Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Аккош» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
В мире материалов
(ознакомление с окружающим миром)
Воспитатель 1 категории Мавлитова Эльвира Фаритовна
Азнакаево, 2015
Программные задачи:
Учить детей узнавать материал, из которого сделан предмет.
Познакомить с процессом изготовления изделий из металла, стекла, дерева.
Учить детей проводить элементарные опыты, делать выводы.
Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах материалов.
Развивать умение различать качества и свойства разных материалов путём сравнения.
Развивать мышление, речь, интерес к познавательной деятельности.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к вещам.
Методы и приёмы: рассказ, беседа, показ, сравнение, объяснение, обсуждение, элементарные опыты, дидактические игры, наглядный метод.
Оборудование: изделия из дерева - матрёшка, игрушечный стул, свистулька; изделия из металла - ложка, колокольчик, машина; изделия из стекла -ваза, стакан, лампочка; ноутбук, ширма.
Программное содержание:
1.Вступительная часть.
Ребята, какое ваше настроение?
Отличное!
Вы хотите узнать нового и интересного о стекле, металле, дереве?
Да.
Тогда отправимся в страну Мастеров и узнаем, чем же они там занимаются?
2.Путешествие в страну Мастеров.
(Открывается ширма, там появляется Король Мастеров).
Король мастеров:
Добро пожаловать в нашу страну. Я вас познакомлю с людьми, которые творят чудо.
Остановка Город Стёкол. (Рассказ Короля Мастеров).
Здесь мастера стекло делают из песка, но только не из обычного, которого много в песочнице на участке, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до очень высокой температуры, он расплавится, станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму, а затем остудить и охлаждённое стекло сохранит её. Из жидкого стекла можно штамповать самые разные предметы (стаканы, вазы, чашки).
Из жидкого стекла можно выдувать разные формы. Люди, которые это делают, называются стеклодувами. Они опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму (например, вазы).Жидкое стекло можно резать специальными ножницами-вырезать разные украшения (например, цветок для вазы, ушки для стеклянных фигурок животных).(Показ слайдово изготовлении изделий из стекла).
Остановка Город Металлов.
Здесь живут мастера, которые творят чудеса из металла. Мастера расплавляют металл в больших жарких печах. Жидкий металл разливают в нужные формы; когда этот металл, который называется « чугун», застынет, из него получатся сковородки, вагонные колёса и др.Чугун-очень крепкий металл, но он плохо гнётся и от сильного удара может расколоться.(Показ слайдов о изготовлении изделий из металла).
Остановка Город Дерева.
В этом городе
из дерева строят железнодорожные вагоны, речные суда и лодки. Почти всю мебель, многие музыкальные инструменты, ящики радиоприемников и телевизоров делают из дерева. Древесина нужна для изготовления ученических ручек и карандашей, инструментов, игрушек и множества самых разнообразных вещей.
Древесина - выгодный и дешевый материал. По весу она легче многих других материалов, прочна, легко и хорошо обрабатывается, окрашивается и соединяется при помощи клея, гвоздей, болтов и шурупов. Деревянные сооружения хорошо удерживают тепло и защищают от звуков. (Показ слайдов о изготовлении изделий из дерева).
Воспитатель:
Спасибо вам за ваше путешествие и за интересный рассказ.Наши дети очень многого узнали о вашей стране и о мастеров своего дела.
Король Мастеров:
До свидания, пусть мой рассказ будет полезным знанием для вас. Мы рады видеть вас всегда в нашей стране. (Ширма закрывается).
3.Определение материала, из которого сделан предмет.
Перед детьмина столе лежат предметы: ваза, стакан, лампочка, ложка, машина, колокольчик, матрёшка, игрушечный стул, свистулька.
Воспитатель:
Дети, скажите, из чего сделаны эти предметы и какие они?
Дети:
Это стакан, сделан из стекла, он стеклянный.
Это стул, сделан из дерева, он деревянный и т.д.
4.Физминутка «Улыбнитесь».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
5.Сравнение материалов.
Воспитатель опускает в стакан шарик. Спрашивает, как дети догадались, что в стакане?
Дети:
Стекло прозрачное.
Воспитатель:
А теперь скажите, что на железной кружке?
Дети:
Не видно.
Воспитатель:
Значит, изделия из металла непрозрачные.
Воспитатель:
Если стакан бросим на пол, что будет?
Дети:
Разобьётся. Стекло хрупкое.
