Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века. История костюма

29.06.2019

В Выставка моды 19-го века “Romantic Fashions": часть 1

Девятнадцатый век был волнующей и неспокойной эрой перемен. В это время мода перестала быть сугубо аристократической привилегией, но зато начала играть важную роль в новом социальном порядке.
Эта выставка костюмов 19-го века в Муниципальном музее Гааги демонстрирует костюмы из времени "Гордости и предубеждения", "Джен Эир", "Элин Вере" и "Аббатства Даунтон".

Под катом фотографии с выставки, а вот тизер экспозиции:

Шотландка - очень популярный мотив Нидерландов 1840-1860-х годов. Такая мода пришла, конечно, из Англии, где она символизировала нетронутую красоту преиндустриального шотландского пейзажа. Британия уже испытала на себе неблагоприятные эффекты индустриализации и урбанизации, из-за чего люди стали обращаться к былым временам с ностальгией.
Королева Виктория и её муж принц Альберт были без ума от романтики сельской жизни Шотландии. В 1847-м они купили шотландский загородный дом под названием "Balmoral" и украсили его клеткой. Ковры, стулья, диваны и даже занавески их карет - всё было декорировано шотландкой. Это послужило началом новой волны моды на изделия из шёлка и шерсти с шотландским дизайном. Такой "балморализм" привёл к тому, что многие и многие женщины и даже дети оделись в яркие клетчатые платья.

В 19-м веке этикет и социальный статус волновали народные умы больше, чем что-то ещё. Чтобы избежать недоразумений, приглашения обычно содержали чёткие инструкции по дресс-коду события. Иногда женщины заказывали несколько корсажей для одной юбки, чтобы можно было носить платье в закрытом и открытом вариантах. Такое платье можно было быстро превратить из строгого в декольтированное вечернее.

В то время респектабельные женщины не должны были появляться на улице в одиночку. Считалось неприличным выходить пешком, а в некоторых местах нельзя было появляться ни в коем случае. Если девушка выходила по магазинам или навестить знакомых, её всегда должен был сопровождать родственник, муж, подруга или слуга. В любом случае "шоппинг", такой как мы его знаем, появился только с распространением универмагов и бутиков. В 1882-м в Амстердаме открылся магазин модной одежды Maison Hirsh. Его чайная комната приобрела бешенную популярность как одно из немногих мест, где приличная женщина могла проводить время и встречаться с подругами. Кафе в Голландии были всё ещё эксклюзивно мужскими, леди не могла и носа туда сунуть.

В 1860-х кринолин изменил форму: он больше не был круглым, но стал уже по сторонам и развёртывался веером сзади. Как результат, платья приобрели прекрасные длинные шлейфы. А в 1870-х кринолин уже казался и вовсе старомодным, вытесненный турнюрами.

Одежда у женщин

Можно с полной уверенностью сказать, что женщины Лондона были рабынями моды, ее власть над ними переходила все границы разумного. Модницы Англии следовали моде французской. Мода менялась каждый месяц, поэтому очень сложно уследить за тем, что носили в какой-то конкретный период. При этом следование моде было несколько неразумным и порой приводило к казусным ситуациям и плачевным последствиям. Например, стало модно - закутываться до подбородка, лицо закрывать частым покрывалом или шляпою. В теплую и ясную погоду женщины страдали и едва могли дышать, пот тек у них по лицу и бороздил поддельный румянец, они едва держались на ногах от утомления от сильной испарины, но ничего не могли поделать, мода есть мода, а одеться несоответственно, значит подвергнуться осмеянию. Если какая-нибудь модная красавица первой статьи оденется: плечи и грудь покрыта тончайшим флером, так, что все прелести едва скрываемы, красавица эта появится в обществе и ею восхитятся – назавтра все последуют ее примеру. Часты были и такие ситуации: за окном северо-восточный ветер, а женщина одета легко, по моде, за этим следуют простуды, болезни, а иногда дело кончалось смертельным исходом. Когда в моде было открывать все прелести и грудь, женщины, которые в большинстве своем были обделены большими размерами от природы, прибегали к искусственным средствам, что иногда приводило к довольно забавным случаям. Например, такой: девушка со своим женихом была приглашена на обед к знатной даме. Воздух в зале для приема гостей был сперт и нагрет и несчастная девушка упала в обморок. К ней подбежали другие девушки и естественно, как это водится при обморочном состоянии, расстегнули ей одежду. мгновенно раздались крики девушек – по полу покатились две безупречные груди. Жених, увидев такой обман своей невесты, отказался жениться на ней. По всей видимости, его желание жениться на ней ранее был продиктовано не в последнюю очередь прекрасными формами избранницы.

