Ирина Смирнова
Весёлые игры с родителями
Программное содержание :
1. Способствовать укреплению эмоционально-положительных отношений в семье, а также укрепить взаимосвязь между семьей и д/садом.
2. Закрепить знания детей о режиме дня, валеологические знания, а также понятия
3. Закрепить основные движения : виды ходьбы (по ограниченной площади опоры, с перешагиванием через препятствия, змейкой, пролезание в обруч, имитационные и танцевальные движения.
4. Развить быстроту и ловкость, внимание и мышление, творчество и воображение.
5. Воспитать чувство здорового соперничества в единстве с добрым отношением друг к другу.
Предварительная работа :
1. Беседы о режиме дня, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Закрепление понятий : фрукты-овощи, плоды, геометрические фигуры.
2. Разучивание музыкально-ритмической композиции «Весёлая зарядка » (из мультфильма «Зарядка для хвоста» , «Воспи-питание» .
3. Обучение пролезанию в обруч в движении.
4. Пропаганда знаний среди родителей о здоровом образе жизни и необходимости совместных физкультурных досугах в детском саду.
5. Подбор настольно-печатного материала.
Инвентарь :
Кегли, два обруча большого размера, четыре модуля, два зонта, две пары обуви большого размера, 2 мольберта и 2 фломастера.
Две команды (дети с одним из своих родителей ) входят в зал под спортивный марш.
ВЕДУЩИЙ :
ПАПА, МАМА + ДВИЖЕНИЕ
И В СЕМЬЕ НЕТ НАПРЯЖЕНИЯ.
ВСЕМ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНО,
ЧТО ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ ПРИЯТНО.
Ребята давайте расскажем и покажем вместе с вашими родителями как интересно вы живете в детском саду. Согласны? Тогда я предлагаю начать спортивную игру «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ» с разминки : «Кто дружнее и быстрее придумывает название команде» .
Действие - Команда произносит свое название дружно и вместе
Всем знакома ситуация, когда утром вы с ребенком спешите в детский сад.
Эстафета «НЕ ОПАЗДАЙ В ДЕТСКИЙ САД» .
Действие – под зонтом, который держит взрослый, ребенок передвигается в большой обуви (папины тапки) до ориентира и обратно.
Если вы вовремя пришли в детский сад, то день у вашего ребенка начнется с зарядки, которую ребята сейчас вам покажут.
ТАНЕЦ «ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА» (песня из мультфильма «Зарядка для хвоста» )
Затем время для проведения водных процедур.
Эстафета «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ» .
Действие – ребенок двигается до ориентира наступая только на мягкие модули, которые ему подкладывает взрослый на каждый шаг. На ориентире ребенок выбирает нужную карточку-запрещение показывающую недопустимые действия : при умывании, при еде, при чтении книги. Обратно ребенок бежит с выбранной карточкой, а взрослый с мягкими модулями (передает на финише модули следующему участнику) .
После умывания – завтрак, а воспитание детей проходит в течении всего дня, о чем следующая песня «ВОСПИ-ПИТАНИЕ» .
ТАНЕЦ «ВОСПИ-ПИТАНИЕ» (Сборник Л. А. Бурениной)
(Для танца дети строятся в шеренгу перед родителями ) .
После завтрака – разные интересные занятия.
Сегодня проведём комплексное занятие, в котором надо показать знания по математике, рисованию и физкультуре.
ЭСТАФЕТА «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
Действие – взрослый до мольберта прокатывает большой обруч, в который ребенок пролезает по ходу движения, рисуют соответственно большого и маленького человека и бегом обратно.
После занятий наступает любимое время – прогулка, на которой можно поиграть в подвижные игры :
ВЫШИБАЛЫ (МЕДВЕЖЬИ) – дети играют без родителей .
ДОГОНИ МЯЧ – дети с родителями по кругу передают 4 (5,6) мяча.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА – народная игра, проводится с родителями .
А что дети делают после прогулки?
ЭСТАФЕТА «ПРИГОТОВЬ НА ОБЕД ВИНЕГРЕТ И КОМПОТ» .
Действие – бег змейкой до ориентира, обратно по прямой, принести на пластмассовой тарелке соответственно фрукт или овощ.
Тем временем у родителей :
КОНКУРС КАПИТАНОВ СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ :
Для мам – кто быстрее очистит яблоко?
Для пап – кто быстрее съест это яблоко?
Наступает тихий час – звучит спокойная музыка, команды готовят задание «ПОКАЖИ СВОЙ СОН»
Действие – имитационными движениями без слов показать русскую народную сказку, например «Колобок» или «Репка» - отгадывает команда соперников.
После сна и полдника наступает время для спокойных игр.
ЭСТАФЕТА «НЕ ЗАЗВЕНИ КОЛОКОЛЬЧИК»
Действие – тихая ходьба до ориентира и обратно через препятствия с колокольчиком в руке, на ориентире необходимо положить одну карточку настольно-печатной игры .
