Джон Фишер. О чем думает ваша собака. Психология собак — Страхи

13.05.2019

Мы часто сталкиваемся с поведением собак, которое называем трусостью, или боязнью, проявляющееся в том, что идущая рядом собака вдруг перестает подчиняться командам, прижимает уши, поджимает хвост, дрожит, беспокойно оглядывается, жмется к нашим ногам или панически убегает.

Иногда не трудно понять, что именно вызывает такую реакцию собаки и почему она так реагирует, иногда трудно выяснить причину, но в любом случае это снижает работоспособность собаки, мешает ее управлению, а, то и исключает его, приводит к печальным последствиям — панически убегающая собака может потеряться или попасть под машину.

А если такая реакция собаки зарегистрирована во время проведения тестирования, ее могут не допустить к разведению. Поэтому и владельцев собак и кинологов, занимающихся их разведением, волнуют вопросы «Почему это происходит?» и «Что делать?», считая, что уже ответили на вопрос «Что происходит?»

Определения

Зоопсихологи считают, что страх это специфическая эмоциональная реакция организма или, короче, одна из эмоций.

В самом общем смысле эмоциями называют особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на организм явлений и ситуаций (Психологический словарь. М., Педагогика-Пресс, 1996).

Часть эмоций связана непосредственно с потребностями и характеризуют их возникновение, состояние, вероятность удовлетворения и факт удовлетворения (П.В. Симонов «Высшая нервная деятельность человека», М., Наука, 1975). Однако существуют раздражители и ситуации, которые сами по себе не нарушают гомеостатического равновесия организма, но которые предвосхищают возможные или неизбежные жизненно значимые события. Предвосхищение — это особый источник эмоциональных процессов (Я. Рейковский «Экспериментальная психология эмоций», М., Прогресс, 1979).

Предвосхищающие сигналы можно классифицировать в зависимости, во-первых, от того, какие события они предвосхищают, и, во-вторых, от того, может ли субъект оказывать влияние на эти события. По первому основанию они подразделяются на:

— сигналы боли, сильной, продолжительной депривации, вызывающей страх;

— сигналы возможного неудовлетворения потребности, слабой боли, вызывающие агрессию;

— сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие положительные эмоции;

— сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающее любопытство (или в других условиях — страх).

Таким образом, страх это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличии от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфичность переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (тревога, боязнь, испуг, панический страх (ужас)).

Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха, как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой обобщенный (генерализованный), диффузный или беспредметный страх. Тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и может побуждать к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, преувеличения значимости и опасности характера внешних факторов.

Поведенческие проявления тревоги, как и страха вообще, заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

Психологи считают, что есть все основания для выделения такого свойства темперамента как тревожность, под которой понимают склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Под испугом подразумевают внезапный и мгновенный резко выраженный страх, возникающий при неожиданном и непонятном, но еще не осознанном изменении ситуации. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием определенной, известной опасности, возникает медленнее, дольше продолжается, но и легче может быть устранена.

Состояние аффекта (панический страх, ужас) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными (паническое бегство, оцепенение, защитная агрессия) и физиологическими проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций.

Обладая свойствами доминанты аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы навязывают тот или иной стереотипный способ аварийного разрешения ситуации.

Страх и тревога могут соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть адекватными или неадекватными ей, но функционально служат предупреждением о предстоящей опасности, позволяют сосредоточить внимание на их источнике, побуждают искать пути избегания опасности.

Страх — отрицательная эмоция и является сложным, неоднозначным явлением. Она дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Среди инструментальных реакций, сопровождающих эмоциональную реакцию страха, прежде всего, выделяют реакцию избегания. Реакция избегания — это реакция, которая возникает у индивида в ответ на сигнал опасности и которая призвана устранить эту опасность (то есть исключить действие отрицательного раздражителя), путем выхода из сферы действия опасного раздражителя. Эта реакция активна, по определению, и называть ее «пассивно-оборонительной» неправомочно.

Пассивно-оборонительная реакция, подчеркивающая пассивность животного, и, которую часто называют реакцией затаивания или оцепенения, выражается в полном прекращении движений.

Агрессивно-оборонительная реакция, напротив, направлена на уничтожение источника опасности и имеет все характерные признаки атаки.

Очень часто состояние тревоги, боязни или страха путают с ориентировочной реакцией, под которой понимают комплекс реакций, направленных на лучшее восприятие характеристик раздражителей внешней среды. Hа поведенческом уровне ориентировочная реакция выражается в прекращении текущей деятельности (стоп-реакция) и ориентации сенсорных систем на источник — причину реакции. Путаница же кроется в отмене текущей деятельности или снижении ее эффективности и, более или менее продолжительного, периода неподчинения командам, что так напоминает реакции вызванные состоянием тревоги и страха.

Причины

Реакции страха могут вызываться различными аспектами раздражителя.

Из повседневного опыта известно, что «сильные», «очень сильные» или «сверхсильные» раздражители вызывают страх и реакцию бегства. При этом сила раздражителя, вызывающего реакцию бегства, выше, чем сила раздражителя вызывающего просто страх.

Как было показано в лабораторных условиях, уже на ранних стадиях онтогенетического развития стимуляция малой интенсивности обнаруживает тенденцию вызвать реакцию приближения, а большей интенсивности — реакцию удаления. Вообще для животного важней именно увеличение интенсивности раздражителя, так как сверхсильный раздражитель с большей долей вероятности может свидетельствовать о наступлении опасных последствий. Hе исключено, что сверхсильный сигнал является «релизером» (релизер — сигнал, запускающий инстинктивную реакцию) для оборонительного поведения. Считают, что любой раздражитель непривычно высокой интенсивности может вызвать реакции страха.

Реакции страха вызываются и раздражителями, интенсивность которых возрастает слишком быстро, например, быстро перемещающиеся или приближающиеся предметы.

Если представить себе организм в виде сенсорной машины, реагирующей на определенные характеристики раздражителя, то прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем — порог восприятия или порог осознанного узнавания (дифференциация раздражителя). После того как сигнал (раздражитель, стимул, команда) опознан, поведение может строится следующим образом:

— если сигнал опознан как относительно новый — развивается исследовательское поведение;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как нейтральный (безразличный) — продолжается текущая деятельность;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как положительный (условный положительный) — осуществляется соответствующее ему поведение;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как отрицательный (условный отрицательный, связанный с болью) — осуществляется соответствующее ему оборонительное поведение;

С последующим увеличением силы раздражителя, в пределах определенных границ (норма реакции), описанные выше поведенческие реакции развиваются в сторону увеличения их выраженности (интенсивности).

Если сила раздражителя продолжает увеличиваться и превышает верхний порог нормы реакции, то есть становится «сверхсильным», организм отвечает неадекватными, парадоксальными или оборонительными реакциями.

При обсуждении интенсивности стимула следует напомнить также о влиянии внезапности его появления. Раздражители, даже знакомые, появляющиеся внезапно вызывают негативную реакцию. Внезапность появления раздражителя отличается от его неожиданности.

Неожиданность может характеризовать и новизну раздражителя, играющую значительную роль в развитии реакций страха.

Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам:

а) частоте появления похожих раздражителей;

б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей);

в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животного. Поэтому появление даже знакомого раздражителя в новой для него ситуации часто вызывает испуг.

Таким образом, выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и внезапности появления раздражителя.

