Как улучшить память и внимание у ребенка школьного возраста? Лучшее для памяти и работы мозга для школьников: методики, продукты, препараты

19.06.2019

Очень часто родители сталкиваются с проблемой плохой памяти у своего ребенка. Когда малыш неспособен заучить наизусть или рассказать текст, у него на это уходит много времени, а родители не знают, как научить пересказывать заданный материал. Винить его в этом не следует, проблема кроится в недостаточно развитой памяти и невнимательности чада. Это распространенная проблема, которая требует незамедлительного вмешательства со стороны родителей.

Критерии, помогающие выявить причины плохой памяти у ребенка:

  • Малыш находит общий язык с другими детьми, он нормально социально адаптирован.
  • Ребенку тяжело отвечать прямолинейно на вопросы родителей или окружающих.
  • Появляются трудности с выполнением задания, в котором присутствует необходимость в запоминании и при пересказе материала.
  • Ребенок невнимателен.
  • Тяжело следовать требованиям и инструкциям при выполнении задания.
  • Он не умеет решать сложные задачи, у него нет интереса к выполнению домашнего задания.

Нерешенная проблема плохой памяти у дошкольника будет расти как снежный ком и негативно скажется на учебе в будущем, так как качество памяти, остается главным критерием оценки знаний у детей в школе. Этот момент нельзя упустить, ведь развитие малыша, его успехи в повседневной и социальной жизни будут зависеть от предпринятых действий родителей.

Память человека работает как отражение нажитого опыта и состоит из 3 процессов:

  • запоминания информации;
  • сохранения в памяти;
  • воспроизведения.

Запоминание информации представляет собой появление и закрепление в коре мозга материала, который представлен в виде нервных импульсов, переходящих по клеткам друг к другу. В ходе этого процесса получаются связи между старыми и новыми путями. Появляется ассоциация – образование связи фактов и происходящих событий между объектами и явлениями в сознании, закрепляющиеся в памяти человека. Ассоциация необходима для развития психической зрелости человека и запоминания материала.

Сохранение информации происходит в виде энграммы. Это такой вид следа памяти или физическая привычка, в установлении которой участвуют клетки головного мозга. Энграмма сохраняется на протяжении всей жизни человека, но ее вспоминание - это тяжелый и трудоемкий процесс. Эта проблема легко решается благодаря тренировке памяти специальными упражнениями. Чем больше занятий, тем лучше растет связь между клетками нервов, они становятся устойчивыми и тогда легко извлекать энграммы из памяти.

Воспроизведение – это образование в сознании уже полученной информации, повторение выученных действий. Воспроизведение помогает лучше и без посторонней помощи вывести информацию. Но для этого понадобится многократное повторение материала.

Принято различать несколько видов памяти. В основе этих классификаций лежит 3 главных признака:

  1. Период сохранения информации. В этот признак входит кратковременная и долговременная память.
  2. Уровень регуляции памяти. Здесь память разделяют на произвольную и непроизвольную. Произвольная требует для запоминания затрат усилий человеком, непроизвольная получается сама по себе.
  3. Объект памяти. Сюда входят следующие разновидности памяти:
  • образно-наглядная – помогает запомнить внешность, звуки, цвета;
  • словесно – смысловая – помогает запомнить материал на слух;
  • эмоциональная – запоминает эмоции и чувства;
  • двигательная – запоминает движение и действия.

Особенности развития памяти у детей

Внимание и память детей зависит от ряда факторов. Сюда входит возраст, чем больше лет, тем легче ему запоминать информацию. Это происходит благодаря развитию памяти вместе с ростом и в совершенствовании способов ее применения. У детей постарше, получается, запоминать информацию без особого труда, опираясь на естественные способности.

Ребята от 12 лет и взрослые при запоминании используют специальные приемы, которые помогают найти связь между новым материалом и пережитым опытом, находят ассоциации и сопоставляют факты. Эти способы облегчают закрепление информации и помогают легче ее вспомнить.

Полученные знания также влияют на качество памяти. Чем выше уровень интеллектуальных способностей, навыков к размышлению, тем легче и больше он может запомнить. Улучшить и развить память школьник может самостоятельно в ходе взросления, повышая интеллектуальные способности и кругозор.