ОЦЕНКА ЖЮРИ, БЛАГОДАРСТВЕННОЕ СЛОВО И РУКОПОЖАТИЕ КОМАНД.
ОЧЕНЬ РАДА Я ЗА ВАС СЕГОДНЯ
И СОВЕТ ТАКОЙ ВАМ ДАМ :
ЗАНИМАЙТЕСЬ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ!
БУДЬТЕ В ДРУЖБЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ
ПАПЫ, МАМЫ, ДЕТИ.
ВОЗДУХ, СПОРТ И ВИТАМИНЫ
ВСЕМ НУЖНЫ НА СВЕТЕ.
А ЗА ПРАЗДНИК НАШ ВЕСЕЛЫЙ
Я ВАС ВСЕХ БЛАГОДАРЮ,
СВОЙ ПОДАРОК ВИТАМИННЫЙ
НА ЗДОРОВЬЕ ВАМ ДАРЮ!
Награждение фруктами. Выход команд под весёлую музыку .
Организация объединений с учетом интересов родителей и
детей в детском саду. «Творческая гостиная» и «Родительские
пятницы».
ст.воспитатель Панова Т.Н. МБДОУ Детский сад №19 Г. Великие Луки.
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности
за сокровище по имени Детство» – эти слова
Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного
образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи. Именно от взрослых,
их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в
воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его
психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется
степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к
сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ.
Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с
целью личностного развития ребенка вместе с взрослыми с учетом интересов
и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.
Изменилось и понимание сотрудничества:
от простого обмена информацией к межличностному диалогу педагога
с родителями;
партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение
усилий в развитии и воспитании детей;
атмосфера общности интересов.
Одним из эффективных способов работы с родителями является клубная
работа.
«Клуб родителей будущих школьников»
, цель которого – помочь
родителям подготовиться к школе, подготовиться к возможным трудностям, с
которыми их ребенок может столкнуться в школе, и клуб «Азбука семейного
счастья». Само, название предполагает, что семья может быть по-настоящему
счастливой лишь тогда, когда в ней счастливы все: мама, папа и, конечно же,
ребенок, который ждет, что взрослые станут его друзьями, верной опорой в
жизни.
В клубной работе решаются сразу несколько задач:
установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению
родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта
взаимоотношений с ребенком.
Основные принципы работы клуба:
принятие любых точек зрения родителей, педагогов и других
участников встреч;
признание компетентности сотрудничающих сторон;
конфиденциальность общения.
Примерная тематика встреч:
преодоление ригидных стереотипов воспитания и развитие
родительской компетентности (например, встречи на темы: «Какая я мама?»,
«Мы воспитываем настоящего мужчину», «Наказать или… ?» «Сюжетно-
ролевая игра в жизни ребенка »);
актуальные проблемы для определенной группы родителей,
(приглашаются родители детей из разных возрастных групп, объединенные
общей проблемой. Это встречи на темы: «Ребенок, которого не слышно », «И
страхи тоже ступеньки детства »);
обсуждение запросов родителей одной возрастной группы (например,
встреча в клубе на тему «Первый раз в первый класс» показалась наиболее
значимой для родителей детей подготовительной к школе группы);
психологические проблемы детей разных возрастных групп (например,
тема встречи «Маленькие забияки» определилась в связи с учащением
случаев проявления агрессивности у детей старшей возрастной группы).
Представляют интерес для родителей встречи в
«Экологическом клубе»
,
работа которого построена по принципу сочетания теоретического занятия и
практического (познавательно-развлекательного). Занятия в данном клубе
способствуют расширению сотрудничества с родителями по экологическому
воспитанию детей, объединяют родителей, представляю,
возможность самовыражения (чтение стихов, пение, инсценирование,
драматизация игровая деятельность и прочее) и
встречи в
«Творческой гостиной»
, которая создана с целью развития
творческого педагогического потенциала родителей.
С целью определения условий, способствующих развитию у детей
позитивного отношения к жизни, родителям предлагалось ответить на
следующие вопросы:
«Какие события вызывают у детей радостное настроение?»,
«Каково, на Ваш взгляд, влияние педагогов детского сада на настроение
ребенка?»,
«Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в
детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка?».
Большинство родителей считают совместные мероприятия (игротеки детей,
педагогов и родителей «Родительские пятницы», встречи в «Творческой
гостиной», праздники, утренники, конкурсные программы и прочее)
как
вызывающие у детей радостное настроение
. Педагоги детского сада,
по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением
заинтересовать, включить ребенка в игру могут и должны изменить
настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону. И ничто не
заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют
вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и красивые.
Праздники в детском саду не только оставляет эмоциональный след в сердце
ребенка, но и обогащает его нравственным содержанием.
Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием
взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь
эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни
ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная
возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.
Планированием и организацией встреч в «Творческой
гостиной» занимается художественный совет, в который входят:
заведующая ДОУ,
заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе,
музыкальный руководитель,
родители.
