Стоунхендж: Древняя обсерватория или способ спасти человечество? Что такое Стоунхендж: интересные факты Стоунхендж обсерватория

25.09.2019

История Стоунхенджа Стоунхенджа насчитывает более четырех тысячелетий но до самой середины двадцатого столетия нашей эры не было ясного понимания того что представляет собой этот гигантский мегалитический памятник древности. Гурштейн: Путем детальных расчетов на электронной вычислительной машине Хокинс доказал...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Реферат

Тема: «Стоунхендж - обсерватория каменного века»

Введение……………………………………………………………….….3

  1. Доказательство теории………………………………………………....4-9
  2. План Стоунхенджа………………………………………………………10
  3. Джеральд Стэнли Хокинс - основоположник теории…………………11

Заключение……………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………14

Введение

История Стоунхенджа (Стоунхенджа) насчитывает более четырех тысячелетий, но до самой середины двадцатого столетия нашей эры не было ясного понимания того, что представляет собой этот гигантский мегалитический памятник древности . И только благодаря многолетней работе английского профессора и астронома Джеральда Хокинса , использовавшего в своих исследованиях новейшую электронно-вычислительную технику, удалось доказать, что Стоунхендж являлся крупнейшей мегалитической обсерваторией древних цивилизаций, по положению мегалитов которого определялись солнечные и лунные затмения, дни зимнего и летнего солнцестояния и т.д.

Доказательство теории

Вот что пишет о его исследованиях российский ученый А.А. Гурштейн: «Путем детальных расчетов на электронной вычислительной машине, Хокинс доказал, что многотонные каменные арки-трилиты Стоунхенджа служили безупречными визирами для закрепления направлений на особые точки горизонта. С малыми ошибками (порядка одного градуса) они фиксировали все важнейшие точки восходов и заходов Солнца и Луны в различных стадиях видимого перемещения этих небесных тел по небесной сфере».

Для нас очень важно это свидетельство Александра Ароновича Гурштейна, потому что длительное время астрономическая теория Стоунхенджа гениального Дж. Хокинса подвергалась необоснованной и разнузданной критике со стороны многих видных астрономов с мировыми именами, вследствие того, чтоошибка в мегалитах Стоунхенджа, составляющая около одного градуса, для астрономической обсерватории является все-таки значительной.

Некоторые ученые вследствие этого вообще подвергали сомнению астрономическую теорию Стоунхенджа, ведь даже на глаз строители этой обсерватории должны были устанавливать мегалиты Стоунхенджа с точностью, не превышающей 0,05 градуса.
К счастью, Дж. Хокинс оказался не только прекрасным ученым, но и великолепным популяризатором своих научных идей, написав целый ряд книг о Стоунхендже, и сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений, тот факт, что Стоунхендж является крупнейшей мегалитической обсерваторией древности.
И, забегая вперед, должен сказать, что ошибка в один градус, за которую так необоснованно критиковали Джеральда Хокинса, и которая зафиксирована в мегалитах Стоунхенджа, послужит нам неопровержимым доказательством смещения земной оси, произошедшей во время Критского катаклизма .

Обнаруженные при раскопках в многочисленных захоронениях вблизи Стоунхенджа предметы быта, оружие и украшения, позволяют считать, что услугами мегалитической обсерватории древнего Стоунхенджа пользовались многие великие цивилизации прошлого, в том числе Греция и Египет. А это дает основание полагать, что Стоунхендж, как обсерватория, являлся мировым астрономическим центром древних цивилизаций.

И в древнейшей истории Земли, Стоунхендж следует рассматривать не как отдельно существующий объект, а в комплексе с другими памятниками древней культуры, в том числе мегалитами Баальбека, лабиринтами Египта и Крита, гигантскими пирамидами, рисунками Наска и памятниками культуры майя и инков, ибо все они имеют скрытую логическую связь с глобальной тайной «кометы-возмездие».

У исследователей нет единой точки зрения на происхождение названия «Стоунхендж». Большинство из них сходится во мнении, что наиболее правдоподобно это название можно перевести как «камень, парящий в воздухе». А это дает основание полагать, что мы, кажется, близки к разгадке еще одной тайны Стоунхенджа. Ибо еще никто и никогда не смог ответить на вопрос, для чего вообще был построен Стоунхендж?

Стоунхендж задумывался и строился для уточнения параметров орбиты и вычисления периода обращения гигантской «кометы-возмездие», которая является реальной угрозой для существования человеческой цивилизации на Земле.

Вот как о причинах строительства Стоунхенджа пишет сам Дж. Хокинс, десятки лет изучавший это мегалитическое сооружение: «Что касается Стоунхенджа, то здесь решающим вопросом был интеллект строителей (или его отсутствие), иначе говоря, их творческий потенциал. Джакетта Хоукс не обнаружила никакого сходства между обсерваторией-компьютером на Солсберийской равнине и примитивными жилищами неолитической Англии. В этих жилищах нет никаких следов интереса к искусству, ничего идущего хоть в какое-то сравнение с пещерной живописью или фигурками из кости. Однако сам Стоунхендж – это художественное творение, высший взлет архитектурного искусства. Подобно древним египтянам и индейцам майя, эти люди отдавали всю свою художественную сноровку храму, а не жилищам.
Строители Стоунхенджа продемонстрировали то, что кембриджский профессор Грехем Кларк назвал «самосознанием». Не смотря на скудость технических средств, они испытывали потребность воздвигнуть гигантское сооружение, без которого, строго говоря, могли бы и обойтись.
Человек может считаться культурным и цивилизованным, только если он осознает время и его неумолимый ход. Тогда прошлое превращается в наследие, передающееся потомкам в мифах, легендах и сагах.» /Дж. Хокинс, «От Стоунхенджа до инков», М., «Вече», 2004 г./
Приведенная цитата свидетельствует о том, что только чрезвычайно мотивированная причина, одинаково важная для всех жителей Земли, могла побудить к строительству такого гигантского сооружения, которое продолжалось свыше пятисот лет, при почти полном отсутствии технических средств, и при необходимости перетаскивать многотонные каменные глыбы за десятки и даже сотни километров от места их добычи.
Например, ученые считают, что только с гор Прессели в Уэльсе, расположенных за 400 километров от Стоунхенджа, было доставлено свыше восьмидесяти более чем тридцати тонных голубых камней.

И надо полагать, что жители Солсберийской равнины, жившие в самых примитивных хижинах, действительно вполне могли бы обойтись без такой грандиозной стройки, потребовавшей напряженного труда многих поколений в течении более половины тысячелетия, если бы не чрезвычайно мотивированная причина.

Если же в соответствии с замыслом жрецов, Стоунхендж действительно был построен для уточнения параметров орбиты «кометы-возмездие», то логично предположить, что загадочный мегалит № 95, под названием Эшафот , обозначал направление предполагаемого появления смертельно опасной гигантской кометы.

Это место на небосклоне, откуда «косматая ведьма» накануне Критской катастрофы прилетела на земной шабаш, хорошо известно из мифологических текстов.

Согласно греческой легенды, «комета-возмездие» появилась накануне Критской катастрофы в районе звезды Алголь (досл. «ведьма»), беты созвездия Персея.