Воспитатель:
А если ложку или матрёшку бросить на пол?
Дети:
Они не разобьются. Они прочные.
Воспитатель:
Потрогайте руками стекло и дерево, что тёплое, а что холодное?
Дети:
Стекло холодное, дерево тёплое.
Берём ёмкость с водой. Дети кладут предметы на воду (ложка деревянная и железная). Смотрят, какой из них тонет и какой не тонет.
Дети:
Деревянная ложка не тонет, а железная ложка тонет.
Вывод: Стекло - хрупкое, водонепроницаемое, прозрачное. Металл- прочный, тяжёлый, гладкий. Дерево – прочное, лёгкое, не тонет.
6.Игры на определение нужного материала и предмета.
Игра «Узнай по звуку».
Все предметы находятся за ширмой, рядом с воспитателем. Воспитатель поочерёдно извлекает звуки из предметов. Дети должны назвать материал, из которого сделан предмет.
Игра «Что лишнее?».
Карточки с изображением четырёх предметов; три предмета изготовляются из одного и того же материала, а один-из другого(например, ваза, зеркало, флакон, карандаш).
Игра «Где твоё место?».
Каждый ребёнок загадывает, каким предметом рукотворного мира он будет в игре. Воспитатель называет одно из свойств и качеств любого материала и действие, которое должны выполнить дети. Например: «Если материал, из которого вы сделаны, утонет в воде, - похлопайте в ладоши», «Те, кто боится упасть на пол и разбиться, встаньте около меня» и т.д.
7. Заключительная часть.
Воспитатель:
Дети, о чём мы с вами говорили, что нового узнали?
Дети:
Узнали, как изготавливают изделия из металла, дерева, стекла. Сравнивали материалы, делали опыты, научились определить качества предметов.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в второй младшей группе «Едем, плывем, летим»
Цели: Обогащать представления детей о транспортных средствах. Развивать умение классифицировать виды транспорта (водный, воздушный, наземный) Закрепить знания правил дорожного движения. Воспитывать познавательный интерес.
Словарная работа: пешеходный переход, наземный, водный, воздушный транспорт
Материал: картинки (виды транспорта) три плаката: воздух, вода, земля, сюжетные картины, большой макет пешеходного перехода, маленькие картинки-фото с разными видами транспорта.
Ход занятия.
Когда живётся весело, что может лучше быть и ссорится не нужно и можно всех любить. Ты в дальнюю дорогу возьми с собой друзей они тебе помогут и с ними веселей.
Ребята, отгадайте загадки:1-Что за чудо, едет дом, окна светлые кругом, обувь носит на резине и питается бензином. (автобус) 2-Летит железная птица, а внутри народ сидит меж собою говорит. (самолёт) 3- Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. (поезд)
Приглашаю в картинную галерею (на доске картинки всех видов транспорта)
Приходит Чебурашка, просит показать дорогу в картинную галерею. А мы как раз туда идём. Дети приглашают Чебурашку пойти с ними.
Дети рассматривают и называют транспорт. Ребята, как одним словом можно назвать (транспорт)
Как думаете, зачем нужен транспорт (чтобы ездить, перевозить груз)
На каком транспорте удобнее передвигаться? На каком транспорте
быстрее? Транспорт бывает 3х видов: Наземный-он передвигается по земле, назовите его.
Водный-передвигается по воде, назовите водный транспорт. Воздушный-передвигается по воздуху,
назовите воздушный транспорт. (дети называют виды транспорта)
Предлагаю распределить транспорт по видам:разложить картинки-вода. земля, воздух.
Физминутка «На чём передвигаемся»-иммитировать движение поезда, самолёта, лодки.
Хотите отправиться в путешествие? Предлагаю поехать на автобусе, потому что можно многое
увидеть по пути. строим автобус из стульев.
Какие правила поведения в автобусе знаете (нельзя ходить во время движения автобуса, громко разговаривать)
На мольбертах выставляю картины, слева и справа от автобуса.
Что видите справа из окна, слева. (рассказывают что на картинах)
Приехали, нам надо перейти дорогу. На дорогах с давних пор есть хозяин-светофор.
Беседа о правилах дорожного движения. Я начну, вы не зевайте, хором дружно отвечайте:
Загорелся красный свет – пешеходам хода (дети «нет»,
Желтый – значит (дети «подожди»,
А зеленый свет – иди!