Художественный Совет осуществляет координацию деятельности
«Творческой гостиной», решает финансовые вопросы, устанавливает
контакты с социальными институтами детства. Совет выпускает свой
печатный орган –
газета «Театр + Я»
, которая выходит один раз в месяц. В
«Положении о газете» отражены организационно-педагогические
основы, права и обязанности издателей. Каждый выпуск посвящен теме
прошедшей встречи и информации предстоящей встречи. Авторами могут
быть родители, администрация, воспитатели и, конечно же, дети. «Детский»
материал (высказывания по поводу праздника, игры пожелания друг другу и
взрослым, ответы на вопросы анкеты и прочее) наиболее интересен.
Встречи отражают и
тематические фотографии на стенде
«Счастливы вместе»
.
Каждый из участников художественного совета выполняет свои
функции.
Заведующая детским садом:
осуществляет общее руководство мероприятием;
совместно с родителями, педагогами определяет тематику творческих
встреч; дизайн помещения и костюмов.
определяет тематику творческих встреч, основную направленность
мероприятий;
редактирует сценарий;
отвечает за организацию работы с родителями;
контролирует проведение мероприятия.
Педагог дополнительного образования:
определяет тематику творческих встреч;
разрабатывает сценарии предстоящих встреч;
проводит подготовительную работу с родителями, воспитателями и
детьми по проведению предстоящих мероприятий;
осуществляет поиск литературного материала;
проводит репетиции с родителями и детьми;
участвует в организации и проведении праздников.
Музыкальный руководитель:
осуществляет помощь в разработке сценария;
подбирает музыкальный материал;
разучивает танцы и песни с детьми и родителями.
Воспитатели:
проводят подготовительную работу с родителями;
осуществляют организационный сбор;
готовят наглядную информацию;
принимают участие в проведении мероприятия.
Родители:
вносят предложения в сценарий творческих встреч (в каждой группе
есть «Шкатулка творческих идей», куда родители помещают свои задумки,
предложения, идеи по организации и проведению предстоящего
мероприятия);
оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении
костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;
принимают участие в проведении мероприятия.
Этапы проведения творческих встреч:
1. Организационный:
знакомство со сценарием предстоящего праздника, обмен идеями;
распределение ролей и обязанностей;
выбор и уточнение художественных средств для раскрытия образа;
обсуждение домашнего задания.
2. Подготовительный.
поиск литературного и музыкального материала;
выполнение домашнего задания;
работа над ролью;
изготовление пригласительных билетов, подарков, костюмов и
атрибутов к празднику;
репетиции;
приобретение призов и прочее.
3. Проведение праздника.
4. Подведение итогов, обмен впечатлениями, выпуск газеты «Театр + Я».
Формы проведения «Творческих встреч»:
театрализованные представления,
тематические дни («День пожилого человека», «День сюрпризов»,
«День бантика», «День клоунов» и прочее),
викторины по сказкам,
конкурсные программы,
литературные вечера,
интеллектуально-развлекательное шоу,
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, спортивные,
подвижные игры).
Из практического многообразия видов и форм работы с родителями
наиболее действенными являются
активные формы взаимодействия
, когда
родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий. Одной
из таких форм стала совместная игротека детей, педагогов и
родителей «Родительские пятницы», тематику и содержание которых
помогают определить родители. Они же проводят игры в детском саду с
детьми.
«Родительские пятницы» помогают сформировать у родителей правильное
понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности. Но
насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети
с интересом, увлекательно играют с тем, кто сам не утратил способности
играть, выдумывать и фантазировать, любит детей.
«Родительские пятницы» помогают решать различные задачи,
в том числе:
организационные – создание и сплочение родительского коллектива;
личностно ориентированные – связаны с самоопределением,
актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием
ресурсов родителей;
содержательные – решение текущих проблем;
инструментальные – позволяют выработать навыки анализа реальных
педагогических ситуаций и способов их решения.
«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить
усилия педагогов и родителей и обеспечить:
детям:
защиту, эмоциональный комфорт;
интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
развитие основных способностей;
умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к
другу;
формирование уверенности в себе и своих возможностях;
родителям:
личностное общение с детьми;
активное участие в делах группы;
опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с
педагогическим коллективом;
взгляд на мир с позиции ребенка;
отношение к своему ребенку как к равному, понимание того, что его
недопустимо сравнивать с другими детьми;
возможность моделировать варианты своего поведения в игровой
обстановке;
проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка,
готовность к эмоциональной поддержке;
педагогам:
вовлечение родителей в жизнь группы;
воспитание в детях любви и уважения к родителям;
учет пожеланий и предложений родителей.
Результатами такой совместной деятельности могут быть:
профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения
поведения и других проблем психологического характера;
коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной
напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм
поведения;
развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного
настроя, усиление конструктивного поведения.
Каждый из участников совместной деятельности выполняет
свои функции.
Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:
осуществляет общее руководство мероприятием;
совместно с воспитателями, педагогом-психологом, родителями
определяет тематику «Родительских пятниц», которая связана с основными
видами детской деятельности и проблемами родителей по тому или иному
вопросу;
определяет содержание игротек;
определяет вопросы предметно-пространственного оформления
«Пятниц».
