Составить план обучения принципам здорового образа жизни. Тема: Медико-гигиеническое обучение населения и формирование здорового образа жизни (зож). Хорошо ли Вы спите

11.10.2019

Под понятием «образ жизни» психологи подразумевают не только определенные привычки человека, но и его профессиональную занятость, быт, форму и способы удовлетворения материальных, физических и духовных потребностей, особенности поведения и общения с другими людьми. В целом, образ жизни каждого человека включает 4 аспекта: уклад жизни, стиль жизни, уровень жизни и качество жизни.

Ключевое значение для здорового образа жизни человека имеет его стиль жизни, так как уровень, уклад и качество жизни являются его производными. Стиль жизни каждого человека зависит исключительно от внутренних факторов – мотивации, жизненных целей и приоритетов, склонностей, предпочтений, бытовых и личных привычек и др. Поэтому очевидно, что именно стиль жизни определяет и жизненный уклад, и качество жизни, и именно от него зависит, будет человек жить счастливо или выживать. К примеру, ленивый человек, страдающий от алкоголизма, вряд ли сможет похвастаться интересной работой, достойным заработком, хорошим самочувствием и высоким качеством своей жизни.

Главная задача, которую ставит перед собой психология здоровья и здорового образа жизни – научить людей корректировать свой стиль жизни таким образом, чтобы достичь и психологического, и физического здоровья, и сохранить это здоровье на долгие годы. Решение этой задачи специалисты уже нашли – к примеру, академик Н. М. Амосов утверждает, что каждый человек, желающий иметь крепкое здоровье, должен соблюдать 5 основных условий:

  1. Ежедневно выполнять физические упражнения
  2. Ограничивать себя в пище и придерживаться правил здорового питания
  3. Закалять свой организм
  4. Полноценно отдыхать
  5. Быть счастливым.
Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым.

Отношение к здоровью и здоровый образ жизни

Поскольку здоровый образ жизни играет столь важную роль в сохранении хорошего здоровья, следует понять установки, побуждающие людей следовать или пренебрегать принципами здорового поведения :
  • Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями.
  • Общие ценности, связанные со здоровьем, включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.Восприятие серьезности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания.
  • Осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.
  • Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу (самоэффективность).
  • Убеждение, что эти действия окажутся эффективными в предотвращении такой угрозы (эффективность поведения).

1. Рациональное питание:

· регулярное (4-5 раз в день)

· сбалансированное по белкам, жирам и углеводам

· последний прием пищи не позже 3-х часов до сна

· ограничение легких углеводов

· разнообразное

2. Высокая двигательная активность:

· посещение спортивных секций, танцевального кружка, «школы здоровья»

· регулярное выполнение утренней зарядки

· участие в туристических походах

· велосипедные прогулки за городом

· прогулки на свежем воздухе

· быстрая ходьба пешком

· выполнение элементов дыхательной гимнастики

· регулярная уборка жилого помещения

· прогулки перед сном

· работа на приусадебном участке

· активное участие в спортивно-массовых мероприятиях города (района, области)

3. Создание благоприятного психо-эмоционального климата в семье, на работе и в быту:

· проявление высших нравственных отношений к людям

· культурное поведение в коллективе, в семье и в обществе

· соблюдение дисциплины и пунктуальности

· бесконфликтное сотрудничество на работе

· нетерпимость к грубости, хамству, невежеству, расовой дискриминации и насилию

· уважительное отношение к беременным женщинам, людям пожилого и старческого возраста, инвалидам

· любовь к людям и себе

· уважение и почитание родителей, всех членов семьи

· помощь родителям в воспитании младших членов семьи

· оптимистическое отношение к жизни

· любовь к жизни

· охрана и бережное отношение к природе и животным

· бережное отношение к культурному наследию города и страны

4. Повышение защитных сил с организма:

· полноценный отдых и сон

· использование различных методов закаливания организма

· соблюдение чистоты своего тела и одежды

· использование водных процедур (душ, сауна, баня, купание в водоеме и в ванне)

· прием солнечных ванн (в утренние и вечерние часы)

