Много приключений на тех же болотах - II. "Добро пожаловать в Баскервиль-холл, джентельмены". На роль собаки пробовался теленок

01.03.2019
Подлинная история создания "Собаки Баскервилей"



В основу сюжета «Собаки Баскервилей» легли две мистические истории, рассказанные Конан Дойлу его другом Флетчером Робинсоном, с которым он познакомился в июле 1900 года на борту парохода «Бритт», когда возвращались домой из южной Африки. Оба участвовали в англо-бурской войне; Дойл был врачом полевого госпиталя, Робинсон - военным корреспондентом газеты «Дейли-экспресс».


Они очень быстро подружились, а без малого год спустя, в марте 1901, когда вновь встретились в Норфолке, чтобы поиграть в гольф, дружба превратилась в своего рода творческое сотрудничество.



На фото слева Артур Конан Дойл, справа Бертрам Флетчер Робинсон

Все началось с бесед об английском фольклоре. Коротая вечер за графином бренди, журналист поведал «отцу» Шерлока Холмса легенду, которая впоследствии и легла в основу леденящей кровь рукописи, прочитанной доктором Джеймсом Мортимером Холмсу и Уотсону на Бейкер-стрит незадолго до прибытия в Англию сэра Генри Баскервиля, наследника из Канады.




Более чем вероятно, что рассказанная Робинсоном легенда - всего лишь очередной перепев древнего местного предания о свирепой волшебной собаке-волкодаве, известной в Норфолке под кличкой Черный Дьявол. Вторая, не менее жуткая история о злом эсквайре, сэре Ричарде Кейбле, продавшем душу дьяволу и то ли утащенном в преисподнюю, то ли разорваном на куски стаей демонических гончих псов, не издававших, вопреки расхожему поверью, никакого пресловутого «жуткого воя» на болотах, а, напротив, совершенно безмолвных.
После этих рассказов Флетчер Робинсон однажды пригласил друга погостить у его родных в Ипплтоне и, одновременно, собрать материал для новой книги. Судя по всему, «Собака Баскервилей» первоначально задумывалась как совместное творение Конан Дойля и Робинсона.
«Тут, в Норфолке, со мной Флетчер Робинсон, и мы собираемся вместе сделать небольшую книжицу под названием «Собака Баскервилей» - такую, что у читателя волосы дыбом встанут!» - написал Артур Конан Дойл в письме своей матери.




Любопытная деталь - фамилию для преследуемого знатного рода Дойл позаимствовал у Гарри Баскервиля, который был... кучером Робинсона. В марте-апреле 1901 года Гарри, как выяснилось, развозил своего хозяина и его гостя-писателя по Дартмурским окрестностям.
Много лет спустя, в 1959 году, 88-летний Баскервиль заявил: «Дойль писал книгу не один. Большие куски написаны Флетчером Робинсоном, но его заслуги так и не были признаны».
Договорившись о теме и заглавии повести, Дойл и Робинсон расстались, а в апреле встретились вновь, чтобы предпринять поездку по Дартмуру - месту действия будущей книги. Базой им служил дом Робинсона в Ипплпене, возле Нью-Эббота. Отсюда и совершали они вылазки на болота, проникаясь их мрачным духом и намечая места, где, по замыслу, должны были развиваться те или иные события.


Тем временем нехитрый поначалу замысел книги начал сам собой разрастаться и усложняться. Возможно, Конан Дойл только теперь осознал, насколько мощный материал попал к нему в руки, и понял, что для такой оправы необходим бриллиант огромной величины, сильный главный герой, человек, который раскрыл бы тайну. Вот почему он решил вернуть к жизни Шерлока Холмса, семью годами ранее «канувшего в пучину» Рейхенбахского водопада в Альпах, куда его подло столкнул профессор Мориарти, главный преступник Лондона, и иже с ним.
Впрочем, «вернуть к жизни» - не совсем точное, а вернее, совсем не точное выражение. Уж больно не хотелось великому писателю и впрямь воскрешать двух персонажей, некогда вознёсших его на вершину славы, но мало-помалу превратившихся из подмоги в обузу. Внимательный читатель «Собаки Баскервилей» сразу увидит, что действие повести разворачивается до «гибели» Холмса в струях Рейхенбахского водопада.




Ведя лихорадочную исследовательскую работу и создавая своё оказавшееся бессмертным произведение, 2 апреля 1901 года Конан Дойл снова отправил письмо матери, на сей раз из Принстауна, где расположена каторжная тюрьма, из которой бежал злосчастный Селден, павший жертвой страшного пса: «Мы с Робинсоном лазаем по болотам, собирая материал для нашей книги о Шерлоке Холмсе. Думаю, книжка получится блистательная. По сути дела, почти половину я уже настрочил. Холмс получился во всей красе, а драматизмом идеи книги я всецело обязан Робинсону».




Ещё раньше, в марте, Дойл написал издателю журнала «Стрэнд», Гринхау Смиту, и предложил ему новое произведение, особо подчеркнув, что создаёт его в соавторстве с другом, Флетчером Робинсоном, и «его имя непременно должно соседствовать на обложке с моим. И стиль, и смак, и вся писанина - полностью мои… но Робинсон дал мне главную идею, приобщил к местному колориту, и я считаю, что его имя должно быть упомянуто… Если Вы согласны вести дело, я хотел бы, как обычно, получить пятьдесят фунтов стерлингов за каждую тысячу слов». Однако после того как в повесть был введён Шерлок Холмс, гонорар сразу возрос вдвое, причём соавторы должны были получить его в пропорции 3:1.
Но, когда в августе 1901 года в «Стрэнде» началась публикация «Собаки Баскервилей», Робинсона в числе авторов не оказалось вовсе, хотя его имя было упомянуто в сноске на титульном листе. Вот как это выглядело: «Появление этой истории стало возможным благодаря моему другу, мистеру Флетчеру Робинсону, который помог мне придумать сюжет и подсказал реалии. А.К-Д.»