Педагог-психолог:
проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников
мероприятия;
проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам
подготовки к игротекам.
Воспитатели:
являются ответственными в своей подгруппе детей и родителей;
принимают участие в определении тематики «Родительских пятниц»;
осуществляют подбор игр, атрибутов и материалов к ним;
проводят подготовительные работы с родителями, организационный
сбор, распределяют проведение игр среди родителей.
Родители:
вносят предложения по тематике и содержанию «Родительских
пятниц»;
оказывают помощь в подготовке мероприятия: изготовлении атрибутов
к играм, оформлении предметной среды;
проводят игры.
Этапы проведения «Родительских пятниц».
1. Подготовительный
(определение теоретических вопросов, практической
части мероприятия).
2. Организационный
(выбор ответственных за проведение игр, дизайн
предметной среды группы, подбор материалов
и атрибутов к играм).
3. Проведение мероприятия.
4. Подведение итогов
(анализ мероприятия всеми участниками).
Структура проведения.
1 часть мероприятия – теоретическая (выступление ответственного педагога).
Далее детям предлагаются, игры, которые проводят родители: дидактические,
развивающие, подвижные, оздоровительные (дыхательная
гимнастика, корригирующие упражнения, пальчиковая гимнастика,
физкультурные минутки и прочее).
В заключение – подведение итогов.
Определение тем «Пятниц» связано с основными видами детской
деятельности в дошкольном учреждении: «Экологическое воспитание»,
«Математическое развитие», «Художественно-творческая
деятельность», «Социально-нравственное воспитание», «Физическое
развитие», а также тем, что волнует родителей, например: подготовка ребенка
ко сну, организация и проведение семейного праздника, домашнего
театра; вопросы социально-нравственного поведения ребенка, экологической
культуры детей и взрослых и др. (выявляется при регулярном анкетировании
родителей).
Ежемесячно для всех групп ДОУ планируется общая тема, например:
«Волшебные краски», «Мастерская сказки», «Оздоровительная пятница»,
«Встречаем праздник весело», «Экологические знаки».
Форма взаимодействия детей и взрослых на «Родительских пятницах»
может быть различной:
совместное участие в играх, инсценировках и т.д. в младших группах;
выполнение детьми и родителями домашнего задания и защита проекта
по соответствующей теме, участие в игре-споре взрослых и детей,
организация командных соревновательных игр экологического содержания в
старшем дошкольном возрасте.
Общеразвивающая игра «Это мой ребенок?!»
Цель : Способствовать развитию коммуникативных умений, гармонизации детско-родительских отношений.Задачи:
1. Познакомить с одной из форм работы с родителями.
2. Развивать творческие, актерские способности детей.
3. Воспитывать взаимоотношение, доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитатель 1 . Здравствуйте дорогие друзья!
Воспитатель 2. Здравствуйте уважаемые зрители! Мы с вами находимся на телепередачи, которая называется «Это мой ребенок» Как вы знаете, на каждой телепередаче есть ведущие. Давайте поприветствуем наших ведущих: Галина Владимировна и Светлана Алексеевна.
Воспитатель 2. А теперь пришла пора представить главных действующих лиц – наших участников. (участники по одному входят в зал). Семья ХХХ1: мама Екатерина Александровна и ее сын Матвей, семья ХХХ2: мама Елена Николаевна и ее дочь Арина.
Воспитатель 1. Семья ХХХ3: мама Яна Андреевна и ее сын Даниил, семья ХХХ4: мама Юлия Николаевна и ее дочь Виктория.
Воспитатель 2 . Уважаемые родители ваши дети очень любят ходить в детский сад и поэтому для первого конкурса они приготовили вам видео-задание, которое называется «Закончите мысль». Итак, внимание на экран, отвечает тот родитель, чей ребенок появляется на экране (на экране поочередно появляются видеоролики)
На экране появляется Матвей: «Меня зовут Матвей, мне 4 года. В детском саду я больше всего люблю играть, кушать и спать. Это наша спальня, а это моя кроватка. Перед сном, я люблю слушать …» (сказки).
На экране появляется Арина: «Здравствуйте, меня зовут Арина, мне 4 года, я люблю ходить в детский сад, это наша группа, это наши игрушки, мы играем с куклами, машинами, строим дома из кубиков, строим дома из кубиков, моя любимая игрушка …» (ноутбук)
На экране появляется Даниил: «Здравствуйте, меня зовут Даниил, мне 4 года я люблю ходить в детский сад, это наша группа, это наши игрушки, мы Мне очень нравится ходить в детский сад. Мы здесь играем, рисуем, лепим. Я очень люблю играть в настольные игры. У меня на столе конструктор, мозаика, домино. Моя любимая настольная игра …» (пазлы).
