Я - мачеха. Отчим или мачеха в семье — семейные проблемы

17.10.2019

Отчим и мачеха

Дети глубоко переживают потерю родителя в результате смерти или развода, даже если не показывают этого. Таким образом, отчим или мачеха сталкиваются не только с обычным воспитанием ребенка, но и с его проблемами и переживаниями.

Малыш, не понимая причин разлуки с родителем, может считать, что тот ушел из-за его непослушания, и чувствует вину за это. Дети часто цепляются за надежду, что потерянный родитель вернется, и они видят в новом отце или матери препятствие для этого.

В то же время ребенок может нуждаться в поддержке человека, готового стать ему отцом или матерью. Он как бы одновременно хочет и не хочет нового родителя.

Поэтому отчиму или мачехе следует входить в эту роль постепенно. Возможность подружиться заранее помогает как детям, так и будущему родителю. Не нужно демонстрировать излишнее внимание и привязанность к ребенку или стараться завоевать его любовь щедрыми подарками. Проявляя теплоту и дружеский интерес, отец или мачеха не должны рассчитывать на немедленную ответную реакцию ребенка, пока он не готов. Надо дать ему возможность самому сделать шаг навстречу.

Разумный новый родитель не будет резко менять привычный уклад жизни в семье и режим ребенка. К примеру, мачеха добьется большего, если не станет предлагать ребенку выбросить его старые вещи. Игрушки, коллекции, даже сломанные или порванные, – это его верные друзья; они означают для него любовь и благополучие того мира, который он пытается удержать перед лицом перемен. Любовь ребенка к своей матери или родственнице, которая ухаживала за ним, важна для него. Говоря о них с пренебрежением или слишком быстро меняя семейный уклад, новый родитель травмирует ребенка. Слишком много новых правил (даже для пользы ребенка) могут заставить его подчиниться против воли или вызовут открытое сопротивление. Конечно, некоторые требования для здоровья, благополучия семьи установить необходимо, но постепенно и в дружеской форме.

Часто ребенка волнует, как называть нового родителя, особенно если он достаточно взрослый и хранит память о родном отце или матери. Многие дети называют нового родителя по имени, так как постоянно слышат его. Отношения со временем налаживаются, независимо от того, как ребенок называет приемного родителя.

Малыш быстрее отзывается на любовь и заботу нового родителя, чем ребенок постарше, так как больше нуждается в них. Потеря родителя особенно расстраивает ребенка-дошкольника, и чем сильнее, кажется, ребенок двух-шести лет сопротивляется, тем, возможно, больше любви и тепла ему необходимо. Подростки меньше нуждаются в постоянной заботе, и к ним часто бывает трудно найти подход.

Пасынок или падчерица могут отвергать что бы то ни было: еду, время сна, посещение школы – и идти на конфликт по любому поводу. Такое поведение отражает беспокойство ребенка, он не знает, чего ожидать, ему необходимо время, чтобы принять нового человека. В такой ситуации детей необходимо заверять словом и делом, что их не обидят и не заставят делать что-нибудь против желания. Иногда подросток начинает воровать или выдумывать небылицы. Такое поведение, если оно затягивается, означает, что он глубоко обеспокоен. Родитель может тактично помочь ребенку различать свое и чужое, реальное и воображаемое. Полезными могут стать совместные посещения магазинов, чтобы ребенок мог сам себе что-то выбрать. Главное, ему необходимо знать, что новый родитель – его друг, он тоже любит и защищает его.

Когда при разводе ребенок живет с матерью и навещает отца, мачеха поступает правильно, если предлагает ребенку дружбу, которая не соперничает с его любовью к матери. В других ситуациях, когда, например, у мачехи или отчима есть свои дети или в семье рождаются новые дети, также необходимо разумное отношение.

