Когда дизайнерская сумка становится предметом для инвестиций: что можно выгодно продать. Как заработать на модных дамских сумочках

17.10.2019

Сумка стала частью изменений, произошедших после Первой мировой войны, и последующей эмансипации женщин, для которых сумку превратиламь в признак независимости и развития. У женщин появились свои наличные деньги и банковские счета, а также ключи от их собственного имущества и автомобилей — и они хотели, чтобы мир знал об этом. На Business of Fashion Александра Шульман рассуждает , почему женщины готовы платить большие деньги за предмет, который по функции отлично заменил бы пластиковый пакет из супермаркета, а мы сделали пересказ этого текста.

Женщина заходит в большой флагманский магазин с сумками на Бонд-стрит. Большие, маленькие, клатчи, кросс-боди, спортивные, саквояжи — на витрине все виды сумок, цены начинаются от тысячи фунтов. Женщина деловито и не тратя времени начинает показывать на сумки: «Эта, эта, эта, эта. И вот эта.» Насчитав пять, она говорит «Я возьму все». Это реальная история, которую мне пересказала шокированная менеджер магазина.

Кажется, в мире достаточно сумок, чтобы хватило до второго пришествия, но тем не менее, каждый сезон выставочные залы крупнейших мировых домов моды переполнены новыми моделями. И одновременно с этим чуть ли не каждый сезон нам предъявляют очередную сумку-«икону» — выражение, от которого меня каждый раз передергивает, потому что слово «икона» можно употребить в отношении чего-то действительно мощного, но не кожаного же мешка, каким бы классным он ни был.

И все же сумка – это нечто гораздо большее, чем просто сумка. В ряду модных вещей сумочка – относительный новичок, который появился в этом качестве, по сути, только в начале 20-го века. В увлекательной монографии Hermès «Carried Away», богато иллюстрированном томе, изданном к выставке «Le Cas du Sac», есть изображение древней роспись на камне в Алжире, где одна из терракотовых фигур, кажется, держит в руках что-то похожее на сумочку. Но по мере развития цивилизаций сумки редко привязывали к телу, чаще их отдавали носить слугам или навьючивали на животных.

Сумка стала частью изменений, произошедших после Первой мировой войны, и последующей эмансипации женщин, для которых сумка превратиламь в признак независимости и развития. У женщин появились свои наличные деньги и банковские счета, а также ключи от их собственного имущества и автомобилей — и они хотели, чтобы мир знал об этом. Чем не причина выставить напоказ модный клатч 1920-х годов вместо того, чтобы копаться в карманах под объемными юбками в поисках предметов первой необходимости? Женщины носили портсигары и зажигалки, начали публично демонстрировать косметику, поэтому тюбик помады и компактная пудра стали частью ежедневного арсенала каждой женщины.

По прошествии десятилетий сумочки выросли в размерах, достигнув совсем уж оверсайза, который продемонстрировали Balenciaga, Céline и Loewe. Как главный аксессуар нашего времени, сумки продаются даже на аукционах Sotheby’s и Christies, где ставки могут достигать сотен тысяч фунтов. В этом году сумка Hermès Birkin побила рекорд в 380 000 долларов.

Ирония в том, что в определенной среде сумка снова приобрела тот самый смысл, который имела в древности, когда ношение сумки означало низший статус. Сегодня возможность быть свободным от сумок — это мощное заявление, указывающее, что у вас есть личный помощник, несущий вашу сумку за вами, или (как в случае с людьми, посещающими показы мод или другие светские мероприятия) – что вас ждет машина с водителем, в которой вы можете оставить свою сумку со всем ее содержимым, чтобы просто фланировать по залу, не задумываясь об очереди в гардероб.

Но это все, однако, не настолько частые случаи, чтобы они могли повлиять на сумочный бизнес. Для большинства женщин их сумочка — это многозадачное устройство, которое сочетает в себе практичность и полезность: наряду с демонстрацией личного вкуса сумочка показывает достаток и являет собой символ определенного комфорта и защищенности. И это достаточно безопасная игра: даже женщины, которые связаны дресс-кодом или просто не интересуются одеждой и предпочитают в повседневной жизни одеваться незаметно, часто носят интересные сумки.