В моде была роскошь. Она распространялась и на людей среднего и нижнего состояния. Так, что было порою достаточно сложно отличить дочь молочника от дочери милорда.

Как уже говорилось ранее, в моде англичанки подражали француженкам.

Имели место в Англии смешные и странные моды. Например, «мода на талию». Она постоянно менялась. В зависимости от того какая талия была в моде, женщины старались подогнать свое тело к нужным параметрам. Порой модны были такие декольте, что в других странах одетую таким образом женщину могли бы счесть за служительницу Венеры, а что еще хуже, увидев на улице, счесть ее сумасшедшей и отправить в смирительный дом.

Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир. Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным. Главное требование - всего хороший покрой и элегантность. Дамы носят платья в стиле "ампир" – т.е. с завышенной талией и свободной юбкой. Фижмы вышли из моды уже много десятилетий назад, а классические кринолины 19-го века еще просто не появились. Однако на балу соседствуют как привычные белые, так и новомодные цветные платья, которые носят вне зависимости от возраста дамы – бывает, что пожилая леди по-прежнему одевается в белое, а юная девица щеголяет выписанным из Лондона малиновым платьем. То же можно сказать и об отделке – каждая старается украсить себя как ей позволяют вкус и материальное положение. Неизменным остается лишь общий силуэт.

Нельзя не сказать о таком важном элементе женской одежды, как шляпка. В начале века продолжали носить шляпы с высокими тульями и небольшими полями, отделанные перьями, и шляпу "бержер" 18 в. Приблизительно с 1810 г среди фасонов дамских шляп преобладал капор. Этот чуть ли не самый узнаваемый символ Регентства, был популярен до середины 19 века. Девушки часто украшали собственные капоры дома, богатые дамы специально заказывали шляпки в тон определенной одежде. Бархат, кружева и соломка – вот только некоторые из возможностей, доступных леди этой эпохи. Благодаря тому, что их можно было приспособить к той или иной одежде и любому сезону, они не выходили из моды.

Альтернативой шляпе являлся чепец. Их носили и служанки, и хозяйки, и дети, и старые девы. Замужние женщины и вдовы должны были дома и в обществе показываться в чепцах, за исключением событий особенно формальных, таких как балы. Вдовы носили чепцы полностью или частично черные. Единственно, кто их не носил, были молодые девушки, когда они уже были не дети, но еще не старые девы. Носили их главным образом в помещении, а выходя на улицу, часто надевали шляпку прямо поверх чепца – из соображений тепла и удобства.

Платье из материала из Индийских колоний. Тончайший батист с 20 различными рисунками-вышивкми в вид