В настоящее время мегалит Эшафот повален, рядом с ним обнаружены остатки кольцевого рва, предназначение которого определить не удалось.
Так же не удалось выяснить и функциональное назначение самого мегалита Эшафот, но считается, что он хранит какую-то тайну. Между тем, само его название, ассоциируется с библейской Голгофой, а в мифологии случайных совпадений не бывает никогда.
В связи с вышеизложенным любопытно процитировать еще одно высказывание Джеральда Хокинса, касающееся предназначения Стоунхенджа: «Полные пять веков строители Стоунхенджа – сначала люди энеолита, потом бикеры, а затем уэссекцы - наблюдали Солнце и Луну, открывали тайны окружающего мира, прослеживали периодичности, предсказывали опасное время затмений. Гигантское сооружение создавалось в соответствии с этой астрономически-математической схемой, хотя, по всей вероятности, ее сложная научная основа оставалась скрытой от воздвигавших его простых тружеников. Замысел во всех подробностях был известен только сословию жрецов.
Но как ни величавы Солнце и Луна, сами по себе эти небесные тела не могли послужить столь мощным стимулом.
До открытия тесной связи Стоунхенджа с астрономическими явлениями считалось, что его строительство определялось чисто религиозными побуждениями. Не друидизмом – это была кельтская религия, и появилась она позднее. И не зарождающимся христианством. И не иудаизмом, хотя два-три автора и выдвигали аргументы в пользу таких гипотез. Нет, это была религия, сущность которой для нас утеряна.» /Дж. Хокинс, «От Стоунхенджа до инков», М., «Вече», 2004 г./
Как видим из приведенной цитаты, Дж. Хокинс, как всякий настоящий ученый, обладает потрясающей интуицией. Не зная истинной причины постройки Стоунхенджа, он, тем не менее уверен, что должна быть чрезвычайно веская причина, которая к сожалению, оказалась ему неизвестной.

Данные археологических исследований показывают, что строительство Стоунхенджа началось в XXII веке до н.э. и продолжалось до самого конца XVII века до н.э., но уже в XV веке до н.э. Стоунхенджем перестали пользоваться. Вслед за этим, исследователи отмечают взрыв строительной активности, начавшийся около 1500 года до н.э., и продолжавшийся несколько десятилетий, после чего Стоунхендж был окончательно заброшен.
В настоящее время средняя величина ошибок мегалитов Стоунхенджа, установленных более чем четыре тысячелетия назад, составляет по уточненным Дж. Хокинсом данным 0,9 градуса.
В свое время такая огромная величина ошибок вызвала неадекватно резкую критику астрономической теории Стоунхенджа со стороны многих ученых, и даже вообще ставила ее под сомнение, ведь как уже отмечалось, даже на глаз строители Стоунхенджа были способны устанавливать мегалиты с погрешностью, не превышающей 0,05 градуса.
Вот как об этом пишет сам Дж. Хокинс, вынужденный защищаться от необоснованной критики его теории: «О моей теории высказывались с полной беспощадностью: «тенденциозная, безапелляционная, кое-как слепленная и неубедительная», «чрезмерная убежденность», «литературная позолота», «пустые бредни»…

Критики астрономической теории ломали мегалитические копья из-за так называемых погрешностях в направлениях. Для физика после того, как все данные получены и проанализированы, погрешность есть погрешность, и только. Если тридцати тонная глыба, когда на нее смотрят издали, отклоняется от назначенной оси на полметра, на один - два солнечных диаметра (а в окружности горизонта укладывается 720 этих диаметров), то тут нет никакого смысла гадать, каким образом, и из-за чего возникла эта погрешность.
Критики утверждают, будто эти погрешности доказывают, что астрономическая теория неверна. Теоретически строители Стоунхенджа были способны на глаз установить камень с точностью до 0,05 градуса. Из того факта, что они этого не сделали, (???), и из того, что погрешности остаются необъясненными, выводится заключение, будто астрономическая теория неверна.» /Дж. Хокинс, «От Стоунхенджа до инков», М., «Вече», 2004 г./
В этой цитате знаки вопроса проставлены, потому что строители Стоунхенджа поставили мегалиты правильно, а ошибка возникла из-за смещения земной оси произошедшей в 1528 году до н.э., во время Критского катаклизма.
Должна сказать, что до сих пор ни один ученый не смог ответить на вопрос, почему возникла такая огромная для астрономической обсерватории ошибка, в направлениях мегалитов Стоунхенджа, а также, почему вскоре после постройки, Стоунхендж был заброшен.

Объяснение же простое.
В обсерватории Стоунхенджа, каждая пара мегалитов представляет собой своеобразный визир, который фиксирует определенную позицию Солнца, Луны, или других небесных объектов.

Произошедшее во время Критской катастрофы 1528 года до н.э. смещение земной оси происходило только в одном направлении, в то время как каждая пара мегалитов была зафиксирована на разных точках небесной сферы, что и обусловило разную угловую величину ошибки для каждой пары мегалитов, при этом величина этих ошибок, определялась величиной изменившегося наклона земной оси.
Вследствие того, что величина ошибок для каждой пары мегалитов оказалась различной, а определить величину каждой из них сразу после произошедшей катастрофы оказалось невозможным, как астрономическая обсерватория Стоунхендж стал бесполезен.
Предпринятая после Критской катастрофы, около 1500 года до н.э., попытка реконструировать Стоунхендж в соответствии с новым положением земной оси, продолжалась несколько десятков лет. Но выполнить полностью гигантский объем земляных работ и переставить многотонные мегалиты в соответствии с новыми условиями, жителям Солсберийской равнины оказалось не по силам, и Стоунхендж был окончательно заброшен.

Таким образом, все мегалиты Стоунхенджа стояли и стоят точно также, как их когда-то установили древние строители, но произошедший в 1528 году до н.э. взрыв вулкана на острове Санторин, изменивший угол наклона земной оси, перечеркнул сотни лет напряженного труда древних строителей, а также многочисленные эмпирические наблюдения и расчеты жрецов Стоунхенджа, оставив его для потомков как величайшую загадку древности.


План и описание Стоунхенджа

См. Приложение

  • 1 - Алтарный камень, шести тонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
  • 2-3 - курганы без могил
  • 4 - упавший камень 4.9 метров в длину (Slaughter Stone — эшафот)
  • 5 - Пяточный камень (Heel Stone)
  • 6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века их положение указано иначе )
  • 7 - ров (канава)
  • 8 - внутренний вал
  • 9 - внешний вал
  • 10 - авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (River Avon, Hampshire ); сейчас эти валы едва различимы
  • 11 - кольцо 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
  • 12 - кольцо 30 ям, т. н. Z лунки
  • 13 = круг 56 ям, известный как лунки Обри(Джон Обри - Aubrey holes)
  • 14 - малый южный вход

Джеральд Стэнли Хокинс
Gerald Stanley Hawkins
(1928—2003) английский астроном, широко известен своими исследованиями в области археоастрономии. Родился в Грейт-Ярмуте, изучал физику и математику в Ноттингемском университете. В 1952 году получил учёную степень доктора наук по радиоастрономии, обучаясь в анчестерском университете у сэра Бернарда Лавелла.
С 1957 года профессор астрономии и председатель управления Бостонского университета (США). Автор работ по различным темам, в том числе посвящённых тектитам, метеоритам, теории стационарной Вселенной.

Хокинс изучал возможное использование древними мегалитических сооружений, в качестве астрономических приборов. Он ввёл в университетский компьютер (IBM 7090) координаты плит и другие параметры Стоунхенджа, а так же модель движения Солнца и Луны. В своей книге «Расшифрованный Стоунхендж» (Stonehenge Decoded, 1965) Хокинс приводит доказательства, что свойства Стоунхенджа позволяли предсказывать различные астрономические явления, а сам комплекс, таким образом, являлся древнейшей обсерваторией, а также календарём и вычислительной машиной.
Эта теория идёт вразрез с традиционными представлениями о Стоунхендже, как о примитивном святилище. Археологическое сообщество скептически отнеслось к этой и другим теориям Хокинса. В частности, известный историк Ричард Аткинсон отозвался о книге «Расшифрованный Стоунхендж», как о «тенденциозной, самонадеянной, небрежно написанной и неубедительной». Однако книга хорошо продавалась и стала очень популярной в 1960-е годы на волне энтузиазма от возникших перспектив развития вычислительной техники. Приверженцы так называемой «счётной культуры» видели в исследовании Хокинса доказательство идей о «мудрости древних», высказываемых Александром Томом и другими псевдо метрологами.
Теории Хокинса, особенно касающиеся Стоунхенджа, до сих пор весьма популярны, хотя археологи не спешат принимать их.
Позднее Хокинс исследовал плато Наска в Перу и храм Амона в Карнаке, затем вернулся к изучению Стоунхенджа и продолжал его до конца жизни. Работы Джеральда Хокинса издавались на русском языке, как в Советском Союзе, так и после его распада.