В первом британском книжном издании повести эта надпись была заменена кратким обращением: «Мой дорогой Робинсон, кабы не Ваше изложение легенды Западной Страны, эта история так никогда и не появилась бы. Огромное спасибо за это и за помощь с деталями. Искреннейше Ваш А.Конан-Дойл».




В предисловии к «Полному собранию романов о Шерлоке Холмсе» (1929) Дойл, казалось, и вовсе забыл о полученной от друга помощи: «Собака Баскервилей» - итог замечания, оброненного этим добрым малым, Флетчером Робинсоном, скоропостижная кончина которого стала утратой для всех нас. Это он рассказал мне о призрачной собаке, обитавшей близ его дома на Дартмурских болотах. С этой байки и началась книга, но сюжет и каждое ее слово - моя и только моя работа».

Успех нового произведения превзошел все ожидания. Но тут же по Лондону начали ходить слухи, что Дойл не сам написал эту повесть. Некоторые злопыхатели обвиняли его даже в убийстве истинного автора книги, чтобы тот не смог предъявить свои права на шедевр.

Дело в том, что в 1907 году, то есть через пять лет после выхода книги, 36-летний Флетчер Робинсон неожиданно скончался при довольно загадочных обстоятельствах. По официальной версии, причиной смерти был тиф. Однако в отличие от жертв тифа Робинсона не кремировали, а похоронили на кладбище Святого Андрея (некоторые связывают его смерть с проклятием египетского артефакта The Unlucky Mummy).
Супруга журналиста, Глэдис Робинсон, подлила масла в огонь, заявив сразу после его смерти, что он скончался от пищевого отравления через несколько дней после возвращения из командировки из Парижа.
Некоторые сыщики-любители считают, что симптомы больше похожи на отравление, чем на смерть от тифа. Конан Дойль, по их мнению, отравил друга настойкой опия, не желая делиться гонорарами от «Собаки Баскервилей» или, что более вероятно, боясь раскрытия тайны авторства. Они полагают, что великий писатель уговорил Глэдис, с которой у него, по некоторым данным, был роман, отравить мужа. Не исключено, что миссис Робинсон, кстати, не явившаяся даже на похороны мужа, не догадывалась, что ему дает.





После смерти Конан Дойла эти слухи потихоньку сошли на нет. Но позже, в конце пятидесятых, они возобновились снова.
Как уже я говорил, одна из атак на репутацию Конан Дойла была предпринята в газете «Дэйли экспресс» со стороны настоящего Баскервиля, кучера, давшего фамилию главному герою. В марте 1959 года восьмидесятивосьмилетний Гарри Баскервиль неожиданно заявил, что писал эту повесть не Конан Дойл, а Флетчер, который был у Артура кем-то вроде литературного «негра», да и вообще, мол, большинство произведений о Шерлоке Холмсе написаны Робинсоном.




После новых обвинений со стороны Баскервиля сын писателя Адриан Конан Дойл немедленно вступился за отца. Он выступил с гневным письмом, в котором привел свидетельства того, что Робинсон действительно был автором идеи и придумал все основные линии произведения, но потом по-дружески «подарил» все придуманное своему другу Артуру, полагая, что тот напишет намного лучше.
К сожалению, письмо это хранится в архиве, который недоступен исследователям, и содержание его в значительной части остается неизвестным. Тем не менее, имеющиеся сведения в общем и целом подтверждают правоту Адриана Конан-Дойла. Несомненно, Флетчер Робинсон внес важный вклад в проект, вклад, который Артур Конан-Дойл впоследствии, возможно, значительно принизил. Именно Робинсон подал первоначальную идею (и Дойл признал это в письмах к матери и Гринхау Смиту) и, вероятно, помог разработать детали сюжета, но написана повесть, несомненно, самим Конан-Дойлом.Все сохранившиеся отрывки рукописи выведены его рукой (в том числе и текст легенды о собаке Баскервилей) и почти без помарок. Едва ли такой знаменитый писатель стал бы переквалифицироваться в писца и копировать ранее написанный текст Робинсона - малоизвестного журналиста - чтобы потом выдать этот текст за свое собственное письмо.




За пристальное изучение произведений Конан Дойла взялись эксперты-лингвисты. Но скрупулезная лингвистическая экспертиза в отношении «Собаки Баскервилей» доказать сто-процентное авторство Конан Дойла или Робинсона нее смогла.
Главное достижение Конан-Дойла - возрождение образа Шерлока Холмса, без которого «Собака Баскервилей» никогда не приобрела бы той популярности, которой пользуется и поныне. Возможно, без Холмса этот роман сейчас был бы полузабыт, разделив незавидную судьбу большинства созданных Конан-Дойлом «ужастиков»


Весьма сомнительно, что Робинсон был отравлен Конан-Дойлом, который хотел скрыть подлинную роль его в создании «Собаки Баскервилей» и свой флирт с супругой журналиста. Во-первых, скрывать Конан-Дойлу было нечего: он с самого начала признавал участие Робинсона в работе над книгой, хотя со временем это признание мало-помалу сходило на нет. Во-вторых, Артур Конан-Дойл никак не мог «крутить любовь» с супругой Робинсона, потому что во время написания «Собаки» пользовал свою больную чахоткой супругу и, к тому же, был без памяти влюблен в некую Джин Леки, которая в 1907 году стала его второй женой.


Использованы иллюстрации Сидни Эдварда Пэджета (1901 - 1902 гг.) из первого издания "Собаки Баскервилей"

Obaki-baskervilejj.html

Признанную наилучшей экранизацией приключений Шерлока Холмса из всех.