Часто задача приемного родителя сложнее, чем у родного. Чувства агрессивности и негодования, естественные в обычной семье, могут усиливаться по отношению к мачехе или отчиму. Поэтому им самим тоже иногда необходимы поддержка и совет близких, чтобы дать выход скрытым чувствам и решить проблемы. С другой стороны, свободный от эмоционального фона, обычного между родным родителем и ребенком, отчим или мачеха может видеть в новом сыне или дочери юного человека, нуждающегося в любви и понимании, и стать его настоящим другом.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Мать-и-мачеха Мать-и-мачеха (Tussilago Farfara L.) – травянистое растение из семейства сложноцветных, растущее на глинистой почве, на полях и оврагах. Подземное ветвистое ползучее корневище раннею весною выпускает надземные стебли, покрытые яйцевидно-ланцетными, часто

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОТ) автора БСЭ

Из книги Убийцы и маньяки [Сексуальные маньяки, серийные преступления] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Из книги Лечение растениями. Энциклопедический справочник автора Непокойчицкий Геннадий

ОТЧИМ Он пришел домой угрюмым и обозленным. Было где-то около десяти утра. Открыл буфет. Достал булку хлеба и тяжело вздохнул. От вчерашнего перепоя болела голова. Валерка сидел где-то в спальне.- Эй, ты, ублюдок, поди сюда. Малыш испуганно завизжал:- Папа, я хочу на улицу.

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Мать-и-мачеха Краткая характеристика. Мать-и-мачеха обыкновенная – Tussilago farfara L. – многолетнее травянистое растение из семейства астровых, или сложноцветных, с толстыми, сочными, длинными горизонтальными корневищами. Мать-и-мачеха – евразийско-североафриканский вид,

Из книги Кто есть кто в мире природы автора Ситников Виталий Павлович

Мачеха Злая, противная жена доброго и бесхарактерного отца. У нее, как правило, есть одна или даже двое своих дочерей. Таких же как она сама. Если у Мачехи несколько дочерей, то она безуспешно старается выдать их одну за другой за Принца (смотри Принц). Если дочь только одна,

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Почему растение мать-и-мачеха так назвали? Во всех сказках мачехи бывают злыми и бессердечными. Вспомните, сколько натерпелась от своей жестокой мачехи бедная Золушка или несчастная Настенька, которую злая мачеха отправила в лютый мороз в лес, и она не погибла только

Понятие и порядок усыновления

Под усыновлением понимается принятие на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми. Усыновить - означает принять в семью (мальчика, девочку) на правах родного сына, дочери; соответственно усыновитель - это человек, который усыновил кого-нибудь, а усыновленный - это человек, которого усыновили.
Усыновление представляет собой установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) личных неимущественных и имущественных отношений, аналогичных существующим между кровными родителями и детьми, и производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

При одновременном усыновлении нескольких детей об усыновлении каждого из них выносится отдельное судебное решение.

Отношения между усыновителем и усыновленным приравниваются к отношениям, существующим между кровными родственниками.
Порядок усыновления предусмотрен гл. 19 СК РФ. Особенности усыновления заключаются в следующем:
1) усыновление осуществляется в судебном порядке с участием органов опеки и попечительства и прокурора;
2) усыновить можно только несовершеннолетних лиц, т.е. лиц, не достигших 18 лет, за исключением лиц, ставших полностью дееспособными до достижения указанного возраста (например, в силу эмансипации);
3) усыновление допускается с согласия родителей усыновляемого ребенка, за исключением случаев, когда родители неизвестны, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, лишены родительских прав или по неуважительной причине более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания;
4) для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие.

Понятия "отчим", "мачеха", "пасынок", "падчерица"

Понятия "отчим" и "мачеха" действующим законодательством точно не определены. В соответствии со Словарем русского языка отчимом является "неродной отец, муж матери по отношению к ее детям от прежнего брака", а мачехой - "неродная мать, жена отца по отношению к его детям от прежнего брака".
Подтверждающими документами указанных родственных отношений являются соответствующие свидетельства о браке этих лиц и свидетельство о рождении умершего военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов).
Для отчима и мачехи установлен обязательный пятилетний срок воспитания и содержания погибшего (умершего). Подобный срок законодателем определен, видимо, по аналогии с нормами, регулирующими обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи. Так, суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима и мачеху, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет (п. 2 ст. 97 СК РФ).
Подтверждающими документами указанных родственных отношений также являются соответствующие свидетельства о рождении и свидетельства о браке.

