Проект «Широкая масленица» (старшая группа, краткосрочный). Проект (подготовительная группа) на тему: Проект "неделя масленицы в подготовительной группе"

16.06.2019

Проект для ДОУ "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"

Автор проекта: Салозграф Ирина Владимировна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ - детский сад №37 с. Раздольное Моздокского района РСО - Алания

Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Проект "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».
Ш. Амонашвили
«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».
Г.Н. Волков

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Цель проекта : Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи проекта:
дидактические:
- формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
- познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры)
- познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла.
- познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.

развивающие:
- способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;
- развивать поисковую деятельность, творческую активность;
- развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, НОД;
- развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом,
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.

воспитывающие:
- воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
- воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;
- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка;
- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, на воспитание у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям родной страны и к культурным особенностям других наций.

Актуальность реализации проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.

Новизна проекта: Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Тип проекта:
по количеству детей – групповой, разновозрастной
по доминирующему методу – игровой, творческий;
по образовательным областям – интегрированный (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие)
по продолжительности – краткосрочный (08.02.2016 – 20.03.2016)

Обеспечение проекта :
Научно-методическое : подбор необходимой научно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов, составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей, составление плана организации и проведения проекта, подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа, составление картотеки народных игр.
Материально-техническое: аудиосистема, теле- и видео-оборудование, ИКТ;
Наглядно-дидактическое: произведения декоративно – прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации, мультимедийные презентации, мультфильмы;
Предметно-пространственная развивающая среда : актовый зал с соответствующей ППРС (музыкальный уголок, физкультурный уголок, ППРС для театрализованной деятельности), мини-музей «Русская изба», «Уголки ряженья» в групповых комнатах, соответствующее тематическое оформление книжных уголков, изо-уголков, уголков национальной культуры, родительских уголков, оформление территории ДОУ.

Формы организации
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
6. Развлечение.
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
8. Интегрированная НОД.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:
определение цели и задач проекта;
подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме;
определение основных направлений работы над проектом;
составление плана основного этапа проектирования;
подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта.
составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;
подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, нотного материала;
подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа.
информирование родителей о предстоящем мероприятии;
индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии.

2. Основной этап.
Пояснительная записка:
Основной этап проекта должен был быть реализован в ходе самой Масленичной недели, но(!), в связи с тем, что празднование Масленичной недели в 2016 году совпало с празднованием Международного Женского дня – 8 Марта, пришлось внести коррективы. Материал, запланированный на понедельник («Встреча») и вторник («Заигрыш») Масленичной недели был распределен для проведения неделей раньше, так как 7 и 8 марта выпали на выходные дни. Однако на эти дни были предусмотрены увлекательные «домашние задания» для совместной деятельности детей и родителей.

Шачкова Юлия Алексеевна, воспитатель ГБДОУ № 57 г.Санкт -Петербурга

Масленица – это проводы зимы и встреча весны

На Масленицу провожают зиму, встречают весеннее солнышко Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми

Чтобы всё в будущем году было благополучно пели песенки- заклички Выходи, народ, Становись у ворот Весну закликать, Зимушку провожать. Весна, весна-красна, Приди, весна, с радостью!

Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы

Как на масленой неделе Из трубы блины летели. Ой, блиночки мои, Блины масленые, Ой, блины, блины, блины, Разрумяненькие!

Румяный блин означал весеннее солнышко И в наше время на Масленицу пекут блины. Это старинный русский обычай – встречать весну

Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает " ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят. На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни.В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы.

К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде.

ЗАиГРЫШИ На второй день Масленицы устраивали различные игры. Люди катались на санях, коньках, ледянках. Закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая – радостная и благополучная.

ЛАКОМКА В этот день люди лакомились блинами. Блины пеклись из разной муки и с разными начинками: пшеничные, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! Люди шутили, рассказывали различные небылицы.

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. В этот день возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости.

ТЕЩИНЫ вЕЧЕРИНКИ Масленица – это еще и семейный праздник. Весна всегда связывалась с началом новой жизни.

ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ Этот день был всегда шумным, с ряжеными, играми, любимыми русскими забавами: катанием с гор на салазках, катание на лошадях.

ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ Последний день Масленицы - самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью. Последний день Масленицы был самым шумным и весёлым. Устраивались соревнования

Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали: Ты прости меня, прости. Все обиды отпусти.

Вечером устраивали большой костёр и Масленицу сжигали. Начинался пост. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьёз. Подбрасывая солому в огонь.

Спасибо за внимание!


Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный, творческий. По числу детей – групповой. По продолжительности – краткосрочный (1 неделя). Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию ДОУ.




Образовательная область: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество. Задачи: - вызвать желание глубже ознакомиться с народным праздником Масленица. - обобщить и закрепить знания детей о Масленице. - обогатить духовный мир детей. - развивать выносливость, смекалку. - воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.


Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.




