Какую роль в формировании человеческой личности играет. Какую роль в становлении личности играет воспитание. Что такое воспитание

30.03.2019

Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства - искусство, литературу, массовые средстра распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.
Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.
Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.
Марксистско-ленинская педагогика исходит из того основного положения, что воспитание может играть ведущую, определяющую и решающую роль в развитии и формировании личности человека лишь в условиях той социальной среды, где все общество заботится о создании наилучших условий для всестороннего развития задатков и способностей человека, где это является основной целью воспитания подрастающих поколений. В условиях социалистического общества роль воспитания усиливается еще и потому, что воспитательное воздействие, оказываемое обществом и его учреждениями, подкрепляется и всем социалистическим укладом, советским образом жизни, осуществлением принципов социализма во всех сферах хозяйственной, культурной и политической жизни общества. Наблюдается все большее совпадение интересов общества и каждого советского человека, что облегчает ему принятие и усвоение требований, предъявляемых к нему обществом.
В последнее время все чаще и больше в педагогике говорят о комплексе социальных влияний, получившем отражение в понятии «советский образ жизни», который представляет собой особую среду развития и формирования личности советского человека.
Однако благоприятная социальная среда действует положительно не сама по себе. Каким бы благоприятным ни было влияние социалистического общества, важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность людей и всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом.
Если в отношении учета влияния и воздействия социальной среды главной задачей воспитания является правильное отражение в целях и конкретных задачах учебно-воспитательной работы требований, предъявляемых обществом к человеку, то в отношении влияния семьи роль воспитания может быть и несколько иной. Воспитатель, конечно, всегда изучает условия домашнего окружения ребенка, чтобы учитывать их в организации работы с ним в школе. Знание этих условий дает возможность понять особенности его поведения, выявить их причины, которые зачастую кроются в условиях воспитания в семье. Вместе с тем в случае обнаружения неблагоприятных влияний, отражающихся на развитии, поведении и успеваемости ребенка, воспитатель может и должен активно вмешаться в условия семейного воспитания, стремясь оказать активное воздействие на родителей, семью, осуществляя индивидуальный подход к ребенку, воспитывающемуся в неблагоприятных домашних условиях, оказывая ему больше внимания, организуя необходимую помощь в занятиях, ставя вопрос о помещении его в школу-интернат или детский дом, если не удается изменить в лучшую сторону домашнюю обстановку.
Воспитатель должен также знать и ближайшее окружение ребенка вне школы, так как порой во дворе, на улице различные группировки оказывают отрицательное влияние на неустойчивую молодежь, особенно подростков. Поэтому сейчас и придается такое большое значение совместной работе школы и общественности по месту жительства учащихся, активизируется воспитательная работа через жэки, обращается особое внимание на воспитательную работу с подростками во внеурочное время, более широкое вовлечение их в спортивную и разнообразную кружковую творческую работу. Усиливается вся работа по организации культурного досуга учащихся.
Все это показывает, что воспитание находится в очень тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущими от среды, играя при этом ведущую роль в использовании благоприятных социальных условий, а также в устранении или ослаблении неблагоприятных влияний и воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.