Фильм снимался в непростое время. Не было ни компьютерной графики, ни современных технологий, и все же постановщики сотворили настоявший шедевр, ставший любимым у многих поколений зрителей. кадр: Ленфильм

На роль «домашнего любимца» коварного Стэплтона пробовалось много животных: от одноглазого пекинеса (выглядевшего зловеще без всякого грима) до обычного теленка. Наконец для роли был выбран устрашающих размеров дог. Его обклеили светоотражающей пленкой, сделали несколько пробных дублей и расхохотались. На экране бедное животное оказалось похожим на бегающий скелет. Получилось забавно, но для фильма требовался совсем не такой эффект. Пришлось изобретать специальную маску, которую в итоге сделали из черного бархата, скотча, пенопласта и светящейся краски.
кадр: Ленфильм

После примерки этой маски собака получилась достаточно зловещей внешне, но начались другие сложности. Дружелюбный домашний зверь никак не хотел набрасываться на Генри Баскервиля, а ведь вдвоем они должны были изобразить смертельную схватку. После долгих раздумий команда решила немного разозлить животное, легонько стрельнув в него оловянной пулькой из игрушечного пистолета. Раздобыли пистолет, пульку, техник сделал пробный выстрел и попал… в мягкую часть тела самому Игорю Масленникову. Режиссер громко закричал и понял, что стрелять в собачку нельзя.
кадр: Ленфильм

Первоначально сэра Генри должен был играть другой актер, но тот отказался, после чего на роль пригласили Михалкова . Тот откликнулся с радостью и тут же примчался на съемки, прихватив с собой лучшего друга, Александра Адабашьяна . Зачем он был нужен, никто не понял, потому что на тот момент он не имел к проекту никакого отношения. Но, когда эта парочка начала расхаживать по «Ленфильму», мешая людям работать, хихикая над режиссером и отвлекая друг друга, Масленников принял волевое решение и «припахал» Адабашьяна на роль Бэрримора, задав тому столько работы, что времени у него не оставалось вообще.
кадр: Ленфильм

Овсяная каша для сэра Генри, которую поручили варить ассистентке специально для фильма, оказалась такой вкусной, что съемочная группа начала заказывать у нее еще одну кастрюлю специально для себя. Правда, не обошлось и без конфуза. После первого съемочного дня к кастрюльке стали приставлять охрану. Пользуясь тем, что большая часть команды была занята съемками сложного эпизода, какой-то злоумышленник проник в помещение с ценной кашей и всю ее сожрал.
кадр: Ленфильм

Ни один актер не жалел себя для съемок этой картины. Светлана Крючкова , играющая миссис Бэрримор, была во время съемок беременна, а из-за того, что ее роль содержала много мрачных монологов, испытывала сильный стресс. Виталию Соломину приходилось почти каждый день ездить в Москву, потому что там он был занят в спектакле к партийному съезду, а отказаться было невозможно. Остальным актерам было немного полегче, но оставался еще Михалков, который тоже был занят параллельными съемками в другом фильме. Страдать в одиночестве он не мог и поэтому задавал жару всем.
кадр: Ленфильм

При всех этих неудобствах нужно отдать артистам должное: зарплата, которую они получали за съемки, была не так уж и велика. К примеру, Соломин, Ливанов, Михалков и Янковский получали 50 рублей за смену, а в переводе на сегодняшние деньги это всего лишь около 15 000 рублей, в то время, как гонорар современных заслуженных актеров составляет около 600 000 рублей в день. Остальные артисты получали 30-40 рублей в день или около 9000 - 12 000 рублей в переводе на современные деньги. Массовка зарабатывала 3 рубля в день или примерно 900 рублей в современных деньгах.
кадр: Ленфильм

Графство Девоншир, в котором происходит действие романа, заменили эстонские пейзажи.
К примеру, Гримпенскую трясину «сыграли» болота в уезде Ляэнемаа кадр: Olev Mihkelmaa
В качестве древнего сооружения, где прятался Холмс, выступила старая мельница кадр: GunZ
Дом старика Френкленда изобразила старая усадьба в деревне Юулику кадр: GunZ
Усадьбу Стэплтонов сняли в старинном доме в деревне Кадарпику кадр: gara

А роль старинного поместья рода Баскервилей сыграли сразу два замка.
Замок Глен в Таллине изобразил зловещее сооружение в легенде, рассказанной героям доктором Мортимером кадр: GunZ
Поместье, в которое приехал сэр Генри спустя несколько веков, снимали в замке графа А.В.Орлова-Давыдова кадр: GunZ

Не обходилось на съемках и без конфузов. Как-то раз Соломин с Адабашьяном не поладили между собой, и в сцене, когда Бэрримор накрывает на стол, Адабашьян отплатил Соломину, недоложив ему овсянки. В кадре это выглядело, как будто доктор Ватсон подозревает дворецкого, а тот таким образом ему мстит. Режиссеру так понравилась эта сцена, что он не стал ее переснимать, превратив ее таким образом в своеобразную изюминку.
кадр: Ленфильм

А однажды актеру Евгений Стеблову , игравшему доктора Мортимера, нужно было сразу после съемок срочно успеть на поезд и уехать по важному семейному делу. Он обратился к команде с просьбой отснять все сцены поскорее. Коллеги отнеслись с пониманием и в итоге, все спешили и работали с криками: «Скорее, Стеблов опаздывает!» Отсняв сцену рокового побега кокер-спаниеля Снуппи, группа собралась, быстро свернула аппаратуру, погрузилась в машину… и уехала, забыв о самом главном. На съемочной площадке остался лишь растерянный и ничего не понимающий Стеблов.
кадр: Ленфильм

"... Баскервилей"

Альтернативные описания

Самое преданное домашнее животное

Домашнее животное семейства псовых, млекопитающее

Стихотворение И. Бунина

Очеловечивающий нас зверь

. "Песик" для электронного адреса

. "У попа была..., он ее любил"

