Национальная женская одежда дагестана. Мы носим нашу дагестанскую национальную одежду. Какую дагестанскую одежду и украшения выбрать

23.06.2020

МКОУ «Ургубамахинская СОШ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

на тему:

«Костюмы народов Дагестана»

Выполнила учитель родного языка и литературы

Магомедова Патимат Ш.

Акуша 2016 г.

Костюмы народов Дагестана

22 января 2017г. в МКОУ «Ургуба СОШ» прошло открытое мероприятие под названием «Костюмы народов Дагестана» . В нем приняли участие учащиеся 6 – 9 классов. Инициатором и организатором праздника стала учительница родного языка и литературы, руководитель кружка «Дарган мез» Магомедова П. Ш.

Цель мероприятия: ознакомить учащихся с традиционной одеждой народов Дагестана; углубить знания об исторических факторах, влиявших на изменение в одежде, способствовать развитию эстетического вкуса.

Мероприятие началось со вступительного слова учителя, а затем вниманию ребят была представлена красочная презентация, рассказывающая об особенностях ношения дагестанских костюмов.

В Дагестане проживает 72 народности. И у каждого народа свой характерный костюм, который сложился исторически.

Народности Аварцы Аварцы Агулы Азербайджанцы Андийцы Арчинцы Ахвахцы Бегуалы Бежтинцы Ботлихцы Гинухцы Годоберинцы Гунзибцы Даргинцы Дидойцы Кайтаги Каратинцы Кубачинцы Кумыки Лакцы Лезгины Ногайцы Русские Рутульцы Табасаранцы Таты Тиндийцы Хваршинцы Цахуры Чамалалы Чеченцы и др.

Особенности традиционной одежды народов Дагестана Традиционная одежда народов Дагестана имеет длительную историю и характеризуется разнообразием исторически сложившихся форм. Женская одежда народов Дагестана представляет собой наиболее сложную часть материальной культуры. Ее характеризует многообразие материалов, форм покроев, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, отражала этнические особенности, нравы и обычаи народов. Так же некоторые особенности декора и цветовой гаммы одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые – из более ярких тканей или с рисунком, зачастую дополнявшуюся некоторыми деталями в зависимости от региона проживания. Костюм горянки комплектовался из обязательных составляющих - нижнее платье-рубаха, штаны, верхнее платье, головной убор (чохто и покрывало или платок) и обувь (кожаная, вязаная и войлочная). Одежда шилась из привозных и домотканых тканей, дополнявшихся декором (аппликации, вышивка, декоративные обстрочки и т.д.) в рамках каждой этнической группы.

Аварцы Мужская традиционная одежда аварцев большим разнообразием не отличалась. Она состояла в основном из длинной туникообразной рубахи, штанов с узкими штанинами на вздержке, овчинной папахи, чувяк из сыромятной кожи (в Тляратинском и Цумадинском районах была распространена вязаная обувь). Верхней одеждой был бешмет (гужгат), похожий по покрою на известную на Кавказе черкеску. Обязательный элемент мужской одежды - кинжал. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги распространились во второй половине XIX столетия и стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили оружие и головки газырей в серебряной оправе, часто с позолотой, украшенные слоновой костью, гравировкой, чернью, пояс с набором серебряных пуговок, пластинок, подвесок. Зимой повсеместно надевали шубы, войлочные сапоги на толстой войлочной же подошве, шерстяные носки. Последние вязали в Аварии повсеместно. Во время дождя на плечи накидывали бурку, ее носили с собой чабаны и путники.черкескубурку список

Аварцы Шамильский район список Женская одежда аварцев отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности. Одежда была по существу этническим признаком, различительным элементом. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества или селения та или иная женщина. Женский костюм менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Девушка надевала платье из цветной ткани (желтой, зеленой), пояс (кушак) красный, около 3 м длиной. Женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов. В прошлом имелась рубаха без грудного выреза и штаны, связанные из темных шерстяных ниток без швов. Иногда рубаха и штаны вязались вместе и получалось нечто похожее на комбинезон. Подобную одежду шили и из подстриженной овчины шерстью вовнутрь.