Школа должна по-настоящему стать центром воспитательной работы в микрорайоне и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности района, и в этом одно из проявлений воздействия общественного воспитания на микросреду, в которой находится учащийся за пределами школы.
Свои особенности имеет воздействие воспитателя на процесс развития естественных жизненных сил, заложенных в человеке от рождения.
Признавая за воспитанием ведущую и определяющую роль в благоприятных социальных условиях, советская педагогика тем не менее не преувеличивает возможностей целенаправленного воспитания, поскольку многое зависит и от природных задатков. Воспитание может обеспечить развитие человеческих черт и качеств, только опираясь на те задатки, которые свойственны человеку как представителю рода. Так, опыты по воспитанию детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показали, что детеныш обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее не приобрел ни одного пси хического качества, свойственного человеку (исследования Н. И. Ладыгиной-Котс).
Что касается процесса физического развития, то воспитание охватывает, естественно, не весь этот процесс, а лишь те стороны развития детей, которые вовлекаются в специально организуемую деятельность. Например, занятия музыкой развивают слух, голосовые связки; занятия физической культурой содействуют укреплению организма, развитию мышц и подвижности суставов. Однако определяющими здесь все же остаются естественные биологические процессы, на которые сильное воздействие оказывает социальная среда, условия жизни, быта, питания, играющие существенную роль в обеспечении правильного физического развития человека.
Значительно большие возможности имеются у воспитателя в развитии умственных сил и познавательных способностей ребенка. Это особенно заметно в условиях развивающего обучения, осуществляемого в советской школе, нацеленного на «зону ближайшего развития» ребенка и строящегося по принципу опережающего развития психических процессов, развитие которых ускоряется именно благодаря такой ориентации обучения.
В развитии человека, его психических черт и качеств и в том числе в формировании его познавательных процессов, большую роль играют особенности его нервной системы. Советская психология и педагогика утверждают, что врожденный тип высшей нервной деятельности не остается абсолютно неизменным: под влиянием условий жизни, а особенно воспитания и самовоспитания у человека могут развиться и укрепиться тормозные процессы, повыситься сила и подвижность нервных процессов. Это в свою очередь может в какой-то мере замаскировать врожденный темперамент, сгладить видимые формы его проявления. Так что и в этом отношении воспитание может оказать определенное воздействие на развитие человека. Самое же главное и основное проявление воздействия воспитания - это формирование общей направленности личности, развитие ее духовных потребностей и интересов. Здесь многое определяется социальным строем и всем общественным укладом жизни. Воспитание призвано и усилить эффект этого социального воздействия среды, и сделать формирование личности более подчиненным целям и задачам строительства коммунизма.
В концепции воспитания, развиваемой советской педагогической наукой, немалая роль отводится и собственной активности человека, который является не только объектом, но и субъектом воспитания. В процессе воспитания огромную роль играет принятие и осознание человеком требований, предъявляемых ему воспитателем, т. е. формирования положительного к ним отношения, строящегося на понимании их разумности, справедливости, обоснованности, выливающегося в желание им следовать. Огромную роль играет и постановка человеком личных целей в жизни, стремление добиваться их выполнения, вырабатывать у себя качества, необходимые для их достижения. Наибольшая активность личности при этом наблюдается тогда, когда человек начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывая программу своего самосовершенствования, мобилизует свою волю и, затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, сам активно формирует свою личность.