· ношение одежды по погоде

· частое пребывание на свежем воздухе

· выполнение календаря прививок для профилактики инфекционных заболеваний

· прием поливитаминов в зимне-весеннее время

· профилактическое посещение стоматолога и гинеколога (женщинам)

2 раза в год

5. Снижение воздействия на организм неблагоприятных факторов внешней среды:

· выбор жилья в неопасной экологической зоне

· правильный выбор продуктов питания

· использование дома и на работе воздухоочистителей

· частое проветривание жилого помещения

· использование фильтра для очистки воды

· разведение комнатных растений, безвредных для здоровья, с целью создания благоприятного микроклимата жилья

· применение защитных средств (перчатки, маска) при использовании бытовой химии

· в период эпидемий ОРВИ: ношение маски, профилактический прием рекомендованных здравоохранением иммуномодуляторов, использование прививок

· выполнение профилактики инфекций, передаваемых половым путем

(в том числе ВИЧ-инфекции):

Частое мытье рук

Использование знаний культуры сексуальных отношений

(безопасный секс – это использование мужского и женского презервативов в период выбора спутника (спутницы) жизни, в дальнейшем - моногамные сексуальные отношения, использование сексуальных игрушек; использование защитной пленки при оральном сексе)

· ношение нательного белья из натуральных тканей (хлопок, лен), (профилактика кандидомикоза половых органов)

· использование только личных средств гигиены (зубная щетка, станок для бритья, расческа, полотенце, маникюрный и педикюрный наборы, купальник)

· соблюдение гигиены половой жизни

· соблюдение гигиены менструального периода

· отказ от длительного просмотра телевизионных программ

· выполнение нормативных требований при работе с компьютером

· использование мобильных телефонов для короткой информации

6. Отрицательное отношение к психоактивным веществам: табакокурению, алкоголю и наркотическим веществам.

Противостояние влиянию негативных социальных процессов.

7. Правильная организация режима труда и отдыха:

· активное участие в общественно-политической жизни страны

· регулярное посещение культурно-спортивных заведений:

выставок, галерей, музеев, концертных залов, консерваторий, театров, стадионов, кинотеатров

· чтение художественной, публицистической и профессиональной литературы

· оказание помощи родителям, родственникам, близким и одиноким людям пожилого и старческого возраста в решении повседневных бытовых проблем

· проявление интереса к домашней кулинарии

· обучение шитью, вязанию, вышиванию и др. (иметь свое хобби)

· обучение игре на музыкальном инструменте

· посещение театральных, хоровых и танцевальных студий

· участие в волонтерских движениях города

· экскурсии по историческим местам нашей страны

· обучение иностранному языку (языкам)

· туристические поездки в зарубежные страны

· посещение парикмахерских и салонов красоты

· организация и участие в культурных мероприятиях коллектива

· прием гостей

· уход за домашними животными

8. Соблюдение правил личной гигиены:

· прием душа минимум один раз в день (летом чаще)

· гигиена полости рта утром и вечером

· после каждого приемы пищи полоскание полости рта, использование зубной нити

· после каждого акта дефекации осуществление туалета области ануса

· ежедневная смена нательного белья

· раз в неделю смена постельного белья

· мужчинам ежедневная смена носков

· регулярный уход за обувью

· использование индивидуального полотенца (для ног отдельное)

· частое мытье головы

· ношение чистой и выглаженной одежды

· при менструальном периоде: использование гигиенических прокладок, их менять после каждого мочеиспускания, туалет наружных половых органов производить 2 раза в день

· пользоваться только индивидуальными средствами гигиены

9. Повышение профессионального уровня и развитие творческого потенциала личности:

· правильная организация труда и своего рабочего места

· добросовестное отношение к работе, ответственность

· регулярное чтение профессиональной литературы

· проявление интереса к научным исследованиям

· осуществление постдипломного образования

· совершенствование практической деятельности, путем изучения новых профессиональных технологий

· участие в исследовательской работе

· публичное выступление на заседаниях, конференциях

· активное участие в дикуссиях



Формирование здорового образа жизни населения

Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Образ жизни вообще - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Отсюда здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.

К положительно влияющим на здоровье человека факторам относятся:
- соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми,
к отрицательным - курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Следует подчеркнуть, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер. В то же время, - это динамичная система поведения человека, основанная на знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье и это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.