Почему появляется невнимательность и у ребенка плохая память:

  • Отсутствует интерес и умение правильно использовать способности к запоминанию. Развитие этих навыков тяжелый процесс. Начинать тренировку нужно с раннего детства, с возрастом меняя тактику и упражнения.
  • Психические или физические заболевания. У ребенка плохая память может проявиться вследствие перенесенного стресса, недосыпания, постоянного умственного напряжения. Это в дальнейшем приведет к рассеянности и забывчивости.
  • Неправильное питание, недостаточность кислорода. Отсутствуют регулярные прогулки и правильное питание, что негативно сказывается на памяти и нормальном функционировании мозга.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 3–6 лет

В 5–6 лет происходит быстрое развитие внимания. Ребенок хорошо и быстро запоминает интересную ему информацию, небольшие стишки. Пытается самостоятельно поставить перед собой цель и хочет ее достичь. Чадо следует всегда поддерживать в начинаниях и при необходимости ему помогать, делать с ним домашнее задание или играть в развивающие игры.

Этот возраст лучше подходит для развития тактильной памяти и изучения иностранного языка. Улучшить память помогут специальные упражнения для запоминания.

«Игра в ассоциации»

Предложите ребенку поиграть в интересную игру – слова, которая ему обязательно понравится и поможет улучшить внимание. Для этого придумывается 10 слов пар, одинаковых по смыслу и медленно повторяются ребенку, чтобы он запомнил. Затем произносите первое слово, а ребенок должен назвать вторую пару и так со всеми словами. Например, озеро – лягушка, дача – огород, море – ракушка.

«Поход на рынок»

Поиграйте с ребенком в игру, в которой ему нужно «пойти» на рынок за продуктами. Составьте ему список из 10 продуктов, которые он там купит. Продавцом побудет один из родителей, который и проверит, как правильно запомнил продукты ребенок.

«Что это?»

Это игра на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Малыш должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–10 лет

Возраст 6–10 лет характеризуется развитием непроизвольного внимания, в школе происходит первое испытание памяти и внимательности. Кругозор продолжает расти, вместе с ним расширяются интеллектуальные способности. Если у ребенка страдает внимание или не получается выполнение домашнего задания, не нужно его ругать или делать замечания, лучше выяснить причину неудач и постараться совместными усилиями их исправить.

Выполнять упражнения нужно в веселой дружной компании, ни в коем случае не заставлять делать их насильно. Это не принесет никакой пользы, только оттолкнет от занятий.

«Зоопарк»

Игра проводится в компании детей. Один ребенок начинает другие продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый другой ребенок повторяет названных животных и добавляет свое. Игра длится до первой ошибки.

«Запоминаем и рисуем»

Для этого упражнения понадобится пустой лист бумаги, ручка и несложная интересная картинка. Показываем ребенку картинку, в течение нескольких минут он должен внимательно на нее посмотреть и запомнить то, что там нарисовано. Затем просим нарисовать на листке то, чего не было на рисунке. К примеру, на картинке нарисован дом без окон, значит, ребенку надо нарисовать окно.

В этом упражнении нужно проявить фантазию не только ребенку, но и родителям. Придумываем историю и на паузе делаем условный знак, хлопок или стук. В этом месте ребенок должен произнести фразу «и я», но лишь в том случае, когда это действие способен выполнить человек. Например:

Мальчик Паша пошел в гости к бабушке.

По пути он нашел кошку и взял ее с собой.

Кошка обрадовалась и замурчала (ребенок должен промолчать).

«Самый наблюдательный»

Это упражнение помогает улучшить память и внимание. Упражнение интереснее проводить с большим количеством детей. Они должны друг за другом назвать предмет, сочетающий в себе конкретный признак, например, дети называют только квадратные предметы или только красные. Тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.

«Веселая прогулка»

Игра помогает улучшить память, внимательность и воображение. Для этого понадобится тетрадь или альбом, фломастеры. После прогулки с ребенком предложите ему нарисовать все, что он видел на улице. Если ребенок что-то забыл можно ему немного помочь, задавая наводящие вопросы.

Развитие памяти в 10–12 лет

В 12 лет происходит наивысший этап развития логики и памяти у детей. Родителям следует продолжать занятия, дальше развивая внимание и интеллектуальные способности своих отпрысков. Острый вопрос как научить ребенка пересказывать в возрасте 8–12 лет можно устранить простым, но очень эффективным способом – читать больше книг. Ребенок должен меньше времени проводить за компьютером и телевизором, больше читать, играть с друзьями, рисовать.

Улучшить и развить память поможет занятие спортом. Освоение новых навыков натренирует и улучшит память намного эффективнее. Вид спорта должен нравиться ребенку, если нет желания заниматься, попробуйте отдать его в музыкальную школу.