Семья играет важную, решающую роль в становлении личности. Именно в семье человек начинает делать свои первые шаги навстречу познанию мира. На родителях лежит большая ответственность за формирование у личности взглядов на жизнь, нравственных ценностей. Кто, если не родители,скажет подрастающему ребенку, что хорошо, а что плохо?кто,если не семья,заложит в человеке нравственный фундамент? Конечно, окружающий мир тоже влияет на личность, но становление начинается в семье. Как говорил Фамусов, герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” : «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» .И, действительно, если ребенок с детства видит ссоры, брань, проявление неуважения, словом все дурное отрицательное, то в последствии он сам вбирает в себя эти качества. А если перед глазами малыша мир, добро, взаимопонимание между близкими людьми, то вскоре он и сам станет добрым и открытым миру. Порассуждаем, что же такое семья?

Семья- это,прежде всего, единство людей. Но, что их объединяет? Что служит ядром в отношениях людей? Материальное или духовное? От этого и зависит то, что будет впитывать в себя формирующаяся личность. Ценности семьи и будут определять ценности человека.

Отвечая на поставленный вопрос, можно отметить, что роль семьи в становлении личности может быть как положительная, так и отрицательная. В произведениях русской классики авторы не раз показывали влияние семьи на развивающегося человека.

Нельзя не вспомнить комедию Д И Фонвизина «Недоросль». Вот уж где влияние родителей стало решающим в формировании личностных ценностей. Недоросль стал, если можно так выразиться, заложником злонравия Простаковых. Митрофан-плод злых нравов семьи.С детства перед его глазами были ссоры, жестокость по отношению к крепостным, презрение к просвещению. Он рос в окружении, где был полностью разрушен традиционный строй семьи. Мать двулична, во всем ищет выгоды для себя. Отец апатичен, недалек, полностью подвержен влиянию жены. Между родными людьми нет взаимопонимания. Такой уклад семьи точно не назовешь образцом для подражания. У ребенка нет выбора. Он получает в наследство от родителей черты их характера, модель их поведения. Поэтому Митрофан предстаёт перед нами грубым, ничем не интересующимся молодым человеком. Он высокомерен и жесток, называет кормилицу «старой хрычовкой» , кроме того, с большой неохотой принимается за уроки,предпочитая голубятню книгам, просвещению. А сцена ссоры дядюшки Скотинина с племянником еще больше подчеркивает отсутствие каких-либо правил морали в семье.



Таким образом, перед нами яркий пример роли семьи в становлении личности. Главный герой унаследовал привычки, образ жизни родителей.Злонравие Митрофана есть прямое следствие дурных качеств родителей. Так кто же воспитал бы в нем добродетель?

Да, роль семьи в становлении личности огромна. Посмотрим на другое произведение русской классики, повесть А С Пушкина «Капитанская дочка» .Рассмотрим, как здесь родители повлияли на формирование личности.

Петр Гринев, главный герой повести, с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Родители уважают друг друга, в семье царит мир. Перед глазами Петруши живой пример взаимопонимания между людьми.Завет отца «Береги платье снову а честь смолоду» стал главным жизненным ориентиром для Петра. В дальнейшем именно этот наказ отца повлияет на поведение Гринева. Он будет верен чести и долгу, несмотря на все трудности и преграды. Становится ясно, что именно семья принимает участие в становлении личности, показывает чаду путь, открывает дорогу в мир. Если бы не твердый нравственный фундамент, заложенный семьёй и наказ отца, то кто знает, остался бы Петр Гринев верен своим принципам или пошел бы по пути Швабрина?

Подводя итог, мне хочется сказать, что роль семь в становлении личности огромна и не стоит ее недооценивать. Безусловно, «каждый человек сам себя воспитать должен» , но именно семья определяет фундамент человека, именно семья служит живой иллюстрацией поведения, нравов.

Критерии:

  • К1 Соответствие теме
  • К2 Аргументация
  • К3 Композиция
  • К4 Качество речи
  • К5 Грамотность
  • ИТОГО: 5 из 5

леева школьные учителя считали бездарными. Талант фран­ цузского художника П. Гогена проявился только в 38 лет, а С.Т. Аксакова - в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин. И на этом пути они сформи­ ровались как личности.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что талант и гениальность - биологически врожденные качества, данные человеку от природы. Великим же он становится благодаря своему трудолюбию, профессионализму и выдающемуся вкла­ ду в развитие человеческой культуры.

Гениальным человека делает природа, а великим -

общество.

ЛИЧНОСТЬ - результат социального становления индивида пу­ тем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они остались творче­ ски одаренными индивидами, но не личностями.

На протяжении XIX века лучшие умы биологии полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировав­ шееся еще до рождения. Личностные черты индивида долгое

время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гением, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине XX века накопилось такое количество но­ вых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгля­ ды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно также родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов не исключа­ ют возможность стать полноценным членом общества, возмож­ ность принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет та социальная среда и атмосфера, в которую попадает че­ ловек после рождения.

Слово «личность» употребляется по отношению к челове­ ку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Личностью не родятся, личностью становятся. Она - относи­ тельно поздний продукт социального развития.

Ученые пришли к выводу о том, что нельзя ставить знак ра­ венства между понятиями «личность» и «человек», «лич­ ность» и «индивид».

Личность подразумевает способность человека «быть госпо­ дином самому себе» благодаря добровольно выбранным твер­ дым принципам. Самостоятельность проявляется в инициатив­ ности, ответственности, предприимчивости, способности строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жиз­ ненной стратегии.

Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характе­ ризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая осо­ бенность, как вывих тазобедренного сустава, обрека­ ющий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности ог­ ромно. Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноцен­ ности. Но одни могут преодолеть неловкость, свя­ занную с природным недостатком, а другие погружа­ ются в него, становятся замкнутыми, обидчивыми. Личность формируют такие отношения, которых

нет, никогда не было и в принципе не может сущест­ вовать в природе, а именно общественные. Ни мура­ вьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.