Право на пенсию по случаю потери кормильца усыновителей и усыновленных, отчима и мачехи, пасынка и падчерицы по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…"

Усыновленные дети, а также пасынки и падчерицы на основании ст. 33 и ч. 2 ст. 34 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…" имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, пасынки и падчерицы, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при усыновлении другими гражданами.
Усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями. При усыновлении несовершеннолетние дети сохраняют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Отчим и мачеха, если они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет, имеют право на рассматриваемый вид трудовой пенсии наравне с отцом и матерью.

5.4.4. Право на пенсию по случаю потери кормильца усыновителей и усыновленных, отчима и мачехи, пасынка и падчерицы по Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению (для членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву), применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам.
Так, согласно п. 9 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.
Отчим и мачеха имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Корякин В.М., Скулакова О.В. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих. - “За права военнослужащих”, 2010 г.

Не у всех получается найти вторую половинку с первого раза, но иногда судьба дает нам второй или третий шанс обрести свое счастье. Психолог центра «Архитектура будущего» Александра Чернышева рассказала, как выстроить отношения между ребенком и новым партнером.

— Отношения мачеха-падчерица, отчим-пасынок подарили миру немало сказочных сюжетов. Всегда ли эти отношения плохие?

— Конечно, нет. Безусловно, многое зависит от того, как взрослые договариваются между собой. Очень много примеров, когда мачехи и отчимы становятся детям фактически родными, заботятся о них, оберегают и поддерживают.

— По вашему опыту, каких ситуаций больше?

— Примерно 50/50. Многое зависит от того возраста, в котором в семью пришел новый взрослый, и от того, насколько он сам готов проявлять инициативу и налаживать контакт с ребенком.

— В чем причина конфликтов, если они все-таки случаются?

— Очень часто это связано с ревностью ко второму родителю. Когда приходит новый взрослый, то у родителя, с которым ребенок не живет, и у самого ребенка появляется ощущение, что в их отношения пытается вмешаться другой, посторонний человек.

— Есть ли надежда на построение хороших отношений?

— Безусловно, надежда есть всегда. Чем аккуратнее и внимательнее будут строиться отношения с самых первых этапов (без давления и попыток стать близким взрослым), тем больше шансов на успех.

— Если мать или отец-одиночка навсегда закрыли для себя тему личной жизни, потому что боятся, что ребенок не найдет общий язык с новым родителем, может ли это закончиться негативно?

— Вопрос в том, насколько это решение добровольно. Нужно оценить: это мне как матери удобнее оставаться одной, а не бояться и переживать, что посторонний человек так и не станет членом нашей семьи, или я это делаю для ребенка? Во втором случае, когда ребенок уйдет в самостоятельную жизнь, может возникнуть ощущение, что жизнь закончилась, и непонятно, что делать дальше.

Это вопрос ответственности. Если я сознательно делаю выбор, принимаю решение, то ребенок не несет дальше ответственности за мои решения. Если же я «кладу» жизнь на алтарь материнства, то высока вероятность, что половину своей жизни ребенок будет возвращать и отрабатывать этот долг. От многих взрослых мы слышим: «Мама ради меня не вышла замуж, осталась одна, и теперь как же я могу завести свою семью, детей и личную жизнь, бросив ее?»

— Как подготовить ребенка к появлению мачехи или отчима?

Для начала – разговаривать с ребенком. Познакомить с этим человеком, но не так, что “Это Александр Иванович, он будет жить здесь”, — а сначала пройти промежуточный этап, постаравшись настроить отношения между взрослым и ребенком. Им стоит проводить время вместе, «кандидат» в родители должен принимать участие в играх, развлечениях, проводить с ним свободное время. Общение должно быть неформальным, ни к чему не обязывающим всех участников и добровольным. Прекрасно, если найдется общее увлечение или интерес (спорт, настольные игры, книги и т.д.)

— Как представить этого человека?

Скорее в качестве друга или подруги. Очень многое зависит от возраста ребенка. Единого стандарта нет, но изначально – на нейтральной территории и с увлекательным делом для всех. Важно еще, чтобы этот новый взрослый испытывал потребность контактировать с ребенком и налаживать с ним отношения. Вариант: «Вот тебе парк аттракционов, поиграй тут, а мы с мамой сходим погулять», — не подойдет. Никто не любит чувствовать себя лишним.

— Как мачехе или отчиму начать общение с чужим ребенком?