На экране появляется Виктория: «Здравствуйте, меня зовут Виктория, мне 4 года. Я люблю маму и папу. Мне нравится ходить в детский сад. Это наша раздевалка, а это мой шкафчик, в нем находятся мои вещи – курточка, шапочка, шарфик, сапожки. А еще в шкафчике есть вот такой пакет, в котором находится …» (физкультурная форма)
По итогам первого конкурса жюри подводит итоги.
Воспитатели 1 . Все большие молодцы, продолжаем наши соревнования. Внимание второй конкурс «Мама, папа, я спортивная семья»
Ведущий обращается к участникам и спрашивает: «А вы любите заниматься спортом?» «Да»
Воспитатель 2. Уважаемые родители, ваши дети рассказали нам о своем виде спорта, теперь мы проверим, знаете ли вы любимый вид спорта вашего ребенка.
Конкурс заключается в следующем, ребенок заходит за ширму и выбирает атрибут необходимый для его любимого вида спорта.
Матвей любит плавание и берет шапочку для плавания, очки и полотенце. Вика берет коньки. Даниил берет футбольный мяч, Арина берет ленту для занятия танцами.
Дети по очереди выходят из-за ширмы и показывают свой любимый вид спорта.
Жюри подводят итоги второго конкурса.
Третий конкурс: «Угадай рисунок» . Дети рисуют свою семью, повернувшись спинами к родителям, через некоторое время рисунки вывешиваются на доске под номером от одного до четырех, родители поднимают карточку с тем номером, под которым они считают, что ребенок изобразил именно их семью.
Жюри подводит итоги.
Заключительный конкурс для родителей и детей, называется «Волшебный мир сказок».
Воспитатель 1
. Уважаемые участники, ваша задача угадать о какой сказке или о каком сказочном герое идет речь. Звучит подсказка, и если вы знаете ответ, то громко звоните в колокольчик.
1. Какая принцесса жила в океане (русалочка).
2. Кто доставил бабушке гостинцы (красная шапочка).
3. Какой утенок превратился в лебедя (гадкий утенок).
4. Кто доставил бабушке и дедушке гостинцы в корзине (медведь).
5. Кто заморозил хвост в пруду (волк).
6. В каком домике жило много зверей (теремок).
Жюри подводит итоги заключительного конкурса и игры в целом.
Воспитатель 2. Мы благодарим наших участников, поздравляем победителя и вручаем призы всем нашим участникам.
До новых встреч!
1. Игра «Ожившая картина» -родители и дети изображают то, о чем говорится.
Живая картина в раме висит,
Там облачко тает (изображают, как «тает»)
И клен шелестит (ш-ш-ш и руками машут),
Там дождик веселый(встряхивают руками),
Там птица поет(изображают пение птицы),
И каждое утро там солнце встает(показывают).
И каждое утро оно нам поет(кто как может)…
Природа проснулась, всем нам
…улыбнулась(улыбаются)!
2. Игра «Облачки»
(раздает однотонные пакеты родителям – по две штуки)
Посмотрите – это тучки,
Мы возьмем пакет за ручки (показывает)
И надуем, и завяжем,
Облака свои покажем!
(надувают пакеты, завязывают ручки узлом, маме и ребенку)
Утром я их разбужу (потормошить)
Ласково поглажу, причешу (разгладить)
Вверх подброшу,
Повернусь (кружение)
И полечу (под музыку все летят врассыпную)
Встречу дружочка на лету (встречаются «тучками»)
Обниму, к себе прижму (обнимаются).
(дает маркеры) А теперь свое настроение прошу нарисовать!
Чтобы начать эту подвижную игру с родителями, дети образуют малый (внутренний) круг, а их мамы – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, малыши и родительницы идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребенок должен постараться найти свою маму, подбежать к ней и обнять ее раньше остальных детей.
Участники делятся по командам – «Мамы» и «Дети». Всем завязываются глаза. Каждому игроку ведущий подносит тарелку с каким-либо продуктом, который необходимо угадать по запаху. К примеру, выбираются шоколад, лимон, чеснок, лук, кофе, огурец, свежий хлеб, яблоко, груша, вареная картошка. Та команда, которая даст больше всего правильных ответов, становится победителем.
Мамы и дети делятся на две команды. По сигналу ведущего игроки начинают сцеплять руки. Побеждает та команда, которой удастся быстрее сплести из рук «косичку».
6. Ритмодекламация «Лист» в сопровождении музыкального видеоролика
Ведущий.
Посмотрите, за окошком
Лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился,
Вместе с ветром полетел.
А когда осенний ветер улетал,
Желтый листик загрустил, затосковал.
Я возьму его в ладошку, пусть у нас живет.
Здесь тепло, светло, спокойно –
Дождь осенний здесь не льет. – родители и дети изображают
7. Угадай, что в корзинке
Ведущий.
Посмотрите, пока я шла, корзиночку нашла…
(Показывает корзину, накрытую платком).
Что в корзинке неизвестно, но ужасно интересно!
Ты корзинку передай, что лежит в ней, угадай.