Хорошей привычкой считается заучивание наизусть стихов или прозы. Ребенок должен периодически выучивать новые стихи и рассказывать их родителям. Есть много развивающих игр, которые помогут улучшить внимание и словарный запас, это «Судоку», «Эрудит», «Монополия». Главное для родителей это найти общий язык со своими детьми, делать с ними домашнее задание, регулярно выполнять занятия в виде игры и проблема запоминания сама сойдет на нет.

Умный, здоровый и успешный ребенок, знающий ответ на любой вопрос взрослых – мечта каждой любящей мамы. Но что делать, если в школе ваш малыш учится на одни тройки, а на то, чтобы выучить четверостишья, у вас с ним уходит не один час? Не стоит поднимать панику и наказывать школьника за его невнимательность и промахи, необходимо развивать его память.

Семь причин плохой памяти

  • Посторонние раздражители

На самом деле родители редко задумываются о том, в каких условиях их дети делают домашние задание. Компьютер, яркая игрушка над столом, телевизор – все это отвлекает и не дает сосредоточиться на самом важном – уроках. Постарайтесь правильно организовать рабочее место вашего ребенка: минимум вещей, максимум пространства.

  • Голод или переедание

Как только школьник вернется домой, первым делом покормите его. Кстати, нельзя заставлять малыша садиться за уроки сразу же после еды, так как уставшему и насытившемуся организму необходимо отдохнуть хотя бы час. Также не стоит морить ребенка голодом, даже если в семье соблюдается пост или вы пытаетесь наказать его, лишив при этом обеда или ужина. Ведь для развития и функционирования мозга необходимы полезные вещества, микроэлементы и витамины, без которых память в принципе невозможно развивать.

Не забывайте контролировать школьное питание, и каждый день расспрашивайте ребенка, чем его кормили, сколько он съел, понравились ли ему блюда. В дальнейшем вы можете либо давать деньги на булочки, либо делать бутерброды, покупать фрукты, шоколад. Конечно, сухой паек не очень полезен, но наивно полагать, что уже повзрослевший восьмиклассник будет покупать первое, второе и компот. Обычно старшеклассники стесняются заказывать полноценный обед, и вы вряд ли сможете повлиять на данную обстановку.

Рацион школьника должны быть следующим: на завтрак – каша с салатом из овощей, на обед – борщ или суп, на ужин – пюре или макароны с мясом. Через каждые два часа рекомендуется давать ему йогурт, кефир, творог, фрукты, овощи, чтобы желудок постоянно работал, а не поедал сам себя.

  • Скучные задания

Даже взрослому человеку сложно запомнить скучную, неинтересную информацию, которую нельзя применить на практике. В начальных классах рекомендуется выполнять уроки с ребенком, при этом все должно проходить в игровой форме. Если же вы его посадите за стол, а сами уйдете по делам, то, скорее всего, спустя двадцать-тридцать минут застанете малыша рисующим в тетради.

  • Неправильный подход

Вы кричите на него, чтобы он переписывал в сотый раз правило, которое не может запомнить? Возможно, ваш ребенок обладает феноменальной слуховой памятью и вам следовало бы один раз прочитать те злосчастные пару строчек, чтобы он выучил все на зубок. Но вы уперто заставляете делать то, что ему не поможет, и злитесь на него.

В следующий раз постарайтесь поэкспериментировать: попросите повторять за вами, а также скажите, чтобы он читал не только про себя, но и вслух. Кстати, очень полезно с самого рождения рассказывать малышу сказки и ставить пластинки с записями. Таким способом вы развиваете образное мышление, которое в будущем ему пригодится. А вот включать телевизор, чтобы чадо не мешало заниматься домашними делами, не стоит.

  • Недосыпание

Плохо, если школьник постоянно по вечерам сидит за компьютером и ложится спать позже десяти-одиннадцати часов. Ведь память и взрослых, и детей напрямую зависит от того, в каком состоянии они в данный момент находятся. Вспомните, как вам сложно работать по понедельникам после веселых выходных. То же самое происходит и с организмом малышей.

В случае если ваш ребенок спит очень тревожно, постоянно ворочается или не может долго заснуть, следует обратиться к специалисту. Дело может быть в повышенной тревожности, гиперактивности, такое также происходи из-за проблем в школе и дома. Кстати, именно поэтому не стоит кушать перед сном, читать или смотреть ужасы, выяснять отношение с мужем (даже при младенцах).

  • Усталость

Конечно, хорошо, когда день ребенка расписан по часам. Утром – школа, в обед – тренировка в кружке, вечером – уроки. Но подобный режим может привести к быстрой утомляемости школьника, особенно если такую нагрузку сразу дать на неподготовленного к этому первоклассника. Постарайтесь распределить все равномерно, не записывайте его и на танцы, и на шахматы, и на баскетбол.