— Во-первых, принять тот факт, что ребенок может быть несчастлив из-за появления нового родителя, дать ему право на это. Во-вторых, не пытаться стать родителем или близким. Можно представить, что это ребенок близких друзей или родственников, с которым мы завязываем отношения, помним про возможное сопротивление, но тихо, спокойно и мирно взаимодействуем на нейтральном уровне.

В любом случае готовьтесь к тому, что ребенок может сказать “нет”, и с этим тоже нужно будет смириться. Нужно искать ключик к ребенку, какие-то интересы. Будет здорово, если вы сможете проявлять искренний интерес к тому, о чем ребенок рассказывает. Если ребенку нравится рисовать, будьте готовы разговаривать про это. Изначальное чувство смущения, когда взрослый или ребенок чувствуют себя не в своей тарелке, абсолютно нормально и естественно.

— Некоторые родители в такой ситуации начинают задаривать подарками…

Такое бывает. С точки зрения психологии и воспитания в целом – это всегда плохой вариант. Как если мы задариваем подарками за учебу или потому что мы мало уделяем ребенку времени, точно так же это плохо, если мы задариваем подарками, потому что у нас новая любовь.

— Если в какой-то момент ребенок начинает манипулировать, или пакостить приемному родителю, что делать?

Если это действительно манипуляция, мы отматываем на уровень назад и заново выстраиваем контакт. Это значит, что контакт с ребенком не построен. Процесс построения контакта между вашей половинкой и ребенком не надо пускать на самотек. Его важно контролировать. Если чувствуете, что ребенок начинает манипулировать, за этим может стоять несколько вещей: страх того, что он теперь не нужен, теперь есть другой взрослый, может быть вопрос внимания, ревности, переданная информация или недовольство родного родителя, с которым он теперь не живет. Безусловно, надо разбираться, что за этим стоит. Говорить ребенку, что он не прав, все делает не так – нельзя. Это не работает. Понимая, что именно за этим стоит, например, ревность к родной маме, мы уже осознаем, что с этим можно сделать. Можно говорить, что вы все равно его любите, уделять больше внимания, искать точки соприкосновения со вторым взрослым, но только если у второго взрослого есть потребность выстраивания отношений с ребенком. Без этого, к сожалению, ничего не получится.

— Когда налажен первый контакт и встает вопрос о совместном проживании, как выстраивать отношения с ребенком?

Все зависит от возраста и готовности самого взрослого. Определитесь с собственной позицией: кем вы готовы быть ребенку: родителем, другом, страшим братом или сестрой? Если вы не готовы быть даже близко похожим на родителя, не надо этого делать. Если готовы быть другом – будьте им. Но точно не стоит объединяться с ребенком против его родного родителя для завоевания авторитета.

— Если второй родитель готов принимать на себя функции родителя, как ему «получить» права и обязанности родного родителя, завоевать достаточный авторитет?

Медленно, не меняя все в один день. Принимать ответственность, предлагать советы и рекомендации, проговаривать свою роль. Однозначно не стоит действовать слишком авторитарно. У подростков может вызывать негативную реакцию позиция отчима или мачехи: «Как ты разговариваешь со своей матерью/своим отцом?». Стоит быть дипломатичнее, помнить, что ребенку сложно принять эту ситуацию.

Начните с совещательно-рекомендательной позиции. Если есть вещи, за которые вы платите, которые вы обеспечиваете, их тоже стоит проговорить. В таком случае мы выступаем не только как родитель, но и как спонсор — мы имеем право обсуждать условия договоренностей.

— Если в конфликтах с ребенком в какой-то момент звучит: «Ты мне не отец, не мать, ты не имеешь права мне указывать», — как на это реагировать?

Быть готовым к этому, эта фраза может прозвучать в любой момент. В понимании ребенка в ней есть некоторый смысл. Ответьте: «Да, безусловно, но я несу ответственность, оплачиваю, организую, обеспечиваю…» — и возвращайтесь на уровень договоренностей. Необязательно претендовать на место матери или отца, но вы еще один взрослый, участвующий в воспитании и несущий ответственность за ребенка.

— Расскажите, пожалуйста, о возрастных аспектах.