Формирование здорового образа жизни включает в себя четыре составляющих:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения .
Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.
Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится. Оценивая в целом ситуацию в крае, следует подчеркнуть, что элементы информационно-пропагандистской системы в крае созданы и в последние годы принимают все более выраженный характер. На каналах краевого телевидения и краевого радио работают специализированные программы «Территория здоровья» и «Чаша здоровья», в краевых и местных газетах - специальные рубрики и тематические полосы «Ваше здоровье», «Советы врача», «Твой домашний доктор», «На приеме у врача» и т. п., посвященные вопросам охраны и укрепления здоровья, выработке мотивации бережного отношения к своему здоровью, где регулярно публикуются материалы о мерах профилактики заболеваний, обнародуются методики поддержания здоровья – от занятий физкультурой и спортом до рационального питания.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по-существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мирововоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.
Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время воспитание у детей заботы за собственное здоровье, формирование соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают либо школьные медицинские работники, либо врачи территориальных поликлиник. Однако они не владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения.
Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев , 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек. По оценочным данным к настоящему времени на Ставрополье число потребителей инъекционных наркотиков достигает 60 тысяч человек.

Основной формой антинаркотической профилактики в крае является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.
В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.

Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения
или автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством «Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации»
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 1 - общая характеристика работы
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 2 - продолжение общей харакетристики работы, основное содержание исследования: конкурентная среда рынка здравоохранения РФ, стадийная модель формирования конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения на рынке медицинских услуг, факторы конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 3 - продолжение основного содержания исследования
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 4 - публикации
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 5 - продолжение публикаций

Здоровый образ жизни является сводом правил, которые определяют режим дня, физическую и умственную нагрузку человека. Его цель состоит в улучшении общего самочувствия. Среди перспективных задач всех его мероприятий – профилактика заболеваний и активное долголетие. В основе правил , выполнения которых требует здоровый образ жизни , является гармонизация энергетических затрат и расходов тела, обеспечение всех заложенных природой потребностей организма.

Принципы здорового образа жизни

Существуют общие принципы, опираясь на которые каждый человек сможет разработать индивидуальный комплекс мероприятий, позволяющий вести здоровый образ жизни. Для этого понадобится проанализировать ряд факторов, среди которых:

  • климатическая зона, в которой проживает человек
  • общее состояние организма
  • индивидуальные особенности организма
  • наличие хронических заболеваний и склонности к определенным недугам

В зависимости от солнечной активности и температуры воздуха будет рассчитано время и продолжительность прогулок и занятий физкультурой, продолжительность отдыха. Смена сезонов требует внесения корректив в распорядок дня, иначе стремление к дисциплине может превратиться в фактор ослабляющий иммунитет.

Составить представление о состоянии здоровья можно только после медицинского обследования. Здоровый образ жизни предусматривает компенсацию некоторых функциональных недоработок организма, а так же предотвращение ряда заболеваний за счет правильно подобранного рациона и занятий спортом. Человек должен быть внимателен к собственному самочувствию и в случае недомогания непременно обращаться за квалифицированной медицинской консультацией и помощью.

Распорядок дня

Здоровый образ жизни предусматривает составление строгого графика повседневных занятий. Ни одна из систем человеческого организма не рассчитана на длительную нагрузку. В то же время ряд психологических механизмов могут подавлять запросы тела об отдыхе, или пище. Что бы активность сменялась отдыхом, а необходимую энергию организм получал, не доходя до черты истощения, применяется привязка всех ежедневных мероприятий ко времени.

Распорядок дня должен включать трехразовый , прогулку на свежем воздухе продолжительностью не менее получаса, такое же время на физические упражнения, и 6-10 часов сна. Если человек занимается спортом профессионально, то расписание его тренировок определяет тренер. Можно совмещать прогулки с физической активностью. Чего нельзя делать ни в коем случает, так это замещать сон лишним приемом пищи. Усталость продолжает накапливаться, а плотный дополнительный ужин организм усваивает с трудом.

