Учим ребёнка петь в домашних условиях

23.09.2019
  • Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. С помощью голоса-«инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. Если учить ребенка петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.
  • У поющего ребёнка быстрее происходит интеллектуальное развитие. Он учится быстрее запоминать слова и устанавливать сложные взаимосвязи, учится сосредотачиваться. В процессе пения развиваются музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память.
  • Пение устраняет некоторые дефекты речи, развивает артикуляцию и дикцию ребёнка, а также свободу мимики. А умение говорить «хорошо поставленным голосом»? Это несомненный плюс!
  • Многие врачи утверждают, что когда поют, дети укрепляют иммунную систему, здоровье, тонус, поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение и эндокринная система.
  • Занятия пением помогают сформировать у ребёнка правильную осанку!
  • В дореволюционной России дети из состоятельных семей должны были непременно учиться пению. Умение петь и играть на музыкальных инструментах считалось хорошим тоном!
  • Хоровое искусство по своей сути - массовое. В нем раскрываются творческие способности ребенка. Он чувствует себя творческой единичкой и в то же время – частью коллектива, где один за всех, и все за одного. Как говорил К.Д.Ушинский, песня «несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце»!
  • Через пение ребёнок развивает свои артистические способности. А примеряя на себя тот или иной характер и образ, человек учится быть разным и не теряться в самых разных ситуациях.
  • Во время пения человек «отключается» от всех проблем и тревожных состояний. Пение – это антистресс! Оно действительно делает человека счастливее – неважно, поёт ли он на сцене, в хоре или в ванной комнате:)!
  • Пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие сюжетные игры. Это один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Поют все – другой вопрос, что большинство поет неправильно. Так может, стоит этому поучиться?

03.09.2016 15:40

В раннем возрасте у детей активируется много талантов и возможностей. Пение для детей - это еще один способ обратить на себя внимание. В этот период очень важно направить энергию в нужное русло.

Если ваш ребенок часто поет, повторяет песенки из мультиков, любит выступать, устраивает концерты, стоит сделать уклон на развитие вокальных способностей. Как показывают биографии многих звезд, все они начинали петь в очень раннем возрасте.

С чего начать обучение детей пению

В начале нужно определить уровень вокальных данных. Для этого сделайте небольшую проверку на координацию слуха и голоса. Сыграйте мелодию или дайте ребенку послушать отрывок песни и попросите повторить. Если он повторяет точно по нотам, значит начать нужно с постановки дыхания. Если с интонированием есть проблемы, параллельно нужно делать специальные упражнения на развитие слуха.

Когда вы знаете возможности своего чада, важно определиться, куда же отдать дитя на обучение пению.

Если у вашего ребенка сильный и звонкий голос, не стоит идти в хор. Неправильное пение других детей может ухудшить пение вашего ребенка. К тому же, на фоне остальных, такой голос будет сильно выделяться и его нужно будет постоянно приглушать. Тихое пение на малом диапазоне затормозит развитие голосовых данных вашего ребенка. Лучшее решение - это занятия, в которых будет индивидуальный подход, то есть, нужно заниматься сольным пением.

Если же голос ребенка тихий и слабый или нет скоординированности слуха и голоса, тогда можно начать с пения в хоре. Какое бы обучение вы не выбрали, сначала ребенка нужно научить правильно стоять и дышать. Дальше - научить петь чисто и проработать четкую дикцию.

С какого возраста можно начать обучение детей пению

Начать обучение вокалу можно в любом возрасте. Но, чем раньше ребенок освоит базовые навыки пения, тем лучше будут его результаты.

При этом нужно учитывать, что после мутации голоса его свойства и звучание поменяются (у девушек примерно в 18 лет, у парней в 14-15). С этого возраста можно заниматься вокалом профессионально и давать большие нагрузки.

Как заинтересовать ребенка заниматься пением

Если вы никогда не пели и не выступали и, вообще, считаете, что пение - это только развлечение, ваш ребенок тоже будет так думать. Он не будет воспринимать уроки музыки всерьез.

Главное вызвать искреннее желание петь

Исправить положение вещей можно личным примером. Скажите, что после занятий вокалом он легко сможет петь песни из любимого мультика, начните сами петь его любимые песни, пойте вместе с ребенком, устраивайте домашние концерты. Главное - применять интересные методы, а также игры, чтобы вызвать искреннее желание петь.