Агулы Традиционная одежда у мужчин она состояла из нательной рубахи бергьам туникообразного покроя и штанов шалвар, поверх которых надевались бешмет валжаг и черкеска чохъай. Черкески и нарядные бешметы носили с дорогими покупными кожаными поясами с серебряным набором. Теплой одеждой были нагольные меховые шубы двух видов: кул - с обычными рукавами, слегка приталенная, с небольшим шалевым воротником, хIякул - шуба-накидка большого размера трапециевидной формы с длинными ложными рукавами и большим шалевым воротником- Принадлежностью одежды путника, чабана явилась бурка лит местной выделки или привозная. Головным убором служила папаха бармак двух видов: с высокой тульей и круглым верхом и с более высоким центром и покатыми краями - "чабанская папаха" народов Южного Дагестана.

Агулка Традиционной одеждой агульских женщин являлись платье-рубаха туникообразного покроя, штаны с неширокими штанинами, распашной валжаг с узким, облегающим фигуру лифом и широкой юбкой. С нарядным валжагом надевали серебряный пояс камар. Теплой плечевой одеждой была овчинная шуба кулв форме трапеции с узким шалевым воротником или без него, но с отделкой горловины кусочками сафьяна. Носили еще всевозможные безрукавки из овчины, а также матерчатые, подбитые ватой или шерстью. Обувь была вязаной, с отогнутым назад носком, а также кожаной типа чарыков - чурукъяр, яхул калушар. И женщины, и мужчины с кожаной обувью носили вязаные чулки

Дарги́нцы (самоназвание: дарг. дарган, дарганти, даргва; аварск. даргиял, один из крупнейших народовДагестана (Росси я). в их состав входят субэтносы, кайтагцев и кубачинцев. Говорят на даргинских языках. Относятся к кавкасионскому типу западный вариант балкано- кавказской расы европеоидной расы. Даргинка, усишинский р.

Кубачинцы В одежде кубачинцев национальные особенности более всего сохранялись в женском костюме, состоящем из платья туникообразного покроя, парчовой шубы с короткими рукавами (ныне вышла из употребления), трех типов головного убора: чухты - квадратной повязки с нашитыми разноцветными лоскутами, каза - белой, обычно вышитой полотенцеобразной накидки- повязки, кате - шерстяного платка- накидки, а также белых войлочных сапог (ныне вышли из употребления) и вязаных узорчатых шерстяных носков. Во время свадеб кубачинки носят платья из восточной парчи, вышитые золотыми и серебряными нитями казы, различные украшения - серебряные цепочки на чухте, крупные золотые перстни с бирюзой и жемчугом, массивные серебряные браслеты с зернью и инкрустациями драгоценными камнями, нагрудные подвески, отделанные зернью, жемчугом и самоцветами.

Лакцы Селение Балхар. Женский костюм состоит из широкой головной накидки, которая закрывает чохто, своего рода мешок с открытым основанием, куда убраны волосы, и широкого платья, доходящего до щиколоток.Особую прелесть и своеобразие придают костюму серебряные украшения, которые украшают и платье и головной убор. Мужской традиционный костюм состоит из черкески, папахи, шаровар, рубашки и кожаных сапог – ичигов
Лезгины Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов - красного, желтого, зеленого, голубого, а так же белого цветов. Черное обычно носили в период траура, а так же глубокие старухи; кроме того, будничная одежда так же нередко была темного цвета. В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюмаПовседневный женский костюм состоял из длинного ситцевого платья - рубахи переем, бегьрем либо туникообразного покроя, либо отрезного по линии талии, с широкой юбкой, длинных ситцевых штанов вахчаг, верхнего распашного платья, мешкообразного головного убора шуткъу и большого квадратного платка из шерсти, шелка. Основным видом обуви

лезгинок были богато орнаментированные шерстяные вязаные носки и чулки кемечар, которые женщины в домашних условиях носили без верхней обуви, подшив для практичности сафьяном

Затем ученицы 9 класса продемонстрировали сами наряды и рассказали о них. Присутствующим были показаны аварский, кумыкский, даргинский, лезгинский костюмы.