Позвольте малышу выбрать то, что ему будет больше всего нравиться. Максимум – два-три занятия в неделю, не более. И желательно, чтобы они были в будние дни, так как на выходных чадо должно обязательно отдыхать.

  • Нехватка разнообразия

Еще один момент – это однотипные задания, которые в скором времени надоедают. Не стоит заставлять сначала делать письменные, а потом устные задания, попытайтесь все это разбавить. Даже если школьник безумно любит математику, ему она станет не интересной спустя двадцать-тридцать минут. Поэтому так важно делать небольшие перерывы и чередовать выполнение уроков. Но и хвататься за все сразу тоже не нужно.

Упражнения для развития

На самом деле конкретного способа, как улучшить память ребенка, нет, так как все зависит от особенностей и способностей именно вашего малыша. Но если со школьником постоянно заниматься, тренировать его и вместе выполнять особые упражнения, то в дальнейшем проблем с запоминанием правил и цифр не будет. И наоборот, если пустить все на самотек, то даже вундеркинд с задатками гения через два-три года станет обычным среднестатистическим старшеклассником.

Слуховая память

  • Запоминаем слова

На листке бумаге напишите в столбик десять совсем не связанных между собой слов, но так, чтобы ребенок их не видел. К примеру, дом, лошадь, крыло, машина, кот, работа, магазин, компьютер, кровать, самолет. Прочтите все по порядку медленным и спокойным голосом, чтобы он успел запомнить, и попросите повторить его. С первого раза ему удастся запомнить не более пяти слов.

Теперь посоветуйте ему мысленно про себя составлять предложения или ассоциировать все с окружающими предметами. В первом случае он может придумать историю о том, что в доме поселилась лошадь, которая помяла крыло машины. И так далее в том же духе. Второй вариант немного сложнее, но более эффективен. Итак, он должен немного пофантазировать: кот похож на статуэтку, которая стоит на столе, домашняя работа еще не выполнена, а магазин виден из окна. Данное упражнение позволит развить ассоциативную память, мышление и воображение ребенка.

  • Запоминаем звуки

Попросите чадо закрыть глаза и постучите по столу, при этом соблюдайте определенный ритм. Ваш малыш должен повторить то, что он услышал. Главное, чтобы так называемая мелодия была простой и короткой. Кстати, если ему удастся с первого раза воспроизвести звуки, значит, у него не плохой слух и ему можно заниматься музыкой. При желании вы можете попробовать издавать шум разными предметами (газетой, книгой, мячиком и т.д.), а школьник должен будет в том же порядке сделать те же манипуляции.

Зрительная память

  • Расставляем игрушки

Поставьте перед своим ребенком десять предметов (пусть это будут машинки, если вы занимаетесь с сыночком, или куклы, если с дочкой). Дайте минуту на то, чтобы малыш запомнил расположение каждой вещи, затем попросите его выйти из комнаты. Поменяйте некоторые предметы местами, затем попросите чадо расставить все, как было. Как и в предыдущем случае, научите его ассоциировать вещи с окружающей обстановкой.

  • Ищем отличия

Помните, как раньше в детских журналах вы искали отличия на картинках? Это развивает не только память, но и логическое мышление, внимание к мелким деталям. Распечатайте на принтере две фотографии, добавив на компьютере при помощи специальных программ несколько предметов. Покажите вначале оригинал, чтобы малыш запомнил, что и как расположено на картинке, затем дайте ему измененный вариант. В случае необходимости позволяйте подсматривать. И если поначалу ему понадобятся ваши подсказки, то в дальнейшем он будет прекрасно обходиться без вашей помощи.

Тактильная память

Следующий этап – это развитие тактильной памяти, о которой, к сожалению, и в школах, и в садиках, и дома почему-то в нашей стране все забывают. На самом же деле она помогает освоиться в мире, сформировать характер и отношение к окружающим. Ведь именно после того, как мы притрагиваемся к горячей кастрюле, начинаем понимать, что в следующий раз посуду с плиты нужно брать только при помощи прихватки. То же самое происходит и с детьми, которые редко осознают, почему родители говорят нет.