Заключение

Стоунхендж (Южная Англия, Солсбери). Мегалитическое сооружение из гигантских блоков песчаника - сарсена высотой до 6 метров. Некоторые из них сохранили первоначальный вид узких ворот: два вертикальных блока перекрыты горизонтальным тесаным камнем. Они образуют два концентрических круга внутри кругового рва и кольца из небольших камней. За пределами внешнего круга стоит вертикальная стела, так называемый "Пяточный камень". В результате длительных астрономических наблюдений и вычислений Дж. Хокинс доказал, что Стоунхендж был своего рода астрономической обсерваторией бронзового века, позволявшей определять дни летнего и зимнего равноденствия, весеннего и осеннего солнцестояния и другие сезонные ориентиры.
Его гипотеза состояла в том, что направление на пяточный камень в створе сарсеновых камней № 55 и 56 указывает на точку горизонта, в которой восходит Солнце в день летнего солнцестояния (22 июня). Если это так, то подтвердились бы его вычисления азимутов не только летнего, но и зимнего солнцестояния, точек захода и восхода Луны в разное время года, ее высоты над горизонтом летом и зимой и т.п.

12 июня 1960 г. Хокинс приехал в Солсбери, чтобы поставить точку в своих исследованиях. По его вычислениям получалось, что если встать в створ двух трилитов и Пяточного камня, то 22-го июня первые лучи восходящего Солнца должны появиться точно над вершиной Пяточного камня. Хокинс намеревался снять этот восход на кинопленку и тем самым подтвердить свои теоретические расчёты.

Но почему в таком случае Хокинс ловил кинокамерой первые лучи Солнца не 22, а 12 июня? Все объясняется очень просто: в ночь на 22 июня вокруг Стоунхенджа собирается огромная толпа туристов, жаждущих увидеть это явление своими глазами. Они бы помешали чистоте эксперимента. Поэтому Хокинс вычислил местонахождение точки восхода Солнца не 22 июня, а на 10 дней раньше. По его подсчетам она должна была находиться на расстоянии одного диаметра диска Солнца к востоку от пяточного камня. Киносъемка зафиксировала появление первого солнечного луча в 4:30 утра в створе сарсенов в точно предсказанном месте и в расчетное время.

Список литературы

  1. http://www.abc-people.com/phenomenons/mysteries/budarin-4.html
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хокинс,_Джеральд
  3. Дж. Хокинс, «От Стоунхенджа до инков», М., «Вече», 2004 г.

Приложение


Выполнил : Рябинова М.М.

Студент группы ПГ-12а

Проверил: Глазунов А. С.

Новосибирск, 2014

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9949. Бурение поисково-разведочной скважины на месторождении каменного угля 595.7 KB
В работе присутствуют расчеты необходимые для проектирования разведочной скважины и работ на ней а также выбора основного оборудования и инструмента. При выборе конструкции скважины необходимо стремиться к составлению наиболее простых конструкций – одноколонных; следует избегать применения потайных колонн обсадных труб и ступенчатости открытого ствола скважины. Конечный диаметр скважины зависит от минимально допустимых диаметров керна обеспечивающих необходимую достоверность опробования; от размеров геофизической и другой скважинной...
12717. ГЕРМАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА 38.31 KB
Основные этапы становления и развития средневекового государства Германии. Основные этапы становления и развития средневекового государства Германии. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности.
12836. АНГЛИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА 56.9 KB
Основные этапы становления и развития средневекового государства Англии. Основные этапы становления и развития средневекового государства Англии. Становление феодального государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов племенами германского и скандинавского происхождения.
3077. Общественное движение в 60-е – 70-е гг. XIX века 14.29 KB
Наиболее известные: Молодая Россия кровавая революция обобществление имуществ ликвидация брака и семьи Заичневский 1862 К молодому поколению 1861 Великорусс 1861 Барским крестьянам от их доброжелателя поклон Чернышевский Михайлов 1861. Создал среди студентов общество Народная революция. Цель: революция. Революция наука = наука истребления и разрушения Метод: связь кровью.
12835. ФРАНЦИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА 61.53 KB
Слабость короля в IXXI вв. непосредственных земельных владений короля размеры которых были относительно невелики. Этот процесс в ходе которого произошло превращение арьервассалов в непосредственных вассалов короля получил название иммедиатизации. был связан с развитием церковного землевладения которое быстро росло в результате пожалований короля и других светских феодалов.
19397. Здания XIX века г. Красноярска 3.05 MB
Деревянное здание театра имело размеры: длина равнялась двадцати саженям а ширина восьми саженям. Было построено новое здание на Воскресенской улице ныне проспект Мира а на месте сгоревшего театра построили дома зажиточные горожане. Александров временно проживавший в Красноярске и исполнявший дела городского архитектора дал согласие на создание проекта...
20418. Императрицы ХVIII века 1.06 MB
Новым законом Пётр отменил прежнюю традицию наследования престола прямыми потомками по мужской линии, заменив этот порядок единоличным назначением – завещанием за подписью царствующего монарха. Теперь стать преемником мог кто угодно, хоть «конь Калигулы», лишь бы он был достоин, по мнению государя, возглавить Россию. Поскольку закон не содержал каких – либо внятных предпочтений для мужского пола, в прорванную «плотину» сразу же хлынул поток веками не допускавшихся к власти женщин.
2027. Советское государство 30-40-е гг. XX века 12.39 KB
Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. на XVII съезде партии позиции Сталина окончательно укрепились. XVII съезд коммунистической партии объявил что главная цель построение социализма достигнута.
13655. Человек в русской культуре ΧΙΧ века 30.04 KB
Живопись и музыкальная жизнь пореформенного периода отмечены появлением двух крупных созвездий талантов, центрами которых были Товарищество художников – передвижников и “Могучая кучка” композиторов. На новые веяния в искусстве оказали заметное влияние идеи демократического движения 50-60-х годов. В 1863г. группа учеников Академии художеств порвала с академией и организовала “артель передвижников”
17728. РОЛЬ КИНЕМАТОГРАФА В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА 8.65 KB
Человечество на современном этапе развития не мыслит свою жизнь без такого вида искусства как кино что делает данную тему актуальной к изучению. Цель исследования – выявление роли кинематографа в повседневной жизни человека. Задача работы ̶ проследить этапы влияния кинематографа на жизнь человека. Кинематограф увидел свет чуть больше века назад.

Стоунхендж — загадочный каменный комплекс Великобритании

В графстве Уилшир, в 130 км от Лондона есть загадочное место - скопление гигантских каменных глыб, расставленных по кругу посреди Солсберийской равнины. Этот комплекс мегалитических сооружений называется . Он построен в III тыс. до н.э., но его назначение до сих пор не разгадано.


Что такое Стоунхендж: интересные факты

Камни весом от 25 до 45 тонн, используемые в строительстве Стоунхенджа, доставлялись за 380 км из восточного Уэльса. Мегалитический комплекс строился между 3500 и 1100 гг. до н.э. в три этапа. Первоначально I представлял собой кольцеобразный вал, окружённый рвом. Вдоль внутренней стороны вала было выкопано 56 углублений, позднее названных «лунками Обри» в честь их первого исследователя.

Снаружи от входа в земляное сооружение стоял 35-тонный «Пяточный камень». При строительстве Стоунхенджа II воздвигли два кольца из массивных сине-серых глыб. В центре круга водрузили 6-тонный камень, так называемый «Алтарь», а между «Пяточным камнем» и входом проложили земляную дорожку.

На заключительном этапе строительства голубые глыбы заменили на 30 монолитов из песчаника-сарсена, а в пределах Сарсенового кольца установили подкову из пяти отдельно стоящих трилитов.