Польза пения для детей:

В утробе:

Обучение детей пению можно начинать с зачатия. Ученые установили, что пение чудесным образом влияет на еще не родившихся малышей. В ходе эксперимента беременным женщинам включали разные мелодии по 15 секунд и фиксировали активность мозга малышей. Выяснилось, что малыши не только реагируют на пение, но и проявляют эмоции: грусть и радость.

Младенчество

Младенцы учатся воспроизводить звуки с помощью голоса, повторяя голос мамы. Если в детстве ребенку петь песни, включать музыку, музыкальные мультфильмы и сказки, ребенок вырастет очень музыкальным. Он сможет повторить мелодию чисто, без фальши, так как у него будет хорошо развита координация слухового и голосового аппаратов. А еще пение развивает музыкальный слух и вкус. Такие детки легко запоминают любые мелодии, начиная от классических и заканчивая популярными песнями.

Детство

У многих детей есть проблемы с произношением. И совсем необязательно записываться к логопеду, чтобы это исправить. Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно и не интересно. Пение для детей - это интересно и полезно одновременно. В процессе занятий вокалом ребенок освоит и с удовольствием отработает упражнения, которые улучшат его произношение.

Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно

Ни для кого не секрет, что для большинства детей школа или садик - это ежедневный стресс. Пение после занятий способно нивелировать стрессовые ситуации и улучшить успеваемость.

Занятия вокалом подходят всем деткам, в независимости от характера, темперамента и физических данных. Ведь для того, чтобы петь, не нужно иметь длинные пальцы или тонкую талию, не нужно быть сильным или гибким, даже уметь попадать в ноты не обязательно. Поэтому каждый ребенок может найти и проявить себя через пение.

Важнейшим условием обеспечения целостного музыкального развития ребенка является конструктивное взаимодействие музыкального руководителя МДОУ № 14 «Вишенка» с семьей, которое должно соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155).

Обучая детей пению, необходимо уделять особое внимание охране их голосов. Учитывая хрупкость и слабость голосового аппарата ребенка дошкольного возраста, воспитатели и родители должны контролировать, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, без крика.

Помня о том, что дети обычно подражают манере пения и разговора взрослых, голос взрослого должен быть спокойным, негромким, а пение мягким и выразительным. Спокойное звучание голоса взрослого влияет положительно не только на качество пения и разговора детей, но действует успокаивающе на их нервную систему.

Работа над правильным дыханием повышает точность интонирования. Поэтому с самого раннего возраста надо учить детей пропевать музыкальную фразу на одном дыхании - это укрепляет дыхательный аппарат, помогает правильному формированию гласных звуков. А пропевание с четким, ясным произношением согласных окажет благотворное влияние на процесс звукообразования. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Их форма должна быть округлой.

Научите ребенка дышать спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Для этого выполняйте следующее упражнение: Дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону, или поиграйте с ребенком в мыльные пузыри.

Во время пения немаловажную роль играет положение корпуса ребенка: сидеть необходимо прямо, без напряжения, расправив плечи, руки спокойно положить на колени. Если песня исполняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, а руки спокойно опущены вдоль туловища. Такое положение корпуса, или правильная поза, будет способствовать красивому пению.

Песенный репертуар для ребенка-дошкольника не должен бы случайным! Хорошо, если содержание песни отражает круг интересов ребенка. Он быстрее ее запомнит. Просмотрите текст, прочитайте выразительно вслух. Встретив сложные для понимания слова, словосочетания, фразы, обязательно объясните их ребенку. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Фразы в детских песенках должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось «разрывать» их в процессе пения. (Дыхание у детей более короткое, чем у взрослого.) Следите за тем, чтобы дети не пели «взрослых» песен, где много высоких звуков. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса. У детей 3—4 лет это всего 4—5 звуков, у детей 6—7 лет он расширяется до 8 звуков.

Следуя этим простым советам, вы доставите много удовольствия и себе, и своему маленькому артисту.

о влиянии музыки на человека:

«Влияние музыки» Клименко А. И.;

«Твой друг музыка», «Рассказы из музыкальной шкатулки», «Музыка и музыканты» Левашевой Г. Я.;

об обучении детей пению:

«Учим петь детей 3-4 лет. Песни и упражнения для развития голоса» Мерзлякова С.И.;

«Учим петь детей 4-5 лет. Песни и упражнения для развития голоса» Мерзлякова С.И.;

«Учим петь детей 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса» Мерзлякова С.И.;

«Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса» Мерзлякова С.И.;

«Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет» Орлова Т.М., Бекина С.И.

«Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет» Орлова Т.М., Бекина С.И.

статью из Интернета «Как научить ребенка петь» https://ru.wikihow.com/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%8C

С уважением к Вам музыкальный руководитель детского сада Алексеева Е.И.

Музыка – одна из важнейших составляющих гармоничного эстетического воспитания, поэтому занятия вокалом обязательно входят в программу детских дошкольных учреждений. Но иногда родители желают большего – они хотят, чтобы их дети научились петь красиво и чисто, более полно раскрыли свои музыкальные способности. Как научить ребёнка петь, что сделать для того, чтобы развить у детей любовь к пению?

Медведь на ухо наступил… Или нет?

Очень часто родители уверены, что бесполезно учить петь детей, у которых нет вокальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, умения слышать интервалы в музыкальных фразах. Попросту говоря, взрослые уверены, что их детям «медведь наступил на ухо», так как в семье никто не музицировал: не играл на скрипке и не стал знаменитым оперным певцом.

На самом деле такие родители путают следствие и причину. Специалистами давно установлено, что роль наследственности в развитии музыкальных данных не так велика, как принято об этом думать. А вот роль окружающей среды и прилагаемых педагогических усилий значительна.

Ребёнок музыкантов зачастую обладает развитым музыкальным слухом и чувством ритма, вовсе не потому, что его бабушка была профессиональной оперной певицей. Просто он с рождения (и даже до своего появления на свет) постоянно слышит музыку, она становится для него чем-то вроде второго языка, и соответственно, музыкальные способности у него развиваются гораздо раньше и эффективнее.

Поэтому не стоит искусственно ограничивать творческий потенциал своего ребёнка, отказывая ему в развитии музыкальных навыков, только потому, что «ему медведь на ухо наступил».

Занятия с профессиональными педагогами, специальные вокальные упражнения, способствующие развитию слуха, координации слуха и голоса, и музыкальная среда (прослушивание разнообразных композиций, совместное пение) будут очень полезными в развитии музыкальных навыков детей.

Музицируем дома

Как научить ребёнка петь в домашних условиях, не прибегая к услугам профессиональных специалистов? Существует большое количество упражнений и заданий, которые позволяют развить музыкальность ребёнка в домашних условиях. Для их выполнения необязательно наличие музыкального инструмента или профессионального педагога. Можно пользоваться привычными музыкальными записями — детским песенками, фрагментами классической музыки.

Артикуляционная гимнастика

Одной из важных составляющих музыкальной подготовки является артикуляционная гимнастика. Упражнения по развитию артикуляции обязательно понравятся ребёнку - ведь они дают ему возможность на 10-15 минут стать «маленькой обезьянкой» - покривляться, высовывая язык надувая щёчки, цокать язычком, изображая лошадку.

Что включает в себя артикуляционная гимнастика:

Упражнения, в которых задействован язык:

  • Кусаем кончик языка, учимся высовывать весь язык вперёд и убираем его внутрь;
  • Проводим языком между губами и зубами, имитируя «чистку» зубов;
  • Цокаем как лошадка, при этом отслеживая объём рта. Если объём небольшой и язык практически упирается в нёбо, цоканье получается низким – это скачет большая лошадка. Если язычок упирается в нёбо рядом с передними зубами, звук получается более высокий, звонкий – это скачет маленькая лошадка, пони.

Упражнения, в которых задействованы губы:

  • Мелко кусаем зубками верхнюю и нижнюю губу поочерёдно;
  • Оттопыриваем нижнюю губу (имитируя обиду), приоткрываем рот, поднимаем верхнюю губу, улыбаемся, имитируя радость;

Учимся петь, играя

Упражнения, развивающие вокальные способности детей, должны обязательно включать в себя элементы игры, заставлять работать фантазию ребёнка. Тогда в дальнейшем дети полюбят эти задания и будет выполнять их с удовольствием.

Поем, используя пластические и образные жесты

Детям дошкольного возраста легче всего выражать эмоции через движение тела. Когда дошкольник поёт и двигается, имитируя своими движениями героев и события, происходящие в песне, то он гораздо легче запоминает текст и мелодию песни.