Бывает ездовой, а бывает кусачей

Бывает кусачей

В народе говорят: "... лает, ветер - носит"

В некоторых странах Западной Европы показания этих животных учитываются в суде

Вот где... зарыта

Говорят, единственный способ купить любовь за деньги - это купить ее

Гуляющая на поводке

Дворовая мохнатая секьюрити

Дворовый Шарик

Дог, лайка, такса

Домашнее животное

Друг человека

Друг человека в электронном адресе

Друг человека, идущий в пищу мастерам своего дела

Еда для мастера своего дела

Ее год был 2006

Ж. (а на юге и зап. общ. рода) пес, сторожек, севляга костр. офнс. гырчея зап. (ворчея) виследь олон. бранное гавка, амка: домашнее животное Саnis domesticus; в обширном знач. пес название родовое, собака, волк, лиса, чекалка и пр. виды этого рода. Завладев собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развел множество пород ее: водолаз, датская, меделянка, овчарка (чабанья), дворняжка, шавка, бульдог, мордашка, моська, камчатская, борзая (псовая, хорт, крымка и пр.), левретка, волкодав, гончая, сачейная, осочальная, духовая (ищейка, выжлок), лягавая, брусбарт, пудель, барсучка (криволапка), шпиц, болонка, турецкая (голая) и пр. Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных песьих видов; ублюдки от собаки с волком, лисой, шакалом родятся и ныне. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сиб. порода местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды; они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до людей кротки. Помесь псовой и овчарки, болван; помесь собаки и волка, волчек, волкопес, тумак; от лисы и собаки, подлисок. Собака, которая не лает, молчан. Самец собачий, кобель; самка, собачиха, сука; детеныш, собача ср. южн. кутя, кутенок, щеня, щенок. Собачиха, растен. Geum rivale, репеек, лесной серпий, лист-трава. Молчан-собака исподтишка за икры хватает. лихой собаки хоть шерсти клок. Беззубая собака гав, гав! мяляца, мялка. Он на брань, собака. Его теперь собаками не найдешь. Пошел собак бить, собак гонять, шляться. Собаке собачья смерть, о дурном человеке. Вольно собаке и на владыку брехать. Собака лает, ветер носит. Мужик да собака на дворе, баба да кошка в избе. Не муж бы был, не собакой бы и слыла. кинь им кость, так что твои собаки! Крылов. Собака лает, от собаки слышит. Ко мне собаченка пристала. Крохотная собаченочка. Собачина, собачища с теленка. Собачища преогромная. Собаки напали на след, прихватили следу. Полон двор собачат. собака старое добро помнит. Собака друг, а лошадь воро г. Собака человеку неизменный др. Без собаки зайца не поймаешь. Наелась собака травы, да не надолго (вырвало). Видит (слышит) собака молоко, да рыло коротко (или: да в кувшине глубоко). Собака крох подстольных, а кошка пролитого молока ждет. собаки думка в хвосте, у лошади в ушах. Как собака на сене лежит: и сама не есть, и другим не дает. Собака обжора, а кошка сластена. Сколько собаке ни хватать, а сытой не бывать. Собака хватает, а сыта не бывает. Он на это собаку съел, мастер, дока. Собаку съел, только хвостом подавился. Нечего баять, что собаки лают. Собака лает, а бары едут. Засохнет, как на собаке. Маленька собачка до старости щенок. На чужбине и собака тоскует. Кто гостю рад, тот и собачку его кормит. Любишь меня, так люби и собачку мою. Суд да дело собака съела. Писал писачка, а имя ему собачка. него в доме нечем собаки заманить. нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют. нас такое ремесло, что к собакам занесло, кража. в Иерусалиме собаки есть. такую пору добрый хозяин и собаки не выгонит за ворота. Сердитая собака волку корысть. Живут, как содака с кошкой. Кто вперед суется, того и собаки едят. собакой ляжешь, с блохами встанешь. На смелого собака лает, а трусливого рвет. Собака собаку знает (или: не ест). Не дразни собаку, так не укусит. Собака и на владыку лает. Молчан-собака да и та терпя вавкнет. На кого люди, на того и собаки. На трусливого много собак. Гложи мена собака, да чужая (да не своя, неведомая). Собакой залаешь (на меня), а петухом не запоешь (не победишь; о жене). Дан собаке мосол хоть ешь, хоть гложи, хоть вперед положи. Когда он заговорит, то и собаке не дасть слова сказать. Коли быть собаке битой, найдется и палка. Была бы собака, а камень найдется. Богат Мирошка а животов собака да кошка. За собакой палка не пропадет (т. е. припомнит). Любит, как собака палку (редьку). Отсеки собаке хвост не будет овца. лихой собаки хоть шерсти клок. Обрадовался, что собака блину. Из пустой хоромины либо сыч, либо сова, либо бешена собака. На собаках шерсть бьет т. е. баклуши бьет). Свои собаки грызутся, чужая не приставай (не суйся). Ворота пестрые, собаки новые, окна соломенны, крыша волоком. Собака летела, ворона на хвосту сидела. Знают его все, что рябую собаку (перевод. с немецк.). Ешь собака собаку, а последнюю чорт съесть (или: а последняя удавись). Пора бы пообедать. "Так хлеба нет." кнут есть? "Есть." Пойдем