Развивающая предметно пространственная среда должна быть трансформируемой. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Цель дошкольного образования

15.10.2019

Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования направлен на развитие и поддержание детской инициативы, поэтому, в рамках реализации данного проекта необходимо изменить среду, в которой ребенок развивается. Предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и обеспечивать игровую и познавательную активность, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Что такое трансформируемость пространства

Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, периода обучения, реализуемой образовательной программы.

Предметно-пространственная среда

Для изменения предметно-пространственной среды используется мобильный материал, который видоизменяется, что позволяет разнообразить образовательное пространство группы, обогатить сюжетные игры.


Построение предметной среды

Предметная среда - это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Предметная среда - это открытая, незамкнутая система, способная к изменению, корректировке и развитию. Такая среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности ребенка.

Принцип трансформируемости

Комплект столов «Парковка-2» Легкие конструкции, как например, модульная мебель (комплект столов «Парковка - 2») можно изменять функционально.

Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация трансформируемой предметно - развивающей среды группы детского сада.

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Федеральные государственные требования направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей: «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность»; «Социализация»; «Труд»; «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество»; «Музыка», ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Теперь мы должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

В течение 2010-11 учебного года мы в группе провели качественный анализ среды на соответствие Федеральным государственным требованиям. Анализ показал, что необходимо усовершенствовать центры развития. Мы выяснили, что необходимо обновлять игровое оборудование для самостоятельной игровой деятельности детей, сюжетной игры, театрализованных игр. При создании предметной развивающей среды мы старались руководствоваться следующими принципами: - полифункциональности среды : предметная развивающая среда должна открывать ребёнку множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной. --трансформируемости среды : этот принцип связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, которые позволяют, по ситуации, вынести на первый план то или иное использование пространства (мы отказались от монофункционального зонирования, которое жестко закрепляло функции за определенным пространством). С этой целью был приобретён передвижной стол-модуль на колёсах, на котором разместили материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности. Мы руководствовались принципом интеграции образовательных областей. Таким образом материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей. При создании предметной развивающей среды мы учитывали гендерную специфику и обеспечили среду специфичным материалом для девочек и мальчиков. Также мы опирались на принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться детьми в ходе реализации других областей. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.

В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Для уединения мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха. Обращаем внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Поэтому «насильно» не привлекаем ребенка к общим действиям, играм, если он этого не желает. Психологическое состояние ребенка мы контролируем совместно с логопедом и психологом.

Развивающая среда разнообразна по оформлению центров детской деятельности и определяется также сенситивными периодами в развитии детей. В подготовительной группе это развитие познавательных, творческих, коммуникативных способностей дошкольников, подготовка детей к школе.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
В связи с тем, что игровые замыслы детей подготовительной группы разнообразны, весь игровой материал мы разместили так, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны, которые были раньше полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Для этого мы приобрели универсальную складную ширму, стойку с штурвалом, настольную ширму-театр, кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей), тематические строительные наборы (для мелких персонажей).

Мы в тесном контакте сотрудничаем с родителями. Они предложили создать в группе мини – музей часов. И сами приняли активное участие в пополнении музея экспонатами.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.


Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной,
  • полифункциональной,
  • трансформируемой,
  • вариативной,
  • доступной и безопасной.

Преобразовывая предметно-развивающую среду моей группы, опираясь на предложения Н.А. Коротковой, я разделила пространство группы на три части:

1. Рабочая зона;

2. Зона двигательной деятельности;

3. Зона спокойной деятельности.

Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для про-дуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организа-ции сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.

Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Идею мобильности и динамичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».

Для игр изготовлены ширмы – трансформеры: (пароход, машина, военная машина, комната для девочек), что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.

Ширма «Машина» может служить сюжетом для игри позволяет ребенкуограничить свою игровую зону. Колеса и тент у машины съемные, что позволяет легко хранить ширму.