давайте с вами поиграем:
Если будет красный свет,
Говорите «хода нет! »
Желтый – будете молчать,
Зеленый – ножками стучать. Поочередно показываю детям сигналы на светофоре.
Кто-нибудь из вас видел на дороге короткие белые полоски? А что они обозначают? Кто знает, как называется это место? (Пешеходный переход или еще по другому его называют «зеброй»). Для чего он нужен? Молодцы! Для обозначения пешеходного перехода, есть специальный дорожный знак, который так и называется «пешеходный переход».
Переходим дорогу по пешеходному переходу. Вот мы и вернулись в детский сад.
Понравилось путешествовать? На каком транспорте мы путешествовали? Какие виды транспорта вы знаете? Чебурашка прощается, благодарит за интересное путешествие и на память дарит фото с разными видами транспорта.
©Дыбина О. В., 2010
©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2010
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()
Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающей жизни. Пособие включает в себя планирование работы, занятия, игры-занятия, дидактические игры.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников, содержание работы представлено темами. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогу возможность проявить при планировании занятий творчество, включить в них вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для него и детей.
Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в рабочей тетради Дыбиной О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В средней группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты занятий, игр-занятий, игр, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей средней возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится два занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства “Лада”» г. Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
Программное содержание.
Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.
Материал.
Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, формы, размера, частей, функции и т. д.
В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит с собой и показывает ребятам свою любимую игрушку.
Педагог спрашивает у Незнайки, что это за игрушка, какая она, что у нее есть, для чего она нужна, из чего сделана и кто ее сделал. Незнайка рассказывает о своей игрушке.
Затем Незнайка спрашивает у детей, какие у них любимые предметы. Педагог предлагает ребятам найти в группе любимые предметы, принести их Незнайке и рассказать о них.
Воспитатель показывает детям подсказку (алгоритм) для описания предмета и описывает свой предмет, например: «Это – игрушечная машина, у нее есть кабина, кузов, четыре колеса; на ней можно перевозить груз; машина сделана из дерева, относится к рукотворному миру».
Дети по очереди описывают свои любимые предметы.
Игровое задание считается выполненным, если все предметы описаны правильно.
Варианты усложнения занятия
1. Предложить детям выбирать для описания предметы определенной группы: игрушки, посуда, мебель, одежда.
2. Ребенок рассказывает о своем любимом предмете, не называя его, а остальные дети отгадывают.
Программное содержание.
Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал.
Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.
Предварительная работа.
Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.
Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спрашивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой.
В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница.(Матрешка)
Программное содержание.
Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.
Программное содержание.
Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната.
Воспитатель показывает детям письмо от Петрушки и читает его. В письме Петрушка сообщает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Но Петрушка запутался в орудиях труда, необходимых для выполнения заданий, и просит ребят помочь ему.
Воспитатель показывает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет задание: нужно взять одну картинку, посмотреть на нее внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользуются и для какого труда он нужен, а потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос используют для чистки ковра, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно отобрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать в письме Петрушке, какие предметы ему понадобятся для выполнения заданий бабушки.
Программное содержание.
Развивать умение группировать предметы по назначению; совершенствовать координацию и точность движений.
Материал.
Картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопата, лейка; цветочный горшок; кукла Петрушка; ширма.
В гости к детям приходит Петрушка и приносит картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопату, лейку и цветочный горшок.
Педагог. Ребята, посмотрите и назовите, что принес Петрушка? (Грабли, лопату, лейку, цветочный горшок.)
Как вы думаете, зачем все это Петрушке? (Петрушка будет трудиться.)
Грабли относятся к природному или рукотворному миру? (К рукотворному.)
А лопата? (К рукотворному.)
А земля? (К природному.)
А лейка? (К рукотворному.)
Давайте посадим какое-нибудь растение и Петрушку научим делать это. Сначала нужно полить землю, затем вырыть ямку, посадить растение, присыпать землей и еще раз полить. А теперь скажите, какими орудиями труда мы пользовались и для чего каждый предмет предназначен. (Лейка, чтобы поливать; лопата, чтобы копать; грабли, чтобы рыхлить; земля, чтобы в ней все росло; солнышко, чтобы все согревало.)
Теперь нарисуйте предметы, необходимые для труда, а мы с Петрушкой посмотрим, кто лучше нарисует.
Дети приступают к рисованию.
Программное содержание.
Формировать умение детей классифицировать предметы по назначению; закреплять названия профессий; воспитывать интерес к работе садовника, повара, врача, столяра, портного.