собак гонять! Четыре четырки, да две растопырки, седьмой вертун (собака). избе пирогом, а на дворе калачем (собака). Богат Тимошка, у него собака да кошка. Гавкни, гавкни, собачка где мой суженый? (гадают девки о святках, стуча ложкой в ворота). Не бей собаки, и она была человеком (обращена в пса, за прожорливость). Коли собака ночью воет, то перевернуть под головами подушку, сказав: на свою голову; и она замолкнет. Чтоб собаки не взбесились, то щенят протаскивать сквозь ступицу колесную. Если собака, стоя на ногах, качается, то хозяину выпадет дорога. Собака воет книзу (к земле), к покойнику; кверху, к пожару. Собака землю роет к покойнику. Собаку грешно кликать человеческим именем. Не пинай собаку: судороги потянут. Собака валяется к ненастью. Кто от собаки (после собаки) ест, у того горло распухнет. Собака траву ест к дождю. Собака катается, к дождю и к снегу. Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть кошку наоборот. Собака жмется к хозяину к несчастью. Собака мало ест, много спит к ненастью. Коли собака крох не ест после больного, то он скоро умрет. Когда собака перебежит дорогу, то беды нет, но и большого успеха не будет. Чтоб собака не сбежала, вырвать из шеи клок шерсти. Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора (и напротив, они опасны во время грозы; поверье, ниж.). Вяк, вяк, старая собачка, без кишек (мялица). Кривая собака в печку глядит (кочерга). Черненька собачка свернувшись лежит: ни лает, ни кусает, в дом не пускает (то же). Четверо стелют, двое светят, а один лежит, никого не пустит (собака). Дудка-дуда, на дудке дыра; дуда затрещит, собака бежит (ружье). Маленька собачка (маленький, пузатенький) весь дом бережет? замок. Собака, горн. вид рудокатной тележки, тачки. Сев. закомлястая палка; палка, коею гоняют сучку, шар в игре; арх. кривая на конце дубинка, коей разбивают навоз в поле. Арх. ягода рябина, в пучках, как ее сберегают впрок. Твер. колючая, цепкая шишка репейника. Касп. род стопора, конец, служащий заместо гротагалса; собака крепится за нижний рей. Растен. Lарра tomentosa, лапух, лапушник, лопуха, репей. Растен. Galium, см. дереза. Чурбан, подкладываемый на дровнях под конец бревна, чтобы оно не ложилось на вязки. Собачка, умалит. цепкое семя, и самые растения с таким семенем, пристающим к одеже: Аgrimonia eupatoria, см. репей; растение Вidens, череда; растение Суnoglossum, см. живокост; растен. Linaria, см. жолунец; растен. Роtenilla, см. червец; растен. Еrithronium; растен. незабудка, липучка, репяшек, Есhinospermum. Собачки, откусные клещи, острогубцы. машинах: часть, служащая для захвату, задержки, прицепа. Собачка ружейная, спуск. Раздвоенный крюк, на пильных мельницах, который захватывает и держит храповое колесо. Собачка ткацкого стана: ею, как рычагом, вращается задний навой; также дощечка с колесцом, приподымающая, при наступлении на подножку, ниченки. у каменщиков отсек кирпича, четвертка, или притесанный небольшой отломок. Собачка пчеловод. см. плеть; плотницкое, брусок, вставленный выступом, напр. под стреху. Собачка мотка, влад. узелок, где привязан конец нитки. Морская собака, черноморск. рыба Асаnthias vulgaris. Собачка, рыба Blennius. Собакин, собачкин, собаченкин, все что ее; собачий, к ним вообще относящ. Собачий лай, вой. Собачий корм. Собачий нрав, сварливый, бранчивый. Собачьи пожитки, растен. жеруха, Lepidium ruderale. ягоды, дерево крушина. грибы, сиб. печерица? губы, сиб. грибы поганки. Собачий зуб, растен. кандык? рожа, растен. Lavathera thuringiaca, просвирник. мята, см. будра. лишай, порост Реltidea canina; хвост, растение Суnosorum. язык, растен. Суnoglossum (все названия переводные). Собачья голова, растен. норичник, Scrophularia nodosa. капуста, растtн. курье зелье, Mercurialis annua. петрушка, растение Аеthusa cynapium. смерть, растен. отрава, Аросуnum. Собачья муха, злая муха, Суnops calcitrans. Смерть без покаяния собачья смерть. Сваха ходит собачьей тропой (т. е. тайком). Собачий вой на вечный покой. Собачина, собачина, собачья шкура или мясо. Сибири черная собачина идет на шубы. Не брезгает волк и собачиной. Собачник, -ница и собачей, собачейка, страстный любитель собак; псовый охотник; любительница комнатных собаченок. Собачник, торгаш собаками. Собачники, растен. Суnoglossum; растен. Ессhinochloa, чижик. Собачница, растен. собачья петрушка. Собакарь пск. что на юге гицель, кто приставлен бить шатущих собак. Собачня, псарня, песья закута, собачий заводск. Собачить костр. шалить, дурить, пакостить, портить что из шалости. кого, новг. бранить, ругать, поносить. Собачиться, вят. собачить, повесничать; ломать и портить что. с кем, браниться, ругаться, поносить кого и: друг друга. Он всегда собачится, ругательски бранится. Как сойдутся вдвоем, так и собачатся. Собачение, действ. по глаг. как вам собаченье это не надоест! Собачливый, бранчивый, ругливый; -вость, свойство это. Собачливо, арх. жадно (Шейн)