Поэтому к реакциям описанной выше «сенсорной машины» можно добавить: если раздражитель появляется внезапно или неожиданно для данной ситуации — отмечается реакция испуга; если раздражитель опознан как абсолютно новый — развивается реакция страха (выраженность реакций страха находится в прямой зависимости от степени новизны и силы раздражителя).

Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания — нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег.

Новизна раздражителя определяется опытом животного и прежде всего ранним опытом, который приобретается в основном благодаря таким формам научения как привыкание и импринтинг. Среди видов импринтинга (социальный, экологический, пищевой и инструментальный) для нашей темы наиболее важен экологический, который обуславливает запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность вокруг логова и среда его обитания) в которой ему придется существовать.

Только что родившееся животное или животное, у которого, наконец, начал функционировать зрительный анализатор, не различает «знакомое» и «незнакомое». Hо как только оно познакомиться с некоторым минимумом раздражителей (под минимумом раздражителей здесь понимается то минимально необходимое количество информации, достаточное для выживания в данной среде), экологический импринтинг заканчивается и животное оказывается в состоянии отличать одни предметы от других и начинает сторониться вновь появившихся объектов, которые воспринимаются им как незнакомые.

В связи с этим, если запечатление произошло, чувствительный период заканчивается и становится практически невозможным изменить его последствия.

Значение периода импринтирования трудно переоценить по его влиянию на последующую жизнь. Так, по мнению известного физиолога Л.Г. Воронина, по механизму импринтирования устанавливается конечный объем (базовая информация) долговременной памяти, ограниченная именно продолжительностью периода запечатления. Л.Г. Воронин приходит к заключению, что «после окончания этого периода (импринтирования), вероятно продолжающегося до полового созревания, строение мозга во всех его деталях отражает базовый объем и качественный состав долговременной памяти, то есть ее алфавит, который на протяжении всей последующей жизни организма будет многократно перекодироваться и перекомбинироваться по условнорефлекторным законам в связи с потребностями организма и изменениями во внешней среде. Тогда в зрелом возрасте, в любом обучении мы будем наблюдать лишь различные варианты становления процесса считывания (условного отражения) ранее зафиксированной информации».

Невозможность осуществления адекватного (с точки зрения будущего существования) экологического импринтинга, приводит к ранней сенсорной депривации (депривация — лишение, отсутствие чего-либо), вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.

Принято различать три вида условий содержания животных. Обедненные условия содержания (обедненная среда) — когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены (содержание в условиях замкнутой территории с ограниченным притоком новых раздражителей). Нормальными или обычными условиями содержания (нормальная среда), называют условия, максимально соответствующие экологическим особенностям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать. Под обогащенными условиями содержания (обогащенная среда), подразумевают дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различных игровых предметов, регулярную смену мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий.

Во время импринтирования в памяти формируются «нервные модели стимулов» (Соколов), которые, сформировавшись, являются матрицей, прокрустовым ложем для информации воспринимаемой животным. Чем значительней несовпадение раздражителей окружающей среды с банком моделей стимулов, тем выраженней реакция животного. Поэтому животные, выращенные за городом или в питомнике, так «боязливы» и «трусливы» в условиях города. Такое поведение в свое время получило название «синдром питомника». Учитывая это явление службы собак армии и полиции всего мира закупают животных, выращенных в тех условиях, в которых им впоследствии придется работать. Hо нечто аналогичное происходит сейчас со многими собаками во время продленного квартирного содержания. При этом, во-первых, ограничивается двигательная активность щенка, что приводит к гиподинамии, а, следовательно, к ослаблению защитных сил организма и экстерьерным нарушениям; во-вторых, происходит социальная изоляция, которая в будущем скажется на общении с себе подобными; а, в-третьих, организм испытывает ту самую сенсорную депривацию.

К тому же для формирования полноценных структурно-функциональных взаимоотношений центральных систем обеспечения эмоций в онтогенезе необходим определенный уровень афферентного разнообразия. Это ведет к повышению функциональной реактивности звеньев той части эмоциогенных аппаратов, которая обеспечивает отрицательные эмоции.

Таким образом, вследствие дефицита средовых воздействий в раннем онтогенезе возрастает функциональная реактивность сбустаратов отрицательного подкрепления; в свою очередь это определяет повышенный уровень негативного эмоционального напряжения, возникающего при воздействии на организм биологически отрицательных внешних раздражителей, что приводит к усилению субъективной значимости этих воздействий. То есть, возрастает уровень тревожности животного и выраженность эмоциональной реактивности, в том числе и на незнакомую обстановку и раздражители, что очень легко регистрируется на поведенческом уровне. Очень важно отметить, что эмоциональная собака кажется более трусливой по сравнению с менее реактивной собакой.

Значительную роль в реагировании собак на незнакомые стимулы играет также степень знакомства с ситуацией, в которой появляется раздражитель. С увеличением новизны обстановки, ситуации (а значит и неопределенности), в которой находится животное, увеличивается состояние его тревожности, что также сказывается на выраженности поведенческих реакций. Так известно, что незнакомый предмет в незнакомой ситуации исследуется значительно меньше и чаще вызывает оборонительную реакцию, но и внезапное появление знакомого раздражителя в незнакомой обстановке может вызвать сильную реакцию страха . При наличии состояния тревоги «страшные» параметры стимула как бы усиливаются и даже, казалось бы, не очень опасный раздражитель способен инициировать выраженную реакцию страха.

Выраженность ответных реакций определяется также опытом, накопленным в виде условнорефлекторных реакций. Известно, что при стрессовых ситуациях сопровождаемых болью или сильным страхом, очень быстро, а часто с первого раза, образуются условнорефлекторные связи на состояние и инструментальные (реакция избегания) условные рефлексы, когда запускающими стимулами становятся обстановка в целом или отдельные ее раздражители. В связи с чем, встреча таких же или похожих стимулов может запускать имеющееся в репертуаре оборонительное поведение.

Например, при изучении неврозов и фобий было показано, что возникновение неврозов в определенной «травмирующей» обстановке характеризуется очень быстрым образованием «патологических» условных рефлексов, вероятно по типу доминанты, связывающих состояние организма с отдельными раздражителями окружающей среды или их совокупностью. Воспроизведение, казалось бы, исчезнувшего невроза при действии раздражителей, связанных с ранее травмировавшей обстановкой ( , взрыва), подтверждается и другими наблюдениями. Даже отдаленные компоненты, связанные с травмировавшей ситуацией, могут воспроизводить пережитое патологическое состояние, между тем как поведение животного в других условиях не обнаруживает явных нарушений.

Таким образом, эффективность, с которой внешние ситуации вызывают реакцию страха, оборонительное или исследовательское поведение, зависит от того, что животные на основании своего опыта считает знакомым. Hо также замечено и влияние наличного внутреннего состояния (мотивация, физиологическое состояние) животного на выраженность его реакций. Например, было показано, что от внутреннего состояния зависит, вызовет ли раздражитель при данной степени несоответствия страх или исследовательское поведение. Радостное возбуждение, наличие какой-либо сильной потребности, выполнение целенаправленного действия уменьшает состояние страха. И наоборот, угнетенное состояние, недомогание, усталость способствуют развитию более выраженных оборонительных реакций.