Если мачеха или отчим появляются в младшем возрасте, то он или она должен быть ярким, интересным, не страшным и не отталкивающим незнакомцем, который вдруг возник из ниоткуда. Он должен принимать участие в развлечениях и играх ребенка, но при этом не создавать только одни праздники – иначе это противопоставит его родителю. Получится ситуация «хорошего и плохого полицейских». Важно, чтобы это были искреннее отношение и подлинный интерес к ребенку. В целом это достаточно легкий период времени, когда ребенок еще не анализирует, как подросток, и готов принимать другого взрослого.

Если ребенок уже учится в начальной школе, то добавляется опция интересного общения, дискуссий и рассказов. Новый родитель должен еще уметь помочь, рассказать что-то интересное, возможно, с точки зрения уроков, школьных предметов, то есть дать информацию. Это время, когда ребенку интересно очень многое. Детей младшего школьного возраста проще заинтересовать, чем подростка. Они увлекаются Lego, конструкторами, научными опытами, настольными играми. Детям нужен соратник, которому тоже будет интересно, но при этом он сможет чему-то научить ребенка, дать знания.

Если мы говорим про подростков, то это уже практически взрослый человек, от которого не надо требовать, чтобы он принимал нового папу или новую маму, достаточно уважительных отношений. Любые подростки очень ценят, когда к их мнению прислушиваются, когда им не раздают директивы, а дают возможность высказать свое мнение. Тогда устанавливаются более партнерские отношения. Это не значит, что мнение ребенка должно быть во главе угла, и вы позволяете ему делать, что хочется, но выслушать и учесть его мнение важно.

— Если второй родитель появляется в младенческом возрасте, то есть соблазн скрыть от него, что второй родитель неродной.

В любом случае лучше говорить честно. Если мы затрагиваем тему, близкую к приемности, то очень многие дети если не осознают, но чувствуют. Однажды информация вылезет на поверхность. Отсутствие фотографии из роддома, доброжелательные соседи или родственники, случайно найденные документы натолкнут ребенка на правду. И это, наверняка, будет тяжелым испытанием для его доверия. Иметь любящего родителя, но не кровного, и изначально принимать этот факт проще, чем перестраиваться позже, особенно в подростковом возрасте, когда у большинства возникают претензии к родителям.

— Несколько слов на прощание.

— Когда в нашей жизни происходят сильные изменения, и появляется новый член семьи, новый ребенок, важно помнить, что для ребенка эти изменения должны быть ясны и понятны. Поскольку многие вещи для ребенка не так естественны, как для взрослого, имеющего жизненный опыт. Важно помнить, что ребенок находится под нашей опекой и защитой, и наша задача – выстроить отношения так, чтобы ребенку было комфортно и интересно. Ребенок может в большей или меньшей степени проявлять интерес и идти навстречу или возражать против изменений, но это наша задача. Мы выступаем в качестве взрослых людей, которые помогают, поддерживают и встраивают ребенка в новые отношения. Как сказала одна клиентка, она бабушка в семье, где появилась мачеха, комментируя отношения девочки-мачехи, что это был долгий процесс выстраивания отношений. Я призываю к этому же. Незнакомый человек не должен внезапно стать новым мамой или папой, никто из нас не был бы такому рад.

Биографическая справка:

Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.

Поводом для написания этой заметки стало недавнее обсуждение под одним из вопросов о наследстве.

И так. Кого же можно считать пасынком (падчерицей) и отчимом (мачехой). Однозначного ответа Закон на этот счет не дает. Но, тем не менее, недавно увидело свет новое мнение ВС РФ по вопросам наследства, которое многие с нетерпением ждали, и которое, очевидно, что во многих случаях, будет решающим при принятии жизненно важных решений.

Как возникает этот «статус» думаю, всем понятно. Но вот как он утрачивается и утрачивается ли вообще, понятно не очень. ВС РФ в своих мнениях ясности в этот вопрос не внес. Более того, внес еще большую смуту.

Все мы, кто хоть раз открывал ГК РФ, знаем, что падчерицы и пасынки относятся к седьмой (последней) очереди наследников по закону. Эта норма и стала предметом комментариев ВС РФ в известном теперь уже Постановлении Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», а именно его п. 29.