Материал.
Картинки с изображением Петрушки в виде садовника, повара, врача, столяра, портного. Предметные картинки (орудия труда и несколько лишних предметов).
Педагог. Вы уже знаете, ребята что наш друг Петрушка уехал к себе домой в сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал много интересного о людях разных профессий и даже захотел работать вместе с ними. Так как я не скоро приеду к вам, посылаю картинки, на которых художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу работать».
Как вы думаете, кем работает Петрушка? (Показывает картинку.) Правильно, здесь он – врач. А здесь кто? (Повар.)
Кем изображен Петрушка на этой картинке? (Он садовник.)
Как вы догадались? (Он сажает цветы.)
На этой картинке Петрушка – портной, он шьет одежду для детей и взрослых. В руках у него сантиметр, с помощью которого можно узнать, сколько нужно ткани на брюки или юбку. Кто изображен на этой картинке? (Столяр.)
Петрушка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые ему для работы. Я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен Петрушке этот предмет для работы или нет.
Если ребенок правильно называет предмет, воспитатель отдает ему картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок. Игра рассчитана на пять игроков.
Возможен вариант усложнения игры: дети, которые уже знакомы с игрой, могут играть самостоятельно по 1–2 человека.
Программное содержание.
Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.
Дети. Это стихотворение о друзьях.
Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они друг за дружку
Горою стоят».
Их двое, а кажется -
Топает взвод,
Когда подготовка
К сраженью идет.
Жуков изучают,
Сидят у реки,
И очень охотно
Едят пирожки.
Один завздыхает
Вздохнет и другой.
Один зачихает
Чихнет и другой.
Они не дерутся
Почти никогда,
Ведь драка – не спорт,
Борьба – это да.
Где первый,
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
Ребята горой!
Программное содержание.
Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.
Материал.
Большая картинка «Клоун рисует»; маленькие картинки с изображением инструментов и материалов для рисования.
К детям в гости приходит Петрушка, достает из папки большую картинку «Клоун рисует» и просит ребят рассказать, что на ней изображено.
Затем Петрушка показывает маленькие картинки и просит детей помочь ему подобрать инструменты и материалы для рисования. Дети отбирают картинки с инструментами и материалами для рисования, называют предметы, рассказывают, как их используют и для чего они нужны. Картинки с изображением предметов, не соответствующих заданию, дети откладывают в сторону.
Для того чтобы Петрушка мог правильно использовать инструменты и материалы для рисования, воспитатель предлагает детям разложить картинки на три группы:
1) инструменты для рисования красками;
2) инструменты для рисования карандашами;
3) инструменты для рисования мелками.
Дети объясняют, почему отнесли предметы к данной группе. Игровое задание считается выполненным, если ребята правильно классифицировали предметы.
Затем воспитатель организует игру «Найди пару» с целью закрепления умения определять назначение и функции предметов. В игре используются картинки с изображением предметов, выполняющих одинаковые и разные функции.
Педагог. Ребята, вчера вечером мне принесли посылку и письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Письмо пришло от ребят из другого детского сада. Они предлагают нам поиграть в игру «Найди пару» и описывают ее. А что в посылке? Здесь конверты с картинками. В каждом конверте четыре картинки, на которых изображены предметы. Все предметы выполняют какие-то функции. Что значит «предмет выполняет какую-то функцию»? (Ответы детей.)
С помощью воспитателя дети объясняют, что делают с помощью данного предмета, как его используют. Затем дети называют предметы, изображенные на картинках, и рассказывают об их функциях.
Воспитатель раздает ребятам по одной картинке.
Педагог. Послушайте задание: за первый стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для переноски тяжестей, за второй стол сядут дети, у которых картинки с предметами для рисования, за третий стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для освещения комнаты. Теперь поднимите картинки, на которых нарисованы предметы, помогающие учиться, а затем картинки с изображением предметов, помогающих трудиться. Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Программное содержание.
Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
Материал.
Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятельности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага.
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они свой детский сад; нравится ли им играть, заниматься, трудиться; много ли у них в детском саду друзей.
Предлагает ребятам сделать фотомонтаж о детском садике на общем стенде. Обращает их внимание на фотографии, просит найти среди них фотографию здания детского сада.
Вместе с детьми размещает фотографию здания детского сада на листе ватмана и приклеивает ее.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и уточняет, что каждый ответ представлен на фотографии. Обращает внимание на то, что после каждого ответа они должны найти нужную фотографию и приклеить ее на общем стенде.