Вчера в Западном Лондоне я видела женщину, одетую в дешево выглядящий черный брючный костюм и грязные выцветшие розовые тапочки, при этом в руках у нее была вышитая кожаная сумка Gucci Dionysus, которая стоит 2760 фунтов стерлингов. Возьмите любой ранний утренний рейс из Хитроу, откуда командировочные отправляются в однодневные поездки во Франкфурт, Милан или Женеву, и вы увидите конвейерную ленту, заполненную сумками Mulberry, Burberry и Prada, стоимость которых превышает 1000 фунтов стерлингов. Вне зависимости от того, покупают ли женщины обувь, пальто, платья, рубашки и брюки в магазинах средней ценовой категории или в дорогих бутиках, чаще всего они готовы выложить значительную сумму за предмет, который, по сути, не выполняет никакой функции сверх того, что мог бы дать пластиковый пакет из супермаркета.

За исключением самоощущения. Есть что-то в том, чтобы заполнять новую сумку в первый раз, это еще обряд посвящения. Пока еще нет бардака, который, кажется, неизбежно собирается на дне сумки – колпачки от ручки, монетки, резинки для волос, билеты, контактные линзы (или это только у меня?). Новая сумка — это девственная территория, которая позволяет вам стать самой лучшей и самой эффективной версией себя. Просто добавьте смартфон, возможно, какие-то наушники, маленький кошелек и косметичку, которую вы как раз вдохновились разобрать, чтобы она не запачкала свой новый дом.

Сумка видна, она привлекает внимание, и поэтому она становится таким коротким кодом для передачи индивидуального стиля. Вы тип Mansur Gavriel, себе на уме и всегда в курсе всего? Или я-просто-люблю-Anya-Hindmarch-которая-дает-то-что-нам-действительно-нужно? Вы тот человек, который не верит, что хоть что-либо может затмить Chanel в плане роскоши? Или вы кто-то, кто согласился на J.W. Anderson Crochet Pierce, потому что «ну просто все, что J.W. делает, вроде нормальное, почему бы тогда не купить вязаную сумку»?

На самом деле опасности, что сумок станет меньше, нет, несмотря на все разговоры, что, казалось бы, постоянно расширяющийся рынок может схлопнуться. И Matchesfashion.com, и Net-a-Porter сейчас предлагают почти одинаковое количество сумок на своих сайтах: Matchesfashion.com – 1855, Net-a-Porter – 1865. На Mytheresa.com есть 2938 видов сумок, а на другом конце рынка – Asos, 926 предложений. Сумки также одна из самых больших категорий на сайтах перепродажи вроде Vestiaire Collective.

Предложения есть для всех, а продавцы рассчитывают на приближающиеся праздники. Не все, конечно, похожи на безумную покупательницу, описанную в начале этого текста, но, в конечном итоге, сумочки имеют одно огромное преимущество: с ними нет опасности получить неправильный размер. В конце концов, никто никогда не взял сумочку и не спросил: «Ой, я, кажется, выгляжу с ней толстой».

Алёна Калмыкова – о том, как её небольшой компании «А-Рада» удалось найти своё место под солнцем в очень конкурентной нише

Женщины знают: качественные сумки из натуральной кожи – даже не премиальных брендов - могут стоить очень недёшево. Особенно если они – ручной работы. Тем интереснее, когда на рынок выходят небольшие бренды, стремящиеся переломить эту тенденцию. О том, как держать приемлемую цену на вещи из натуральной кожи, не поступаясь качеством, порталу сайт рассказала основательница небольшой московской компании по производству сумочек «А-Рада» Алёна Калмыкова.

Алёна Калмыкова , 26 лет, предприниматель, основательница бренда «А-Рада» , под которым производит дамские сумки из натуральной кожи. Закончила МГТУ «МАМИ» по специальности «Дизайнер автомобилей». До основания марки «А-Рада» работала веб-дизайнером. Собственным бизнесом занялась в 2013 году, вложив в него 25 тысяч рублей.