Игра с корзиной. (Под музыку корзину, накрытую платком, передают по кругу. На остановку музыки, тот, у кого оказалась корзина на ощупь пытается определить предмет, находящийся там (овощи, фрукты, листья, грибы- предметы по времени года
Сначала можно провести с детьми, потом пару раз с родителями – пустить корзинку по рядам.)
8. Покрывало снежное
Ведущий на празднике достает большое белое покрывало и все участники – дети и родители - берутся за его края.
Ведущий. Ветви белой краской разукрашу, брошу серебром на крышу вашу (выкидывает на покрывало из ведра «снежны»е комочки)
Под музыку как бы перекатывают комочки с горки – приподнимая то один край, то другой, но при этом не роняя комочки на пол, удерживая их на покрывале, 2 ч.музыки – ритмично подбрасывают комочки с помощью покрывала, удерживая их на нем.
9. Сугроб
Пурга намела сугробы, каждый сугроб особый. Каждый сугроб теперь – словно уснувший зверь! Ведущий предлагает родителям собраться в свои команды (кружки) и шепотом называет образ сугроба, который они должны командой изобразить. Сугроб – верблюд, сугроб – лисица, Сугроб – медведь, сугроб – жар-птица. (Через определенное время каждая команда показывает свой сугроб, а другие участники должны угадать, созданный ими образ).
10. Пальчиковая игра «Чайничек» (с музыкальным сопровождением)
Чайничек
,
крышечка
(ладонь правой руки на кулак сверху)
.
Крышечка
(ладонь правой руки)
,
шишечка
(кулак левой руки сверху на ладонь)
.
Шишечка
(кулак левой руки)
,
дырочка
Дырочка
(соединить указательный и большой палец на левой руке)
,
пар идет
.
Пар идет
(указательным пальцем правой руки круговые движения вверх)
, дырочка
(соединить указательный и большой палец на левой руке)
.
Дырочка
(соединить указательный и большой палец на левой руке)
,
Шишечка
(кулак левой руки)
.
Шишечка
(кулак левой руки)
, крышечка
(ладонь правой руки)
.
Крышечка
(ладонь правой руки)
, чайничек
(кулак левой руки перед собой)
.
Звук наливания чая
– Буль-буль-буль-буль!
Показываем
чашечку
Пьем.
…Аааааааааааааааа!
(Повторяем в более живом темпе…)
11. Игра «Угадай, кто это?»
(Участник закрывает глаза. Ведущий держит перед его лицом картину-образ (телевизор, ромашка, медведь) с вырезанным центром для лица. С помощью наводящих вопросов играющий пытается угадать, кому принадлежит его маска).
12. Двигательное упражнение с резинками.
Ведущий. Как весной красиво, красиво интересно. Топай, хлопай, повернись – держась за резинку, участники по показу ведущего выполняют движения по тексту – И в сосульку превратись! (С повторением текста изменятся последняя строка: (в травку, в цветочек, в тучку) превратись!
На последней фигуре – тучке, ведущий предлагает изобразить одну большую тучу (участники образуют один большой круг).
13. Речедвигательная игра «Тучки-облака»
Ведущий. Посмотрите, тучки-облака…К нам они плывут издалека.
(На фоне музыки Ведущий по кругу передает тучи – синие полиэтиленовые пакеты с ручками).
Днем и ночью по небу кочуют, пусть они у нас переночуют.
(По показу педагога все надувают пакеты, закручивают их и завязывают ручки на узел).
Ну а утром я их разбужу
– слегка потормошить за ручки,
Ласково поглажу, причешу –
погладить, расправить каждую ручку.
Сяду сверху,
– подбрасывают пакет вверх,
Хлопну по плечу –
мягко дотронуться,
Повернусь –
кружение.
И полечу…
(Под музыку все летят врассыпную).
Встречу дружочка на лету –
участники встречаются друг с другом.
Обниму, к себе прижму –
обнимаются.
Полетала тучка, полетала и устала…
(Все летят и садятся на стульчики за столы).
Ну, что, тучки, понравилось вам летать? А теперь свое настроение попробуйте нарисовать.
14. Игра «Фантастические гипотезы»
Ведущий предлагает каждой команде ответить на вопрос:
1.Что было бы, если цветы умели разговаривать?
2.Что будет, если у цветов вырастут крылья?3.Что будет, если все цветы станут сахарными?4.Что было бы, если у цветов были ноги?
15. Игра «Изобрази». Дети и родители.
Ведущий.
Раз, два, три, четыре, пять,
На полянку выйдем погулять.
(Все участники выходят в круг.)
На минуточку представим, что зверятами мы стали.
Девочки и мальчики, прыгаем, как зайчики.
(участники выполняют движения по тексту)
Покажите-ка, ребята, как ходит мишка косолапый.
Вот болото. Мы, ребята, прыгаем, как лягушата.
Мы болото оглядим и, как цапля, постоим.
Теперь к речке подойдем и, как рыбки, поплывем.
Из речки выбрались на мостик, изобразили лисий хвостик.