Легенды о Стоунхендже

По легенде, камни воздвиг здесь всемогущий Мерлин, придворный маг короля Артура. Народная молва приписывает авторство Стоунхенджа жителям Атлантиды, инопланетянам, а также гигантам. Англичане называют Стоунхендж «пляской великанов»: камни, расставленные по кругу, напоминают хоровод огромных исполинов, взявшихся за руки.

Стоунхендж: кто построил и зачем

В наши дни накопилось множество гипотез о назначении Стоунхенджа. Долгое время считалось, что каменное кольцо принадлежало друидам - кельтским жрецам, совершавшим здесь религиозные обряды. По другой версии, комплекс был местом погребения Боадицеи - языческой царицы, сражавшейся с римлянами. Также утверждают, что сооружение служило кладбищем для вождей.


Английский астроном Дж. Хокинс полагает, что Стоунхендж - это грандиозная обсерватория каменного века, позволяющая предсказывать затмения и точные даты начала полевых работ. Так, в день летнего солнцестояния солнце восходит точно над «Пяточным» камнем. По мнению историков Тима Дарвилла и Джеффа Уэйнрайта из университета Борнсмута, Стоунхендж строился как медицинский центр эпохи неолита.

Радиоуглеродный анализ найденных костей показал, что многие люди, похороненные в Стоунхендже, страдали серьёзными недугами. Сюда приезжали из окрестных селений больные и раненые, уверовавшие в исцеляющую силу голубых камней. Если исключить мистические версии и ажиотаж, возникший вокруг памятника, то становится очевидным, что комплекс мегалитов не так уж и уникален. Мегалитические сооружения встречаются по всей Европе, в том числе и в России на территории Северного Кавказа, Горного Алтая, Карелии и Кольского полуострова. Даже рядом со Стоунхенджем есть Эйвбери.

О.БУЛАНОВА

Человека всегда притягивали древние мегалитические сооружения. Сложно было представить, что эти грандиозные постройки сделаны на заре цивилизации, когда не было никаких строительных технологий, позволяющих манипулировать с огромными каменными блоками. Одним из таких мегалитических сооружений является , расположенный в Южной Англии.

Стоунхендж представляет собой круг, построенный из огромных сарсенов – вертикально поставленных блоков от 4 м до 6 м. в высоту, вытесанных, в основном, из плотного серого известняка. С северо-востока к мегалитическому кругу ведет аллея, по обе стороны которой тянутся неглубокие канавы. Рядом с каменным кругом отдельно стоит Пяточный камень, более высокий. Вокруг мегалитического круга расположены два мало заметных земляных вала, разделенных канавой, и камни меньшего размера, которые называют “синими камнями” – из более плотной породы, нежели известняк. Они располагаются в форме подковы, развернутой в северо-восточном направлении. Внутри “подковы” – еще одна, состоящая мегалитов, посередине – Алтарный камень. Почти все сарсены являются трилитонами (пара стоячих камней с горизонтальной перекладиной, что-то типа буквы П).

Крайне любопытно еще и то, что объекты Стоунхенджа образуют треугольник с соотношением сторон 5:12:13. Это соотношение – соотношение одного из треугольников Пифагора, и, как выясняется, известного древним задолго до рождения самого Пифагора. А пространственная ориентация не только Стоунхенджа, но и многих других мегалитических сооружений в Англии, соответствует древнеегипетскому.

Если использовать современные и общепринятые методы датировки, то они показывают, что Стоунхендж чуть моложе знаменитых египетских пирамид. Любопытно, что о нем ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы, да и в список семи чудес света он не вошел. Вероятно, пирамиды впечатлили римлян намного сильнее, тем более что они и сами могли строить величественные сооружения.

Если обратиться к этимологии, то становится видно, название состоит из староанглийских слов stan (stone) – “камень” и hencg (hinge) – “стержень, шарнир”. Эти слова были еще в языке саксонских завоевателей, давным-давно покоривших Британию. Стоунхендж – единственное английское каменное сооружение, название которого относится к столь отдаленному прошлому.

Кто же его построил? Древние британцы? Сами они называли Стоунхендж “Пляской великанов” и считали, что построил его великий маг Мерлин. Другие предания говорили о живших когда-то, еще до Всемирного потопа, гигантах, которые якобы и построили Стоунхендж.

Любопытно и то, что все сведения о его происхождении растворились в мифах и никто не помнил истинного назначения памятника. Первое письменное упоминание о Стоунхендже встречается в труде клирика Генри Хантингтонгского (ок. 1130 г.), написавшего историю Англии. Из всех древних монументов он посчитал нужным описать только его: “Стэнэнджес (Стоунхендж), чьи камни удивительного размера были воздвигнуты на манер дверей, являет собой одно из чудес древности; никто не может понять, каким образом столь огромные камни были подняты над землей и почему они стоят именно в этом месте”.

Но даже описания Генри Хантингтонгского не произвели на современников должного впечатления. Видимо, потому, что этот почтенный автор не стремился к словесным красотам. Его современники предпочли красочное описание Гальфрида Монмутского, которое прочли несколько лет спустя. Именно Гальфрид приписывал строительство Стоунхенджа Мерлину, который выполнял приказ Аврелия Амвросия, (именно он был королем Британии, а вовсе не Артур, как говорит легенда. Артур – племянник Амвросия): “Пошли своих людей за Кругом гигантов, что стоит на горе Киллар в Ирландии. Этот каменный круг не мог воздвигнуть никто из ныне живущих, и его нельзя сдвинуть с места, если не обладать величайшим мастерством и хитроумием. Камни огромны…”

По Гальфриду, Стоунхендж был воздвигнут в память о безоружных вождях бриттов, убитых коварными саксами. Называется даже точная дата постройки. Эти детали – причина постройки, дата – не могли не вызвать интереса читателей. Как заметил доктор Крис Чиппендейл, изучавший сочинения о Стоунхендже, Гальфрид “написал о том, что хотели услышать английские читатели: о поразительных приключениях, доблести, волшебстве и рыцарских подвигах с явным патриотическим оттенком”.

Эдакий средневековый бестселлер с оттенком в желтизну: не знаем точно, так додумаем и выдадим за истину в последней инстанции. Поэтому, видимо, все представления о Стоунхендже в средние века опирались, в основном, на историю Гальфрида. Сам же Гальфрид ссылался на какую-то “одну очень древнюю книгу на бриттском языке”.

С течением времени и развитием истории как науки потребовались какие-то более убедительные аргументы в поддержку теорий Гальфрида Монмутского. Король Яков I, посетив Стоунхендж в 1620 г., был поражен увиденным и приказал архитектору Иниго Джонсу зарисовать план сооружения и установить доподлинно, кем и когда оно было создано. На основании своих длительных наблюдений Джонс пришел к выводу, что строители Стоунхенджа следовали римским правилам архитектурной планировки, но, к сожалению, не успел опубликовать результаты своих размышлений, т.к. скончался в 1652 г.

Остались лишь разрозненные записи, пользуясь которыми, его помощник и преданный ученик Джон Уэбб в 1655 г. написал солидный труд с не менее солидным названием: “Самая известная древняя достопримечательность Великобритании, в просторечии называемая Стоунхендж на равнине Сейлсбери: Реконструкция”. И Джонс, и Уэбб считали, что, учитывая качество и масштабы конструкции, Стоунхендж не могли построить древние жители Британии, т.к. они считались “жестоким и варварским народом, не способным даже нормально одеваться, не говоря уже о строительстве таких замечательных памятников, как Стоунхендж”.

Автор книги пришел к выводу – на основании опять же римских архитектурных традиций, – что Стоунхендж был построен в I-IV в. н.э., в эпоху мира и изобилия, когда Англия была частью владений Римской империи. Эта версия была тут же в пух и прах разбита критиками, указывавшими на то, что римские пропорции в плане Стоунхенджа применимы лишь в том случае, если превратить подковообразную форму внутреннего кольца сарсенов в правильный шестиугольник.