Влияние «типа высшей нервной деятельности» на знак и выраженность реакций животных на ситуации, и раздражители неоднозначно, хотя авторы многих тест-систем принимают как аксиому связь длительной ориентировочной реакции и наличие поведенческих реакций, сопровождающих состояние страха, со слабым типом ВНД.

Hо, например, Иванов — Смоленский (1932), Розенталь (1936) показали, что исследуемые ими собаки, обладающие выраженной пассивно-оборонительной реакцией не могли быть отнесены к слабому типу нервной системы. Широко известны опыты, проведенные Выржиковским и Майоровым (1933). Эти исследователи, распределив щенков двух пометов на две группы, воспитывали одну группу в изолированных от окружающего мира условиях, а другую — на свободе, где щенки тесно соприкасались с окружающей обстановкой. Результатом такого воспитания оказалось резкое различие в поведении собак опытных групп. Воспитанные на свободе не проявляли «пассивно-оборонительной реакции», а собаки, воспитанные в изолированных условиях, проявляли ее в резко выраженной степени как по отношению к людям, так и ко всей новой обстановке, за исключением того помещения, в котором они воспитывались. При определении типа высшей нервной деятельности «трусливых» собак, они были отнесены к сильному типу.

Первоначально связывающий наличие «пассивно-оборонительной реакции» со слабым типом ВНД, отказался в последние годы своей жизни от этого отождествления, считая трусость реакцией, которая постоянно маскирует истинную силу нервной системы:

«Все казавшиеся нам трусливыми, т. е. медленно привыкавшие к нашей экспериментальной обстановке собаки, которые также с трудом вырабатывали уловные рефлексы (а вся их условнорефлекторная деятельность легко может быть нарушенной от малозначительных новых внешних влияний), огульно относилась нами к слабому типу нервной системы. Это привело даже к грубой ошибке, когда я одно время считал таких собак специалистами торможения, т. е. сильными по торможению» (И.П. Павлов, 1938).

Как показали исследования Л.В. Крушинского (1938, 1944, 1946, 1947), проведенные на большом поголовье животных, собаки с «пассивно-оборонительной реакцией» могут относиться как к слабому, так и сильному типу ВНД. Крушинский приходит к выводу, что наличие «пассивно-оборонительной реакции» у собак всех изученных типов ясно свидетельствует о том, что связи между этой и слабым типом нервной системы нет: 1. «пассивно-оборонительная реакция», не являясь непосредственным свойством слабого типа, все же более легко возникает у слабых собак; 2. «пассивно оборонительная реакция» может свободно комбинироваться как с сильным, так и слабым типом нервной системы; 3. «пассивно-оборонительная реакция» и тип высшей нервной деятельности являются в значительной степени самостоятельными свойствами нервной системы.

Оценивая потомство, полученное от «смелых и смелых» и «трусливых и трусливых» собак, Крушинский показал, что количество «трусливых» щенков достоверно выше в пометах от «трусливых» родителей, чем в пометах от «смелых», хотя они встречаются и у последних.

Поведенческие акты, как правило, находятся под очень большим влиянием многообразных условий генотипических и средовых факторов.

Hа выраженность реакций страха и их наличие влияют пороги чувствительности анализаторов, возбудимость, эмоциональность, тревожность животного, работоспособность (сила) центральной нервной системы, подвижность нервных процессов и, вероятно, некоторые другие физиологические и психологические особенности, которые могут контролироваться одним или многими генами. Определить какие из свойств или генов играют решающую роль в выраженности оборонительных реакций является делом нелегким. Hо так или иначе исследованиями М.П. Садовниковой-Кольцовой (1931), Д.К. Беляева и Л.H. Трут (1964) была подтверждена возможность усиления оборонительных реакций путем отбора отличающихся в нужном направлении животных. Возможен отбор и по одному поведенческому признаку, так Л.В. Крушинскому и Л.H.

Молодкиной (1959) удалось вывести линию крыс чувствительных к определенным характеристикам звукового раздражителя (отбор проводился без строгого инбридинга). Hо при этом необходимо помнить, что исследования проводились в стандартных для всех животных условиях лаборатории или вивария, чего нельзя достичь при воспитании и выращивании собак, находящихся в личном пользовании. Стандартные условия позволяют определить отличия в поведении, которые, с большой долей вероятности, контролируются генетически.

По некоторым данным такие чувства, как страх, любопытство и агрессивность являются врожденными, и лежащие в их основе механизмы развиваются в определенной последовательности на строго определенных этапах созревания организма. В эти критические периоды любое воздействие, нарушающее нормальный ход событий, может изменить, иногда необратимо, формирование поведения. А Хэмфри и Уорнер (1934) показали, что боязнь сильных звуков и сильных тактильных раздражителей являются независимыми наследственными признаками, определяющими рецессивными факторами, зависимыми в значительной степени в своем проявлении от условий предшествующей жизни собаки.

Hа основании собственных исследований Л.В. Крушинский пришел к выводу, что, вероятно, наследуется не сама «пассивно-оборонительная реакция», а скорее определенная норма реагирования животного на внешние условия его воспитания. «Пассивно-оборонительная реакция» возникает в результате теснейшего взаимодействия результата влияния внешних факторов с наследственными возможностями организма.

Таким образом, реакции страха вызываются сильными, внезапными, незнакомыми, неожиданными раздражителями, а также раздражителями, условнорефлекторно связанными с опасными для животного последствиями, при этом степень выраженности реакций определяется ранним опытом, степенью знакомства с ситуацией (обстановкой), внутренним состоянием животного, и, генетически зависимыми, порогами чувствительности его анализаторов, возбудимостью, эмоциональностью, тревожностью, силой и подвижностью нервных процессов. Однако генетическое влияние корректируется, правда до некоторой степени, воздействиями внешней среды (тренированность).

Материал взят: В.Гриценко "Поведение собак или немного зоопсихологии"

P.S. Великан — Бояка


Общеизвестно, что собака относится к социальным животным, более того, сравнение семьи владельца со стаей для собаки стало просто тривиальным. На наш взгляд, такое сравнение приносит больше вреда, чем пользы, поскольку оказываются замазанными, стёртыми важнейшие особенности именно социального поведения.

Начнём с того, что отнюдь не любое сообщество животных можно назвать стаей в полном смысле этого слова, хотя в обыденной речи объединения бабочек, рыб, собак, обезьян обозначаются одним и тем же словом - стая. С точки зрения этолога это совершенно разные сообщества. Весь вопрос в том, какие факторы объединяют животных и какова сложность структуры в самом объединении. Пойдём от простого к сложному.

Наиболее просты множества или открытые анонимные сообщества. Здесь животные объединяются в связи с использованием определённого ресурса или фактора среды, количество их ограничено лишь некоей областью пространства, где этот фактор действует, при этом особи не узнают своих соседей. Именно к таким множествам относятся скопления бабочек, прилетающих пить воду из сырого песка по краям луж или сок на свежих берёзовых порубках, стайки головастиков на отмелях. Бабочек в сообществе столько, сколько их может усесться рядом на песке или пне, одни улетают, прилетают новые, никаких связей между членами сообщества нет. Аналогично и головастики: чем лучше прогревается вода, тем больше их собирается в этом месте, ничто иное их не привязывает друг к другу.