Показ сопровождался интересным рассказом учителя.

Учащиеся разыграли перед гостями увлекательную сценку, рассказывающую о современной жизни дагестанской молодежи.

Закончилось мероприятие зажигательной лезгинкой .

Выполнила и провела Магомедова Патимат Ш. кл.руководитель 8кл.

Директор школы: Магомедов М.М.

Завуч по ВР: Гаджиева.П. И.

Раньше по национальному костюму Дагестана можно было определить возраст человека, его социальное положение, денежные накопления и даже аул, откуда он родом. Сегодня такие костюмы надевают преимущественно на праздничные мероприятия и театральные представления. Однако молодое поколение умеет ценить историческую значимость и красоту национальных нарядов, поэтому костюмы принято передавать из поколения в поколение.

Из истории дагестанского костюма

Национальный костюм Дагестана в том виде, каким мы знаем его сегодня, сложился не сразу. Его история началась еще в Средние века. Мужские костюмы состояли из белой рубашки, темных штанов (серых или черных), бешметов, сапог, папахи из меха и приталенной черкески с газырями.

Черкеска могла быть длиной до колена или даже ниже, до щиколотки, рукава книзу имели расширение. Ее подвязывали узким ремешком, на который вешали кинжал или пистолет.

Газыри имели колпачки, выполненные из слоновой кости или серебра. В них хранился порох из расчета: один колпачок - один выстрел.

В холодное время года дагестанские мужчины носили бурку из овечьей шерсти, а в качестве обуви – ичиги или сафьяновые сапоги.

Женские костюмы характеризовал относительно свободный крой. Жительницы равнин предпочитали одежду из шелка: рубашка, штаны, платье, красную сафьяновую обувь (из кожи козы), головной платок.

Женщины, жившие в горах, предпочитали широкие длинные платья и штаны с изящным золотым узором на боковинах. В качестве обуви носили чувяк или сапоги, а головной убор в каждой местности несколько отличался. Волосы аккуратно убирали под шапочку-чухту, поверх которой надевалось покрывало, а затем узорчатый платок.

Цвет костюма и разнообразие украшений указывали на социальный статус обладательницы такого наряда, ее материальные накопления и возраст. Молодые дагестанки предпочитали яркие цвета в одежде и ткани с орнаментом, женщины постарше выбирали, преимущественно, одежду темных оттенков.

Особенности национального дагестанского костюма

В Дагестане проживает более семидесяти народностей (аварцы, табасаранцы, кумыки, лезгины, даргинцы и другие), каждая из которых имеет свой костюм. Несмотря на это, всем национальным костюмам Дагестана присущи некоторые общие детали: использование рубах (тунико- и платьеобразных), туник, чухты, чалмы, платков и бешмека.

Эти вещи шились из ярких тканей и украшались узорами или вышивкой (природные орнаменты, животные). Узоры могли нести символическую функцию – выступать в качестве оберега, или эстетическую.

Наряды для торжественных случаев украшались серебром, золотом и драгоценными нарядами. В качестве дополнительных украшений женских костюмов использовались: браслеты, монеты, пояса, кольца.

Доминирующими цветами в костюмах были: белый, черный, красный. Белый цвет считался символом чистоты и использовался во время свадеб. Красный означал благополучие и достаток в доме, черный оттенок имел магический подтекст и символизировал неразрывную связь с предками.

Многослойность – характерная особенность всех дагестанских костюмов. На голову принято было надевать сразу несколько платков, под платье поддевали штаны. В дополнение к наряду использовалось много украшений, считавшихся неотъемлемой составляющей национального образа.

Составляющие женского и мужского наряда

Помимо всех обязательных элементов одежды, костюм дагестанских мужчин включал папаху – головной убор, считавшийся у кавказских народов символом чести. Те, кто имели хороший достаток, красовались в каракулевой папахе, люди простые довольствовались этим же изделием, но из овчины. Сбить папаху с головы считалось оскорблением, а подарить такой головной убор – знаком дружбы.