То, что сарсены стоят, вовсе не говорит о том, что это колонны, и говорить о “тосканском ордере” неправомерно, поскольку у камней “отсутствуют и база, и капитель”. Второй аргумент против “римской теории” заключался в том, что если б Стоунхендж строили римляне, они бы точно украсили сооружение множеством надписей, высеченных на камне.

Помочь найти ответы на вопросы могли бы раскопки. Кстати, первые раскопки были осуществлены по указанию того же Якова I. Конечно, назвать их раскопками в современном научном смысле слова нельзя, но все же какие-то работы проведены были: выкопали яму в центре кромлеха. К сожалению, никаких сведений о результате работ не сохранилось. Джон Обри, первый, кто начал проводить систематические исследования Стоунхенджа, расспрашивал в 1666 г. местных жителей и выяснил, что те помнят лишь о находке “оленьих и коровьих рогов, а также древесного угля”. Другие утверждали, что что-то нашли, но миссис Мэри Тротмэн – одна из опрошенных – “забыла, что именно”.

Обри был и первым, кто предположил, что Стоунхендж построен древними бриттами. Его подход весьма отличался от предыдущих исследователей: Обри не стал искать доказательств иностранного происхождения сооружения, а указал на его связь с многими другими каменными кругами на территории Британии. Более того, он доказал методом сравнительного анализа, что ни римляне, ни саксонцы, ни датчане не строили подобных сооружений. Поэтому-то и пришел к выводу, что оно “имеет отечественное происхождение”. Обри считал, что Стоунхендж был создан друидами, известными по описаниям из римских источников. Он лично составил план не только самого сооружения, но и всего участка, где стоят монолиты, и обратил внимание на кольцо углублений, расположенных с внутренней стороны вала и ныне известных как “лунки Обри”.

Через несколько лет после Обри доктор личный врач короля Карла II Уолтер Чарльтон начал изучение и поиск сходных сооружений в континентальной Европе и на основании своих выводов предложил совершенно иную датировку для Стоунхенджа. Переписываясь с датским знатоком древностей Олафом Вормом, Чарльтон убедился в том, что Стоунхендж был воздвигнут в IX в. н.э., когда большую часть Англии завоевали скандинавы.

По мнению Ворма, Стоунхендж был местом коронации датских королей, а его планировка – не что иное, как форма короны. С учетом того, что Карл II лишь недавно вернулся на трон, такая трактовка была актуальна, но реальными доказательствами не подтверждалась. Отсутствие каких-либо упоминаний о Стоунхендже в ранних средневековых текстах лишает эту теорию убедительности, в то время как знакомство со скандинавскими мегалитическими постройками показывает, что они значительно уступают в размерах Стоунхенджу.

Теорию о бриттском происхождении Стоунхенджа популяризировал в 1740 г. Уильям Стакли, выпустив в свет книгу “Стоунхендж: храм британских друидов”. Он же провел и очередные раскопки, которые, правда, его теорию не подтвердили. Но он был первым, кто нашел в районе сооружения хронологически определимые объекты – несколько римских монет. Эти находки вызвали некоторую озабоченность – они не вписывались в теорию, поэтому Стакли решил, что монеты были оставлены посетителями Стоунхенджа. Несомненная заслуга Стакли в том, что он открыл аллею, идущую от северо- восточного входа.

Именно в его времена начали входить в моду “туристические” походы в район Стоунхенджа. Необразованные “туристы” не только жгли внутри сооружения костры, но и откалывали от монолитов кусочки на память. Стакли протестовал против “возмутительного обычая откалывать куски камня тяжелыми молотами”, ведь от этого вандализма страдали сарсены, “синие камни” страдали меньше – они были гораздо прочнее. Но его никто не слушал, и в итоге в январе 1797 г. один из трилитонов рухнул на землю. Тут, что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло – это событие послужило толчком для дальнейших исследований.

Возглавил их Уильям Каннингтон, к тому времени раскопавший уже около двухсот могильных курганов в долине Сейлсбери вокруг Стоунхенджа. В 1802 г. он изучил центральный участок, но не добился большого успеха, если не считать разрозненных находок доисторической керамики римского периода (но не римского происхождения), древесных углей и костей животных. В 1810 г. он доказал, что “камень-плаха” (неправильно названный так из-за красного пятна, образованного окислами железа) когда-то стоял вертикально. После Каннингтона работы были свернуты.

Как и его предшественникам, Каннингтону не удалось установить дату создания сооружения, хоть его раскопки и подтвердили доисторическое происхождение Стоунхенджа. Как ни странно, такой результат вполне устраивал современников: им нравилось представлять Стоунхендж эдакой неразгаданной тайной и диковиной Древнего мира. Эти романтические взгляды хорошо отражены в цветистой подписи под акварелью известного художника Джона Констебля (1835 г.): “Таинственный монумент Стоунхенджа, уединенно возвышающийся посреди голой и бесплодной пустоши, столь же отъединенный от событий былых эпох, сколь и от нужд современности, переносит нас за пределы исторической памяти во тьму совершенно неизвестного периода”.

Исследования возобновились благодаря Фландерсу Петри, ставшему впоследствии пионером систематических археологических раскопок в Египте. В 1877 г. он выполнил точную геодезическую съемку сохранившихся мегалитов и нанес их положение на план местности с точностью до двух десятых сантиметра.

Он активно призывал к возобновлению раскопок, придумав оригинальное решение, которое, как ему казалось, позволяло заглянуть под стоячие камни: “Выстроив деревянный каркас с зажимом посередине, способный выдержать вес камня, можно будет исследовать слои почвы под камнями, пока они будут находиться в подвешенном положении. Землю можно привезти из другого места, засыпать ямы и утрамбовать их. При этом сам камень не претерпит ощутимой перемены и не пострадает во время всех этих операций”.

К счастью, эта бредовая идея не нашла приверженцев, иначе памятник был бы для нас попросту потерян. Но Петри предложил интересный метод датировки Стоунхенджа. Он предположил, что сооружение могло быть спроектировано на основе одной-единственной астрономической ориентировки.

Наблюдая восход солнца над Пяточным камнем в день летнего солнцестояния через Большой Трилитон, он вычислил дату (730 г. н.э.) для сооружения подковообразной структуры сарсенов. Именно в этот период все три точки должны были находиться на одной линии. Опираясь на эти расчеты, он почему-то решил, что строителями Стоунхенджа были саксы. Теория была отвергнута почти всеми. Во- первых, из-за того, что Петри не смог объяснить, почему одна астрономическая ориентировка должна служить ключом ко всему сооружению; во-вторых, потому, что он демонстративно игнорировал даже те немногочисленные археологические находки, что имелись в распоряжении исследователей.

В 1918 г. Стоунхендж перешел во владение государства, что сделало возможным впервые предпринять серьезные раскопки (денег на которые было выделено ничтожно мало). Возглавил работы опытный археолог полковник Уильям Хоули. Он обнаружил некоторые важные элементы, такие, как кольцо “лунок Обри” за земляным валом и множество ям в центре монумента, в которых некогда были вкопаны деревянные столбы. В 1923 г. Хоули заявил журналистам, что он хотел бы прекратить работы: “чем больше мы копаем, тем глубже становится тайна”.

После Хоули осталось много записей и невнятных отчетов, и их систематизацию и дальнейшие раскопки в 50-х гг. поручили профессору Ричарду Аткинсону из Кардиффского университета. Аткинсон представил свою интерпретацию происхождения Стоунхенджа, датировав его примерно 1500 г. до н.э. (поздний бронзовый век).

Случилось это так: в июле 1955 г. Аткинсон фотографировал на одном из сарсенов надпись, датируемую XVII в. н.э., когда заметил на камне слабые очертания кинжала. Вырезанное изображение показалось ему похожим не на доисторический бриттский кинжал, а на оружие крито-микенской цивилизации; похожие кинжалы датировались археологами примерно XV в. до н.э.