А.Н. Леонтьев (1903- 1979), психолог

Потребность индивида стать личностью у одних развита в большей степени, а у других - в меньшей. Социальное окру­ жение, прежде всего родители, могут сформировать и развить эту потребность в своем ребенке в наивысшей степени. Но сре­ да может заглушить врожденное качество. И тогда человек

способна нести ответст­

продукт социализации

венность и решать проблемы

человека

ЛИЧНОСТЬ

контролирует поведение,

отличается самостоятель­

обладает силой воли

ностью в поступках

имеет свои желания и

обладает правилами

биосоциальное

и обязанностями

стремления

существо

человека

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

отличается творчеством и

обладает неповторимыми

оригинальностью в деятельности

особенностями

становится безвольным существом, опускается на дно общест­ ва, иногда спивается или становится наркоманом.

Потребность индивида проявить себя как личность осуще­ ствляется чаще всего неосознанно в его поступках, склонности к риску и других неординарных действиях.

Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях - подавляя и развивая ее. Историки за­ метили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. И наоборот. Следовательно,между развитием личности и общества существует прямая зависимость. В странах с развитыми демократическими ин­ ститутами естественные и гражданские права личности защищены столь же надежно, как раньше защищала рыцаря прочная кольчуга.

Подавление своих чувств так же опасно, как полное осво­ бождение бессознательных инстинктов - разнузданности, не­ сдержанности и др. Поддаваться чувствам, страстям или стра­ хам, вырвавшимся изнутри, из подсознания, значит вести себя неразумно. Проявлять рассудительность, здравомыслие и целеустремленность означает ощущать в себе более высокое индивидуальное начало. Однако стать личностью можно толь­ ко в том случае, если развить в себе нравственное сознание. Альтруизм и бескорыстная любовь к ближним, противопо­ ложные эгоизму и своекорыстию, составляют фундамент че­ ловеческой личности, формирование которого начинается в обществе и семье.

Личность - высшее достижение человеческих усилий,

результат кропотливой работы над своим духовным ми­ ром. На трудном пути становления личности одним помогает вера в нравственные идеалы, собственные силы и разум, в на­ учную истину; другим - вера в Бога. Каждый из вас может встать на этот путь, совершая даже небольшие нравственные поступки.

Примером вам послужат великие люди прошлого и совре­ менности. Это древнегреческие ученые и философы Архимед, Аристотель, Сократ; итальянский художник, ученый, изобре­ татель Леонардо да Винчи, польский астроном Н. Коперник; русский монах преподобный Сергий Радонежский, писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. А среди наших современни­ ков - индийский духовный лидер Махатма Ганди; монахиня

мать Тереза (албанка по происхождению) - основательница и настоятельница международного католического «Ордена милосердия», помогающего больным и страждущим во всех странах; наши соотечественники - академики В.И. Вернад­ ский, Н.И. Вавилов, Д.С. Лихачев. Этот список можно про­ должать бесконечно.

Понятия: личность, индивид, человек.

Вопросы и задания

1. Чем различаются между собой понятия «человек», «индиви­ дуальность» и «личность»?

2. В чем сходство и различие между талантливым, гениальным

и великим человеком?

3. Кто, по-вашему, является личностью, индивидуальностью, вы­ дающимся человеком (есть ли такой среди вашего окружения)?

4. Какую роль в становлении личности играет общество?

*5. Как вы поняли выражение «потребность быть личностью»?

*6. Какую роль в формировании человеческой личности играет

нравственное начало? Аргументируйте свое мнение.

■ Проблема. Почему человек ценится как личность больше обществе с более высоким культурным уровнем? Существуют ли общества, где человек как личность не был бы востребован?

Практикум. Завершите фразы:

Талант и гениальность - это...

Личность подразумевает способность человека...

При формировании личности оказывает влияние...

Личностью нельзя назвать...

§ 6. Потребности человека

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии; голодный - в пище.Потребность -состояние живого существа, вы­ ражающее его зависимость от того, что составляет усло­ вия его существования.