Отличие женских нарядов в разных районах страны были гораздо сильнее, чем у мужских моделей. Так, на юге Дагестана носили многослойные богато украшенные костюмы. Сначала надевалось шелковое платье прямого кроя, а уже затем валчаг – верхнее распашное платье. Весь костюм украшался золотом, драгоценными камнями, изысканным узором. Излюбленными цветами были красный, фиолетовый, зеленый. На голову повязывали платок из шелка.

Национальные наряды Дагестана сегодня

Современные дагестанские девушки носят приталенные платья, позволяющие подчеркнуть стройный силуэт. В качестве украшений используются драгоценные камни, обувь – на высоких каблуках. Женщины бальзаковского возраста предпочитают свободные платья-балахоны. Цвета, преимущественно, выбирают черные, так как они представляют фигуру в выгодном свете.

Те, кто трудится на полях или занимается хозяйственными делами, выбирают комфортные халаты и меховые жилетки в холодный сезон, тонкие, свободного кроя платья – в теплый

Дагестанские мужчины предпочитают надевать штаны и рубашки, ничем не отличающиеся от одежды каждого современного человека.

Основа женского костюма большинства народов Дагестана - комплекс из штанов (узкие или широкие), нижней рубахи, верхнего платья (цельнкроенное, туникообразное или отрезное), платка (или иного головного убора), вязаных чулок, чувяков.
Даргинки практически НЕ НОСИЛИ: платье "полушу" (распашное платье чуть ниже колена, надевающееся поверх цельнокроенного) и архалук (женский вариант бешмета)
Даргинский костюм ОТЛИЧАЕТСЯ: необычным белым покрывалом "каз", уложенным вокруг головы и свисающим низко на шею, плечи и грудь.

Уменьшено на 90% (785 x 584) - Нажмите для увеличения

Штаны: узкие в шагу, стандартного кроя (бывают и широкие, широкие шьются из двух полотнищ, соединенных в центре ластовицей). Даргинки носили штаны из красивой ткани, на них шло по 3-4 метра материи, штаны виднелись из-под платья на 20-30 см. Низ штанин обрабатывался тесьмой и красивой вышивкой.

Уменьшено на 90% (785 x 613) - Нажмите для увеличения

Под платье надевалась рубаха из простой ткани; сверху - платье, цельноскроенное, из более дорогой ткани. На нарядные платья шли тафта, шелк, парча, шерстяные ткани. Повседневное могло быть из хлопка.
Платье кроилось как рубаха: туникообразным (перед и спинка из одного отреза, перекинутого через плечи), с плечевыми швами и V-образным вырезом, или отрезным по талии (кроится лиф и юбка и спинка по отдельности) В целом силуэт напоминал трапецию.

Неизменным элементом женского костюма народов Дагестана являлся кушак: длиной от 2 до 5 метров, он несколько раз оборачивался вокруг талии или бедер. У даргинок кушак традиционно был белого цвета - однако мог быть любым, в тон штанов. Кушак мог быть заменен кожаным или металлическим поясом:

Здесь же смотрим принцип укладки типичного белого покрывала - "КАЗ", сейчас такие бытуют у кубачинок. Традиционно белое покрывало украшалось вышивкой красной, зеленой, черной, коричневыми шелковыми нитками - "крестиком". Такие покрывала - визитная карточка даргинского женского костюма:

Уменьшено на 93% (763 x 785) - Нажмите для увеличения

Еще один оригинальный элемент, сохранившийся не во всех национальных комплектах женского костюма - передник. Его изначальный смысл - защита женщины от дурного глаза, потому (как и на всяком магическом предмете с охранной функцией) на него нашивались обереги: монеты, металлические подвески, украшения. Если это всё было недоступно - передник украшался вышивкой. Самым распространенным магическим орнаментом Дагестана считался трезубец, или по-другому - рука с направленными вниз растопыренными пальцами: эта рука должна была уберечь от болезней, бед и сглаза. Поскольку верхняя часть платья (горловина, плечи) были скрыты платком, вся орнаментальная нагрузка ложилась именно на передник.