  • Что в коробке

Вырежьте из ткани, разной по своей фактуре, по два одинаковых квадратика. Лучше всего, если они будут из меха, кожи, шелка, льна, то есть совершенно разные на ощупь. Первые наклейте на картонку и подпишите названия, второе поместите в коробку, в которой следует сделать прорезь для рук. Попросите вашего ребенка на ощупь достать, к примеру, махровую ткань и дайте возможность ее пощупать на образце. Вначале малышу будет сложно найти точно такой же кусочек, не видя его, но в будущем, когда вы разовьете тактильную память, он будет справляться с поставленным заданием в два счета.

  • Пуговицы

Поместите в коробку разные по размеру и форме пуговицы, затем попросите свое чадо достать оттуда, к примеру, ту, что на тонкой ножке или с четырьмя, а не двумя отверстиями. Малыш при этом не должен подглядывать, его задача – полагаться на свои ощущения.

Обонятельная память

Несмотря на то, что обонятельная память школьнику совершенно не нужна, ее также следует в начальных классах развивать, так как она пригодится в будущем уже взрослому и сформировавшемуся человеку. К тому же первокласснику будет приятно поиграть в подобные увлекательные игры, в которых задействуются все члены вашей семьи.

  • Чей запах

Итак, поставьте перед ребенком все имеющиеся в доме флакончики с духами, затем попросите определить, какой из них принадлежит вам, а какой – папе, дедушке, бабушке и другим родственникам. Чтобы малыш не разлил содержимое, придерживайте пузырьки руками.

  • Какой овощ и фрукт

Вы только что вернулись домой из магазина, в котором закупили еду на целый месяц? Отлично, пора поиграть со своим ребенком! Попросите его закрыть глаза и давайте поочередно понюхать яблоки, апельсины, огурцы и прочие продукты с ярко выраженным запахом. В дальнейшем можно переходить на менее ароматную вишню, абрикос, капусту и прочие подобные овощи и фрукты.

Развиваем память правильно

Если в первых классах развивать память и внимание следует в игровой форме, то деткам постарше это будет просто не интересно. Именно поэтому еще с раннего возраста нужно привлекать малышей к более серьезным и сложным увлечениям, которые в дальнейшем им точно пригодятся. Так, к примеру, обязательно научите малыша играть в шахматы и шашки. Если никто из членов вашей семьи этим не увлекается, сдайте ребенка в кружок, где его этому обучат.

Неплохо, если с трех-четырех лет вы начнете разучивать несложные стишки. Лучше всего они запоминаются, если их повторять тогда, когда вы возвращаетесь вместе домой. Начинайте с четырех строчек, каждый раз добавляя новую эта мера развивает внимание очень и очень быстро. В первых классах можно начинать изучать Пушкина, Лермонтова, в более старших – Есенина. Кстати, в советских школах часто практиковали изучение белых стихов или даже отрывков из книг.

Но главное не забывайте, что изучая что-то новое, вы всегда должны повторять старое. Иначе ненужная информация просто забудется. А ведь даже не все взрослые смогут вспомнить в произвольном порядке таблицу умножение или правило, выученное в первом классе.

Чем больше ваш ребенок знает на данный момент, тем легче ему будет освоить материал в дальнейшем. Но будьте осторожны и не перенапрягайте мозг школьника, так как слишком большое количество информации ему будет сложно воспринять. Если вы считаете, что у него проблемы с памятью, да и внимание рассеяно - обязательно посоветуйтесь со школьным учителем. Ведь не всегда родители осведомлены о том, как дети проявляют себя в непривычной обстановке. Возможно, полученная двойка – это не признак плохой памяти, а просто малыш постеснялся ответить перед классом. В таком случае проблему придется решать совершенно другими способами.

Что самое важное в развитии дошкольника? В числе первых ответов на этот вопрос - научить его читать, считать и писать. А вот о том, что до поступления в школу важно развить память у ребенка, скажут немногие.

Но ведь ее совершенствование именно в этом возрасте - до 6 лет - очень важно для полноценного овладения всеми навыками. Однако это вовсе не означает, что детям-школьникам не нужно упражняться в запоминании: тренировать память нужно и в 8 лет, и в 10 лет, да и вообще в любом возрасте!

Развитие памяти у ребенка представляется очень важным процессом. Без способности к запоминанию все попытки научить человека чему-либо были бы тщетны, ведь каждый раз приходилось бы начинать сначала. Более того, именно хорошая память лежит в основе познания во всех областях жизни, включая социализацию.

Что составляет основу хорошей памяти ребенка?

За способность к запоминанию и у малыша, и у взрослого отвечает головной мозг. Соответственно, чтобы память ребенка работала безотказно, необходимо заботиться о том, чтоб мозговые клетки получали достаточное количество кислорода, а также постоянную интеллектуальную нагрузку (но не перегрузку, что особенно важно, если малыш уже учится в школе).