Состояние нужды в чем-то вызываетдискомфорт, психоло­ гическое ощущениенеудовлетворенности. Это напряжение за­ ставляет человека проявлять активность, что-то предприни­

мать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребно­ сти - процесс возвращения организма в состояние равнове­ сия. Поев, мы удовлетворяем чувство голода и приводим орга­ низм в состояние баланса и комфорта.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908- 1970). Его учение называется иерархической тео­ рией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

1. Физиологические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, от­ дыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.).

2. Потребности в безопасности выражают стремление со­ хранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта.Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизни, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн

и конфликтов, а также в стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность - потребность в га­ рантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек - существо социальное, коллективное и вне группы

Духовные потребности

Престижные потребности

Социальные потребности

Потребности в безопасности

Физиологические потребности

Иерархия потребностей А. Маслоу

жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организа­ циях, заботы о другом и помощи близких. Социальные по­ требности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обго­ нять других, быть неравным им, обращать на себя особое вни­ мание и искать преимуществ. Стремление выделиться дви­ жет карьерой, желанием получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют ещеэгоистиче­ скими, илипотребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя.

5. Духовные потребности - это стремление выразить че­ рез творческую активность все, на что способен человек, т.е. самореализоваться. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их

основными, или базисными, потребностями,а за их роль в стимулировании человеческой деятельности - мотивацион­ ными переменными(но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других -вторичными (приобретенны­ ми). Взрослея, человек все большее значение придает вто­ рым. Таким образом,процесс духовного взросления - этопроцесс возвышения потребностей, т.е. замещения первич­ ных вторичными.

Отечественные психологи, в частности А.В. Петровский, совершенно правильно полагают, что высшая пятая потреб­ ность - самореализация - это по существу потребность инди­ вида стать личностью.

Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потреб­ ности в движение, выступает принцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуаль­ ными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего.

Побудительной силой обладают только неудовлетво­ ренные потребности.

Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Сила воздействия потребности, ее интенсивность, кроме того, зависят от занимаемого ею места. Физиологические потребно-

сти, независимо от степени их удовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например, эгоистические. Действительно, голодный и холодный человек вряд ли будет думать о стихах или наслаждаться классической музыкой. Только одиночки способны на это. Голод чаще о себе заявляет, чем, скажем, потребность в общении. Сколько вы можете про­ быть без еды, не испытывая дискомфорта? А без общения с другими людьми?

Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие - в неодинаковой. Образованные и необ­ разованные люди в равной мере испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творче­ стве. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические (намерение выдвинуться, сделать карьеру) потребности.

И еще одна важная особенность: высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Можно выразиться еще определеннее: там, где на­ чинаются высшие потребности, там -начинается личность.

Подавление потребностей любого уровня деформирует личность и ее поведение: человек с подавленными потребно­ стями неполноценен.

Неудовлетворенные потребности приводят к массовому недовольству и раздражению населения. Многочисленные факты невыплаты зарплаты шахтерам, учителям, врачам по­ казывают, что правительство не заботится об удовлетворении потребностей первого уровня. Когда игнорирование жизнен­ ных потребностей людей становится хроническим явлением, они вынуждены защищать свои интересы с помощью демонст­ раций, забастовок, гражданского неповиновения, мятежей и революций.

Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине (см. схему на стр. 46). Кажется, что до них де­ ло доходит после того, как удовлетворены все иные потребно­ сти. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отли­ чала неистребимая жажда духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. На­ шей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не менее, народное творчество не иссякало-, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители,раз­ витие духовной сферы общества происходит в целом неза­ висимо от экономического благополучия.

Оговорка «в целом» не случайна. Речь идет об общей тен­ денции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные се­ мьи или группы населения, картина усложняется. Когда че­ ловек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

Духовное опустошение наступает даже у материально обес­ печенных, вполне благополучных людей. Погоня за деньгами или карьерой, когда то и другое из средства превращаются в цель существования, внутренне опустошает человека. Как вы думаете, в чем причины? Утрачена теплота человеческих от­ ношений, потерян смысл жизни.