Содержание: 1.Создать условия для формирования интереса к празднику. 2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени. 3.Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике 4.Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар). 5.Начать формирование игротеки народных игр. 6.Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов. 7.Привлечь пап для оформления и подготовки игрового участка к празднику.




Содержание: А). Познание, коммуникация. 1.Наблюдения за изменениями в природе. 2.Беседа: «Как на Руси весну встречали!». 3.Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». 4.Заучивание закличек, стихов, частушек. 5.Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна». 6.Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». 7.Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. 8.Знакомство детей с пословицами о масленице.


Б). Социализация, физкультура, безопасность. 1.Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка». 2.Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле». В). Продуктивная деятельность. 1. Рисование: «Зимние забавы». 2. Аппликация: «Барышня на Масленице». 3. Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Маслёна – Барыня!» 4. Лепка: «Масленичное Солнце!».


Содержание: 1). Музыкально спортивный праздник на улице. 2). Подведение итогов конкурса для родителей «Лучший рецепт блинов». 3). Дегустация блинов. 4). Оформление репортажа о проведении праздника в фотогазете. 5). Консультация для родителей «Выходные на Масленицу».


Прогнозируемый результат: - Приобщение детей к традициям проведения народного праздника. - Повышение познавательного интереса к родной истории. - Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества. - Развитие двигательных и музыкальных способностей. - Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.


Продукты деятельности: -Книга рецептов приготовления блинов «Пальчики оближешь». - Сценарий – конспект праздника «Эх, да Масленица». - Игротека народных подвижных игр. - Выставка детских поделок «Масленичное Солнце». - Фотогазета «Как мы весну встречали». -Кукла-Чучело из соломы «Масленица».


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49» (корпус № 3, Л.Толстого, 27).

Проект «Широкая Масленица»


Тип проекта: педагогический

Вид проекта: познавательно -творческий, кратковременный

Срок реализации: 1.03 – 18.03.2016

Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети средней группы и родители


  • Мир русской культуры поражает поэтическим откровением своей красоты, восхищает тем, как грамотно и гармонично все в нем устроено по законам добра и мудрости. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. В работах российских философов, педагогов, филологов (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Н. К. Рерих, В. В. Розин и др.) культура рассматривается доминирующим средством изменения общества и развития личности. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции.

  • В настоящее время вызывает тревогу и беспокойство забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней. Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня – противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у родителей и детей.

Цель: формировать у детей представление о русском народном празднике Масленице.

  • Познакомить детей с народными традициями, символами праздника, народными гуляньями, играми и забавами Масленичной недели.
  • Приобщить к ценностям русской культуры.
  • Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками культуры.
  • Воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.
  • Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

  • Владеют знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.
  • Умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.
  • Знакомы с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки, песни)
  • Выражают эстетические чувства, проявляют эмоции от участия в народных праздниках, прослушивании произведений музыкального фольклора.

  • Праздник «Масленица»
  • Семейная викторина «Широкая Масленица»
  • Выставка конкурсных фотографий «Ух, ты, Масленица»
  • Презентация проекта

Реализация проекта. I этап – подготовительный

изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условии для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.


II этап – основной

Дата

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Рассказ воспитателя о русском традиционном празднике – Масленице – познакомить детей со значением и обычаями праздника. Использование видеопрезентации по теме.

Катание на санках – доставить детям радость от зимних развлечений.

Взаимодействие с родителями

Разместить в групповой раздевалке папку-передвижку «Масленица»,

Разучивание масленичных закличек, поговорок – развивать кругозор, память.

Слушание русских народных песен «Вот уж зимушка проходит», «Как на масленой недели», «Барыня» - повышать интерес к русскому народному творчеству.

Раздать листы с вопросами семейной викторины «Широкая Масленица»

Знакомство с п/и «Малечина-калечина», «Заря»- развивать внимание, реакцию, ловкость. «Мороз – красный нос» - учить детей действовать по сигналу, бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга.

Дата

Совместная деятельность

Заучивание песни «Ой,

Самостоятельная деятельность

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица» - обобщать знания детей о Масленице; доставить детям радость, хорошее настроение.

Взаимодействие с родителями

Праздник «Масленица» - актуализировать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах; формировать интерес к русскому народному фольклору; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», «Деревенская масленица», «Масленичные катания»; Грузинского «Масленица» 1889, Кожина С. «Масленица. Проводы» 17 век, Френца «Масленица» 1903, Белых В. «Соборо Александра Невского. Масленица» 1908, Васильевой Л. «Масленица», Сырова «Ярморка» и др. на тему «Масленица» - развивать художественное восприятие картин, внимательность, патриотизм.

Изготовление дома блинов

П/и «Два Мороза», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Веснянка» - развивать двигательную активность, интерес к народным играм.

совместно с ребенком.

Объявление фотоконкурса «Ух, ты, Масленица!»