Поставьте малышу его любимую детскую песенку, и попросите не только подпевать, но и показать движениями и жестами её главных героев, события, о которых поётся в песне. Важно, чтобы эти упражнения давали ребёнку возможность максимально выразить себя, чтобы он, не стесняясь, имитировал звуки, которые издают животные или герои песни, свободно двигался, совершал необходимые движения руками и телом. Именно движения руками позволяют осуществлять более «осмысленные» музыкальные действия, лучше выразить себя время музицирования.

Подскажите юному певцу, что во время пения низких звуков уместно двигать руками ниже, а когда звуки становятся высокими, то выше поднимаются и его ручки, как бы «следуя» за тембром его голоса.

Рисуем голосом

Предложите ребёнку «пропеть» уже известные ему явления природы: вьюгу, метель, сильный ветер, полёт насекомых, прыганье и кваканье лягушек, скрип двери. Поиграйте: пусть он не называет вам, что именно показывает своим пением, а вы должны догадаться об этом самостоятельно.

Теперь нарисуйте на листе бумаге несколько линий, завитков, овалов. Покажите их малышу и предложите «пропеть» рисунок, следуя голосом за его линиями. В дальнейшем можно дать задание ребёнку нарисовать рисунок, которые он будет «петь», самостоятельно. Отличное упражнение, которое развивает не только вокальные данные, но и фантазию детей.

Поем гласные звуки

Во время пения обращайте внимание на то, как поются те или иные звуки. Научите ребёнка петь ряд гласных «ааааууооыы», «уууооооаа» плавно, не делая границы между звуками. Следите за работой губ и гортани во время пения. Губы должны быть приоткрыты и находиться в состоянии «полуулыбки», при этом гортань поднимается, и образующие звуки получаются лёгкими и звонкими.

Занятия музыкой позволят развить не только вокальные способности детей, но и откорректируют возрастные дефекты речи, наладят правильную артикуляцию, разовьют дыхательные органы. Если дети много и с удовольствием поют, необходимо продолжать их дальнейшее музыкальное обучение в специализированных музыкальных школах и студиях.

Как развить у ребёнка вокальные данные расказывает специалист:

Многие преподаватели по вокалу избегают обучения детей, поскольку боятся разочаровать их или повредить их голос. Впрочем, при правильной методике уроки по пению могут стать отправной точкой для ребенка к развитию слуха и вокальной техники. Дети, которые не занимаются пением, могут иметь неразвитый слух, а те, которых обучали по неправильной методике, могут даже иметь проблемы с голосом. Очень важно, чтобы все приведенные ниже советы выполнялись с правильной техникой (не просто разучивание песен), чтобы не повредить голос ребенка. Родители, заинтересованные в том, чтобы их ребенок занимался пением, должны найти преподавателя, который имеет опыт работы с детьми и пользуется приведенными методиками.

Шаги

    Начинайте каждое занятие с разминки и упражнений на осанку. Это не только поможет развить у ребенка правильную осанку, но еще и научит его серьезно относиться к занятиям, если он предварительно будет выполнять простые, но полезные задания. Дети любят физическую активность.

    Учите ребенка правильно дышать. Во время вдоха живот должен подниматься, а во время выдоха - опускаться. Плечи и грудь не должны быть подняты или опущены. Этому можно учиться стоя, или лежа, с книжкой на животе. Практикуйте шипение, жужжание, гудение и просто пение «Ааа», предварительно делая глубокий вдох и поддерживая его животом. Сфокусируйтесь на том, чтобы издавать четкие разборчивые звуки, а во время выдоха избегайте выброса слюны.

    Познакомьте ребенка с регистрами. Практикуйте длинные глиссандо «сирены», поднимаясь в более высокий регистр (также называемый фальцетом) с более высокими нотами вместо того, чтобы создавать напряжение в привычном регистре. Вероятнее всего, высокий голос ребенка поначалу будет слабо развит, но продолжайте практиковаться, и со временем он улучшится. Ребенок должен научиться распознавать вибрацию во рту и груди для низких нот и вибрацию в голове для высоких нот.