Ширма для мальчиков «Кораблик» имеет угловую форму. Ребенок может модернизировать ее с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал, спасательный круг) помогут быстро организовать игру.

Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка. А кокетливо-элегантная ширма для девочек как бы подчеркивает серьезный характер мальчишечьей ширмы.

Ширма для девочек выполнена из легкой вуали, которая собрана так, что напоминает форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни. (сундук, шляпка, бусы, зонтик).

Ширмы удобны в хранении, легко складываются, что позволяет переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.

Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансфор-мируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.

Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Изготовлены игровые поля:

«Лесная поляна», оснащённая набором мелких игрушек, которую можно использовать в разных вариантах (ферма, деревня, парк и т.д.), в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.

«Дорога» - способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в использовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, дополнению игровой обстановки по ходу игры.

Предметно - пространственная развивающая среда помогает в организации игровой деятельности детей, позволяют создать ситуацию эмоционального комфорта и уединения, раскрыть творческий потенциал детей, наполнить игровой процесс современным увлекательным содержанием. Дети могут активнее проявить свои способности, интересы и желания, что способствует развитию здорового, бодрого и жизнерадостного ребёнка, естественным образом развивающимся в игровой деятельности.

Полифункциональность - это термин, который появился в отечественной дошкольной педагогике после введения федеральных образовательных стандартов второго поколения. Под ним подразумевается сумма санитарно-технических, материальных, педагогических, психологических условий, которые обеспечивают организацию жизни детей.

Специфика термина

Полифункциональность среды в ДОУ является основной задачей дошкольного образования. Она позволяет педагогу обнаруживать индивидуальность личности ребенка, подбирать средства и методы развития его таланта. Именно поэтому в рамках ФГОС отдельное внимание в детском саду стало уделяться полноценному конструированию среды, используемой для обучения и саморазвития творческого потенциала маленьких россиян.

Цель дошкольного образования

Полифункциональность среды в ДОУ по ФГОС предопределяет основную цель, которую ставит в своей работе педагог. Он должен сконструировать многофункциональную разноуровневую развивающую и предметную среду, благодаря которой на каждой ступени в ДОУ будет происходить развитие ребенка. В своей работе воспитатель руководствуется нормативными документами, рекомендованными Министерством образования и науки РФ.

Значимость среды

Принцип полифункциональности предполагает учет возрастных особенностей дошкольников. В образовательном пространстве применяется специальное игровое, расходное, техническое оборудование, спортивный инвентарь, испольукются инновационные образовательные и воспитательные методики.

Полифункциональность материалов предполагает активное вовлечение детей среднего и старшего дошкольного возраста в проектную и исследовательскую деятельность. Ребята получают возможность проводить эксперименты, объяснять увиденные явления. Отдельное внимание уделяется развитию мелкой моторики, двигательной активности, подвижным играм, соревнованиям.

Трансформируемость пространства

Суть ее - в возможности корректировки предметно-пространственной среды с учетом существующей образовательной ситуации. В зависимости от того, как будут меняться интересы и возможности малышей, педагог меняет образовательные и воспитательные методики.

Специфика

Полифункциональность материалов позволяет педагогам дошкольных учреждений применять разные компоненты предметной среды:

  • мягкие модули;
  • маты;
  • элементы мебели;
  • переносные ширмы.

Такие предметы не имеют жесткого способа фиксации, их можно переносить по пространству группы, что удобно при проведении подвижных игр, спортивных состязаний, творческих мероприятий.

Полифункциональность среды позволяет использовать для различных видов детской активности природные материалы, безопасные для малышей.

Вариантивность

Полифункциональность - это важное свойство, без него невозможно вести речь о реализации новых федеральных стандартов, внедренных в дошкольное отечественное образование.

Благодаря вариативности, в ДОУ можно организовывать разные пространства для проведения активных игр, моделирования и конструирования. Воспитатель меняет игры, материалы, оборудование, обеспечивая потребности детей.

Через определенные промежутки времени педагог меняет предметы, стимулируя познавательную, двигательную, игровую, исследовательскую активность дошкольников.