Бизнес-идея появилась во время отпуска

Заниматься кожаными сумками Алёна не планировала. Но однажды во время отпуска в Италии ей сказали, что она, вероятнее всего, дизайнер сумок по профессии. Случайное предположение-комплимент превратилось в бизнес-идею не сразу. Сначала Алёна хотела организовать собственное дело по продаже сумок, закупленных в Италии или в Испании. Но потом решила, что это для неё слишком скучно.

В 2013 году Алёна предложила маме попробовать сделать сумку «на продажу». Мама, по специальности технолог и мастер швейного производства, согласилась. Они купили немного материала, Алёна нарисовала несколько моделей. Через три месяца были готовы первые экземпляры изделий.

Анализировать рынок перед запуском Алёна не стала. «Мы просто решили запустить проект и сделали это. Потом уже оказалось, что действительно много людей занимается сумками, и я даже немного расстроилась, что их так много. Но при высоком качестве наша цена – одна из самых низких на рынке. Некоторые даже смотрят на цену и думают, что мы шьём не из натуральной кожи. Но потом они получают заказ и видят, что кожа действительно натуральная», - говорит Алёна.


Начальные вложения в проект составили около 25 000 рублей. Швейные машинки закупать не пришлось, они уже были. Средства были потрачены на закупку кожи и фурнитуры. Начинающая предпринимательница закупала тогда всё в рознице, потому что ещё не знала, где делать оптовые закупки.

Часть денег была вложена в покупку домена. Для сайта нужно было имя, и Алёна придумала бренд «А-Рада». При участии друга-программиста к началу продаж был запущен сайт, но в его раскрутку средства на первоначальном этапе почти не вкладывались.

Искать первых клиентов не пришлось, люди приходили сами «через лайки» знакомых в соцсетях.

Без чёрного никуда

Отличительными особенностями изделий под маркой «А-Рада» стали нестандартные цвета, достаточно простые модели и невысокие цены. Основательница проекта планировала выпускать только цветные сумки, но покупатели внесли коррективы в эти планы. Клиенты начали спрашивать про чёрный цвет, и сейчас практически каждую модель приходится делать «по требованию» в этом цвете. «Если бы мы жили у моря, мы бы все ходили с яркими сумками, но условия Москвы диктуют свои правила», - замечает Алёна.


В разработке моделей дизайнер старается найти баланс между требованиями моды и собственными ощущениями. Особое внимание уделяется подбору цветовых сочетаний. Если прогадать с цветом, сумки потом бывает тяжело продать. Иногда цвет, нравящийся специалистам, не пользуется популярностью у клиентов.

«Раньше бывало, что мы заказывали прекрасную, на наш взгляд, кожу. Но клиенты не разделяли наш восторженный взгляд на материал, и просто не покупали сумки, сделанные из него. Сейчас при выборе цвета мы стараемся обращать внимание на мировые тенденции, и случаев «непопадания в цвет» у нас стало намного меньше», - рассказывает Алёна.

Сумки под брендом «А-Рада» шьются в собственной небольшой мастерской. Так лучше отслеживать качество, и легче оперативно справляться с возникающими трудностями.

На начальном этапе каждая модель сумки делалась в 2-3 экземплярах, сейчас каждая модель отшивается в количестве от 3 до 10 штук. Количество зависит от того, сколько кожи и в каком цвете удаётся купить.

Если модель хорошо раскупают, Алёна дозаказывает нужную кожу, если та ещё есть, и шьёт новую партию. Если кожи нет (а так бывает довольно часто), то покупателям предлагается аналогичный вариант в той же или похожей цветовой гамме.

«Когда нужно подождать ту или иную модель, обычно негатива нет. Конечно, некоторые бывают недовольны ожиданием, но их меньшинство. Обычно люди понимают, что мы всё сами отшиваем, и у нас нет склада с тысячами сумок. Если мы находим материал не в точности такой же, как был, то высылаем клиентам фотографии кожи. Если им всё подходит, они делают заказ. Фактически мы иногда продаём ещё не существующие сумки, но потом их отшиваем и доставляем покупателям», - рассказывает Алёна.