По ходу беседы с детьми все фотографии педагог приклеивает на лист ватмана.
Вопросы к детям:
– Чего в детском саду много? (Групп, детей, взрослых, игрушек и т. д.)
– Много групп – это хорошо или плохо?
– Какая наша группа? (Большая, светлая, красивая, уютная и т. д.)
– Что делают ребята в группе? (Играют с игрушками, читают книги, ухаживают за цветами, занимаются и т. д.)
– Какие помещения, кроме групповых комнат, хорошо вам знакомы? (Музыкальный и спортивный залы, кухня, медицинский кабинет и т. д.)
– Люди каких профессий работают в детском саду? (Воспитатели, повара, медицинская сестра, заведующий, музыкальный руководитель, плотник, сторож и т. д.)
– Какую работу выполняет воспитатель? Помощник воспитателя? Повар? Работник прачки? И так далее.
– Что вы можете рассказать о воспитателях, поваре, медицинском работнике, помощнике воспитателя? Какие они?
Воспитатель обобщает ответы детей и подводит их к выводу о том, что детский сад большой, красивый, его посещают много детей; в детском саду работают люди разных профессий, их труд значим и важен.
В процессе беседы лист ватмана с фотографиями оформляют цветной бумагой.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе
Тема: «Насекомые»
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Методы и приемы:
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.
Оборудование: предметныекартинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка - гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые - пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Ход занятия:
1.Введение
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки - насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
Ребята, посмотрите, куда же мы пришли? Мы на лесной полянке. (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)
Когда в душистом сосняке,
Присядешь весною на пеньке.
Внимательно вглядись вокруг,
Ты многое заметишь вокруг!
Дети, а кто у нас живет в траве, на цветах, в земле, на деревьях, кустах? (ответы детей).
Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злая ведьма заколдовала нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Воспитатель:
Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? (ответы детей).
Воспитатель:
А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от злой ведьмы: «Нужно отгадать загадки и найти картинки - отгадки».
2.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
А паук - это насекомое?
Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)
Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
Назовите вредных насекомых.(Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комар.)
Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
3.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
Ой, какой от лапок гром!
4. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Воспитатель:
Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.
5. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить бабочек по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:
Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:
Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:
А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по - другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:
Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:
А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:
По размеру. Воспитатель:
Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:
Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:
Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:
Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:
Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:
Кто появляется из яйца? Ответы детей:
Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:
Что делает гусеница? Ответы детей:
Она питается листьями и растет. Воспитатель:
В кого она превращается? Ответы детей:
Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:
Кто выходит из куколки? Ответы детей:
Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:
Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
7.Физкультминутка - координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
8. Рассказы детей по цепочке:
9. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
Вам понравилось быть насекомыми?
А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
Какая игра вам больше всего понравилась?
Вы все сегодня были молодцы!
10. Релаксация. «Порхание бабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы ле-жите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази-те себе, что вы — легкие бабочки с большими и краси-выми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это кры-лья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Лег-кий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз-вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
Тема: Ознакомление детей с декоративно - прикладным творчеством - «Народная игрушка» (филимоновская, дымковская и каргопольская игрушка).
Цель: расширение и обобщение знаний детей о видах народной игрушки.
Задачи:
Материалы.
Игрушки: филимоновская, дымковская, каргопольская.
Форма занятий: фронтальная.
Вид: ознакомление с народно-прикладном творчеством.
Ход занятия:
Воспитатель приносит посылку, а там лежит волшебный кубик с рисунками и конверты. (Посылка от девочки Светы.)
Воспитатель: ребята, посмотрите, какая посылка к нам пришла.
(Достает посылку и в ней письмо.)
Воспитатель: Это посылка от девочки Светы и в нем письмо. Она пишет, что нашла у мамы в мастерской игрушки и хочет о них рассказать ребятам в садике, но сама не знает, какая, как называется. Ребята, поможем Свете узнать об этих игрушках?
Дети: да, поможем.
Воспитатель: ну что же бросайте кубик, какая картинка выпадет первой.
Кто на ней изображен?
1 филимоновская игрушка – птичка или лошадка. Ребята, что это за игрушка?
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: ребята, у меня есть волшебный альбом, где все рассказано об этой игрушке. Я вам предлагаю посмотреть. Хотите?(видео ролик)
Дети: давайте.
Воспитатель: Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится возле места, где есть много глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.