Кроме того, важно давать ребенку необходимый полноценный отдых. Обеспечить все это можно, придерживаясь здорового образа жизни:

  • необходимый объем кислорода обеспечат активные игры на свежем воздухе и занятия спортом;
  • отдохнуть мозгу даст возможность правильный режим дня, в котором обязательным пунктом является продолжительный сон;
  • не менее важно для работы мозга общее состояние детского организма, поэтому пристальное внимание следует уделять питанию, включая в рацион рыбу, листовые овощи, грецкие орехи, фасоль и бананы, дыню и абрикосы, зеленый чай. Не забывайте о питьевом режиме и при необходимости проведите малышу курс приема поливитаминов;
  • интеллектуальную нагрузку мозгу дадут маленькие «тренировки» - обсуждения, загадки, задачки, чтение (в том числе многократное), а также специальные игры и упражнения, о которых мы расскажем ниже.

Психологи утверждают, что на работу детской памяти заметно влияет климат в семье. Так, если взаимоотношения между членами семьи хорошие и родители не стесняются в выражении любви к своим чадам - обнимают, целуют, хвалят - у детей проявляются высокие способности к запоминанию информации.

Прекрасный эффект покажет совместное чтение родителей с малышом. Не бойтесь перечитывать сказки и стихи снова и снова, тем более если ребенок просит вас об этом сам. Повторение - еще один плюс в копилку памяти.

Положительно влияет на работу мозга и смех, активизируя определенные участки этого органа, отвечающие, в том числе, за обучаемость.

Игры для улучшения памяти и внимания у детей

Помимо здорового образа жизни, чтения и загадок, улучшить память ребенка позволяют интеллектуальные игры, а также упражнения на запоминание, ассоциации и развитие мышления.

Наиболее популярные из них:

  1. «Фотоаппарат». Эта игра имеет множество вариаций. Суть ее в том, чтобы предоставить ребенку определенное количество предметов (игрушек, картинок и так далее). Затем, когда малыш отвернется, поменять некоторые из них местами, после чего попросить игрока подумать и сказать, что же изменилось. В усложненном варианте перед малышом предметы выстраиваются не по одному в ряд, а попарно или даже в композиции.
  2. «Снежный ком». У этой игры также есть варианты. Традиционно подобная игра проводится при знакомствах в детских коллективах: первый игрок называет свое имя, второй повторяет его и называет свое, и так далее. В уже сложившихся детских группах популярен вариант этой игры под названием «Продуктовый магазин»: первый игрок говорит «Я иду в продуктовый магазин и покупаю...», второй повторяет фразу первого и добавляет свою «покупку».
  3. «Мой день». Суть игры заключается в том, чтобы ребенок описал заданную часть своего дня, включая такие мелочи, как цвета и запахи.
  4. «Ассоциации». Взрослый называет слово, а ребенок озвучивает свои ассоциации с ним.

Не менее эффективно способствуют развитию памяти и обычные логические игры - шашки, шахматы. Причем в них обычно очень охотно включаются не только дошкольники, но и более старшие дети.

Стоит отметить, что подобные игровые занятия несут большую пользу не только для детской памяти и мышления. Они также помогают развить внимание у ребенка, что в дальнейшем облегчит ему и повседневную жизнь, и обучение в школе.

Приемы и упражнения для развития детской памяти

Если ребенку интересен материал, который требуется (или даже не требуется) запомнить, он крепко впечатается в его голову, - это известно всем родителям. Однако во время обучения в школе детям приходится запоминать массу информации, которая «интересностью» не отличается.

Тут на помощь могут прийти разнообразные приемы:

  1. Использование ритма и музыки. Этот способ хорошо подходит для запоминания номеров телефонов, различных правил и стихов.
  2. Визуализация. Любую информацию, которую необходимо запомнить, можно связать с каким-то знакомым ребенку образом, персонажем и т. д. Также ее можно зарисовать в виде схемы (особенно это хорошо помогает в средней школе).
  3. Словотворчество - придумывание рифмовок, считалочек, использование повторяющихся звукосочетаний и даже стихотворений (например, для ). Этот прием прекрасно подходит младшим школьникам, а запомнившиеся стишки остаются незабвенными всю жизнь.

Использовать все возможности для развития памяти ребенка - важная задача для родителей. Приятным результатом станет не только успешность малыша в обучении, но и улучшение собственной способности к запоминанию!