Косяк рыб явление более сложное. Здесь животные не просто совместно используют пищевые ресурсы - скопление рыб обеспечивает защиту от крупного хищника, который, попав в косяк, не может моментально выбрать конкретную жертву из множества и зачастую охотится менее успешно, чем на одиночных рыб. В зависимости от вида структура косяка может различаться, простейший же вариант таков: рыбы, близкие по размерам, и держатся рядом, кроме того, появляется лидер, т. е. ведущее животное. Не следует путать лидера с вожаком, лидер - животное, буквально делающее что–либо первым: бросающееся к источнику корма, убегающее от хищника и т. п. Такой лидер - явление временное и, по сути, случайное - в данный момент именно эта сельдь заметила хищника и бросилась в сторону, увлекая всех прочих своим примером; в следующий раз лидером станет какая–то другая рыба, а прежний лидер вполне может зазеваться и угодить в пасть. Сообщество рыб остаётся открытым - косяк зачастую то разбивается на несколько меньших, то сливается с другим, и животные по–прежнему не знают соседей: их качества, за исключением размеров, ничего не значат.

Большинство копытных относится к стайным животным, у некоторых видов структура сообществ очень сложна. Ниже мы будем рассматривать структуру, свойственную северным оленям, как её описывал доктор биологических наук Л.М. Баскин. Существует знание соседей из ближнего окружения, хотя сообщество в целом не замыкается. При попытке разделить стадо пополам, что называется, по линейке и развести одну часть направо, вторую налево, это не удаётся сделать: одни олени из левой половины перебегают в правую, другие, напротив, изо всех сил стремятся перейти в противоположную сторону. Оказалось, что все эти «перебежчики» просто возвращаются в свои микрогруппировки, к тем животным, которых они знают в лицо, рядом с которыми привыкли пастись. Сложнее оказались и функции лидера: помимо тех, кто первым бросался в бегство в силу простого везения или повышенной тревожности, выделилось и некоторое количество животных, которые становились лидерами регулярно, особенно в тех случаях, когда надо было перекочёвывать на другое пастбище, находить место, где меньше гнуса, и т. д. Все эти лидеры оказались взрослыми оленухами - у них был больший жизненный опыт, чем у остальных: ведь оленуха на время отёла и первых дней жизни телёнка остаётся одна на периферии стада и может полагаться лишь на свои силы, в результате старые самки просто знали гораздо больше, чем, например, самцы, практически не покидающие стадо, и молодые самки, ещё ни разу не приносившие потомства. Итак, стадо копытных обеспечивает совместное использование пищи, защиту от хищника и - внимание, этого нет в более простых сообществах! - использование чужого жизненного опыта; возникает индивидуальное знание соседей.

Теперь наиболее сложная структура - стая высокосоциальных животных, в том числе собак и волков. В отличие от прочих сообществ, данное теснейшим образом связано с конкретной территорией, используются не просто некие факторы и ресурсы среды, но участок, обеспечивающий их в целом. Необходимо чётко представлять значимость территории для стаи.

Существует система понятных для собаки запретов. Старший партнёр решает, что делает тандем, при этом не регламентируя каждый шаг и каждый вздох. Много времени занимает общение, как таковое, игра, совместные прогулки. Собака чувствует себя уверенно, познание нового облегчено, поскольку животное полагается на опыт хозяина и с готовностью подражает ему, учится. Для общения, для самой сложной дрессировки роль лояльного союзника оказывается наиболее удобной. Собака совершенно надёжна, ко всему прочему, корректировать её отношения с другими членами семьи оказывается просто. Для этого достаточно примера хозяина: как относится к домочадцам он, так поведёт себя и лояльный союзник.

Теперьо статусе суки. Учитывая её меньшую иерархичность, отношения приходится строить иначе, чем с кобелём. Единственная возможная роль для суки - младший партнёр лояльного союза, притом что получить суку - жёсткого доминанта очень легко. Именно поэтому следует с самого детства не допускать проявлений агрессии сукой. Она должна чётко знать, что подобного хозяева терпеть не будут, зато демонстрации просьбы следует при возможности поощрять, чего бы они ни касались, будь то игра, вкусный кусочек или желание выйти из дому. Следует помнить, что просьба может исходить лишь от животного, признающего превосходство над собой. Суке приходится прощать гораздо больше вольностей, чем кобелю, именно в силу особенностей её поведения, связанных с полом. Там, где кобель действует прямолинейно, сука хитрит, идёт окольными путями, пробует разные варианты. Заставить её раскрыться полностью и решить, что на этом вопрос исчерпан, будет ошибкой. В следующий раз сука попробует добиться своего иным способом, приходится быть более упорным, чем она.

Слишком жёсткое воспитание обычно даёт результат, обратный ожидаемому. Как только с сукой начинают общаться на языке грубой силы, не стремясь поддерживать атмосферу лояльного союза, так тотчас же её стимулируют отвечать тем же. Как мы помним, именно низкая ритуализация, жёсткие контакты и отсутствие блоков на агрессию подчиняющейся собаки характерны для взаимоотношений сук. Особенно внимательным следует быть при наступлении течки, когда сука становится нервозной и агрессивной. Даже очень хорошо отдрессированная сука, находящаяся в отличном контакте с владельцем, становится непредсказуемой. Беременная сука обычно осторожна, но, если она почему–либо решит, что её потомству угрожают, она может начать его защищать. Достаточно часто от владельцев можно слышать, что их питомица, такая милая и послушная, с появлением щенков превращается в настоящее исчадие ада, кусается, не даёт трогать щенков, буквально терроризирует семью. Корни данного конфликта обычно в неправильном поведении самих владельцев: когда начинаешь разбирать ситуации подробно, выясняется, что сука не слишком им доверяла, в некий момент она решила, что щенки в опасности, и принялась их защищать. Такое, кстати, частенько происходит с суками, обычно неуверенными в себе, слишком зажатыми, появление щенков вынуждает их переходить к активной обороне. Однако точно так же ведут себя и суки с высоким рангом в семье–стае. Повторим, что лишь отношения лояльных союзников дают возможность добиться гармонии.

А стоит ли вообще связываться с системой гибкой иерархии, раз всё равно семья не является для собаки полноценной стаей, почему не строить отношения жёстко? Вопрос вполне закономерный, благо в охранных питомниках очень часто всё именно так и происходит: проводник - жёсткий доминант для собаки, приказы не обсуждаются, взаимоотношения строго очерчены деловыми рамками. Скажем прямо, и для охраны подобные отношения не самые адекватные, другое дело, что с собакой–«отказником» зачастую иные построить сложно. Кроме того, в питомниках собаки имеют больше возможностей общаться друг с другом. В семье, когда собаку не просто применяют для некоторых сугубо утилитарных целей, а ещё и живут с ней бок о бок, выстраивание жёстких линейных отношений оказывается порочной практикой. Если владелец постоянно заставляет собаку что–либо делать, угрожает ей, наказывает, он добивается идеального послушания при подавлении инициативы. Собака становится ненадёжной, нервозной, она боится хозяина, слушается из–под палки. Как только представится возможность не повиноваться, животное не преминет ею воспользоваться. Собака может просто сбежать, не вынеся постоянного давления и жёстокости старших членов семьи.

Резюмируем: наиболее адекватна для собаки и для всех членов семьи социальная роль - младший партнёр лояльного союза, подразумевающая хорошее взаимопонимание, уверенность собаки в своих силах при осознании подчинённого положения, возможность к лёгкому обучению. При этом подчинённое положение собаки вовсе не означает, что она безынициативна.