Бальное платье из голубого шелка с объемной отделкой по низу, 1820 г

одежда у мужчин

Одежда у мужчин

Мужчины не гнались за модой на такой скорости, как женщины Лондона. Это касалось прежде всего мужчин высшего и нижнего состояния. Знатные люди одевались просто, по-мещански. Шелковые чулки, пряжки вместо завязок на башмаках и треугольная шляпа вместо обыкновенной круглой, это были единственные знаки, по которым в обществах отличали знатных людей от других. Например, в итальянскую оперу, в круглой шляпе не пускали. В начале XIX века мужской костюм достаточно радикально меняется - и сам силуэт мужской фигуры становится другим: уходят парики, высокие каблуки, треуголки, "колоколообразные" сюртуки, короткие пышные штаны и т.д. Одежда становится все более практичной и "современной" - минимум излишеств, максимум удобства и элегантности. Деталей не так много, но зато им уделяется исключительное внимание - цепочка для часов, трость, жилет, перчатки, шейный платок... о последнем следует сказать отдельно. Когда на переломе веков стали носить высокие воротнички, шейные платки обвязывали вокруг шеи, завязывали в красивый узел разных видов. Существовало порядка ста узлов, так что было из чего выбрать. Остромодный денди мог завязывать по часу и раскидывать кругом себя неудавшиеся. Разнообразие тканей тоже было большое - батист, муслин, шелк, помимо этого вышитые куски ткани, и шотландка, и ленты с кисточками, и кружево. В 1800-х годах они были практически исключительно белые (особенно формальные, вечерние) или черные, но потом постепенно входили в моду цветные, хотя обычными они стали только к 1840-м годам.

несколько вариантов повязывания шейного платка

Браммелл, лондонский денди

перчатки

Перчатки – еще один непременный атрибут костюма. Их носили и мужчины, и женщины. Браммель, как известно, заказывал перчатки у трех мастеров – один кроил, другой вшивал большой палец и т.д. Джентльмен не считался хорошо одетым, если у него не было лайковых или шелковых перчаток, как правило, белых или очень светлых, к вечернему костюму, замшевых или кожаных днем. Женские перчатки или митенки, также обязательные, были длинными, достигавшими коротких рукавов в 1800-1810 гг.; длиной три четверти для вечерних приемов в 1812 г.; более короткими к 1830 г. Перчатки для дневных платьев были длиной до запястья. В начале века они могли быть яркими, но к 1820-м обычными стали белые или светлые перчатки из лайки или шелка, или черные – для женщин старшего возраста или носивших траур.

Белье

Белье. В начале XIX века в женском гардеробе утвердились панталоны: отделанные кружевом, сначала они достигали лодыжки, а затем укоротились до середины икры. Отличительная особенность кроя первых панталон - раздельные штанины, которые крепились к поясу на талии, оставляя шов на уровне промежности открытым. Сначала панталоны практически полностью копировали аналогичные мужские, но постепенно их крой становился все более женственным.

В эпоху Регентства мужское белье было сравнительно новым изобретением. Джентльмен носил под одеждой хлопчатобумажные шорты, нижнюю рубашку (льняную или муслиновую), а также, что зависело от конкретного человека, и корсет. Принц-регент носил чулки.

Бальные туфли 1800-1830 год. Шёлк, подкладка из льна на клею.

Бальные туфельки 1800 года

Кожаные полуботинки 1812 года

Послереволюционная Франция отличалась от предшествующей эпохи не только политическим строем. Оттесняя платья и прически из сложных конструкций, набирают популярность откровенные полупрозрачные наряды в стиле ампир. Основным ориентиром в моде и в архитектуре XIX века была античность: силуэт, как мужской так и женский становится подобен стройной колонне греческого храма с небольшим украшением наверху и узкими складками по бокам. Новая мода зародилась на балах и собраниях прежней аристократии, чьи родственники были казнены во время революции. Дамы носили красные ленты и бархотки как символический след от гильотины и длинную белую рубашку, подобную той, в которой королева Мария-Антуанетта и ее фрейлины шли на казнь. Их называли merveilleuses – причудницами. Однако вскоре такой силуэт стал модным и среди других дам, в том числе горожанок и жен чиновников. Именно так одевалась возлюбленная Наполеона – Жозефина Богарне.

Платья имели высокую , закрепленную лентой прямо под грудью, от которой спускались длинные полупрозрачные складки до пола. В качестве служили тонкие обтягивающие панталоны телесного цвета (с течением времени они превратятся в современные и колготки), натягивание которых было отдельным искусством. Вместо жестких туфель из кожи на тяжелом каблуке в XIX веке в моду входят тонкие шелковые балетки с длинными лентами, опоясывающими крест накрест ноги до колен по образцу античных моделей.