Доступность

Полифункциональность - это не только смена предметов и областей деятельности, но и обеспечение доступности среды для всех воспитанников, включая и малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья. ФГОС нового поколения обязывает все дошкольные учреждения РФ гарантировать свободный доступ к игрушкам, пособиям, материалам не только здоровым малышам, но и тем ребятам, у которых есть проблемы с ним.

Безопасность

Мы уже отметили, что полифункциональность - это многогранность воспитательных и образовательных возможностей в ДОУ для детей. При этом нельзя оставлять без внимания и вопросы, касающиеся безопасности предметно-пространственной среды. Подвижные игры, элементы, применяемые в не должны представлять угрозу для здоровья детей.

Функции

Рассмотрим подробнее термин «полифункциональность». Значение слова предполагает совокупность нескольких функций предметно-развивающей среды:

  • Информационная роль характеризуется тем, что любой предмет содержит сведения об окружающем мире, поэтому рассматривается в качестве средства передачи социального опыта.
  • Стимулирующая функция предполагает динамичность и мобильность. При ее организации педагог ДОУ учитывает индивидуальные, возрастные особенности каждого ребенка, его интересы, интеллектуальные и творческие способности.
  • Развивающая роль заключается в сочетании классических и инновационных компонентов, благодаря которым обеспечивается переход от простых форм к сложным задачам.

Такая среда должна быть привлекательной для детей, выступать в качестве естественного элемента жизни ребенка. При правильной организации предметно-развивающего пространства у дошкольников снимается утомляемость, возникают положительные эмоции.

В зависимости от возрастных особенностей малышей, воспитатель меняет пространство. Например, для трехлетнего возраста важно свободное пространство для подвижных игр: прыжков, катаний, лазаний. На четвертом году жизни малыша интересуют ролевые и сюжетные игры, которые связаны с атрибутами: халатом доктора, формой полицейского. В старшем дошкольном возрасте ребята проявляют интерес к сверстникам, учатся взаимоотношениям, получают первый социальный опыт.

Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении предполагает полную свободу передвижения детей по зданию, не ограничиваясь рамками группового помещения.

Дети старшего дошкольного возраста получают навыки ориентирования в пространстве, что позволяет им без проблем пройти процесс адаптации в школе.

Для просторных дошкольных учреждений можно продумать создание отдельных мест для самоподготовки ребят вне группы, например, в раздевалке, в спальне. Такой инновационный подход способствует эмоциональному раскрепощению, формированию уверенности в себе. Существенная роль в формировании гармоничной личности дошкольников принадлежит искусству, поэтому в федеральных образовательных стандартах нового поколения, введенных в систему отечественного дошкольного воспитания, отдельное внимание уделено выделению в учебном плане ДОУ часов на декоративно-прикладное и изобразительное искусство.

Заключение

С раннего детства в чувствах и сознании малышей остаются красивые росписи, графика, изделия народного промысла, картины. С их помощью происходит развитие нравственных, волевых качеств, формируется мышление, появляются предпосылки к уважительному отношению к своим корням, культурному наследию.

Предметно-пространственную среду организуют в ДОУ по принципу незначительных пространств, что позволяет избегать избыточной скученности малышей. Игрушки и материалы размещаются в детском саду так, чтобы они не мешали свободному передвижению малышей, позволяли им играть со сверстниками.

Отдельное внимание педагоги уделяют выделению «уголков уединения», используя передвижные ширмы. Внутри этого пространства устанавливается небольшой стеллаж с подвижными играми, книгами, чтобы обеспечить досуг уединившегося дошкольника. Здесь малыш не только будет читать, конструировать, рисовать, но и сможет помечтать, подумать, отстраниться от суеты.

В каждой группе ДОУ создаются полифункциональные уголки, которые позволяют решать сразу несколько воспитательных образовательных задач.

Например, в одной части выделяют «центр познания». Он предназначен для исследовательской и познавательной деятельности, здесь находятся логические и развивающие игры, кубики с буквами, наборы для юных химиков-экспериментаторов.