Познавательные способности по накоплению, сохранению и воспроизведению информации и навыков - это и есть память. Очень важно тренировать её с самого раннего детства. Даже без приложения особых усилий у ребенка с каждым годом улучшается эта способность. Это обуславливается тем, что в процессе взросления он учит важные и необходимые для него навыки: ползание, хождение, запоминание слов и т. д. Однако это не означает, что ему не нужно тренировать познавательные способности. В данной статье ответим на вопрос о том, как развить память у ребенка в 8 лет.

Виды познавательных способностей

Замечали ли вы, что каждый человек по-разному запоминает ту или иную информацию? Это связано с корой головного мозга и её отделами, которые при этом задействуются. Выделяют: двигательную, эмоциональную, образную, В то же время она может быть кратковременной, оперативной или долговременной. С другой стороны, способности к запоминанию также зависят от той или иной модальности - слуховой, зрительной, двигательной, тактильной.

Людям, обладающим наглядно-образным типом памяти, легче запомнить цвет, звуки, лица и любые другие наглядные образы. Словесно-логическое мышление основывается на базе языковых средств, анализе событий и ситуаций. Таким людям сложно запомнить информацию, которую они не понимают. Они привязывают её к определенным событиям и навыкам. Для того чтобы узнать, нужно выяснить, какими видами познавательных способностей он обладает. Важно отметить, что любой из вышеописанных типов можно совершенствовать на протяжении всей жизни.

Какие познавательные способности необходимо совершенствовать

Существует мнение, что нужно улучшать тот тип памяти, который у ребенка слабо развит. Но данная теория не всегда находит свое подтверждение. Допустим, ребенок обладает словесно-логическим мышлением. Вся информация, которую он запоминает, поддается анализу. Есть ли необходимость в таком случае развивать образную память? В любом случае необходимо адаптировать ребенка под его мышление и развивать в этом направлении. Так, лучше всего тренировать слуховую, зрительную, двигательную и тактильную память. Для каждого из видов существует масса способов. Рассмотрим их подробнее.

Воспроизведение слуховых образов

Как развить память у ребенка 8 лет? Для начала необходимо проверить, насколько хорошо ребенок владеет этим навыком. Так, назовите подряд 10 слов, не связанных между собой. Например: стол, книжка, крокодил, чашка, телефон, майка, ковер, шкаф, чайник, тетрадь. Теперь попросите ребенка повторить их. Если больше половины слов названы - это отличный результат. Можно продолжить тренировку до тех пор, пока ребенок не будет повторять 8-9 слов.

Еще одно интересное упражнение - продолжение фразы. Вы говорите простую фразу: «мы зашли в магазин». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «мы зашли в магазин и купили банан». Теперь ваша очередь, вы повторяете то, что он сказал, и добавляете что-то от себя. Проиграет тот, кто ошибется и не сможет повторить.

Зрительная память

Зрительные образы - достаточно важная составляющая, без которой сложно обойтись в жизни. Для детей этот навык также является необходимым. Как развить память у ребенка 8 лет, делая уклон именно на зрительные образы? Для начала необходимо проверить способности. Для этого существуют специальные рисунки «найди отличия». Если ребенок отыщет меньше половины, значит, его зрительную память необходимо развивать.

Упражнений существует огромное множество. Конечно же, все они связаны с зрительными образами. Можно каждый день давать ребенку картинку. Пусть внимательно посмотрит на неё в течение 5 минут. Затем забирайте изображение, и пусть ребенок назовет то, что он запомнил, в мельчайших деталях. Вы удивитесь, но с каждым днем он будет становиться внимательнее и запоминать больше образов. Если у ребенка есть способности к рисованию, пусть изображает то, что он запомнил.

Двигательная память

Этой познавательной способности соответствуют трудовые навыки. Именно в восьмилетнем возрасте очень важно развивать у ребенка память и внимание. Как это сделать? В этом возрасте ребенку очень интересно посещать различные секции. Это и будет наилучшей тренировкой двигательной памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение двигательных операций помогут ребенку усовершенствовать свои навыки. Это может быть: плавание, танцы, волейбол, футбол и другие популярные виды спорта.

Тактильная память

Ощущения и прикосновения называют одним очень известным термином - моторика. Такая двигательная активность очень тесно связана с мыслительными процессами. Недаром для развития речи маленьким детям предлагают перебирать мелкие предметы. Как развить у ребенка память и внимание при помощи тактильных ощущений? Есть специальные упражнения. Например, на небольшие дощечки наклеивают самые разные материалы (бумагу, металл, ткань). Ребенку закрывают глаза и предлагают пощупать их. Он должен угадать, на какой из дощечек какой материал.