Животное, зарытое вместе с истиной

Животное, которое редко дружит с кошками

Животное, пострадавшее от мстительного попа

Зверь Баскервилей

Злыдень во дворе

Какое животное гавкать умеет

Какое животное лаять умеет

Какое животное первым попало на орбиту Земли

Какое животное самое горячее

Кого убил поп за съеденный кусок мяса

Любительница побрехать

Мастиф, бассет или далматин

Меделянка ж. одна из самых крупных пород: большеголовая, тупорылая, гладкошерстая; статями напоминает бульдога

Мудрец всегда разберется, где зарыто это домашнее животное

Мухтар как животное

Мясо какого животного употребляют воины островов Буру и Ару для того, чтобы быть на войне храбрыми и проворными

Название этого домашнего животного произошло от слова "подсобница"

Обитательница конуры

Обманув доверие любившего ее служителя Божьего, она была им собственноручно убита и погребена

Она своего села не покидает (кавказ. пословица)

От такой жизни она бывает кусачей

Откопав это животное можешь найти истину

Очеловечивающий нас зверь

Песик Баскервилей

Петух кукарекает, а она лает

Поводырь в мире животных

Призрак дома Баскервилей

Произведение русского писателя И. Бунина из сборника "Листопад"

Рассказ русского писателя К. Станюковича

Самое первое животное, прирученное человеком

Сказка народов Севера

Та, кто бывает кусачей

Та, что бывает кусачей

Транспорт для блохи

У попа была она, он ее любил

Ужас дома Баскервилей

Ужас сэра Генри Баскервиля

Фильм "... на сене"

Фильм Владимира Грамматикова "Шла... по роялю"

Фильм Ролана Быкова "Автомобиль, скрипка и... Клякса"

Фильм Яна Фрида "... на сене"

Хищник семейства волчьих

Цепная клыкастая охранница

Цепная охранница с клыками

Четвероногий друг человека

Четыре лапы, уши, хвост

Это животное символизирует в геральдике преданность и повиновение

Какое животное скулить умеет

Басня Крылова

Знак восточного гороскопа

Кавказская мудрость гласит: "В своем дворе и... сильна"

Кого надо "съесть", чтобы досконально знать свое дело

Лежа на сене, сама не ест и другим не дает

Стихотворение И. Бунина

Стихотворение в прозе И. С. Тургенева

Рассказ Тургенева

Кого учат передвигаться по "облегченной" лестнице, с широкими ступенями

. "меня здесь каждая... знает!"

. "у кого радость на заду видна?" (загадка)

О каком подарке на день рождения мечтал Малыш в сказке про Карлсона

Комедия испанского драматурга Лопе де Вега "... на сене"

Друг в ошейнике

Жительница конуры

. "гладишь - ласкается, дразнишь - кусается" (загадка)

. "на сене лежит, сама не ест и другим не дает" (загадка)

Объект изучения кинологии

Транспорт для блохи (анекд.)

Стихотворение в прозе Тургенева

Бобик в будке

Лает - ветер носит

Дворняга

. "кличка" почтового значка

Хозяйка 2018 года

. "Осторожно! Во дворе злая...!"

Можно завести собаку

Одной из самых известных и захватывающих историй из советской киноэпопеи про приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона - фильму «Собака Баскервилей» - в январе исполнилось 36 лет. О съемках этой легендарной картины режиссера Игоря Масленникова этот рассказ.

На роль собаки пробовался теленок

2. Главной изюминкой фильма «Собака Баскервилей» стала та самая загадочная псина, наводящая ужас на героев ленты и зрителей. Снять хвостатого артиста оказалось самой сложной задачей.

В подборе на эту роль нельзя было ошибиться - только появлением настоящего монстра в кадре получилось бы объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла, - рассказал Виктор Оковитый, художник комбинированных съемок. - Четвероногих претендентов отсмотрели нескольких. Методом проб и ошибок искали типаж - никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге. Перепробовали псов разных пород, предлагали даже ПЕКИНЕСА с выцарапанным кошкой глазом, второй глаз при этом смотрелся очень безумно. Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены. Придумали снимать в роли собаки Баскервилей ТЕЛЕНКА, но быстро отказались и от этой затеи. Потом был вариант с ДОГОМ. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на черном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались - получился просто «бегающий скелет».

После просмотра ролика режиссер Масленников сказал, что выход один - делать собаке маску.

Сначала мы думали покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, - вспоминает режиссер. - Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет…

А поскольку идея со светоотражающей лентой была моя, то мне и поручили делать намордник псу, - говорит художник Оковитый. - На черный бархат я наклеил лайт-скотч. С этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора мы приготовили специальную вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Эту смесь я наносил на маску для собаки.

Со съемками мы намучились изрядно. Надев на дога светоотражающую маску, нужно было ее одновременно и снимать, и направлять на нее свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы. Приготовились к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не побежит на яркий свет. Животные вообще не бегут на огонь - это закон природы. Съемку опять отменили. Этот кадр мы снимали шесть раз!

Из дружелюбного дога сделали жуткую собаку Баскервилей…

Я и предположить не мог, что с животными так сложно работать на съемочной площадке. Казалось бы, простой эпизод - пуля попадает в собаку. Но ведь псу надо, как артисту, «отыграть» попадание пули, выпущенной из револьвера Лестрейда. Требовалось показать агрессивную реакцию собаки, а она по природе оказалась очень миролюбивой. Масленников предложил: мол, давайте сделаем из оловянной проволоки пульку и в собаку выстрелим, чтоб она встрепенулась. Ассистентка по актерам Наташа Яшпан, интеллигентная женщина, пристыдила режиссера, мол, вы петербуржец, как вы можете причинить собаке боль?!

Масленников, чтобы доказать, что пульки только немного взволнуют животное и не более, предложил стрельнуть ему в ногу. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову в… чуть повыше бедра… ну вы понимаете… Мы слышим крик режиссера! Игорь Федорович схватился за мягкое место, громко вопя! В общем, реакция была та еще, и все поняли, что стрелять в собаку нельзя!!! Придумали тогда такой ход: подкладывали под пса фанеру и резко выдергивали ее, чтоб дог споткнулся. Но он оказался хитрющим - почуяв подвох, подбегая к фанере, через нее… перепрыгивал! Пришлось отснять более семи дублей, пока измаявшийся дог, устав прыгать, начал-таки спотыкаться.