Поясняющий пример Для изучения альтруистической любви американский со­

циолог русского происхождения П.Сорокин проанализи­ ровал около 4600 жизнеописаний святых и 500 американ­ цев - современных носителей энергии любви. Он собирал

исторические и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альтруистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень по­ средством творческой любви.

Чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее ее удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные. Удовлетворить их - значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, общественную выгоду личной, честь - бесчестью и т.п. Но как труден и не скор нравствен­ ный выбор! Какое количество препятствий и соблазнов прихо­ дится преодолевать человеку, какую силу воли проявлять для того, чтобы обрести духовную свободу.

Если за точку отсчета брать всю историю человечества, мо­ жем ли мы утверждать, что сегодня духовно возвышенных лю­ дей стало больше, чем раньше? Вряд ли кто даст однозначный ответ. Возможно, их стало больше, а возможно, что и нет. Мо­ жет статься, что подвижников духа не убавилось, не прибави­ лось. В этой сфере вообще трудно построить какой-либо график.

Но прогресс общества идет непрерывно, оно с каждым ша­ гом продвигается вверх по лестнице цивилизованности. Посто­ янно расширяется объем духовной информации (научные зна­ ния, культурные и религиозные ценности и произведения).

Понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархи­ ческая теория потребностей.

Вопросы и задания

1. Что такое человеческие потребности? *Составьте список сво­ их потребностей, включая в него все желания, которые появи­ лись, скажем, в течение последней недели. А теперь проанали­ зируйте его, используя материал, изложенный в параграфе.

2. Чем различаются низшие и высшие потребности? *Почему одни даны от природы, а другие приобретаются в обществе? Присмотритесь к себе: какие потребности преобладают у вас?

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Коллективное воздействие

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

1. Общие основы педагогики

1.2. Формирование творческой личности

Человек развивается, формируется как творческая личность в течение всей своей жизни. В этом процессе сочетаются, тесно переплетаясь, воздействия внешней среды, наследственности и воспитания.

1.2.1 Влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности

Человек рождается как индивид, как общественный субъект, с присущими ей природными задатками и формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целенаправленному воспитанию.

Развитие человека - процесс физического и психического становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение.

Процесс развития человека сопровождается физическими и психическими, количественными и качественными изменениями.

К физическим изменениям относятся рост, развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, нервной системы и т.д. Психические изменения охватывают умственное развитие, формирование психических черт личности, обретение социальных качеств.

Развитие человека зависит как от внешних воздействий, так и от внутренних сил.

К внешним относят воздействия на индивида окружающей природной и социальной среды и целенаправленной деятельности педагогов по формированию у ребенка качеств, необходимых для ее участия в жизни общества (воспитания). Эффект внешних воздействий зависит от внутренних сил и процессов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого человека.

Развитие человека не сводится к усвоению, простого накопления знаний, умений и навыков. Поэтому его не следует рассматривать только как количественный рост. Ведь развитие заключается прежде всего в качественных изменениях психики, в переходах от низших ступеней к высшим, в формировании личности.

Формирование личности - становление человека как социального существа вследствие влияния среды и воспитания на внутренние силы розвитку.Поняття «развитие человека» и «формирование личности» очень близки, их нередко употребляют как синонимы. На самом деле понятие «личность» означает социальную характеристику человека, т.е. те ее качества, которые формируются под влиянием общения и установления отношений с другими людьми, обществом в целом. Развитие человека и формирование его личности является единым, целостным процессом.

Источником, внутренним содержанием формирования личности являются такие внутренние и внешние противоречия:

В нервной системе - между возбуждением и торможением;

В эмоциональной сфере - между удовольствием и неудовольствием, радостью и горем;

Между наследственными данными и потребностями воспитания (ребенок - инвалид благодаря воспитанию достигает высшего уровня развития);

Между уровнем сформированности личности и идеалом (поскольку идеал всегда совершеннее конкретного питомца, он побуждает личность к самосовершенствованию);

Между потребностями личности и моральным долгом (чтобы потребность не вышла за пределы общественных норм, она «сдерживается» моральным долгом человека);

Между стремлениями личности и ее возможностями (когда индивид стремится достичь определенных результатов в обучении, а уровень его познавательных возможностей еще недостаточен, ему нужно усиленно работать над собой).