Итальянская кожа для русских сумок

Материал для сумок Алёна закупает в Санкт-Петербурге. Там находится несколько больших складов кожи, которые скупают её оптом на зарубежных заводах. Если закупать материал в Москве, цена будет в два-три раза выше. На поиск надёжных поставщиков ушло около полугода.

Чтобы заказать партию кожи на заводе «под себя», нужно закупить не менее 10 тысяч квадратных дециметров – то есть 100 квадратных метров - материала. Такое количество одного вида кожи в одном цвете для небольшого производства Алёны избыточно. За один раз она закупает 8-10 тысяч квадратных дециметров разных видов и цветов кожи.


Материал используется в основном итальянского и испанского производства. «В России есть хорошая рязанская кожа. Но завод в Рязани продаёт кожу только большими партиями. Если мы увеличим объёмы, тогда, возможно, будет смысл закупать материалы в Рязани», - рассуждает Алёна.

Не спорить с покупателем

На сайте бренда «А-Рада» продаётся около 20 моделей сумок. Цена варьируется в зависимости от вида и размера изделия от 2090 до 6890 рублей. Интернет-магазин принимает около 5-7 заказов в день.

Сезонный спад продаж начинается в мае и продолжается до сентября. Многие потенциальные клиенты разъезжаются в отпуска и на дачи, и им становится неудобно принять доставку сумок. Ситуация улучшается осенью, а перед Новым годом продажи выходят на максимальный уровень. Следующего пика активность покупателей достигает в марте-апреле.

Большинству заказчиков – от 23 до 35 лет, но встречаются и клиенты более старшего возраста. У марки «А-Рада» есть свои постоянные покупатели. Сотрудники уже узнают их по голосу, помнят их имена и предпочтения. Алёна делает таким клиентам небольшие подарки. Впрочем, они тоже в долгу не остаются – дарят в ответ сладости или косметику.


В ситуациях, связанных с выходом сумок из строя, Алёна всегда идет навстречу клиентам. По правилам срок гарантийного ремонта или возврата – две недели. Но она принимает в починку любое свое изделие независимо от того, распространяется ли на него гарантия. Однажды клиенту отремонтировали сумку через год после покупки.

Когда причину недовольства клиента товаром определить сложно, Алёна старается не ввязываться в бесполезные споры. «Однажды девушка, купившая сумку в нашем шоу-руме, решила её вернуть. Через два дня после покупки она сказала, что «по техническим параметрам это вовсе не сумка». Та сумка, которую она купила, была одной из самых хитовых моделей, которая продалась уже более 200 раз, и ни у кого не возникло сомнений в технических параметрах изделия. Мы вернули клиентке деньги. Во избежание негатива стараемся с такими людьми не спорить и не вступать в дискуссию», - вспоминает Алёна.

Доставка

В первое время заказы по Москве развозила сама Алёна – у неё не было возможности нанять сотрудников для этой цели. Сейчас московские заказы привозят клиентам курьеры. Доставку в регионы осуществляют две курьерские службы, с которыми сотрудничает «А-Рада». В отдаленные уголки страны, где курьерские службы не работают, посылки отправляются «Почтой России».

По почте сумки отправляются покупателям только после 100% предоплаты. Алёна пробовала доставлять свои товары через «Почту России» наложенным платежом, но от этого способа пришлось отказаться. Доставка (с учетом комиссии за перевод денег) обходится в два раза дороже, чем курьерскими службами, к тому же бывали случаи невостребованных заказов. Сумка могла больше месяца путешествовать по стране, предпринимательница теряла деньги и время.

Около 40% заказов поступает от московских покупателей. Из других крупных городов по количеству клиентов лидируют Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. Изделия под маркой «А-Рада» заказывают покупатели не только из России, но и из других стран.

«Периодически у нас бывают доставки в США. Но при отправке за границу невозможно предугадать срок доставки. Иногда сумка идет 10 дней, а иногда – 2 месяца, и непонятно, где её искать. Недавно меня очень порадовала доставка в Ирландию. Бывает, отправляем сумки в какую-нибудь страну вроде Кувейта. Подобные заказы очень удивляют и радуют», - признаётся Алёна.