Одним из предназначений строгой дисциплины в чередовании периодов сна и бодрствования, занятий спортом и приема пищи является ежедневный анализ общего самочувствия. Ранние стадии любого заболевания имеют слабо выраженные симптомы. Отследить сбой в организме возможно, только отметив отказ от привычных занятий. Это касается только случаев, когда человек в течение года и более живет в одном и том же ритме. Иногда трудности на первых этапах привыкания организма к распорядку дня указывают на то, что менять придется составленный график.

Питание

Исключает любые продукты, в состав которых входят искусственные ингредиенты. Современная медицина и диетология не разработали методов нейтрализации возможных негативных последствий от употребления в пищу красителей и консервантов. Все нормы их содержания в продуктах весьма относительны. Кроме данной группы большой риск пищевого отравления несет употребление в пищу просроченной и испорченной еды. Молокоперерабатывающие предприятия используют только чистые штаммы бактерий. Определить все разнообразие, а, значит и риск, популяции микроорганизмов, испортивших молоко в холодильнике невозможно.

При трехразовом питании каждый прием пищи должен содержать максимальное количество необходимых организму веществ. К таковым относятся белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Блюда, содержащие один ингредиент, должны уступить место многокомпонентным. За основу рациона лучше взять продукты характерные для времени года и региона, в котором проживает человек. Экзотические ингредиенты могут дополнять меню.

Физическая активность

Спорт и физкультура появились в человеческом обществе только на заключительном этапе формирования цивилизации. Их популярность возрастала вместе с благосостоянием общества и распространением медицинских знаний о вреде гиподинамии. Физические упражнения не может заменить тяжелый труд. В отличие от него, они приносят пользу организму, предотвращают изнашивание костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем. Так же физическая активность улучшает общий тонус организма, благотворно влияет на пищеварение.

Делать зарядку можно на свежем воздухе, или в хорошо проветренном помещении. Для занятий спортом следует выбрать то время суток, в которое организм наиболее мобилизирован и готов к нагрузкам. Единственное правило: между тренировкой и временем сна должно проходить не менее часа. Нельзя приступать к занятиям немедленно после приема пищи. Так же не рекомендуется есть сразу же после тренировки – организм может не ощутить момента насыщения вовремя и превысить норму пищи, перегрузив желудок.

Начинать зарядку, тренировку, или спортивную игру нужно с разминки. Ее отсутствие приводит к травмам не готовых к активной работе мышц и связок. Быстрый переход организма из спокойного состояния к нагрузкам сокращает продолжительность тренировки.

План правильного распределения упражнений таков:

  1. разминка
  2. упражнения со средней нагрузкой
  3. наиболее сложные упражнения
  4. физическая активность в быстром темпе (танец, пробежка, акробатика)
  5. повтор группы упражнений №2 и разминки, которая начинала занятие

Труд и отдых

Даже для трудовой деятельности существует ряд правил, которые помогут снизить нагрузку на организм и увеличить продуктивность работы. Каждый из органов осязания человека собирает информацию непрерывно. Для того, что бы тот, который задействован в выполнении задачи, не переутомлялся, и не был отодвинут в сторону данными, полученными через другие рецепторы, ему нужно давать отдых. В это время следует дать активную работу другому виду осязания. На пример, закрыть глаза, и попытаться изучить какую-то мелкую деталь на ощупь.

Задачи, требующие четкости в исполнении, нужно чередовать с творческими играми. Это не только позволяет мозгу и организму отдохнуть, но и подсказывает новые пути решений задач. Желательно, что бы тематика разных видов работы не пересекалась. Это расширяет кругозор.

Отдых должен включать занятия, предполагающие физическую и умственную активность. Помимо тренировок, желательно найти вид деятельности, где важен будет результат. Это могут быть соревнования, работа над созданием какой-то практической вещи, или предмета искусства, туристический поход. Последнее может стать даже одним из неотъемлемых компонентов здорового образа жизни . Организм человека нуждается в экстремальных нагрузках. Турпоход является именно таким испытанием на прочность.

Наиболее часто совершаемые ошибки

Человек, ведущий здоровый образ жизни, может излагать свои рецепты распорядка дня, тренировок и питания в форме аксиом. Забывая о том, что все это было сделано им на основе наблюдений за индивидуальными особенностями своего организма, он может дать окружающим не подходящую им модель.