Формирование личности зависит от наследственности, среды и воспитания.

Роль наследственности в формировании личности.

Самым первым фактором, влияющим на формирование личности, является наследственность.

Наследственность - воспроизведение у потомков биологических особенностей родителей.

От биологической наследственности зависит как то общее, что определяет принадлежность индивида к человеческому роду в целом, так и то отличное, что делает людей разными за внешним видом и внутренними качествами.

Человек как представитель своего биологического вида наследует прежде всего тип нервной системы, на базе которой формируется тип темперамента (меланхолический, флегматический, сангвинический, холерический); некоторые безусловные рефлексы (ориентировочный, оборонительный, слиновидільний); конституцию тела, внешние признаки (цвет волос, глаз, кожи). К чисто физических задатков относятся и группа крови и резус-фактор (особое вещество, которое содержится в крови и обусловливает совместимость крови матери и плода донора и реципиент). Родители могут передать потомкам также некоторые болезни: гемофилия, шизофрения, сахарный диабет, венерические болезни. Самыми опасными для физического здоровья детей является алкоголизм и наркомания родителей.

Особую роль в формировании личности играют собственно человеческие задатки (высокоорганизованный мозг, за датки речи, хождения в вертикальном положении).

Сложной в педагогике является проблема способностей в определенной области. Особого внимания заслуживает вопрос о наследовании интеллектуальных способностей. Результаты генетических исследований свидетельствуют, что здоровые люди имеют задатки к неограниченному духовному развитию, и подтверждают предположение о больших возможностях человеческого мозга.

На этом основании в педагогике и психологии разработана концепция развивающего обучения. Она основывается на том, что правильно организованное обучение может и должно стимулировать развитие человека.

Все же от природы разные дети имеют неодинаковые интеллектуальные задатки. Поэтому, организуя учебно-воспитательный процесс в школе, следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, то есть внедрять дифференцированное обучение. В значительной степени эта проблема актуальна и в высших учебных заведениях.

Роль среды в формировании личности.

Не меньшее значение в формировании личности имеет влияние на нее окружающей среды.

Среда - совокупность внешних явлений, стихийно действующих на человека и влияют на ее развитие.

Среда, которая окружает индивида от его рождения до конца жизни, условно можно разделить на природную среду и социальное. Факторами природной среды являются климат, рельеф, географическое положение и т.д. Социальная среда образуют социальные группы, которые непосредственно или косвенно влияют на человека (семья, детский сад, школа, внешкольное учреждение, двор, общества сверстников, средства массовой информации и др.).

В социальной среде человек социализируется - усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, активно привлекается к системе социальных связей, самостоятельно находит пути эффективного самоопределения в обществе. При этом ребенок не только зависит от среды, но и сама является активным, деятельным существом.

Одним из самых действенных факторов социализации является целенаправленное воспитание. «Главное дело воспитания как раз в том и состоит, - считает Сергей Рубинштейн, - чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых она привлекается. Это важно потому, что главный источник нравственных невзгод, всех отклонений в поведении - это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к жизни, что их окружает, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, - тогда все им становится ни к чему».

Особое влияние на формирование личности ребенка имеет домашнюю среду, а также ближайшее окружение. Именно здесь дети осваивают умение общаться, налаживая отношения с близкими людьми - родными, сверстниками, соседями, учатся жить с людьми и для людей, любить свою нацию и уважать другие народы.

Вместе с тем именно в ближнем окружении дети могут столкнуться с такими патологическими явлениями общественной жизни, как курение, пьянство, наркомания, воровство, рэкет, проституция и т.д. Поэтому с целью профилактики нужно формировать у несовершеннолетних умение противостоять таким явлениям.

Ощутимое влияние на формирование личности имеют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса) как компоненты социального окружения. Правильно организованная информация об значимые события, процессы, явления в обществе воспитывает у подрастающего поколения сознательное, ответственное отношение к жизни, способствует его духовному обогащению, формированию активной жизненной позиции. Поразительным является и пагубное влияние информации, которая пропагандирует патологические, сомнительные ценности, стандарты поведения, которые негативно влияют на еще не сформированное сознание молодого человека. Учитывая это, педагоги должны помогать ей правильно оценивать увиденное, услышанное или прочитанное.