Мода XIX века стала революционной и в плане украшений. Уходит в прошлое любовь к бриллиантам и золоту, за эталон красоты берется античная камея, которая может быть выполнена из слоновой кости, черепахового панциря или камней – халцедона, опала. Особую популярность приобретают – в память об осужденных на казнь дамах, которым коротко отрезали волосы. Еще одна модная тенденция – кудри или небольшой свободный пучок, перехваченный несколькими лентами.

В 1837 году в Англии наступает период правления королевы Виктории, который продлится более полувека. Молодая чувственная королева проявляла большой интерес к нарядам, и весь двор следовал за ней. Со второй трети XIX века в моду входит романтизм, который характеризуется вниманием к оттенкам собственных чувств, природе, любовью к длинным средневековым одеяниям, плащам, небольшим шляпкам и чепцам с изящными рюшами. Чтобы представить себе моду XIX века достаточно вспомнить «Джейн Эйр» или героинь «Войны и мира». Особо популярной считалась прическа, при которой лицо обрамляли два локона, а основная часть волос зачесывалась высоко наверх и закреплялась в виде пучка, иногда украшенного несколькими лентами или цветами. Чтобы подчеркнуть тонкую талию, помимо пышной юбки, делали широкие рукава и плечи, в которые иногда даже вставлялся каркас из китового уса, таким образом, силуэт дамы становился похожим на песочные часы. Ворот, обильно украшенный кружевами и рюшами, плавно переходил в линию плеч, пышно обрамляя локти дополнительными складками. Украшениям в XIX веке отводилась особая роль – в моду входят медальоны с изображениями любимых или детей, иногда там же хранится прядь волос. Вместо прежних неудобных туфель становятся модными небольшие шнурованные ботиночки с закругленными носками. В качестве верхней одежды приобретают популярность разнообразные шали, муфты и боа, прикрывающие лишь часть пышной юбки.

Благодаря экспансии Англии и Франции в восточные страны, Африку и Индию появляется много экзотических элементов гардероба – тюрбаны, парчовые ткани, яркие украшения из бирюзы и кораллов. Такое количество новых атрибутов не сразу нашло разумное место в европейском гардеробе, часто являясь причиной несуразных и странных образов.

Одно из ключевых достижений моды XIX века – кринолин. В отличие от предыдущих более громоздких и тяжелых конструкций он был сделан таким образом, чтобы в нем можно было легко сидеть, наклоняться и делать сложные фигуры танцев. К необходимым элементам одежды относятся белые кружевные рукава и воротник, которые лишь слегка выглядывали из-под верхней одежды. Дама обязательно носила перчатки, которые допускалось снимать лишь во время обеда, драгоценные перстни и браслеты часто надевались прямо поверх ткани. В XIX веке в моду снова входит корсет, который затягивал талию до 50 – 55 сантиметров, что могло серьезно повредить здоровью его обладательницы.

После смерти своего супруга в 1861 королева Виктория погружается в нескончаемый траур, продолжавшийся практически 40 лет, а вместе с ней и весь двор. Поэтому в конце XIX века в моду входят черный и серый цвета, украшения из черного оникса, мориона и темных оттенков агата. Пышные платья сменяются более спокойными и простыми, пропадает большое количество рюшей и кружев. Дамы среднего сословия одеваются и вовсе скромно, полностью закрывая плечи и шею.

Мария Лев
Женский журнал JustLady

Начало 19 века знаменуется культом античности. В моду вошли туники (шмизы) из муслина или тонкого льняного полотна. А законодательницей этого направления была Англия. Именно ее вкусам подражала Европа 19 века.