Кстати, в последней сцене актер Никита Михалков побоялся сниматься рядом с догом, поэтому собаку и Михалкова снимали отдельно, а потом кадры совмещали…

В группе вспоминают, что собаке на съемках досталось по полной, но она мужественно все выдержала и стала любимицей группы. По словам актера Василия Ливанова, собака оказалась удивительной сладкоежкой - торт, привезенный на день рождения Соломина, она слопала вместе с коробкой, не оставив ни крошки.

Долго колдовали над голосом собаки Баскервилей, - рассказывает звукорежиссер картины Ася Зверева. - Трудно сегодня восстановить «рецептуру». Использовали голоса льва, медведя, собаки, все это растягивали. Работа оказалась настолько сложной, что ее пришлось делать в Москве - в Ленинграде тогда не было хорошей аппаратуры.

Михалков прибыл не один

По признанию режиссера, на роль Никиты Михалкова - сэра Генри - сначала пробовали актера Николая Губенко. Долго уговаривал его, но он в последний момент отказался.

3. Михалков же в это время заканчивал фильм «Родня», в котором снималась Светлана Крючкова, занятая в картине «Собака Баскервилей». У нее и ее мужа (оператор фильма Юрий Векслер) и родилась идея пригласить Михалкова на роль сэра Генри.

Михалков, к всеобщему удивлению, прибыл на студию «Ленфильма» не один, а со своим другом - сценаристом, художником, актером и режиссером Александром Адабашьяном, причем за 12 дней до начала самих съемок. Все 12 дней друзья расхаживали по «Ленфильму», посмеивались, что-то обсуждали. Съемки начались, а артисты с иронией поглядывали на режиссера. Дошло до того, что Михалков начал командовать на съемочной площадке.

4. Чтобы «нейтрализовать» эту «гоп-компанию», необходимо было найти Адабашьяну занятие. И тут режиссеру пришла в голову мысль: «Пусть играет Бэрримора!» Эта роль оставалась вакантной. Так Адабашьян стал на площадке подчиненным режиссеру человеком, и ему уже некогда было обсуждать с Михалковым, правильно ли режиссер снимает.

Супругов Бэрримор сыграли Александр Адабашьян и Светлана Крючкова.

В итоге меланхоличный Адабашьян в фильме стал своеобразным амортизатором, противовесом темпераментному Михалкову. Их парочка органично вписалась во всю историю. Александр Адабашьян, сыгравший Бэрримора, с чувством раскладывающего овсянку в фильме, признался, что в жизни сам каждое утро ест эту замечательную кашу, а роль в фильме считает звездной. Знаменитая фраза «Овсянка, сэр!» стала его визитной карточкой.

Никому еще об этом не рассказывал: вышло так, что на пробы в этот фильм я пришел с… громадным фингалом под глазом. Подрался! С кем - не скажу. Но вид у меня был классический… Конечно, в группе подивились, посмотрели на меня со значением, но взяли. Во время съемок я уже не дрался, а был полностью погружен в работу. По сюжету нам необходимо было создать контраст между старой Англией и новой дикой Америкой. Сэр Генри (Никита Михалков) приезжает из Америки и попадает в совершенно другую среду обитания. Чтобы это показать, придумали ему прикид - волчью шубу, на столе мясо и вино и как противопоставление - традиционная английская овсянка. Получилось довольно забавно…

Каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для съемочной группы. При этом в перерывах между съемками к кастрюльке с кашей приставляли охрану, чтобы ее не съели раньше времени!

Чтобы веселее было играть, мы, актеры, придумывали по ходу разные приемчики. Например, я играл в паре с Соломиным и предложил ему добавить во взаимоотношения наших героев перчика: как бы между Бэрримором и Ватсоном есть такой внутренний конфликт - доктор подозревает дворецкого, а тот в отместку недокладывает ему овсянки. Такого «противостояния» героев не было в сценарии, это полностью наша придумка.

5. - Говорят, вы и ваши партнеры сильно выпивали на съемках?

Пили не во время съемок, а после. В кадре все были трезвыми. Вот когда возвращались со съемок, в поезде загудели так, что пассажиры в ту ночь явно не спали.

Никита Михалков, Адабашьян, Вася Ливанов, бывало, закладывали, чем выводили из себя режиссера, - признался художник комбинированных съемок Оковитый. - Но в целом съемки шли в очень веселой семейной атмосфере. Оттого и фильм получился.

6. Режиссеру докладывали, что Михалков за смену якобы «уговаривает» бутылку коньяка и ничего не ест. А во время съемок он был просто неуемен. Однажды загнал лошадь до такой степени, что у той случился обморок: лежала с закрытыми глазами, не дышала… Кто-то решил, что все, не жилец. Но Никита смог привести ее в чувство.

7. Не жалел себя и исполнитель роли доктора Ватсона Виталий Соломин, работающий в буквальном смысле не смыкая глаз. В Малом драматическом театре в Москве, где он играл, в то время готовился спектакль к очередному партийному съезду. Репетиции проходили ежедневно и при железной явке. В «Собаке» съемки тоже были каждый день. Неделю Соломин провел в поезде, катаясь из Москвы в Ленинград и обратно. Ни разу за неделю нормально не поспал. Подбадривая себя, каждое утро становился перед зеркалом и говорил: «Просыпайся, талантище!!!»

Где снимали

Графство Девоншир, в котором разворачиваются события романа «Собака Баскервилей», в фильме Масленникова заменили эстонские пейзажи. Болото Куйстлемма отлично сыграло роль знаменитых торфяных топей Дартмура. Баскервиль-холл снимали в Таллине, причем натурой служили два здания. В том эпизоде, где доктор Мортимер в исполнении Евгения Стеблова рассказывает легенду рода Баскервилей, фигурирует замок Глена. Именно здесь пленница Хьюго Баскервиля спускалась по плющу из окна башни замка. Баскервиль-холл XIX века играл замок графа А.В. Орлова-Давыдова. Сейчас в нем располагается Музей истории Эстонии.