    Займитесь развитием слуха. Научите ребенка определять высоту и затем пропевать ноты вверх и вниз. Пусть он начнет петь «Ааа» и сопоставлять высоту своего голоса с пианино. Затем продвиньтесь вверх или вниз на пару нот. Поскольку поначалу дети не понимают принципа повышения или понижения нот, вы можете демонстрировать его с помощью руки, поднимая и опуская ее. Будьте терпеливы, если они не начнут понимать сразу - обычно это происходит достаточно быстро.

    Обучите ребенка гаммам. Начните практику с мажорных гамм с тремя и пятью нотами, пользуясь обозначениями «До», «Ре», «Ми», «Фа», «Соль». Повышайте или понижайте стартовую ноту (тонику) на один полутон, как только ребенок научиться держать высоту. Со временем начните пропевать всю гамму (До Ре Ми Фа Соль Ля Си До).

    Обучите ребенка интервалам. Начните с большой секунды и двигайтесь к октаве. Всегда используйте обозначения сольфеджио (До Ре Ми Фа Соль Ля Си До).

    Работайте над гласными. Убедитесь, что ребенок пропевает гласные надлежащим образом. Его рот должен быть открыт достаточно, чтобы пропевать Аа и Оо.

    Работайте над правильным тоном и открытым горлом. Научите ребенка петь при зевке, но так, чтобы его язык находился за нижними зубами. Работайте над тоном, просите ребенка фокусировать вибрацию на нёбе рта. Особенно эффективно делать это во время гудения. Во время пения в высоком регистре ощущается вибрация в небе рта, голове, а иногда даже над головой, если звук очень высокий.

    Начните разучивать песни. Для начала читайте и пойте с листа, используя ноты сольфеджио. Учите детей таким образом читать музыку. Затем старайтесь держать гласные как длинные ноты, а не пропевать их обычным образом, то есть коротко.

  1. Давайте ребенку возможность выступить. Удачное выступление является неотъемлемой частью развития ребенка. Периодически проводите неформальные выступления, когда ребенок поет песню перед вами, как перед публикой. Поощряйте детей петь своим родителям и даже друзьям, если они себя комфортно чувствуют. Как следствие, проводите каждые полгода концерт, к которому они смогут подготовить 1-3 песни, и выступить перед другими детьми и их родителями.

    • Помните, что дети, особенно маленькие, гораздо лучше учатся по тому, что видят, а не по тому, что им говорят. Таким образом, прежде чем учить ребенка чему-то, следует сначала показать ему это (пошагово, если это сложно), и затем дать ему самому попробовать, и делать это большое количество раз, пока не получится. Когда ему это надоест, начните делать что-то другое, и затем возвратитесь к этому упражнению позже. Не забывайте, что дети учатся благодаря многократному повторению, поэтому давайте им такую возможность и поощряйте их практиковать новые вещи!
    • Уроки должны детям нравится, чтобы у них было желание обучаться. За исключением первых двух уроков, в дальнейшем выделяйте треть урока, чтобы петь смешные песни, которые нравятся детям. Постоянно проверяйте старые песни - это даст им возможность проявить и закрепить свои навыки.
    • Дети намного быстрее и активнее учат песни, если они сопровождаются жестами и движениями. Помните, дети очень активны и любят двигаться!
    • Дети не могут долго концентрировать внимание. Пусть каждое упражнение будет интересным и недолгим, с хорошим переходом к следующему. Дети очень жизнерадостные, и их привлекают люди и занятия, которую будут дарить им эту радость. Обилие энтузиазма очень положительно сказывается на процессе обучения.
    • Вам не нужно быть строгими с детьми. В противном случае, они не будут слушать ваш урок.

    Предупреждения

    • Даже если учитель имеет представление о голосе ребенка, остается вероятность, что голос может повредиться. Голос ребенка никогда не стоит сравнивать с голосом взрослого. Дети не могут так громко и долго петь, или в таком широком диапазоне, как подростки и взрослые. В действительности, уроки пения для ребенка, которому нравится петь, будут идти только на пользу, и он будет учиться петь так, чтобы не причинять вред своему голосу. Наиболее опасным является то, что ребенок будет пытаться взять высокие ноты за пределами своего вокального диапазона. Поэтому вначале нужно брать ноты из своего диапазона, практиковать их, и со временем голос начнет укрепляться. Нет ничего плохого и опасного в том, чтобы ребенок учился брать высокие ноты, если он делает это в рамках своего диапазона. Если голос ребенка охрип, НЕМЕДЛЕННО прекратите занятия и дайте голосу восстановиться.