Можно и нужно давать собаке выступать в качестве лидера. Для собаки–телохранителя, например, это обязательное условие эффективной работы, да и собакам иных «профессий» вполне можно найти то дело, в котором они ориентируются быстрее хозяина и выполняют его отлично.

Следует разделять статус собаки по отношению к взрослым членам семьи и статус по отношению к детям, подросткам и другие особые случаи. Неестественно будет требовать от собаки совершенно равного восприятия всех окружающих её людей, подобная однородность связей несвойственна системам живых организмов.

Взаимоотношения собаки и ребёнка. Случай, когда щенка заводят уже при наличии маленького ребёнка, прост и в отдельном разборе не нуждается. Здесь следует помнить не об особенностях социальной организации, а прежде всего о взаимном непричинении вреда друг другу ребёнком и щенком. Оба они неуклюжи, неуравновешенны и в игре могут нанести один другому травмы.

А вот появление новорождённого, когда собака уже есть, чревато именно социальным конфликтом. Ведь до того собака была младшим членом семьи, с ней возились, гуляли, подчас баловали, и вдруг всё изменилось. Появляется масса запретов, хозяева стремятся ограничить контакты собаки с малышом, подчас просто не позволяют ей и близко подходить. С точки зрения собаки всё это выглядит так: из партнёров лояльного союза, безо всякого повода с её стороны, она вдруг стала аутсайдером, все её действия неправильны, её то и дело гоняют, не позволяют свободно передвигаться по квартире–территории. При этом у собаки хватает сообразительности, чтобы связать своё изгнание с появлением этого незнакомого существа, на которого теперь направлены все заботы и внимание старших членов стаи. Совершенно логично, что животное начинает плохо относиться к источнику своих неприятностей. Далее конфликт, скорее всего, войдёт в фазу своеобразной цепной реакции: собака не терпит новорождённого, родители ещё ревностнее его оберегают от собаки и так далее, вплоть до возможных попыток собаки напасть на младенца. Собаку, скорее всего, придётся отдать. Как же избежать подобной ситуации?

Прежде всего, следует постараться, чтобы жизнь собаки с появлением ребёнка изменилась бы минимально. Не следует бояться, что взрослый пёс причинит вред малышу: психически нормальная собака всего–навсего хочет понять, что это появилось в доме. Дайте собаке возможность познакомиться с ребёнком, всячески подчёркивая, как он дорог родителям. Статус собаки по отношению к взрослым следует поддерживать прежний, она всё так же партнёр лояльного союза; тогда очень быстро по отношению к маленькому человеку собака станет вести себя как «дядька». Она будет старательно охранять его от чужих, даже если раньше не охраняла никого и ничего, будет с интересом наблюдать за малышом, поняв, что хозяева одобряют такую деятельность, сможет даже следить, чтобы дитя, играя, не повредило себе. Но для того чтобы пробудить в собаке «дядьку», необходимо позволять ей контактировать с младенцем.

По мере подрастания ребёнка, когда он начинает активно исследовать окружающий мир, вполне возможно возникновение между ним и собакой конфликтов иного плана. Ребёнок настойчиво пристаёт к собаке, теребит её, та вполне может огрызнуться. За подобное поведение собаку наказывать нельзя, она, по сути, ставит на место не в меру нахального щенка, а вот ребёнку можно и нужно объяснить, что собака живая, что ей тоже бывает больно. В любом случае, из–за чего бы ни возник конфликт, сначала надо разобраться в его истоках, а потом уже «карать или миловать». В случае неправоты собаки конфликт может быть разрешён понятным для неё образом - лучше всего спровоцировать его повторение, будучи готовым действовать, и чётко дать понять собаке, чем именно недоволен хозяин.

Позволяя собаке иметь статус «дядьки» по отношению к ребёнку, следует понимать, какова оборотная сторона этих обязанностей. Собака присматривает за ребёнком и защищает его - в этом её долг перед семьёй–стаей, но именно она имеет право решать, что угрожает её подопечному и как этой угрозы избежать. Таким образом, собака не подчиняется ребёнку, она выше его по статусу, и иного быть не может. Нельзя ожидать, что ребёнок действительно будет хозяином (доминантом) для собаки. Нет у него ни опыта, ни умения управлять животным, хозяевами всегда останутся родители. В их присутствии ребёнок может управлять хорошо обученной, уверенной в себе собакой, но для животного это просто игра. Подобно тому как взрослая собака учит щенка–подростка бороться, опрокидываясь от малейшего его толчка и позволяя трепать себя за горло, совершенно так же хорошо отдрессированная собака выполняет команды человечка, ещё не твёрдо стоящего на ногах, зная, что эта игра приятна и ему, и её настоящим хозяевам. Со стороны это выглядит так, будто ребёнок управляет собакой, но малейшая опасность со стороны - и собака станет действовать по своему усмотрению, не обращая внимания на попытки ребёнка ею руководить. Об этом обязательно надо помнить, когда речь заходит о том, чтобы завести собаку для ребёнка, её можно и хорошо бы завести при ребёнке, но бремя руководства и ответственности за все её действия могут взять только взрослые.

Несколько иначе строятся взаимоотношения подростка и собаки. Обычно собака вырастает на глазах подростка, поэтому конфликта из–за возможной смены статуса животного не бывает, зато вероятно появление массы сложностей, связанных с особенностями психики взрослеющего человека.

Безусловно, встречаются подростки очень серьёзные, ответственные, с хорошей самодисциплиной, которые вполне способны хорошо управлять собакой. Однако потому этот возраст и называют сложным, что происходит серьёзная перестройка всего организма. Для среднестатистического подростка свойственны неуравновешенность, безответственность, самоуверенность, а зачастую ещё и изрядный эгоизм. И если пустить взаимоотношения подростка и собаки на самотёк, то вполне возможно, что ничего хорошего из этого не выйдет. Подросток то «задёргивает» животное разнообразными командами, зачастую не ожидая даже выполнения их, то буквально забывает о собаке, им же выведенной на прогулку, поскольку увлёкся игрой с приятелями. Требования к собаке постоянно меняются, то её заставляют подавать лапу, то через пять минут ругают за это же действие, поскольку она пачкает одежду, - примеров тут можно найти множество. Не менее чревато неприятностями и стремление использовать охранные качества собаки в игре - шумную возню подростков не всякая собака воспринимает как безопасную игру, она вполне может начать всерьёз защищать молодого хозяина. Именно неуравновешенность, «неправильность» в глазах собаки поведения подростков причина того, что многие собаки относятся к ним насторожённо, даже с серьёзной неприязнью.

Дело родителей разъяснить повзрослевшему ребёнку, как он должен вести себя с собакой; если собака серьёзная, то просто не позволять ему выводить её в своё отсутствие. Интересно, что, чем конфликтнее взаимоотношения родителей и подростка, тем резче снижается статус последнего в глазах собаки, поскольку животное отлично понимает, что взрослые недовольны чадом.

Взаимоотношения собаки и подростка наиболее сложны; бывают представлены массой переходных вариантов, начиная от наиболее благополучного: серьёзный уравновешенный подросток - хозяин своей достаточно инфантильной собаки - к различным лояльным союзам. Возможны союзы двух недостаточно зрелых в социальном плане существ: союз «дядька»-собака и подросток-младший, инфантильный член стаи и, наверное, самый неприятный союз нервного, непонимаемого в семье подростка с задёрганной, толком не имеющей дела в жизни собакой. Тут уже недалеко до союза изгоев, склонных к любым авантюрам… Необходимо понять, как именно складываются отношения в паре подросток-собака, чтобы вовремя корректировать поведение обоих её членов.