Продвижение

Заказы на изделия под маркой «А-Рада» принимаются через сайт. Также у бренда есть группы в

    Решите, как вы хотите заниматься сумками - в качестве хобби или в качестве профессии. Можно делать и то, и другое: например, шить сумки в свободное время, а затем продавать их, чтобы заработать немного денег.

    Отточите свое швейное мастерство. .

    Начните шить сумки по выкройкам . Попробуйте сшить кошелек из джинсовой ткани, сумку-тоут, мешок со шнурком. Обратите внимание на то, как из отдельных элементов выкройки получается законченное изделие.
  1. Попробуйте сшить не совсем обычную сумку. Переработанные материалы или материалы, которые используются непривычным для них образом, могут сделать сумку действительно уникальной. Что же можно превратить в сумку?

    Переходите к более сложным элементам . Научитесь вшивать молнии, кнопки, липучку и другие застежки. Освойте создание подкладки, дна сумки и трехмерных форм. Научитесь пришивать карманы разных видов и ручки.

    Изучайте, как устроены сумки всех видов. Рассматривайте чемоданы, рюкзаки, сумки через плечо, маленькие вечерние сумочки, ланч-боксы, сумки для подгузников, кошельки для монет, вязальные сумки и все прочие разновидности сумок.

    • Как они скроены?
    • Какие стили они отражают?
    • Какую функцию они выполняют?
    • Чего в них не хватает и чем они неудобны?
  2. Научитесь создавать особые формы . Возьмите ненужный лоскут ткани и попробуйте складывать и сшивать его разными способами, чтобы понять, какие сочетания выглядят лучше всего. Не забывайте давать отпуск на шов. Купите в магазине секонд-хенд любую простую сумку и распорите ее, чтобы понять, как она выглядела в качестве выкройки.

    Проанализируйте то, как вы используете те сумки, которые у вас есть . Подумайте, какие сумки вы предпочитаете и почему. Попросите друзей показать свои сумки (это может оказаться слишком личной просьбой, поэтому не будьте слишком настойчивы). Обратите внимание на то, что люди носят в сумках. Стоит ли вам добавить карман для мобильного телефона? А внутренний карман для личных вещей? Стоит ли делать большим отделение для книги или ноутбука?

  3. Изучите различные типы моделей сумок, украшений, деталей . Большинство сумок имеют схожий крой, и друг от друга их отличают лишь модные детали. Проанализируйте то, как различные материалы и цвета меняют стиль, вид и образ сумки. Что делает сумку уникальной? Сравните разные сумки и поэкспериментируйте со следующими элементами.

    • Форма. Сумки бывают совершенно разными: от узких вытянутых до коротких и широких. Как форма сумки влияет на ее удобство и внешний вид?
    • Цвет. Ткань, кожа и другие материалы бывают самых разных цветов. Материал можно красить, можно оставлять в его естественном виде, комбинировать разные цвета и подчеркивать ими форму.
    • Рисунок. Здесь нет никаких ограничений. Рисунок может быть геометрическим, цветочным, броским, мягким. Рисунок может также создаваться кроем и обработкой материала сумки.
    • Материал. Материал - важнейшее составляющее сумки, поскольку он влияет на ее внешний вид, удобство обращения с ней, вес и фактуру.
  4. Начните продавать сумки, которые вы шьете . Попробуйте выставить их на продажу в интернете или на специлизированных ярмарках. Так вы заработаете деньги, узнаете, что люди думают о ваших изделиях, и вас заметят. Прислушивайтесь к своим клиентам и обдумывайте услышанное, особенно если что-то вы слышите не один раз и от разных клиентов.