В «Центре творчества» решается задача активизации творческих способностей малышей: театрализованных, режиссерских, музыкальных, художественно-речевых. Именно в этом уголке ДОУ развивают свои импровизационные и театральные таланты будущие актеры.

В «Игровом центре» обеспечивается организация сюжетно-ролевых игр.

«Литературный уголок» организуется для улучшения речевых навыков дошкольников.

"Центр спорта и здоровья" оснащается скакалками, мячами, обручами. Для него в группе выделяют наибольшее пространство, чтобы дошкольники могли совершенствовать свои спортивные навыки. Именно в этом уголке ребята знакомятся с особенностями здорового образа жизни.

Такая многофункциональность обычной группы в детском саду - гарантия предоставления подрастающему поколению россиян всех возможностей для развития, приобретения ими первого социального опыта, начальных исследовательских навыков.

Татьяна Гукк
Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность

Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходима та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

Развивающая предметно - пространственная среда, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей педагогического коллектива является создание такой предметно-развивающей среды, которая должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

Согласно ФГОС ДО развитие предметно - пространственной среды нашего детского сада формируется с учетом следующих принципов:

1. Насыщенность

Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения, различными материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием.

Предметное содержание выполняет информативные функции об, окружающим мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки и оборудование разнообразны.

Игры – разной степени сложности, что обеспечивает высокий развивающий потенциал. Использование гендерных игр и игрушек для девочек и мальчиков.

(художественно – эстетический, познавательно - речевой, физический)

Учитываем индивидуальные особенности детей, применяем игры разного уровня сложности.

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействий с предметно пространственным окружением и возможности самовыражения детей.

2. Трансформируемость

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,

в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. (Столы трапеция, ромашка, квадратные, прямоугольные, лепестки)

За счет кроватей трансформеров пространство спальной комнаты используем для двигательной активности и индивидуального развития.

Центры активности легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации.

Оперативное изменение пространства необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды.

Например: на месте природного уголка организовать можно (лаборатория творческая, мастерская, музей, путешествие).

В группах имеются природные уголки – трансформируются, в лабораторию могут, патриотический уголок, выставка детского творчества.

В образовательном процессе возможна, трансформировать столы (объединять, индивидуально).

В спальнях позволяет использовать пространство для двигательной активности детей, для индивидуальной работы.

3. Полифункциональность

Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, мобильные книжные полки, игровые маркеры.

Полифункциональность позволяет ребенку гибко использовать элементы развития предметно - пространственной среды в соответствии со своим замыслом и сюжетом игры.

Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов - заместителей.

Учебную доску используем для рисования маркерами, составления узоров, выставка детских работ.

Все игровые средства используются в коллективных играх, в том числе с участием взрослого.

Например: Игровые маркеры могут использоваться в детской игре по замыслу ребенка (Магазин, банк, автобус из стульчиков).

4. Доступность

ФГОС учитывает доступность для дошкольников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;(Музыкальный зал, изо студия, кабинет учителя- логопеда, кабинет педагога – психолога, музей ДОУ, игровые площадки, спортивный зал.)

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5. Вариативность

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств разнообразных материалов, игр игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей.

Группы детского сада условно разделены на центры активности: центр литературы, науки и природы, художественно – эстетический, центр математики.

В центрах периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Кроме этого возможна появления центров по интересам (мини - музей и индивидуальные выставке детей)

Благодаря высокому развивающему потенциалу, игровые средства используются для детей с различными уровнями развития. Чем выше потенциал, тем выше развивающая возможность.

6. Безопастность

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

С целью организации содержательной деятельности дошкольников, на воздухе оборудованы прекрасные теневые навесы отвечающие требованиям САНПина.

Вариативность предметно – пространственной среды и ее трансформируемость и полифункциональность дает возможность дошкольникам самостоятельно организовать собственную деятельность, проявляют познавательную активность и интерес.