Взаимоотношения собаки и пожилого человека. Порой считают, что собака одинаково относится к всем более слабым, чем она, членам семьи. Это в корне неверно. В глазах собаки статус человека определяется не его физической силой, а его поведением. Уверенный в себе, последовательный в своих поступках человек всегда будет восприниматься собакой как сильный. Именно поэтому человек даже весьма преклонного возраста в пределах квартиры легко может управлять собакой любых размеров. Надо лишь, повторимся, быть последовательным, не пытаться очеловечивать собаку, и всё будет в порядке. Иное дело поведение собаки на улице. Здесь возможны неприятные ситуации именно потому, что собака может не соразмерять своих сил, а у пожилого человека не хватает скорости реакции, чтобы предупредить некое действие собаки заранее. С собакой же некрупных размеров может справиться пожилой человек даже слабого здоровья.

Последний из особых случаев - взаимоотношение собаки и гостей. Если собаку не используют в качестве сторожа, её контакт с гостями вполне возможен. Следует лишь предупредить гостей, что на животное не надо обращать внимание, не стоит ласкать его и закармливать. В подобной ситуации собака спокойно наблюдает, как люди общаются, не навязывая никому своей компании.

Если позволить посторонним много возиться с собакой, вполне можно получить животное, которое просто не разделяет своих и чужих. Размывание границ стаи для собаки совершенно неестественно. В норме чужая стая может спокойно, даже дружелюбно отнестись к неродному щенку, но лишь в отсутствие его родителей. Если же взрослая собака жаждет контактов с чужой стаей (в данном случае с гостями), следовательно, в собственной она испытывает дефицит общения, дела и информации - эта триада, как правило, неразрывна. Разумеется, есть породы с большей выраженностью инфантильности и с меньшей - первые охотнее контактируют с посторонними. Тем не менее слишком сильная потребность в общении с чужими, навязчивый поиск ласки от посторонних - сигнал для хозяев в любом случае.

Собаку с высокоразвитой территориальностью появление посторонних в доме достаточно сильно раздражает. Лучше всего, если гости войдут и рассядутся в отсутствие собаки (всегда можно найти уголок в квартире, который она сама покинуть не сможет). Когда собравшиеся поуспокоились и закончился приступ бурных приветствий, можно ввести собаку и дать ей познакомиться с гостями, показывая, что хозяева рады их присутствию. После этого собака обычно не проявляет агрессии к гостям.

Сторожевую собаку однозначно следует изолировать от посторонних. Исключение составляет собака–телохранитель, в чьи обязанности входит неотлучное пребывание при хозяине, но её дрессировки касаться не будем, это отдельный и достаточно сложный вопрос.

Примечания:

Традиции стаи - это совокупная информация стаи, передающаяся негенетическим путём, охватывает практически все стороны жизни стаи: способы охоты, обитание на конкретной территории, особенности взаимоотношений и т. д. (по Л.В. Крушинскому).

У собак граница демонстрации силы и собственно силового приёма проходит не там, где у людей. Лояльные союзники не пускают в ход зубы, они пользуются ритуальными толчками, что вполне соответствует увесистому шлепку рукой.

Когда собаке приходится жить в одной стае с другими собаками, она становится жертвой своих природных инстинктов. Людям часто тяжело понять эти инстинкты, что под час ведет к проблемам взаимоотношения и даже к трагедиям.

Инстинктивно собаки, разделяющие одно жизненное пространство с другими собаками, формируют стаю со строгой иерархией. Люди становятся в некотором смысле частью этой стаи.

Интересно, что лозунги типа "я - хозяин этого дома", зачастую работают, когда человек пытается управлять другими людьми, но эти лозунги не работают с собаками. В стае вожак тот, кто способен и имеет желание защитить других, жертвуя для этого, если необходимо, своей жизнью.

Важнейшей задачей вожака стаи является защита жизни своих подопечных, но приходит время, когда вожак становится слишком стар и слаб и не может справиться с этой задачей. Таким образом, наступает время выбора нового вожака.

Иногда более молодой член стаи, готовый к лидерству, так уважает старшего, что не может открыто бросить ему вызов, а вместо этого фактически исполняет задачи вожака, будучи его заместителем. Зачастую такое положение устраивает обоих и со временем власть автоматически переходит к молодой собаке.

Работа вожака стаи. В чем же заключаются функции вожака стаи? Вожак следит за тем, чтобы другие собаки не пересекали границ территории его стаи. Для этого вожак помечает мочой и калом эти границы, а также перекрывая метки других членов своей стаи, как бы маскируя их запах.

Вожак стаи также устанавливает правила дисциплины, проверяя других членов стаи на повиновение, что особенно необходимо в кризисных ситуациях. Дисциплина может принимать форму "упражнений", когда вожак, например, забирает игрушки у нижестоящих членов стаи. Если вы дадите еще одну игрушку, вожак также ее отнимет. Другое правило дисциплины может заключаться в том, чтобы подчиненный член стаи пригибался к земле при взгляде вожака или при его рычании. Внимательно понаблюдайте за "подчиненными", и вы заметите, что фактически они расслабляются, подчиняясь вожаку. Это заставляет их чувствовать себя в безопасности, более защищенными, и что такой порядок вещей правильный.

В природе вожаки всегда едят первыми, поэтому если вы не хотите в вашем доме драк за лидерство, кормите ваших собак по отдельности.

Если все члены стаи чувствуют себя в безопасности со своим лидером и всем он подходит, очень редко в такой стае случаются серьезные драки. Обратите внимание, что вожака стаи не избирают голосованием и не назначают его хозяева. Если вы захотите вмешаться в процесс установления иерархии среди ваших собак, вероятно, вы сделаете много ошибок, что может привести к серьезным конфликтам. Лидерство в стае - это выживание наиболее приспособленных. Стая собак - это не демократия, но и не монархия.

Когда эти правила не работают. Некоторые пары или группы собак просто не способны выбрать вожака. Люди вывели такие породы собак, которые очень далеки от природных инстинктов. Некоторые собаки не могут жить в мире ни с какой другой собакой того же самого пола. Важно тщательно исследовать эту особенность у собаки новой породы, которую вы собираетесь взять в свой дом, где уже есть другие собаки.

Две собаки противоположного пола могут обычно мирно и счастливо сосуществовать вместе, поскольку в такой мини-стае кобель становится главным кобелем, а сука - главной сукой. Ни один их них не должен полностью подчиняться другому. Обычно кобель выполняет функцию защитника, однако, это правило верно не всегда и зависит от породы и особенностей конкретной собаки. В дикой стае самки обычно заняты тем, что защищают и выращивают своих щенков, когда самцы охраняют территорию стаи. Эти же роли обычно типичны для разнополых собак, живущих парой в вашем доме.

Если же у вас две однополые собаки, которых вы держите вместе, то будьте готовы к тому, что одна из них будет вынуждена подчиниться другой. Если между собаками по этому поводу не будет достигнуто взаимовыгодного решения, то, вероятно, будет происходить борьба за лидерство, в результате чего иногда даже происходит гибель одной из собак.