Нередко здоровый образ жизни путают с первобытным. Это приводит к искусственному созданию массы ограничений жизненных потребностей организма. Постоянное пребывание в экстремальных условиях выживания приводит к исчерпанию жизненных сил и ресурсов, а это противоречит главной цели здорового образа жизни.

Бытует мнение, что люди, ведущие здоровый образ жизни, не нуждаются в помощи врачей. Это неверно, так как все принципы, на которых основан данный подход к распорядку дня, питанию и нагрузкам для тела и разума, были разработаны на основе медицинских знаний. Здоровый образ жизни предусматривает регулярные медосмотры и консультации со специалистами по интересующим человека вопросам. Желательно найти своего врача, который бы имел глубокие познания и личный опыт здорового образа жизни и спортивных тренировок.

Нельзя рассчитывать рацион согласно тому, сколько калорий сжигается во время тренировки. Такое меню будет покрывать не более половины всех суточных потребностей в пище и приведет к истощению. На протяжении дня организм человека выполняет массу незаметной работы, поддерживает постоянную температуру тела, нуждается в энергии и мозг.

Резко переходить от длительного сидячего положения на рабочем месте к занятиям физкультурой опасно. Сохраняя постоянное положение тела, определенные группы мышц испытывают серьезную нагрузку. Встав из-за стола, следует дать им отдохнуть. Можно прогуляться, максимум – совершить пробежку в медленном темпе. Только через полчаса можно приступать к серьезной разминке и зарядке.

Начинать вести здоровый образ жизни можно только после осознания того, какую пользу нововведения могут принести организму и убедившись в собственной заинтересованности в этом. Вносить коррективы в уклад жизни лучше всего летом. В этом сезоне низкая вероятность подхватить инфекцию, иммунитет активен, а продолжительность светового дня позволяет свободно экспериментировать с чередованием сна и бодрствования. Не следует начинать вести здоровый образ жизни во время отпуска, особенно если на этот период приходится поездка в рекреационных целях. Любой переезд, смена климата является стрессом для организма. В этот момент излишне нагружать его радикальными переменами в образе жизни. К тому же такое начало чревато тем, что все нововведения продлятся до окончания отпускного сезона.

Внедряя здоровые привычки в свою жизнь, человек должен не скрывать это от окружающих. Привлечение членов семьи и друзей к занятиям спортом и выбору полезных продуктов питания облегчит адаптацию к нововведениям. Особенно это касается вопроса физических нагрузок. Прогулки в компании могут совмещать двигательную активность и интеллектуальную беседу. Спортивные тренировки, если их проводить в режиме игры, или состязания, повышают мотивацию и заставляют человека более качественно выполнять каждое упражнение.

Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.

Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.

Важнейшие задачи учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения:

1) Формирование ЗОЖ у населения.

2) Пропаганда гигиенических и мед. знаний

3) Популяризация достижений мед. науки

4) Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:

1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.

2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.

3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.

4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.

5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.

6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.

7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

II. Исторические типы учреждений службы ФЗОЖ.

Выделяют следующие исторические типы учреждений службы формирования ЗОЖ:

1) Дома санитарного просвещения.

2) Центры здоровья.

3) Центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

V. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни.

Концентрированным выражением взаимосвязи и взаимного влияния образа жизни и здоровья населения является понятие «здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни (по ВОЗ) – это оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.

Компоненты здорового образа жизни:

1. Рациональное питание

2. Правильная двигательная активность

3. Сознательный отказ от вредных привычек

4. Психологическое здоровье

5. Здоровая сексуальность

ЗОЖ предполагает позитивное отношение к здоровью как отдельного человека, так и общества в целом и обеспечивает активное долголетие при высоком уровне здоровья и работоспособности. Формирование ЗОЖ – это комплекс общегосударственных мероприятий, направленных, с одной стороны, на формирование позитивного и ответственного в отношении здоровья поведения, с другой стороны, на создание условий, предоставляющих равные возможности его реализации всем гражданам во всех сферах деятельности.

