети отвечают :

Лес – зеленый наряд нашей земли. (Вероника)

Лес – дом животных и птиц. (Батыр)

Лес – наше богатство. (Катя)

Лес – красота нашей природы. (Саша)

Воспитатель :

Лес – это сказка.

Лес – это дом,

Лес – это друг, с которым вдвоём

Всегда интересно и радостно быть ,

Забыв про невзгоды, обиды забыв.

Лес – это книга.

Лес – это мир.

Лес – словно счастье увидеть хотим.

Все тайны свои лес откроет тебе

И радостней станет от них тебе.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы» )

Воспитатель : Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой, бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Давайте присядем на пенечки, посмотрим вокруг.

Как вы думаете? Какое сейчас время года? (слайд 14 - весна)

По каким признакам вы догадались, что сейчас время года весна?

(Ответы детей)

Дети, возьмите карточки на стульчиках. (показ слайдов№ 15,16,17,18)

“Четверо художников,

столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки как рога. ” (Зима)

“У второго – синие

Небо и ручьи

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава…” (Весна)

“На картине третьего

Красок и не счесть :

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река

Белые пушистые

В небе облака…” (Лето)

“А четвёртый – золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам,

Кто же тот художник?

Догадайся сам!” (Осень)

Молодцы! Хорошо знаете времена года.

Воспитатель : Наше путешествие продолжается .

и сейчас мы полетим на самолёте. (слайд№19)

(Дети поднимают руки, разводят в стороны и ”самолётиками”

Воспитатель : Всё, прилетели. Заходим на посадку (дети садятся на стульчики) .

Ребята, мы прилетели с вами на берег Иртыша. (слайд№20)

Физминутка :

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте,

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс,

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши,

Вот так славно освежились (встряхиваем руками) .

Ой, куда это мы попали? Как грязно, здесь что это– свалка?

Юрченко Батыр : Ах, Иртыш, река большая

Города на ней стоят.

Мусором берег весь усыпан,

Стёкла режут и блестят.

Зайнуллин Саша : Без конфет не может жить страна.

Ест народ конфеты круглый год.

Если же он фантики бросает,

То свою планету засоряет.

Турбан Вероника : Должен помнить ты, и он, и я –

Фантиком погубишь муравья.

Хоть они красивы и легки

Могут умереть от них жуки.

Басалай Катя : Правильно друзья

Поступит тот

Кто свой фантик

В урну унесёт.

Воспитатель : Правильно, ребята, нельзя бросать фантики, пакеты, бумагу,

пластиковые и стеклянные бутылки.

Давайте и мы соберём весь этот мусор, чтобы было чисто и

Проводится игра ”Кто быстрее соберёт фантики”. Приглашаю 2-х детей,

Нужно собрать фантики в корзину.

(слайд№21)

Воспитатель : Ну вот здесь порядок, можно двигаться дальше.

На автобусе мы ехали, на самолёте летели, а сейчас мы поплывём на лодке. (слайд№22)

(Дети садятся на пол, ”берутся за вёсла” и гребут) .

Воспитатель : Ой, ребята, беда. Поднялся ветер и наши лодки опрокинул.

Поплыли к берегу.

(Дети лёжа на животе ”плывут” к берегу.)

Все ребята доплыли, все на берег вышли?

Давайте сделаем привал, обсохнем, отдохнём.

Ребята, посмотрите, к нам кто-то идет! (включается фильм «Еж» )

К нам в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся. Ребята, ежик почему-то грустит. Он мне сказал, что шел к нам в гости с подарком, уронил его и все просыпал. (на столе рассыпаны картинки яблок желтого, зеленого и красного цветов)

Давайте посмотрим, что нам принес ежик? (яблоки)

Яблоки каких цветов принес нам ежик? (желтого, красного, зеленого)

Сколько яблок принес ежик? (много)

Катя, возьми яблоко зеленого цвета. Сколько яблок у тебя в руке? (одно)

Какого оно цвета? (зеленого)

Давай положим зеленое яблоко в корзинку.

Вызвать двоих детей, предложить им взять яблоки желтого (красного) цвета. Спросить сколько в руке яблок, какого цвета? Положить яблоки в корзину.

Ребята, посмотрите, сколько яблок стало в корзине? (много) .

Давайте посчитаем, сколько яблок стало в корзине.

Ежик очень рад, что мы собрали яблоки в корзинку.

Он предлагает нам поиграть в игру «Бабочка» . (слайд№24)

Дыхательное упражнение «Бабочка»

– Ой, бабочка летит!

(Предложить детям подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы делали длительный плавный выдох) .

Ребята, вместе с ежиком к нам в гости пришли его друзья ежики. (показать детям трафареты ежиков)

Посмотрите, чего не хватает у ежиков? (показать игрушку ежика с иголками и трафарет)

Правильно, иголок. Давайте обрадуем ежиков и сделаем им разноцветные иголки. (показать, как с помощью прищепок можно сделать ежику иголки)

Ребята, ежики говорят нам спасибо за иголки! Теперь они смогут носить грибы и яблоки на спине. Давайте попрощаемся с ежиками. Им пора возвращаться домой. А еще чтобы нам не было скучно, ежики оставили нам конверт с загадками.

загадки и вопросы

А теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .

2. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .

3. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .

4. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .

1. Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

2. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса,

Кто же это? (Лиса)

3. Что за зверь такой лесной :

Косолапый и большой.

Летом по лесу гуляет,

А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Воспитатель : Привал окончен. Что нужно сделать, ребята?

(Нужно всё убрать за собой, чтобы осталось чисто) .

Ведущий : Ребята, нам пора возвращаться домой. И поедем мы с вами на

лошадях. (слайд№27)

(Дети делятся на 2 группы и ”скачут” на лошадях.)

Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие в лес . Что интересного было в путешествии ? Что вам больше всего понравилось? Кто такие экологи ? Кто такие браконьеры?

Саша :

Экологам всем пожелаем трудиться

Они помогают Земле возродиться.

Пусть чистыми будут земля, реки, воды

Пусть все защищают родную природу.