По мнению Аткинсона, “гораздо логичнее рассматривать их (сарсены. – О.Б.) как продукт сравнительно развитой микенской культуры, а не по сути варварской, пусть даже процветающей бриттской аристократии”. А крито-микенская культура, в свою очередь, использовала опыт египтян. По мнению Анкинсона, руководил последним этапом строительства Стоунхенджа представитель именно микенской культуры. На основе сочинений Геродота были даже выдвинуты предположения, что им мог быть не кто иной, как легендарный Дедал, который бежал от Миноса на Сицилию, а потом и оттуда в неизвестном направлении.

Версия поддержки не нашла, археологи совершенно справедливо указали на то, что сами микенцы не построили ничего, даже отдаленно напоминающего Стоунхендж, а точно определить тип кинжала по плохо сохранившемуся резному изображению на выветренном камне можно, лишь обладая очень смелой фантазией. Но даже если допустить, что изображенный кинжал на самом деле микенский, то современная программа радиоуглеродной датировки показывает, что сарсен с рисунком был воздвигнут до 2000 г. до н.э. Таким образом, микенцы не могли быть строителями Стоунхенджа.

Инвентаризацию записей о раскопках Хоули и Аткинсона провели лишь в 1995 г. Этим занялась команда исследователей, возглавляемая доктором Россом Клиэлом из музея Эйвбери. Одним из их главных достижений было составление четкой хронологии строительства Стоунхенджа. Самые ранние постройки (кольцевой вал и канава) появились около 3000 г. до н.э., самые поздние (аллея) – около 2000 г. до н.э. После 1600 г. до н.э. Стоунхендж оставался заброшенным, его редко посещали и лишь один раз произвели захоронение кремированных останков.

Но все это не давало ответ на вопросы: что такое Стоунхендж, кто и зачем его построили? Правда, на один вопрос ответ был получен: кто точно НЕ строил Стоунхендж? Это был точно не Мерлин, потому что если великий волшебник и жил в реальности, то как минимум 2000 лет спустя после того, как постройка Стоунхенджа была завершена. Другое дело, что тогдашний король Британии Амвросий вполне мог использовать Стоунхендж для каких-либо своих деяний, участником которых мог стать и Мерлин.

Вскоре возникла версия, что Стоунхендж – пригоризонтная обсерватория. Хотя об этом говорил еще в 60-х гг. XX в. астроном Джеральд Хокинс. Он доказал, что Стоунхендж – древняя обсерватория, позволяющая с высокой точностью проводить астрономические наблюдения. Он утверждал, что Стоунхендж строили между 1900 и 1600 гг. до н.э., и строительство его заняло долгие столетия.

Численность населения Британии была тогда невелика. Начиная примерно с 3000 г. до н.э. на островах стали вновь поселяться земледельцы с континента – так называемые уиндмиллхиллские люди (по названию холма близ Стоунхенджа). Кстати, то, что Стоунхендж – обсерватория, предположил еще в 1796 г. Генри Уонсли, а Джон Смит в 1771 г. считал, что Стоунхендж – некий численно-мистический календарь.

Дж.Хокинс высказал предположение что если в 56 отверстий (лунок Обри) в определенном порядке поместить камни и перемещать их затем на одно отверстие в год, то возможно предсказать затмения Солнца и Луны. Позже версию, что Стоунхендж является обсерваторией, развивали Норман Лойкер и Дж.Уэйт. Согласно подтвержденным практикой расчетам Лойкера ось, на которой лежат алтарный и Пяточный камень, указывала на восток в период между 1900 и 1500 гг. до н.э. В целом же 11 важнейших точек памятника дают 15 точнейших направлений на Солнце и Луну, и ными словами, в Стоунхендже можно наблюдать 15 астрономических событий.

Что касается того, кто построил Стоунхендж, то Хокинс считает, что это были уиндмиллхиллские люди и пришедшие сразу за ними бикеры и уэссекцы. И, соответственно, строительство велось в разные периоды. Эту теорию подтверждает тот факт, что все камни Стоунхенджа из разных пород. Главный строительный материал монолитов – долерит, но есть и вулканическая лава (риолит), и вулканический туф, и песчаник, и известняк. Долерит, риолит и вулканический туф встречаются вместе только в одном районе – в Уэльсе, в горах Преселли, близ побережья Бристольского залива.

“Теперь уже нет сомнения, – писал Р.Аткинсон, – что “голубые камни” были вывезены в Стоунхендж именно с этого очень ограниченного участка”. Дистанция по прямой составляет 210 км. – три часа езды на автобусе. Но везли-то их на катках и по воде, а это уже 380 км. 80 камней весят в общей сложности около 400 т. Кто мог в древней Европе совершить такой необыкновенный рейд?

Ученые проследили возможный путь строителей и выяснили, что большая часть его проходила по воде. Какие-то крупные камни собирали по дороге. На суше камни везли на деревянных салазках по бревнам. Эксперимент, проведенный учеными, помог выяснить, что двадцать четыре человека способны таким способом тащить груз весом в одну тонну со скоростью километр-полтора в день, и даже в гору.

На воде дело обстояло проще. Ну а самые тяжелые камни – сарсены? Их месторождение обнаружили гораздо ближе к Стоунхенджу, всего в 30 км. Вес самых больших “серых баранов” (так прозвали эти глыбы) достигает 50 т. Ученые подсчитали, что к месту постройки их могла доставить тысяча человек, но за… семь лет.

Вокруг Стоунхенджа нет никаких признаков обрабатывания камней, поэтому исследователи предположили, что обработке камни подвергались либо на месте добычи, либо по дороге. Способы “выделки” – техника удара и попеременная обработка огнем и холодом. Отшлифованы камни очень чисто, практически ювелирно. К сожалению, оценить эту технику сегодня уже невозможно – ветер и вода за века сделали свое “черное” дело.

Еще ученые подсчитали, что на установку всей камней понадобилось триста лет работы и тысячи рабочих рук, иными словами – полтора миллиона человеко-дней физического труда.

И опять же возникает вопрос: во имя чего все это? Для чего строили Стоунхендж?

Видимо, стандартные объяснения, что Стоунхендж – обсерватория, храм, святилище и т.п., не проходят. Точнее, Стоунхендж может быть обсерваторией, но не только. Дэвид Фарлонг уверен, что памятники, подобные Стоунхенджу и возникшие в конце предыдущей эпохи – не просто древние обсерватории или святилища, а еще и места духовной силы и мудрости, которая открывается сейчас людям, точки сосредоточения силы, которая способна изменить и спасти человечество. Фарлонг утверждает, что Стоунхендж и подобные ему постройки (типа Аркаима) – это своеобразные временные капсулы энергии, которая способна к регенерации.

“У древних были более глубокие знания о взаимодействии природы и человека, – пишет Фарлонг, – и они готовы были тратить силы и время на создание столь масштабных сооружений только при условии, что воспринимали ландшафт как интегрированное целое. Вряд ли просто обсерватория или храм стоили бы таких усилий. Согласно всеохватывающим космологиям небо и земля в представлениях людей того времени являлись отражением друг друга. Соответственно любой круглый объект на земле воспринимался как средство получить доступ к духовным влияниям. Так энергия вливалась в ландшафт посредством геометрии”.

В пользу этой теории говорят и открытые около Стоунхенджа леи – каменные колеи. Феномен лей был впервые отмечен в XIX в., а внимание широкой общественности он получил благодаря трудам Альфреда Уоткинса. Исследователь и ученый Джон Мичелл предположил, что леи обладают скрытой, пока еще не изученной земной энергией. Он связал леи с идеями фэн шуй, согласно которым ландшафтная энергия должна быть уравновешена и включена в проекты строений и планировку местности. Леи все чаще интерпретируют как линии разного рода земной энергии, магнитной силы или своеобразной мыслительной энергии, связывающей объекты.