Женская мода 19 века

В начале века платья в античном стиле – шмиз – носят с глубоким вырезом и сильно завышенной талией, юбка спадает мягкими длинными складками, плавно переходящими в шлейф. Но мода скоротечна, и уже к 1810 году шлейф исчезает, уменьшается декольте и укорачивается длина платья. Однако эти легкие наряды никак не подходили к суровому климату некоторых стран. И в Европе 19 века появляется мода на с длинными рукавами и уменьшенным вырезом. Также использовались более тяжелые ткани – шелк и бархат.

С приходом на престол королевы Виктории в Англии наступает новый период, который и получил название . В это время происходит возврат к корсетам и широким юбкам. Но некоторые новшества все же в английской моде 19 века были – появился очень пышный рукав, пожалуй, самый пышный за всю историю дамской моды. Силуэт платья стал напоминать песочные часы – пышная юбка на кринолине, узкая «корсетная» талия, пышный рукав. Викторианскую эпоху еще называют эпохой пуританства и в моду второй половины 19 века входят глухие, полностью закрытые женские платья с кружевными воротничками, рюшами, оборками, буфами. Открытыми могли быть только лицо и кисти рук. Хотя выходить на улицу без перчаток и шляпки считалось верхом неприличия.

После кончины Виктории прошла быстрая переоценка ценностей. Значительные перемены произошли и в женской моде. В конце 19 века в моду не только Англии, но и всей Европы входит турнюр. Но на смену ему быстро приходит просто узкое платье с нижней юбкой. Появляется интерес к этнике и гардероб англичанок наполняются нарядами с индийскими мотивами. Обязательным атрибутом становится зонтик, защищавший от солнца – дань моде на бледную, «алебастровую» кожу.

Женское платье - одно из самых удачных изобретений человечества, ведь только оно способно наделить свою обладательницу очарованием, в котором есть особая грация и загадка. Начиная рассказ о том, что собой представляет платье 19 века, следует отметить, что его длина никогда не поднималась выше щиколоток. Укорачиваться этот предмет одежды стал уже в стремительном 20-м веке.

Каким было платье в начале 19-го века

История одежды самым тесным образом связана со стилями, господствовавшими в искусстве той или иной поры. Начало XIX столетия отмечено появлением в Европе стиля ампир. Это название произошло от французского слова «империя» и апеллирует к военным успехам Наполеона, которого буржуазия обожала. От уходящего в историю классицизма ампир отличался большей торжественностью и помпезностью.

Вместо нежных цветовых переливов он предложил выразительные контрасты. А линии костюма напоминали собой высокие стройные колонны. Чтобы сходство было наиболее полным, в изготовлении платьев использовали плотные однотонные ткани с симметричными узорами в отделке. Струящийся силуэт позволяли создать тонкие ткани - газ, муслин, батист, которыми обшивали плотную основу наряда. Пропорции оставались теми же, что и в XVIII веке - высокая талия и прямая юбка в соотношении 1:6. Зато декоративных деталей было намного больше: рюши и оборки, кружева и вышивка. Платье 19 века (начала) имело низкое декольте и рукав-фонарик на манжете. Нередко оно украшалось шлейфом. Дополнением наряда могла быть шаль - шелковая или шерстяная, с бахромой или каймой в виде орнамента.

Как менялся фасон

К началу тридцатых годов 19-го столетия высокая талия стала возвращаться на свое законное место. Царивший в искусстве романтизм воспевал чувственность и «нездешние» миры, а в стиле одежды требовал, чтобы фигура казалась утонченно-хрупкой. Вместо стройной и неприступной античной богини, женщина напоминала теперь легкую изысканную статуэтку. В моду вошли узкие корсеты, платье должно было подчеркивать тонкость талии его обладательницы. Чтобы визуально усилить этот эффект, дизайнеры расширили юбки, которые стали напоминать колокол, и уменьшили их длину. Платье 19 века открыло изящные женские щиколотки и потребовало элегантных чулок в качестве аксессуара. Изюминкой нового стиля стал особенный крой рукава - так называемый gigot («баранья нога»). Рукав был очень широким в плече, и сильно сужался от линии локтя к манжете. Декольте предназначалось для вечерних выходов в свет, днем же дамы прикрывали его косынками, шалями или пелеринками. Платье щедро декорировалось лентами и кружевами.