Очень негуманно и опасно содержать таких собак вместе, которые сражаясь за первенство, могут нанести друг другу травму или даже убить соперника. В таком случае собаки должны быть разделены, пока опытный дрессировщик не поможет найти выход из ситуации. В некоторых случаях даже, возможно, понадобится подыскать для одной из собак новый дом.

Что может помочь? Обучение каждой собаки индивидуально - важный шаг в работе над безопасными отношениями между собаками. Индивидуальное обучение также поможет вам укрепить контакт между вами и вашей собакой и сделать ваше взаимоотношение более безопасным. Каждой собаке необходимо проводить какое-то время один на один с человеком, в идеале - вне дома. Действия могут быть различны, в зависимости от потребности самой собаки. Одной из них, возможно, подойдут индивидуальные занятия по послушанию, в то время как другой, возможно, подойдут просто совместные поездки по делам на машине хозяина.

Очень важно во время кормления и перед тем, как дать любимое лакомство, разделить собак. Стерилизация также помогает собакам, живущим в стае, вести себя более миролюбиво. Значительно улучшить контакт между хозяином и собакой поможет ежедневный грумминг с помощью рук, а также обучение собаки слушаться ваших команд без применения поводка, что особенно полезно, если вам потребуется разнять двух дерущихся собак.

Не следует оставлять двух враждующих собак вместе без вашего присмотра, пока вы полностью не убедитесь в их способности мирно взаимодействовать. Очень полезно разделять собак, если чувствуете, что они излишне возбуждены.

Чего следует избегать. Принося нового щенка в дом, вы никогда не можете с уверенностью утверждать, что он уживется с другой вашей собакой. На самом деле, время выяснения отношений может очень растянуться, поскольку щенку понадобиться сначала вырасти и окрепнуть. Все это может очень травмировать обеих собак.

Остерегайтесь поспешных выводов по поводу того, какая из собак стала лидером или какая из них "должна" стать лидером. Люди очень часто ошибаются в вопросе, какая из собак наиболее подходит для роли вожака. В некоторых стаях одна собака принимает на себя функции вожака в одних ситуациях, а другая - в других. Вмешательство человека в этом вопросе может повлечь за собой увеличение и ужесточение драк в стае.

Вы не должны также оставлять вместе двух дерущихся собак в надежде на то, что они как-нибудь друг с другом разберутся. Если одна из собак ранена, заберите ее в другое место. Стычки в стае за первенство не должны оканчиваться серьезными травмами для ее членов. Если это происходит, значит, что-то идет не так. В этом случае следует обратиться за советом к опытному дрессировщику.

Собака, которая не может ужиться с другой собакой того же пола, не обязательно представляет опасность для человека. Люди очень часто неправильно понимают агрессию собаки по отношению к другой однополой собаке и боятся, что эта собака станет опасной для них. В результате чего эту собаку усыпляют, хотя можно было бы просто разделить двух враждующих собак. Такая собака могла бы составить отличную пару с однополой собакой или жить в доме, где она была бы единственной собакой. Поэтому очень важно не применять к собакам стандарты человеческого поведения.

источник портал зооклуб

Много тысячелетий назад человек приручил собаку, сделав друга из когда-то лютого своего врага - волка. Питекантропу удалось занять место хозяина, вожака собачьего племени. И за долгое время совместного проживания дружеские отношения человека и собаки развивались. Питекантроп видел в своем животном прежде всего слугу, сторожа и иногда добытчика и помощника на охоте. Наблюдая за питомцами, люди научились собаки, да и поведение человека заметно изменилось. Но вековые традиции волчьего рода до сих пор живут в потомках первобытных псов.

Собаки опирается на условные и безусловные рефлексы. Борьба за лидерство также присуща собакам. Эти пережитки стайной жизни живы в современных псах. Человек, неопытный в приобретая животное, и не задумывается о том, что, возможно, это сам домашний любимец будет его воспитывать «под себя и свои интересы».

Правильное отношение

Вот, к примеру, неправильное поведение человека и в доме имеет свою подстилку, но спит и отдыхает везде, но не на своем месте. Возможно, ей не нравится выбранный человеком участок квартиры, тогда надо перенести подстилку в любимый уголок помещения. И всегда командой «место» провожать собаку на подстилку. Иначе собака станет навязывать хозяину свои условия совместного проживания. Некоторые владельцы умиляются тому, что их питомцы спят вместе с ними в одной кровати. Это большая ошибка со стороны человека. Вскоре может оказаться так, что хозяину не хватит места в собственной постели, потому что разбалованный пес будет всячески мешать владельцу наслаждаться отдыхом (известны случаи, когда крупные собаки просто сталкивали хозяев с кровати). Команда «место» не зря считается важной в курсе общей дрессировки. Нельзя позволять собаке засыпать там, где ей захочется. По взаимоотношениям в стае только вожаку позволяется спать в самом удобном месте, и соплеменникам запрещается посягать на его сон. Владелец своим бережным поведением по отношению ко сну животного дает понять, что собака - лидер в семье. Если пес поймет, что он сильнее хозяина, он может стать тираном.

Борьба за лидерство

Психология собак отличается (относительно лидерства) у животных разного пола. Кобели в дикой стае всегда конфликтуют за право быть вожаком. То же самое относится и к домашним собакам. В период созревания, начиная с семимесячного возраста, кобелек будет проявлять свои лидерские качества. Будь то натягивание поводка и стремление первым забежать в квартиру или обыкновенное неподчинение приказам. Питомец всегда будет искать слабину в характере хозяина. Важно в этот период строго пресекать неповиновение и неподчинение. То есть нужно подавлять в собаке стремление к доминированию, тем самым устанавливая свое главенство в семье.
У самок собак также присутствует борьба за лидерство, только с меньшим напором и агрессией.

Как определить степень доверия?

Чтобы узнать степень доверия и повиновения хозяину, можно положить животное на спину. Покорная и уверенная в человеке собака позволит уложить себя на лопатки. Строптивый пес будет вскакивать, рычать и сопротивляться.

Подавлять непослушание нужно, но ни в коем случае нельзя прибегать к грубой силе. Человек во взаимоотношениях со своим питомцем должен играть доминантную роль.

Специальная литература

В стремлении научить человека понимать свою собаку написано немало книг и статей. В них подробно раскрыты причины того или иного поведения домашнего любимца.
Для того чтобы понять потребности своего питомца, можно прочитать книгу «Психология собаки. Основы дрессировки собак» американского ветеринара и писателя Леона Фрэдли Уитни (1894-1973). Этот ученый посвятил всю свою жизнь биологии и написал несколько изданий, основанных на собственных исследованиях различных животных и людей. Но самое большое достижение автора, по его собственному мнению, - эта рассказывающая про поведение и повадки домашних питомцев книга. Психология собак со времен академика Ивана Павлова изучена очень хорошо, на основе этих знаний вырабатываются системы воспитания и дрессировки.

Психология собак, основы их поведения, много лет изучаются человеком. Все поведение животных обусловлено рефлексами, генетикой и привычками. Служебные собаки, веками разводимые для охраны человеческого имущества, на генном уровне наследуют те или иные рабочие качества.