Еще одно замечательное упражнение: «пощупай меня». Закройте ребенку глаза и предложите потрогать любую фигурку. После этого заберите её, развяжите глаза и попросите нарисовать то, что он только что держал в руках. Данное упражнение развивает не только тактильную память, но и воображение.

Многих родителей интересует вопрос о том, как развивать память у ребенка от рождения. Именно тактильные познавательные способности помогут малышу в этом деле. В. А Сухомлинский утверждал, что «на кончиках пальцев находится ум ребенка». Так, при развитии мелкой моторики активизируются определенные отделы головного мозга, в том числе и те, которые отвечают за речь.

Развитие внимания

Данное качество характеризует процесс фильтрации поступающей информации. Ребенок, у которого хорошо развито внимание, способен выделять конкретные объекты и процессы и лучше запоминать их суть. Проблема многих школьников кроется не только в плохой памяти, но и в невнимательности. Эти два качества всегда должны развиваться одинаково.

Возьмем, к примеру, школьный предмет, который многие дети не особо любят - литературу. Учитель то и дело заставляет учить стихи, а ребенку так сложно их запомнить. Весь секрет кроется в том, что у школьника не только плохая память, но он также невнимателен. Для того чтобы легче запомнить произведение, стих или даже правило, его нужно понять. В свою очередь, необходимо выделить главный объект. Анализ произведения или стиха очень легко выполнить внимательным детям. Они быстро улавливают суть, и тогда заучить наизусть не составляет труда.

Упражнения на развитие внимания

Игры на развитие внимания и памяти у детей достаточно интересны и увлекательны. С их помощью можно не только улучшить навыки ребенка, но и хорошо провести время всей семьей.

Так, например, достаточно интересна такая игра. Для неё понадобятся карточки с рисунками (в крайнем случае можно обойтись обычными игральными, если ребенок с ними знаком). Итак, выберите 5 карт и разложите их в ряд. Пусть ребенок посмотрит и запомнит их. Теперь уберите их к остальным и попросите его разложить всё так же, как и было до этого. Такое упражнение тренирует память и внимание, ведь ребенку необходимо не только запомнить карты, но и сложить их в таком же порядке.

Как развить у ребенка память и внимание? Еще одна увлекательная и популярная игра - «Жук». Для этого необходимо нарисовать поле 6 х 6 клеточек. В одной из них нарисуйте маленького жука. Ваше задание - говорить, «куда ходит насекомое». Например: жук двигается на 2 клеточки вверх, потом одну влево и одну вниз.

Ребенок должен мысленно следить за перемещениями, не используя для этого палец или ручку. После 4-5 ходов спросите его о том, где теперь находится жучок. Такой тренажер для памяти отлично подходит детям с 5-6 лет. В эту игру можно играть и всей семьей. Один человек - ведущий, который говорит ходы, а остальные мысленно следят за перемещениями. Проигрывает тот, кто первый сбился.

Секреты хорошей памяти

Обзор способов, описанных выше, может быть полезен при ежедневных тренировках, но что если что-либо нужно запомнить срочно? Есть свои хитрости и секреты.

Задумывались ли вы, почему одни дети буквально схватывают на лету информацию, а другие, в свою очередь, не могут запомнить даже одно предложение? Всё дело в том, что у большинства деток в возрасте 8 лет преобладает образная и "Что делать и как развить память у ребенка в таком случае?" - спросите вы. Ответ лежит на поверхности. Попробуйте заинтересовать ребенка. В информации, которую нужно выучить, пусть он находит что-то интересное для себя. Конечно же, в первую очередь необходимо поинтересоваться, всё ли понятно ему из того, что требуется выучить. Согласитесь, сложно запомнить то, чему нет логического объяснения.

Задали выучить стих про птиц? Не проблема. Сядьте с ребенком перед компьютером и откройте интернет. Покажите и расскажите ему об этих птицах. Затем начинайте учить стих. Прочитали первую строку? Отлично, пусть ребенок её сам озвучит и, закрыв глаза, представит перед собой. Затем вторую, третью и т. д. Зрительные образы, возникающие в его голове, закрепят те строчки, которые он читал, и выучить будет гораздо легче.

Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

Определение, процессы

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

  1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
  2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
  3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей. Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.

Методики

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

Методика Глена Домана

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Методика Монтессори

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

Главные принципы:

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Самые эффективные игры:

  1. Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
  2. Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
  3. Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
  4. Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
  5. Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
  6. Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
  7. Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
  8. Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.