Платье 19 века: сороковые и пятидесятые годы

В этот период корсеты затягивали талии еще туже, а юбки расширялись за счет обилия нижних слоев. Самая нижняя юбка изготовлялась из конского волоса и плотного льна, так родился термин «кринолин». Длина платьев вернулась к прежней, силуэт рукавов стал не столь вычурным, как десятилетие назад. Украшения на одежде тоже стали сдержанней. В 50-х годах кринолины стали делать из китового уса или даже из стальной проволоки. Они были большими и очень напоминали круглую птичью клетку. Юбки были невероятно широкими. Горизонтальные воланы в несколько рядов украшали их внизу. Вошел в моду белый воротничок и манжеты. Сияющие шелка из Лиона были самым востребованным материалом, из которого шилось и бальное платье 19 века, и изысканный наряд для летней прогулки. Правда, первые дополнялись еще роскошными украшениями.

Турнюры и фижмы

К концу шестидесятых годов силуэты платьев изменились.

Сзади они были объемными и пышными, зато спереди и с боков стали узкими и плоскими. Такой эффект достигался за счет использования накладных элементов - турнюров, которые помещались сзади ниже линии талии. Объем нижней части платья подчеркивался складками ткани на спине. Спереди нижнюю часть платья украшала отделка из вышивки, бантов, кружев или плиссировка. Силуэт казался стройным и сказочно изящным. Изобилие декоративных элементов отличает женские платья 19 века 70-80-х годов. Чем сложнее и изобретательнее украшения, тем лучше. Воланы, фестоны, вышитые жемчугами узоры и т. д. скрывали от глаз естественную фигуру дамы. Лишь одним стилевым исключением из правила стало так называемое платье «принцесса», оно было цельнокроеным и открывало взору натуральные очертания фигуры.

Переходное время

Конец 19-го столетия и начало нового века прошло под знаменем модерна. Эстетика искусственности в моде прошлого уступила место прагматично-естественным силуэтам. Турнюр сменился на трен - длинное, собранное в сборки, полотно позади. Лиф стал более облегающим и узким. Платье в стиле 19 века (конца) имело характерный S-образный силуэт: «голубиная грудь» уравновешивалась пышной задней частью. Постепенно юбки приобретали более простую, клешеобразную форму, ворот платья становился высоким и закрытым. Вспыхнувшая было мода прошлого на рукава «баранья нога» быстро угасла, уступив место простым контурам.

Французский вкус

Законодательницей мод, как и в прежнем столетии, оставалась Франция. Парижские фасоны беспрепятственно «шагали» из страны в страну, не миновав даже ортодоксальной Японии. Дизайнерские разработки галльских кутюрье определяли облик платья 19 века (фото). Англия откликнулась более сдержанными моделями в плане открытых частей тела, Россия строго придерживалась заданных форм. Германия внесла коррективы в предложенные образцы, сообразуясь со своим несколько прямолинейным отношением к действительности.


Бальное платье 19 века

Современники вспоминали, что балами той поры можно было любоваться как античными барельефами или этрусскими вазами. Столь дивными и занятными были женские наряды. Обязательным элементом было декольте: глубокое - у замужних дам, и менее вызывающее - у незамужних. Длинные, переходящие за линию локтей вверх перчатки белого или пышный веер, обувь на устойчивом и невысоком каблуке - детали женского бального костюма. Возраст определял фасон наряда. Молодежь красовалась в изящных невычурных светлого тона платьях, тогда как женщины постарше демонстрировали великолепие дизайнерских изысков во всю мощь. Но в том и другом случае женщина на балу 19-го столетия напоминала изысканно приготовленный бисквитный торт со сливками и кремом.