А вот ежик, весь в колючках. Как пыхтит ежонок-злючка?
Мы выходим на дорожку, видим ласковую кошку.
А теперь мне удружите: как собачка, послужите.
И девчонки, и мальчишки, вы веселые мартышки.
Льва представьте поскорей. Помните: он царь зверей!
Покажите высший класс: вы орлы у нас сейчас.
Кто же дальше? Это слон, тяжело ступает он.
Бабочками мы порхаем и забот совсем не знаем.
Запасы делает хомяк. А щеки надувает как?
Не устали? Все в порядке. Поскакали, как лошадки.
Посмотрите-ка на льдине симпатичные пингвины.
Теперь руки поднимите и змею изобразите.
Как из мультика енот, улыбнитесь во весь рот!
Вы, ребята, молодцы, заслужили похвалы!
16. Ритмическая игра – «Времена года» (с музыкальным сопровождением).
(Дети делятся на подгруппы – весна, лето, осень, а родителям, например, достается зима – можно и по-другому. Всем раздаются шумовые инструменты, можно самодельные шумелки. Как только услышат про свое время года- надо простучать-прошуметь в инструменты, или – еще вариант – прохлопать и сказать: «Это я, это я, это вся моя семья!).
Еще вариант игры – Дед Мороз говорит на празднике, что вот, мол, знаете ли вы мое время года – зиму, и как только услышите – сразу хлопайте (или играйте в шумелки). Все – и родители, и дети – играют или хлопают только на зимнее время года.
Солнышко сияет ярко.
Дед Мороз несет подарки. (подгруппа «зима» шумят шумелками).
Птицы с юга прилетают.
Все на пляже загорают. (подгруппа «лето» шумит инструментами) – и т.д.
Грибы собрать пришла пора.
Горку лепит детвора.
Листья с дерева слетают.
Снежные сугробы тают.
На ветвях набухли почки.
В школу мы несем цветочки.
Хоккеисты режут лед.
Пруд купаться всех зовет.
Нудный дождик моросит.
А в берлоге мишка спит.
Мать-и-мачеха цветет.
Наступает Новый год.
Соловьи поют на ели.
Дети шубы все надели.
Улетел от нас скворец.
А игре пришел конец!
17. Творческое задание
Дети с родителями сидят подгруппами за столами. Им раздаются конусы – по одному на стол. Клей-карандаш, ножницы, бумага цветная. Одна подгруппа вырезает и наклеивает на конус все, что относится к теме «Лето», другая – то же на свой конус по теме «Осень», ну и так далее.
18. Ритмодекламация «Волшебный рассвет» (автор Т. Боровик)под музыкальный видеоролик
Чтобы сделать волшебным зимний рассвет, –
дети идут по кругу
Надо долго, долго идти.
И охапку блестящих холодных лучей –
останавливаются и берут по показу педагога
Самому на дороге найти, самому найти.
султанчик, лежащий в кругу
С танцем вьюги перемешать, –
волнообразные движения султанчиком
Закрыть глаза и почти не дышать… –
движения по тексту
Ты знаешь, это будет волшебным рассветом.
Ты долго будешь помнить об этом. –
Кружатся на месте
И добавить к блестящим холодным лучам –
идут по кругу
Охапку заснеженных веток, –
останавливаются и берут другой рукой блестящую ветку, лежащую в кругу.
Краешек неба, хрусталик ручья,
– поочередное поднимание и опускание рук
Сияющий снег всевозможных расцветок.
С пеньем вьюги перемешать, –
кружатся на месте
Закрыть глаза и почти не дышать. –
Движения по тексту
Ты знаешь, это будет волшебным рассветом,
– открывают глаза, руки разводят в стороны перед собой.
Если ты не забудешь при этом сказать:
«Доброе утро, здравствуйте, мы желаем всем добра».
19. Мудрые орешки.
Дети говорят пословицы на празднике (или загадки)
Ведущий берет корзинку с орешками.
Есть у меня орешки мудрости
И в них сокрыт секрет…
Вы разбирайте их скорей,
В одних пословицы – конец,
В других – ее начало.
(Или в них новогодние загадки)
Звучит музыка. Ведущие команд раздают орешки родителям. Родители открывают орешки. Один зачитывает свой текст, остальные смотрят у себя – у кого-то или начало, или конец пословицы. Потом следующий зачитывает.
Также с загадками – один зачитывает загадку свою, у кого-то из родителей – отгадка, он и откликается.
Пословицы и поговорки для игры.
С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность. И, именно родители оказывают самое большое влияние на его развитие. Создание единого пространства развития ребенка необходимо поддерживать как в детском саду, так и в семье. Следовательно, важной задачей дошкольного учреждения является установление партнерских отношений детей и взрослых через совместную деятельность.
С 2006 года МОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 355” города Омска принимает участие в экспериментальной работе по реализации программы “Из детства в отрочество”.