    • Если вы рассматриваете сумки в магазине, обратите внимание на людей, которые делают то же самое рядом с вами. С какими сумками они пришли? Какие сумки им нравятся? Какие сумки они берут в руки, чтобы рассмотреть, и затем ставят на место? Что они говорят об этих сумках тому, с кем пришли?
    • Отправляйтесь за новой сумкой с любым из своих друзей, кто согласится взять вас с собой, и понаблюдайте за тем, на какие сумки будет обращать внимание этот человек и почему.
    • Не забывайте учесть то, насколько хорошо будет носиться сумка, если она рассчитана на ежедневное использование. Как она будет выглядеть, если запачкается? Сможет ли материал прослужить несколько лет и износиться красивым образом? Износ добавляет некоторым материалам (например, коже и парусине) шарма, другие же материалы просто трескаются, царапаются и приобретают потрепанный вид.
    • Начните сами пользоваться своими сумками. Анализируйте, что вам нравится и что не нравится в них. Это также позволит вам продвигать свои сумки, если вы планируете продавать их.

    Предупреждения

    • Неизвестных дизайнеров гораздо больше, чем известных. Прежде чем начать заниматься сумками профессионально, подумайте о том, чтобы иметь запасной источник дохода.
    • Не удивляйтесь, если люди начнут сравнивать цену на ваши сумки с ценой сумок массового производства, которые можно купить в любом крупном магазине. Люди могут не говорить об этом явно, но вы всегда поймете это. Мягко напомните им, что, покупая сумку у вас, они оставляют деньги в своей стране, в то время как массовые сумки шьются в странах с дешевой рабочей силой, и кроме того, ваши сумки - это уникальное дизайнерское решение. Укажите на то, что выделяет ваши сумки среди прочих - это может быть дизайн, конструкция, особые материалы и так далее. В то же время, не выдавайте своих профессиональных секретов - конкурента, скрывающегося за маской обычного покупателя, обычно сложно опознать.

Молодая мама Полина Пяткина решила заработать на потребности людей в самоидентификации. Ее проект BagMaker позволяет модницам самим создавать модели сумок или чехлов для ноутбука.

«У меня есть подруга , которая не считает купленную вещь своей, пока как-нибудь ее не трансформирует», — делится Полина Пяткина, генеральный директор ООО «Ф. Джин» (компания выпускает сумки и аксессуары из искусственной кожи под брендом f.gene (от англ. fashion gene — модный ген).

Год назад Полина вместе с Натальей Шкиртиль запустили интернет-магазин, где продают свою линию сумок для ноутбуков. Особенность их подхода в том, что внешний вид модели трансформируется по желанию хозяйки. Это происходит за счет сменных накладных кармашков.

Идея, на проработку которой ушло 1,5 года и миллион рублей (поиск оптимальной конструкции крепления сменного кармана, разработка модели сумки, работа с дизайнерами и партнерами по производству), выстрелила. Прошлый год компания "Ф. Джин" с десятью штатными сотрудниками закончила с оборотом 2 млн рублей.

В этом году предпринимательницы решили довести идею персонализации до предела и заодно поднять уровень продаж на 25-30% (сейчас продают две сумки в день). Для этого они запустили на сайте раздел BagMaker . Он работает как конструктор.

За основу берется несколько компонентов сумки, которые можно менять: корпус, ручки, подкладка, декоративный карман. На свой вкус покупатели подбирают размер, цвет и форму этих деталей. В будущем от них будет зависеть и декор кармана.

"Сейчас многие стремятся персонализировать вещи и через это самовыражаются. Расписывают домашнюю мебель, создают этикетки для напитков, собирают пазлы с портретами любимых питомцев, записывают альбомы, поедают шоколадки с изображениями друзей. А мы даем поучаствовать в создании сумки своей мечты», — комментирует набирающий силу тренд к самовыражению Полина Пяткина. На пошив сумки или чехла для ноутбука уходит 10-15 дней. Заказ выполняют пять швей. По России вещи клиентам компания доставляет через курьерскую службу EMS.

"Раздел на сайте , позволяющий принять участие в заказе продукта, привлекает внимание. Клиенты интересуются новыми возможностями, но редко заказывают сами, предпочитают звонить. В нашем случае этот раздел не стал самостоятельным каналом продаж", — говорит Катерина Набиркина, менеджер по работе с клиентами компании "Пряников и Печенькин". Ежемесячно страницу "создай свое печенье" на сайте компании посещают 300-400 человек. При этом воспользовались формой заявки единицы.