Главным критерием социализированые личности является не степень ее приспособления, а мера независимости, уверенности в себе, раскрепощенности, инициативности, что проявляется в реализации социального в индивидуальном и обеспечивает реальное воспроизведение человека и общества. На разных возрастных этапах становления личности наблюдаются определенные особенности развития самосознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, разные процессуальные характеристики социализации. Свидетельством социализации индивида является обретение им на каждом этапе онтогенеза соответствующего уровня самости и самосознания как предпосылок формирования индивидуальности. Чем более развитыми являются самосознание и самоопределение индивида, тем больше он индивидуален и в то же время социально-определен.

Роль воспитания в формировании личности .

Решающую роль в формировании личности играет процесс воспитания, который выполняет такие функции:

Организация деятельности, в которой формируется личность;

Устранение воздействий, которые могут негативно сказаться на формировании личности;

Изолирование личности от неблагоприятных для ее формирования условий, которые невозможно устранить.

Как целенаправленная, планомерная деятельность педагогов воспитание призвано развивать природные задатки, формировать личность.

Изменить такие физические качества, как цвет кожи, глаз, волос, конституцию тела воспитание не способно, но оно может существенно повлиять на состояние здоровья, сделать ребенка крепкой и выносливой путем специальной тренировки и упражнений. Воспитание не может изменить врожденный тип высшей нервной системы, но способно внести коррективы в силу и динамичность нервных процессов.

Природные задатки могут развиться в способности только под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Воспитание определяет проявление и совершенствованию задатков и способностей: в процессе правильного воспитания можно развить очень слабые задатки, в то время как неправильное воспитание тормозит развитие сильных задатков или совсем подавляют слабые.

Воспитание не только определяет развитие, но и постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Однако главная его задача заключается в опережении уровня развития. Такую идею выдвинул Л. Выготский. В то же время он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности, утверждая, что программа и методы обучения должны соответствовать не только достигнутом ребенком умственном развитии, но и «зоне ближнего развития». В соответствии с его концепцией существуют два уровня умственного развития ребенка. На первом ребенок выполняет определенные задания самостоятельно. Этот этап называют «уровнем актуального развития». Второй уровень - «зона ближнего развития», на котором ребенок получает задание, с которым она еще не может справиться самостоятельно. Поэтому, предлагая способы выполнения задания, объясняя приемы работы и т. д., взрослый одновременно помогает ребенку выполнить задание и учит ее делать это самостоятельно. Цель воспитания, по мнению Л. Выготского, заключается в том, чтобы создать «зону ближнего развития», которая позже достигла «уровня актуального развития». Следовательно, формировать личность способно такое воспитание, что побуждает развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся на стадии становления.

Эффективно развивает только такое воспитание, которое умело включает молодого человека в различные виды деятельности, направленной на выполнение поставленных задач. В течение обучения школьник участвует в игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной и общественной деятельности, которые обеспечивают его всестороннее развитие. Однако «только та деятельность дает счастье души, - писал К. Ушинский, - сохраняя достоинство, которое исходит из нее самой, следовательно, любимая деятельность, свободная деятельность; а потому, насколько нужно воспитывать в душе стремление к деятельности, настолько же нужно воспитывать и стремление к самостоятельности или свободы: один развитие без второго, как мы видим, не может подвигаться вперед». Поэтому важным условием эффективности воздействия всех видов деятельности на формирование личности является ее активность, которая проявляется в общении, познании окружающей действительности, труда.

Активность в общении дает возможность приобрести нравственного опыта, развивает организаторские способности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна как потребность решать интеллектуальные проблемы, так и умение творчески применять теоретические знания в учебной и практической деятельности. Трудовая активность практически и психологически готовит ученика к участию в будущей трудовой деятельности.

Движущей силой любой деятельности и проявления в ней активности являются потребности. Вот почему перед педагогом всегда стоит задача не только направлять активность своих воспитанников в общественно полезное русло и сдерживать от вредных увлечений, но и формировать потребность в положительной активности.