Познакомить с рецептом приготовления теста для блинов,показать как выпекают


  • Оформление выставка фотоконкурса «Ух, ты, Масленица» (семейные фотографии празднования «Масленицы»)
  • Оформление стенда для родителей с ответами семейной викторины
  • Подведение итогов и награждение победителей конкурсов: «Семейная викторина «Широкая Масленица», фотоконкурса «Ух, ты, Масленица»
  • Создание презентации проекта «Широкая Масленица»

  • в результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности; все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны не только у детей, но и у их родителей.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями.

Актуальность проекта

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями можно, опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в народном гулянии оставляет более полное и глубокое представления о нем. Участие дает детям возможность понять широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея проведения праздничного гулянья Масленица силами педагогов, родителей и ребят.

Ожидаемый результат:

1. Приобщение детей к традиции проведения Масленицы через сопереживание и непосредственное участие в общем действии.

2. Радость и хорошее настроение от приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Объект проекта – русская народная культура.

Предмет проекта – русский народный календарный праздник Масленица.

Цели проекта:

1. Расширить знания детей о традициях русского народа.

2. Сформировать у детей чувство патриотизма.

3. Формировать представление о русских народных обрядовых праздниках.

4. Воспитывать эстетическое и духовно-нравственное отношение к традициям своего народа.

Задачи проекта:

1. Возрождать интерес к русским обрядовым праздникам.

2. Обогащать духовный мир детей.

3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике Масленица.

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения Масленицы.

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.

Сроки реализации : одна неделя.

Разработка проекта:

Составление совместного плана работы над проектом;

Подбор методической и художественной литературы, музыкальных произведений, картин и иллюстраций по теме;

Изготовление с детьми и родителями творческих работ и атрибутов;

Проведение различных работ с детьми и родителями;

Организация места проведения праздника;

Проведение инструктажа по технике безопасности;

Подведение итогов, оформление проекта.

Интеграция образовательных областей:

Социализация и познание:

Познакомить с русским народным праздником Масленица, его историей и обычаями;

Воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа;

Формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда;

Дать представление о трудовой деятельности наших предков в старину;

Формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника.

Физическое развитие:

Стимулировать двигательную активность детей совместными спортивными занятиями и подвижными играми;

Познакомить с правилами русских народных игр и научить в них играть;

Формировать представление о здоровом образе жизни у дошкольников;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Речевое развитие:

Воспитывать любовь к народным праздникам через произведения художественной литературы;

Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

Поощрять речевую активность, развивать свободное общение с детьми и взрослыми;

Использовать праздник для общения детей, родителей и педагогов;

Обратить внимание родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.

Художественно-эстетическое развитие:

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников;

Развивать эмоциональную отзывчивость на классические произведения;

Стимулировать эмоционально-нравственную сферу посредством различных видов музыкальной деятельности – пение, прослушивание музыки, музыкально-ритмические движения;

Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами;

Обучать обыгрыванию воображаемых образов и предметов;

Развивать мелкую моторику и творческие способности.

Выполнение проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Формы работы

Познавательная, социально-коммуникативная

Познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная

Электронная презентация «О праздниках и традициях русского народа». Беседы о традициях и обрядах праздника. Знакомство со значением и символикой блинов. Экскурсия в музей народного быта. Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица». Постановка театрализованного представления «Петрушечные комедии».

Беседа о правилах поведения во время праздника. Беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Приготовление теста для блинов. Помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника. Коллективное изготовление чучела Масленицы. Изготовление кукол-скруток, солнышка из шерстяных ниток, лоскутного коврика.

Физическая культура

Двигательная, игровая

Народные подвижные игры: «Карусель», «Утка – гусь», «Ручеек», «Звонарь», «Жмурки», «Горелки», «Два Мороза», «Масленица».

Игры-аттракционы: «Петушиный бой», катание на санках с ледяных горок, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на метлах.

Речевая

Коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-игровая

Чтение русского фольклора, стихотворений о Масленице. Заучивание приговорок, закличек, поговорок о Масленице и блинах. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, зиме и весне. Разучивание пальчиковых игр.

Художественно-эстетическая

Познавательная, продуктивная

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Рисование на тему «Масленица». Рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний. Знакомство с лоскутным рукоделием. Лепка на тему «Барышня на Масленице». Коллективная аппликация на тему «Прощание с зимой». Прослушивание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского. Разучивание закличек «Весна – красна девица», «А мы Масленицу дожидались» и других. Разучивание русских народных песен «К нам гости пришли», «Блины». Разучивание «масленичных» частушек, русских народных заигрышей «Масленица-кривошейка», «Ой, Масленица», «Веснянка».

Разучивание русских народных игр «Масленица», «Звонарь», «Веселый бубен».

Работа с родителями

Участие в организации мини-выставки «Предметы старины», разучивание пословиц и поговорок со словами Масленица и блин, участие в изготовлении костюмов и атрибутов для праздника, ознакомление с наглядным тематическим материалом.