Из всего этого можно сделать вывод: ради того, чтобы спасти грядущее человечество от катаклизмов, обладающие тайными знаниями предки могли потратить огромное количество временных и человеческих ресурсов и возвести из камня грандиозное сооружение.

{fde_message_value}

{fde_message_value}

Стоунхендж - древняя Обсерватория

Стоунхендж построен между 1900 и 1600 г. до н.э. Представления об устройстве мира у первобытного человека полностью соответствовали его впечатлениям. Если Солнце поднимается каждое утро из-за горизонта на востоке – значит, именно так и движется этот огненный диск. Впрочем, наблюдательность позволяла нашим далёким предкам отметить тот факт, что в разное время года Солнце восходит в разных точках горизонта. Древние саксы в Британии построили целую обсерваторию – Стоунхендж. Эта система мегалитов (укреплённых в группе и связанных друг с другом каменных блоков) указывала места восхода Солнца и Луны в особые дни года – моменты солнцестояний и равноденствий. Два года назад российский археолог Илья Ахмедов сделал сенсационное открытие. В непосредственной близи от городища Старой Рязани в местечке Спасская Лука было найдено древнее сооружение, схожее по строению с английским Стоунхенджем. Его возраст оценен в 4 тысячи лет. Однако в отличие от своего британского собрата, Рязанский Стоунхендж оказался меньшим в размерах, к тому же не каменным, а деревянным. Но, по словам Ахмедова, и английская обсерватория первоначально также была из дерева…

В течение последующих двух лет подобные открытия происходили почти на всей территории Евразии. Урал, Байкал, Чувашия, Башкирия, Карелия, Якутия, Адыгея, Армения, Казахстан, Таджикистан, Германия, Австрия Словакия – далеко не полная география древних обсерваторий. Причем делали открытия не исследователи-дилетанты, а ученые мужи. Естественно, каждый ученый считал своим долгом подчеркнуть, что открытая им обсерватория как минимум на тысячу лет старше знаменитых «висячих камней» в Англии. Но что нового содержалось в сенсационных заявлениях? А то, что в данной местности находится необычное сооружение, похожее на капище и с функциями погоризонтной обсерватории. Как правило, все они выстроены по одному принципу: четкая ориентация по сторонам света, причем в день летнего и зимнего равноденствия солнце попадает в заданную точку святилища, сооруженного либо из камней-мегалитов, либо из стволов деревьев. Дальше начинаются нюансы, но на них почему–то никто не обращает уже никакого внимания. Более того, почти никто не пытается сравнить все эти обсерватории и выявить общие закономерности. В июне 2005 года в Старую Рязань отправилась новая экспедиция. На этот раз ее костяк составляли не археологи, а астрономы. Роль беспристрастного судьи, а заодно и руководителя экспедиции пала на Андрея Полякова, журналиста и востоковеда, известного своими экспедициями на Арарат и в Нахичевань в поисках следов Ноева Ковчега. «Ничего странного в этом нет», - рассказывает Поляков. «В то время, когда Илья Ахмедов раскапывал свою сенсацию на берегах Оки в 2003 году, наша экспедиция обследовала Арарат и его окрестности. О некоторых результатах той экспедиции хорошо известно. Но, осталось много того, о чем никто так и не узнал. Во-первых, мы обнаружили два кургана внушительных размеров. Недалеко от них располагается погост, где местные «черные археологи» сделали внушительные состояния на находках эпохи бронзового века. Во-вторых, на старом армянском кладбище мы нашли изображение зиккурата, которые были распространены в древнем Вавилоне и по некоторым оценкам выполняли функции обсерваторий. А в-третьих, полуслучайно мы наткнулись на некие ровные круги, выложенные на земле из внушительных камней. Структурно они были сложены как и другие подобные святилища. В одном из древних манускриптов говорилось, что на горе Арарат вели свои наблюдения волхвы, которые и увидели знаменитую Вифлеемскую звезду, ознаменовавшую рождения Христа. И тогда у меня промелькнула мысль – может это и есть древняя обсерватория волхвов. Но мне она показалась какой-то фантастической и нереальной, так как по всем признакам, если подобная обсерватория и была, то она должна была располагаться на самой горе Арарат, а не в стороне от нее. Тем более, мне интересно было сравнить, насколько араратское капище сходно с рязанским. Я абсолютно доверяю выводам наших археологов, но мне очень хотелось получить заключение и астроархеологов, и астрономов». Святилище близ Старой Рязани находится на самом высоком холме у слияния двух рек – Оки и Прони. Это место всегда считалось «археологической энциклопедией». Здесь представлен целый калейдоскоп культур, от эпохи верхнего палеолита вплоть до раннего средневековья. Найдено святилище было почти случайно. Предыдущая экспедиция в 1979 году не докопала всего метр до заветной точки. Капище представляет собой окружность диаметром семь метров, обозначенную столбами полуметровой толщины, между которыми одинаковое расстояние; в центре круга - большая прямоугольная яма и столб. Деревянные столбы, разумеется, не сохранились, зато отчетливо выделяются в грунте круглые ямы, из которых они торчали. «По краям площадки - еще две ямы со столбами»,- пояснил сразу после раскопок Илья Ахмедов. «Возможно, их было четыре, но берег здесь разрушается оврагом, часть капища обрушилась. Вокруг этого места в нескольких метрах к востоку раскопали еще одну яму с подобным же столбом, и на юге есть столб, который нашли еще три года назад, но не знали, к чему его отнести». В пределах окружности две пары столбов образуют ворота, в которые, если смотреть на них из центра, летом виден заход Солнца. Другой столб, за круговой оградой, указывает на восход светила. В центральной яме археологи нашли небольшой керамический сосуд с тонким орнаментом: маленькими черточками обозначен зигзаг, напоминающий лучи Солнца, сверху - ряды волнистых линий - символ воды. Сосуд отнесли к эпохе бронзы, а возраст всего сооружения оценили в четыре тысячи лет: конец III - начало II тысячелетия до н.э. Самое удивительное то, что сосуд-солнце сделан в традициях степных народов, которые обитали в то время на юге Евразии. По словам Ильи Ахмедова, он очень похож на изделия, найденные в Синташте - легендарном городе древних ариев в Сибири. Явное сходство и с сосудами абашевской культуры, распространенной в Поволжье и Приуралье. В 2003 году археологи пришли к выводу, что святилище связано с астрономией. Никаких поселений рядом с капищем не было. Старая Рязань и другие, более мелкие поселения находились в стороне от находки. «Это и не удивительно», - рассуждает Андрей Поляков. «Согласно китайскому искусству фэн-шуй, селиться в такой точке было чревато для здоровья. Так как энергия реки резко меняет в этом месте свое направление и может негативно сказаться на здоровье человека. Об этом знали не только в Китае. По всему миру люди тщательно выбирали место для жительства.. А места для ритуалов, обрядов и, тем более, инструментальных наблюдений, отстояли, как правило, удаленно от населенных пунктов. Ничто суетное не должно было мешать гармоничному циклу природы. Старая Рязань также находится всего в нескольких километрах от Спасской Луки и место для строительства старого города, где все располагает для жизни, включая уникальные целебные родники, было выбрано тогда не случайно». Действительно, рядом с рязанским Стоунхенджем не найдено никаких селений. Тем не менее, найдены многочисленные бытовые предметы - керамика, украшения и т.п. «Слияние рек - место активное энергетически и поэтому чрезвычайно благоприятное для ритуальных действий»,- делает вывод после осмотра местности московский астроном Рахашан. – «Поселений на самой площадке нет. Сама площадка явно находится на месте энергетического пика и представляет собой чрезвычайно благоприятное для наблюдений ровное место на возвышенности порядка 5-6 м. По всему горизонту (за исключением деревьев, которые могли и не расти в то время), отсутствуют какие-либо видимые преграды. Четкая ориентация рек - Проня и Ока, их берегов по сторонам света, удобный спуск к воде – все это давало большие преимущества перед другими точками». Древние святилища часто соседствуют с могильниками. Смерть считалась переходом души в новую жизнь. Древние выстраивали свою жизнь в строгом соответствии с движением Солнца, Луны и других планет. У шумеров, например, было точное знание строения Солнечной системы, запечатленное на глиняных табличках. Многочисленные погребения встречаются на самых известных в Европе святилищах кольцевой формы – Стоунхендже и Эйвбери в Великобритании. Круг всегда считался символом вечности и бесконечности. Христианский крест в круге запечатлен и в самом городище Старая Рязань, которое также было четко сориентировано по сторонам света. «Наблюдения за светилами практически никогда не велись в населенных и посещаемых местах» - подчеркивает Рахашан. «Церковные сооружения Старой Рязани наводят на мысль о том, что сама площадка для наблюдений находится в стороне от них, так как служители Православной Церкви не любили строиться в местах языческих культов. Поэтому в качестве капища, подобного Стоунхенджу, где совмещались наблюдения с поклонением светилам-божествам, гораздо вероятнее предложить площадку вблизи деревни Никитино, около слияния рек Прони и Оки». Славянские племена пришли сюда в 10-11 веках. Тогда и возник здесь новый город Рязань, первое письменное упоминание о нем около 1096 г было запечатлено в Лаврентьевской летописи. Но просуществовала она не долго – в 1237 году после упорного сопротивления ее дотла сжег Батый. Жестокости монголов не было предела – они не щадили ни женщин, ни детей. Город так и не был восстановлен в прежнем виде. Современная Рязань – это другой город. В XVIII веке Рязанью был назван Переяславль Рязанский, который после нашествия стал столицей Рязанского княжества. Сколько просуществовало капище в Спасской Луке, также не известно. И вряд ли это станет возможным в ближайшее время. Начиная с этого года все раскопки на территории Старой Рязани запрещены. Как утверждают местные жители, на этом месте собираются построить пансионат. Аркаим и подобные ему города, как в России, так и в Европе возникали неожиданно и по прошествии 200-300 лет внезапно оставлялись их жителями. «Возможно эти древние племена, которые многие называют арийскими, мигрировали в поисках новых мест», – выдвигает предположение Андрей Поляков. – «Их жизнь была строго «регламентирована» Небом. Но в деревянных обсерваториях не вели наблюдение за всеми светилами. Они все-таки исполняли функции календарей и часов. Как известно, Стоунхендж также был сначала деревянным и только тысячу лет спустя на его месте появились знаменитые мегалиты. Безусловно, древние обладали удивительными знаниями о строении Солнечной системы. Она подробно описывается в апокрифической Книге Еноха. О ней знали и шумеры, вернувшиеся и расселившиеся на территории Месопотамии после Всемирного Потопа. Хорошо известно, что первые свои города они возвели на месте допотопных городов спустя несколько веков после катаклизма. Довольно развитая цивилизация возникла внезапно и до сих пор доподлинно неизвестно, откуда шумеры пришли в Двуречье. Между Потопом и возникновением Шумера прошло несколько веков. Где «бродили» и откуда черпали свои знания шумеры, доподлинно неизвестно, также ученые до сих пор гадают, что за высокоразвитые племена бродили по всей Евразии 4-7 тысячелетий назад, оставляя о себе следы довольно развитой культуры и цивилизации. Стоунхендж и Аркаим находятся на удалении тысяч километров, а культура их основателей совпадает в деталях. Знали ли они о существовании друг друга? Могли и не знать. Но корень, очевидно, был единым. Если следовать логике Ветхого Завета, то в послепотопные времена сынам Ноя – Хаму, Симу и Яфету надлежало заселить всю землю. Что они и сделали, равномерно расселившись во все стороны от Арарата. Потомки Хама ушли в Африку, Сима - в Месопотамию, Яфета - в Евразию. Скорее всего, некогда единые арийские племена разделились, и одна их часть ушла в Европу, другая в Азию. Древний язык санскрит подтверждает это как нельзя лучше, ведь все современные индоевропейские языки имели один корень. Но письменность, как известно, возникла гораздо позже, во времена, когда древние племена начали воевать друг с другом и знания, которые передавались из уст в уста, стали теряться. Тем не менее, несмотря на тот мизер письменных древних знаний, вполне можно воссоздать истинную картину возникновения человечества и его историю. И тогда станут понятны абсолютно все тайны, над разгадкой которых тщательно бьется современный человек, считающий себя пупом земли, но не знающий и тысячной доли того, что знали древние, к чему стремились и чего опасались».