В той или иной степени женский костюм других этносов Дагестана можно выводить из даргинского костюмного комплекса. Однако, у кумычек, аварок, лезгинок, каратинок и др. чаще встречались платья распашные, отчего силуэт костюма оказывался совершенно иным. К тому нельзя провести совершенно четкое деление этносов в зависимости от силуэта платья: везде встречаются исключение. Единое правило, действующее во всех районах Дагестана - это возрастное деление. Яркие ткани использовали на платья молодые девушки, замужние женщины носили спокойные тона, одноцветные материи, а пожилые предпочитали черный, синий и коричневый цвет.

При подготовке материала использовалось издание:
Р. Гаджиханова "Дагестанский костюм"; Махачкала, 2010

По этнической пестроте Дагестан представляет собой исключительное явление даже на фоне многонационального Кавказа. И столь же богат и самобытен костюм разных народностей, населяющих нашу республику. Еще совсем недавно, костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

Их передают из поколения в поколение как произведения искусства и фамильные ценности. Рассказать и показать нашим читателям, какую красивую одежду носили предки, мы попросили Диану Гамзатову, начальника экспозиционного отдела Музея-заповедника Этнографического комплекса «Дагестанский аул», который является подразделением Министерства культуры РД. Следует отметить, что Минкультуры в этом году отмечает свой 60-летний юбилей, в его функции входит также развитие и пропаганда именно национальной культуры, в том числе в последнее время особое внимание уделяется материальному наследию народов Дагестана, к которому относится и национальная одежда.
Мужской костюм
У всех народов Дагестана мужской национальный костюм практически одинаков и схож с одеяниями других народов Кавказа – Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Состоял он из рубашки кавказского типа, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями, раньше под черкеску надевали бешмет. Длина черкеска могла быть разной – до щиколоток или до колена, рукава расширялись книзу. Колпачки газырей могли быть из серебра или из слоновой кости, раньше они имели утилитарное значение, в каждом газыре была порция пороха на один выстрел. Поверх папахи в непогоду надевали башлык, он украшался золотыми галунами. Обувью мужчинам служили мягкие сафьяновые сапоги – ичиги, состоящие из двух элементов. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором, с кинжалом, иногда и пистолетом. На Кавказе папаха – это честь и достоинство мужчины, и сбить или снять ее считалось большим оскорблением. Папаху знатные люди шили из каракуля, а остальные из овчины, таким образом, по папахе можно было определить социальный статус ее хозяина. В непогоду в качестве верхней одежды носили бурку – оригинальное изобретение наших народов. Особенно ценились андийские бурки, их войлок был с изнанки гладкий, снаружи – с длинными прядями, по которым стекала вода. В холод в бурке было тепло, в жару – прохладно, в ней можно было ночевать прямо на земле.
Женская одежда
Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, форм покроя, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.
Декор и цветовая гамма одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые – из более ярких тканей или с рисунком.
Нагорный Дагестан
Основу наряда жительниц Нагорного Дагестана – аварок, даргинок, лачек – составляло длинное и широкое платье-рубаха туникообразного покроя. Оно могло быть прямое или трапециевидное с втачными рукавами, обязательно с ластовицей контрастного цвета подмышками, которые выполняли обереговые функции. Поверх надевали кушак или пояс, молодые девушки носили кушаки ярких расцветок, а замужние несколько скромнее.
Рубаха служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах. Штаны шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета, с широким или узким шагом, по низу украшались каймой. Платья подтыкали с боков в штаны или под специально завязанный пояс, так что оно укорачивалось почти да колен. Чухта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Поверх носили покрывало – кIаз. Чохто у разных народов носили по-разному.
В чохто аварок – гидатлинок, багулалок, андиек – налобная богато украшенная часть была видна из-под покрывала. По нему можно было определить социальный статус женщины. У багулалки к чохто прикреплялись височные парные кольца – одно витое и одно цельное, и поверх него покрывала не носили. Если у женщины умирал сын, то она снимала одно кольцо – и всем было понятно, что она в трауре. Головной убор андийки представлял собой коронообразный чепец, набитый шерстью или ватой. Такой головной убор не позволял делать женщине резких движений, придавая плавность походке, и надевался только по праздникам. Скорее всего, эта форма головного убора дошла к нам из глубокой древности, она напоминает коровьи рога – символ плодородия. Поверх него надевали покрывало. А, к примеру, кубачинки и акушинки прятали свое чохто под покрывалом полностью, хотя и украшено оно было богато, их прятали от посторонних глаз, видимо, потому, что этому придавался сакральный смысл. У кубачинок покрывало было богато украшено золотой и серебряной нитью, у незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин – крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки. Особенно тщательно вышивалась кайма покрывала, ее могли заменить привозной узорной каймой.