Свистульки, звери, птицы, люди - любимое изображение мастеров. Фигурки лепят из красной глины. После обжига их не забеливают, роспись наносят на естественный цвет глины. Орнамент очень прост: это поперечные и продольные полосы зеленого и малинового цветов. Сочетание цвета и формы настолько едины, что каждая игрушка - неповторимое произведение искусства.
Воспитатель: (держит игрушку в руках) это ребята филимоновская игрушка - птичка.
Эта птичка -свистулька умеет очень красиво петь (воспитатель свистит). Вам нравиться?
Дети: да, птичка очень красиво поет.
Воспитатель: а давайте мы попробуем посвистеть (дыхательная гимнастика ФФФФФФФ вдыхаем носом выдыхаем произнося звук ФФФФФ)
(Если выпала лошадка то (дыхательная гимнастика тоже, самое иго-го).)
Воспитатель: У нас с вами в руках маленькая птичка- свистулька. Она белая, с красивой росписью – какой? какой рисунок вы можете здесь увидеть?
Дети: зеленые и желтые линии
Воспитатель: из какого материала изготовлена свистулька?
Дети: Свистулька изготовлена из глины. Ребята, а вам понравилась эта игрушка? Ну что, Света думаю много нового узнала про эту игрушку и сможет рассказать своему братику.
Воспитатель: Теперь …… бросай кубик, какая же это игрушка у нас здесь оказалась?
2 дымковская игрушка (барыня или баран)
Воспитатель: ребята, а что это за игрушка такая.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: ну что давайте Свете теперь расскажем про эту игрушку. Эта игрушка из Кировской области.
Ребята, как вы думаете из чего она сделана?
Дети: Она сделана из глины.
Воспитатель: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился синий дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и давай свистеть – зиму прогонять, весну звать.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть «дымковскими».
Воспитатель: Давайте теперь посмотрим альбом про эту игрушку. Эта игрушка называется дымковская. Давайте скажем вместе.
Ответ детей.
Воспитатель: Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как берёзки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Из чего сделаны эти игрушки? (из глины). Да, сначала их вылепили из глины, затем обжигали в печах, белили, а затем расписывали. Какие цвета использовали художники. Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. Мастера изготавливают свистульки, коней, уток, парные упряжки. Расписывают эти игрушки яркими цветами. (Просмотр видео ролика.)
А какие цвета присутствуют в этой игрушке?
Дети: синий, оранжевый, желтый, зеленый, черный, коричневый.
Воспитатель: Основной рисунок или орнамент этой игрушки - это клетки, кружки и пятна.
Воспитатель: О какой игрушке мы сейчас узнали?
Дети: это дымковская игрушка.
Воспитатель достает дымковскую игрушку, ребята расскажите о ней.
Еще1-2 описательных рассказа составленных детьми.
Ну что же я думаю, Света теперь сможет и о дымковской игрушке рассказать ребятам в садике.
Воспитатель: ну, кто будет теперь бросать кубик?
Вы не узнаете эту игрушку? Откуда она? (каргопольская).
Ответы детей.
Кто изображен на ней?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте я вам о ней напомню. Посмотрим альбом про эти игрушки.
Это каргопольские игрушки. Их привезли из красивого города Каргополя, что стоит на берегу реки Онеги.
Какие цвета использовали мастера?
В каргопольской росписи используется разноцветье. В узорах - большие кресты, круги, овалы, кольца, полоски. Это все символы солнца.
Круг и крест внутри его говорит, что светит солнце на весь вольный свет и все времена года от него зависят.
Круг и рядом с ним дуга- это солнце и луна, день и ночь. Овалы по форме напоминают зерна, полоски- это лучи солнца, растения. (Просмотр фильма.)
Ребята у меня в альбоме есть очень интересные фото (центра берегини) вы знаете, что это за место?
Ответы детей.
Воспитатель: конечно это наша -каргопольская. А какие цвета используем при росписи этой игрушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие мы молодцы ребята, рассказали Свете о народных игрушках: филимоновской, дымковской, каргопольской.
Воспитатель: Ой, посмотрите, там еще один конверт, а что же в нем? (в нем разрезные картинки с игрушками) давайте соберем их и посмотрим, какая там игрушка нарисована?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну что, ребята я думаю, что Света теперь знает, как называются игрушки и сможет о их рассказать своим друзьям в садике.
А мы с вами давайте выберем себе понравившуюся картинку и завтра раскрасим ее дома.