Я был далек от дизайна. Я интересовался модой, аксессуарами. Мне нравились кожаные вещи. Но у меня никогда не было мысли о том, что я буду профессионально этим заниматься.

Антон Евгеньев , создатель петербургской компании Two-Ta рассказал бизнес-порталу "Честнок" о своем опыте раскрутки и продвижения бренда сумок и аксессуаров из кожи.

Сейчас я руковожу компанией, которая производит и продает сумки и аксессуары из натуральной кожи на собственной мануфактуре в Санкт-Петербурге. Мое знакомство с миром производства и дизайна началось, когда я встретил свою теперь уже жену, Таню. Она дизайнер, и на тот момент она уже работала в модном доме, где отвечала за направление сумок и аксессуаров.

Таня с детства шила и занималась рукоделием. Через год после нашего знакомства она собиралась ехать учиться в институт дизайна Хельсинки (Университет Аалто). Я решил приостановить свою учебу и поехать с ней.

Мы отправились в Финляндию и в течение восьми месяцев учились графическому дизайну и дизайну кожаных сумок. В высших учебных заведениях Финляндии очень хорошая производственная база: на каждом отделении в Университете дизайна есть самое современное оборудование, которое можно освоить в процессе учебы. Пока мы учились, у нас возникла идея заняться производством аксессуаров. У меня всегда лежала к этому душа.

Когда вернулись домой, Таня вышла на старую работу, после чего мы пошли поработать на одну из старых фабрик Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть на технологии и на производство в промышленных масштабах. Позже мы начали своё дело.


О первых шагах
Наш стартап выглядел так: мы запустили группу Вконтакте (она, кстати, существует до сих пор). У меня было накоплено 40 тысяч рублей, у Тани дома стояла швейная машинка, и тогда мы наивно полагали, что этого будет достаточно, чтобы делать сумки.

Мы начали с индивидуального пошива: предлагали делать людям все, что им заблагорассудится. Это были друзья и знакомые, которые знали, что мы умеем шить сумки, и просили сделать аналоги дорогих моделей, которые видели в витринах магазинов. Года полтора мы нарабатывали опыт: изучали западные ресурсы, видео, старые американские книги по производству. На таких заказах мы зарабатывали достаточно денег, чтобы обеспечить себя. Постепенно мы обрастали оборудованием, которое в один момент перестало помещаться в комнате. Тогда мы и приняли решение, что пора расширяться.

Мы начали делать свои модели
В 2010 году мы арендовали свою первую мастерскую на старой обувной фабрике, оставшейся с советских времен. С этого момента все пошло в правильном ключе. Наше производство, которое с тех пор многократно увеличилось, до сих пор находится в том же районе. С выбором места мы не прогадали: с нами стали делиться опытом зрелые люди, профессионалы, которые много лет работали на производстве.

У нас постепенно росла клиентская база: многие видели сделанные нами аксессуары у друзей и знакомых и спрашивали, откуда такое. Мы по-прежнему вели группу Вконтакте. Мы всегда переживали, если что-то не получалось, и стремились выжать максимум из своих возможностей, чтобы вышел хороший результат. Людям нравилось, и они рекомендовали нас друг другу. Мы не делали никакой рекламы и всегда радовались новым клиентам и новым заказам.

Параллельно мы стали разрабатывать линейку собственных моделей: то, что нам заказывали, нам самим нравилось не всегда. Мы любим спокойные линии, лаконичность и классику, сдобренную хорошей долей современных трендов. И по сей день мы все вещи придумываем вдвоем. Я больше занимаюсь мужской линейкой, Таня — женской. Четкого разделения нет, и мы всегда советуемся по поводу дизайна.

Мы показали свои модели в группе Вконтакте, и были очень рады, когда людям понравилось: дело в том, что мы долго не относились к этому занятию как к чему-то серьезному, делу всей жизни. В тот момент мы стали понимать, что у нас получается! Дальнейшая история подтверждает правильность выбранного пути: спрос на нашу продукцию постоянно идет вверх. Это не резкий, но вполне стабильный рост.