Работа в опытно-экспериментальном режиме предполагает внедрение и апробацию нетрадиционных форм работы с семьей. Мы считаем наиболее эффективными те, в основе которых лежит детско-родительское взаимодействие. Формирование традиций группы заложено в содержание программы, и представлены они следующим образом:
Понедельник – “Утро радостных встреч”.
Цель. Создать положительный эмоциональный настрой дошкольников на неделю.
Среда – “Сладкий час”.
Цель . Формирование культуры поведения за столом, закрепление сервировки праздничного стола и развитие дружеского общения в системе “Педагог – ребенок – родитель”.
Во второй младшей и средней группе это была самостоятельная традиция, направленная на ознакомление детей с этикетными нормами, традициями русской культуры. Для проведения “Сладкого часа” придерживались разработанных программой критериев: эстетическое обеспечение, высокая культура и образец применения этикетных правил воспитателем. Родителями группы были приобретены красивые чайные пары, блюда для выпечки, розетки для варенья. Совместно с детьми была изготовлена праздничная скатерть. Угощение для всех готовили дома или совместно с воспитателем в группе. Данная традиция
имеет музыкальное сопровождение, а ее обязательный элемент – познавательный рассказ взрослого (этикетные правила, традиции русской культуры). На “Сладкий час” приглашаются как родители, так и сотрудники ДОУ, которые закрепляют с детьми знания о профессиях и угощают детей своими кулинарными изделиями.
Со старшей группы “Сладкий час” объединился с традицией “Встречи с интересными людьми”.
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью (профессиональной, домашней, хобби), создание условий для совместной детско-родительской деятельности.
На I-м этапе мы знакомили детей с сотрудниками детского сада, проводили беседы о трудовой деятельности этих людей. Результатом этих бесед явилось создание альбомов “Все работы хороши” и папки-презентации для родителей “Давайте познакомимся”, где сотрудники детского сада представлены не только как профессионалы, но и как интересные люди.
На II-м этапе стали приглашать на встречи родителей, считая, что наиболее интересными для ребенка будут эмоционально близкие люди. В основе формирования традиции на этом этапе лежит детско-родительское взаимодействие. Именно поэтому мы изменили структуру, предложенную авторами программы, и создали свою:
Четверг – “Познавательные игротеки”.
Цель. Через взаимодействие с семьями воспитанников закрепление знаний по разделам программы в игре.
Проведение игротек предполагает два варианта.
I-й вариант – в течение 20–30 минут (в зависимости от возраста детей) детям предлагаются знакомые игры по разделам программы.
II-й вариант – в группу приглашаются 3–5 человек родителей и совместно с детьми они играют в предложенные игры, знакомясь с их содержанием и правилами.
Введение традиций “Игры напрокат”, “Игры в гости к нам” – неотъемлемая часть “Познавательных игротек”. Дети приносят из дома игры по различным направлениям и в течение определенного времени знакомят товарищей с их содержанием. Отработка правил, направленных на бережное отношение к игре и игрушке позволила на выходные бать их домой.
Пятница – “Театральная пятница”.
Цель . Развитие творческих способностей, умения взаимодействовать через театрализованную игру, формирование артистических навыков.
Проходит “Театральная пятница” в два этапа.
На I-м этапе идет работа над инсценировкой: проходит знакомство с текстом, идет работа над образами героев, оговариваются движения, обращается внимание на выразительность речи, готовятся несложные атрибуты, костюмы и т.д.
На II-м этапе в группу приглашаются родители, и дети показывают им подготовленную инсценировку.
В конце представления обязательным условием считается поименное представление артистов и награждение их аплодисментами.
Однако, как показывает опыт работы, одной театральной пятницы в неделю для достижения цели, недостаточно. И мы стали включать театрализованные игры и упражнения в различные виды деятельности, а поиск нетрадиционных форм работы с семьей подтолкнул на идею проведения детско-родительских праздников.
Традиционными стали новогодние детско-родительские праздники , ежегодные “Взрослые и дети”, “Вот и стали мы на год взрослей”.
Цель таких праздников – привлечение родителей к сотрудничеству и предоставление им большего общения с детьми.
Сценарии составлены так, что у детей есть свободный доступ к общению с родителями, так как взрослые являются непосредственными участниками праздника. Это – помощь в играх, совместное исполнение номеров, посадка по периметру зала, обеспечивающая взаимодействие взрослого и ребенка.
В организации и проведении праздников придерживаемся следующих правил:
В 2006 году на базе Центра развития ребенка организована театральная студия “Веснушки”, а детско-родительская театрализованная деятельность позволила родителям принять участие в ее работе и пополнить состав (15 человек).
Результат работы студии:
В 2010 году закончена практическая часть экспериментальной работы, и мы можем говорить о том, что формирование традиций группы через взаимодействие с семьей способствовало укреплению отношений в системе “ребенок – воспитатель – родитель”. Улучшилось детско-родительское взаимодействие не только со своим ребенком, но и с детским коллективом, а у детей, чувствующих понимание и поддержку взрослого, повышается уверенность в себе, своих силах, что пригодится для успешного обучения в школе.