Позже даргинки начали шить платье на кокетке. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. Край подола для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой, особенно ценились офицерские галуны. Характерными для даргинок являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, нарядность общего вида усиливалась многочисленными украшениями.
Характнерным платьем лачки было платье-бузма. Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые – темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье – рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а также длинные узкие штаны. В некоторых села, граничащих с Аварией, лачки рубаху по талии подтыкали в штаны. Особую прелесть и своеобразие придавали костюму серебряные украшения, которые пришивались к платью и к головному убору.
Обувь могла быть кожаная, взаная, но непременно с загнутым носиком, так как это было более практично в горах – носок не оббивался. Одновременно это было еще и очень красиво.
Южный Дагестан
В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма. Отрезные по талии наряды шили все народы Южного Дагестана, основное отличие их – многослойность. Платье-валчаг было распашным, снизу одевалось другое платье, шелковое прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами. Зачастую вместе верхнего платья носили кафтанчики-архалуки. Отличительной особенностью женского костюма было то, что он был богато украшен ювелирными изделиями с крупными орнаментами, в украшениях использовались и монеты царской чеканки. Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов – красного, желтого, зеленого, фиолетового. Платки тоже были шелковые, газовые. На головных уборах также было много украшений.
Кумычки и чеченки
В Дагестане платье-къабалай носили кумычки и чеченки-аккинки, по всему остальному Кавказу оно было распространено намного шире – у черкесов, осетин и др. Шилось оно распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имело и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным – так этот наряд отличали двойные застежки, на талии носили серебряный филигранный пояс. Къабалай шилось с двойными рукавами: нижние – узкие, по руке на манжете, и верхние – широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу. На голове кумычки носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди. Платок набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висящими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.
Как вариант къабалай появилось платье-бузма, у которого не было парных застежек, оно могло быть прямого кроя или отрезным, а верхний рукав шился не откидным, а расширенным книзу, иногда более коротким, чем нижний. Это платье носили и основном лачки, аварки и даргинки.
Ногайки
Ногайцы сохранили самобытность среднеазиатского костюма. Отличительной особенностью являются украшения из серебра с крупным орнаментом, характерным для Средней Азии. Ногайки носили стеганый кафтан-бешмет, молодые девушки носили красиво украшенные тюбетейки, а взрослые женщины – платки. Зимой надевали шапку из выдры, похожую на казахский головной убор.
Казачки
Казачки носили юбку с воланом, блузку с баской и воротником-стойкой, на голове – белый платок, наряд дополнял шерстяная павлово-посадская шаль. Существовал и еще один вариант женской одежды терских казаков, более близкий кавказским народам, – это распашное платье, похожее на къабалай. Из украшений носили коралловые бусы, тем самым привив любовь к кораллам практически всем дагестанским женщинам. В экспозиции Музея-заповедника «Дагестанский аул» представлены костюмы практических всех народов Дагестана, и каждый желающий, посетив выставочные залы, сможет оценить красоту и изящество одежды наших предков.

В современном мире люди одеваются как им удобно, но раньше каждый народ составлял свой национальный костюм, по которому его можно было узнать в чужих землях. Разнообразие в национальных костюмах дагестанцев позволяло определить, откуда человек родом вплоть до аула по различным чертам его одежды. Еще такой костюм мог рассказать о возрасте, богатстве и положении в обществе его хозяина. У женского пола такая разница в костюмах была более заметна, чем у мужчин, предпочитающих носить более скромную одежду. Сейчас национальные костюмы можно увидеть на сценах театров или торжественных событиях.