Мы просто ехали мимо, где-то там на горушке какой-то домишко стоял, - вспоминает Аркадий Тигай, второй режиссер. - Вдруг Масленников как заорет: «Стоп, стоп! Вот он!» Проехали наверх - стоит английский дом настоящий. Вокруг лужайки. Это было идеальное попадание.

О гонорарах

8. Заслуженные артисты (Соломин, Ливанов, Михалков, Янковский) получали 50 руб. за смену (около 15 000 руб. в переводе на сегодняшние деньги). Для сравнения: сейчас гонорар у топовых актеров - около 600 000 руб. в день.

Остальные артисты получали 30-40 руб. в день (около 9000 - 12 000 руб. на наши деньги). Массовка - 3 руб. в день (около 900 руб. на наши деньги).

Истории со съемок

Актриса Светлана Крючкова, играющая миссис Бэрримор, во время съемок была беременна. Как она сама утверждала, прочитав сценарий, пришла в ужас:

Я прочитала свою роль и поняла, что останусь без ребенка. Моя героиня постоянно рыдает! И текст у нее такой страшный - про каторжника, про брата. Нужно было быстро что-то менять. И я пошла парадоксальным путем. Я стала, говоря этот текст, улыбаться. И получилось решение образа. «Значит, убийца Селден - ваш брат?» Я говорю: «Да, сэр!» - и улыбаюсь. И начинаю рассказывать историю, часть которой придумал Адабашьян: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…» - это было все дописано и сымпровизировано. А также та история про мальчика Генри, который очень любит овсянку…

Однажды Михалков и Крючкова подкололи Соломина.

Виталий Соломин очень ревностно относился к тому, что кого-то другого снимают крупным планом, а не его, - рассказывала Крючкова. - Снимали сцену в башне, когда Бэрримор подает знак моему брату, и я врываюсь, чтобы его защитить. Шандал со свечами был в руках у Соломина, и он меня все время поворачивал спиной к оператору. Михалков подошел и мне на ушко говорит: «Ты на репетиции не спорь с Соломиным, подчиняйся, а будет съемка, так ты войди и возьми у него из рук этот шандал». Я так и сделала. Соломин растерялся, спросил: «Значит, убийца Селден - ваш брат?» Я повернулась на Соломина, то есть спиной к оператору, а потом вдруг развернулась к Михалкову, который хозяин, ответила: «Да, сэр» - и сказала свой монолог на крупном плане.

9. Евгению Стеблову вечером одного дня надо было успеть на поезд. Все спешили и работали с криками: «Скорее, Стеблов опаздывает!» Отсняв сцену рокового побега кокер-спаниеля Снуппи, группа свернула аппаратуру, погрузилась в машину… и уехала. Лишь озадаченный и перепачканный Стеблов остался на месте - его-то и забыли!

"Собака Баскервилей" , телеспекталь
1971 год.
Режиссёр: А. Зиновьева
В ролях : Николай Волков (мл.), Лев Круглый, Олег Шкловский, Анатолий Адоскин, Александр Кайдановский, Екатерина Градова, Григорий Лямпе и другие.

Финальная фраза Холмса: "Я вижу высшую награду в самой работе"
Ожидать от спектакля 1971 года ураганного экшна как-то глупо.
Наслаждаемся замечательной игрой больших актёров.
Не обращая внимания на картонные декорации и нелепую клавесинную музыку.
Действие развивается не спеша, с паузами, оценками и прочими чудесами, как и полагается классическому детективу в рамках русской театральной школы.
Телеспектакль попал на полку после эмиграции в США Льва Круглого (исполнителя роли д-ра Уотсона)


The Hound Of The Baskervilles / Собака Баскервиллей
Год выпуска:1939
Режиссер:Сидни Лэнфилд
В ролях: Бэзил Рэтбон, Найджел Брюс,Ричард Грин,Вэнди Бэрри, Лайонел Этвилл, Джон Кэррадайн.

Финальная фраза Холмса: "Кстати, Ватсон, шприц".
Фильм "по мотивам". На болоте - развалины древних храмов (!).
Собаку содержат в подземельях античного храма.
Бэрил и на самом деле сводная сестра Степлтона (чтобы красиво было).
После гибели Собаки - ещё большой кусок с финальным разоблачением злодея..
Ватсон - "оселок остроумия Холмса" и несколько раз нелепо падает.

The Hound of the Baskervilles
2001 год
Режиссёр: Rodney Gibbons
В ролях: Matt Frewer, Kenneth Welsh, Jason London, Emma Campbell, Gordon Masten, Robin Wilcock, Arthur Holden.

Финальная фраза Холмса: "У нас много дел, требующих окончания". В вольном переводе: "Есть у нас ещё дома дела".
Очень красивые пейзажи сельской Англии.
Уотсон ведёт расследование вообще без Холмса, который внезапно появляется только в момент нападения Собаки на Генри.
Степлтон похож на молодого Квентина Тарантино.
Степлтон тонет в Гримпенской трясине вместе с напавшей на него же Собакой. Которая ранена Холмсом.

Сцены:

Сам Великий Сыщик

Николай Волков (мл.)

Доктор Уотсон / Ватсон

Лев Круглый.


Другой доктор, на этот раз Мортимер

Анатолий Адоскин

Сэр Генри Баскервиль

Олег Шкловский

"Добро пожаловать в Баскервиль-холл, джентельмены"


"Здравствуйте, доктор Уотсон" - почтительно приветствует Степлтон

Александр Кайдановский

"Уезжайте!" - негостеприимна Бэрил

Екатерина Градова

Emma Campbell

Берримор

Григорий Лямпе. (А бороду то потом позаимствовали....)


"Кому Вы подаёте знаки?"

Сцена из "Гамлета", наверное