Психология пород

Лабрадоры жить спокойно не могут без плавания в воде. Немецкие овчарки отлично охраняют свою семью. Кавказские овчарки «пасут» своих маленьких домочадцев на прогулке, охраняя их. Прежде чем приобрести собаку, человеку надо решить, какой четвероногий друг ему нужен. Пожилым людям не стоит заводить питомцев породы лайка, фокстерьер, такса и эрдельтерьер, так как холерический склад характера этих животных будет доставлять много хлопот. Людям с маленькими детьми не следует выбирать декоративных собачек - пекинесов, карликовых пинчеров, так как эти особи недолюбливают малышей и могут их обижать. Если человек по характеру спокойный и неторопливый, энергичный зверь будет его раздражать и утомлять.

Психология и воспитание

В современной системе воспитания питомцев учитывается психология собак. Дрессировка заключает в себе комплекс задач: выражение социального инстинкта, стремление к контактным играм и другие мотивации. Социальным инстинктом называют потребность собаки в общении со своим хозяином. На прогулке или дома питомец ждет игр с домочадцами. Обыкновенные служебные команды можно изучать, превратив дрессировку в развлечение.

Надо знать, что собака по поведению с человеком - эгоист. Животное всегда ждет для себя выгоду и вряд ли будет что-то делать для хозяина, не чувствуя мотивации. Этим пользуются во время дрессировки: хочешь угощения, выполни команду! Психология собак требует ее изучения не только учеными, но и будущими собаководами.

Как кошка с собакой

И собак основана на общей модели - рефлексы и инстинкты. Но психология восприятия собаки кардинально отличается от психологического развития кошки.

Психология собак основана на стайном инстинкте. Кошки - животные независимые. В глазах собаки хозяин - лучший друг. В восприятии кошки хозяин - слуга. Собаки обожают коллектив. Кошки иногда не терпят даже себе подобных и уединенно прячутся в темных уголках помещения. Кошки ленивы, собаки активны. Кошки плохо дрессируются, собаки легко усваивают команды. Понятно, что психологическая активность двух этих разных видов млекопитающих абсолютно разная.

Пользуясь советами по воспитанию собак, написанными в различных книгах и статьях, человек обретает в питомце верного и понятливого друга. Не нужно пускать воспитание своего домашнего любимца на самотек. Зная основы психологии собаки, человек получает счастливого, безгранично преданного ему и всей его семье домашнего любимца.

Для того чтобы избежать непонимания в общении с собакой, необходимо четко представлять себе, чем обусловлены те или иные особенности ее поведения. Нам часто кажется, что питомец понимает все с полуслова, и обязательно поговорил бы с нами, если бы только смог.

Безусловно, каждый пес - это личность со своим , особенностями, привязанностями. Собакам свойственно любопытство, они любят гулять и путешествовать. Эти животные восприимчивы к обучению, любят ласку и человеческое общество. Однако не стоит забывать и о том, что все-таки собаки - не люди, и в повседневной жизни ими движут инстинкты. Животные не могут обмениваться информацией при помощи слов, но они прекрасно компенсируют это жестами и специальными сигналами, то же самое касается и общения с человеком. Давайте рассмотрим основные коммуникативные приемы, которые используют братья наши меньшие.

Запахи

В человеческом мире запахи не играют столь важной роли, как в собачьем обществе. При помощи определенных веществ, содержащихся в кале, моче и потовых выделениях, собаки метят территорию и передают друг другу сообщения. Обратите внимание, что во время прогулки кобели всегда стремятся отметиться там, где до этого уже оставили свой след другие собаки, предварительно тщательно обнюхав это место. С той же целью они самозабвенно пачкаются в навозе, смешивая свой запах с посторонним. Нет смысла ругать собаку за такое поведение, она все равно не понимает нашего значения слов «аккуратность» и «гигиена». Просто не допускайте подобного, гуляйте с питомцем на поводке. Если же это случилось, просто вымойте собаку средством без запаха. Тщательно подходите к выбору косметических средств для питомца. Запах, который кажется нам приятным, может забивать естественный аромат тела животного, что вряд ли понравится собаке.

При встрече две собаки обязательно обнюхивают друг другу носы, а затем и гениталии. Это вполне естественно и заменяет принятое в человеческом мире рукопожатие и вопросы наподобие: «Привет, как дела? Как настроение? Как здоровье?» Соответственно, к состоянию своих гениталий каждая собака подходит крайне ответственно, постоянно обнюхивая и облизывая их.

Если собака приучена ходить в туалет на улице во время прогулок, но периодически пытается сделать это в неположенном месте, не спешите сразу же ругать ее, ведь причина такого поведения может крыться в особенностях психологии. Кобель стремиться оставить свой запах в квартире, если, например, к вам в гости приходят друзья с другими собаками, таким образом он показывает границы своей территории. Самки и щенки могут помочиться в присутствии кобеля в знак подчинения.

Позы и жесты

Спонтанное «давание лапы»

Таким образом собака показывает, что она настроена мирно и готова подчиняться и играть. Этот жест может быть обращен как к человеку, так и к другому животному.

Виляние хвостом

Под хвостом у собаки расположены специальные железы, выделяющие секрет, содержащий всю информацию о животном. Когда она настроена дружелюбно, то радостно виляет хвостом, тем самым распространяя свой запах. Если собака боится, то она инстинктивно поджимает хвост, таким образом пытаясь спрятаться, скрыть информацию о себе. Это жест - аналог того, как маленькие дети пытаются спрятаться, просто закрыв лицо руками. Иногда собака может вилять опущенным хвостом, так она показывает одновременно и свое хорошее расположение, и готовность повиноваться. Нервно подрагивающий хвост, направленный вверх, может свидетельствовать об агрессии.

«Почешите мне живот»

В состоянии полного подчинения и расслабления собаки переворачиваются на спину перед людьми или более сильными животными. Этот жест обозначает полнейшее доверие к собеседнику, ведь собака демонстрирует незащищенные места своего тела.

Лизание

С помощью лизания собаки поддерживают чистоту тела и выражают ласку. Не отталкивайте собаку, когда она радостно встречает вас с работы, пытаясь облизать лицо. Если вам неприятен этот жест, просто прикройте рот рукой, наклонитесь к собаке и погладьте ее.

Звуки

Каждая собака рычит, скулит, ворчит, воет и лает. Ежедневно общаясь с питомцем, вы наверняка научились расшифровывать ее язык, отличать довольное поскуливание от выражения боли, предупреждающий лай от оборонительного. Не стоит недооценивать языка животных, если собака агрессивно рычит и лает, лучше не подходите к ней, пока она не успокоится, спокойно позовите ее, дайте лакомство, а затем устанавливайте причину такого поведения. При помощи воя собаки выражают просьбу о помощи. Тоскливое завывание - это частая реакция животных на музыку и на подобные звуки других собак. В деревнях собаки воют хором, образуя своеобразный оркестр.

Собаки - общественные животные

В естественных условиях собаки сбиваются в стаи с четкой иерархической системой, в которой обязательно есть вожак. Все остальные члены стаи подчиняются ему, что выражается в лежании на спине, вилянии хвостом в ответ на рычание и тому подобном. Такое распределение ролей важно для собаки, и ваша задача с первого же появления щенка в доме - показать ему, кто является вожаком. Вероятно, животное будет пытаться оспорить ваше лидерство, однако если вы будете тверды и последовательны в своих действиях, очень скоро она успокоится и признает свое подчиненное положение. Старайтесь проводить с собакой больше времени, играйте и дурачьтесь с ней так, как это делают щенки в стае, это важно для нее и способствует установлению контакта, укреплению отношений между животным и человеком.