Немного истории

Современный национальный костюм претерпевал множество изменений в течение времени. В средние века сложился образ, который изменялся, но в целом суть его оставалась неизменной. Мужчины носили костюм, состоящий из белой рубашки, штанов темного цвета, бешметы, суконной черкески с газырями, сапог и меховой папахи. Черкеску подпоясывали узким ремнем, на который крепился кинжал или пистолет.

У женских костюмов был более свободный крой. При жизни в равнинной местности предпочиталась одежда, сшитая из шелка. Это были штаны, рубаха, длинное платье с откидными рукавами и чувяк из красного сафьяна – обувь, сшитая из кожи козы. Голову покрывал шелковый платок.

В районах гор женщины надевали широкое платье, похожее на рубаху, длинное до икр и штаны, по краям которых шел красивый золотой узор. На ноги надевались сапоги или чувяк, а на голову головной убор, который отличался в разных селениях. Все волосы убирались под чухту, а сверху нее накидывалось покрывало. На покрывало надевался платок с узорами, который не завязывался, а просто был сложен треугольником.

Особенности

В Дагестане очень много различных народностей, более 70. Все они имеют свой отличительный костюм, однако, несмотря на особенности каждого, всех их объединяют определенные детали. Это использование в своей одежде различных туник, туникообразных рубах, платьев-рубах, платков, чухты, бешмека, чалмы. Все это сшито из ярких тканей, украшено узорами, расшито орнаментами, вышивкой.

Узоры могли вышиваться как оберег, так и для красоты, например, природа, животные. Праздничные наряды обязательно украшались драгоценными камнями, золотом, серебром. Все это очень красиво блестело и переливалось на солнце. Помимо одежды, женщины украшали себя браслетами, кольцами, монетами, поясами, ремнями.

В цветах, несмотря на кажущееся разнообразие красок, преобладали белый, красный и черный оттенки. Белый символизировал чистоту, применялся на свадебных мероприятиях. Красный оттенок символизировал достаток и благополучие, а черный придавал магический смысл, давал связь с предками.

Отличительной чертой дагестанских костюмов является их многослойность. К примеру, головной убор состоял из нескольких платков, а под платье надевали еще и штаны. Прибавьте к этому множество украшений, которые были обязательным составляющим образа.

Описание наряда

Мужской костюм состоит из светлой рубахи, штанов темного цвета и плотной ткани, суконной черкески с газырями. Черкеска может быть длинной до колена или щиколотки, рукава расширяются к низу. Поверх нее надевается тонкий ремень, на который можно прикрепить кинжал или пистолет.

Особой деталью является головной убор - папаха, которая считается символом чести и достоинства у народов Кавказа. Богатые носили папаху из каракуля, а простые люди из овчины.

Женский костюм различается гораздо сильнее у разных народностей. В южном Дагестане предпочитали носить богатые и многослойные наряды. Под верхнее распашное платье-валчаг надевалось прямое платье из шелка. Сверху наряд расшивался драгоценными камнями и золотом, широким узором. Отдавали предпочтения красным, зеленым, фиолетовым оттенкам. Головным убором был шелковый платок.

Современные модели

В современном мире молодые дагестанки пытаются создать образ, чтобы выглядеть более привлекательными. Если женщины постарше носят бесформенные платья-балахоны, то молодые девушки стараются подчеркнуть стройность фигуры благодаря приталенным платьям, длинной до колен, но с разрезом. С помощью драгоценностей и обуви на каблуках украшают наряд. В цветах больше преобладают черные оттенки, которые выгодно оттеняют внешность.

Женщины, работающие в поле и по хозяйству, надевают удобные халаты, дополняя их меховыми жилетками в холодное время, а летом ходят в свободных платья из тонких тканей.

Современные дагестанцы носят штаны, рубашки, мало отличаются от обычного образа современного человека.