Стоунхендж – это древнейшее из сооружений, построенных в Англии, представляющее собой круг из камней. На английском языке Stonehenge означает «каменное ограждение». Ученые полагают, что строительство Стоунхенджа началось примерно 4 тысячи лет назад и длилось несколько столетий. Постройка Стоунхенджа, предположительно, велась таким образом: вначале громадные глыбы вытесывали в каменоломнях, затем их отправляли по реке или же волоком до места возведения и вкапывали камни в землю. Ученые установили, что каменоломни, из которых камни доставляли к месту их установки, находятся от места возведения на расстоянии примерно 300 километров. Сам комплекс Стоунхендж содержит 82 мегалита, весом пять тонн каждый, 30 каменных блоков (25 тонн каждый) и 5 огромных трилитов, весящих 50 тонн.

И по сей день предназначение каменных глыб остается загадкой. Общеизвестная версия предполагает, что Стоунхендж – это одновременно календарь и древняя астрономическая обсерватория. В день летнего равноденствия 21 июня утренние солнечные лучи вычерчивают одну ось этого сооружения. Это наводит на мысль, что из этого места древние люди наблюдали за Луной, Солнцем и другими планетами. Вторая распространенная версия - загадочные камни установили инопланетяне, с непонятной для людей целью. Также существует версия, что Стоунхендж выступает моделью Солнечной системы. Она, правда, содержит изображение двенадцати планет, а не девяти: еще две из них, по мнению древних, расположены за Плутоном, и одна находится между орбитами Марса и Юпитера. В наши дни вокруг Солнца на этом месте вращается пояс из астероидов. Другие предположения: каменные глыбы - это кладбище, или храм Солнца, или защита от атлантов, или языческий собор, или город Мертвых, или место посадки НЛО и тому подобные.

Стоунхендж, если доверять принятой датировке, немного младше египетских пирамид. Однако в список античных семи чудес света он не попал - о нем не упоминают ни римские, ни греческие авторы. Очевидно, римлян эти камни не особо впечатлили, они ведь видели пирамиды Египта и сами, к тому же, строили грандиозные храмы. На сегодняшний день уже нельзя точно определить, кто был же впервые описал Стоунхендж. К XII веку все данные о его происхождении канули в мифы и никто сейчас не вспомнит истинное назначение памятника. Древние британцы звали Стоунхендж «Пляской Великанов» и приписывали его авторство великому чародею Мерлину.

Ученые до сих пор пытаются выяснить, как устанавливали в землю исполинские глыбы. Бытует мнение, что вначале выкапывали ямы длиной, равной длине закапываемой в землю части камня. Ширина и длина лунок была примерно на сантиметров девяносто больше, чем камня. Три стенки в лунках делали отвесными, как пишет Дж. Хокинс, а четвертую делали под наклоном в 45 градусов - она выполняла роль приемного пандуса. Прежде чем ставить камень, стенки в лунках обкладывали широкими деревянными кольями. По ним камень скользил, не ссыпая землю. Потом махину при помощи канатов и веревок устанавливали вертикально, при чем очень быстро - пока у держащих камень хватало сил и засыпали пространство вокруг камня, лишь бы он не упал. После утрамбовки, оставляли его на несколько месяцев в покое, чтобы почва просела и спрессовалась. Очень важная деталь: у вертикальных камней нижние концы были оббиты в тупой конус - для того, чтобы после опускания в лунку, каменные глыбы можно было повернуть и установить точнее.