Теперь попробуем проанализировать, что же выдал написал ВС РФ по этому поводу. А выдал написал он следующее:

29. К наследникам по закону седьмой очереди, призываемым к наследованию согласно пункту 3 статьи 1145 ГК РФ, относятся:
  • пасынки и падчерицы наследодателя - неусыновленные наследодателем дети его супруга независимо от их возраста;
  • отчим и мачеха наследодателя - не усыновивший наследодателя супруг его родителя.
Названные в пункте 3 статьи 1145 ГК РФ лица призываются к наследованию и в случае, если брак родителя пасынка, падчерицы с наследодателем, а равно брак отчима, мачехи с родителем наследодателя был прекращен до дня открытия наследства....

В случаях, если брак прекращен путем его расторжения, а также признан недействительным, указанные в пункте 3 статьи 1145 ГК РФ лица к наследованию не призываются ".
И здесь уже мы видим отсутствие какой-либо логики. Более того, видим явное нарушение прав пасынков и падчериц. Почему? Поясню.

Если мы попытаемся разобраться кто же такие пасынки и падчерицы, то увидим, что СК РФ, например, относит к ним детей одного из супругов, независимо от того прекращен их брак или нет, и независимо от того по каким причинам он прекращен. Более того ст. 97 СК РФ накладывает на пасынков и падчериц обязанность по содержанию нетрудоспособного отчима(мачехи) и в случае если их брак с кровным родителем расторгнут. И называет их в этом случае, именно пасынками и падчерицами, а не бывшими пасынками и падчерицами.

Пенсионное законодательство тоже не связывает наличие брачных отношений на момент возникновения права на пенсию по потере кормильца, которое есть и у пасынков и у падчериц, и у отчима и у мачехи, а связывает это право лишь с пятилетним сроком воспитания (читать -совместного проживания родителя и отчима (мачехи).

Из всего этого усматривается вывод, что возникающий правовой статус - пасынок (падчерица), отчим (мачеха) не утрачивается и в случае прекращения брака, независимо по каким причинам он прекращен. Пожалуй, одно единственное исключение можно сделать лишь для случая признания брака недействительным. Но такие случаи очень большая редкость.

Теперь попробуем на примерах рассмотреть к чему же приведет высказанное ВС РФ мнение:

Случай № 1 (самый распространенный):
Мать, имеющая ребенка выходит замуж. У ребенка есть отец и нового папу (отчима) он знать не хочет. Особенно если ребенку уже лет 15-17. И при исполнении 18 лет, при первой же возможности прекращает с ним любые общения.

У отчима, при этом родственников нет, кроме жены. Жена умирает. Повоевав за наследство пасынок (падчерица) став еще большими врагами с отчимом и проклиная его о нем забывают.

Через какое-то время отчим умирает. Родственников нет. И тут появляется пасынок (падчерица) и получает все его имущество по закону, как наследник седьмой очереди.

Справедливо? Не очень. Но таков закон. И это подтвердил в своих мнениях и ВС РФ.
Случай № 2 (не менее распространенный):
Мать, имеющая ребенка, выходит замуж. Ребенок считает отчима своим папой, так как родного отца не видел и не увидит никогда. Становится взрослым, продолжает общаться в отчимом, даже узнав что он не родной отец.

Мать же, напротив, в чувствах охладев, расторгает с ним брак. А пасынок продолжает воспринимать его, как отца, помогая и морально и материально. Отчим умирает. Родственников нет.

Пасынок наследник? ВС РФ считает, что нет. И говорит такому пасынку: «Ты кто такой? Давай, до свиданья!»

А правильно ли говорит? На мой взгляд, неправильно. Справедливо? Нет, не справедливо. Разумно? Нет, не разумно.
Мнение ВС РФ в этой части считаю ошибочным, не логичным и незаконным, если рассматривать нормы права в системной взаимосвязи.

И очень надеюсь, что оно будет в ближайшее время подкорректировано.

И в этом нет сомнений, но бывают моменты, когда семейная жизнь не заладилась и развод неизбежен. И очень часто люди находят свое настоящее счастье во втором браке, но почти всегда есть одно серьезное но — , которым не понятны мотивы родителей. Они не понимают, как любимая мама могла променять папу на чужого дядю или папа полюбил другую тетю, отсюда и возникает ревность ребенка к отчиму или ревность ребенка к мачехе.