Данные социологических исследований выявили крайне негативную картину: при абсолютно положительном отношении людей к ЗОЖ практически используют руководства и рекомендации по сохранению и укреплению здоровья лишь 10-15% населения, а в ранге наиболее актуальных признанных ценностей (достаток, образование, положение в обществе) здоровье стоит лишь на 8-9 месте.

Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы, воспитания у населения личной ответственности за собственное здоровье, формирование потребностей в соблюдении правил ЗОЖ и сознательном отказе от вредных привычек.

При планомерной, целенаправленной и систематической работе по гигиеническому воспитанию и формированию ЗОЖ населения можно добиться повышения уровня гигиенических знаний, увеличения медико-социальной активности, стабилизации и снижения показателей заболеваемости и смертности. Так, профилактические компании против табакокурения («Брось курить и выиграй!») снижают его распространенность на 20%, и как следствие, на 5% уменьшается заболеваемость, временная нетрудоспособность и смертность от основных хронических неинфекционных заболеваний.

Антиалкогольные и антинаркотические программы позволяют снизить распространенность алкоголизма на 15%, потери от временной нетрудоспособности и инвалидности на 5%, заболеваемость соматическими болезнями на 25%, риск травматизма на 10-15%.

Проблемы сохранения и укрепления здоровья населения могут быть решены только при системном, комплексном подходе, реализованном в Государственных программах (программно-целевой метод работы).

Но решить проблему ЗОЖ только внешними преобразованиями – социально-экономическими, гигиеническими, техническими, законодательными – невозможно. Проблема ЗОЖ – это проблема и этическая. Внутренним фактором является нравственность человека, его отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

В пропаганде ЗОЖ среди населения пока превалируют вопросы физической культуры, рационального питания, искоренения вредных привычек. Между тем, формирование ЗОЖ должно рассматриваться как элементы общей культуры, воспитание определенных качеств личности, к которым относятся: - нравственные ориентиры и ценности;

Производственная и экономическая культура;

Культура быта и отдыха;

Рационального использования свободного времени;

Культура потребления;

Культура межличностных отношений;

Нормальный климат в семье;

Сексуальная культура;

Этика семейной жизни.

Поэтому гармоническое развитие личности возможно только лишь при оптимальном соотношении ведущих компонентов ЗОЖ.

IV. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.

Основными предпосылками эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения являются знание и правильное использование соответствующих методов и средств.

Методы гигиенического обучения и воспитания по воздействию на население можно разделить следующим образом:

1. индивидуального воздействия;

2. воздействия на группу лиц;

3. массовой коммуникации.

Кроме того, методы гигиенического обучения и воспитания можно разделить так:

1. метод устной пропаганды;

2. метод печатной пропаганды;

3. метод изобразительной пропаганды (наглядной);

4. комбинированный метод.

Методы индивидуального воздействия:

1. индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье);

2. индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;

3. личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).

Методы воздействия на группу лиц:

1. лекция, доклад;

2. групповая беседа;

3. групповая дискуссия;

4. групповое практическое обучение;

5. курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.

Методы массовой коммуникации:

1. телевидение (телепередачи);

2. кинофильм;

3. радио (радиопередачи, прямые линии);

4. пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов);

5. выставки и музеи.

Средства устной пропаганды:

1. лекции;

2. беседы (групповая, индивидуальная);

3. выступления;

4. вечер вопросов и ответов;

5. дискуссия;

6. викторина;

7. конференция;

8. занятия;

9. инструктаж.

Средства печатной пропаганды:

1. брошюры;

2. листовки;

3. буклеты;

4. бюллетени;

6. журнал;

7. лозунг;

8. стенная газета;

9. методические руководства.

Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность.

Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья. Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер.

Памятки имеют конкретного адресат (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями). Даются советы здоровым и больным.

Санитарный бюллетень посвящается отдельной узкой теме, имеет название. Информационный материал должен носить профилактический характер соотношение, текст рисунок 1:2.

Средства наглядной агитации:

1. плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.);

2. объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.);

3. натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)

Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Комбинированные средства пропаганды:

1. праздник здоровья (конкурс детского рисунка, сочинений);

2. марафон здоровья;

3. неделя здоровья (здоровье женщин);

4. ярмарка здоровья;

Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.