В такой ситуации труднее всего приходится новоиспеченным отцам / матерям, которые примеряют на себя новую роль — роль отчима или мачехи . Связывая свою жизнь с детьми им приходится вступать в новую среду: своеобразный конфликт, между которыми стоят дети и любимый человек. Психологически это становится серьезной нагрузкой для всех членов семьи, особенно детей. Поэтому отношения мачеха и пасынок или отчим и падчерица считаются самыми сложными.

Какие проблемы ждут отчима или мачеху в новой семье?

Детская реакция на нового члена семьи всегда очень бурная и ведет к постоянным конфликтам. В большинстве случаев ребенок видит в новом папе или маме врага, который вторгся в его личное пространство и пытается испортить гармонию в жизни. Это особенно ярко выражено у подростков, которые пытаются свергнуть все стереотипы и столкнуть авторитеты. И чем больше мачеха или отчим будут пытаться наладить с ними отношения и придерживаться стратегии хорошего поведения, тем больше подростки будет отдаляться от них.
Конфликты, споры, с отчимом, будут возникать на ровном месте из ничего, но на все есть свои объяснения.

Почему так происходит?

В подростковом возрасте дети становятся более самостоятельны и считают, что способны все делать сами, поэтому ограничение личной свободы со стороны родителей они принимают враждебно, особенно если главная роль в таком конфликте отводится мачехе или отчиму. И тут появляется главный вопрос: как наладить отношения и решить эту проблему?

Но есть и обратная сторона медали: дети идут на конфликт не только потому что хотят показать свою самостоятельность, а потому что подсознательно чувствуют , неуверенность в себе, внутреннюю неудовлетворенность и отчима к парню дочери из-за произошедшего. Их преследует , что их перестали любить и могут бросить. Логика проста: «если от меня отказался один из родителей, значит со мной что-то не так, я плохой и меня никто не любит». И лучший способ оградить себя от проблем — идти против всего мира.

Преследуют таких детей долгое время и чтобы чувствовать себя уверенней они подсознательно «травят» нового родителя пытаясь таким образом переложить вину и причины всех своих бед на него. Но бывают случаи, когда дети ведут себя так, чтобы подсознательно угодить ушедшему родителю: «посмотри — я конфликтую и ненавижу нового папу / маму, значит психологически мы становимся ближе друг другу».

Но все это только ухудшает и без того расшатанную психологическую нестабильность в семье и как в следствии поведение и психику ребенка. Конфликт ведет к психологическим расстройствам, стрессам, депрессии, а они в свою очередь снова приводят к скандалам и конфликтам на пустом месте — замкнутый круг….

Как избежать проблем между отчимом / мачехой и детьми?

Чтобы избежать конфликтов и проблем нужно в первую очередь не оставлять без внимания психологическое состояние детей. У ребенка не должно оставаться открытых вопросов, которые мучают его, особенно если ни один из родителей не дал ему полноценный ответ. А в большинстве случаев вопросы самые банальные, но очень важные для психики ребенка: любимый он или нет? Кто он в семье? Может ли отчим/мачеха наказывать ребенка? Родители развелись из-за него? Кем считать отца / мать, а кем отчима / мачеху?

Отчим или мачеха должны понимать, что теперь они ответственны не только за себя, любимого человека, но и за ребенка и должны вести себя соответственно: как родной отец или мать в любой ситуации несмотря ни на что. У них должно быть искреннее желание помочь ребенку, выслушать его и понять. Ни в коем случае не кричите и не бейте ребенка, не нужно усугублять и без того плохие отношения между собой. Но если отчим (мачеха) ударил ребенка, или дело дошло до рукоприкладства, нужно сразу разобраться в причинах такого поведения и понять, оправдано ли было наказание.

Вы всегда можете обратиться к нашему семейному психологу и он поможет разрешить любую семейную проблему.

Поставьте все точки над И, собравшись в полном семейном кругу (разведенные родители, ребенок и вы), поговорите с ним по душам, покажите что конфликтовать нет смысла.

Не бойтесь слушать и слышать ребенка, родители должны быть психологами для собственных детей и помогать им. Покажите ему, что вы не враг и уважаете его права, считаетесь с его мнением и голосом. Пусть он почувствует свою значимость в семье и тогда все проблемы уйдут на нет.

Это эффективная поможет преодолеть семейный кризис и восстановит гармонию между родителями и детьми.

С уважением, Станислав